Научная статья на тему 'Интеллектуальный капитал в стратегиях развития экономической безопасности России'

Интеллектуальный капитал в стратегиях развития экономической безопасности России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
122
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / ПОТЕНЦИАЛ / КАПИТАЛ / ДУХОВНЫЕ И МАТЕРИАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ТРУДА / ЧЕЛОВЕК / ЖИЗНЬ / INTELLECT / POTENTIAL / CAPITAL / SPIRITUAL AND MATERIAL COMPONENTS OF LABOR / MAN / LIFE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Арсеньев Юрий Николаевич, Минаев Владимир Сергеевич, Алимов Марат Анверович

Исследуются особенности создания и развития интеллектуального потенциала и капитала российского общества в сравнении с другими цивилизациями в пространстве времени. Раскрываются особенности истории и эволюции развития интеллекта, специфика самого интеллекта как сущностного критерия оценки способностей и результатов деятельности человека и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Арсеньев Юрий Николаевич, Минаев Владимир Сергеевич, Алимов Марат Анверович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL CAPITAL IN RUSSIAN ECONOMIC SECURITY DEVELOPMENT STRATEGIES

The peculiarities of creation and development of intellectual potential and capital of Russian society in comparison with other civilizations in space-time are explored.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальный капитал в стратегиях развития экономической безопасности России»

ing an exchange of environmental services, as a traditional and effective form of market relations, is being considered.

Key words: ecological services market, environmental services exchange, geo-economics, globalization of economy, supranational institutions.

Sizov Oleg Vitalievich, candidate of economy sciences, Associate Professor, Russia, Orel, Orel State University n.a. I.S. Turgenev

УДК 005.336.4

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ В СТРАТЕГИЯХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Ю.Н. Арсеньев, В.С. Минаев, М.А. Алимов

Исследуются особенности создания и развития интеллектуального потенциала и капитала российского общества в сравнении с другими цивилизациями в пространстве - времени. Раскрываются особенности истории и эволюции развития интеллекта, специфика самого интеллекта как сущностного критерия оценки способностей и результатов деятельности человека и общества.

Ключевые слова: интеллект, потенциал, капитал, духовные и материальные компоненты труда, человек, жизнь.

Человеческий потенциал (ЧП) и капитал (ЧК) в классических моделях обеспечивают важный вклад в экономический рост социального производства. По своей важности ЧК рассматривается наравне с финансовым капиталом как один из главных определяющих факторов роста валового внутреннего продукта (ВВП) стран мира [1-7]. Сегодня многие зарубежные аналитики и политики уровень образования местной рабочей силы и производительности ЧК используют как основные критерии для измерения и оценки величины ЧК разных стран. Так, в Европейском Союзе (ЕС) производительность ЧК измеряют по регионам: густонаселенному континентальному (Испания, Германия) и северному (Голландия, Дания); малонаселенному (Южная Швеция, Франция), страны Восточной Европы из бывшего социалистического лагеря [1, 2].

Другой способ измерения фонда ЧК - оценка доли руководящих должностей и комплексных сложных рабочих мест в общей трудовой занятости. Это особенно относится к предпринимательству и профессиям, требующим высшего образования. В странах ЕС сложная и управленческая работа присуща 22 % всех рабочих мест, причем в богатых регионах -33 %, а в бедных - 13 %.

Высокий уровень безработицы - главное препятствие развитию ЧК, который следует активно использовать. Трудясь, люди способствуют подъему экономического состояния региона или конкретной страны на совокупном и индивидуальном уровне. Измерение ЧК связано с оценкой трудоустройства и занятости. До 70 % экономической ценности создается на базе прямых инвестиций в навыки и ЧК активной рабочей силы. Типовыми рекомендациями являются:

- увеличение инвестиций государства в образование и профессиональные навыки населения;

- поддержка участия вузов, НИИ и других организаций в технологических и исследовательских проектах любого рода;

- повышение постоянной готовности к изменению демографической ситуации вследствие старения общества, усиления интеграции населения в современные рынки труда и общество.

