Научная статья на тему 'Интеллектуально-инновационное пространство Воронежской области'

Интеллектуально-инновационное пространство Воронежской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шкарупета Е.В., Шмырева М.Б., Масс А.В., Шотыло Д.М., Сыщикова Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллектуально-инновационное пространство Воронежской области»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ИННОВАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Е.В. Шкарупета, доцент, к.э.н., М.Б. Шмырева, научный сотрудник, к.э.н.,

А.В. Масс, курсант, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж,

Д.М. Шотыло, доцент, к.э.н., Е.Н. Сыщикова, доцент, к.э.н., Российский государственный университет правосудия, г. Москва

Понятия экономического, производственного, инвестиционного и других структурно-функциональных экономико-пространственных составляющих экономического пространства исследуются чаще всего в рамках региональной экономики.

В научной литературе наряду с понятием «пространство» употребляется также термин «среда» и «сфера». Отметим, что понятия «среда» и «сфера» в отличие от понятия «пространство», означают определенное гомогенное, недифференцированное единство, определенное «нечто», которое находится вокруг исследуемого объекта или процесса.

«Среда» образует условия для существования объекта или процесса, проявления их сущности и «может показывать себя как в его относительной стабильности, так и в изменениях, соответствующих сущности объекта» [4]. В среде происходит изменение формы объекта или процесса, и она оказывает активное воздействие на них. Таким образом, «среда» является совокупностью условий, которые обусловливают стабильное существование объекта или процесса, или, как писал В. Гегель, «непосредственно наличное бытие которого является вместе с тем возможность» [1]. В отличие от «среды» и «сферы», «пространство» имеет сложную структуру и большие масштабы охвата, а «глобальное пространство» опосредуется цивилизационными измерениями. Поэтому, в условиях экономической глобализации и интеграции речь может идти именно о «пространстве».

Ученые Института экономики УрО РАН в монографии «Интеллектуальная и инновационная активность территории» предложили схему формирования интеллектуально-инновационного пространства, в которой оно изучается через исследование интеллектуального и инновационного потенциала. Интеллектуальный потенциал населения ученые определяют как обновляющуюся и приумножающуюся в процессе воспроизводства совокупность знаний, представлений и способностей индивидов к постановке целей и поиску средств их реализации в хозяйственной деятельности.

Анализ Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года показал необходимость мобилизации всех творческих сил, интеллектуального потенциала области на инновационный прорыв посредством создания впервые на новых методологических основаниях инновационной модели пространственного развития. Такой моделью и призвана

стать Воронежская интеллектуально-инновационная система.

Воронежская интеллектуально-инновационная система - это, прежде всего, множество проектов, которые охватывают систему муниципального образования, здравоохранения, социальной защиты, управленческие структуры, предприятия.

По мнению экспертов, в каждой сфере Воронежской области имеются инновационные точки роста. Воронежская интеллектуально-инновационная система не только может, но и должна стимулировать расширение инновационного пространства, вызывать синергетический эффект. Поэтому четко формулируется задача улучшения качества и расширенного воспроизводства интеллекта, создания интеллектуального капитала, наращивания и эффективного использования интеллектуальной собственности.

Практически всеми осознается острейшая потребность в увеличении доли интеллектуальной собственности в валовом региональном продукте. Таким образом, Воронежская интеллектуально-инновационная система - это способ реального воплощения в жизнь достижений научно-технической и информационной революции, гармонизации отношений человека, общества и природы путем расширенного воспроизводства общественного интеллекта.

Миссия Воронежской интеллектуально-инновационной системы - раскрыть творческий потенциал каждой личности и создать условия для реального участия в инновационном развитии области, эффективно используя природные, материальные, финансовые, духовно-нравственные и иные ресурсы не в ущерб природе.

Структура Воронежской интеллектуально-инновационной системы представляется нам следующим образом.

Структурно Воронежская интеллектуально-инновационная система представлена как совокупность 9 моделей:

1) организационно-административная модель предполагает создание вертикали системы управления и ответственности за инновационное развитие, в том числе в муниципалитетах;

2) экономическая модель позволит определить потребность в инновациях, делая основной акцент на развитие малого инновационного бизнеса;

3) финансовая модель предусматривает три источника финансирования Воронежской интеллектуально-инновационной системы:

- бюджетные ресурсы, в том числе с привлечением средств федерального бюджета;

- внебюджетные источники, которые будут формироваться в первую очередь через создаваемый Фонд инновационно-технологического развития Воронежской интеллектуально-инновационной системы;

- собственные источники доходов Воронежской интеллектуально -инновационной системы - это, в первую очередь, нематериальные активы интеллектуальной собственности.

4) модель коммерциализации интеллектуальной собственности, предусматривающая ее защиту через механизм патентов и коммерциализацию права на патенты;

5) модель правового обеспечения, реализуемая через разработку и отработку

правовой и юридической конструкции Воронежской интеллектуально-инновационной системы, привязку ее к комплексным целевым программам;

6) модель кадрового обеспечения, предусматривающая кадровое наполнение Воронежской интеллектуально-инновационной системы специалистами в области методологии, стратегии и инновационного менеджмента;

7) модель информационного обеспечения, реализуемая путем создания общих информационных сетей Воронежской интеллектуально-инновационной системы, где любой житель имел бы возможность свободного доступа и обсуждения, внесения предложений в рамках открытого форума;

8) модель научного обеспечения (фундаментальная наука), предусматривающая тесное взаимодействие с университетами, РАН другими научными центрами;

9) корпоративная модель, реализующая собственную самостоятельную независимую систему, включающую в себя банки, фонды, ипотечные системы и т.д.

Список использованной литературы

1. Логунова И.В., Хацкевич В.Л., Шишкин В.А. / Механизм формирования и развития организационной структуры управления предприятием. Воронеж, 2007.

2. Родионова В.Н., Качина Ю.В., Щеголева Т.В., Владимирова И.С., Попова Е.С. / Диагностика производственных систем. Воронеж, 2007.

3. Шишкин И.А. Концепция маркетингового аспекта реализации инновационного процесса на предприятии / В сб.: Инструменты современной научной деятельности / Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. 2016. - С. 125-127.

4. Шишкин И.А. Маркетинговый аспект реализации инновационных процессов на предприятии / В сб.: Тенденции и перспективы развития науки XXI века / Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Отв. ред.: Сукиасян А.А. 2016. -С. 150-152.

5. Шишкин И.А. Методика определения текущей приоритетности инновационных направлений и проблем наукоемкого предприятия / В сб.: Инструменты и механизмы современного инновационного развития / Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф.: В 3 ч. Отв. ред.: Сукиасян А.А. 2016. - С. 338-340.

6. Шишкин И.А. Методический подход к выбору направлений и принципов инновационной политики предприятия / В сб.: Инновационные процессы в научной среде / Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Отв. ред.: Сукиасян А.А. 2016. - С. 183-186.

7. Шишкин И.А. Мониторинг внешней инновационной среды как этап реализации инновационной политики наукоемкого предприятия // Символ науки. 2016. - № 3-1. - С. 219-221.

8. Шишкин И.А. Основные подходы к анализу рисков инновационного развития высокотехнологичного производства // Инновационная наука. 2016. -№ 3-1. - С. 264-266.

9. Шишкин И.А. Основы маркетинговой составляющей в реализации инновационных процессов / В сб.: Роль и место информационных технологий в современной науке / Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Отв. ред.: Сукиасян А.А. 2016. - С. 196-198.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.