Научная статья на тему 'Интеллектуальное право и научно-образовательное взаимодействие государств-членов ЕАЭС'

Интеллектуальное право и научно-образовательное взаимодействие государств-членов ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Международная экономика / Евразийский экономический союз / интеллектуальная собственность / научно-образовательный сектор / цифровая глобальная экономика / регулирование правоотношений / системы высшего и среднего образования / международное таможенное сотрудничество / гармонизация экономических сфер / International economy / Eurasian Economic Union / intellectual property / scientific and educa-tional sector / digital global economy / regulation of legal relations / higher and secondary education systems / inter-national customs cooperation / harmonization of economic spheres

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анастасия Геннадьевна Басова, Елизавета Валентиновна Оглоблина

В статье проведен анализ двух основных секторов, являющихся драйверами социально-экономического развития государств – членов ЕАЭС: научно-образовательный сектор и сектор интеллектуальной собственности (далее – ИС). С использованием различных теоретических и методологических подходов научного исследования выявлены основные барьеры развития и риски усиления взаимодействия государств по данным направлениям. Авторами, на основе изучения международной практики, а также национальных различий государств-членов ЕАЭС, выделены меры для укрепления сотрудничества, в частности, даны рекомендации для государственных органов Союза и частного бизнеса. Систематизация и гармонизация данных направлений сотрудничества Союза позволит повысить уровень интеграционного взаимодействия в условиях цифрового развития глобальной экономики, а также обеспечить эффективную защиту прав ИС, сформировать высококвалифицированный пул евразийской молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Анастасия Геннадьевна Басова, Елизавета Валентиновна Оглоблина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intellectual Law and Scientific and Educational Interaction of the EAEU Member States

The article analyzes two main sectors that are the drivers of socio-economic development of the EAEU member states: the scientific and educational sector and the intellectual property (hereinafter – IP) sector. Using various theoretical and methodological approaches of scientific research, the main barriers to development and risks of strengthening the interaction of states in these areas are identified. The authors, based on the study of international practice, as well as national differences of the member states, highlight measures to strengthen coop-eration, in particular, recommendations for the state bodies of the Union and private business. Systematization and harmonization of these areas of cooperation of the Union will increase the level of integration interaction in the conditions of digital development of the global economy, as well as to ensure effective protection of IP rights, to form a highly qualified pool of Eurasian youth.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальное право и научно-образовательное взаимодействие государств-членов ЕАЭС»

Научная статья УДК 339.9

https://doi.org/10.24158/pep.2023.10.5

Интеллектуальное право и научно-образовательное взаимодействие

государств-членов ЕАЭС

Анастасия Геннадьевна Басова1, Елизавета Валентиновна Оглоблина2

■^Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия 1AGBasova@fa.ru, https://orcid.org/0000-0002-8834-622X 2EOgloblina@fa.ru, https://orcid.org/0000-0003-1946-4385

Аннотация. В статье проведен анализ двух основных секторов, являющихся драйверами социально-экономического развития государств - членов ЕАЭС: научно-образовательный сектор и сектор интеллектуальной собственности (далее - ИС). С использованием различных теоретических и методологических подходов научного исследования выявлены основные барьеры развития и риски усиления взаимодействия государств по данным направлениям. Авторами, на основе изучения международной практики, а также национальных различий государств-членов ЕАЭС, выделены меры для укрепления сотрудничества, в частности, даны рекомендации для государственных органов Союза и частного бизнеса. Систематизация и гармонизация данных направлений сотрудничества Союза позволит повысить уровень интеграционного взаимодействия в условиях цифрового развития глобальной экономики, а также обеспечить эффективную защиту прав ИС, сформировать высококвалифицированный пул евразийской молодежи.

Ключевые слова: Международная экономика; Евразийский экономический союз; интеллектуальная собственность; научно-образовательный сектор; цифровая глобальная экономика; регулирование правоотношений; системы высшего и среднего образования; международное таможенное сотрудничество; гармонизация экономических сфер

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Басова А.Г., Оглоблина Е.В. Интеллектуальное право и научно-образовательное взаимодействие государств-членов ЕАЭС // Общество: политика, экономика, право. 2023. № 10. С. 38-48. https://doi.org/10.24158/pep.2023.10.5.

Original article

Intellectual Law and Scientific and Educational Interaction of the EAEU Member States Anastasiya G. Basova1, Elizaveta V. Ogloblina2

^Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia 1AGBasova@fa.ru, https://orcid.org/0000-0002-8834-622X 2EOgloblina@fa.ru, https://orcid.org/0000-0003-1946-4385

Abstract. The article analyzes two main sectors that are the drivers of socio-economic development of the EAEU member states: the scientific and educational sector and the intellectual property (hereinafter - IP) sector. Using various theoretical and methodological approaches of scientific research, the main barriers to development and risks of strengthening the interaction of states in these areas are identified. The authors, based on the study of international practice, as well as national differences of the member states, highlight measures to strengthen cooperation, in particular, recommendations for the state bodies of the Union and private business. Systematization and harmonization of these areas of cooperation of the Union will increase the level of integration interaction in the conditions of digital development of the global economy, as well as to ensure effective protection of IP rights, to form a highly qualified pool of Eurasian youth.

Keywords: International economy; Eurasian Economic Union; intellectual property; scientific and educational sector; digital global economy; regulation of legal relations; higher and secondary education systems; international customs cooperation; harmonization of economic spheres

Funding: Independent work.

For citation: Basova, A.G. & Ogloblina, E.V. (2023) Intellectual Law and Scientific and Educational Interaction of the EAEU Member States. Society: Politics, Economics, Law. (10), 38-48. Available from: doi:10.24158/pep.2023.10.5 (In Russian).

