Научная статья на тему 'Интеллектуальное и духовное развитие детей в подростковом возрасте'

Интеллектуальное и духовное развитие детей в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовность / духовный капитал и потенциал / духовная экономика / духовный интеллект / интеллектуальный капитал и потенциал / spirituality / spiritual capital and potential / spiritual economy / spiritual intelligence / intellectual capital and potential.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Карпенко Ольга Анатольевна

В статье рассматривается период ранних лет жизни ребенка, а также подросткового возраста, отрочества и юности и их влияние на формирование его интеллектуального и духовного потенциала и капитала. Рассматривается личностное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие современной молодежи. Отдельно рассматривается интеллектуальное, социальное и духовное развитие девушек и женщин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Карпенко Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intellectual and spiritual development of children in adolescence

The article examines the period of the early years of a child's life, as well as adolescence, adolescence and adolescence and their impact on the formation of his intellectual and spiritual potential and capital. The personal, spiritual, moral and intellectual development of modern youth is considered. The intellectual, social and spiritual development of girls and women is considered separately within the framework.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальное и духовное развитие детей в подростковом возрасте»

12. Матвеева Е. В. Политические ценности как средство формирования гражданской позиции российской молодежи (по материалам региональных исследований) // Азиатские исследования: история и современность. 2022. №1. С. 142-153.

13. Медиапотребление «цифровой» молодежи в России: монография / под ред. Д. В. Дунаса. - М.: Изд-во Московского университета, 2021. - 406 с. - ISBN 978-5-19-011627-4.

14. Османова А.И. Специфика коммуникации с молодежной аудиторией в виртуальной среде // Медиаскоп. 2018. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2510 DOI: 10.30547/mediascope.4.2018.10.

15. Полуэхтова И. А. Практики медиапотребления российской молодежи в цифровом обществе (по результатам эмпирического исследования) // Социология и жизнь. 2022. № 3. С. 97-107. DOI: 10.17805/zpu.2022.3.8.

16. Шалаев А. Ю. Воздействие масс-медиа на социум // Юный ученый. 2019. № 10 (30). С. 29-31.

17. Strauss, W., Howe, N. (1997) The Fourth Turning: An American Prophecy — What the Cycles of History Tell Us About America’s Next Rendezvous with Destiny. N. Y.: Broadway Books.

DOI: 10.24412/1994-3776-2024-1-87-90 УДК: 338.2

О.А. Карпенко

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ И ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

O. Karpenko. Intellectual and spiritual development of children in adolescence

Аннотация. В статье рассматривается период ранних лет жизни ребенка, а также подросткового возраста, отрочества и юности и их влияние на формирование его интеллектуального и духовного потенциала и капитала. Рассматривается личностное, духовно-нравственное и

интеллектуальное развитие современной молодежи. Отдельно рассматривается интеллектуальное, социальное и духовное

развитие девушек и женщин.

Ключевые слова: духовность, духовный капитал и потенциал, духовная экономика, духовный интеллект, интеллектуальный капитал и потенциал.

Контактная информация: 443079, г. Самара, ул. Гагарина, 22, стр.1; e-mail: olga180008@yandex.ru

Abstract. The article examines the period of the early years of a child's life, as well as adolescence, adolescence and adolescence and their impact on the formation of his intellectual and spiritual potential and capital. The personal, spiritual, moral and intellectual development of modern youth is considered. The intellectual, social and spiritual development of girls and women is considered separately within the framework.

Keywords: spirituality, spiritual capital and potential, spiritual economy, spiritual intelligence, intellectual capital and potential.

Contact information: st. Gagarina, 22, b. 1, Samara 443079; e-mail: olga180008@yandex.ru

В современных исследованиях по тематике, связанной с интеллектуальным и человеческим капиталом особенно не акцентриуется внимание на возрастных периодах развития человека, и, в особенности, его ранних возрастах. В данной работе предпримем попытку восполнить этот пробел и рассмотреть ранний возраст и юность человека при формировании его интеллектуального и духовного потенциала и капитала.

Особенно важным и значимым для правильного развития человека, его востребованности и успешности в будущей жизни является период раннего детства до 5 лет. В этот период закладываются фундаментальные духовные характеристики человека, его

Карпенко Ольга Анатольевна - кандидат экономических наук, ведущий специалист АО «Самарагорэнергосбыт»

O. Karpenko - Doctor of Sociology, Candidate of Economics, Leading Specialist of Samaragorenergosbyt JSC © Карпенко О.А., 2024.

будущие духовные цели и ценности. Затем до 17 лет возможно реформирование или переформатирование этих характеристик. Но дальнейшее перевоспитание человека, как правило, невозможно. Затем возможно только божественное самостоятельное раскаяние, покаяние и переход на правильный путь.

