х
<
00 О CI
Ш ^
U
и
X
и
о ^
о
S
О и
X
и
о
X
О m .о х
Q
LQ
УДК 338.2, 338.246.025, 338.246.027
КАРПЕНКО Ольга Анатольевна,
АО «Самарагорэнергосбыт», г. Самара, [email protected]
ЛЕВЧЕНКО Лариса Владимировна,
ГБНОУ СО «Академия для одаренных детей (Наяновой)», г. Самара, [email protected]
OlgaA. KARPENKO,
JSC "Samaragorenergosbyt", Samara, [email protected] LarisaV. LEVCHENKO,
GBNOU SO "Academyfor Gifted Children (Nayanova)", Samara, [email protected]
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И НАКОПЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ДУХОВНОГО КАПИТАЛОВ
THE INSTITUTIONAL SYSTEM AND THE INSTITUTIONAL ENVIRONMENT OF THE FORMATION, FUNCTIONING AND ACCUMULATION OF INTELLECTUAL AND SPIRITUAL CAPITAL
Аннотация
В статье рассматривается интеллектуальный капитал и духовный капиталы в составе человеческого капитала в составе институциональной системы. Даются основные определения исследуемых понятий. Рассматриваются основные институты формирования и функционирования интеллектуального и духовного капиталов и дается краткая характеристика некоторых из них. Также рассматриваются основные сходства и отличия в институтах, функционировании институциональной системы и институциональной среды для интеллектуального и духовного капиталов. Выявляются основные противоречия между интеллектуальным и духовным капиталом, в основном как отражение противоречия между материальным и духовным, дается их краткая характеристика и пути разрешения. В заключении работы делаются выводы об основных характе-
Abstract
The article is written on the currently relevant topic of research on the problems of spiritual and intellectual subspecies of human capital.
The article considers intellectual capital and spiritual capital as part of human capital as part of the institutional system. The basic definitions of the studied concepts are given. The main institutions of formation and functioning of intellectual and spiritual capital are considered and a brief description of some of them is given. The main similarities and differences in institutions, the functioning of the institutional system and the institutional environment for intellectual and spiritual capital are also considered. The main contradictions between intellectual and spiritual capital are revealed, mainly as a reflection of the contradiction between material and spiritual, their brief characteristics and ways of resolution are given.
х
<
m О
ш ^
U U
X
и
о ^
О
s ^
О и
X
и
о
X
О ^
m .о х
Q
LQ
ристиках институциональном системы и среды формирования, функционирования и накопления интеллектуального и духовного капиталов.
Ключевые слова: интеллектуальный капитал, духовный капитал, институты, институциональная среда, институциональная система.
In conclusion, conclusions are drawn about the main characteristics of the institutional system and the environment of formation, functioning and accumulation of intellectual and spiritual capital.
Keywords: intellectual capital, spiritual capital, institutions, institutional environment, institutional system.
В настоящее время вопросы участия интеллектуального капитала человека в процессах производства и воспроизводства достаточно широко изучены и исследования по данной тематике продолжаются [1-5, 13-15]. В отношении духовного капитала человека такие исследования в современный период развития только начинаются. В литературе в основном ведутся исследования, касающиеся понятия духовного капитала, его особенностей и взаимоотношений с человеческим капиталом [6, 17]. Но исследований институциональной системы, институтов и институциональной среды формирования, функционирования и накопления интеллектуального и духовного капиталов до настоящего времени нам не встречалось. В данной связи считаем возможным провести подобное исследование и отметить основные сходства и различия духовного и интеллектуального капитала в процессе производства. Приведем основные определения исследуемых понятий.
Институты, согласно Дугласу Норту, — «это набор правил, процедура соответствий, моральное и этическое поведение индивидуумов в интересах максимизации богатства. Институты — это также и разработанные людьми формальные и неформальные ограничения, факторы принуждения, структурирующие их взаимодействие» [16, С. 10].
Институциональная система — «это совокупность и взаимодействие действующих в стране формальных и неформальных принципов, правил, норм и процедур экономической деятельности, санкционированных законом или обычаем, а также
организации и учреждения, политические и административные структуры, контролирующие соблюдение экономическими субъектами законодательных норм в интересах всей общественной системы» [16].
