Научная статья на тему 'Интеллектуальное развитие, особенности психических и поведенческих расстройств у детей, матери которых подверглись воздействию патогенных радиоэкологических и психосоциальных факторов, обусловленных аварией на ЧАЭС, на различных сроках беременности'

Интеллектуальное развитие, особенности психических и поведенческих расстройств у детей, матери которых подверглись воздействию патогенных радиоэкологических и психосоциальных факторов, обусловленных аварией на ЧАЭС, на различных сроках беременности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
579
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Игумнов С. А., Дроздович В. В.

Проведено проспективное исследование 187 детей в возрасте с 6-7 до 10-11 лет, подвергшихся пре-натальному радиационному воздействию в "зоне отчуждения" Чернобыльской АЭС в 1986 году (основной группы детей). Этих детей сравнивали с контрольной группой из 150 детей того же возраста из незагрязненных районов Беларуси. Исследование включало неврологическое и психиатрическое обследование, оценку уровня интеллектуального развития по шкале Д.Векслера (адаптированный вариант), клинико-психологическую характеристику родительской семьи и других факторов микросоциального окружения. Клинические данные сопоставляли с реконструированными дозами пренатального облучения щитовидной железы (ЩЖ). Основная группа детей характеризовалась относительным преобладанием в возрасте 10-11 лет в сравнении с контрольной группой, частоты расстройств развития речи (8,56% и 4,67%) и эмоциональных расстройств (18,2% и 7,3%; р

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Игумнов С. А., Дроздович В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intellectual development, mental and behavioural disorders in the children whose mothers were exposed to pathogenic radioecological and psychosocial factors as a result of Chernobyl accident at the different stages of pregnancy

The study examined psychological development in 187 children at the age of 6-7 and 10-11, who had suffered prenatal radiation exposure at the time of the Chernobyl accident in 1986. These children were compared to a control group of 150 children of the same age from non-contaminated areas of Belarus. The examination included neurological and psychiatric examination, intellectual assessment and clinical psychological investigation of parents as well as estimation of thyroid exposure in utero. The exposed group manifested a relative increase in psychological impairment compared with the control group, with increased prevalence in cases of specific developmental speech-language disorders (8.56% and 4.67% at 10-11 years old) and emotional disorders (18.2% and 7.3% at 10-11 years old). The mean IQ of the exposed group was lower than that of the control group and there were more cases of borderline IQ (IQ=70-79) (14.4% and 8.0% at 6-7 years; 6.42% and 4.0% at 10-11 years). The mean value of thyroid doses from 131l 0.4 Gy was estimated for children exposed in utero. No correlation was found between individual thyroid doses and IQ at age 6-7 years or 10-11 years. We notice a positive moderate correlation between IQ of children and the educational level of their parents. There was a moderate correlation between high personal anxiety in parents and emotional disorders in children. We conclude that a significant role in the genesis of borderline intellectual functioning, specific developmental disorders of speech, language and scholastic skills as well as emotional disorders in the exposed group of children was played by unfavourable social-psychological and social-cultural factors such as a low educational level of parents, the break of microsocial contacts and adaptational difficulties, which appear following the evacuation and relocation from the contaminated areas.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальное развитие, особенности психических и поведенческих расстройств у детей, матери которых подверглись воздействию патогенных радиоэкологических и психосоциальных факторов, обусловленных аварией на ЧАЭС, на различных сроках беременности»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Интеллектуальное развитие, особенности психических и поведенческих расстройств у детей, матери которых подверглись воздействию патогенных радиоэкологических и психосоциальных факторов, обусловленных аварией на ЧАЭС, на различных сроках беременности

Игумнов С.А., Дроздович В.В.*

Белорусский государственный институт усовершенствования врачей, Минск;