В настоящее время нематериальные активы, такие как бренды, образцы, патенты и данные, приобретают все большее значение в современной экономике знаний1. Интеллектуальная

1 ЩШ. Ш&ШШШШ^МШШ // jtÄÄ-iiW^ft^aWKÄ^ = Хэ Цзя. Внедрение гармонизированных патентных правил в ЕС [Электронный ресурс] // Пекинское агентство интеллектуальной собственности. URL: http://www.unitalen.com.cn/xhtml/report/16128003-1.htm (дата обращения: 20.09.2023). (на кит. яз.).

© Басова А.Г., Оглоблина Е.В., 2023

собственность (далее - ИС) является ключевым драйвером экономического роста и одним из важнейших элементов права в современном мире, учитывая переход многих продуктов и решений в онлайн-среду, а также распространением проблемы контрафакта.

В рамках ЕАЭС вопросы защиты прав ИС также поднимаются все чаще, основа для их проработки закреплена непосредственно в Договоре о Евразийском экономическом союзе1 и ряде других документов, регламентирующих вопросы ИС2.

Вопросы формирования эффективной системы права ИС в ЕАЭС, а также развитие научно-образовательного потенциала стран являются достаточно актуальными, поскольку рассматриваются рядом исследователей, профессоров и научных деятелей.

Аспекты развития ИС в новых цифровых условиях отмечены в работах доктора философских наук М.В. Шугурова. На основе ряда проведенных анализов он делает вывод, что цифрови-зация непосредственно влияет на сектор, и система ИС формируется в рамках международно-правовой модели (Шугуров, 2019: 5). Вызовы, возникающие у государств-членов ЕАЭС при переходе к цифровой экономике, выделены В.Н. Лопатиным. В том числе, риски использования иностранного ПО, определение субъектов и объектов возмездных лицензионных договоров, низкий уровень ответственности государственных органов при ведении массива данных и информационных ресурсов в сфере ИС в ЕАЭС.

Помимо тенденций цифрового развития, оказывающих непосредственное влияние на ИС, необходимо отметить вопросы регулирования ИС как на национальном, так и региональном уровне, то есть аспект таможенной защиты прав ИС. Г.А. Андрощук, Б.И. Бабенко, И.М. Бенеди-сюк, Е.Б. Леанович, Ю.А. Медведь путем проведения сравнительного анализа пришли к выводу, что в настоящее время гармонизация существующего законодательства представляется достаточно сложной в связи с различиями национальных практик. Кроме того, было выявлено, что уже существующий механизм ЕАЭС отличается, например, от западных, в частности, ЕС. Так, в ЕС существует регулирование и упрощенный механизм уничтожения контрафактных товаров с наименьшими затратами, в ЕАЭС же он отсутствует.

В целом, вопросы гармонизации и регулирования также были рассмотрены и представлены на Форуме «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности». А.Н. Савенков, М.Л. Энтин, В.Н. Черняков, В.Д. Ипатов обращают внимание на острую необходимость формирования единой Стратегии развития рынка ИС в ЕАЭС и соответствующей дорожной карты с мерами и ответственными за их исполнение органами власти.

Профессор В.Л. Абрамов, в свою очередь, отмечает возрастающую роль ИС в развитии конкурентоспособности ЕАЭС в сложившихся внешнеэкономических условиях.

Развитие сектора науки и образования активно начало рассматриваться такими учеными и экспертами, как Р.Н. Павлов, В.А. Чернов, О.В. Шинкарева, Д.К. Шунина, Д.Т. Умарова с 2015 г. В их работах отмечается важность данного сектора как драйвера не только социального роста Союза, но и экономического, поскольку высокоразвитая научно-образовательная среда позволяет снизить риски миграции населения, увеличить количество рабочих мест, привлечь дополнительное финансирование как на отдельные проекты, так и в формате образования отдельных образовательных консорциумов с зарубежными партнерами.

Профессор Ю.В. Степаненко выделил барьеры в определении единого подхода развития научно-образовательной деятельности. Например, на основе опроса определены существенные отличия наукометрических показателей для соискателей учёной степени и различия в присвоении учёного звания профессора в странах ЕАЭС. Им обосновано мнение о негативном влиянии данной дифференциации на трудовую и академическую мобильность, в том числе и молодежи.

Доктор экономических наук Г.В. Суровицкая, в свою очередь, предлагает ряд мер по постепенному снижению таких барьеров: диверсификация научно-технологического развития регионов государств-членов ЕАЭС, внедрение инновационных решений в образовательный процесс и привлечение представителей бизнеса к формированию образовательных программ.

Авторами представлен неисчерпывающий ряд работ профессоров и исследователей, однако можно сформировать вывод о том, что изучение научно-образовательного аспекта и сферы ИС в ЕАЭС представляется довольно актуальным и значимым.

1 Вступил в силу Договор о товарных знаках ЕАЭС : отчет Евразийской экономической комиссии. [Электронный ресурс] // Евразийская экономическая комиссия. URL: https://eec.eaeunion.org/news/vstupil-v-silu-dogovor-o-tovarnyh-znakah-eaes/ (дата обращения: 20.09.2023).

2 Справка о сотрудничестве в сфере интеллектуальной собственности в рамках Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] // Роспатент. URL: https://rospatent.gov.ru/ru/activities/inter/eaeu (дата обращения: 20.09.2023).

В 2012 г. был создан Консультативный комитет по ИС, основными задачами которого стали: подготовка рекомендаций для Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК) в сфере ИС, проведение консультаций, подготовка предложений по взаимодействию уполномоченных органов государств-членов ЕАЭС и др. Российская часть Консультативного комитета включает в себя представителей различных компетентных органов государственной власти и организаций, включая Роспатент. Однако оценить эффективность деятельности данного института не представляется возможным, поскольку последнее заседание было проведено 3 года назад, в 2020 г. (Шугуров, 2020).

