Научная статья на тему 'ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КОМАНДНЫЕ ИГРЫ ОНЛАЙН В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ И МОНИТОРИНГА ПРОЕКТА "ПОКОРИ СВОЮ ВЫСОТУ" В УСЛОВИЯХ КАРАНТИНА'

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КОМАНДНЫЕ ИГРЫ ОНЛАЙН В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ И МОНИТОРИНГА ПРОЕКТА "ПОКОРИ СВОЮ ВЫСОТУ" В УСЛОВИЯХ КАРАНТИНА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
86
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КОМАНДНЫЕ ИГРЫ / СТАЦИОНАРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ / ДОМ-ИНТЕРНАТ / ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / НАУЧНЫЙ МОНИТОРИНГ / СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Киенко Татьяна Сергеевна, Шкребец Марина Николаевна

Актуальность статьи обусловлена изменениями в деятельности стационарных учреждений социального обслуживания в связи с введением режима карантина в 2020-2022 гг. Адаптация к новым условиям жизнедеятельности, коммуникаций и активности в пандемическом и постпандемическом мире привела к оформлению новых технологий организации досуга, развития и участия жителей домов-интернатов. Цель: анализ опыта реализации и научного мониторинга проекта организации интеллектуальных командных игр онлайн в условиях пандемических и постпандемических ограничений на базе стационарных учреждений социального обслуживания в Ростовской области. Методы: системный и сравнительный подход, метод анкетного опроса, экспертные опросы и обсуждения, методика исследования субъективного благополучия и изучения профессионального выгорания. Результаты: в рамках партнерства «Автономной некоммерческой организации помощи пожилым людям и инвалидам “Старость в радость”. Ростов-на-Дону», кафедры социальных технологий Южного федерального университета и десяти стационарных учреждений социального обслуживания Ростовской области (дома-интернаты и психоневрологические интернаты) в 2022 г. был реализован проект «Покори свою высоту». Суть проекта заключалась в организации серии интеллектуальных командных игр в стиле «Что? Где? Когда?» в онлайн-формате в условиях социальных стационаров в период карантина и вынужденной изоляции. С целью объективной и обоснованной оценки результативности проекта, его положительных эффектов для участников, сотрудников и учреждений проводился научный мониторинг (на входе и выходе). Выводы: в ходе вовлечения в проект повысились когнитивная и социальная активность, субъективное благополучие и самооценка жителей интернатов, интенсивность и качество коммуникаций между благополучателями и специалистами; отмечаются улучшение социально-психологического климата, информационно-методической инфраструктуры и социокультурной среды учреждений, рост солидарности, профессиональной самооценки специалистов и снижение рисков выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Киенко Татьяна Сергеевна, Шкребец Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL TEAM GAMES ONLINE IN INPATIENT SOCIAL SERVICE INSTITUTIONS: EXPERIENCE IN THE IMPLEMENTATION AND MONITORING OF THE PROJECT "CONQUER YOUR HEIGHT" UNDER QUARANTINE CONDITIONS

Relevance of the article is due to changes in the activities of inpatient social services in connection with the introduction of the quarantine regime in 2020-2022. Adaptation to new conditions of life, communication and activity in the pandemic and post-pandemic world has led to the design of new technologies for leisure, communication, development and participation of residents of residential homes for the elderly and disabled, neuropsychiatric boarding homes. The purpose of the article is to analyze the experience in implementation and scientific monitoring of the project «Conquer your Height» on the organization of intellectual team games online in the conditions of pandemic and post-pandemic restrictions on the basis of stationary social service institutions. Research methods: systematic and comparative approach, questionnaire survey method, expert surveys and discussions, methodology for the study of subjective well-being, methodology for the study of professional burnout. Results. Within the framework of the partnership of the «Autonomous Non-profit Organization for the elderly and disabled "Old Age is a joy", Rostov-on-Don», the Social Technologies Department of the Southern Federal University and ten inpatient social service institutions of the Rostov region (residential homes for the elderly and disabled and neuropsychiatric boarding homes), the project «Conquer your Height» was implemented in 2022. The essence of the project was to organize a series of intellectual team games in the style of «What? Where? When?» in an online format in conditions of inpatient social services during quarantine and forced isolation. In order to objectively and reasonably assess the effectiveness of the project, its positive effects for participants, employees and institutions, scientific monitoring was carried out (at the entrance and at the exit). Conclusions. During the involvement in the project, cognitive and social activity, subjective well-being and self-esteem of residents of residential or boarding homes, the intensity and quality of communications between beneficiaries and specialists have increased; there is an increase in solidarity, improvement of the socio-psychological climate, information and methodological infrastructure and socio-cultural environment of institutions, growth of professional self-esteem and reduction of the risks of burnout of specialists.

Текст научной работы на тему «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КОМАНДНЫЕ ИГРЫ ОНЛАЙН В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ И МОНИТОРИНГА ПРОЕКТА "ПОКОРИ СВОЮ ВЫСОТУ" В УСЛОВИЯХ КАРАНТИНА»

УДК 004.388.4.031.4-027.552:364-5

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КОМАНДНЫЕ ИГРЫ ОНЛАЙН В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ И МОНИТОРИНГА ПРОЕКТА «ПОКОРИ СВОЮ ВЫСОТУ»

В УСЛОВИЯХ КАРАНТИНА

Киенко Татьяна Сергеевна1,

tskienko@sfedu.ru

Шкребец Марина Николаевна2,

svr- rostov@ mail. ru

1 Южный федеральный университет, Россия, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 105/42

2 Автономная некоммерческая организация помощи пожилым людям и инвалидам

«Старость в радость», Россия, 344064, г. Ростов-на-Дону, ул. 2-й Пятилетки, 10/1, кв. 33

Киенко Татьяна Сергеевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальных технологий Южного федерального университета.

Шкребец Марина Николаевна, директор «Автономной некоммерческой организации помощи пожилым людям и инвалидам "Старость в радость", Ростов-на-Дону».