* - Институт проблем энергетики Академии наук Республики Беларусь, Минск

Проведено проспективное исследование 187 детей в возрасте с 6-7 до 10-11 лет, подвергшихся пренатальному радиационному воздействию в "зоне отчуждения" Чернобыльской АЭС в 1986 году (основной группы детей). Этих детей сравнивали с контрольной группой из 150 детей того же возраста из незагрязненных районов Беларуси. Исследование включало неврологическое и психиатрическое обследование, оценку уровня интеллектуального развития по шкале Д.Векслера (адаптированный вариант), клинико-психологическую характеристику родительской семьи и других факторов микросоциаль-ного окружения. Клинические данные сопоставляли с реконструированными дозами пренатального облучения щитовидной железы (ЩЖ). Основная группа детей характеризовалась относительным преобладанием в возрасте 10-11 лет в сравнении с контрольной группой, частоты расстройств развития речи (8,56% и 4,67%) и эмоциональных расстройств (18,2% и 7,3%; p<0,05). Среднегрупповой общий интеллектуальный показатель (Ю) основной группы был относительно ниже, чем в контрольной группе. В основной группе зарегистрировано некоторое преобладание частоты пограничного уровня интеллектуального функционирования (Ю=70-79) (14,4% и 8,0% в 6-7 лет; 6,42% и 4,0% в 10-11 лет). Средняя доза пренатального облучения ЩЖ детей основной группы составила 0,4 Гр. Достоверной корреляции между дозой пренатального облучения ЩЖ радиоизотопами йода и общим интеллектуальным показателем в возрасте 6-7 и 10-11 лет не выявлено. Умеренная корреляционная взаимосвязь показателей интеллектуального развития детей основной группы и образовательного уровня их родителей была значительно более тесной, чем в контрольной группе. Выявлена умеренная корреляция между высокой личностной тревожностью родителей и эмоциональными расстройствами у детей. Полученные данные позволяют сделать вывод, что существенную роль в происхождении задержек речевого, интеллектуального развития и эмоциональных расстройств в основной группе детей играли неблагоприятные психологические и социально-демографические факторы, такие как низкий образовательный уровень родителей, разрыв микросоциальных контактов и трудности адаптации, возникшие в процессе переселения из пострадавших районов.

Intellectual development, mental and behavioural disorders in the children whose mothers were exposed to pathogenic radioecological and psychosocial factors as a result of Chernobyl accident at the different stages of pregnancy

Igumnov S.A., Drozdovitch V.V.*

Belarus Institute for Postgraduate Medical Training, Minsk;

* - Institute of Power Engineering Problems, Minsk, Belarus

The study examined psychological development in 187 children at the age of 6-7 and 10-11, who had suffered prenatal radiation exposure at the time of the Chernobyl accident in 1986. These children were compared to a control group of 150 children of the same age from non-contaminated areas of Belarus. The examination included neurological and psychiatric examination, intellectual assessment and clinical psychological investigation of parents as well as estimation of thyroid exposure in utero. The exposed group manifested a relative increase in psychological impairment compared with the control group, with increased prevalence in cases of specific developmental speech-language disorders (8.56% and 4.67% at 10-11 years old) and emotional disorders (18.2% and 7.3% at 10-11 years old). The mean IQ of the exposed group was lower than that of the control group and there were more cases of borderline IQ (IQ=70-79) (14.4% and 8.0% at 6-7 years; 6.42% and 4.0% at 10-11 years). The mean value of thyroid doses from 131I 0.4 Gy was estimated for children exposed in utero. No correlation was found between individual thyroid doses and IQ at age 6-7 years or 10-11 years. We notice a positive moderate correlation between IQ of children and the educational level of their parents. There was a moderate correlation between high personal anxiety in parents and emotional disorders in children. We conclude that a significant role in the genesis of borderline intellectual functioning, specific developmental disorders of speech, language and scholastic skills as well as emotional disorders in the exposed group of children was played by unfavourable social-psychological and social-cultural factors such as a low educational level of parents, the break of microsocial contacts and adaptational difficulties, which appear following the evacuation and relocation from the contaminated areas.

Технологическая катастрофа на Чернобыльской АЭС привела к выпадению радиоактивных осадков на территориях с населением около 17 млн. человек, из которых 2,5 млн. составляли дети в возрасте до 5 лет [6].

Группу наибольшего риска представляют собой дети, матери которых находились в зоне экологической катастрофы на различных сроках беременности, поскольку эмбрион и плод чрезвычайно чувствительны как к патогенным влияниям внешней среды, так и к психофизиологическим факторам, обусловленным эмоциональным дистрессом матери [3, 8].

Проблема изучения особенностей психического развития детей, подвергшихся воздействию радионуклидов на различных сроках гестации в результате чернобыльской катастрофы, с последующим детальным клиническим, психологическим и нейрофизиологическим анализом случаев пограничной интеллектуальной недостаточности, умственной отсталости, эмоциональных и поведенческих расстройств, является весьма актуальной. Чрезвычайно актуальна задача выработки адекватной концепции психотерапевтической и социально-психологической абилитации данных детей.

