Научная статья на тему 'Интеллектуальный капитал как фактор повышения конкурентоспособности инновационного бизнеса'

Интеллектуальный капитал как фактор повышения конкурентоспособности инновационного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
730
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ПРОДУКТ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / БИЗНЕС / ИННОВАЦИИ / QUALITY / INTELLECTUAL CAPITAL / PRODUCT / COMPETITIVENESS / EFFECTIVENESS / BUSINESS / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Королев П. П.

В статье раскрывается роль интеллектуального капитала в повышения конкурентоспособности инновационного бизнеса. Установлено, что вопросы обеспечения качества не могут рассматриваться без отрыва от экономической деятельности предприятия в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL CAPITAL AS A FACTOR OF IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF INNOVATIVE BUSINESS

The article reveals the role of intellectual capital in improving the competitiveness of innovative business. It is established that the matters of quality provision cannot be considered without a separation from the economic activity of an enterprise as a whole.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальный капитал как фактор повышения конкурентоспособности инновационного бизнеса»

ний представляют собой комплекс проектных, организационных, инженерно-технических, алгоритмических и программных решений, направленных на создание единой информационно-управля-ющей инфраструктуры, обеспечивающей гибкую эффективную технологию обслуживания, наиболее полно отвечающую потребностям его владельцев с соблюдением современных требований энергосбережения и обеспечения безопасности.

- АСУЗ - являются главным звеном единой информационно-управляющей инфраструктуры здания, комплекса зданий, микрорайона и городского хозяйства в целом.

Необходимость создания при строительстве единой системы диспетчеризации обусловлена рядом факторов. В первую очередь создание АСУЗ продиктовано возможностями сбережения энергии, которые позволяет реализовать автоматизация.

Внедрение АСУЗ, включающих в себя весь комплекс систем диспетчеризации и управления инженерным оборудованием, а также систем управления энергосбережением и безопасностью здания, представляется на данный момент экономически оправданным в нежилых зданиях, таких как торгово-развлекательные центры, отели, бизнес-центры, промышленные объекты ввиду высокой стоимости систем или в элитном строительстве, где потребители готовы платить больше за пользование удобствами от установки этих систем. Для жилья среднего класса оптимально применять «укороченный» вариант АСУЗ, например: систему автоматизации инженерных систем (состояние работы лифтов, затопление, загазованность, отключение электроэнергии и т.д.); автоматизированную систему учета энергоресурсов (учет показаний домовых и квартирных счетчиков потребления электроэнергии, тепла, холодной и горячей воды

в жилых домах, а также от разных потребителей административного здания) и др. [5]

Средняя стоимость АСУЗ составляет порядка 10 % от стоимости инженерного оборудования. Конечная цена зависит от количества устанавливаемых систем, уровня автоматизации здания. В частном жилье стоимость оборудования может быть значительно выше за счет отношения количества систем и оборудования к площади самого здания, так как весь спектр систем необходимо уместить на достаточно небольшом пространстве. Несмотря на позитивный экономический эффект внедрения АСУЗ в интеллектуальные системы управления энергосбережением и безопасностью в строительстве, эта технология является новой и распространена в России недостаточно, что существенно сдерживает процесс объемов потребления топливно-энергетических ресурсов во вновь созданных и действующих объектах.

Литература:

1. Городская программа «Энергосберегающее домостроение в городе Москве на 2010-2014 гг. и на перспективу до 2020 года» (изм. от 02.02.2010, 05.10.2010 г.)

2. Журнал «Строительный эксперт» №11-12 (319), июнь 2011 г.

3. Многофункциональный портал «Энергоэффективная Россия»

4. Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

5. Уваров А.В. Автоматизация инженерных систем современных зданий и комплексов//.-М.- 2005г.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА

Королев П.П., соискатель ФАОУДПО «Государственная академия повышения квалификации и переподготовки кадров для

строительства и жилищно-коммунального комплекса»

В статье раскрывается роль интеллектуального капитала в повышения конкурентоспособности инновационного бизнеса. Установлено, что вопросы обеспечения качества не могут рассматриваться без отрыва от экономической деятельности предприятия в целом.