Актуальность статьи обусловлена изменениями в деятельности стационарных учреждений социального обслуживания в связи с введением режима карантина в 2020-2022 гг. Адаптация к новым условиям жизнедеятельности, коммуникаций и активности в пандемическом и постпандемическом мире привела к оформлению новых технологий организации досуга, развития и участия жителей домов-интернатов. Цель: анализ опыта реализации и научного мониторинга проекта организации интеллектуальных командных игр онлайн в условиях пандемических и постпандемических ограничений на базе стационарных учреждений социального обслуживания в Ростовской области. Методы: системный и сравнительный подход, метод анкетного опроса, экспертные опросы и обсуждения, методика исследования субъективного благополучия и изучения профессионального выгорания. Результаты: в рамках партнерства «Автономной некоммерческой организации помощи пожилым людям и инвалидам "Старость в радость". Ростов-на-Дону», кафедры социальных технологий Южного федерального университета и десяти стационарных учреждений социального обслуживания Ростовской области (дома-интернаты и психоневрологические интернаты) в 2022 г. был реализован проект «Покори свою высоту». Суть проекта заключалась в организации серии интеллектуальных командных игр в стиле «Что? Где? Когда?» в онлайн-формате в условиях социальных стационаров в период карантина и вынужденной изоляции. С целью объективной и обоснованной оценки результативности проекта, его положительных эффектов для участников, сотрудников и учреждений проводился научный мониторинг (на входе и выходе). Выводы: в ходе вовлечения в проект повысились когнитивная и социальная активность, субъективное благополучие и самооценка жителей интернатов, интенсивность и качество коммуникаций между благопо-лучателями и специалистами; отмечаются улучшение социально-психологического климата, информационно-методической инфраструктуры и социокультурной среды учреждений, рост солидарности, профессиональной самооценки специалистов и снижение рисков выгорания.

Ключевые слова: интеллектуальные командные игры, стационарные учреждения социального обслуживания населения, дом-интернат, психоневрологический интернат, социальный проект, научный мониторинг, субъективное благополучие, профессиональное выгорание.

40

DOI 10.18799/26584956/2022/4/1325

Введение

С наступлением пандемии деятельность стационарных учреждений социального обслуживания была жестко локализована в стенах учреждений. Те организации, которые до пандемии создавали условия для инклюзии, физического и социального выхода своих жителей за стены учреждений, поддерживали контакты с муниципальными и некоммерческими организациями, добровольцами и другими партнерами, оказались перед необходимостью искать новые пути сохранения активности жителей и взаимодействия с внешним миром. Востребованными стали «концерты под балконом», уличные досуговые площадки, организация летних кинотеатров, новых форм двигательной активности и трудотерапии, онлайн-коммуникации [1]. Адаптация к новым условиям жизнедеятельности в пандемическом и постпандемическом мире привела к оформлению новых технологий организации досуга, коммуникаций, развития и участия жителей домов-интернатов. Примером успешной адаптации учреждений к жизни в условиях карантина стал проект «Покори свою высоту», реализованный в Ростовской области в 2022 г. на основе партнерства «Автономной некоммерческой организации (АНО) помощи пожилым людям и инвалидам "Старость в радость". Ростов-на-Дону», кафедры социальных технологий Южного федерального университета и десяти стационарных учреждений социального обслуживания Ростовской области (дома-интернаты и психоневрологические интернаты). Суть проекта заключалась в организации серии интеллектуальных командных игр в стиле «Что? Где? Когда?» в онлайн-формате, параллельно проводился научный мониторинг для оценки результативности проекта. Целью статьи является анализ опыта реализации и научного мониторинга социального проекта организации интеллектуальных командных игр онлайн в условиях пандемических и постпандемических ограничений на базе стационарных учреждений социального обслуживания Ростовской области.

Цели и история проекта «Покори свою высоту»

«АНО помощи пожилым людям и инвалидам "Старость в радость". Ростов-на-Дону» ставит целью своей деятельности повышение качества жизни пожилых людей и инвалидов, проживающих в социальных учреждениях и на дому. Организация выросла из волонтерской группы, с 2012 г. опекающей более тысячи человек в 22 учреждениях социального обслуживания населения (далее - СОН) Ростовской области. Направления помощи учреждениям различны: организация досуговых мероприятий, личных поздравлений с праздниками, оказание персонифицированной помощи, обеспечение учреждений необходимой бытовой техникой, помощь в проведении реконструкций для организации доступной среды, ремонтов, повышение квалификации и обучение сотрудников новейшим методам ухода за немобильными получателями услуг, оплата услуг дополнительного персонала, обмен опытом, создание и организация в учреждениях групп по скандинавской ходьбе и пр. Источники финансирования: получение грантов, субсидий, пожертвования организаций и частных лиц.

С наступлением пандемии большая часть деятельности организации, направленной на общение и досуг (волонтерские поездки, поздравления с праздниками, «Дни Красоты», поездки в театр, на концерты, футбол, всего более 50 мероприятий ежегодно) оказалась невозможной. Более 1300 подопечных «АНО "Старость в радость" Ростов-на-Дону» остались в изоляции на территориях учреждений СОН стационарного типа. Без коммуникации с внешней средой у жителей домов-интернатов стали обостряться соматические, психологические и социальные проблемы. Сотрудники АНО передавали подарки через карантинные боксы, совершали редкие звонки жителям, имеющим

сотовые телефоны в учреждениях. Добавились поездки в ковидные госпитали с передачами писем поддержки, питания, воды, вещей. Благодаря поддержке дружественных некоммерческих организаций (далее - НКО) и благотворителей удалось оснастить часть учреждений комплектами для видеотрансляций, некоторым помогли провести и подключить Интернет, обучить работе в Zoom персонал. Проводились тестовые подключения, знакомились c подопечными заново через экран, учились онлайн -коммуникациям и восприятию информации. Сотрудники «АНО "Старость в радость" Ростов-на-Дону» провели совместно с партнерами цикл онлайн-уроков живописи для начинающих, концертов и встреч со знаменитыми людьми, артистами, виртуальных экскурсий по Ростову-на-Дону. Сами проживающие стали включаться в онлайн-мероприятия: готовить номера художественной самодеятельности, отгадывать загадки, задавать вопросы, благодарить артистов, выходить к микрофону и камере. Возникла идея попробовать не просто трансляцию, а настоящее интеллектуальное интерактивное шоу в стиле клуба знатоков «Что? Где? Когда?». Были адаптированы правила игры для онлайн-формата, проведены пробные игры с командами волонтеров.

