Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА'

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / МЕНТАЛЬНЫЙ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ И ДУХОВНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ДУХОВНОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / САМОЗАНЯТОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпенко О. А., Левченко Л. В.

В работе рассматриваются основные факторы формирования качества интеллектуальных ресурсов и капитала. Изучаются профессиональное развитие в системе образования, духовное, нравственное и личностное развитие. Делается вывод об основных факторах, влияющих на качество интеллектуального капитала. Приводится статистика реализации проекта «Фабрика будущих профессионалов», свидетельствующая о формировании качества интеллектуальных ресурсов и капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF THE FORMATION OF THE QUALITY OF INTELLECTUAL RESOURCES AND INTELLECTUAL CAPITAL

The paper considers the main aspects of the formation of the quality of intellectual resources and capital. Professional development in the educational system, spiritual, moral and personal development are studied. The conclusion is made about the main aspects affecting the quality of intellectual capital. The statistics of the implementation of the project “Factory of Future Professionals” are given, indicating the formation of the quality of intellectual resources and capital.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА»

РАЗДЕЛ I. ЭКОНОМИКА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Карпенко О.А.

кандидат экономических наук, Самарский государственный экономический университет, г. Самара, Россия Левченко Л.В. кандидат экономических наук, ГБНОУ СО «Академия для одаренных детей (Наяновой)», г. Самара, Россия

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА

Аннотация. В работе рассматриваются основные факторы формирования качества интеллектуальных ресурсов и капитала. Изучаются профессиональное развитие в системе образования, духовное, нравственное и личностное развитие. Делается вывод об основных факторах, влияюшдх на качество интеллектуального капитала. Приводится статистика реализации проекта «Фабрика будущих профессионалов», свидетельствующая о формировании качества интеллектуальных ресурсов и капитала.

Ключевые слова: интеллектуальные ресурсы, интеллектуальный капитал, ментальный, эмоциональный и духовный интеллект, духовное и личностное развитие, самозанятость.

Karpenko O.A.

PhD in Economy, Samara State Economic University, Samara, Russia

Levchenko L.V.

PhD in Economy, Academy for Gifted Children (Nayanova), Samara, Russia

ASPECTS OF THE FORMATION OF THE QUALITY OF INTELLECTUAL RESOURCES AND INTELLECTUAL CAPITAL

Abstract. The paper considers the main aspects of the formation of the quality of intellectual resources and capital. Professional development in the educational system, spiritual, moral and personal development are studied. The conclusion is made about the main aspects affecting the quality of intellectual capital. The statistics of the implementation of the project "Factory of Future Professionals" are given, indicating the formation of the quality of intellectual resources and capital.

Keywords: intellectual resources, intellectual capital, mental, emotional and spiritual intelligence, spiritual and personal development, self-employment.

К пониманию интеллектуального капитала в современной научной литературе существует несколько подходов и направлений исследования: узкий, расширительный, комбинированный, балансовый, ресурсный и др. Сейчас развиваются исследования в области влияния интеллектуального капитала на экономический рост, эффективность работы отдельных экономических субъектов, развиваются концепции экономики, основанной на знаниях, управления знаниями и человеческими / интеллектуальными ресурсами. Среди отечественных ученых, занимающихся проблемами интеллектуального капитала, можно выделить С.М. Климова, И.К Бабста, Д.И. Пихно, Б.Б. Леонтьева, И.А. Иванюка, В.А. Супруна, В. Багова, Е. Селезнева, В. Ступакова, И.В. Скоблякову и др.

В. Багов, Е. Селезнев, В. Ступаков в своем исследовании под интеллектуальным капиталом понимают творческие возможности организации по созданию и реализации интеллектуальной и инновационной продукции [1].

В.А. Супрун определяет и называет интеллектуальный капитал ключевым фактором производства, определяющим эффективность экономической деятельности в постиндустриальном обществе [7].

Современные концепции интеллектуального капитала и знаний также склонны рассматривать общественно-экономический прогресс, сквозь призму интеллектуального развития. Интеллектуальный капитал также видят в составе национального богатства.