Сегодня одной из важнейших задач ЕЭК, как главного регулирующего органа ЕАЭС, является формирование эффективной системы ИС, отвечающей потребностям рынка и способствующей увеличению темпов инвестирования в экономику стран ЕАЭС. С учётом проведённого анализа авторами выделяются основные приоритетные направления деятельности. К ним относится: создание бизнес-ориентированных поисковых онлайн-сервисов объектов промышленной собственности, охраняемых в странах ЕАЭС, и формирование наднационального регулирования по защите прав на объекты интеллектуальной собственности в сети Интернет1.

Государства-члены ЕАЭС уделяют особое внимание вопросам защиты ИС. Так, заканчивается разработка Соглашения по обеспечению защиты прав на объекты ИС в сети Интернет, которое будет предусматривать введение механизма блокировки нелегального контента в судебном и досудебном порядке, вовлечение в процесс пресечения нарушений прав ИС информационных посредников, а также установление в национальном законодательстве государств-членов ЕАЭС ответственности за отказ от ограничения доступа к нелегальному контенту. Документом также предусмотрено ограничение доступа к зеркалам заблокированных сайтов, прекращение выдачи поисковыми системами сведений об информационных ресурсах, доступ к которым ограничен.

Еще в начале 1980-х гг. американский социолог Элвин Тоффлер в своей работе «Третья волна» отметил, что в аграрно-экономическом обществе земля является важнейшей собственностью, в индустриально-экономическом обществе землю заменили машины, а уже в сверхиндустриальном обществе основной стала ИС, поскольку мир претерпевает не только процессы глобализации, но и цифровизации2. В связи с этим увеличивается значимость онлайн-торговли. ЕЭК ведет работу по созданию благоприятных условий для развития добросовестной электронной торговли в ЕАЭС, включая, помимо ограничения доступа на рынки контрафактной продукции, разработку необходимых таможенных мер, вопросы маркировки и прослеживаемости товаров. Урегулирование вопросов электронного товарооборота позволит сократить издержки бизнеса, а также снизить риски нарушения прав правообладателей. Кроме того, по мнению авторов, возрастает необходимость создания приоритетного для дальнейшего углубления интеграции единого евразийского товарного знака и полезной модели, развития наднациональной системы защиты прав на объекты ИС.

В отношении базовых вопросов защиты прав ИС в ЕАЭС нельзя не отметить успехи в области патентного права. Среди достижений Евразийского патентного ведомства (ЕАПВ), в основе создания которого подписанная еще в 1994 г. Евразийская патентная конвенция, создание фармреестра стран ЕАЭС - информационно-поискового ресурса, включающего в себя евразийские патенты на изобретения, относящиеся к фармакологически активным веществам. Ведется работа по информации фармреестра путем включения в него национальных патентов, а также изменению статуса реестра - от исключительно информационного к рабочему инструменту по контролю за регистрацией фрамсубстанций в ЕАЭС.

Однако наиболее значимым результатом деятельности ЕАПВ стали создание и запуск на базе организации региональной системы правовой охраны промышленных образцов. В 2022 г. к Протоколу об охране промышленных образцов присоединилась Беларусь, а после присоединения восьмой страны - Туркменистана, у ЕАПВ появится возможность присоединиться к Гаагской системе международной регистрации промышленных образцов, что должно привести к существенному увеличению числа поступающих евразийских заявок на промышленные образцы. При этом у получения евразийского патента на промышленный образец есть ряд преимуществ: принцип «одного окна» (один язык, один набор пошлин, одна заявка, один представитель) и возможность включать в одну заявку до 100 промышленных образцов, относящихся к одному классу Международной классификации промышленных образцов.

1 Ильясова Н. Интеллектуальная собственность: тенденция развития, судебная практика, проблемы и пути развития [Электронный ресурс] // Евразийская экономическая комиссия. 2023. URL: https://eec.eaeunion.org/news/intellektualnaya-sobstvennost-tendentsiya-razvitiya-sudebnaya-praktika-problemy-i-puti-razvitiya/ (дата обращения: 20.09.2023).

2 Toffler A. The third wave. [Электронный ресурс] // Internet Archive. 1980. URL: https://archive.org/de-tails/thirdwave00toff/page/n5/mode/2up (дата обращения: 20.09.2023).

В результате, как отмечается, 2022 г. стал лидером по количеству поданных евразийских заявок за последние 10 лет: в Ведомство поступила 3 731 заявка, кроме того, выдано 2 766 патентов на изобретения и 148 патентов - на промышленные образцы1. Эксперты считают, что логичным шагом к расширению региональной интеграции в области защиты интеллектуальной собственности станет создание евразийской системы правовой охраны полезных моделей.

В Международный день ИС (26 апреля 2021 г.) вступил в силу Договор о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров ЕАЭС от 3 февраля 2020 г. Запуск региональной системы регистрации объектов ИС в ЕАЭС позволит: усилить интеграционный эффект объединения, в том числе в сфере развития предпринимательской деятельности; повысить конкурентоспособность национальных экономик стран Союза; а также обеспечит дополнительную инвестиционную привлекательность рынка ЕАЭС2.

Необходимо отметить, однако, неравномерность распределения успехов в области коммерциализации разработок, которые становятся объектами интеллектуального права в ЕАЭС между отдельными странами. В общем понимании коммерциализация интеллектуальной собственности - это общественные отношения по поводу вовлечения результатов интеллектуального труда в хозяйственный оборот. В рейтинге Глобального индекса инноваций (Global Innovation Index), включающем 132 экономики мира, из стран ЕАЭС только Россия входит в первую половину, а разрыв между странами-членами ЕАЭС - существенен (табл. 1).

Таблица 1 - Страны ЕАЭС в рейтинге Гпобального индекса инноваций, 2022 г.3

Table 1 - EAEU Countries in the Global Innovation Index Ranking, 2022

Страна Место в рейтинге

Российская Федерация 47

Беларусь 77

Армения 80

Казахстан 83

Кыргызстан 94

Показатели поданных заявок и выданных охранных документов по странам также распределены неравномерно, при том, что совокупно в странах ЕАЭС в 2021 г., к примеру, подано более 184 тыс. заявок и выдано более 135 тыс. охранных документов.