В политике государств применяют четыре ключевых показателя при тесной корреляции производительности труда с благополучием и процветанием населения: количество комплексов рабочих мест в регионах и городах страны; количество рабочих мест, доступных молодежи, легкость для нее поиска работы; способность быстрого возврата безработных к работе и рынкам труда; интенсивность инвестиций в исследования и развитие человеческих ресурсов (ЧР), а также объем средств, приходящийся на местные патентные заявки, оцениваемые как степень инновационного развития отдельного региона.

Степень разумности человека обычно реализуется в процессе его трудовой деятельности, а компетенции интеллекта обеспечивают ему гарантии жизнедеятельности. На всех этапах социального развития цивилизации (от древнего, родоплеменного до современного национально-государственного) особую способность к выживанию и эволюции проявляли те общины и их образования, в которых торжествовал разум, и укреплялись ростки интеллекта (табл. 1).

Таблица 1

Особенности истории и эволюции развития интеллекта

История учений Семантика понимания интеллекта

1 2

Интеллект (лат., греч. «нус» - ум) Под интеллектом следует понимать способность к разумному мышлению и осмысленным действиям, а его развитие интерпретировать как необходимое условие общественного прогресса, гарантию его предвидимого будущего

Рациональный интеллект Сознание людей, обретших свободу в истине - истине познания, проявления воли, действия. «Бог есмь истина» (Р. Декарт). Реальность разумной свободы воли - в действенности рационального мыслящего интеллекта, что не только очевидно, но и разумно, наглядно, достоверно

Продолжение табл.1

1 2

Ранние схоластические учения Ум (интеллект) употребляли для обозначения высшей познавательной способности (сверхчувственное постижение духовных сущностей) в отличие от «разума» (низшей познавательной способности) к элементарной абстракции. Постижение сверхчувственных сущностей духовного порядка - их понимание. Р. Декарт имел те же взгляды, что и схоласты

Р. Декарт Главная функция интеллекта - его способность восприятия и понимания внутреннего бытия вещей со стороны их духовной сути

И. Кант Использовал эти термины в обратном значении: интеллект (рассудок) - способность образования понятий, а разум - способность образования метафизических идей

Гегель Закрепил словоупотребление И. Канта в своей диалектике рассудка (интеллекта) и разума (сознания)

Русские ученые В русском языке у термина «сознание» нет исторических корней, в отличие от ума (лат. - intellectus) - обладание мыслительными способностями, способностями к делу, деловой пригодности (англ. - competency) человека. Интеллект - деятельная сторона разума, его «умное» начало

В теоретическом аспекте «общественный интеллект» (ОИ) ОИ - динамический фактор духовного потенциала развитого государства, интеллектуальные способности индивида - социальная сущность его личностных начал. В жизни ОИ - ум народа, интеллектуальный потенциал общества - стратегический капитал его будущего

Рациональность (ratio) (рациональный означает жизнеспособный) Включает в себя рассудок и разум, жизненный опыт и здравый смысл, умение подсчитывать, принимать в расчет (здесь бухгалтерия с ее числами, суммами, результатами, ведомостями; организация деловых связей и отношений с взаиморасчетами; конкретизация времени, условий, ситуаций ведения бизнеса, делового партнерства; учет интересов государства). Вся система множества значений ratio связана с практикой, правдой жизни, нашим существованием, гарантом правдивости такого мира выступает сам Бог

Качества рационального способа мышления и действия человека Четыре качества субъекта: разумность (обоснованная целесообразность); рассудочность (жизненная оценка); прогрессивность (технологическое движение вперед); применимость и полезность (повышение материального и духовного благосостояния)

Главные функции познающего интеллекта Формирование понимания и обнаружение смысла (семантики), изменяемое в течение истории. Интеллектуальные технологии Декарта помогают рационально освоиться в пространстве путем его изучения (когнитивные технологии) и использования (эксплуатационные технологии) в жизненно требуемых целях (что в нем есть полезного для нас, как это может пригодиться). Интеллектуальные способности человека генетически даны ему не для пустого воображения в гипотетических и аллегорических мирах, а для организации рационально выверенных форм жизнедеятельности