Однако полного и до конца исчерпывающего представления и понимания понятия интеллектуального капитала пока не сформировано и исследования продолжаются, изучается информация как экономический ресурс, вопросы нематериальных активов и прав интеллектуальной собственности, участия в производстве искусственного интеллекта.

В научной теории в зависимости от подходов к трактовке понятий интеллектуального и человеческого капиталов, от соотношения с понятием человеческого капитала и между собой, как было отмечено ранее, интеллектуальный капитал рассматривается с точки зрения различных подходов к его определению: «узкий» подход, в котором человеческий капитал включает в себя интеллектуальный, «расширительный», в котором интеллектуальный капитал включает в себя человеческий и различные их комбинации. Представители комбинированного подхода В.Т. Смирнов и И.В. Скоблякова рассматривают классификацию видов человеческого капитала: капитал здоровья, трудовой, интеллектуальный, организационно-предпринимательский, культурно-нравственный, социальный, а также бренд-капитал, структурный и организационный капитал [9].

Но по нашему мнению, целесообразнее рассматривать понятия интеллектуального и человеческого капиталов в рамках «узкого» подхода и выделять в структуре человеческого капитала только капитал самого человека (биофизический, интеллектуальный, культурный, духовный, социальный, предпринимательский).

К интеллектуальному капиталу, по-нашему мнению, относятся лишь знания и способности человека: знания, навыки, умения, способности, профессиональные компетенции и интересы, опыт, интеллектуальное мышление, способности и стремления к обучению и развитию, участвующие в сфере производства и способные приносить доход [4, 5].

В данном случае знания и способности являются производителем, а интеллектуальный продукт - результатом интеллектуальной деятельности. И он, являясь по своей сути категорией капитала, не содержит в себе сущностного отличия, необходимого для причисления его к капиталу интеллектуальному - способности к принесению дохода своим умом и интеллектом: к анализу информации, ее переработке и созданию нового. Интеллектуальный капитал как стоимость, авансированная в развитие знаний и способностей, предполагает, что они могут в процессе интеллектуальной деятельности преобразовывать и генерировать существующее знание [4, с. 285]. Кроме того, составляющие интеллектуального капитала - знания - являются одним из факторов производства, который играет все большую роль в совре-

менной экономике и ведущую роль в производстве интеллектуальных продуктов и услуг.

Важнейшую роль не только в становлении и развитии интеллектуальных ресурсов человека, но также - и в формировании и развитии интеллектуального капитала и его качества играет система образования. Высшее и дополнительное образование в целом повышают качество человеческих интеллектуальных ресурсов, а также человеческого интеллектуального капитала. Человек становится в целом более развитым в личностном и профессиональном плане, более знающим и способным к видению происходящего, к управлению процессами на фирмах. Это дает более быстрый первоначальный старт и лучшие будущие возможности для применения своих компетенций, навыков и знаний, а также для карьерного роста. Кроме того, качественное образование повышает кругозор человека, возможности предвидения событий и выбора своего дальнейшего развития в смежной или иной области, выбора направлений для действий и развития. Для человека важны все виды образования, помимо первого, второе высшее, степень, дополнительное образование, повышение квалификации и т.д. И также становится важной современная тенденция к получению непрерывного образования, самообразованию, овладению дополнительными навыками, а также личностное, нравственное и духовное развитие.

Личностное развитие представляет собой развитие положительных индивидуальных личных качеств, интеллектуальность, интеллигентность, хорошие манеры, культурное развитие, мировоззрение, кругозор и т.д.

Нравственное развитие - это развитие в себе морали и нравственности, красоты мыслей и поступков, желания и мотивации поступать так, как лучше для всех и для общего блага и др.

Духовное развитие - это развитие своих духовных качеств: духовных ценностей, религиозности, любви к людям и к миру, совести, сострадания, милосердия к людям и др.