Не умаляя значимости института регистрации объектов ИС, важно отметить, что специфика ЕАЭС, как интеграционного объединения, ставит во главу угла необходимость обеспечения эффективной таможенной защиты прав на объекты ИС и защиту рынков от контрафактной продукции. Контрафакт - серьезная проблема для общего рынка ЕАЭС: за последние 5 лет в странах Союза было выявлено более 52 тыс. административных правонарушений и преступлений, связанных с обнаружением контрафактной продукции, в результате чего был пресечен оборот более чем 80 млн единиц4 (Малкина, 2023). Объем выявленных контрафактных товаров в ЕАЭС в 2021 г. увеличился на 33 % и составил около 18,2 млн единиц, хотя в процентном отношении такой рост во многом объясняется эффектом низкой базы 2020 г., когда товаропотоки замедлились в связи с пандемией СОУЮ-19. При этом контрафакт часто поступает на территорию ЕАЭС через страны, обладающие пробелами в области таможенного контроля: к примеру, отмечаются нарушения, связанные с перемещением грузов между Казахстаном и Киргизией, по причине низкого уровня таможенного контроля в Киргизии.

При этом связь между ИС и контрафактом достаточно тесна. Отмечается, что более 90 % нарушений в сфере интеллектуальной собственности в ЕАЭС приходится на долю нарушений в области незаконного использования товарных знаков.

С учетом этого, Объединенной коллегией таможенных служб государств ЕАЭС было принято решение о внедрении механизма обмена информацией в отношении товарных знаков, зарегистрированных во всех национальных таможенных реестрах объектов ИС стран Союза. В конце 2023 г. должны вступить в силу изменения в Закон о товарных знаках и знаках обслуживания, согласно которым заявка на регистрацию товарного знака ЕАЭС оформляется в соответствии с требовани-

1 Годовой отчет Евразийской патентной организации 2022 [Электронный ресурс] // Евразийское патентное ведомство. URL: https://www.eapo.org/ru/publications/reports/report2022/2022_ru.pdf (дата обращения: 20.09.2023).

2 Вступил в силу Договор о товарных знаках ЕАЭС...

3 Составлено по: Global Innovation Index [Электронный ресурс] // Innovation Trends and Report. 2022. URL: https://www.globalinnovationindex.Org/gii-2022-report# (дата обращения: 18.06.2023).

4 Малкина И. В ЕЭК рассказали о механизмах борьбы с контрафактом [Электронный ресурс] // Manas News. URL: https://manas.news/economy/v-ejek-rasskazali-o-mehanizmah-borby-s-kontrafaktom/ (дата обращения: 20.09.2023).

ями Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров ЕАЭС и подается в Национальный центр ИС. При этом национальная заявка на регистрацию товарного знака может быть преобразована в заявку на регистрацию товарного знака ЕАЭС.

Говоря о таможенных реестрах объектов ИС, стоит отметить, что в 2018 г. в ЕАЭС создан Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее - ТРОИС) государств - членов ЕАЭС1, который должен был стать рабочим инструментом контроля ввоза продукции с нанесенными товарными знаками независимо от места таможенного оформления в ЕАЭС. Тем не менее, пока в реестре нет ни одного зарегистрированного объекта, не осуществляется прием и рассмотрение заявлений о включении в реестр, и страны-члены ЕАЭС используют собственные национальные ТРОИС. Из общего числа объектов ИС, включенных в национальные таможенные реестры государств-членов ЕАЭС, одновременной защите таможенными органами при перемещении товаров через таможенную границу Союза подлежат только 15 товарных знаков. Одной из инициатив, обсуждаемых пока на уровне внедрения в национальные ТРОИС, но имеющей потенциал перехода и в единый ТРОИС ЕАЭС, является включение в такие реестры, наряду с объектами авторского права, и смежных прав, товарными знаками и наименованиями мест происхождения товара, а также географических указаний.

С учетом разницы в национальных законодательствах стран-членов ЕАЭС, связанных с защитой прав ИС, а также специфики функционирования общего рынка ЕАЭС, особое внимание следует уделять вопросам гармонизации их уровней. Так, Кыргызстан отмечает, что рынок интеллектуальной собственности (а значит и защита интеллектуальных прав) в нем находится на начальном этапе развития. В других государствах прогресс в области прав интеллектуальной собственности существеннее, однако политика стран-членов ЕАЭС разрознена и не скоординирована. Индикаторами разного уровня обеспечения правовой защиты ИС в странах ЕАЭС может стать статистика правонарушений в этой области за период 2015-2021 гг. (табл. 2).

Таблица 2 - Правовая защита интеллектуальной собственности в странах ЕАЭС, 2015-2021 гг.2

Table 2 - Legal Protection of Intellectual Property in the EAEU Countries, 2015-2021

Армения Беларусь Казахстан Киргизия Россия

Правонарушения: объекты патентного права 3 0 0 2 33

Правонарушения: объекты авторских и смежных прав 17 222 461 3 10 403

Правонарушения: товарные знаки 52 428 928 41 51 841

Административная ответственность 0 725 854 29 49 361

Уголовная ответственность 71 13 545 18 12 356

Внесено ОИС в ТРОИС (действует на 01.04.2023) 364 211 836 из 1 678 183 из 417 1 782 из 35 480

Влияние различий в национальной политике и механизмах защиты прав ИС на общий рынок стран ЕАЭС пока трудно оценить однозначно, однако такая разница может способствовать «миграции» нарушений в государства с более мягкими условиями или менее жесткой защитой прав, а также в страны, в которых ответственность в случае выявления нарушений может быть ниже. Яркий пример, хотя и не совсем относящийся к интеллектуальной собственности, но связанный с оборотом контрафактной продукции - табачная промышленность. Так, подавляющее большинство поставок нелегальных сигарет в Россию приходится на страны ЕАЭС, причем 93 % - на Беларусь3. Основные предпосылки такого серьезного распространения контрафакта -экономические, ввиду которых из-за более низкой ставки акциза стоимости пачки сигарет в других странах ЕАЭС может быть в 2-3 раза ниже цены в России.

