Научная статья на тему 'Интеллектуальный капитал: понятие, структура, управление'

Интеллектуальный капитал: понятие, структура, управление Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1092
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / СТРУКТУРНЫЙ КАПИТАЛ / КЛИЕНТСКИЙ КАПИТАЛ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗНАНИЯ / ИННОВАЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ КАПИТАЛОМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ивашечкова Мария Сергеевна

В данной статье рассмотрено понятие интеллектуального капитала, его составляющие элементы (человеческий, структурный и клиентский капитал), различные подходы организации интеллектуальной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLTCTUAL CAPITAL: CONCEPT, STRUCTURE, MANAGEMENT

This article considers the concept of intellectual capital, its constituent elements (human, structural and client capital), different approaches to the organization of intellectual activity.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальный капитал: понятие, структура, управление»

12. Шевырев A.B., Палей Т.Ф., Бакеева Й.Р., Горшков Д.В. Системно-креативное мышление в обучении проектному управлению в вузе, издательство КГФЭИ, Казань, 2011. - 150 с.

13. www.ewrikasmc.ru/newshool.html - раздел «Новая школа».

УДК 330.142

М.С. Ивашечкова ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА,

УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация: в данной статье рассмотрено понятие интеллектуального капитала, его составляющие элементы (человеческий, структурный и клиентский капитал), различные подходы организации интеллектуальной деятельности

Ключевые слова: интеллектуальный капитал, человеческий капитал, структурный капитал, клиентский капитал, интеллектуальная деятельность, знания, инновации, конкурентоспособность, развитие, управление интеллектуальным капиталом.

Mariya Ivashechkova INTELLTCTUAL CAPITAL: CONCEPT, STRUCTURE, MANAGEMENT

Annotation: this article considers the concept of intellectual capital, its constituent elements (human, structural and client capital), different approaches to the organization of intellectual activity.

Keywords: intellectual capital, human capital, structural capital, client capital, intellectual activity, knowledge, innovations, competitiveness, development, intellectual capital management.

На исходе 20 века в мировом сообществе начался переход от индустриальной экономики к информационной или экономике знаний. Переходный период характеризуется высоким значением природно-сырьевых ресурсов, но существенно возрастает роль человеческих ресурсов, инновационно-интеллектуальной деятельности человека, формирующей интеллектуальный капитал, как фактор устойчивого социально-экономического развития. Одним из ключевых условий выхода российской экономики из глобального финансово-экономического кризиса и перехода к посткризисному экономическому росту является смена национальной модели развития: переход от экспортно-сырьевой модели к инновационной модели развития, основанной на экономике знаний.

В этой связи существенное положительное влияние на российскую экономику должно оказать теоретическое развитие и практическое применение современных подходов к управлению, таких как новая парадигма - управление интеллектуальным капиталом организации. Однако, по данным российской статистики, доля компаний, применивших на практике положения новой парадигмы, составляет очень маленький процент. Этого явно недостаточно для становления в России экономики, основанной на знаниях, и обеспечения конкурентоспособности российских компаний. Одной из причин сложившегося положения является отсутствие теоретико-методологической основы формирования системы управления интеллектуальным капиталом (ИК) в организации.

Инновационная экономика знаний опирается на интеллектуальный человеческий ресурс как основной фактор экономического роста и ИК как доминирующую форму капитала. Очевидно, что экономика ведущих стран в настоящее время превращается в экономику, основанную на знаниях, а новой формой общественного богатства становится интеллектуальное богатство [6, с.3]. Экономические процессы становятся все более связанными с неосязаемыми интеллектуальными продуктами, знаниями, информационными технологиями.

© Ивашечкова М.С., 2014

Распространение высоких технологий привело к внедрению нематериальных активов практически во всех организациях и хозяйствующих субъектах. В связи с этим появилось новое научное направление и новая категория - интеллектуальный капитал. Отношения, связанные с формированием и использованием ИК на коммерческой основе, получили большое и чрезвычайно быстрое распространение в современном мире.

Перспектива развития цивилизованных государств в условиях перехода к постиндустриальному производству связана с решением проблем сохранения, наращивания, грамотного использования и умелой коммерциализации интеллектуального капитала как одного из важнейших стратегических факторов экономического роста. Во всем мире идет процесс формирования и развития новой отрасли общественного производства — индустрии так называемых «информационно-интеллектуальных продуктов». В этой ситуации основным направлением повышения эффективности становится технологическое обеспечение творческой инициативы в рамках разработки и использования ресурсосберегающих, энергосберегающих и других аналогичных им технологий, а главным стратегическим направлением — развитие рынка информационно-интеллектуальных продуктов и услуг [1, с.15].