Институциональная среда — «это совокупность основополагающих политических, социальных и юридических правил, которая образует базис для производства, обмена и распределения» [7].
Процесс формирования интеллектуального и духовного капиталов — это процесс приобретения соответствующих необходимых навыков и качеств, знаний и умений, а также трудоустройство или открытие своего дела, позволяющее получать доход, используя свои знания и т.п.
Процесс функционирования интеллектуального и духовного капиталов — это процесс работы и деятельности человека на предприятии или в своем деле, предполагающий создание конечного продукта и прохождение его через все фазы воспроизводственного процесса.
Также существуют и процессы воспроизводства (восстановления сил и способностей), развития (приобретения знаний, навыков и т.п.) и накопления (накопления и передачи опыта) интеллектуального и духовного капитала, которые происходят в существующей институциональной системе.
Обозначим основные институты формирования и функционирования интеллектуального и духовного капиталов по отраслевому критерию и кратко охарактеризуем особенности некоторых из них (Таблица 1).
Таблица 1.
Институты формирования и функционирования интеллектуального и духовного капиталов (по отраслевому критерию)
ИНСТИТУТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАПИТАЛОВ
ИК ДК
Образовательные + +
Семейные + +
Социальные + +
Развития + +
Институты функционирования и накопления капиталов
Корпоративные + +
Предпринимательские + +
Социальные + +
Семейные + +
Религиозные +
X
<
оо О
ш ^
и и
X
и
о ^
о
О и
X
и
о
X
О т .о х
^ ш
Составлено автором
Мы видим, что за исключением религиозных институтов, все институты формирования и функционирования интеллектуального капитала реализованы и для капитала духовного.
Отметим, что также институты классифицируются и по другим критериям и бывают различных видов [9, С. 6].
По критерию взаимодействия бывают институты, поддержки, взаимопомощи, наставничества.
По критерию развития также бывают различные институты: карьерные и социальные лифты, семинары, встречи, форумы, проектные институты и т.п.,
По критерию неформальности можно выделить институты: ресурсов, возможностей, связей и коммуникаций, мобильности, отношений и т.п.
Существует множество классификаций и градаций данных институтов и каждый из них создан для решения какой-либо определенной задачи [8, С. 92]. Институты также находятся в развитии и постоянном совершенствовании, одни упраздняются,
другие только создаются. Вместе с тем, влияние институтов на формирование и накопление интеллектуального и духовного капитала различно и для отдельного человека в гораздо большей степени индивидуально, чем в целом для организаций и предприятий [10, С. 45].
Рассмотрим основные сходства и отличия в институтах, функционировании институциональной системы и институциональной среды для интеллектуального и духовного капиталов. Прежде всего отметим сходства:
1. Представлены все основные виды институтов и институциональных отношений,
2. Одинаковое функционирование институциональной системы и среды,
3. Единые процессы взаимодействия и взаимоотношений между институтами,
4. Единые институциональные условия и факторы,
5. Одинаковое положение человека в системе институтов.
Теперь отметим различия в институтах, представленные в Таблице 2.
Таблица 2.
Основные различия в институтах, функционировании институциональной системы и институциональной среды для духовного капитала по сравнению с интеллектуальным
КРИТЕРИЙ ДК
1. Состав институтов Присутствует дополнительно религиозный институт
2. Роль человека в институциональной системе Роль человека более высока, он преобразует всю институциональную систему в лучшую сторону
3. Институциональная среда Менее агрессивная, менее жесткая и более человечная, душевная
4. Развитие институциональной системы и среды Происходит более быстрыми темпами, ведет к более высокому качеству, изначально развивается в верном направлении
5. Взаимодействие институтов в институциональной системе Взаимодействие проходит с большей легкостью и более слаженно
6. Институциональные отношения Отношения при взаимодействии людей качественнее и лучше, больше взаимопонимания, отношения преобразуются духовностью и духовным капиталом человека
7. Развитие институциональных отношений Происходит быстрее и изначально выбирается верное направление развития
X
<
оо О
ш ^
и и
X
и
о ^
о
О и
X
и
о
X
О т .о х
^ ш
Составлено автором
Как видим, духовным капиталом преобразуются институты. институциональная среда и институциональные отношения в сторону улучшения, развития и возрастания качества.