Ключевые слова: качество, интеллектуальный капитал, продукт, конкурентоспособность, эффективность, бизнес, инновации.

INTELLECTUAL CAPITAL AS A FACTOR OF IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF INNOVATIVE BUSINESS

Korolev P., the applicant at FAOU DPO «State Academy of Qualification and Personnel Training for Construction and Housing and

Communal Services Complex»

The article reveals the role of intellectual capital in improving the competitiveness of innovative business. It is established that the matters of quality provision cannot be considered without a separation from the economic activity of an enterprise as a whole.

Keywords: quality, intellectual capital, product, competitiveness, effectiveness, business, innovation.

В современных условиях борьба за мировое экономическое и политическое лидерство стимулирует развитие международной специализации и кооперации, с одной стороны, и подавление или ограничение возможностей конкурентов любыми способами - с другой. Интеграция в мировое хозяйство обязывает учитывать особенности развития экономики инновационного типа, поскольку достичь высокого уровня конкурентоспособности отечественным предприятиям можно лишь при повышении эффективности использования интеллектуальных ресурсов, активизируя при этом инновационную деятельность при увеличении доли объектов интеллектуальной собственности в структуре капитала организации.

Вместе с тем следует констатировать, что в доходах от внешней торговли в России ведущее место занимают сырьевые ресурсы, а перспективы наращивания темпов экономического роста страны ограничены. В настоящее время Россия вывозит около 43% добываемой нефти, 37% природного газа, 32% производимых нефтепродуктов, 70% целлюлозы, 80% минеральных удобрений. Сырьевая направленность российской экономики постоянно усиливается. Если в 1995 г. минеральные продукты, основу которых составляют энергоносители (нефть и газ) в общем объеме российского экспорта составляли 40,4%, в 2000 г. - 54,5%, в 2004 г. - 60,4%, 2007 г. - 68,6%, то в 2008 г. уже 73,4% [1]. Сырьевая составляющая увеличивается в торговле

России даже с теми странами, в которые мы традиционно экспортировали технологии, машины, оборудование. Так, в торговле с Китаем в 2001 году экспорт из России машин и оборудования составлял 20,1% в общем объеме экспорта, то в 2007 г. только 1,2% (т.е. практически свелся к нулю). В то время как экспорт нефти и нефтепродуктов увеличился за этот период с 10,2% до 53,9%, а импорт из Китая в нашу страну машин и оборудования за это же время вырос с 8,2% до 30,6% в общем объеме импорта [2]. При доле товарной продукции промышленности 28,5% минеральный комплекс обеспечивает 46% экспорта в страны дальнего зарубежья и две трети налоговых поступлений в федеральный бюджет [3].

По данным государственной статистики численность персонала, занятого в машиностроении в 1992-2008 гг., снизилась почти в 2,3 раза. Это отразилось на производстве станков с ЧПУ, автоматических линий, металлорежущих станков (сокращение в 10 раз). Такая ситуация существенно снижает ориентацию усилий по развитию обрабатывающих производств и высоких технологий с высокой добавленной стоимостью. Одновременно ограничивается и число товарных позиций как показатель концентрации экспорта и преимуществ в конкуренции на мировом рынке. При этом удельный вес России на мировом рынке наукоемкой продукции по различным оценкам находится в пределах 0,2 - 0,5%.

