Научная статья на тему 'Моделирование структуры интеллектуального капитала'

Моделирование структуры интеллектуального капитала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА / МОДЕЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА / INTELLECTUAL CAPITAL / THE STRUCTURE OF INTELLECTUAL CAPITAL / THE MODEL OF INTELLECTUAL CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тугускина Галина Николаевна

В статье рассматривается понятие интеллектуального капитала, анализируются различные подходы к содержанию его структуры, предлагается обобщенная модель структуры интеллектуального капитала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF THE STRUCTURE OF INTELLECTUAL CAPITAL

In the article the concept of the intellectual capital is considered, various approaches to the maintenance of its structure are analyzed, the generalized model of structure of the intellectual capital is offered.

Текст научной работы на тему «Моделирование структуры интеллектуального капитала»

УДК 330.1

МОДЕЛИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА

Г. Н. Тугускина

MODELING OF THE STRUCTURE OF INTELLECTUAL CAPITAL

G. N. Tuguskina

Аннотация. В статье рассматривается понятие интеллектуального капитала, анализируются различные подходы к содержанию его структуры, предлагается обобщенная модель структуры интеллектуального капитала.

Ключевые слова: интеллектуальный капитал, структура интеллектуального капитала, модель интеллектуального капитала.

Abstract. In the article the concept of the intellectual capital is considered, various approaches to the maintenance of its structure are analyzed, the generalized model of structure of the intellectual capital is offered.

Key words: intellectual capital, the structure of intellectual capital, the model of intellectual capital.

Понятие капитала как экономической категории трактуется по-разному. С одной стороны, это потенциал (накопленное богатство), который дает возможность регулярно получать доход, с другой - система экономических отношений между заинтересованными сторонами. Исследователи категории «капитал» выделяют следующие его четыре эволюционные формы: промышленный капитал, финансовый капитал, финансово-промышленный и интеллектуальный капитал.

Термин «интеллектуальный капитал» появился в начале 1990-х гг. и обозначал «сумму всех знаний всех работников предприятия, которая предоставляет ему конкурентное преимущество на рынке». При этом под знанием понимались патенты, управленческие навыки, технологии, информация о клиентах и поставщиках, а также опыт. Позднее данное определение было уточнено следующим образом: «Это знание, которым владеют работники; это электронная сеть, позволяющая корпорации реагировать на изменение рыночной ситуации быстрее конкурентов; это партнерство компании и клиента, укрепляющее связи между ними и вновь и вновь привлекающее потребителя» [1].

Некоторые ученые трактуют «интеллектуальный капитал» как знания, которые могут быть преобразованы в стоимость, как «особое соединение человеческого капитала (реальные и потенциальные интеллектуальные способности, а также соответствующие практические навыки работников предприятия) и структурного капитала (составляющие капитала предприятия, задаваемые такими специфическими факторами, как связи с потребителями, бизнес-процессы, базы данных, бренды и IT-системы)».

Попытку структурировать интеллектуальный капитал впервые сделали Л. Эдвинсон и М. Мэлоун , разбив его на человеческий и структурный капитал.

А. Т. Волковым сделан акцент на том, что интеллектуальный капитал представляет собой умножение составляющих его частей, выражающееся в синергетическом эффекте. Им же введено понятие инновационного капитала. Он рассмотрен как воплощающий в себя интеллектуальную собственность в

двух аспектах: как ресурс и как актив. Как ресурс он характерен тем, что создание новшеств сопровождается трансформацией знания (взаимным преобразованием неформализованного и формализованного знания) и созданием нового знания, которое распространяется среди сотрудников, инновационных групп, проектных команд и в целом по организации. Как актив инновационный капитал проявляет себя в том, что объекты интеллектуальной собственности сами по себе имеют определенную стоимость (рис. 1) [2].

С точки зрения Е. М. Селезнева , если ставить задачу разработки количественной оценки уровня развития интеллектуального капитала предприятия, то удобнее будет пользоваться следующим понятием: интеллектуальный капитал - это интеллектуальный инструментарий предприятия, определяющий его творческие возможности по созданию и реализации интеллектуальной и инновационной продукции, который составляют люди с определенным характером и способностями, воспитанием и культурой (рис. 2) [3].