Сначала о желании создать команды знатоков заявили всего два стационарных учреждения СОН Ростовской области, но в онлайн-формате в качестве болельщиков были приглашены проживающие других учреждений, которые не только болели за команды, но и сами старались найти ответы на вопросы. В условиях локальных ограничений, связанных с ковидными мерами предосторожности, интеллектуальная активность в ходе участия и подготовки к играм помогала сохранить когнитивные функции, он-лайн-формат позволял выйти за рамки локального пространства, общаться со знакомыми волонтерами, ровесниками из других учреждений, обсуждать ответы на вопросы и поддерживать друг друга. За 2020-2021 гг. были проведены более 20 игр с 4 учреждениями (общее количество участников более 300 человек) с использованием различных форматов шоу: игры с «телезрителями», с командами соперников-волонтеров, одновременные игры на брейн-ринге. Накопился банк вопросов разного уровня сложности по отдельным темам. Игры освещались в социальных сетях и на сайте [2]. По устным отзывам из учреждений в ходе первого этапа проекта на 25 % увеличился спрос в библиотеках на книги познавательного содержания, справочники и энциклопедии. На 50 % увеличились просьбы о подписке на журналы с кроссвордами, сканвордами и головоломками. Учитывая положительный опыт проведенных игр, было решено масштабировать проект, пригласив к участию большее количество команд, обобщить опыт, выпустить методические рекомендации, а в дальнейшем провести межрегиональные игры с аналогичными учреждениями других регионов России.

Адаптация телепроекта для игр с пожилыми людьми и инвалидами в онлайн -формате - уникальная и новаторская практика. В 2022 г. проект «Покори свою высоту» был поддержан Фондом Президентских грантов. В проекте были предусмотрены три тура: тренировочный, отборочный и финальный. В течение девяти тренировочных игр команды из десяти стационарных учреждений социального обслуживания Ростовской области (дома-интернаты и психоневрологические интернаты) учились взаимодействовать внутри и с ведущим онлайн, следить за текущим временем, данным на ответы, не перебивать друг друга, максимально быстро предлагать версии и не расстраиваться при неверном ответе. Для тренировочных игр была выбрана близкая тема для людей, проживающих на Донской земле: «Донской казачий край, традиции и обычаи». Вопросы вызывали интерес во время подготовительных занятий. Погружение в историю края стало увлекательным занятием, которое продолжалось в процессе общих встреч, а затем индивидуально и в группах во время походов в библиотеку, получения информа-

ции из Интернета, ТВ. В 9 играх приняли участие 107 человек (игроки, волонтеры, специалисты).

После завершения этапа тренировочных игр команды сразились в 12 играх отборочного тура (в мероприятиях были задействованы не менее 200 человек, в т. ч. 15 волонтёров). Впервые участникам пришлось сражаться не со «зрителями», а с такими же игроками, только по другую сторону экрана. В игре была возможность ответить на вопрос соперника, если у команды был альтернативный ответ, - это не давало командам расслабляться ни на минуту. Кроме «сражающихся» двух команд на некоторых играх в режиме онлайн присутствовали благополучатели из других учреждений. Они показывали свои творческие номера в музыкальные паузы, подбадривали команды и следили за правильностью игры. Бороться с подсказками помогали и наблюдатели из числа волонтеров. Кроме того, по признанию всех команд, находясь в игровом пространстве, но не в качестве главных игроков, было психологически проще, но не менее интересно испытать себя, стараясь ответить на вопрос. Участие в качестве болельщиков воспринималось как дополнительная тренировка. Это был самый эмоционально сложный период, поскольку в отборочном туре команды играли «на вылет». Проигравшая команда выбывала из дальнейших соревнований. Для того чтобы нивелировать отрицательные эмоции, разочарование от проигрыша, для проигравших была введена роль команды-эксперта. Знатоки команды-эксперта, кроме присутствия на всех играх, имели право вето на решение ведущего, могли остановить игру, сделать замечание, если, по их мнению, были подсказки. Таким образом, поднялась значимость проигравших команд в их собственных глазах и в глазах участников последующих игр. Болельщики с удовольствием приходили на соревнования, были включены в процесс со-ведения мероприятия, не только отгадывали и проверяли собственные знания, но и придирчиво следили за ходом игр.

В финале встречались четыре команды, которые выходили с максимальными баллами из отборочного тура. Каждая из команд сыграла три игры с командами соперников. Итого в этом блоке было проведено шесть игр, в каждой из которых участвовали одновременно по две команды. Игроки чувствовали себя уверенно перед камерой, перестали стесняться обсуждать вопросы, не боялись спорить, вели себя естественно. В качестве болельщиков и экспертов были приглашены онлайн все дружественные учреждения. После завершения игр состоялась церемония награждения, которая проходила в формате онлайн-концерта. Каждая команда выступала с творческими номерами и говорила о своих впечатлениях о проекте. По итогам игр участники отметили повышение настроения, многие стали заядлыми болельщиками игры на ТВ. Все игроки подтвердили рост не только интеллектуального уровня, но и социальной сплоченности, командного духа, авторитета и уважения, коммуникаций внутри учреждений. Всем были вручены подарки (медали, наборы гигиенических средств, конфеты, термокружки, дипломы), а команды-победители получили кубки и призы от спонсоров проекта - экскурсию для команды Таганрогского ДИПИ № 2, цветной принтер для ДИПИ поселка Горняцкий и экран с видеопроектором для Донецкого ДИПИ.

В заключение был проведен круглый стол на базе кафедры социальных технологий для руководителей и специалистов учреждений, которые делились опытом участия в проекте. Обсуждение показало, насколько разными учреждения были «на входе», как приходилось преодолевать трудности по сплочению команд, какие межличностные проблемы решались в проекте. Появилось понимание необходимости дифференциации вопросов для знатоков из психоневрологических учреждений и домов престарелых (в идеале требуется проведение самостоятельных чемпионатов для ДИПИ и ПНИ). Бы-

ла обозначена проблема неустойчивой связи от интернет-провайдеров (если изображение выключалось или зависало, при восстановлении ведущий был вынужден менять вопросы, т. к. не было гарантий, что за это время команда не получила подсказку). С целью получения объективной оценки результативности проекта «Покори свою высоту» при научно-методической поддержке кафедры социальных технологий ИФиСПН ЮФУ проводился научный мониторинг. Мониторинг и круглый стол позволили выявить сильные и слабые стороны проекта и показали высокий уровень доверия и включенности в проект благополучателей, руководителей и специалистов учреждений. Организаторы запланировали продолжение проекта «Покори свою высоту - Содружество регионов» для участников из других субъектов Российской Федерации.