Развитие и обучение человека в учреждении, как правило, включает в себя развитие различных видов интеллекта: эмоционального, ментального, духовного и др. Но также ему нужны качества, необходимые ежедневно в современной жизни, которые он может развить самостоятельно или на тренингах: стрессоустойчивость, самостоятельность, уверенность в себе, позитивность, самомотивация и самосовершенствование [10].

Сейчас человек самостоятельно развивает свои новые современные навыки, занимается духовным, нравственным и культурным развитием, расширением кругозора, повышением грамотности и т.д. [3, с. 478].

Наряду с получением дополнительного образования и повышения квалификации сегодня важно повышение общей грамотности по отдельным направлениям и специальностям: компьютерная и информационная, цифровая грамотность и грамотность в сфере безопасности, финансовая и юридическая грамотность. Человеку необходимо отстаивать права, защищать интересы, причем не только свои, но и других людей. Юридическая грамотность просто необходима для открытия и развития своего дела.

Далее для продолжения успешного развития и продвижения по службе и в социуме человеку нужно общение с успешными людьми, чтение полезной литературы, прохождение развивающих тренингов и курсов.

Особенно значимым и ключевым в развитии современного человека является саморазвитие и выбор направления, области, сферы собственного развития, которое затем по достижении определенных высот и прохождении пути выливается в самореализацию и жизнь в соответствии со своим предназначением [4, с. 279].

Итак, на сегодня важнейшими ключевыми образовательными навыками является способность к самостоятельному непрерывному обучению вплоть до профессиональной переориентации и смены профессии на смежную или профессию в иной области деятельности.

Навыки и способности к обучению развивают и повышают качество интеллектуальных ресурсов человека и напрямую влияют на качество его интеллектуального капитала.

В целом у более грамотного человека, обладающего более широким кругозором, более качественные интеллектуальные ресурсы и капитал.

Важным элементом современного саморазвития и повышения качества интеллектуального капитала зачастую служит правильное и грамотное общение со старшими и более знающими людьми, которые могут передать знания и наставления.

Правильное общение также способствует повышению качества интеллектуальных ресурсов и капитала, человек может просто перенять необходимые новые качества и навыки. Иногда даже кратковременное общение оказывает большее влияние на всестороннее развитие человека, чем сама его деятельность, собственные наработки [5, с. 130].

После определенной степени профессионального развития человек переходит на следующую ступень развития (это может быть профессиональный рост, руководящая должность, наставничество и т.п.), которая требует более высоких личностных качеств, самореализации, удовлетворения высших духовных потребностей и выхода на предназначение.

В современном мире постепенно появляется все больше возможностей для применения и реализации своих интеллектуальных, духовных и индивидуальных личностных качеств человека.

Личностное развитие человека уже востребовано во многих сферах производства и реализации услуг, социальной и культурно-досуговой сфере, науке и образовании и т.д. Чем более личностно и духовно развит человек, тем выше качество его интеллектуального капитала, тем большее влияние он имеет в экономической и общественной жизни, большее воздействие оказывает на окружающий мир, и, соответственно, тем больше опыта и знаний сможет передать следующим поколениям.

Среди современных проблем системы образования отметим отсутствие непосредственного наставничества, снижение времени прямого общения студентов с преподавателями (особенно актуальное сейчас во время массового дистанционного обучения), которые в целом снижает качество преподавания, качество получаемых знаний, а следовательно, и формируемых на выходе интеллектуальных ресурсов, а затем - и интеллектуального капитала. И в дальнейшем человеку в своей профессиональной деятельности придется самостоятельно дорабатывать необходимые навыки, постигать знания и искать себе наставников.

Наряду с этим, имеется проблема недостатка знаний и информации для построения собственной карьерной траектории на фирме. Многие перспективные и исполнительные сотрудники предприятий долгое время работают на одном и том же месте и не продвигаются по карьерной лестнице по причине того, что, не обладают знаниями и пониманием того, какие шаги необходимо предпринять для этого. Им не хватает качества интеллектуального развития, общения со старшими, с наставниками. В результате они теряют время, не развивают в полной мере свои интеллектуальные и человеческие качества и теряют возможности для своего продвижения, развития своих интеллектуальных ресурсов и капитала.