Рассмотрим различные точки зрения на понятие «интеллектуальный капитал» [4, с. 115].

«Интеллектуальный капитал - сумма знаний всех работников компании, обеспечивающая ее конкурентоспособность. Интеллектуальный капитал представляет собой совокупность патентов, технических описаний, деловых навыков, технологий, информации о поставщиках и заказчиках, а также опыта» (Стюарт Т.А.).

«Интеллектуальный капитал - совокупные знания работников организации, которые могут быть использованы для получения конкурентного преимущества» (Макдоналд Х.).

«Интеллектуальный капитал - накопленные индивидуумом знания и ноу-хау, служащие источником обновления» (Альберт С).

Такой же широкий спектр мнений о сущности понятия ИК встречается в работах отечественных исследователей.

«Интеллектуальный капитал - оформленные в качестве имущества предприятия, используемые в деятельности предприятия и приносящие предприятию доход объекты и права на интеллектуальную собственность» (Новосельцев О.В.).

«Интеллектуальный капитал - явные и скрытые активы компании, являющиеся продуктом инновационной деятельности сотрудников компании» (Тулугурова Е.В.).

«Интеллектуальный капитал отражает совокупность интеллектуальных ресурсов организации и систему отношений между экономическими субъектами по поводу производства, распространения и использования интеллектуальных ресурсов и знаний, необходимых для их эффективного функционирования» (Зинов В.Г.).

Развитие теории ИК прошло путь от обобщения к разветвлению, и поэтому, на современном этапе суть интеллектуального капитала объясняется учеными с позиции структурирования и исследования его составных частей.

Выделяют следующие 3 составляющие ИК, а именно: человеческий капитал, структурный капитал, потребительский капитал [3, с.178].

1) Человеческий капитал.

Именно он обеспечивает формирование интеллектуального продукта и снабжение инновациями организационной структуры изнутри. Человеческий капитал сложен для структуры в плане его полной реализации из-за неочевидности проявления его некоторых составляющих. К интеллектуальному человеческому капиталу можно отнести:

- управленческие ресурсы организации;

- общую квалификацию кадрового состава организации (определенный уровень образования и опыта работы в данной сфере, устанавливаемый как требование к кандидату при приеме на работу);

- неочевидные творческие или интеллектуальные способности работников;

- ноу-хау, технические знания, секреты производства, административный, финансовый, коммерческий или иной опыт, практически применяемые в деятельности организации, которые еще не стали всеобщим достоянием, но также и не имеют государственной регистрации.

Можно выделить следующие особенности человеческого капитала:

- права собственности на человеческий капитал не могут быть переданы;

- инвестициями в человеческий капитал являются инвестиции в образование, повышение квалификации, совершенствование и развитие, физическое и психическое здоровье;

- изменения человеческого капитала невозможно измерить с той же точностью что и для материального;

- отдача от человеческого капитала во многом зависит от самого человека - его личностных характеристик, способностей, знаний, умений и здоровья;

- отдача от инвестиций в человеческий капитал непосредственно зависит от продолжительности трудоспособного периода, и чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу;

- человеческий капитал не только подвержен физическому и моральному износу, но и способен накапливаться и умножаться.

Организация не имеет монопольного права на человеческий капитал, а является его совладельцем наряду с работником. Признав равноправия на этот ресурс, организация может получить выгоду, отказавшись от этого - потеряет источник будущих прибылей. Этот актив не отражается в учете. Но затратами на него можно признать материальное стимулирование особо ценных кадров.

2) Структурный капитал - интеллектуальная собственность организации в целом, ее интеллектуальная наполненность. Права на нее юридически закреплены за всей структурой. В отличие от человеческого капитала, структурный может уйти от компании, только если она этого сама захочет. Структурный капитал - явный ресурс организации, обладающий очевидной полезностью и необходимостью использования; совокупность наличных нематериальных активов и воплощенных способностей организации к конкурентной борьбе на рынке. Ниже представлены его составляющие:

- технологическая оснащенность организации: соответствующая времени и задачам техника, программное обеспечение;

- патенты, лицензии, отдельные от сотрудника ноу-хау, технологии производства;

- организационные знания: know-what (стратегические знания), know-why (теоретические знания), know-how (практические знания).