Инженерия жизни Общая цель и задача, в которой когнитивные технологии - лишь предварительны и вспомогательные, а более высокие технологии связаны с синтезом рационального интеллекта, адекватного по своим способностям божественному мастерству. Духовная инженерия личности должна формироваться по образу и подобию Божиему

Капитал (англ., фр. -capital, лат. - capi-talis) Капитал - главное, его социальная функция как организатор общественного производства. В процессе труда, как сознательно организованной деятельности (материальной, духовной), мысль человека - организатор и познанная логика труда, его умение -руководящее начало

Ценностная оце-нка воли, труда, упорства, целеустремленности Надежда на рыночную стоимость продукта, услуги, работы, социальную значимость результата деятельности субъекта

Жизненно мудрый человек - человек рациональный. Способ осуществления интеллекта в рациональной сфере по-разному обозначен в языках: англ. - way, лат. - method, древнегреч. - techne. Формирование понимания и обнаружение смысла - главные функции познающего интеллекта, изменяемые во времени (табл.2). Будучи рассудочным и разумным, человек накапливает свой жизненный опыт, формирует здравый смысл. Познавая жизнь, мы научаемся творчеству и изобретательству, как божественным ремеслам (Р. Декарт).

Таблица 2

Специфика эволюции развития интеллекта человека, общества

История учений Особенности понимания интеллекта

1 2

Ранние схоласты Интеллект - средство понимания Бога, его существование в себе, превосходя всякое бытие и небытие

Зрелая схоластика (Альберт Великий, Фома Аквинский) Бог - всеобщий деятельный разум, интеллект - разум ограниченный, образ Бога в душе, причем истинная деятельность разума не может противоречить вере. Введено четкое различие разума (intellectus) и рассудка (ratio), как главной и вспомогательной способностей мышления. Интеллект (разум) применим к прямому проникновению в истину, рассудок - к исследованию и рассуждению (Фома Аквинский). Дукс Скотт принижал роль интеллекта, так как мы не можем познавать Бога только разумом, для этого нужно еще откровение. Орган созерцания (contemplatio) Бога есть интеллигенция

Мистики (Бернар Клевроский, Гуго Сен-Викторовский) Решение одной из философских проблем - соотношения воли и интеллекта. Если Аквинат подчинял волю интеллекту, то Дукс Скотт, Аквам подчиняли интеллект воле

1 2

Эпоха Возрождения, философия Нового времени (ФНВ), XIV-XV вв. Новый этап возвеличивания интеллекта. Разум (ШвПвМт) -наивысшая духовная сила, уподобляющая человека Богу, способная проникать в сверхчувственные истины благодаря «непостижимому постижению» совпадения противоположностей (Н. Кузанский). В ФНВ интеллект - «естественный свет», врожденная способность человеческой души к постижению сущности вещей

Представители рационалистической философии, XVII-XVIII вв. Гносеологически интеллект - способность к формированию правил метода (Декарт), отысканию опосредствующих идей и выведению заключений (Локк), познание необходимых и вечных истин (Лейбниц) и др. Интеллектуальный мир - мир умозрительных форм и теоретических конструкций (Декарт)

Представители современной философии Переход к постиндустриальному обществу и особенности развития информационного общества, развитие интегрального интеллекта общества и его специфики

Отсюда труд как самоорганизующаяся функциональная система или саморазвивающееся функциональное пространство жизнедеятельности человека содержит в себе материальные элементы и духовные принципы, как капитал своей организации и развития, погружая тем самым капитал и труд в глубины интеллекта как сферы конструктивной духовности и способности человека. Интеллект при этом выступает как собственность труда, в качестве индекса капитала, как принципа и организатора развития. Можно сказать, что капитал - ген развития собственности, его божественное начало.