С 1991 г. на базе кафедры психотерапии БелГИУВ и Республиканского диспансера Белорусского НИИ радиационной медицины проводится лонгитюдинальное исследование группы из 250 детей, матери которых в момент чернобыльской

Вычисление срока гестации в момент чернобыльской катастрофы производилось с помощью модифицированной формулы, предложенной W.Schull, М.ОІаке и Н.УоэЫташ (1988) и осуществлялось путем вычитания из 280 суток (средняя продолжительность беременности, измеренная со дня наступления последнего менструального цикла) периода времени между моментом катастрофы (26.04.1986 г.) и датой рождения ребенка. Из числа дней беременности в момент катастрофы затем вычиталось 14 дней для внесения поправки на время между наступлением последнего менструального цикла и овуляцией с последующим оплодотворением яйцеклетки.

катастрофы находились в "зоне отчуждения" ЧАЭС на различных сроках беременности (основной группы).

Материалы и методы

Участники исследования. В ходе настоящего исследования в состав основной группы включены 187 детей, рожденных в период с мая 1986 г. по февраль 1987 г., матери которых в период беременности находились в "зоне отчуждения” Чернобыльской атомной электростанции и других территориях, характеризующихся высоким уровнем загрязнения радионуклидами, для которых реконструированы дозы пренатального облучения ЩЖ.

Контрольная группа была сформирована методом случайной выборки и состояла из 150 детей, рожденных в период с мая 1986 г. по февраль 1987 г., матери которых в момент аварии на Чернобыльской АЭС (26.04.1986 г.) и по настоящее время проживают в районах Белоруссии, практически не подвергшихся загрязнению радионуклидами.

Распределение детей в зависимости от срока гестации в момент аварии на Чернобыльской АЭС представлено в таблице 1. Нами не было выявлено достоверных различий в социальном статусе родителей детей основной и контрольной групп. Родители детей контрольной группы не имели в анамнезе профессионального контакта с источниками ионизирующих излучений.

В случае недоношенности или переношенности плода в формулу вносилась соответствующая поправка.

Клинико-психологическое исследование.

Ведущим методом обследования детей являлся клинико-психопатологический метод (стандар-

тизированное клиническое психиатрическое интервью, адаптированное к детскому возрасту, основанное на исследовательских диагностических критериях МКБ-10 [2], дополненный клинико-

психологическим методом диагностики уровня интеллектуального развития детей (Шкала Векслера для измерения интеллекта детей, 3-я редакция, The Psychological Corporation, 1991, 1992, переведена на белорусский/русский языки и адаптирована по разрешению) [4, 8].

Таблица 1

Распределение детей основной и контрольной групп в зависимости от срока гестации в момент аварии на ЧАЭС

Период гестации, нед.

0-7 8-15 16-25 >26

Основная группа 17 32 40 49

Контрольная группа 27 23 32 40

Дозиметрический анализ. Дозы облучения ЩЖ для детей, облученных in utero, были оценены на основании результатов реконструкции индивидуальных доз облучения для матерей и дозовых коэффициентов, используемых для перехода от дозы облучения ЩЖ полученной матерью, к дозе облучения ЩЖ плода, с учетом срока беременности в момент облучения. Основной вклад в формирование дозы облучения ЩЖ вносило потребление загрязненного молока; вклад в формирование дозы облучения потребления загрязненных листовых овощей и короткоживущих изотопов радиойо-

, 132т 133. 135ц

да и радиотеллура (таких как Te, I, I) составлял не более 15% [5].

Дозы облучения ЩЖ от 131I реконструированы на основе результатов прямых измерений его активности в ЩЖ (если эти измерения были проведены для матерей детей, включенных в исследование) и используя модель переноса 131I в окружающей среде, адаптированную к условиям Белоруссии. Для оценки индивидуальных доз облучения ЩЖ привлекалась следующая информация, полученная путем персональных опросов, относящаяся к описанию образа жизни матери в течение йодного периода: уровни потребления молока; источник потребления молока; дата прекращения употребления продуктов питания местного производства; место жительства матери в момент аварии; переезды в течение апреля - мая 1986 г.; проведение йодной профилактики.

Задачи данного исследования:

- проспективное исследование распространенности и динамики психических и поведенческих расстройств среди детей, подвергшихся воздействию патогенных радиоэкологических факторов, обусловленных чернобыльской катастрофой, в пренатальном периоде;

- сопоставление данных, полученных в ходе клинико-психологического исследования, с дозиметрическими данными. На первом этапе исследования в расчет принимаются дозы пренатального облучения щитовидной железы радиоизотопами;

- исследование характерных черт чернобыльской катастрофы как тяжелого, продолжительно воздействующего на детей психосоциального стрессора, и особенностей восприятия радиационного риска детьми и их семьями.