Научно-методическое сопровождение проекта и оценка результатов

Научный мониторинг проекта: цели и задачи. В рамках проекта «Покори свою высоту», реализованного на базе 10 учреждений СОН Ростовской области, был организован научный мониторинг (на входе - февраль 2022 г. и на выходе - май-июнь 2022 г.). Целью мониторинга являлась объективная, научно обоснованная оценка результативности проекта «Покори свою высоту», его положительных эффектов для бла-гополучателей, сотрудников и учреждений. Объект - участники проекта «Покори свою высоту», в т. ч. игроки, болельщики, сопровождающие специалисты, руководители учреждений СОН, включенные в проект. Предмет - оценка проекта и его эффектов всеми категориями участников, динамика субъективного благополучия игроков, выгорания сотрудников, изменений методической и социокультурной среды учреждений. В ходе мониторинга ставились основные вопросы:

• Каковы эффекты проекта в разрезе самооценки и самочувствия, когнитивной и социальной активности благополучателей (игроков), командообразования, социально-психологического климата в учреждении?

• Каковы эффекты проекта в разрезе самочувствия и профилактики рисков выгорания специалистов и руководителей?

• Каковы эффекты проекта в разрезе развития методической инфраструктуры и социокультурной среды учреждений СОН?

Субъективное благополучие жителей стационарных учреждений социального обслуживания: проблемы и методы оценки. Основой изучения благополучия (social/subjective well-being) в зарубежных исследованиях выступают концепции «социального благополучия», «качества жизни», «социального счастья» (E. Diener, L. Tay, R. Veenhoven и др. [3-8]). Исследования субъективного благополучия опираются на оценки эмоциональных состояний, ощущений счастья или тревожности, отношения к собственной жизни, ее событийности, на соотношение целей и результатов активности, ценностно-смысловые основания личности и опыт как источники переживания благополучия (Р.М. Шамионов [8]), на показатель удовлетворенности жизнью как результат позитивных оценок и суждений, самооценок и взаимоотношений в единстве чувств, оценок и осознания «себя субъективно благополучным» [9].

Субъективное благополучие жителя интерната противоречиво. С одной стороны, оно поддерживается такими компонентами, как жизнь в коллективе людей со сходной жизненной ситуацией и интересами, постоянная поддержка, организованный досуг. С другой стороны, благополучие снижается за счет отсутствия дома, неопределенности жизненной стратегии и перспектив, локализации социальной жизни, ограниченности функций, мобильности, свободы, положения «объекта заботы». Социальное сопровождение и уход облегчают самообслуживание, но закрепляют пассивность, «объект-

ность». Коммунальные условия проживания сглаживают риски одиночества, выступают основой взаимопомощи, но лишают личного пространства, уединения. В условиях дома-интерната оформляется атмосфера «альтернативной семейной поддержки», причастности, постоянной (организованной и неформальной) коммуникации, досуга, включенности в социальную жизнь - конструктивные факторы благополучия. Между персоналом и большинством жителей налаживаются теплые, доверительные отношения. В то же время особенностью проживания в интернате является статичность, ощущение, что жизнь стоит на месте. Пассивные формы досуга обычно превалируют над активными, интровертные - над экстравертными [10]. Жители домов-интернатов имеют повышенный уровень невротизации [11], разнообразные социальные, медико-социальные и психологические проблемы, снижающие удовлетворенность жизнью [12]. Тем не менее различные формы устройства могут быть комфортными и дружественными при условии наличия положительных связей и отношений, «пространств активности» [13] и соседства («neighborhood») [14], качественной социальной заботы.

Большинство жителей, как правило, не имеют внешних связей с социумом, родственниками или знакомыми за стенами интернатов, что особенно обострило проблему локализации в условиях обсервации и карантина. Развитие инструментов стимулирования взвешенных жизненных перспектив, коммуникаций, включенности, активности, событийности жизни - актуальные вопросы организации работы с постояльцами интернатов. Поэтому проект «Покори свою высоту» имел большое значение как новая, нерутинизированная форма досуга, позволяющая выйти за социальные границы локального пространства интерната, расширить коммуникации, повысить компетентность и самооценку, субъективное благополучие.

Исследование субъективного благополучия игроков команд 10 домов-интернатов (ДИПИ) и психоневрологических интернатов (ПНИ) Ростовской области, вошедших в проект, носило мониторинговый характер, проводилось в режиме онлайн-опросов участников проекта (игроков команд) из числа благополучателей самостоятельно или при сопровождении сотрудников и специалистов на основе методики субъективного благополучия личности Р.М. Шамионова и Т.В. Бесковой [15] в авторской адаптации. Ключевыми в этой методике являются показатели, собранные в группы из пяти шкал: эмоциональное, экзистенциально-деятельностное, эго-благополучие, гедонистическое и социально-нормативное. В исследовании приняли участие 86 информантов (33,7 % мужчин и 66,3 % женщин) на входе и 79 информантов (29,1 % мужчин и 70,1 % женщин) на выходе из проекта (все они являются игроками команд проекта и жителями 10 стационарных учреждений СОН региона), выборка целевая сплошная. Параллельно в ходе подготовки и реализации проекта обсуждались цели, ожидания (на входе) и оценки результативности проекта (на выходе) с руководителями и специалистами (в письменной и устной формах методом анкетирования и экспертного опроса, групповых обсуждений в рамках совещаний и круглых столов, методика Т.С. Киенко).

Динамика субъективного благополучия участников проекта. По итогам обследования с использованием методики Р.М. Шамионова и Т.В. Бесковой в феврале и июне 2022 г. сравнивались изменения благополучия участников проекта на входе и выходе, анализировалась динамика с учетом отдельных показателей и их группировки по пяти параметрам. Важно отметить, что при самооценке субъективного благополучия на входе (февраль 2022 г.) высокие оценки отмечались по показателям удовлетворенности условиями проживания, качеством жилья, безопасностью в интернате, собственным стремлением поступать по совести. Эти особенности в целом характерны для жителей домов-интернатов, связаны с их специфическим социальным статусом, сохранились и

после завершения проекта. С другой стороны, на входе самыми низкими были оценки доходов, удовлетворенности собственной внешностью, наполненности энергией и жизненными силами, удовлетворенности своими успехами и достижениями, уверенности в себе и счастья. В целом до начала проекта высокие оценки были получены по показателям гедонистического и социально-нормативного благополучия, а низкие - экзистен-циально-деятельностного, эмоционального и эго-благополучия, что типично для жителей интернатов. В условиях экспериментальной ситуации вовлечения в проект «Покори свою высоту» ожидалась положительная динамика проблемных показателей в результате предложения новых коммуникаций и форм досуга, социальной и когнитивной активности, выхода за социальные и психологические границы интернатов. Не менее важно освоение статуса игрока команды серии интеллектуальных игр, безусловно, более престижного и высокого, чем статус благополучателя интерната. Идентичность с новым статусом позволяет противостоять негативным стереотипам и стигмам, марги-нализирующим положение жителя интерната, психоневрологического учреждения. Ожидалось, что вовлечение в процессы интенсивного развития интеллектуального потенциала приведет к росту когнитивных функций участников и позволит повысить самооценку. Интенсивные коммуникации в рамках подготовки и проведения игр должны были способствовать росту социальных связей и компетенций игроков, командообра-зованию, сплоченности и солидарности в учреждениях. Данные эффекты предполагалось обнаружить в ходе мониторинга.