Задачи структурного капитала - кодирование совокупности знаний с целью сохранения их, и предотвращения их утраты, а также соединение этих знаний и сотрудников организации в нужный момент времени. Тем самым структурный капитал создает новую форму и характер соединения факторов производства, адекватные экономике знаний: соединяет знания как новейший фактор производства и интеллектуала - генератора инноваций, как новейший тип рабочей силы. Другая экономическая функция структурного капитала - соединение человеческого и клиентского капиталов. Структурный капитал даст сотрудникам возможность реализовать свои производственные идеи, ценные задумки, тем самым, создавая дополнительный интерес и приверженность специалиста к данной организации, что неизбежно выливается в рост прибыли, продаж, имиджа и т.п. И с другой стороны отлаженный процесс информационного обеспечения (управления структурным капиталом) стабилизирует и укрепит связи организации с поставщиками и потребителями, ее положение во внешней среде.

3) Клиентский капитал (внешние возможности получения интеллектуального ресурса и грамотного его применения, взаимоотношения компании с контрагентами - покупателями и поставщиками). К потребительскому капиталу можно отнести: бренд, торговую марку, деловую репутацию, долгосрочные отношения с поставщиками и клиентами. В целом можно сказать, что интеллектуальный капитал - фактор производства и работы организации, представляющий собой совокупность экономических реализаций знаний и информации в процес-

се хозяйственной деятельности. Несомненно, данный ресурс, имеющий широкое распространение в современной экономике, служит источником преимуществ в конкурентной борьбе на рынке, а также фактором общечеловеческого развития общества и прогресса.

В организации при создании системы управления ИК используются следующие общенаучные подходы: ситуационный, системный и процессный [3, с. 315].

Системный подход предполагает организацию интеллектуальной деятельности компании по созданию интеллектуального капитала на 4-х иерархических уровнях, на каждом из которых формируется определенный вид ИК:

- на уровне внешней среды (экономики в целом, его деловой среды): внешний ИК;

- на уровне внутренней среды (самой организации): организационный ИК;

- на уровне проектной или рабочей команды (подразделения): групповой человеческий капитал;

- на уровне индивида (работника знаний организации и его рабочего места): индивидуальный человеческий капитал.

На уровне страны в целом и региональной экономике в частности целью управления ИК в организации является создание интеллектуальной организации, которая обладает высокими конкурентными преимуществами, основанными на создании и экономическом использовании знаний.

При организации интеллектуальной деятельности в компании возможно использование следующих концептуальных подходов, отражающих характер включения субъектов различных уровней, в создании и использовании ИК и степень независимости и самодостаточности организации: традиционный, кооперации, интеграции [2, а 80].

1) Традиционный подход.

Организация максимально использует то, что создано общественными институтами, т.е. приобретает в готовом виде новые информацию, знания, интеллектуальные ресурсы, адаптируя их в соответствии с собственными потребностями. При этом компания минимизирует издержки на интеллектуальную деятельность и делает упор на эффективность поиска и оценки информационных и интеллектуальных ресурсов, поступающих в организацию из внешней среды. Внутри компании управление концентрируется на рациональном использовании интеллектуальных и информационных ресурсов, создании доступной общеорганизационной информационной среды, развитии информационных технологий, что позволяет максимально использовать приобретенные информацию и знания.

2) Подход кооперации.

Организация вступает в договорные взаимоотношения с общественными институтами и субъектами деловой среды, которые образуют инфраструктуру интеллектуальной деятельности. Совместно формируются интеллектуальные ресурсы, производится информация, знания, ИК. Этот подход предполагает варианты по сферам и объему охвата деловых партнеров. По сферам охвата: отраслевые и региональные партнеры. Отраслевое партнерство проявляется в интеллектуальной деятельности в виде вертикальной или горизонтальной кооперации организаций, которые объединяются в совместной хозяйственной деятельности по созданию определенного материального продукта, относящегося к конкретной отрасли.

Объем охвата кооперативной интеллектуальной деятельности измеряется размером географического пространства, на котором взаимодействуют партнеры, и количеством организаций, вовлеченных в партнерство.

Вариантом кооперации является также и аутсорсинг. Аутсорсинг обеспечивает высокое качество услуг интеллектуального характера за счет специализации и опыта контрагентов, снижение издержек хозяйственной деятельности, т.к. организация не создает соответствующих внутренних институтов.

Подход к организации интеллектуальной деятельности на принципах кооперации возможен при сочетании условий: развитость рыночной экономики; наличие регионального промышленного технологического кластера; поддержка и стимулирование кооперативной интеллектуальной деятельности со стороны региональных властей.

3) Подход интеграции.

Организация создает внутри себя все необходимые институты и единую систему управления для независимой интеллектуальной деятельности - внутренняя интеграция.

При внешней интеграции создается корпорация с единой системой управления, которая включает в себя компании, охватывающие следующие виды деятельности: образовательную деятельность - корпоративные средние и высшие специальные учебные заведения; научно-исследовательскую деятельность - научно-исследовательские институты; проектно-техническую деятельность - инжиниринговые фирмы; опытное и серийное производство -производственные предприятия; правовую деятельность - патентные бюро; экономическую деятельность - финансовые институты (банки, инвестиционные компании).

