Научная статья на тему 'Интеллектуальные тенденции в прозе Фаузии Байрамовой'

Интеллектуальные тенденции в прозе Фаузии Байрамовой Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
460
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TATAR LITERATURE / PROSE / F. BAYRAMOVA / INTELLECTUAL PROSE / LITERARY PROCESS / INTELLECTUAL TREND / ТАТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ПРОЗА / Ф. БАЙРАМОВА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПРОЗА / ЛИТЕРАТУРНОЕ ТЕЧЕНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ибрагимов Булат Хакимович

Проблематика нашего научного исследования коррелирует с одним из направлений литературоведения, изучающим современные тенденции литературного процесса. В качестве объекта исследования в данной работе выбраны повести «Күл балыгы» (‘Озерная рыба') и «Канатсыз акчарлаклар» (‘Бескрылые чайки') Фаузии Байрамовой, национальной писательницы, отличающейся в контексте татарской литературы особым мироощущением и новизной отражения современного мира. Статья направлена на выявление основных черт, форм и методов повествования в исследуемых и выделяемых нами в качестве примера интеллектуальной прозы произведениях. Предмет научного исследования составляют особенности изменения художественного языка татарской прозы конца XX века, приведшие к появлению качественно нового литературного явления, получившего название «интеллектуальная тенденция в татарской прозе». При анализе указанных художественных текстов применялись герменевтический, описательный, сравнительно-исторический и сравнительно-сопоставительный методы исследования. Анализ творчества выбранного нами представителя современной татарской литературы дает возможность говорить о существовании в современной национальной литературе интеллектуальной прозы, хотя речь не идет о полноценном сформировавшемся жанре. При этом нужно отметить, что признаки интеллектуальной тенденции достаточно активно проявляются в текстах анализируемых повестей. С другой стороны, в настоящее время данное направление татарской литературы практически не изучено. Также надо отметить, что при анализе этих произведений мы рассмотрели общие для этого направления литературы признаки, а также выделили отдельные моменты, присущие татарской национальной литературе, что открывает перспективу для дальнейших исследований в сравнительно-сопоставительном ключе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL TENDENCIES IN FAUZIYA BAYRAMOVA'S PROSE

The problem of our research correlates with one of the areas of literary studies focused on studying modern tendencies of the literary process. The object of this research is the stories "Kүl балыгы" ("Lake Fish") and "Канатсыз акчарлаклар" ("Wingless Gulls") by Fauziya Bayramova, a national writer, who, in the context of Tatar literature, is distinguished by a unique outlook and originality of reflecting the modern world. The article aims to determine the main features, forms and narrative techniques in the researched works that we believe to be an example of intellectual prose. The subject of our research is the features, characterizing changes in the language of Tatar fictional prose in the late 20th century. These changes promoted the development of a qualitatively new literary phenomenon, known as an intellectual trend in Tatar prose. To analyze fictional texts we used such methods as hermeneutic, descriptive, comparative-historical and comparative-contrastive. The analysis of the works of this representative of Tatar literature makes it possible to conclude that there exists intellectual prose in the modern national literature, although it is not a full-fledged genre. It should be noted that the features of an intellectual trend are quite appreciable in the texts of the analyzed stories. However, this trend of Tatar literature has not been studied so far. It should also be noted that while analyzing these works we explored the common features of this literary trend and identified the elements inherent in Tatar national literature, which expands opportunities for further comparative-contrastive research.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальные тенденции в прозе Фаузии Байрамовой»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2016. №3(45)

УДК 821.512.145

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПРОЗЕ ФАУЗИИ БАЙРАМОВОЙ

© Булат Ибрагимов

INTELLECTUAL TENDENCIES IN FAUZIYA BAYRAMOVA'S PROSE

Bulat Ibragimov

The problem of our research correlates with one of the areas of literary studies focused on studying modern tendencies of the literary process.

The object of this research is the stories "KyI балыгы" ("Lake Fish") and "Канатсыз акчарлаклар" ("Wingless Gulls") by Fauziya Bayramova, a national writer, who, in the context of Tatar literature, is distinguished by a unique outlook and originality of reflecting the modern world. The article aims to determine the main features, forms and narrative techniques in the researched works that we believe to be an example of intellectual prose.