Во многом такая ситуация объясняется тем, что наукоемкий сектор отечественной экономики значительно сократился. Так, количество конструкторских бюро сократилось более чем в 3 раза, а отделов, которые осуществляют НИОКР - почти в 1,5 раза. Как следствие: число исследователей сократилось в 2 раза, доля инновационно-активных предприятий в настоящее не превышает 15% , объем инновационной продукции колеблется по годам от 3 до 8% [4]. Интересы качественного экономического роста обусловливают поиск новых стратегических практических подходов, обеспечивающих экономическую интеграцию России в мировую экономику:

- формирование структуры экспорта, обеспечивающей значительное повышение в нем удельного веса и объемов товаров с высокой степенью переработки и высококачественных услуг;

- исходя из анализа существующих конкурентных преимуществ выявление и целенаправленное освоение наиболее перспективных для российского экспорта товарных ниш на мировом рынке;

- обеспечение доступа российских предприятий в качестве экспортеров и импортеров на высокотехнологичные рынки машин, оборудования и технологий, информации, капитала и транспортных коммуникаций.

Выполнение этих стратегических задач может увеличить рост наукоемкости предприятий, повышение их конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности.

Общеизвестно, что в условиях становления инновационной экономики существенно возрастает значимость интеллектуального капитала, поскольку научные исследования были и остаются важнейшим фактором экономического роста, а научные знания и новые технологии представляют собой результат интеллектуального труда.

Интеллектуальный капитал сегодня рассматривается в качестве одного из важнейших ресурсов повышения эффективности экономики, играет доминирующую и определяющую роль в современном производстве, становятся важным преимуществом предприятий в конкурентной борьбе. В развитой экономике, как правило, интеллектуальные фонды все чаще вытесняют физические и финансовые фонды в качестве основных факторов производства.

В современных условиях повышение конкурентоспособности предприятия обеспечивается непосредственно за счет приобретения и использования уникальных знаний, непрерывного и последовательного обучения персонала, использования интеллектуальной собственности. Эффективное использование интеллектуального капитала становится одной главной задач для любой организации. Так, например, в продукции компании Ericsson более 50 процентов занимают услуги и интеллектуальный труд, а у Hewlett-Packard и IBM этот показатель давно приближается к 80-90% [5]. Так, известный ученый в области институциональной теории корпораций Дж. Гэлбрейт отмечал, что «доллар, вложенный в интеллект человека, часто приносит больший прирост национального дохода, чем доллар, вложенный в железные дороги, плотины, машины и другие капитальные блага» [6].

Следовательно, в современной экономике интеллектуальный капитал становится главным источником формирования конкурентоспособности предприятий. При этом конкурентоспособными считаются предприятия или отрасли промышленности, которые способны:

1) создавать конкурентоспособную наукоемкую продукцию посредством активизации научно-исследовательской деятельности либо приобретения права на изобретения и иные научно-технические достижения;

2) обеспечить максимальную защиту своего бизнеса на товарных рынках. Эта задача может быть решена путем закрепления прав на результаты творческой деятельности, воплощенные в конечной продукции. Как известно, интеллектуальный капитал организации

- это капитал, который воплощен в знаниях, умениях, навыках, производственном опыте и квалификации работников. Он также может быть отражен в нематериальных активах, которые включают патенты, торговые марки, программное обеспечение, базы данных. Важнейшим из показателей, отражающих интеллектуальный потенциал экономики страны, является количество поданных заявок на патенты. Следует отметить, что по количеству поданных заявок на выдачу патентов Россия значительно отстает от развитых стран. Так, например, в 2005 году в США было подано свыше 170 тысяч заявок на национальные патенты, когда как в России только около 30 тысяч. А отставание России в количестве заявок на международные патенты еще значительнее;

3) эффективно влиять на структуру товарных рынков с обеспечением их передела в свою пользу [7].

Таким образом, производительность и конкурентоспособность производства в современной экономике зависят, главным образом, от способности генерировать добавленную стоимость, обрабатывать, накапливать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях, т.е. на интеллектуальном капитале. При этом интеллектуальный капитал становится не только ресурсом для воплощения инноваций и обеспечения конкурентных преимуществ, но и эффективным организационно-управленческим инструментом повышения конкурентоспособности предприятия.