Разработка теории и стратегии интеллектуального капитала разделяет сознание и материальное производство, производство меновых стоимостей и регулирование их обмена. Разработка модели исторического самодвижения общественного производства позволяет выбрать свой тип рациональности на формах целесообразной деятельности субъекта, обращенной к анализу разумности с позиции труда с переходом от идеологии капитала к идеологии труда.

Интеллектуальная сторона сознания людей связана с их интеллектуальными умениями действовать или профессиональными компетенциями - думать, принимать решения, проектировать, прогнозировать, рассчитывать, анализировать, оценивать и др. Умение включает компонент интеллектуально-мыслительный и материально-практический, реализуемый в системе вещественно-опосредованного труда, материально-предметного по содержанию. Творчески осмысленное содержание любого труда - мера его интеллектуальности. Практические умения - это знание дела, причем этот тип знаний отличен от теоретического знания, как объективного отражения реальности с учетом не сущности объекта, а со своей специфической целью как собственным идеальным содержанием. Конечный резуль-

тат любого производства (материального, духовного) зависит как от внешних сторон, так и субъективных факторов деятельности (кто, какой работник, как умеет трудиться, качество его трудовой деятельности). Поэтому качество труда в этом смысле - это личностные знания, практические умения, трудовые навыки, творческие способности самого работника, организующего и управляющего трудовым процессом.

Иметь ум - означает, что уметь делать дело, иметь умения, являющиеся залогом успеха результативной деятельности индивида и коллектива. И одновременно выступать критерием отделения пустой породы от зерен истины, т.е. бесплодного теоретизирования от продуктивного мышления, используя лишь то, что совершенствует деятельные способности субъекта, способного на базе познанных законов его преобразовывать. Умение есть то личностно единичное, которое может выявить интеллектуально всеобщее в процессах, явлениях. Действенность умения означает действительность знания: действительно знать - значит уметь.

Системой общественного производства знаний является наука, социальный институт по производству знаний, в котором деятельность общественного интеллекта выступает как движущая сила развития знания, его источник и производитель. Абстрактный труд сам по себе не может порождать новые идеи, ведущие к научно-техническому и социально-экономическому прогрессу. Это реализуют люди, трудящиеся в сфере всеобщего труда. К продуктам интеллектуального творчества обычно относят: изобретения, открытия, проекты, модели, описания, схемы, структуры, закономерности и др. Они представляют собой неразрывное единство ценностно-личностного и общественно-значимого, сущностно идеального и материально выраженного, отображая сферу всеобщего труда. Фундаментальная и прикладная направленность труда ориентирована на производство знаний, самого интеллекта, обеспечение развития конкретного труда и производства, создание материальных условий жизни и благ человека.

В отличие от религии, искусства, морали, философии, иных «непроизводительных» форм труда научный интеллект с самого начала обнаруживает тенденцию превращаться в производительную силу, интегриру-ясь с процессом материального производства. Наука в составе общественного производства выполняет не столько идеологическую роль в традиционных формах духовной деятельности, сколько технико-производственную, превращающую науку в главное решающее средство производства материального богатства. В развитом обществе наука превращается в непосредственную производительную силу, а производство -в технологическое приложение науки. Посредством развития науки интеллект как капитал труда все более реализует координирующие и организационные функции развития материального производства. Научные знания отражают технический арсенал интеллекта, повышающий творческие способности и практические возможности, сама наука, как общественный институт по развитию и росту знания, включает в себя «живое ядро» - интел-

135

лект, как духовную силу отдельно взятого человека и общества в совокупности.