The subject of our research is the features, characterizing changes in the language of Tatar fictional prose in the late 20th century. These changes promoted the development of a qualitatively new literary phenomenon, known as an intellectual trend in Tatar prose.

To analyze fictional texts we used such methods as hermeneutic, descriptive, comparative-historical and comparative-contrastive.

The analysis of the works of this representative of Tatar literature makes it possible to conclude that there exists intellectual prose in the modern national literature, although it is not a full-fledged genre. It should be noted that the features of an intellectual trend are quite appreciable in the texts of the analyzed stories. However, this trend of Tatar literature has not been studied so far. It should also be noted that while analyzing these works we explored the common features of this literary trend and identified the elements inherent in Tatar national literature, which expands opportunities for further comparative-contrastive research.

Keywords: Tatar literature, prose, F. Bayramova, intellectual prose, literary process, intellectual trend.

Проблематика нашего научного исследования коррелирует с одним из направлений литературоведения, изучающим современные тенденции литературного процесса.

В качестве объекта исследования в данной работе выбраны повести «^л балыгы» ('Озерная рыба') и «Канатсыз акчарлаклар» ('Бескрылые чайки') Фаузии Байрамовой, национальной писательницы, отличающейся в контексте татарской литературы особым мироощущением и новизной отражения современного мира. Статья направлена на выявление основных черт, форм и методов повествования в исследуемых и выделяемых нами в качестве примера интеллектуальной прозы произведениях.

Предмет научного исследования составляют особенности изменения художественного языка татарской прозы конца XX века, приведшие к появлению качественно нового литературного явления, получившего название «интеллектуальная тенденция в татарской прозе».

При анализе указанных художественных текстов применялись герменевтический, описательный, сравнительно-исторический и сравнительно-сопоставительный методы исследования.

Анализ творчества выбранного нами представителя современной татарской литературы дает возможность говорить о существовании в современной национальной литературе интеллектуальной прозы, хотя речь не идет о полноценном сформировавшемся жанре. При этом нужно отметить, что признаки интеллектуальной тенденции достаточно активно проявляются в текстах анализируемых повестей. С другой стороны, в настоящее время данное направление татарской литературы практически не изучено. Также надо отметить, что при анализе этих произведений мы рассмотрели общие для этого направления литературы признаки, а также выделили отдельные моменты, присущие татарской национальной литературе, что открывает перспективу для дальнейших исследований в сравнительно-сопоставительном ключе.

Ключевые слова: татарская литература, проза, Ф. Байрамова, интеллектуальная проза, литературное течение, интеллектуальная тенденция.

Конец ХХ века характеризуется особенностью развития национальных литератур в плане формы и содержания. Здесь, в первую очередь, следует отметить роль воздействия Горбачевской «гласности» и распада СССР. В литературных произведениях, созданных в эту эпоху, появляются кардинальные изменения как в самих сюжетных композициях, так и в разрушении построения традиционной фабулы языка авторских повествований. Начинают создаваться произведения, где наряду с методами реалистического творчества широко используются также модернистские и постмодернистские методы.

В 80-е годы прошлого столетия на арене татарской литературы появляются весьма интересные произведения писательницы и общественного деятеля Фаузии Байрамовой, которые привлекли внимание широкого круга читателей. Повесть «Луг» ('Болын') - первое объемное произведение данного автора - увидела свет в 1983 году в журнале «Огни Казани» («Казан утлары») и получила большой резонанс в литературной среде. В связи с этим на страницах печати появляются критические заметки таких авторов, как Амирхан Еники, Фаяз Дунай, Фаиз Зулькарнай, Айдар Халим, Галимьян Гильманов [Шэмсутова, с.69-99]. 1980-е годы являются для Ф. Байрамовой периодом успешной творческой работы, когда ею создаются своеобразные произведения, где внимание писательницы направлено на познание духовного мира человека, выявление психологических причин его поисков, находок и потерь; где чувствуется тонкое понимание автором внутреннего состояния изображаемой личности.

После «Луг»а выходят в свет повести: «Верстовые столбы» ('Чакырым баганалары', 1983), «Кто?» ('Кем?', 1984), «Озерная рыба» ('^л балыгы', 1984), «Колокольчик» ('Кьщгырау', 1987), «Бескрылые чайки» ('Канатсыз акчарлаклар', 1988 год1 [Бэйрэмова, с.4-5].