Главное отличие состоит в самом человеке и его духовности и духовном капитале, которым определяется более высокая роль человека в институциональной среде, выше возможности влияния на окружающее пространство и взаимоотношения, на окружающих людей, что в конечном счете дает более высокие результаты по всем процессам, их более высокое качество, а также импульс к развитию.
Каждый институт и институциональное условие влияет по-своему, естественным образом одни институты оказывают более сильное влияние, другие — менее сильное. Также влияние конкретного института на формирование интеллектуального и духовного капитала человека может сильно
зависеть от самого человека и его мировосприятия. К примеру, на одних очень сильно могут повлиять внешние условия или собственное окружение, а на других — гораздо меньшее [11, С. 432]. Вместе с тем, решающую роль в интеллектуальном, духовном и карьерном развитии человека могут сыграть институты промежуточного звена, которые будут той необходимой ступенькой между уровнями развития [12, С. 120]. К примеру, общение с наставником или с коллегами, участие в определенном проекте и т.д.
При функционировании институциональной системы в соответствующей институциональной среде возникают и противоречия.
1. Основным противоречием между интеллектуальным и духовным капиталом является противоречие между материальным и духовным, между желанием и потребностью жить для себя и сделать
х
<
оо О
ш ^
и и
X
и
о
О
О и
X
и
о
X
О т .о х
^ ш
что-либо для себя, и, — между желанием жить и работать прежде всего для других.
Это противоречие проявляется и при функционировании институциональной системы, особенно во взаимоотношениях людей.
В реалиях современного мира особенно в связи с проведением СВО и накалом международных конфликтов эти противоречия выходят наружу и становятся особенно заметны. Это противоречия в основном между желанием помочь нуждающимся и сделать или сохранить что-либо для себя и своей семьи.
Противоречие разрешается путем попытки установить для себя золотую середину, совершать поступки и из мотивов для себя, но также и из мотивов для других. 2. Противоречие между развитием и деградацией. Интеллектуальное развитие нормального человека происходит в любом случае в результате овладева-ния новыми знаниями и навыками, обучения, общения, перенятия опыта и т.д. При этом возможен застой в интеллектуальном развитии и затем вновь его рост.
Развитие же духовного капитала в результате тех же действий по обучению, приобретению опыта и т.д. может как происходить, так и может возникать деградация (если человек, например, выбирает работу, связанную с незаконными действиями, или в ущерб духовным ценностям) на основе того, что у человека всегда есть только 2 больших пути — это путь собственного развития и служения высшим силам добра и путь также собственного развития, но служения совершенно иным противоположным силам. Здесь не может быть третьего пути, все остальные варианты являются случаями одного из указанных двух путей.
Оно также проявлено в институциональной системе, когда институты создаются для благих целей развития, или для чьей-то выгоды, или сокрытия незаконных действий.
Это противоречие проявляется изначально при выборе образования, учебы, места работы и иной деятельности, кото-
рая изначально должна служить высшим целям добра и справедливости.
Противоречие разрешается путем изначального выбора верного направления развития, не сворачивая с духовного пути. 3. Противоречие, связанное с ответной реакцией на попытки помощи другим людям. Если в интеллектуальном плане проявить попытку помощи другому человеку, то в ответ, как правило, за редким исключением, будет положительная реакция и благодарность. Однако, если проявить помочь человеку в духовном плане, то его реакция не всегда может быть однозначно положительной, ведь это связано с духовной трансформацией сознания человека. И, зачастую, попытка проявить любовь и помощь к человеку может привести к проявлению в ответ гордости, замкнутости и даже ненависти с его стороны. Здесь все зависит от духовного уровня второй принимающей стороны. Данное противоречие может проявляться в институциональной системе как в производственных отношениях, особенно в групповых процессах обучения, наставничества, кураторства, менторства и т.п., так и в обычной жизни и в социуме.
Противоречие разрешается путем учета духовного уровня развития второй стороны отношений и, в случае возможности негативных реакций и последствий, воздержания от помощи и добрых дел.