В эпоху глобализации усиливается конкурентная борьба, а её катализаторами выступают высокий уровень импортозависимости экономик и появление новых конкурентов на рынках. Она становится важной предпосылкой для функционирования и полного раскрытия потенциала рыночных отношений и выполняет функцию общения и согласования интересов производителей. Поэтому все исследователи данной проблемы, в том числе и М. Портер, отмечают, что ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции [8], поскольку искусственное сдерживание конкуренции приводит к застойным и кризисным явлениям в экономике. Современная конкурентоспособность страны определяется объемами НИОКР, технико-экономическим уровнем производства и величиной издержек, производительностью труда, качеством выпускаемых товаров, наличием управленческих маркетинговых технологий по продвижению на рынок продуктов, развитостью инфраструктуры, наличием абсолютных и относительных конкурентных преимуществ [9].

Понятие конкуренции, как правило, в экономической литературе рассматривается как деятельность людей, направленная на удовлетворение нужд и потребностей посредством повышения качества товара, регулирования его объема и цены на рынке [10]. Так, Й. Шумпетер основной характеристикой конкуренции считает выполняемые ею экономические функции. Он понимал её как элемент рыночного механизма, действие которого в условиях рынка основано на принципах достижения более выгодных условий предложения капитала [11]. М. Портер трактует конкурентоспособность как предопределяемое совокупностью факторов положение товаропроизводителя на внешних и внутренних рынках, отражаемое через совокупность показателей [12]. При этом он оценивает конкурентоспособности стран на основе сравнения преимуществ, которые определяются: наличием и использованием факторов производства; спросом, состоянием родственных и поддерживающих отраслей; стратегией компании, государственной политикой и, наконец, случайными обстоятельствами (например, крупные технологические сдвиги, резкие изменения цен на ресурсы, войны и др.).

Достаточно часто под конкурентоспособностью понимают комплекс потребительских свойств товара, которые отличают его от других аналогичных продуктов по степени и уровню удовлетворения потребностей покупателей и затратам на его приобретение (эксплуатации или потребления) [13].

По мнению Швейцарской организация «European management forum» конкурентоспособность предполагает оценку реальных и потенциальных возможностей предприятия и трактуется следующим образом: «Конкурентоспособность - это реальная и потенциальная способность компаний, а также имеющиеся у них для этого возможности проектировать, изготовлять и сбывать в тех условиях, в которых им приходится действовать, товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов» [14]. С данной точкой зрения следует согласиться, поскольку на международном конкурентном рынке соперничают отдельные фирмы, а не страны. Это требует внедрения концепции стратегического управления предприятием на основе развития интеллектуального капитала, направленное на усиление конкурентных преимуществ, которые обеспечиваются следующими параметрами [15]:

- наличие и доступность новых знаний, которые созданы государственными научными организациями, высшими учебными заведениями, предприятиями инновационного бизнеса, а также собственными научно-исследовательскими подразделениями;

- наличие инновационного конкурентного потенциала (совокупность факторов, которые характеризуют обеспеченность и эффективность использования в организации экономических ресурсов, полезность (уровень востребованности) производимой продукции (услуг), уровень менеджмента и маркетинговой деятельности. Ин-

новационныи потенциал - это совокупность имеющихся у предприятия средств и возможностей для использования новации в своеИ деятельности в соответствии со стратегическими целями её развития. Реализация инновационного потенциала служит основой развития организации и повышения её конкурентоспособности;

- возможность роста конкурентоспособности предприятия при благоприятных внешних условиях, включающих социальные, технологические, экономические, экологические, политические условия, а также состояние внешнего конкурентного окружения и динамику потребительского рынка;

- высокая гибкость, способность достаточно быстро реагировать на ассортиментные сдвиги в спросе покупателей и необходимости постоянного обновления продукции;

- наличие высокотехнологичного производства, которое позволяет обеспечить необходимое качество продукции при минимальных затратах;

- высокий уровень и качество послепродажного сопровождения продукции, умение оперативно влиять на издержки производства.