Данная статья посвящена исследованию повестей Ф. Байрамовой «Озерная рыба» и «Бескрылые чайки», где особенно ярко проявляются новые тенденции, которые дают возможность вести речь об обновленческом процессе в татарской литерататуре.

Цель исследования заключается в раскрытии характерных особенностей татарской интеллектуальной прозы - нового для татарской литературы явления - на примере выбранных для ана-

1 Здесь и далее перевод наш - Б. И.

лиза произведений. Для реализации данной цели нами определены следующие задачи: раскрыть в перечисленных повестях присущие интеллектуальной прозе качественные особенности, выявить общие и характерные для татарской литературы признаки.

В работе использован метод герменевтического анализа художественного текста, так как уже в Античности основным направлением герменевтики является объяснение, трактовка, интерпретация (толкование) символов, мистических образов, иносказания в художественном тексте. (Образы, созданные Ф. Байрамовой в выбранных для анализа произведениях, являются именно таковыми). Как отмечает известный русский ученый М. М. Бахтин, метод герменевтики дает возможность рассмотрения литературного текста в контексте литературно-культурных традиций, сравнения созданных в произведении образов со своим эстетическим опытом и, наконец, расширения духовных горизонтов. [Бахтин, с.58-60].

Как отмечено учеными, интеллектуальный реализм предполагает концептуально-философский склад мышления художника. Если психологический реализм стремится передать пластику движения мыслей, раскрывает диалектику души человека, взаимодействия мира и сознания, то интеллектуальный реализм стремится художественно-доказательно решать актуальные проблемы, давать анализ состояния мира [Борев, с. 428].

В самом крупном российском литературном портале «Проза.ру», в его дискуссионном клубе по поводу интеллектуальной прозы, в процессе обмена мнениями приводятся ее качественные признаки, такие как присутствие духа модернистских или постмодернистских литературных традиций; создание новой модели мира, отличной от существующей; интерпретация, исходящая из духовно-культурного контекста и т. д. Эксперты портала считают, что философская фантастика и антиутопия могут рассматриваться как типичные жанры, а магический реализм как основной художественный метод интеллектуальной литературы [Что такое Интеллектуальная проза?].

В настоящее время ученые, исследующие татарскую литературу, активно занимаются поисками новых художественных течений и стилевых тенденций. Предметом отдельных исследований современных ученых стали такие направления, как интеллектуальный реализм, сентиментальная тенденция. Художественные тече-

ния в татарской литературе, будучи типологически сходными с аналогичными явлениями в русской и европейской литературах, имеют отличительные особенности. Эта панорама существования татарской литературной истории связана не только со своеобразием прохождения стадий литературного процесса, но и местным культурным субстратом, состоянием мировой национальной ситуации и с уровнем осмысления и принятия литературы [Ибрагимов, с.13-15].

В татарской литературной критике последних лет в работах Загидуллиной Д. Ф. [Заhидуллина, с.111-117], Латыйфи Ф. [Латыйфи, с. 138], Юсуповой Н. М. [Ушироуа, с.213-222], Шамсутовой А .А. [Шэмсутова], Юзмухаметовой Л. Н. [Юз-мухаметова с.229-231] и др. присутствует попытка анализа этого нового явления в национальной литературе.

Пример интеллектуальной прозы проявляется в ее своеобразии. Эту систему надо принимать не через множество отдельных примеров, а через поэтику, рождающую литературную целостность произведения. Поэтика имеет свои конструктивные принципы и построена на притчевости. Следует отдельно рассматривать аллегорийность произведения и глубинную основу структуры притчи. Это говорит о подчинении переднего плана, то есть реального сюжета, метафизическому плану.

Исходя из вышеперечисленных определений, попытаемся проанализировать выбранные объектом исследования произведения татарской писательницы Ф. Байрамовой.