Профессиональное развитие человека находится в тесном взаимодействии с его духовным и личностным развитием и основано также на принципе саморазвития, который в лучшем и высшем своем проявлении приводит к профессиональной и творческой самореализации [6].

Сейчас в обществе и экономике увеличивается роль применения исключительно личностных, нравственных и духовных качеств.

Личностное развитие является комплексным, включает интеллектуальное, профессиональное и иное развитие и представляет собой

развитие положительных индивидуальных качеств, интеллектуальность, интеллигентность, хорошие манеры, культурное развитие, мировоззрение, кругозор и т.д.

Также важным для качества интеллектуальных ресурсов является нравственное развитие, которое дает высокую духовную культуру человеку, красоту мыслей и поступков, желание улучшать мир вокруг себя и др. Нравственный человек становится развитым, в том числе интеллектуально, и привлекательным для других, для него открываются многие возможности и направления, он имеет больше качественного общения с другими людьми.

Нравственное развитие - это развитие в себе морали и нравственности, красоты мыслей и поступков, желания и мотивации поступать так, как лучше для всех и для общего блага и др.

Духовное развитие от нравственного отличается тем, что человек здесь не просто совершает благие поступки, а исходит из служения высшим силам, он должен уметь и наказывать, и воспитывать людей в строгости и с любовью. Это более высокий этап нравственного развития.

В настоящий момент возрастает интерес к духовной сфере, в которой также идет развитие человека.

К духовным качествам относятся качества благостного человека: смирение, терпение, оптимизм, сила воли, моральные принципы, аскетизм, благодарность, прощение, щедрость, добродетельность, совесть и др. Возрастает также интерес человека к духовному развитию на практике - развитию духовных нравственных, волевых, мотиваци-онных, принципиальных качеств, самосовершенствованию, поиску своего предназначения и даже миссии в жизни, роли в обществе. Современная система образования не развивает все эти качества, их можно развить и достигнуть только самостоятельно.

Духовное и личностное развитие человека, несомненно, существенно повышает качество его интеллектуального капитала, ведь на любом предприятии и в любом обществе нужны честные и порядочные люди, знающие свое дело, умеющие общаться и приносящие пользу окружающим и всему предприятию, которых, как правило, и продвигают по карьерной лестнице. Такое развитие человек может получить от своих наставников - преподавателей, кураторов, непосредственных начальников, духовных наставников и т.д.

В качестве примера возможности оценки влияния рассмотренных факторов личностного, нравственного и духовного развития человека, в том числе образования, грамотности и правильного общения на фор-

мирование и развитие интеллектуальных ресурсов и интеллектуального капитала можно привести результаты реализации в Самарской области общественного образовательного проекта «Фабрика будущих профессионалов» при содействии Фонда президентских грантов и Правительства Самарской области [9].

Социальный образовательный проект «Фабрика будущих профессионалов» организован РОО «Союз женщин Самарской области» при поддержке Правительства Самарской области и Фонда президентских грантов Российской Федерации при поддержке Общественной палаты Самарской области и Самарской Губернской Думы. Проект стартовал в ноябре 2019 и продолжается по настоящее время. Он направлен на решение проблемы развития и совершенствования знаний и навыков женщин в условиях изменений современного рынка труда: появление новых профессий, надпрофессиональных навыков и развитие современного предпринимательства.

В рамках проекта проводились мероприятия по профориентации, определению вектора развития и построения индивидуальной карьерной траектории, оказана помощь в трудоустройстве и открытии своего дела, а также дополнительное обучение определенным навыкам профессий будущего, в числе которых финансовая, юридическая грамотность и развитие навыков социального предпринимательства. Проводились мероприятия по предоставлению вакансий участницам проекта и подготовке к трудоустройству. В проект были включены индивидуальные и групповые консультации с психологом, консультации и тренинги по манерам хорошего тона, встречи со стилистом, навыкам самопрезентации и выступлений, а также тренингов и практик, направленных на развитие женских качеств, общественной деятельности и социального, в том числе религиозного служения (поездки на святые места, оказание помощи одиноким матерям, детским домам, пожилым людям). В качестве спикеров и лекторов приглашались успешные люди в сферах предпринимательства и общественного движения.