Капитал самого интеллекта представляет мощь и силу конструктивно-творческих способностей, «Я умею» и «Я могу» человека, созидательный потенциал и духовное могущество продуктивного мышления и результативного действия социального субъекта - человека, группы, коллектива, общества. Развитие духовной свободы, возвышающей потенциал интеллекта, является условием сочетания материально-духовного компонента самого производителя, его приобщения к творческим основам сознания, передачи полноты интеллекта обществу, выступающих истинной целью политико-рыночных и социально-экономических перемен, направленных на рост благосостояния людей. Государственные и общественные вложения энергии, финансов и прочих ресурсов в развитие человека, его физическое, нравственное, интеллектуальное состояние и самочувствие, выступают конкурентным преимуществом капитала, творческие способности личности - мерилом социального прогресса, а прогресс самого интеллекта - мерой развития всеобщих производительных сил. Сегодня в мировом общественном сознании и мнении происходит переход от идеологии физического труда и имущественной собственности к идеологии интеллектуально-творческого труда и интеллектуальной собственности, кардинальная переоценка стратегии социального развития как движения от общества индустрии вещей к обществу индустрии знаний и интеллект-капитала. Там, где наука становится непосредственной производительной силой, общественное разделение труда и частная собственность заменяются всеобщим трудом и универсальной собственностью, базирующихся на силе социального интеллекта, подчиняющих себе управление и контроль всем производственным процессом (табл. 3).

Таблица 3

Особенности интеллекта в различных измерениях

Мера интеллекта Семантика меры интеллекта

1 2

Как капитала самого интеллекта Представляет мощь и силу конструктивно-творческих способностей, «Я умею» и «Я могу» человека, его созидательный потенциал, духовное могущество продуктивного мышления и результативного действия группы, коллектива, общества

Как вида научного интеллекта Обнаруживает тенденцию превращаться в производительную силу, интегрируясь с процессом материального производства. С этой позиции наука в социальном производстве исполняет не так идеологическую роль, присущую традиционным формам духовной деятельности, как технико-производственную, превращающую науку в главное средство производства материального богатства. В развитом обществе наука превращается в непосредственную производительную силу, а производство - в технологическое приложение науки

1 2

Как вида развития науки В развитии науки интеллект, как капитал труда, все более реализует координирующие и организационные функции развития материального производства. Научные знания отражают технический арсенал интеллекта, повышающий творческие способности и практические возможности, а сама наука, как общественный институт по развитию и росту знания, включает в себя «живое ядро» - интеллект, как духовную силу отдельно взятого человека и всего общества в его совокупности

Как личной собственности Это собственно социализированное «умное» лицо субъекта, уникальный портрет его способностей и возможностей, ядро и главный принцип организации духовного мира

универсальной собственности Это собственность, принадлежащая всему обществу, способность к разумному мышлению и осмысленным действиям

уникальной собственности Это творческая потенция личности, сила ума человека, дисциплина его свободы

Обладание совершенным интеллектом Это ощущение абсолютной нужности людям и безусловное чувство социальной необходимости, это счастье в своей целостности и полноте, счастье полноценной жизни

Сохранение интеллектуального генофонда нации Это предоставление нации перспектив развития и прогресса, сохранения и развития ума народа, его способности к труду, жизнестойкости и жизнеспособности

Процесс интел-лектуализа-ции труда Характеристики общественного труда выступают одновременно в качестве основы становления показателей материального благополучия и духовного благосостояния народа. Их следует рассматривать как перспективный показатель состояния общественного производства и развития человека

Уровень богатства информационного общества Определяется не запасами сырья, а интеллектуальным потенциалом. Главным видом собственности общества и личности становится интеллектуальная собственность, а интеллектуал-работник - центральной фигурой материального производства

Современное общество интеллект-капитала Социальный институт отношений, основанный на эффекте самодисциплины ума и воли, самоорганизации сознания и деятельности, ассоциация людей, умеющих превратить осознание и понимание жизни в разумное творчество социально-экономической жизни

В перспективе считается, что уровень богатства современного информационного общества определяется не запасами сырья, а интеллектуальным потенциалом, причем главным видом собственности общества и личности становится интеллектуальная собственность, а интеллектуальный работник - центральной фигурой материального производства. Общество интеллект-капитала - это социальный институт отношений, основанный на эффекте самодисциплины ума и воли, самоорганизации сознания и деятельности, ассоциация людей, умеющих превратить осознание

и понимание жизни в разумное творчество социально-экономической жизни [3-7].