В ходе реализации проекта выросли показатели удовлетворенности своими достижениями, отмечен рост отличных оценок (с 35 до 48 %, прежде всего за счет снижения удовлетворительных и хороших оценок). Это говорит о том, что участие в проекте послужило основой роста самооценки игроков команд, признания собственной значимости, компетентности и состоятельности. Также повысился показатель оценки информантами благосклонности жизни к ним, что говорит о снижении остроты идентичности жертвы (жертвы случая, внешних несправедливых обстоятельств, других людей) в пользу более взвешенной самооценки и принятия на себя ответственности за свою жизнь, поведение и будущее. Отмечается рост уверенности в себе (совокупное число оценок «хорошо» и «отлично» выросло с 74,4 до 79,8 %, полностью исчезли в повторном срезе низкие оценки «0», «1» и «2»), ощущения уважения к себе со стороны окружающих (хотя средний показатель почти не изменился). Существенно повысился один из наиболее проблемных маркеров - ощущение счастья: с 81,4 до 86,6 % по совокупному показателю оценок «4» и «5», а только по отличным оценкам - с 37 до 43 %, что доказывает положительное влияние проекта на самочувствие благополучателей ДИПИ и ПНИ. К тому же выросла уверенность в том, что информанты делают все возможное для того, чтобы быть счастливыми, т. е. деятельная поведенческая активность, самооценка собственных усилий и потенциала в достижении цели улучшения своей жизни и состояния.

Таким образом, ряд показателей субъективного благополучия игроков команд в ходе проекта «Покори свою высоту» повысился. Так, выросли оценки эмоционального благополучия личности (самооценки эмоциональных состояний оптимизма, счастья), экзистенциально-деятельностного (прилагаемые человеком усилия и их результативность), эго-благополучия (удовлетворенность собой, уверенность в себе, самосогласованность личности). Именно эти показатели традиционно являются проблемными для жителей интернатов. Среди качественных отзывов и оценок игроки высказывались о том, что им было интересно, их увлекал процесс игры, проект помогает тренировать память, дает много новых знаний, позитивный эмоциональный заряд, задор и умение играть командой. Участникам понравились роль как игроков, так и болельщиков, под-

держка, сам процесс познания нового в ходе подготовки к играм, опыт коммуникаций и возможности для расширения кругозора. Некоторые информанты сообщили, что теперь они намерены больше заниматься, чтобы больше знать и победить в следующих играх.

Оценка изменений профессионального выгорания руководителей и специалистов в процессе реализации проекта. Для проверки эффектов проекта в разрезе самочувствия и профилактики рисков выгорания сотрудников проводился входной и постпроектный срез показателей их профессионального выгорания по методике К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н. Водопьяновой [16, 17]. К участию приглашались все руководители и специалисты учреждений, сопровождавшие проект (20 человек на входе -февраль 2022 г. и 17 человек на выходе - май 2022 г.).

Профессиональный труд социального работника связан с высокой социальной, моральной и эмоциональной напряженностью, диссонирующей с достаточно низким социальным статусом профессии. Свыше трети социальных работников имеют высокий уровень нейротизма, а две трети страдают от высокого уровня тревожности, многие имеют признаки профессиональных деформаций [18]. Профессиональная деятельность насыщена рядом стрессогенов, что снижает продуктивность деятельности, вызывает развитие профессиональных стереотипов, спад работоспособности, интереса к работе, провоцирует равнодушие, представляя опасность как для самих специалистов, так и для их благополучателей.

Классические работы по выгоранию зарубежных и российских авторов предлагают рассматривать синдром профессионального (эмоционального) выгорания (далее - СЭВ) как трехкомпонентное образование, состоящее из эмоционального истощения (чувство усталости и опустошенности, вызванное работой), деперсонализации (негуманное, циничное отношение к обязанностям и людям) и редукции личных достижений и стремлений (возникновение чувства профессиональной некомпетентности) [16; 19; 20]. Вначале появляется деперсонализация, т. е. потеря индивидуальности, отдаленность, избегание, ограничение контактов с коллегами; затем растет недооценка личного вклада, разочарование, потеря удовольствия от работы; после появляется добровольное отстранение от коллег и невыполнение обязанностей, усиливается эмоциональная и физическая несостоятельность (эмоциональное и физическое истощение). При появлении симптомов или рисков необходимо проведение диагностики, профилактики и коррекции профессиональной деформации. Одним из важных факторов профилактики выгорания является обучение, повышение квалификации сотрудников, переключение на новые виды деятельности, укрепление командных взаимодействий и морального климата в коллективах. Поэтому проект «Покори свою высоту» обладал потенциалом снижения и профилактики профессионального выгорания сотрудников ДИПИ и ПНИ.

Ожидания руководителей и специалистов от участия в проекте были связаны с позитивными эффектами для игроков, но преимущественно с негативными для специалистов. Как правило, ожидался рост нагрузки, в том числе профессионального выгорания. Так, на вопрос «Как Вы думаете, изменится ли уровень Вашего эмоционального выгорания в ходе участия в проекте «Покори свою высоту»?» ответы распределились в основном между вариантами «повысится» (40 %) и не изменится (30 %). Лишь четверть опрошенных руководителей и сотрудников надеялись на улучшение показателей работоспособности и самочувствия. Однако сравнительный анализ тестирования по методике К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н. Водопьяновой до (февраль 2022 г.) и после (май 2022 г.) реализации проекта показал небольшое снижение СЭВ. Так, среднее арифметическое по показателю эмоционального истощения понизилось с 12,8 до 7,9 баллов (пороговое значение - 18), почти не изменились результаты по редукции

личных достижений (около 30 баллов, пороговое значение - 30) и деперсонализации (около 4 баллов, пороговое значение - 11), снизилось число сотрудников, чьи показатели по СЭВ по всем трем параметрам превышали пороговые значения.