Повесть «Озерная рыба» начинается с монолога женщины с человеческим телом, которая имеет вместо ног рыбий хвост. Это существо не помнит, как оно попало в озеро. Главным отличием Женщины-рыбы является то, что она может читать человеческие мысли. Каждый день по разным причинам к озеру приходят люди, она чувствует, что у многих людей корыстные цели. Однажды Женщина-рыба видит на берегу озера юношу и влюбляется в этого Земного человека. Сюжетную композицию данного произведения составляет описание страданий этой полуженщины - озерной рыбы. Обычные люди не понимают их взаимоотношений. В конце повести юношу, считая сумашедшим, запирают в машину, чтобы увезти его на принудительное лечение. Душа Озерной рыбы-женщины, оставив свое тело, улетает в небеса, произнеся слова, Я ухожу, чтобы вернуться к нему [Бэйрэмова, с.229].

А. А. Шамсутова в своих работах о героях Ф. Байрамовой пишет, что душевное состояние большинства из них сходно с состоянием муче-

ников: «В свете этого мотива, мир для героев ее произведений принимает трагические окраски. В произведении «Озерная рыба» трагичность предопределена сверху, с небес» [ШэмсYтова, с.100]. «Гореть одним пламенем с Земным юношей: только ради этого мгновения я спустилась с Небес на Землю, превратившись в озерную рыбу» [Бэйрэмова, с.218-219] - таким образом женщина-рыба определяет смысл своей жизни.

Ф. Байрамова, обогатив свое произведение методами магического реализма, философской фантастики, показывает трагичность отношений природы и человека, общества и человека. Автор в этом произведении использует понятие «рыбья память», которая привлекает внимание читателя: Люди быстро забывают, что чувства сильнее гордости; Всем накопленным за тысячелетие разумом, силой, яростью, всем телом я бьюсь о холодный лед [Там же, с.225-228]. Автор дает понять, что в настоящее время даже «рыбья память» превосходит человеческую. Размышления такого порядка этого существа, чувства которого находятся в центре повествования произведения, дают возможность вести речь об интеллектуальных тенденциях в литературе, которые нельзя оценить традиционными мерками реалистичной литературы.

В качестве субъекта изображения автором взят образ озерной рыбы, этой живой души, которая по своему мироощущению находится где-то посередине между людьми и природой, которая в произведении воспринимается как жертва безответной любви, человеческого предательства, которая резко отличается от окружающих ее людей.

В этом произведении мы видим сходные мотивы, присущие сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка». Известно, что Андерсен, в свою очередь, создал произведение, опираясь и дополняя легенду «Морская дева». В вышеназванных текстах очень много сходного, однако «Озерная рыба» Ф. Байрамовой обогащена также религиозными и философскими идеями.

Хотя заложенные в основе произведений автора философские мотивы могут показаться читателям новыми, по сути они являются повторяющимися от эпохи к эпохе и отражают духовное состояние всей нации. Анализируя произведения Байрамовой как пример современной интеллектуальной литературы, можно утверждать следующее: они обогащены модернистскими приемами и имеют индивидуальный стиль изображения.

Также надо сказать, что в данном произведении интенсивно проявляется духовная жизнь

персонажей через литературный прием «поток сознания» [Николюкин, с. 773]. Кульминационный эпизод, представленный в форме внутреннего монолога героя, еще раз подтверждает обоснованность написанного на модернистских традициях.

И. Ратке в своей работе «Русская интеллектуальная проза 20-х годов XX века» дает три структурных принципа интеллектуализации романа:

- разрушение традиционного построения фабулы повествования;

- в процессе интеллектуализации произведения автор проявляется не только как рассказчик, но и как оказывающий влияние на события;

- персонажи произведения воспринимаются как созданные для отдельной особой функции и на одном уровне с мотивом и компонентами сюжета [Ратке, с.13-15].

Произведение Ф. Байрамовой «Бескрылые чайки» состоит из разделов «Ее сон», «Женщина», «Они», «Он», «Там», «Мужчина», «Мужчина и женщина», «Я», «Здесь», «Мы». В начале повести женщина видит сон: «Опять этот сон! Я уже привыкла к этой жизни, забыла чарующее наслаждение полетом - опять этот сон» [Бэйрэмова, с.230]. Сюжет повести построен на описании простой земной жизни неких мужчины и женщины. Однако автор в простую жизнь двух людей на земле вплетает общение со спустившимися с неба существами. Писательница рассматривает жизнь «души» и «тела» как отдельные явления, делая обозрение истории их прихода в реальность.