Капитал организации

I

1 г г

Финансово-промышленный капитал Интеллектуальный капитал

Человеческий капитал Структурный капитал Инновационный капитал Клиентский капитал

Компетенция и способности персонала предприятия Инфраструктура предприятия (информационные технологии, рабочие процессы и т.д.) Изобретения Бренды (товарные знаки и знаки обслуживания)

Коммерческое обозначение

Контракты с выдающимися специалистами в той сфере, к которой относится бизнес Философия управления, общая культура, бизнес-процессы Полезные модели Фирменные наименования и наименования места происхождения товара

Образование; квалификация; связанные с работой знания - Промышленные образцы Наличие своих людей в организациях-партнерах/клиентах

Профессиональные наклонности; Психометрические характеристики; Связанные с работой умения - Секреты производства (ноу-хау); технология Наличие постоянных покупателей; повторные контракты с клиентами и ценность, заключенная в отношениях с клиентами

- - Программы для ЭВМ и базы данных -

- - Авторские и смежные права -

Деловая репутация

Рис. 1. Структура капитала организации

Как показало проведенное исследование, несмотря на то, что каждое предприятие индивидуально и имеет свою специфику, тем не менее накопление опыта и знаний об интеллектуальном капитале к началу текущего десятилетия позволило определить общие подходы, выработать более или менее единую структуризацию интеллектуальных активов предприятий. Также следует отметить, что практически все исследователи этого вопроса выделяют три составляющих интеллектуального капитала: человеческий капитал; структурный, или организационный, капитал; клиентский капитал.

Рис. 2. Структура интеллектуального капитала

Каждая модель интеллектуального капитала по-своему обосновывает выделение элементов и взаимоотношения между ними. Структура интеллектуального капитала в одной из наиболее известных моделей «Skandia Value Scheme», разработанной Л. Эдвинссоном для шведской страховой компании Skandia, представлена на рис. 3.

Как следует из приведенной схемы, интеллектуальный капитал состоит из структурного и человеческого капитала, учитывает возможность будущих доходов с точки зрения вклада человека, его способности постоянно создавать и порождать еще большую стоимость.

Рис. 3. Структура интеллектуального капитала в модели «Skandia Value Scheme» Л. Эдвинссона

В этой модели интеллектуальный капитал представлен в виде арифметической суммы его элементов. По нашему мнению, это не совсем точно, так как необходимо также учитывать взаимодействие элементов между собой и их неодинаковую роль в создании стоимости предприятия.

Такая попытка сделана другим шведским исследователем К. Э. Свейби. Схематично эту модель можно представить в виде таблицы, в которой отражены инвестиции как в материальные активы (оборудование, здания), так и в нематериальные. Нематериальные активы К. Э. Свейби делит на компетенцию сотрудников, внутреннюю и внешнюю структуру предприятия. К компетенции относятся мысленные знания, способности, накопленный опыт, образование. Внешняя структура ориентирована на отношения с клиентами и поставщиками - это имидж предприятия, торговые марки, признание продукции. Внутренняя структура ориентирована на поддержание организации и включает патенты, авторские права, базы данных, административные системы, научные исследования и разработки. Каждый из трех нефинансовых показателей оценивается с точки зрения роста и инноваций, эффективности и стабильности (табл. 1).