Результаты

Данные проспективного обследования детей основной и контрольной групп, проводимого с 6летнего до 11-летнего возраста, свидетельствуют о том, что основными формами проявлений психических и поведенческих расстройств в обеих группах были: эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста (рубрика МКБ-10: F93), специфические расстройства развития речи (F80), школьных навыков (F81) и двигательных

функций (Р82), гиперкинетические расстройства (Р90), расстройства социального функционирования (Р94), тикозные расстройства (Р95), неорганический энурез (Р98.0), заикание (Р98.5) и умственная отсталость (Р70).

Показатели распространенности основных групп психических и поведенческих расстройств в возрасте 10-11 лет представлены в таблице 2.

Основная группа детей, в сравнении с контрольной группой, характеризовалась большей частотой случаев фобического тревожного расстройства (Р93.1) - наиболее частого проявления эмоциональных расстройств (17 случаев - 9,09% и 7 случаев

- 4,67% соответственно; р < 0,05).

Среди детей обеих групп наиболее частым предметом страхов были темнота, животные (собаки, волки, змеи и т.д.) и сверхъестественные существа (призраки и чудовища). В основной группе отмечено учащение страхов, связанных с криминальной обстановкой (боязнь бандитов, воров, хулиганов - 8 из 17 наблюдений) и фантастическими персонажами из "фильмов ужасов” (6 из 17 наблюдений). Последние наблюдались главным образом у детей, переселенных из районов жесткого контроля в г. Минск.

Специфической чертой фобических тревожных расстройств у детей основной группы была боязнь радиации. Мы наблюдали специфический феномен "визуализации радиации”, достигавший уровня иллюзий или метаморфопсий, у 9 детей. Радиация представлялась детьми в виде "блестящей пыли” на обочинах дорог или персонифицировалась в виде сверхъестественного существа, способного погубить их или их родителей.

При проведении комплексной оценки психического статуса детей, включающей психологическое тестирование по шкале Векслера для измерения интеллекта детей, нами выявлено относительное преобладание частоты случаев "пограничного уровня интеллектуального функционирования” (ОИП=70-79) в основной группе, в сравнении с контрольной (таблицы 3, 4).

Клинически дети с "пограничным уровнем интеллектуального функционирования” [2, 7] характеризовались умеренной задержкой формирования познавательных процессов, низким уровнем мотивации к школьному обучению и недостаточным уровнем развития "предпосылок интеллекта” -(активного внимания, кратковременной памяти, конструктивного праксиса и т.д.).

"Пограничный уровень интеллектуального функционирования” тесно коррелировал со специфическими задержками развития речи (г=0,72) и умеренно коррелировал с наличием неорганического ночного энуреза и рассеянной неврологической микросимптоматики.

В младшем школьном возрасте расстройства развития речи постепенно трансформировались в специфические расстройства развития школьных навыков, такие как дислексия, дискалькулия.

Отмечена умеренная корреляционная связь расстройств развития речи в 6-7 лет и расстройств развития школьных навыков (у тех же детей в возрасте 10-11 лет) (г=0,68±0,03; р<0,01).

Клинически выраженная умственная отсталость в основной группе отмечалась в 4 случаях (2,1%), в контрольной - в 3 случаях (2,0%), статистически достоверных различий между группами не было.

В ходе психологического анализа особенностей микросоциального окружения детей мы обследовали матерей и отцов всех детей основной и контрольной групп с использованием шкалы тревоги Спилбергера в модификации Ю.Л.Ханина [1]. Согласно полученным данным (таблица 5), матери детей основной группы характеризовались достоверным преобладанием частоты высокой личностной тревожности в сравнении с контрольной группой.