1 Таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности государств-членов Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] // Евразийская экономическая комиссия. URL: https://eec.eaeun-ion.org/comission/department/dobd/intelsobs/tamozhennye-reestry.php (дата обращения: 20.09.2023).

2 Составлено по: Итоговый документ : рекомендации участников XIV Международного Форума «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности» [Электронный ресурс] // Республиканский НИИ интеллектуальной собственности. URL: https://rniiis.ru/download/mf/2023/itog_doc_2023_v2.pdf (дата обращения: 12.06.2023).

3 Архипенков В. Борьба с контрафактом как точка роста экономики : отчет заседания Межрегионального совета экспертов при поддержке ТПП Смоленской области и «Научно-промышленного союза» [Электронный ресурс] // Эксперт Online. Северо-Запад. 2022. URL: https://expertnw.com/ekonomika/otchet-soveta-ekspertov-borba-s-kontrafaktom-kak-tochka-rosta-ekonomiki/ (дата обращения: 20.09.2023).

Резюмируя, стоит отметить, что для дальнейшего укрепления взаимодействия в области защиты интеллектуальных прав в ЕАЭС необходимы гармонизация законодательства, развитие региональной системы охраны и защиты ИС (включая создание наднациональной судебной системы, ассоциации евразийских патентных поверенных), а также цифровая трансформация и платформенные интеграции. Например, в России создана система «Интеллектуальная экспертиза средств индивидуализации». Она обеспечивает предоставление российским пользователям сведений о товарных знаках, наименованиях мест происхождения товаров, промышленных образцах. Применение искусственного интеллекта в системе позволяет даже неподготовленным пользователям быстро провести поиск по изображениям товарных знаков или промышленных образцов и предоставить наиболее похожие документы для регистрации объекта интеллектуальной собственности пользователя или его корректировки и регистрации1. Кроме того, учитывая присутствие среди приоритетных направлений евразийской интеграции задач по совершенствованию механизмов коммерциализации и использования объектов интеллектуальной собственности, важно уделять дополнительное внимание задачам углубления научного сотрудничества, которое способствовало бы ускоренному внедрению НИОКР в экономику стран ЕАЭС.

В развитых странах, в соответствии с быстрыми темпами социального и промышленного развития, давно осознали смысл и важность использования и надлежащей защиты результатов творческой и научной деятельности, как аспекта ИС (Шуст, 2017). В связи с чем представляется целесообразным рассмотреть данный сектор в рамках государств-членов ЕАЭС и сформулировать предложения по усилению взаимосвязи, гармонизации секторов на региональном уровне Союза и дальнейшего, в том числе цифрового, развития.

В ЕАЭС практически отсутствует нормативно-правовая база, регулирующая научно-образовательное взаимодействие государств-членов ЕАЭС. Сотрудничество в сфере науки и образования является в большей степени вспомогательным направлением развития интеграции. Тем не менее, фактически такое сотрудничество связано с вопросами трудовой миграции, которая как раз является одним из фокусов евразийской интеграции. Так, устанавливается, что в государстве трудоустройства признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями государств-членов ЕАЭС без проведения процедур их признания, за исключением педагогической, юридической, медицинской и фармацевтической деятельности, а также упоминается признание документов об ученых степенях и ученых званиях в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Однако в «Стратегии-2025» одним из направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 г. признается сотрудничество в области образования и проведение совместных научно-исследовательских работ. Успех евразийской экономической интеграции и ее качество в перспективе напрямую зависят от сегодняшней работы с молодежью - будущими предпринимателями, специалистами и экспертами. В условиях углубления интеграции и формирования единого рынка труда требуются не только национальные, но и совместные усилия на евразийском уровне, направленные на работу с молодыми талантами. Ключевыми направлениями могут стать обмен лучшими практиками, а также скоординированное развитие национальных систем выявления и поддержки талантов.

В сфере образования, в частности, предлагаются такие меры, как: развитие сетевых форм взаимодействия при реализации образовательных программ высшего образования; развитие дистанционного образования; проработка вопросов сближения квалификаций специалистов различных профессий; создание единой информационной системы; проведение анализа сопоставимости систем и программ образования государств-членов ЕАЭС. Кроме того, акцент на развитии научно-образовательного сотрудничества сделан и в рамках председательства России в ЕАЭС в 2023 г. Рост приоритета к такому сотрудничеству вызван, в том числе, повышением значимости научно-образовательной деятельности в общеэкономическом росте: отмечается, что сегодня вклад науки и образования в экономический рост стран ЕАЭС достигает 80-90 %2.

При этом еще в 2021 г. страны ЕАЭС договорились о развитии цифровизации сферы высшего образования и науки, создании единой информационной среды научного сообщества государств-членов ЕАЭС в целях повышения общенаучного потенциала Союза. Для этого планировалось создание единой научно-образовательной сетевой инфраструктуры с доступом к информационным системам и базам знаний университетов и научных институтов, цифровым сервисам

1 Ростов С. Как цифровизация меняет сферу интеллектуальной собственности [Электронный ресурс] // Информационное ведомство Эксперт. 2021. URL: https://expert.ru/2021/10/29/kak-tsifrovizatsiya-menyayet-sferu-intellektualnoy-sobstvennosti/ (дата обращения: 20.09.2023).

2 Митяев Д. Единая наука как потенциал экономического прорыва стран ЕАЭС [Электронный ресурс] // Форум ЕАЭС. 2023. URL: https://forum.eaeunion.org/news/edinaya-nauka-kak-potentsial-ekonomicheskogo-proryva-stran-eaes/ (дата обращения: 20.09.2023).