Таблица 1

Матрица Свейби

Компетенция сотрудников Внутренняя структура Внешняя структура

1 2 3 4

Рост и инновации Длительность работы в данной профессии (лет). Уровень образования. Затраты на обучение и образование сотрудников. Внутрифирменный оборот персонала. Клиенты, повышающие компетенцию Инвестиции в информационные технологии. Клиенты, улучшающие структуру Прибыль на одного клиента. Рост числа клиентов. Клиенты, улучшающие имидж предприятия

Окончание табл. 1

1 2 3 4

Эффективность Доля специалистов. Добавленная стоимость на одного занятого. Добавленная стоимость на одного специалиста. Прибыль на одного занятого. Прибыль на одного специалиста Доля обслуживающего персонала. Индекс «ценности/отношени е персонала» Индекс удовлетворенности клиентов. Продажи на одного клиента. Индекс «выигрыш / потери»

Стабильность Текучесть специалистов. Средняя заработная плата. Средний трудовой стаж Срок жизни организации. Текучесть обслуживающего персонала. Доля новых сотрудников Доля крупных клиентов. Структура клиентов по длительности партнерских связей. Частота повторяющихся заказов

В данной модели обращает на себя внимание тот факт, что многие показатели трудно интерпретируемы без дополнительных разъяснений, например, «клиенты, улучшающие компетенцию», «клиенты, улучшающие внутреннюю/внешнюю структуру», «ценности/отношение персонала». Далее неясно, гарантирует ли предприятие, что методология подсчета используемых показателей не изменится на протяжении достаточного для инвесторов периода.

Каждый из показателей в модели Свейби имеет свою единицу измерения (проценты, коэффициенты, стоимость в денежных единицах, удельные показатели и т.д.). Очевидно, что представленная система показателей дает не прямую, а косвенную оценку интеллектуального капитала предприятия в виде результатов (например, добавленная стоимость, удовлетворенность клиентов) или внешних проявлений деятельности менеджеров по увеличению стоимости предприятия (например, затраты на обучение и образование сотрудников).

Оценки интеллектуального капитала (и соответствующие модели) могут довольно значительно отличаться на разных предприятиях. Поэтому сложившаяся основная структура интеллектуального капитала постоянно дополняется новыми подходами и попытками точнее учесть нефинансовые факторы роста стоимости.

Проведенный обзор позволяет сделать следующий вывод: в настоящее время не сформировалось однозначного толкования понятия «интеллектуальный капитал», поскольку разные авторы, как правило, подходят к определению этого понятия с разных позиций. Следует отметить и отсутствие единой трактовки понятия структуры интеллектуального капитала.

Однако, несмотря на это, подавляющее большинство авторов признают наличие самостоятельных элементов интеллектуального капитала - челове-

Данная структура, с нашей точки зрения, наиболее полно отражает сущность интеллектуального капитала как показателя значимости знаний в увеличении стоимости капитала современного предприятия и тем самым создает основу для более эффективного управления формированием и развитием структурных элементов интеллектуального капитала, в том числе и человеческого капитала, что представляется стратегически важным в условиях динамичного развития внешней среды.

Список литературы

1. Стюарт, Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций / Т. Стюарт. - М. : Перспектива, 2007.

2. Волков, А. Т. Формирование системы управления интеллектуальной собственностью в производственных и научно-производственных организациях России (методологические и практические аспекты) : дис. ... д-ра экон. наук: спец. 08.00.05 / Волков А. Т. - М., 2006.

3. Селезнев, Е. Н. Интеллектуальный потенциал - показатель состояния интеллектуального капитала и эффективности его использования / Е. Н. Селезнев // Финансовый менеджмент. - 2004. - № 5. - С. 123-129.

ческого, организационного и клиентского. На основе разностороннего анализа различных подходов нами предлагается следующая обобщенная модель структуры интеллектуального капитала (рис. 4), согласно которой интеллектуальный капитал включает две основные составляющие: внутреннюю (человеческий и структурный капиталы) и внешнюю (клиентский капитал).

Рис. 4. Модель структуры интеллектуального капитала

Тугускина Галина Николаевна

доктор экономических наук, профессор, кафедра менеджмента, Пензенский государственный университет E-mail: galina066@mail.ru

Tuguskina Galina Nikolaevna

doctor of economic sciences, professor, sub-department of management, Penza state University

УДК 330.1 Тугускина, Г. Н.

Моделирование структуры интеллектуального капитала / Г. Н. Тугускина // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2013. - № 2 (6). -С. 122-128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.