Таким образом, духовный капитал — гораздо более сложное, неоднозначное и многогранное понятие по сравнению с интеллектуальным капиталом. Он имеет существенные характерные отличия, в том числе и в процессах функционирования институциональной системы и институциональной среды, а также и свои противоречия, которые проявляются как в обычной жизни, так и в экономике. Но вместе с тем, интеллектуальный и человеческий капиталы не существуют без духовного, тесно и неразрывно взаимодействуют. Для разрешения противоречий всегда следует выбирать золотую середину, верное направление развития и учитывать уровень духовного развития второго субъекта отношений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беккер Г. С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории: Пер. с англ. — М.: ГУ ВШЭ, — 2003. — 672 с.
2. Бондаренко Е.А. Интеллектуалы, интеллектуальный труд и культурный капитал в исторических системах духовного производства. Автореферат. ... к.ф.н., Курск, — 2014. — 21 с.
^ 3. Бушуев В. В., Голубев В. С. Структурная энергия — эволюция — человеческий капитал // Ин-т
§ энергетической стратегии, Ин-т системного анализа РАН. https://studfile.net/preview/9161685/
ш ра^^/.
у 4. Воспроизводство интеллектуального капитала: коллективная монография / под ред. д-ра со-
х
и
циол. наук, проф. Я. А. Маргуляна. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2016. — 428 с. 5. Дудяшова В. П., Кипень Н. А. Взгляд на интеллектуальный капитал с позиции экономики зна-^ ний // Научный Вестник Костромского государственного технологического университета. —
§ 2012. — № 2. — С. 6.
§ 6. Интеллектуальный духовный капитал нации. Режим доступа: https://studwood.net/1564182/
ekonomika/intellektualnyy_duhovnyy_kapital_natsii?ysclid=ln4itvwzja541638890 ^ 7. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник /
* под общей ред. Д. э. н. проф А. А. Аузана. — М.: ИНФРА-М, 2006. — С. 38
и 8. Карпенко О. А. Социальные институты развития, влияющие на формирование человеческого
ш
капитала и консолидацию общества // Социальные институты в правовом измерении: теория и практика. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под общей редакцией М.Г. Тирских, Г.В. Дружинина — Иркутск, 2022. — С. 93-101.
9. Карпенко О. А., Левченко Л. В. Инновационные и проектные институты интеллектуально-духовного капитала и интеллектуально-духовной деятельности современной России. Синергия.
н 2022. — № 5-6. — С. 5-14.
ш
10. Карпенко О. А., Левченко П. В. Инновационные институты развития интеллектуально-духов-§ ного капитала и интеллектуально-духовной деятельности человека в современной России // ■ Экономика и управление инновациями. — 2022. — № 4 (23). — С. 37-46.
11. Карпенко О. А. Правовые институты интеллектуально-духовного развития человека и современной экономики и общества // Актуальные вопросы устойчивого развития регионов, отраслей, предприятий. материалы Международной научно-практической конференции. В 4-х томах.. — Тюмень, 2023. — С. 428-433.
12. Левченко Л. В., Завершинская И. А., Карпенко О. А.Образовательные и развивающие институты интеллектуально-духовного капитала современной России // Философия образования и диалог поколений. Сборник научных трудов XXIX Международной конференции. Санкт-Петербург, 2023. — С. 116-124.
13. Нестеров А. А., Третьякова Т. И. Интеллектуальный потенциал и формы его реализации // Вестник СамГТУ. Вопросы экономической науки. — 2014. — № 1 (11). — С. 7-16.
14. Новгородов П. А. Интеллектуальный капитал: понятие, сущность, структура // Экономика и право. — 2017. — Т. 27, вып. 2. — С. 38-49.
15. Новиков А. В., Новикова И. Я. Интеллектуальный капитал: структура, источники и приоритеты в формировании стоимости компании // Сибирская финансовая школа. — 2012. — № 2. — С. 117-124.
16. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. — М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. — 190 с.
17. Яцевич О. Е., Тарасова О. В. К вопросу о становлении понятия «энергия» // Теория и практика общественного развития. — 2015. — № 19. — С. 184-186.
х
<
00 О CI
ш ^
U
и
X
и
О ^
О
s ^
О и
X
и
о
X
О m
_D X
Q
LÜ
REFERENCES
1. Bekker G. S. Chelovecheskoe povedenie: jekonomicheskij podhod. Izbrannye trudy po jekonomicheskoj teorii: Per. s angl. — M.: GU VShJe, 2003. 672 p.