Оценка проекта руководителями и специалистами. В феврале 2022 г. в рамках мониторинга руководители и специалисты учреждений СОН, вовлеченных в проект, обсуждали устно (в рамках рабочего совещания онлайн) и письменно (онлайн-опрос на основе гугл-формы) план реализации и свои ожидания от проекта. В ходе проекта проводились совещания, круглые столы. В мае 2022 г. для оценки результатов был организован научно-методический семинар, письменный самоанализ по предложенному спектру вопросов и исследование в форме экспертного опроса онлайн. На момент начала проекта ожидания у специалистов и руководителей были связаны с получением положительных эмоций и новых форм активности для благополучателей, новых знаний и опыта, ростом сплоченности коллектива. Некоторые ожидали победы, другие считали проект способом проверки своих интеллектуальных возможностей, инструментом саморазвития специалистов, третьи - способом развития интеллектуальных и социальных возможностей игроков.

По итогам проекта отзывы специалистов и руководителей показали, что полученные результаты существенно превзошли ожидаемые и проявились в таких показателях и высказываниях, как: «Настроение улучшилось, самооценка выросла, команда стала дружить», «После игр настроение благополучателей изменилось в лучшую сторону, повысилась самооценка», «Решение совместных вопросов продолжилось и после игры», «Узнали многие стороны подопечных, их характер, их реакцию на победу и поражение, посмотрели на умение работать в большой команде и с другими участниками» и пр. Анализируя успехи команд, сотрудники отмечали много позитивных моментов: рост познавательной и коммуникативной активности, самооценок, самочувствия участников, широты их интересов. Руководители и специалисты сообщали, что проект оказал более позитивное влияние на победителей, но создал довольно стрессовую ситуацию для проигравших. Однако участие в проекте даже для проигравших команд послужило важным фактором развития и интеграции. В поражении и опыте его правильного переживания в команде и при поддержке специалистов, других игроков и болельщиков заложен существенный потенциал. Такой опыт преодоления преград и поражений способствует развитию эмоционального-волевой сферы, формирует умение концентрации, само- и взаимовыручки и эмпатии, совместного переживания эмоций. Общая оценка показала, что около 94 % участников проекта из числа самих благополучателей отметили рост социальной сплоченности, командного духа, авторитета и уважения, коммуникаций внутри учреждений, свыше 70 % указали на повышение эмоционально -волевой и более 52 % - когнитивной составляющих самочувствия.

Сотрудники отметили появление новых связей и знаний, опыта и компетенций, рост профессиональной самооценки. Большое значение имеет высокая оценка специалистами и руководителями качественных изменений социальной и культурной среды, методической инфраструктуры учреждений, которая развивалась в связи с необходимостью подготовки к играм. Некоторые учреждения получили доступ к Интернету, специалисты освоили информационные технологии или улучшили навыки онлайн-взаимодействий. Интенсивнее стали работать библиотеки, поиск информации по тематикам игр вызывал необходимость обновления библиотечных ресурсов и работы с электронными информационными ресурсами онлайн-энциклопедий, научной и познавательной литературы. Выросли запросы на энциклопедическую и познавательную литературу, развивающие издания. Культурно-досуговая среда учреждений расширилась

с появлением экземпляров игрового оборудования для проведения настольных игр «Что? Где? Когда?», просмотр телеигр «Что? Где? Когда?» стал любимым занятием благополучателей.

Выводы

Анализ показал, что результаты проекта существенно превзошли ожидаемые. Руководители и специалисты отмечали положительное влияние на участников проекта -игроков команд и болельщиков из числа благополучателей интернатов. Команды получили новый конструктивный опыт совместного интеллектуального творчества и коммуникаций, преодоления преград и переживания поражений, концентрации, само -, взаимовыручки и эмпатии. Наблюдается рост социальной сплоченности, командного духа, авторитета и уважения, коммуникаций внутри учреждений, повышение эмоционально-волевой и когнитивной составляющих самочувствия участников проекта. Отмечается качественный рост социальной, информационной и методической, культурно-досуговой и развивающей инфраструктуры учреждений, обновление и расширение библиотечных фондов. Проект показал позитивное влияние на самочувствие сотрудников и руководителей, позволил улучшить их эмоциональное состояние и профессиональную самооценку. Это позволяет отметить развивающий, терапевтический и профилактический эффект проекта для кадрового состава, методической и социокультурной среды стационарных учреждений социального обслуживания.

В процессе участия в проекте повысился уровень субъективного благополучия игроков команд, особенно по показателям эмоционального, экзистенциально-деятельностного и эго-благополучия. Именно эти показатели традиционно являются проблемными в измерениях субъективного благополучия жителей интернатов. По завершении проекта повысился уровень счастья, уверенности в себе и в том, что респонденты делают все возможное для того, чтобы быть счастливыми, ощущение оптимизма, наполненности энергией, насыщенности жизни, соответствия собственных поступков своим нравственным ценностям, успешности работы над собой. Около 94 % участников отметили рост социальной сплоченности, командного духа, авторитета и уважения, коммуникаций внутри учреждений, свыше 70 % указали на повышение эмоционально -волевой и более 52 % - когнитивной составляющей своего самочувствия.

Таким образом, проект стал стимулом для расширения и повышения качества коммуникаций, взаимодействий, взаимопонимания и солидарности, позволил улучшить социально-психологический климат учреждений СОН. В ходе проекта были созданы условия для когнитивной и социальной активности благополучателей, что стало основой для повышения их статуса, самооценок, субъективного благополучия. Участие в проекте поспособствовало росту профессиональной самооценки и снижению рисков выгорания специалистов и руководителей. Вовлечение в проект потребовало развития информационно-методической инфраструктуры и социокультурной среды учреждений. Проект «Покори свою высоту» подтвердил свою результативность и потенциал для тиражирования в различные пространства социальной работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Киенко Т.С., Савина Е.А. Хроники карантина и обсервации в доме-интернате для престарелых и инвалидов // Социологические исследования. - 2021. - № 2. - C. 103-111. DOI: 10.31857/S013216250012513-7.

2. АНО «Старость в радость» Ростов-на-Дону. URL: https://svr-rostov.ru/programmy/chto-gde-kogda/ (дата обращения 25.02.2020).

3. The satisfaction with life scale / E. Diener, R.A. Emmons, R.J. Larsen, Sh. Griffin // Journal of Personality Assessment. - 1985. - № 49 (1). - P. 71-75.