В результате проведения мероприятий проекта было повышено качество интеллектуальных ресурсов женщин-участниц, а также качество интеллектуального капитала. Критерием повышения качества интеллектуальных ресурсов является прохождение обучающих мероприятий, а критерием повышения качества интеллектуального капитала служат результаты: открытие своего дела, разработка своего предпринимательского проекта, расширение бизнеса и т.п.

В обучающих мероприятиях приняло участие в общей сложности свыше 10000 чел, в том числе в онлайн-встречах. В очных встречах

постоянно принимало участие порядка 150 чел. В результате проекта был сформирован интеллектуальный капитал: 28 человек оформили свое дело, в том числе как самозанятые, еще трудоустроились порядка 10-15 человек. Итого получается по итогам проекта у 28,67% участников сформирован интеллектуальный капитал ((28 + 15) / 150).

В результате интернет-опроса 3200 женщин, принявших участие в мероприятиях (в том числе участвующих в просмотрах мероприятий) проекта «Фабрика будущих профессионалов», проведенного в декабре 2020 года - январе 2021 года на вопрос о произошедших изменениях в 2020 году начали свое дело или оформились как самозанятые 30% участниц, у свыше 10% появились новые проекты и новая деятельность / занятость, т.е. напрямую повысили качество интеллектуального капитала. Увеличение показателей в результате опроса говорит о том, что некоторые участницы сформировали свой интеллектуальный капитал уже после окончания проекта. И более 20% просто прошли новое обучение и получили новые знания, т.е. получили качественное развитие своих интеллектуальных ресурсов. Заметим, что в интернет-опросе принимали участие не все участницы проекта, а только выборочно 3200 чел.

В настоящее время деятельность проекта продолжается, сформирована группа из заинтересованных женщин, посещающих мероприятия, а также появляются новые участники. Мероприятия проводятся реже, по той же тематике.

Итак, формирование нового качества интеллектуальных ресурсов и капитала происходит под воздействием самого человека (так называемой управленческой части его человеческого капитала, который включает в себя интеллектуальный, если рассматривать понятия человеческого и интеллектуального капитала в рамках «узкого» подхода к их определению). Общий рост качества интеллектуальных ресурсов приводит к тому, что человек обладает большим интеллектуальным потенциалом и большей грамотностью для их экономического применения. Критерием оценки качества интеллектуальных ресурсов являются возрастающие возможности для их применения в экономике.

Рост качества интеллектуального капитала выражается в более значительных результатах, приводит к возобновлению развития бизнеса, открытию нового производства, введения новой линии продукта или освоения нового сегмента рынка, запуска нового проекта и т.п., или же успешное трудоустройство, или карьерный рост на прежнем месте. Формирование интеллектуального капитала и повышение его качества рассматривается нами в двух случаях: создание и развитие своего дела,

трудоустройство и карьерный рост. Выбор пути зависит от жизненной позиции человека и имеющихся у него или предпринимательских способностей, или склонностей успешно работать по найму.

Отсюда критерием повышения качества интеллектуального капитала служат реальные экономические результаты (прибыль, ее увеличение, повышение зарплаты, выплата премии и т.д.).

Рост доходов человека, как правило, свидетельствует о росте его качества жизни и благосостояния.

Итак, можно сформулировать основные факторы, оказывающие влияние на качество интеллектуальных ресурсов и формируемого в дальнейшем интеллектуального капитала человека. Это личностное (в том числе профессиональное), нравственное и духовное развитие, включающее образование в системе образования, самообразование и саморазвитие, непрерывное обучение, повышение грамотности, общение со старшими, с успешными людьми и с наставниками и др.