Указанные параметры не могут быть сформированы и достигнуты за короткий промежуток времени, а могут быть получены только на основе специально разработанной и реализуемой стратегии повышения конкурентоспособности, учитывающей интеллектуальный капитал. Такая стратегия имеет шансы на успех только в случае присвоения ей высшего приоритета в управлении предприятием, и этой стратегии должны будут подчиняться все остальные направления: производственная, кадровая, экономическая и инновационная политика. Иными словами, речь идет о новой идеологии в построении эффективной системы повышения конкурентоспособности предприятия.

По мнению отдельных авторов, конкурентоспособность организации в рыночных условиях можно обеспечить взаимодействием составляющих ресурсного потенциала организации и интеграция, поскольку эти показатели создают конкурентное преимущество [16]. При этом с позиции В.В. Касаткиной инновационный потенциал можно рассматривать как «совокупность экономических, правовых, организационно-управленческих, материально-техничес-

ких и социально-информационных факторов, определяющих уровень готовности экономической системы к успешной инновационной деятельности и дающий возможность нового видения явлений, будь то перспективное развитие самого экономического субъекта или же удовлетворение его будущих и текущих потребностей» [17]. При этом инновационный потенциал рассматривается с позиции динамического и качественного развития в виде иерархических колец (рис. 1) [18].

Как правило, факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности и повышение эффективности предприятия, можно разделить на две основные группы:

1) внешние факторы (отражают условия работы предприятия и выражают соотношение спроса и предложения на услуги, модели рынка, система налогообложения, государственная поддержка отрасли и т.д.;

2) факторы, зависящие от работы организации, характеризующие эффективность и качество его работы.

С точки зрения повышения эффективности функционирования предприятием выбор стратегии управления интеллектуальным капиталом должен осуществляться в зависимости от реализуемой на предприятии конкурентной стратегии и стратегии роста (см. таблицы 1 и 2) [19].

Выбор и реализация отмеченных стратегий управления интеллектуальным капиталом, поддерживающих повышение роста и конкурентоспособность организации, должны учитывать специфические особенности бизнес-процессов проходящих в конкретной организации и быть направлены на обеспечение сбалансированного развития всех её составляющих с учетом возможности использования интеллектуального капитала. Сбалансированный выбор и реализации стратегий управления интеллектуальным капиталом позволит повысить стоимость компании за счет более рационального использования всех имеющихся у неё ресурсов.

В этой связи целесообразно сформировать систему управления качеством в организации, которая также является фактором обеспечивающим повышение конкурентоспособности интеллектуального продукта.

Рис. 1. Динамическая модель инновационного потенциала Таблица 1. Матрица выбора стратегии управления интеллектуальным капиталом

Конкурентные стратегии

Низкие издержки Дифференциация

Стратегии роста организации Усиление позиции на рынке Стратегия оптимизации интеллектуальной инфраструктуры Стратегия развития интеллектуальной инфраструктуры

Развитие интеллектуального продукта Стратегия интеллектуального стимулирования Стратегия интеллектуального развития

Вертикальная интеграция организации Стратегия развития отношений с поставщиками Стратегия создания потребительской лояльности

Диверсифицированный рост организации Стратегия интеллектуального обучения Стратегия интеллектуального расширения

Таблица 2. Стратегии управления интеллектуальным капиталом [21]

Стратегия организации Приоритетные направления

Оптимизации интеллектуальной инфраструктуры Построение оптимальной организационной структуры НПП, направленной на рациональное использование интеллектуальных ресурсов.

Развития интеллектуальной инфраструктуры Усложнение организационной структуры НПП с целью построение многозвенной цепи создания наукоемкой продукции.

Интеллектуального стимулирования Мотивация персонала НПП на создание наукоемкой продукции и обеспечение ее развития в соответствие с требованиями рынка.