Подход интеграции, основанный на освоении организацией всех видов ИД, требует значительных инвестиций, но создает предпосылки для реализации стратегии интеллектуального лидера. Кроме того, при выборе данного подхода имеется возможность создания условий конфиденциальности и сохранения в тайне объектов интеллектуальной собственности, особенно ноу-хау, которые трудно защитить правовыми. Увеличивается интеллектуальная независимость организации, возрастает его конкурентоспособность. При значительных интеллектуальных результатах организация получает возможность сильного влияния на соответствующих рынках материальных и интеллектуальных продуктов. Однако при этом требования к системе управления ИК организации возрастают.

При переходе от традиционного подхода к интеграции происходит увеличение объема затрат на интеллектуальную деятельность, рост конкурентных преимуществ, основанных на знаниях, снижение влияния внешней среды, повышение требований к системе управления ИК организации.

Таким образом, интеллектуальный капитал - результаты интеллектуальной деятельности отдельных работников и организации в целом, представленные кодифицированной и материализованной информацией, отражающей способности, навыки и совокупные знания работников организации, которые могут быть использованы для получения конкурентного преимущества [6, а101].

Проблемы формирования и использования интеллектуальных ресурсов тесно связаны с эффективностью реализации инновационных проектов и программ в рамках стратегических планов предприятий и организаций. Реализация инновационных процессов, связанных с разработкой новых технологий, новых видов продукции, услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, маркетингового или иного характеров, требует не только затрат ресурсов, но и использования специальных организационно-экономических инструментов [4, а43].

В этой связи интеллектуальный капитал становится не только необходимым ресурсом для реализации нововведений, но и эффективным организационно-управленческим инструментом развития предприятия и повышения его конкурентоспособности

Библиографический список

1 Бараева Ю.В. Интеллектуальный капитал как фактор развития инновационного производства. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)». Москва, 2011.

2 Гаранина Т.А. Интеллектуальный капитал организации как фактор создания ценности бизнеса: определение, оценка и управление. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург, 2009.

3 Дресвянников В.А. Формирование системы управления интеллектуальным капиталом на промышленных предприятиях (теория и методология). Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. Всероссийский заочный финансово-экономический институт. Москва, 2008.

5 Мухаметгалиева Ч.Ф. Реализация интеллектуального капитала в условиях интеграции науки и образования. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономиче-

ских наук. ГОУ ВПО «Казанский государственный финансово-экономический институт». Казань, 2011.

7 Шабанов А.Г. Интеллектуальный капитал коммерческой фирмы как фактор ее конкурентоспособности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. Москва, 2006.

8 Шляхтин М.Ю. Структуризация интеллектуального капитала в экономике знаний. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова. Ярославль, 2009.

УДК 331.1

А.Ю. Истратий ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ

МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация: Статья посвящена актуальным вопросам управления поведением работников с помощью формирования эффективной системы мотивации и стимулирования персонала организации. В исследовании приведена методика построения подобной системы, определены ее составляющие. Основной акцент сделан на определении целей и их декомпозиции; формулировании задач; учете принципов построения подобных систем; рекомендациях по выбору элементов системы мотивации и стимулирования, включающих материальные денежные и неденежные, а также нематериальные стимулы. Рассмотрен также вопрос, связанный с необходимостью выделения в компании структуры, которая должна отвечать за формирование системы мотивации и стимулирования персонала и определено, что это связано с созданием рабочей группы в структуре управления организацией и приданием ей соответствующего статуса. В статье так же выделены три основных момента создания такой организационной структуры: подбор кадров, проверка наличия соответствующего опыта и конкурентных достоинств, организация бизнеса и процесса управления таким образом, чтобы это способствовало в дальнейшем успешному внедрению данной системы. Обосновано, что только комплексно подходя к решению проблемы формирования системы мотивации и стимулирования персонала организации возможно достичь поставленной перед ней цели.

Ключевые слова: мотивация, персонал, стимулирование, нематериальное стимулирование, материальное стимулирование, система мотивации и стимулирования персонала, управление персоналом, комплексный подход.

Anna Istraty PROBLEMS OF FORMING EFFECTIVE PERSONNEL MOTIVA-

TION SYSTEMS

Abstract: Article is devoted to topical issues of behavior management workers through an efficient system of personnel motivation organization. The study describes a method of constructing such a system, its components are defined. Focuses on setting goals and their decomposition; formulating objectives; accounting principles of the construction of such systems. Recommendations on the choice of the elements of motivation and

© Истратий А.Ю., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.