4. Veenhoven R. Well-being in nations and well-being of nations: is there a conflict between individual and society? // Social Indicators Research. - 2009. - V. 91. - № 1. - P. 5-21.

5. Po-Keung Ip. Well-being of nations - a cross-cultural perspective // Social Indicators Research. - 2009. -V. 91. - № 1-3. DOI: 10.1007/s11205-008-9322-8. URL: https://www.researchgate.net/publication/ 225436716_Well-Being_of_Nations-A_Cross-Cultural_Perspective (дата обращения 12.11.2019).

6. Diener E., Tay L. Subjective well-being and human welfare around the world as reflected in the Gallup world poll // International Journal of Psychology. - 2015. - V. 50. - № 2. - P. 135-149. DOI: 10.1002/ijop. 12136.

7. Pooling time series based on slightly different questions about the same topic forty years of survey research on happiness and life satisfaction in the Netherlands / T. De Jonge, R. Veenhoven, W. Kalmijn, L. Arends // Social Indicators Research. - 2016. - V. 126. - № 2. - P. 863-891. DOI: 10.1007/s11205-015-0898-5.

8. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности как субъекта социального бытия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Философия. Психология. Педагогика. - 2014. - Т. 14. -Вып. 1. - С. 80-86.

9. Перспективы разработки объективных индикаторов субъективного благополучия на основе данных психолого-генетического анализа / С.А. Башкатов, А.Х. Нургалиева, Р.Ф. Еникеева, А.В. Казанцева, Э.К. Хуснутдинова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2016. - Т. 9. - № 4. - С. 25-39. DOI: 10.14529/psy160403.

10. Киенко Т.С., Рудакова Р.М. Субъективное благополучие пожилого жителя российского дома-интерната // Журнал исследований социальной политики (The Journal of Social Policy Studies). -2020. - Т. 18. - № 2. - С. 255-268. DOI: 10.17323/727-0634-2020-18-2-255-268.

11. Митина Г.В., Салимов И.А., Абдулов А.Р. Психоэмоциональный статус пожилых людей, живущих в семьях и домах престарелых // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. -№ 62-1. - С. 383-386.

12. Зигангирова М.А., Агронина Н.И. Удовлетворенность жизнью пожилых людей, проживающих в условиях дома-интерната // Социальная политика и социальное партнерство. - URL: https://panor.ru/articles/udovletvorennost-zhiznyu-pozhilykh-lyudey-prozhivayushchikh-v-usloviyakh-doma-internata/82792.html (дата обращения 25.02.2021).

13. using the concept of activity space to understand the social health of older adults living with memory problems and dementia at home / J. Sturge, M. Klaassens, D. Lager, G. Weitkamp, D. Vegter, L. Meijering // Social Science & Medicine. - 2020. - № 113208. DOI: 10.1016/j.socscimed.2020.113208. URL: http://hdl.handle.net/11370/166a0655-9d76-4d36-b511-6a2abd55b869 (дата обращения 11.10.2020).

14. The lived neighborhood: understanding how people with dementia engage with their local environment / R. Ward, A. Clark, S. Campbell, B. Graham, A. Kullberg, K. Manji, K. Rummery, J. Keady // Internetional Psychogeriatrics. - 2018. - V. 30. - № 6. - P. 867-880. DOI: 10.1017/S1041610217000631.

15. Шамионов Р.М., Бескова Т.В. Методика диагностики субъективного благополучия личности // Психологические исследования. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n60/1602-shamionov60.html (дата обращения 01.01.2022).

16. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С., Наследов А.Д. Стандартизированный опросник «Профессиональное выгорание» для специалистов социономических профессий // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. - 2013. - № 4. - С. 17-27.

17. Тест оценки эмоционального выгорания. URL: https://psytests.org/psystate/maslach-run.html (дата обращения 01.01.2022).

18. Абдалина Л.В. Психологическая компетентность как фактор профилактики профессиональных деформаций руководителя // Известия Воронежского государственного педагогического университета. - 2016. - № 1 (270). - С. 62-64.

19. Бусовикова О.П., Мартынова Т.Н. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников. URL: http://hpsy.ru/public/x2627.htm (дата обращения 25.04.2020).

20. Киенко Т.С. Организационные факторы профессионального выгорания социальных работников муниципальных учреждений социального обслуживания // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2016. - № 3. - С. 153-160. DOI: 10.17072/2078-7898/2016-3-153-160.

Поступила: 10.10.2022.

Принята после рецензирования: 28.11.2022.

UDC 004.388.4.031.4-027.552:364-5

INTELLECTUAL TEAM GAMES ONLINE IN INPATIENT SOCIAL SERVICE INSTITUTIONS: EXPERIENCE IN THE IMPLEMENTATION AND MONITORING OF THE PROJECT «CONQUER YOUR HEIGHT» UNDER QUARANTINE CONDITIONS

Tatyana S. Kienko1,

tskienko@sfedu.ru

Marina N. Shkrebets2,

svr-rostov@mail.ru

1 Southern Federal University, 105/42, B. Sadovaya street, Rostov-on-Don, 344006, Russia

2 Autonomous Non-profit Organization for the elderly and disabled «Old Age is a joy», apt. 33, 10/1, st. 2nd Pyatiletki, Rostov-on-Don, 344064, Russia

Tatyana S. Kienko, Cand. Sc., associate professor, Southern Federal University.

Marina N. Shkrebets, director, Autonomous Non-profit Organization for the elderly and disabled «Old Age is a joy», Rostov-on-Don.

Relevance of the article is due to changes in the activities of inpatient social services in connection with the introduction of the quarantine regime in 2020-2022. Adaptation to new conditions of life, communication and activity in the pandemic and post-pandemic world has led to the design of new technologies for leisure, communication, development and participation of residents of residential homes for the elderly and disabled, neuropsy-chiatric boarding homes. The purpose of the article is to analyze the experience in implementation and scientific monitoring of the project «Conqueryour Height» on the organization of intellectual team games online in the conditions of pandemic and post-pandemic restrictions on the basis of stationary social service institutions. Research methods: systematic and comparative approach, questionnaire survey met-hod, expert surveys and discussions, methodology for the study of subjective well-being, methodology for the study of professional burnout. Results. Within the framework of the partnership of the «Autonomous Non-profit Organization for the elderly and disabled "Old Age is a joy", Rostov-on-Don», the Social Technologies Department of the Southern Federal University and ten inpatient social service institutions of the Rostov region (residential homes for the elderly and disabled and neuropsychiatric boarding homes), the project «Conqueryour Height» was implemented in 2022. The essence of the project was to organize a series of intellectual team games in the style of «What? Where? When?» in an online format in conditions of inpatient social services during quarantine and forced isolation. In order to objectively and reasonably assess the effectiveness of the project, its positive effects for participants, employees and institutions, scientific monitoring was carried out (at the entrance and at the exit). Conclusions. During the involvement in the project, cognitive and social activity, subjective well-being and self-esteem of residents of residential or boarding homes, the intensity and quality of communications between beneficiaries and specialists have increased; there is an increase in solidarity, improvement of the socio-psychological climate, information and methodological infrastructure and socio-cultural environment of institutions, growth of professional self-esteem and reduction of the risks of burnout of specialists.