Период ранних лет жизни до 5 лет происходит в семье под влиянием общих семейных отношений и отношения родителей к ребенку, который впитывает в себя родительскую модель отношений, их духовные ценности и установки, отношение к жизни, к окружающим, к своему развитию, пониманию своего предназначения и многое другое. [2, C. 110] Данный период очень важен, т.к. у ребенка в сознании отпечатываются малейшие слова и черты поведения родителей и близких людей, он считывает все и запоминает, а в будущем подсознательно будет копировать поведение в семье. [7,8,9] Отсюда вытекает огромная важность духовной и нравственной жизни в семье, начиная с младенчества, вежливости, грамотности, уступчивости, терпения, прощения и снисходительности, взаимопомощи и поддержки, которое ребенок будет копировать в дальнейшем. Для родителей необходимым является духовная и религиозная жизнь, изучение житий праведных и святых людей, общение с наставниками и т.п. Когда в семье появляется ребенок, необходимо сразу начинать жить праведной и духовной жизнью, нацеленной на помощь людям и обществу, без этого воспитать в ребенке нравственность и духовность невозможно. Поэтому роль ранних лет жизни ребенка в семье поистине огромна.

Затем маленький человек вступает в возраст отрочества и юности, подростковый возраст, а затем - ранней молодости. В этот период также важное значение имеет его жизнь в семье и в общеобразовательных учреждениях, а затем - в высших и средних учебных заведениях, посещение дополнительных курсов, реализация проектов и социальная деятельность (волонтерство, добровольчество, соработничество и т.п.) [5, C. 123] Здесь происходит основное становление и развитие молодого человека, закладывание основ его интеллектуального и духовного потенциала. [4, C. 130]

Формирование интеллектуального потенциала человека происходит на основе природных данных во всех основных и дополнительных образовательных учреждениях и не представляет особых проблем. [1, C. 175]

Формирование же основ духовности и нравственности сейчас происходит в основном только в семье, духовно-нравственное образование в государственных учебных заведениях, в отличие от того, как было в дореволюционной России, отсутствует. Оно присутствует лишь в религиозных специальных организациях - воскресных школах, духовных центрах и семинариях для узкого круга верующих в данном конфессиональном направлении, дети в семьях которых и так отличаются высоким уровнем духовности и духовной культуры, и для развития они изучают еще и нравственность и основы своей религиозной культуры. Для остальных же детей и молодых людей доступ к духовно-нравственному образованию остается закрытым, только самообразование и получение знаний внутри семьи.

Особо отметим важность социальной деятельности и социальной работы для развития и становления духовности человека. Помимо очевидной общественной пользы, она дает колоссальное духовное развитие молодому человеку, учит терпению, общению, бескорыстному служению, взаимовыручке и взаимопомощи. И очень важно, чтобы человек получал этот опыт в раннем и молодом возрасте, когда закладываются духовные основы и принципы для дальнейшей жизни. Отрадно, что в настоящее время в нашей стране подобные виды деятельности получили активное развитие. [6, C. 119]

В подростковом и отроческом возрасте происходят основные фундаментальные процессы закладывания основ, формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала и капитала человека. Сталкиваясь с проблемами подросткового возраста, молодые люди могут впадать в уныние и тоску, апатию и нежелание учиться и развиваться, нежелание вообще делать что-либо, поэтому в этот период для человека особенно важна

семья, поддержка родителей и более старшего поколения. Здесь духовные и нравственные знания не нужно насаждать силой, а действовать более деликатно и мягко, позволять совершать определенные ошибки и давать свободу молодым людям. [3, C. 287]

Затем в юности происходит дальнейшее их развитие, формирование более поздних компетенций и получение знаний, получение и закрепление опыта. Юность является особым периодом для становления духовности и нравственности человека. Подростковый возраст с его проблемами психической неуравновешенности, упрямства и максимализма уже пройден, и молодой человек становится на путь взрослой жизни. Здесь как никогда важна поддержка семьи и роль старших людей - родителей и авторитетных старших, взрослых, наставников, учителей и преподавателей, которые должны не только давать общие и профессиональные знания, но и быть образцом духовного и нравственного поведения, давать и духовные знания. Здесь очень важно для человека иметь духовного наставника, возможно - в своей религиозной культуре, чтобы правильно развиваться, сделать правильный выбор профессии и супруга, учиться совершать верные поступки и вовремя исправлять ошибки.

Далее дополнительно отметим, что существуют определенные особенности и даже отдельное духовное знание именно для женщин. Но сейчас своим духовно-нравственным развитием женщинам приходится также заниматься самостоятельно. В нашей стране, за редким исключением специфических курсов, которые начали появляться в настоящее время, отсутствует какая-либо специальная система воспитания и образования для женщин и девушек, которая бы учила их правильному поведению для правильного создания семьи и семейных отношений, воспитания будущих детей, а также адаптации в дальнейшей социальной и профессиональной жизни.