науки и образования, в том числе к проектам по развитию технологий искусственного интеллекта государств-членов ЕАЭС. В 2022 г. было принято решение о создании такой инфраструктуры на базе российской Национальной исследовательской компьютерной сети (НИКС).

Сотрудничество стран ЕАЭС в сфере профессионального образования предусмотрено пунктами 10.1 и 10.2 Стратегических направлений евразийской экономической интеграции до 2025 г. Механизмы реализации в этой сфере направлены на дальнейшее развитие единого рынка трудовых ресурсов ЕАЭС.

В связи с чем ЕЭК активно развивает сотрудничество с вузами государств-членов ЕАЭС. Сотрудничество осуществляется, в частности, в рамках двустороннего взаимодействия Комиссии с вузами посредством двухгодичных программ сотрудничества, включающих комплекс научно-образовательных, экспертно-аналитических и молодежных мероприятий. Сегодня реализуются программы с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации, МГИМО МИД России, РАНХиГС, НИУ «Высшая школа экономики», НИУ МЭИ, Кыргызским экономическим университетом им. М. Рыскулбекова, Российским университетом транспорта1, планируется подписание аналогичных соглашений с вузами из других стран ЕАЭС. Вторым направлением является многостороннее сотрудничество, результатом которого стало, например, создание Евразийского сетевого университета для поэтапного формирования безбарьерной среды в сфере образования, сотрудничество в подготовке квалифицированных кадров, организация совместных научных исследований и разработок, стимулирование проникновения идей евразийской интеграции в студенческую среду.

Так, в 2022 г. ректоры ведущих вузов стран ЕАЭС подписали Меморандум о взаимопонимании по созданию Евразийского сетевого университета (далее - ЕСУ) для формирования безбарьерной среды в сфере образования. Среди задач ЕСУ - организация подготовки квалифицированных кадров в сетевой форме (в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий) для удовлетворения потребностей рынка труда ЕАЭС, мониторинг развития рынка труда ЕАЭС, организация научных исследований и стимулирование личностного роста молодёжи.

Менее чем за год, с момента создания ЕСУ, в него вошли 19 университетов, причем в разной степени готовности к присоединению находилось еще 7 вузов. Среди наиболее интересных инициатив ЕСУ - создание собственного знака качества программ «Евразийское образовательное одобрение», «Тематические сети» - междисциплинарные объединения ученых и специалистов по приоритетным направлениям для всех университетов-членов, разработка Положения об экспертизе учебников и учебных пособий. Подготовлена также магистерская программа при Межпарламентской Ассамблее Евразийского Экономического Сообщества, ориентированная на подготовку специалистов в области евразийской интеграции.

Кроме того, в 2023 г. достигнута договоренность о создании Евразийского консорциума университетов. Его целью является совместная реализация образовательных программ подготовки магистров, повышение квалификации, реализация модульных курсов, проведение научно-исследовательской и образовательной деятельности на евразийском пространстве. В рамках работы в ближайшее время планируется запуск сетевой магистерской программы ЕАЭС, нацеленной на подготовку специалистов по политическим, экономическим, правовым и другим вопросам, связанным с евразийской интеграцией. В консорциум вошли пять вузов России, Белоруссии, Киргизии и Армении: МГИМО МИД России, Белорусский государственный университет, Белорусский государственный экономический университет, Дипломатическая академия МИД Киргизии и Ереванский государственный университет.

Озвучена идея необходимости создания единой концепции развития образования, науки и технологий и Информационно-аналитического центра (ИАЦ), который способствовал бы распространению кооперации в научно-образовательной сфере на все страны Союза. Предлагается запустить пилотный проект ИАЦ на базе Государственного университета управления, в рамках которого будут собраны данные, которые можно будет использовать при формировании кооперационных связей между вузами, входящими в Евразийский сетевой университет.

Еще одним важным шагом развития евразийской интеграции в научно-образовательной области стало подписание в июне 2023 г. Соглашения о взаимном признании документов об ученых степенях в государствах-членах ЕАЭС, после вступления в силу которого трудящиеся стран ЕАЭС, обладающие национальными документами об ученой степени, смогут трудоустроиться в другом государстве-члене ЕАЭС без прохождения длительной процедуры нострификации. Как

1 Ковалев В. ЕЭК обеспечивает синергию научно-образовательного потенциала и технологической трансформации экономик стран ЕАЭС [Электронный ресурс] // Евразийская экономическая комиссия. 2023. URL: https://clck.ru/363ovB (дата обращения: 20.09.2023).

ожидается, это повысит мобильность высококвалифицированных специалистов и поспособствует развитию научной кооперации в Союзе. Соглашение позволит стимулировать приток в страны ЕАЭС квалифицированных кадров, что придаст дополнительный импульс для усиления профессорско-преподавательского состава вузов.

С учетом достигнутых успехов в координации научно-образовательной деятельности на уровне вузов, а также расширения санкционного давления, в 2022-2023 гг. все более интересным направлением сотрудничества становятся программы по развитию образовательной мобильности на пространстве ЕАЭС. Так, Евразийский банк развития (ЕАБР) прорабатывает инициативу создания Программы академической мобильности им. Шокана Валиханова в рамках ЕАЭС с распределением затрат на обучение между вузом, семьей и государством.

Министерствами образования также выделяется дополнительное финансирование на развитие сектора. В частности, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации на проведение научных исследований с иностранными организациями дружественных стран в рамках реализации программ двух- и многостороннего взаимодействия будет выделятся порядка 500 млн рублей в год1.

В настоящее время в рамках ЕАЭС существует устойчивая тенденция преобладания студенческой мобильности в сторону России. Так, в 2020-2021 уч. г. входящая учебная мобильность (для организаций высшего профессионального образования) составила 315 тыс. чел., из которых 26 % пришлось на студентов из ЕАЭС, а исходящая - 57 тыс. чел., из которых 11 % составили студенты из других стран ЕАЭС (рис. 1). В 2022-2023 же уч. г., по данным Минобрнауки России, в российских вузах обучалось более 245 тыс. граждан стран СНГ, из которых 12,5 тыс. - белорусы, а 68 тыс. - казахстанцы.