Key words: intellectual team games, inpatient social service institutions, residential home for the elderly and disabled, neuropsychiatric boarding home, social project, scientific monitoring, subjective well-being, professional burnout.

REFERENSES

1. Kienko T.S., Savina E.A. Chronicles of quarantine and surveillance in a Russian residential home for the elderly and disabled in the COVID-19 syndemic. Sociological Studies, 2021, no. 2, pp. 103-111. In Rus. DOI: 10.31857/S013216250012513-7.

2. ANO «Starost v radost» Rostov-na-Donu [ANO «Old age in joy» Rostov-on-Don]. Available at: https://svr-rostov.ru/programmy/chto-gde-kogda/ (accessed 25 February 2020).

3. Diener E., Emmons R.A., Larsen R.J., Griffin Sh. The Satisfaction with Life Scale. Journal of Personality Assessment, 1985, no. 49 (1), pp. 71-75.

4. Veenhoven R. Well-being in nations and well-being of nations: is there a conflict between individual and society? Social Indicators Research, 2009, vol. 91, no. 1, pp. 5-21.

5. Po-Keung Ip. Well-being of nations - a cross-cultural perspective. Social Indicators Research, 2009, vol. 91, no. 1-3. DOI: 10.1007/s11205-008-9322-8. Available at: https://www.researchgate.net/publication/ 225436716_Well-Being_of_Nations-A_Cross-Cultural_Perspective (accessed 12 November 2019).

6. Diener E., Tay L. Subjective well-being and human welfare around the world as reflected in the Gallup world poll. International Journal of Psychology, 2015, vol. 50, no. 2, pp. 135-149. DOI: 10.1002/ijop. 12136.

7. De Jonge T., Veenhoven R., Kalmijn W., Arends L. Pooling time series based on slightly different questions about the same topic forty years of survey research on happiness and life satisfaction in the Netherlands. Social Indicators Research, 2016, vol. 126, no. 2, pp. 863-891. DOI: 10.1007/s11205-015-0898-5.

8. Shamionov R.M. Subjective well-being of personality as a subject of social existence. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2014, vol. 14, no. 1, pp. 80-86. In Rus.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Bashkatov S.A., Nurgalieva A.Kh., Enikeeva R.F., Kazantseva A.V., Khusnutdinova E.K. Prospects for the development of objective indicators of subjective well-being based on psychological genetic analysis. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Psychology, 2016, vol. 9, no. 4, pp. 25-39. In Rus. DOI: 10.14529/psy160403.

10. Kienko T.S., Rudakova R.M. The subjective well-being of elderly residents in Russian nursing homes. The Journal of Social Policy Studies, 2020, vol. 18, no. 2, pp. 255-268. In Rus. DOI: 10.17323/727-0634-202018-2-255-268.

11. Mitina G.V., Salimov I.A., Abdulov A.R. Psycho-emotional status of elderly people living in families and nursing homes. Problems of Modern Pedagogical Education, 2019, no. 62-1, pp. 383-386. In Rus.

12. Zigangirova M.A., Agronina N.I. Life satisfaction of elderly people living in a boarding house. Social Policy and Social Partnership. Available at: https://panor.ru/articles/udovletvorennost-zhiznyu-pozhilykh-lyudey-prozhivayushchikh-v-usloviyakh-doma-internata/82792.html (accessed 25 February 2021).

13. Sturge J., Klaassens M., Lager D., Weitkamp G., Vegter D., Meijering L. Using the concept of activity space to understand the social health of older adults living with memory problems and dementia at home. Social Science & Medicine, 2020, no. 113208. DOI: 10.1016/j.socscimed.2020.113208. Available at: http://hdl.handle.net/11370/166a0655-9d76-4d36-b511-6a2abd55b869 (accessed 11 October 2020).

14. Ward R., Clark A., Campbell S., Graham B., Kullberg A., Manji K., Rummery K., Keady J. The lived neighborhood: understanding how people with dementia engage with their local environment. Internetional Psychogeriatrics, 2018, vol. 30, no. 6, pp. 867-880. DOI: 10.1017/S1041610217000631.

15. Shamionov R.M., Beskova T.V. Methods of diagnostics of subjective well-being of the person. Psychological studies. Available at: http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n60/1602-shamionov60.html (accessed 1 January 2022).

16. Vodopyanova N.E., Starchenkova E.S., Nasledov A.D. The standardized questionnaire «Professional bur n-out» for specialists of socionomic professions. Vestnik of Saint Petersburg University. Sociology, 2013, no. 4, pp. 17-27. In Rus.

17. Test otsenki emotsionalnogo vygoraniya [Emotional burnout assessment test]. Available at: https://psytests.org/psystate/maslach-run.html (accessed 1 January 2022).

18. Abdalina L.V. Psychological competence as a factor in preventing managers' professional deformation. Izvestia VSPU, 2016, no. 1 (270), pp. 62-64. In Rus.

19. Busovikova O.P., Martynova T.N. Issledovanie formirovaniya sindroma emotsionalnogo vygoraniya v professionalnoy deyatelnosti sotsialnykh rabotnikov [Investigation of the formation of emotional burnout syndrome in the professional activity of social workers]. Available at: http://hpsy.ru/public/x2627.htm (accessed 25 April 2020).

20. Kienko T.S. Organizational factors of professional burnout of social workers of municipal social service institutions. Vestnik Permskogo universiteta. Seriya filosofia psikhologiya sotsiologiya, 2016, no. 3, pp. 153-160. In Rus. DOI: 10.17072/2078-7898/2016-3-153-160.

Received: 10 October 2022.

Reviewed: 28 November 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.