Интеллектуального развития Развитие корпоративной культуры, направленной на активизацию генерации персоналом инновационных идей в различных сферах деятельности НПП.

Развития долгосрочных отношений с поставщиками Построение долгосрочных партнерских отношений с поставщиками с целью минимизацию инновационных рисков.

Создания потребительской лояльности Организация групп лояльности, основанных на создании партнерства с потребителями с учетом общих целей в сфере инноваций

Интеллектуального обучения Постоянное повышение квалификации сотрудников с целью ускорения освоения производства инновационной продукции.

Интеллектуального расширения Привлечение новых высококвалифицированных сотрудников для обеспечения эффективного развития наукоемких производств.

Качество неразрывно связано с управлением затратами, так как при низком качестве неизбежно возникают дополнительные расходы всех ресурсов на исправления брака. Структура затрат на обеспечение качества можно представить в виде таблицы 3 [20].

Любому предприятию необходимо учитывать и анализировать прямые убытки из-за производства некачественного интеллектуального продукта, т.е. необходимо предотвратить расходы на несоответствие продукции заявленному качеству до того, как она попадет

Таблица 3. Структура затрат на качество

к потребителю.

При этом целью процесса измерения и анализа затрат на качество интеллектуального продукта является выработка рекомендаций для высшего руководства предприятия. В этих рекомендациях должны быть разработаны практические мероприятия по улучшению деятельности, которые в максимальной степени соответствовали бы стратегическим целям предприятия. В данном случае важно, чтобы система затрат на качество не должна ограничиваться

Затраты, связанные с соответствием продукта Затраты, связанные с не соответствием продукта

На предупредительные мероприятии На оценивание На внутренние дефекты (потери) На внешние дефекты (потери)

Предупредительные действия управление качеством; управление процессом; обеспечение качества поставок; аудит системы качества, программа улучшения качества; обучение вопросам качества Проверка и испытания (выявление дефектов после изготовления) Переделки и ремонт Переделки и ремонт

Корректирующие действия (предотвращение повторения выявленных дефектов) Контроль процесса (выявление дефектов в процессе производства) Повторная проверка и испытание Повторная проверка и испытание

Метрологическое обеспечение производства Аудит (контроль входных объектов) Анализ потерь Анализ потерь

Аудит систем качества Уступки (допуск к применению техн-ческих материалов, которые не отвечают техническим требованиям) Гарантийные обязательства

Внедрение новой техники и технологии Юридические споры и выплаты компенсаций

только операционными работами, связанными с разработкой интеллектуального продукта, а должна охватывать все сферы деятельности организации, в том числе и по распределению затрат по процессам системы менеджмента качества (СМК).

Такая организация системы управления способствует снижению общих затрат на обеспечение качества интеллектуального продукта и кроме того изменению их структуры, поскольку доля предупредительных затрат увеличивается при одновременном снижении всех остальных. Высокое качество продукции снижает издержки производства, повышает конкурентоспособность интеллектуального продукта.

Таким образом, основными факторами, определяющими конкурентоспособность интеллектуального продукта, выступают его качество и цена. При этом вопросы, связанные с обеспечением качества, не могут рассматриваться в отрыве от экономической деятельности предприятии в целом. Одним из вариантов измерения качества при оценке конкурентоспособности интеллектуального может являться учет затрат на качество. Поскольку правильное измерение качества позволяет спрогнозировать уровень коммерциализации интеллектуального продукта в системе повышения конкурентоспособности предприятия.

Литература:

1. Российский статистический ежегодник. 2009. - М.: Росстат,

2009.

2. Архипов А.Ю. Модернизация российской экономики после кризиса: императивы, институты, инновации // Тегга Есопошюш,

2010. - Т. 8. - № 4.

3. Стасев М.А. О некоторых инструментах защиты национальных интересов России на внешних рынках // Тегга Есопошюш,

2011. - Т. 9. - № 1-3. - С. 138-143.

4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [сайт] // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:www.gks.гu.