Список литературы

1. Багов В.П., Селезнев Е.Н., Ступаков В.С. Управление интеллектуальным капиталом: учеб. пособие / В.П. Багов, Е.Н. Селезнев, В.С. Ступаков; ред. Селезнев Е.Н. - М.: Камерон, 2006. - 242 с.

2. Волкова Л., Чепуренко А.Ю., Марголит Г.Р., Гостомельский А. Барьеры на пути инноваций в России [Электронный ресурс] / Л. Волкова, А.Ю. Чепуренко, Г.Р. Марголит, А. Гостомельский. - Режим доступа: URL: https://fom.ru/posts/10707 (дата обращения: 25.12.2021).

3. Карпенко О.А. Особенности преподавательской, учебной и научной деятельности на современном этапе развития экономики и общества / О.А. Карпенко // Приоритетные направления развития спорта, туризма, образования и науки. Сборник материалов международной научно-практической конференции. - Нижний Новгород, 2021. - С. 475-483.

4. Карпенко О.А., Левченко Л.В. Проблемы развития интеллектуальных ресурсов в условиях образовательной системы современной России / О.А. Карпенко, Л.В. Левченко // Моделирование и конструирование в образовательной среде. Сборник материалов VI Всероссийской (с международным участием) научно-практической, методологической конференции для научно-педагогического сообщества / под редакцией И.А. Артемьева, В.О. Белевцо-вой, И.П. Родионовой, М.М. Сабитовой. - М., 2021. - С. 284-288.

5. Карпенко О.А., Левченко Л.В. Развитие интеллектуальных, личностных и духовных качеств студентов университетов в условиях современных изменений на пути к образовательной среде будущего / О.А. Карпенко, Л.В. Левченко // Онтологические и социокультурные основания альтернативного проекта глобализации: Сб. материалов I международной научной онлайн-конференции. - Екатеринбург, 2021. - С. 128-132.

6. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях. Психология: личность и бизнес. [Электронный ресурс] / Л.М. Митина. - Режим доступа: URL: https://hr-portal.ru/article/lichnostnoe-i-professionalnoe-razvitie-cheloveka-v-novyh-socialno-ekonomicheskih-usloviyah (дата обращения: 18.12.2021).

7. Супрун В.А. Интеллектуальный капитал: главный фактор конкурентоспособности экономики в XXI веке / В.А. Супрун. 2-изд. - М.: Книжный Дом «Либроком», 2010.

8. Упазалы С. Интеллектуальная экономика - технологические вызовы XXI века. Экономика. Избранные труды. VI Том. Изд. 2 / С.Ю. Глазьев, А.Е. Арменский, Е.А. Наумов. - Алматы, 2011. - 320 с. - С. 76.

9. Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование: монография / В.Т. Смирнов, И.В. Сошников, В.И. Романчин, И.В. Скоб-лякова; под ред. д.э.н., профессора В.Т. Смирнова. - М.: Машиностроение-1, Орел: ОрелГТУ, 2005. - 513 с.

10. Черепанова Ю. Школа будущего: пять трендов, которые совершат революцию в высшем образовании. 08.07.2020. [Электронный ресурс] / Ю. Черепанова. - Режим доступа: URL: https://yandex.ru/turbo/s/forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/404527-shkola-budushchego-pyat-trendov-kotorye-sovershat-revolyuciyu-v-vysshem (дата обращения: 09.12.2021).

11. Шумпетер Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер. - М.: Прогресс, 1982. - 455 с.

Киреев Н.Н.

кандидат экономических наук, Тамбовская духовная семинария, г. Тамбов, Россия

РОЛЬ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ РОССИИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема депопуляции периферии Центральных регионов Российской Федерации и значение культурных ценностей как фактора социально-экономического развития региона. Особое внимание уделяется проблеме миграции молодежи из сельских населенных пунктов в города как одного из главного фактора депопуляции и вымирания российских деревень.

Ключевые слова: региональная социально-экономическая система, экономика региона, миграция и депопуляция населения, социально-экономическое развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.