Рисунок 1 - Студенческая мобильность в странах ЕАЭС, 2020-2021 уч. г.2 Figure 1 - Student Mobility in the EAEU Countries, 2020-2021 Academic Years 70000 -

61462

60000 50000 40000 30000 20000 10000 0

10509

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7493

1373 1517 2005 2337 1573

Казахстан Беларусь Кыргызстан Армения

■ Уехало студентов в Россию "Прибыло студентов из России

Такой дисбаланс может вызывать беспокойство стран-участниц Союза, поскольку несет угрозу утечки квалифицированных кадров.

Кроме того отмечается, что дальнейшая интеграция образовательных отраслей государств-членов ЕАЭС может быть осложнена концептуальными расхождениями в подходах к обучению, наполнении и уникальных особенностях образовательных программ, не позволяющими стандартизировать и унифицировать их.

При этом, несмотря на трудности, научно-техническое сотрудничество в ЕАЭС не стоит на месте. В 2022 г. выполнено порядка 80 кооперационных научных проектов, реализовано более чем

1 Доклад о реализации Плана деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в 2022 году и задачах на 2023 год [Электронный ресурс] // Министерство науки и высшего образования РФ. URL: https://minobrnauki.gov.ru/upload/2023/06/Доклад%20ИТОГ%20на%20сайт.pdf (дата обращения: 20.09.2023).

2 Составлено по: Левченко А. Возможна ли евразийская интеграция в сфере образования? [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/vozmozhna-li-evraziyskaya-integratsiya-v-sfere-obrazovaniya/ (дата обращения: 20.09.2023).

220 прямых грантов на экспорт научно-технической продукции. В сфере образования в рамках евразийской интеграции наблюдается устойчивое стремление университетов, аналитических центров, экспертных сообществ к выстраиванию различных форм кооперации и усилению сотрудничества, что в дальнейшем может способствовать естественной выработке норм и практик поведения в этой области1. Консолидация научно-образовательного и инновационно-технологического потенциала Союза должна стать стратегической задачей на всех уровнях. Однако для достижения целей независимости, самодостаточности ЕАЭС в вопросах производства высокотехнологичной и наукоемкой продукции, как никогда актуальных в текущих геополитических условиях, важно создать единую модель развития образовательного пространства, позволяющую максимально задействовать сильные стороны каждого из государств, не допуская одностороннего оттока «умов» и кадров и обеднения научного потенциала национальных экономик государств-членов ЕАЭС.

Таким образом, в статье был дан анализ развития научно-образовательной среды государств-членов ЕАЭС и сектора ИС. Кроме того, выявлены схожие барьеры в двух представленных аспектах. К ним относятся: отсутствие единых правил регулирования (временами полное их отсутствие); различия в уровне национального развития сектора, в частности, сектора высшего образования; низкий уровень финансирования; неэффективность существующих инфраструктур; низкий уровень создания межрегиональных мостов взаимодействия и надзорных (контролирующих) органов.

Авторами предложены следующие меры, способствующие развитию и усилению сотрудничества в рамках образовательного аспекта и в области ИС.

Интеграция государств-членов ЕАЭС в сфере ИС является динамическим явлением, которое обусловлено серией перманентно обновляющихся глобальных вызовов, которые возникают перед Союзом. Целесообразно в условиях 4-й промышленной (цифровой) революции обратить внимание на стимулирование развития цифровых технологий и их использования на всех этапах формирования эффективных систем. К различным возможностям относятся: электронный документооборот, цифровые патентные заявки, онлайн-обучение и пр. Использование таких технологий содействует реализации общей закономерности по повышению роли ИС и образовательного контента в современной глобальной цифровой экономике.

Представляется целесообразным использовать «правило трех ударов», которое было внесено на законодательном уровне во Франции и Великобритании. Его суть заключается в уведомлении нарушителя несколько раз о необходимости прекратить использование авторского контента, а в случае продолжения противоправных действий - временно прекратить доступ нарушителя к сети Интернет посредством его блокировки.

К основным мерам также можно отнести увеличение количества заинтересованных сторон как со стороны государства, так и частного сектора в решении вопросов защиты ИС. К эффективным инструментам можно отнести повышение осведомленности об экосистеме ИС как на национальных уровнях государств-членов ЕАЭС, так и на межрегиональном.

Кроме того, целесообразно изучать вопросы ИС не только с правовой, но и с экономической точки зрения. В связи с этим целесообразно включить различные образовательные семинары, в частности, лекции академии ВОИС, которая является центром передового опыта в сфере образования, обучения и повышения квалификации в области ИС для государств-членов ВОИС, особенно развивающихся стран, наименее развитых стран и стран с переходной экономикой.

Следующей мерой является повышение эффективности и разработки инструментов таможенной защиты прав на объекты ИС.

Существующее национальное законодательство государств-членов ЕАЭС об ИС несовершенно, а правоприменение - недостаточно. Хотя в странах действительно принят ряд законов и постановлений, касающихся защиты прав ИС, существуют некоторые несоответствия и даже противоречия между различными отдельными законами. Такая ситуация вводит в заблуждение, в том числе, судебные органы2. В связи с чем, представляется значимым совершенствовать системы ИС сначала на национальных уровнях, а затем уже на региональном, посредством гармонизации положений различных документов о правах ИС.

Правильно сформулированные законы о защите прав ИС также могут повлиять на международное исследовательское сотрудничество. В связи с чем, исследователи должны учитывать национальные различия. Основываясь на международном опыте. Например, исследователи в США или

1 Левченко А. Возможна ли евразийская интеграция в сфере образования? [Электронный ресурс] // Там же.