Таблица 2

Распространенность психических и поведенческих расстройств в основной и контрольной группах детей в возрасте 10-11 лет

Психическое (поведенческое) расстройство Шифр МКБ-10 Основная группа (п=187) Контрольная группа (п=150) Достовер- ность различий

п % N % Р

Легкая умственная отсталость Р70 4 2,14 3 2,0 >0,05

Специфические расстройства развития речи Р80 16 8,56 7 4,67 <0,05

Специфические расстройства формирования школьных навыков Р81 14 7,49 9 6,00 >0,05

Специфические расстройства развития двигательных функций Р82 12 6,42 5 3,33 >0,05

Гиперкинетические расстройства Р90 12 6,43 7 4,67 >0,05

Эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста Р93 34 18,18 11 7,33 <0,05

Расстройства социального функционирования с началом, специфическим для детского возраста Р94 12 6,42 7 4,67 >0,05

Тикозные расстройства Р95 10 5,35 7 4,67 >0,05

Другие поведенческие и эмоциональные расстройства Р98 18 9,63 14 9,33 >0,05

Общее количество детей, у которых зафиксированы одно или несколько психических расстройств 72 38,5 34 22,67 <0,05

Таблица 3

Распределение общих интеллектуальных показателей (Ю) детей основной и контрольной групп в возрасте 6-7 лет

Уровень общего интеллектуального показателя Основная группа (п=187) Контрольная группа (п=150) Достовер- ность различий

п % п % Р

> 90 (средний и выше среднего) 80 42,78 91 60,67 <0,01

80-89 (нижний уровень нормы) 73 39,04 45 30,0 >0,05

70-79 (пограничный уровень 27 14,44 12 8,0 <0,05

интеллектуального функционирования)

< 69 (исключительно низкий уровень, 4 2,14 3 1,33 >0,05

соответствующий интеллектуальной

недостаточности)

Таблица 4

Распределение общих интеллектуальных показателей (Ю) детей основной и контрольной групп в возрасте 10-11 лет

Уровень общего интеллектуального показателя Основная группа (п=187) Контрольная группа (п=150) Достовер- ность различий

п % п % Р

> 90 (средний и выше среднего) 123 65,78 111 74,0 >0,05

80-89 (нижний уровень нормы) 47 25,13 31 20,67 >0,05

70-79 (пограничный уровень интеллектуального функционирования) 12 6,42 6 4,0 <0,05

< 69 (исключительно низкий уровень, соответствующий интеллектуальной недостаточности) 4 2,14 3 2,0 >0,05

Таблица 5

Уровни личностной тревожности матерей детей основной и контрольной групп

Уровень личностной тревожности Матери детей основной Матери детей Достовер-

группы контрольной группы различий

п % п % р

Высокая (> 46 баллов) 101 54,0 41 27,3 <0,01

Средняя (31-45 баллов) 86 46,0 109 72,7 <0,01

Высокая личностная тревожность характеризовалась чрезмерной эмоциональной лабильностью, боязнью ожидаемых трудностей, сниженной самооценкой.

Более высокий уровень личностной тревожности был характерен также для отцов детей основной группы в сравнении с контрольной группой (таблица 6).

Выявлена умеренная корреляция между высокой личностной тревожностью родителей и эмоциональными расстройствами у детей (для матерей г=0,34±0,06; р<0,05; для отцов г=0,52±0,04; р<0,01).

Согласно нашей гипотезе, высокая личностная тревожность родителей приводит к коммуникативным затруднениям, снижению самооценки и чувству недостаточности социальной поддержки у детей. Последние, в свою очередь, снижают уровень психологической адаптации детей и их устойчивость к психосоциальным стрессорам, что лежит в основе формирования эмоциональных расстройств и нарушений социального функционирования.

Корреляционная взаимосвязь интеллектуальных показателей детей основной группы и образовательного уровня их родителей - матерей (г=0,52±0,04; р<0,01) и отцов (г=0,56±0,04; р<0,01)

была значительно более тесной, чем в контрольной группе (для матерей г=0,27±0,08; р<0,01 и для отцов г=0,27±0,08; р<0,05). Этот факт может быть объяснен выраженной дезинтеграцией социальной инфраструктуры районов жесткого контроля, оттоком квалифицированных специалистов в области образования из этих мест. В результате формирование представлений об окружающем мире и мотивации к обучению у этих детей определялось преимущественно влиянием их родителей. В случаях психологической депривации детей, обусловленной неблагоприятными семейными условиями, восполнения дефицита информации не происходило.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Распределение общих интеллектуальных показателей детей основной группы в зависимости от уровня дозы пренатального облучения щитовидной железы приведено в таблице 7.

Средняя доза облучения щитовидной железы детей основной группы составила 0,4±0,5 Гр, медиана распределения 0,3 Гр. Для детей контрольной группы средняя доза облучения щитовидной железы составила 0,02±0,02 Гр, медиана распределения 0,01 Гр. Достоверной корреляции между дозой пренатального облучения щитовидной железы радиоизотопами йода и общим интеллектуальным показателем в возрасте 6-7 лет

(г=0,04; р>0,1) и 10-11 лет (г=0,05; р>0.1) выявлено не было.