2. Bondarenko E. A. Intellektualy, intellektual'nyj trud i kul'turnyj kapital v istoricheskih sistemah duhovnogo proizvodstva. Avtoreferat. ... k.f.n., Kursk, 2014. 21 p.
3. Bushuev V. V., Golubev V. S. Strukturnaja jenergija — jevoljucija — chelovecheskij kapital // In-t jenergeticheskoj strategii, In-t sistemnogo analiza RAN. https://studfile.net/preview/9161685/page:3/
4. Vosproizvodstvo intellektual'nogo kapitala: kollektivnaja monografija / pod red. d-ra sociol. nauk, prof. Ja. A. Marguljana. — SPb.: Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta upravlenija i jekonomiki, 2016, 428 p.
5. Dudjashova V. P., Kipen' N. A. Vzgljad na intellektual'nyj kapital s pozicii jekonomiki znanij // Nauchnyj Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2012. No. 2. Pp. 6.
6. Intellektual'nyj duhovnyj kapital nacii. Rezhim dostupa: https://studwood.net/1564182/ekonomika/ intellektualnyy duhovnyy kapital natsii?ysclid=ln4itvwzja541638890.
7. Institucional'naja jekonomika: novaja institucional'naja jekonomicheskaja teorija: Uchebnik / pod obshhej red. D. je. n. prof A. A. Auzana. — M.: INFRA-M, 2006. Pp. 38
8. Karpenko O. A. Social'nye instituty razvitija, vlijajushhie na formirovanie chelovecheskogo kapitala i konsolidaciju obshhestva // Social'nye instituty v pravovom izmerenii: teorija i praktika. Materialy IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Pod obshhej redakciej M. G. Tirskih, G. V. Druzhinina. Irkutsk, 2022. Pp. 93-101.
9. Karpenko O. A., Levchenko L. V. Innovacionnye i proektnye instituty intellektual'no-duhovnogo kapitala i intellektual'no-duhovnoj dejatel'nosti sovremennoj Rossii. Sinergija. 2022. No. 5-6. Pp. 5-14.
10. Karpenko O. A., Levchenko P. V. Innovacionnye instituty razvitija intellektual'no-duhovnogo kapitala i intellektual'no-duhovnoj dejatel'nosti cheloveka v sovremennoj Rossii // Jekonomika i upravlenie innovacijami. 2022. No. 4 (23). Pp. 37-46.
11. Karpenko O. A. Pravovye instituty intellektual'no-duhovnogo razvitija cheloveka i sovremennoj jekonomiki i obshhestva // Aktual'nye voprosy ustojchivogo razvitija regionov, otraslej, predprijatij. materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. V 4-h tomah.. Tjumen', 2023. Pp. 428-433.
12. Levchenko L. V., Zavershinskaja I. A., Karpenko O. A. Obrazovatel'nye i razvivajushhie instituty intellektual'no-duhovnogo kapitala sovremennoj Rossii // Filosofija obrazovanija i dialog pokolenij. Sbornik nauchnyh trudov HXIX Mezhdunarodnoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2023. Pp. 116-124.
13. Nesterov A. A., Tretjakova T. I. Intellektual'nyj potencial i formy ego realizacii // Vestnik SamGTU. Voprosy jekonomicheskoj nauki. 2014, No. 1 (11), Pp. 7-16.
14. Novgorodov P. A. Intellektual'nyj kapital: ponjatie, sushhnost', struktura // Jekonomika i pravo. 2017. T.27, vyp. 2, Pp. 38-49
15. Novikov A. V., Novikova I. Ja. Intellektual'nyj kapital: struktura, istochniki i prioritety v formirovanii stoimosti kompanii // Sibirskaja finansovaja shkola. 2012. No. 2. Pp. 117-124.
16. Nort D. Instituty, institucional'nye izmenenija i funkcionirovanie jekonomiki. — M.: Fond jekonomicheskoj knigi «Nachala», 1997, 190 p.
17.Jacevich O. E., Tarasova O. V. K voprosu o stanovlenii ponjatija «jenergija» // Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. 2015, No.19, Pp.184-186.
Статья поступила в редакцию 12.05.23; Принята к публикации 30.05.23. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
The article was submitted 12.05.23; accepted for publication 30.05.23. The authors read and approved the final version of the manuscript.