Современным девушкам и женщинам, для правильного позиционирования себя и поведения в обществе, для реализации своей жизненной программы и женской природы, помимо знаний об общей духовности и нравственности, требуются еще и знания и навыки особого женского поведения в обществе, женской жизни, отношения к людям, особенной женской духовности и нравственности, отличное от мужского. Такие знания также не преподаются ни в одном современном образовательном учреждении, ведь сейчас идет совместное обучение мальчиков и девочек. А между тем, данные знания для девушек и женщин важны, как воздух, благодаря ним девушка сможет правильно создать семью и воспитать духовно- и нравственно развитых детей, положительно влиять на своего мужа и на общество в целом, может помочь гораздо большему числу людей в обществе благодаря своему нежному и сострадательному отношению к близким и знакомым, к нуждающимся и к людям, которым требуется поддержка и взаимопомощь. Ведь женщина является незаменимым и божественным существом в обществе. Также благодаря своему правильному развитию и женскому духовному знанию, женщина может грамотнее, правильнее и легче построить карьеру или найти свое место в обществе, реализовав себя профессионально и социально, не тратя время на профориентацию и построение карьеры по мужскому типу, которое только отнимает у нее силы. Положительным эффектом от этого также было бы существенное снижение разводов и брошенных детей.

Однако в направлении женского образования сегодня даже нет планов по введению подобного обучения в учреждениях и заведениях. Существуют только отдельные разовые курсы и женские практики для узкой группы лиц, которые начали появляться недавно. Но хотелось бы выразить надежду на то, что в будущем этот пробел будет восполнен и предметы по чисто женскому образованию будут введены в образовательную программу.

Таким образом, довольно трудно переоценить особую важность периода детства и молодости в духовно-нравственном развитии человека, его духовного и интеллектуального потенциала и капитала. И сегодня в нашей стране для полноценного развития детей и молодежи и спокойного перехода их во взрослую жизнь духовное и нравственное развитие особенно важны, необходимо преподавание подобных предметов и дисциплин в учебных

заведениях с раннего возраста и введение отдельных предметов для раздельного духовного и нравственного обучения мальчиков и девочек.

Литература

1. Карпенко О.А. Особенности преподавательской, учебной и научной деятельности на современном этапе развития экономики и общества // Приоритетные направления развития спорта, туризма, образования и науки. сборник материалов международной научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2021. С. 475-483

2. Карпенко О.А., Левченко Л.В. Институт семьи как один из факторов духовного и интеллектуального развития человека // Психологическое благополучие субъектов образования. сборник научных материалов. Ярославль, 2023. С. 108-116.

3. Карпенко О.А., Левченко Л.В. Проблемы развития интеллектуальных ресурсов в условиях образовательной системы современной России // Моделирование и конструирование в образовательной среде. Сборник материалов VI Всероссийской (с международным участием) научно-практической, методологической конференции для научно-педагогического сообщества. Под редакцией И.А. Артемьева, В.О. Белевцовой, И.П. Родионовой, М.М. Сабитовой. Москва, 2021. С. 284 - 288

4. Карпенко О.А., Левченко Л.В. Развитие интеллектуальных, личностных и духовных качеств студентов университетов в условиях современных изменений на пути к образовательной среде будущего // Онтологические и социокультурные основания альтернативного проекта глобализации. Сборник материалов I международной научной онлайн-конференции. Екатеринбург, 2021. С. 128 - 132

5. Карпенко О.А., Левченко Л.В., Золкин А.Л. Влияние семьи, воспитания и образования на качество интеллектуальных ресурсов и интеллектуального капитала. Современная семья: новые ответы на старые вопросы. Асеева М.А., Астраханкина К.В., Васильева Д.Д., Волосюк О.В., Габулова С.А., Гусарова С.В., Головко Д.Ю., Глеба А.В., Глеба О.В., Дербенев И.С., Золкин А.Л., Кармацкая Н.С., Карпенко О. А., Коротеева А.В., Левченко Л.В., Маденова Г.Н., Мазуров Н.А., Олефиренко Е.А., Пузян Э.С., Чинчевич Е.В. и др. Москва, 2023. С. 121-133.

6. Левченко Л.В., Завершинская И.А., Карпенко О.А. Образовательные и развивающие институты интеллектуально-духовного капитала современной России // Философия образования и диалог поколений. Сборник научных трудов ХXIX Международной конференции. Санкт-Петербург, 2023. С. 116-124.

7. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях. Психология: личность и бизнес. Режим доступа: https://hr-portal.rn/artide/lichmstme-i-professionalnoe-razvitie-cheloveka-v-novyh-socialno-ekonomicheskih-usloviyah (дата обращения 17.12.2023)

8. Новый центр по изучению ранних лет от Королевского фонда Кембриджских. Режим доступа: https://euro-royals.livejournal.com/2066383.html? (дата обращения 08.12.2023)

9. Ученые узнали, как пережитый в раннем детстве стресс влияет на будущее человека. Режим доступа: https://letidor.m/mvosti/uchenye-uzmli-kak-perezhityi-v-rannem-detstve-stress-vliyaet-m-budushee-cheloveka-07-06-2019.htm (дата обращения 15.12.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.