Среднегрупповые интеллектуальные показатели детей основной группы, находившихся в момент аварии на ЧАЭС на различных сроках геста-

ции, приведены в таблице 8. Как видно из таблицы, значимых различий между интеллектуальными показателями детей, различающихся по срокам гестации на момент аварии, выявлено не было.

Таблица 6

Уровни личностной тревожности отцов детей основной и контрольной групп

Уровень личностной тревожности Отцы детей основной группы (п=168) Отцы детей контрольной группы (п=142) Достовер- ность различий

п % п % р

Высокая (> 46 баллов) 57 33,9 30 21,6 <0,05

Средняя (31-45 баллов) 111 66,1 112 78,7 <0,05

Таблица 7

Распределение интеллектуальных показателей детей основной группы в зависимости от уровня дозы пренатального облучения щитовидной железы

Уровень дозы, Гр Количество детей Общий интеллектуальный показатель:

в возрасте 6-7 лет в возрасте 10-11 лет

0 75 89,9±9,9 92,4±10,3

0,01-0,29 40 88,9±9,8 95,1 ±10,2

0,3-1,0 63 88,8±9,8 93,3±10,6

>1,0 9 87,0±8,6 92,3±11, 1

Итого 187 89,1 ±9,98 93,8±10,33

Таблица 8

Интеллектуальные показатели детей основной группы, облученных на различных сроках гестации

Срок гестации (нед.) Количество детей Общий интеллектуальный показатель:

в возрасте 6-7 лет в возрасте 10-11 лет

0-7 29 88,48 92,76

8-15 65 87,37 91,89

16-25 37 89,35 93,78

26-40 56 89,17 93,13

Итого 187 89,15 93,76

Выводы

1. У детей, подвергшихся воздействию патогенных радиоэкологических и психосоциальных факторов, обусловленных аварией на ЧАЭС, в пренатальном периоде, в возрасте 6-7 и 10-11 лет выявлено относительное преобладание частоты специфических задержек развития и эмоциональных расстройств.

2. Достоверной корреляционной зависимости между индивидуальными дозами пренатального облучения щитовидной железы и показателями интеллектуального развития детей в возрасте 6-7 и 10-11 лет выявлено не было.

3. Среднегрупповые интеллектуальные показатели детей основной группы, находившихся в момент аварии на ЧАЭС на различных сроках гестации, в возрасте 6-7 и 10-11 лет были сходными.

4. Существенную роль в происхождении специфических задержек развития и эмоциональных расстройств в основной группе детей играли неблагоприятные психологические и социальнодемографические факторы, такие как низкий образовательный уровень родителей, дефицит информации об окружающем мире, разрыв микросоци-альных контактов и трудности адаптации, возникшие в процессе переселения из пострадавших районов.

Литература

1. Клинико-психологическая характеристика и диагностика аффективных расстройств: Методические рекомендации. - Л.: ПНИИ им. В.М.Бехтерева, 1988.

- 27 с.

2. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. - СПб.: АДИС. - 304 с.

3. Прилипко Л.Л., Нягу А.И., Козлова И.А., Гайдук Ф.М. и др. Результаты пилотного проекта ВОЗ

"Внутриутробное повреждение мозга"//Актуальные и прогнозируемые нарушения психического здоровья после ядерной катастрофы в Чернобыле: Тезисы Международной конференции. - Киев, 1995. -

С. 316-317.

4. Филимоненко Ю., Тимофеев В. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д.Векслера (WISC). Адаптированный вариант. -СПб., 1994. - 94 с.

5. Drozdovitch V.V., Goulko G.M., Minenko V.F., Paretzke H.G., Voight G., Kenigsberg Ya.E. Thyroid dose reconstruction for the population of Belarus after the Chernobyl accident//Radiat. Environ. Biophysics. -1997. - V. 36. - Р. 17-23.

6. Holowinsky I.Z. Chernobyl nuclear catastrophe and the high risk potential for mental retardation //Mental Retardation. - 1993. - V. 31, N 1. - Р. 35-40.

7. Streffer C. Strahleneffecte nach Exposition wahrend der praenatalen Entwicklung//Radiologie. - 1995. -V. 35, N 3. - S. 141-147.

8. Wechsler D. Manual for the Wechsler Intelligence Scale for Children. Third Edition. - London: The Psychological Corporation, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.