Сравнивая земных людей с пришельцами с Неба, Ф. Байрамова уделяет внимание эстетическим деталям. По ее мнению, на Земле живут два типа людей, но, даже если они встречаются и вступают в брак, они не понимают друг друга полностью, так как их устремления, желания и намерения полностью противоположны. В данном произведении маленькие, несчастные люди типа Волчьего глаза совершенно не созданы для жизни. Он, как отмечает автор, «живет совершенно просто, нет у него ни мечты, ни стремлений, ни мыслей». Другой тип образов, такие как Белолобый и Белолицый, живет, постоянно устремляясь в небо в надежде на райские сады в будущей жизни. Здесь Ф. Байрамова обращается к отраженной в Коране светлой философии [Шэмсутова, с. 22]. Концептуально-философский склад мышления автора дает нам возможность выделить в данном произведении отдельные показатели, относящиеся к интеллектуализации прозы. Также надо сказать, что в произведении

дается анализ состояния мира, что тоже является показателем интеллектуальной тенденции.

Чтобы вникнуть в глубину произведения «Бескрылые чайки», читателю следует быть знакомым с отраженным в мировой литературе психологизмом, а также с мифологической, религиозной и эзотерической философией. В произведении используются такие приемы, как «сон», «путешествие души», «воспоминания». Они, поднимаясь снизу, с Земли, ввысь, помогают открыть такие мотивы, как стремление к богословию, желание человека найти убежище у Бога, найти свою пару, осуществить сквозь века «возвращение к прошлому», видение будущего.

Большинство произведений Ф. Байрамовой написаны в форме сказок, созданных автором. Здесь можно почувствовать их автобиографичность. Как отмечено А. Шамсутовой, в произведениях писательницы используется «маска автора» [Шэмсутова, с. 54]. В повести «Бескрылые чайки», кроме религиозных мотивов, чувствуется критика как современной эпохи, так и режима Сталина: Кто «Сталин!» кричит. Кто «Хрущев!» выкрикивает, есть и те, кто «Брежнев!» говорит... Вон один нарядился Сталиным, из картона вырезал ордена и стоит, выпятив грудь и заложив руки за спину [Бэйрэмова, с. 265].

Подводя итоги исследования, можно сказать следующее. Произведения Ф. Байрамовой «Озерная рыба» и «Бескрылые чайки» можно отнести к примерам татарской интеллектуальной прозы. В рассматриваемых повестях традиционное построение фабулы повествования разрушено, персонажи произведения выполняют особые функции (в повести «Озерная рыба» этот персонаж - женщина-рыба, а в «Бескрылых чайках» -пришельцы с неба.) Исходя из всего вышесказанного, мы также можем выделить признаки интеллектуальной тенденции, характерные для современной татарской литературы:

- особое внимание к религиозным, Кораниче-ским мотивам;

- наличие мифологических образов, присущих мировосприятию татарского народа.

Вопросы выявления в татарской литературе интеллектуальной тенденции, примеры интеллектуальной прозы еще не исследованы должным образом. Но анализируемые в рамках данной статьи произведения Ф. Байрамовой дают возможность рассуждать о наличии определенных признаков интеллектуальной прозы в творчестве отдельных писателей в современной татарской литературе.

Список литературы

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Художественная литература, 1979. 341 с.

Борев Ю. Б. Эстетика: Учебник. М.: Высш. шк., 2002. 511с.

Ибрагимов Б. X Характерные особенности современной татарской интеллектуальной прозы // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 8(62): в 2-х ч. Ч. 2. C. 13-15.

Николюкин А. Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий. Гл. редактор и составитель А. Н. Николюкин, Москва НПК «Интелвак», 2001. 1594 с

Ратке И. Р. Русская интеллектуальная проза 20-х годов XX века (Б. Пильняк, Е. Замятин, В. Набоков): дис.... канд. филол. наук. Волгоград, 2005. 172 с.

Что такое Интеллектуальная проза? // Проза.ру [Офиц. сайт]. URL: http://www.proza.ru/2013/05/08/857 (дата обращения: 29.07.2016).

Юзмухаметова Л. Н. Приемы соц-арта в повести М. Кабирова «Сары йортлар сере» ('Загадка желтых домов') // Филология и культура. Philology and culture, 2013. №3(33). С. 229-231.

Бэйрэмова Ф. ^цел карлыгачларым: Повестьлар. Казан: Татар.кит.нэшр., 2000. 272 с.