Поэтому для России крайне важно обратить, наконец, внимание на развитие высшего образования, прекратить непрерывно идущие рекомендации по «бумажным технологиям» компетентностного образования, задуматься о сущности и целях высшего образования, как кузницы ЧК и ЧА, морально-психологическом самочувствии осуществляющих его преподавателей, их бедственном финансовом положении при постоянном росте учебной нагрузки. Пора прекратить оглядываться на западные рекомендации, их рейтинги, а заняться поддержкой творческих неординарных личностей, внедрения их опыта по всей России с учетом местных особенностей, национальных традиций, религиозных верований и менталитета народа.

Список литературы

1. Арсеньев Ю.Н., Давыдова Т.Ю., Шелобаев С.И. Управление субъектами хозяйствования (инновации, инвестиции, менеджмент качества и знаний, безопасности и риска): монография. М:Тула: Изд-во ИИЦ, 2017. 298 с.

2. Арсеньев Ю.Н., Давыдова Т.Ю. Инновации, инвестиции, интеллект: потенциал, капитал, модели. М.-Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. 447 с.

3. Багов В.П., Серезнев Е.Н., Ступаков В.С. Управление интеллектуальным капиталом. М.: Камерон, 2006. 326 с.

4. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал: ключ к успеху в новом тысячелетии / под ред. Л.Н. Ковачи. СПб.: Питер, 2001. 288 с.

5. Дресвянников В.А. Построение систем управления знаниями на предприятии. М.: Кноррус, 2005. 288 с.

6. Зинов В.Г. Управление интеллектуальной собственностью. М.: Дело, 2003.

7. Щетинин В.П. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 12.

Арсеньев Юрий Николаевич, д-р техн. наук, проф., акад. МАОП, АНЗ, АИО, проф. кафедры, сирене\>.45'а,таИ.ги., Россия, Тула, Тульский филиал РАНХиГС при Президенте Российской Федерации.

Минаев Владимир Сергеевич, канд. техн. наук, доц., Россия, Тула, Тульский филиал РАНХиГС при Президенте Российской Федерации.

Алимов Марат Анверович, аспирант, Россия, Москва РАНХиГС при Президенте Российской Федерации

INTELLECTUAL CAPITAL IN RUSSIAN ECONOMIC SECURITY DEVELOPMENT STRATEGIES

Yu.N. Arsenyev, V.S. Minaev, M.A. Alimov

The peculiarities of creation and development of intellectual potential and capital of Russian society in comparison with other civilizations in space-time are explored.

Key words: intellect, potential, capital, spiritual and material components of labor, man, life.

Arsenyev Yurji Nikolaevich, doctor of technical Sciences, [email protected] Russia, Tula, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Tula Branc.

Minaev Vladimir Sergeevich, Candidate of Technical Science, docent, Russia, Tula, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Tula Branch.

Alimov Marat Anverovich, postgraduate, Russia, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

УДК 658.330

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА КРЫМА

А.М. Колесников, М.В. Намханова, Т.А. Кокодей

Предметом исследования является процесс стратегического планирования деятельности организаций, функционирующих в сфере индустрии гостеприимства Крыма. Цель исследования - определить направления совершенствования стратегического планирования хозяйствующих субъектов путем, во-первых, разработки квалитативной модели развития организации, которая позволит сформировать информационную базу для принятия обоснованных стратегических планов, во-вторых, предложить методику развертывания стратегических целей в тактические (оперативные) планы. Для построения квалитативной модели стратегии развития организаций исследуемой отрасли предлагается использовать ряд среднеотраслевых показателей, полученных обобщением индивидуальных показателей. Результаты анализа позволят повысить обоснованность управленческих решений при формировании стратегических альтернатив и выборе оптимальной стратегии развития.

Ключевые слова: Крым, туризм, стратегическое планирование, квалитативная модель, декомпозиция стратегических планов, Hoshin-планирование.

Туризм в настоящее время становится одним из важнейших направлений развития экономик большинства стран мира. По данным Всемирно-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

139

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.