5. Нордстрем К. А., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. - СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2002. - 280 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Гэлбрейт Д. Экономические теории и цели общества / Под ред. Н.Н. Иноземцева. - М.: Прогресс, 1979. - 406 с.

7. Ковалев М. Интеллектуальная собственность в экономике //

Экономист, 2003. - № 1. - С. 37-44.

8. Портер М. Конкуренция / Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. - С. 47-48.

9. Загребельная Н.С. Международная конкурентоспособность автомобилестроительных компаний капитала: Автореф. дисс. канд. экон. наук. - М., 2009. - 26 с.

10. Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с англ. - СПб.: Специальная литература, 1992.

11. Шумпетер Й. Теория экономического развития: исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры. - М.: Прогресс, 1982.

12. Портер М. Международная конкуренция / Пер. с англ. -М.: Международные отношения, 1993. - С. 95.

13. Емельянов С.В. Инновационный вектор стратегии национальной конкурентоспособности США // США - Канада: экономика, политика, культура. 2002. - № 1. - С. 78-93.

14. Завьялов П. Конкуренция - неотъемлемое свойство развитого рынка // Маркетинг, 1997. - № 5. - С. 3-14.

15. Воронкова А.Э. Стратегическое управление конкурентоспособным потенциалом предприятия: диагностика и организация: Монография. - Ростов-на-Дону: Издательство РГЭУ, 2005. - С. 47.

16. Лыкасова С.Н., Николаева Т.И. Ресурсный потенциал торговой организации как основа ее развития // Известия Уральского государственного экономического университета, 2010. - № 3.

17. Касаткина В.В. Интеллектуализация экономики: теоретический анализ: Автореф. дисс. канд. экон. наук. - М., 2011. - 23 с.

18. Касаткина В.В. Формирование инновационного потенциала экономического развития: теоретический аспект // Бизнес в законе, 2011. - № 1. - С. 229-231.

19. Зимовец О.Е., Баранов В.В. Формирование стратегии управления объектами интеллектуальной собственности в инновационной экономике // Имущественные отношения в Российской Федерации, 2007. - № 8(71). - С. 45-50.

20. Медрес Е.Е. Повышение конкурентоспособности предприятий дорожного строительства в рыночных условиях: Автореф. дисс. канд. экон. наук. - М., 2007. - 24 с.

21. Зимовец О.Е. Организационно - экономический механизм управления инновационной деятельностью научно-производственного предприятия: Автореф. дисс. канд. экон. наук. -М., 2010. - 22 с.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ

Кубанков Ю.А. Скальский А.В.

В статье рассматриваются организационно-экономические условия функционирования устойчивой системы обеспечения качества производства продукции, которые адекватно отображают организационную структуру и состояние бизнес-процессов предприятия, что позволяет принимать эффективные управленческие решения по повышению качества производимого продукта.

Ключевые слова: качество, устойчивость, организационно-экономические условия, производство, эффективность, процесс, предприятие.

Organizational and economic conditions OPERATION OF SUSTAINABLE QUALITY ASSURANCE PRODUCTION

Kubankov Y.

Skalsky A.

The article deals with the organizational and economic conditions for the functioning of a stable system to ensure quality production, which adequately reflect the organizational structure and status of business processes that can make effective management decisions to improve the quality of manufactured product.

Keywords: quality, sustainability, organizational and economic conditions, production efficiency, process enterprise.

В современных условиях качество продукции выступает одним щено большое количество научных работ. Связано это с тем, что

из основных факторов, определяющих конкурентоспособность, качество производимой продукции формирует имидж предприятия

устойчивость предприятия и его успех на рынке. Важности форми- среди его клиентов и заказчиков. В связи с вступлением в 2012 г.

рования организационно-экономических условий системы управ- Российской Федерации в ВТО, особо актуально ставится вопрос о

ления качеством на предприятии в современных условиях посвя- повышении фактора конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.