Заhидуллина Д. Ф. «Албастылар» яки татар проза-сында яца сыйфатлар .// Казан утлары. 2001. №11. Б. 111-117.

Латыйфи Ф. 2002 нче ел прозасына бер караш // Казан утлары, 2003. №5. Б. 129-138.

Шэмсутова А. А. ФэYЗия Бэйрэмова прозасы (фэлсэфи-эстетик карашлар, образлар системасы, психологизм hэм мотивлар). Казан, ТДГИ нэшр., 2005. 100 б.

Yusupova N. M., Sayfulina F. S. Gainullina G. R., Ibragimov B. Kh. Fiction adaptation characteristics in tatar literature of the second half of ХХ century // European Journal of Science and Theology, February 2016, Vol.12, No.1, pp. 213-222.

References

Bэirэmova, F. (2000). K^el karlygachlarym [Swallows of My Soul]. 272 p. Kazan, Tatar.kit.mshr. (In Tatar)

Ибрагимов Булат Хакимович,

аспирант,

Казанский федеральный университет, 420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18. акЪи1аИ@уаМех. ги

Bakhtin, M. M. (1979). Estetika slovesnogo tvor-chestva [Aesthetics of Verbal Creativity]. 341 p. Moscow, Khudozhestvennaia literatura. (In Russian)

Borev, Iu. B. (2002). Estetika: Uchebnik [Aesthetics: Textbook]. 511 p. Moscow, Vyssh. shk. (In Russian)

Chto takoe Intellektual'naia proza? (2015). [What is Intellectual Prose?]. Proza. ru [Ofits. sait]. URL: http://www.proza.ru/2013/05/08/857 (accessed:

29.07.2016). (In Russian)

Ibragimov, B. Kh. (2016). Kharakternye osobennosti sovremennoi tatarskoi intellektual'noi prozy. Filolog-icheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Characteristic Features of Modern Tatar Intellectual Prose]. Philological Sciences. Theory and Practice. Tambov, Gramota, No. 8 (62): v 2-kh ch. Ch. 2, pp. 13-15. (In Russian)

Latyifi, F. (2003). 2002nche el prozasyna ber karash [A Glance at the Prose of 2002]. Kazan utlary, No. 5, pp.129-138. (In Tatar)

Nikoliukin, A. N. (2001). Literaturnaia entsik-lopediia terminov i poniatii [Literary Encyclopedia of Terms and Concepts]. 1594 p. Moscow, NPK Intelvak. (In Russian)

Ratke, I. R. (2005). Russkaia intellektual'naia proza 20-kh godov XX veka (B. Pil'niak, E. Zamiatin, V. Nabokov): dis.... kand. filol. nauk [Russian Intellectual Prose of the 1920s (B. Pil'niak, E. Zamiatin, V. Nabokov): Ph.D. Thesis]. Volgograd, 172 p. (In Russian)

Shэmsutova, A. A. (2005). FэYziia Bэirэmova pro-zasy [The Prose of Fauzia Bayramova]. 100 p. Kazan, TDGI mshr. (In Tatar)

Yusupova, N. M., Sayfulina F. S. Gainullina G. R., Ibragimov B. Kh. Fiction Adaptation Characteristics in Tatar Literature of the Second Half of the 20th Century // European Journal of Science and Theology, February 2016, Vol.12, No.1, pp. 213-222. (In English)

Yuzmuhametova, L. N. (2013). Priemy sots-arta v povesti M. Kabirova «Sary iortlar sere» («Zagadka zhel-tykh domov») [Social Art Devices in M.Kabirov's Story "Сары йортлар сере" ("Yellow Houses Mystery")]. Filologiia i kul'tura. Philology and Сulture, 2013, No. 3 (33), pp. 229-231. (In Russian)

Zahidullina, D. F. (2001). «Albastylar» iaki tatar prozasynda iaцa syifatlar [Forest Spirits or New Features in Tatar Prose]. Kazan utlary, 2001, No. 11, pp. 111-117 (In Tatar)

The article was submitted on 02.09.2016 Поступила в редакцию 02.09.2016

Ibragimov Bulat Khakimovich,

graduate student,

Kazan Federal University,

18 Kremlyovskaya Str.,

Kazan, 420008, Russian Federation.

akbulatt@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.