2 №. ^Ш^^ИЙ^ЙЙ^ЖЙШ^ЖаЯЙ^Ж // ФЯШЯ^ЗДЯЙ = Ху Кайчжун, Чэнь На. Влияние системы интеллектуальной собственности на научно-техническое развитие и контрмеры Китая [Электронный ресурс] // Китайская сеть исследований интеллектуальной собственности. URL: https://iprcn.zuel.edu.cn/zgzscqyjw-zgzscqyjw_lwxc/zgzscqyjwcn_cont_news/details-27688.html (дата обращения: 20.09.2023). (на кит. яз.).

Японии, сотрудничающие с исследователями из ЕС, должны согласиться ограничить публичное раскрытие или публикацию до подачи заявки на патент. В США государственные институты, как правило, сохраняют право собственности на патенты. Эффективное межрегиональное сотрудничество должно предоставлять всем участникам максимальное владение патентными правами.

На уровне ЕАЭС необходимо в полной мере использовать координирующую роль национальной рабочей группы по защите ИС и разработать наднациональную Стратегию в области ИС, а также создать единое агентство по координации защиты ИС.

К стимулирующим мерам можно отнести поощрение и стимулирование организаций в реализации инновационных стратегий и усиление защиты их ИС.

В рамках научно-образовательного сектора необходимо продвигать инициативу единого евразийского образовательного пространства. В связи с чем установить контроль за исполнением поручений глав-государств в данной области, разработать Дорожную карту по гармонизации образовательных систем и пр.

Активно за счет образовательных конференций и других мероприятий привлекать молодежь к развитию евразийского пространства. Одним из наиболее действенных в настоящее время представляется финансовый механизм предоставления грантов и стипендий на результаты научно-исследовательской деятельности.

Формирование отдельного раздела на сайте ЕЭК, посвященного образовательной сфере.

Увеличение количества двусторонних Соглашений о сотрудничестве между образовательными учреждениями не только высшего, но и среднего образования. Перспективно организовывать программы двустороннего обмена за счет государственного субсидирования как учащихся образовательных учреждений, так и руководящих должностей.

Хотя высшее образование в государствах-членах ЕАЭС продолжает повышать свой общий уровень и качество, оно всегда было в основном синхронизировано с развитием национальных экономик и имело умеренный уровень развития. Быстрое развитие евразийского высшего образования оказывает решающую поддержку талантам и интеллекту в текущих условиях изменений в экономике и обществе. Однако целесообразно проводить межрегиональное тестирование уровня квалификации преподавателей и уровня образования студентов.

Стоит отметить и цифровые аспекты в сфере образования. Согласно китайской политике: «Предыдущее поколение было цифровыми беженцами, текущее поколение - цифровыми иммигрантами, а сегодняшние студенты - настоящие цифровые аборигены»1. Цифровизация образовательной деятельности позволит «аборигенам цифровых технологий» завершить учебу, получить знания, улучшить свои достижения и способности.

К экономическим мерам можно отнести увеличение инвестиций в образование. В частности, такие потоки должны быть ориентированы на районы проживания меньшинств и приграничные районы государств-членов ЕАЭС. За счет финансирования станет возможным ускорить стандартизацию школ обязательного образования, внедрить бесплатное профессиональное образование, хорошо организовать высшее образование во всех регионах Союза, а не только основных экономических центров стран.

Список источников:

Шугуров М.В. ЕАЭС: динамика интеграции в сфере интеллектуальной собственности в условиях цифровых трансформации // Международное право и международные организации. 2019. № 3. С. 1-23. https://doi.org/10.7256/2454-0633.2019.3.30405.

Шугуров М.В. Полномочия институциональных органов региональных интеграционных объединений государств в сфере интеллектуальной собственности (на примере ЕС и ЕАЭС) // Журнал Суда по интеллектуальным правам. 2020. № 3 (29). С. 34-44.

Шуст Н.Б. Интеллектуальная собственность, научная деятельность: оптимальное соотношение // Вестник национального авиационного университета. 2017. Т. 2, № 71. С. 148-155. https://doi.org/10.18372/2306-1472.71.11760.

References:

Shugurov, M.V. (2019) EAEU: dynamics of integration in the field of intellectual property in the conditions of digital transformation. International Law and International Organisations. (3), 1-23. (In Russian).

Shugurov, M.V. (2020) Mandates of institutes of regional integrative unions of states in the field of intellectual property (on the example of the EU and the EAEU). Zhurnal Suda po intellektual'nym pravam. (3 (29)), 34-44. (In Russian).

Shust, N. (2017) Correlation between intellectual property and scientific activity. Proceedings of the National Aviation University. 2 (71), 148-155. Available from: doi:10.18372/2306-1472.71.11760. (In Russian).

1 ^^ЙгЯ^йШжЯ^^ЖЖТЙЖ®«^ // = Ли Чжиминь. Высшее обра-

зование является важным показателем уровня развития страны [Электронный ресурс] // CERNET. 2017.

11 август. URL: https://www.edu.cn/ke_yan_yu_fa_zhan/special_topic/zbwjt/201711/t20171108_1565183.shtml (дата обращения: 20.09.2023). (на кит. яз.).

Информация об авторах А.Г. Басова - ассистент Департамента международного бизнеса Факультета международных экономических отношений, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1104829

Е.В. Оглоблина - кандидат экономических наук, доцент, доцент Департамента мировой экономики и мировых финансов Факультета международных экономических отношений, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=699114

Вклад авторов:

все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors A.G. Basova - Teaching Assistant, Department of International Business, Faculty of International Economic Relations, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1104829

E.V. Ogloblina - PhD in Economics, Associate Professor, Associate Professor at the Department of World Economy and World Finance, Faculty of International Economic Relations, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=699114

Contribution of the authors:

The authors contributed equally to this article.

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 04.09.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 02.10.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 17.10.2023.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.