ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
УДК 353.2
Ж.Ю. Данкова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
В данной статье раскрываются содержание, структурные компоненты региональной интеллектуально-инновационной системы, направления и принципы её формирования и развития в современной России. Раскрывается проблематика регионального развития, имеющая принципиальное значение при изучении учебной дисциплины «Региональная политика». Подчёркивается необходимость внедрения новых управленческих механизмов, способных обеспечить конкурентное преимущество региона и страны в целом, в рамках развития инновационной экономики.
Ключевые слова: инновационная экономика; инновационные проекты; интеллектуальный потенциал; инновационное мышление; интеллектуально-инновационная система; региональная экономика; перспективы инновационного развития; инновационные ресурсы; инновационная инфраструктура.
J. Dankova
REGIONAL INTELLECTUAL AND INNOVATIVE SYSTEM: PROBLEMS AND PROSPECTS OF
FORMATION
In this article the contents, structural components of regional intellectual and innovative system, the direction and principles of its formation and development are revealed. Need of introduction of the new administrative mechanisms, capable to provide competitive advantage of the region and the country as a whole, within development of innovative economy is emphasized.
Keywords: innovative economy; innovative projects; intellectual potential; innovative thinking; intellectual and innovative system; regional economy; prospects of innovative development; innovative resources; innovation infrastructure.
Проблематизация. В настоящее время вопросы стратегического управления развитием региона напрямую связаны с решением задачи первостепенной важности: обеспечение динамически устойчивого развития региональной экономики и её конкурентоспособности посредством внедрения инноваций и инновационной деятельности [1]. Необходимость перехода на инновационное развитие - это единственный путь, обеспечивающий достаточный уровень конкурентоспособности любой территории, который уже всеми осознан и не подлежит никакому сомнению. Однако несмотря на то, что научно-технический прогресс, который сейчас называют инновационным развитием, обсуждался ещё на 24 съезде КПСС в 1971 году, до настоящего момента эффективные механизмы практической реализации не найдены.
Специалистами по стратегированию выдвигаются и обосновываются самые различные объяснения и причины [2]. Так, цикличность и высокая динамика развития региональных социально-экономических систем в современных условиях ставит перед исследователями-теоретиками и
- 91
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2014'4
организаторами-практиками задачу организации и обеспечения инновационной деятельности посредством структурных сдвигов с достижением требуемой диверсификационной мобильности. Показательно, что изложенный в документах, определяющих стратегические ориентиры развития страны и отдельных регионов (в частности, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, в региональных стратегиях социально- экономического развития), курс на инновационное развитие требует уточнения и детализации как методологических подходов, так и инструментария инновационной деятельности.
Кроме того, темп и уровень инновационного развития в значительной степени определяются сложившимися организационно-технологическими и экономическими связями, ориентированными на создание, обмен, преобразование и реализацию новых знаний. В данной связи актуализируется проблема создания условий и выработка механизма реализации целенаправленной политики развития приоритетных для региона траекторий инновационной деятельности.
Описание проблемной ситуации. В настоящее время решение обозначенной проблемы на территории Белгородской области осуществляется посредством организации системной целенаправленной работы, ориентированной на формирование интеллектуально-инновационной среды, способствующей созданию инновационной экономики, при которой под влиянием научных и технологических знаний традиционные сферы материального производства трансформируются, и радикально меняют свою технологическую основу.
Реализация подобного рода задачи в значительной мере зависит от концентрации усилий на создании двух взаимосвязанных и взаимодополняющих элементов инновационных процессов: научно-технических достижений и производственно-технических достижений. В первом случае результатами являются принципиально новые знания, новые научно-технические идеи, открытия и изобретения, новые технологии. Во втором случае речь идёт, с одной стороны, о целенаправленном развитии и доведении результатов научно-технических достижений (новых технологий, новых систем, оборудования, новых методов организации и планирования производства и т. п.) до их материализации. А с другой стороны, о внедрении результатов передовых научно-исследовательских разработок (т. е. созданных образцов инновационных продуктов) в массовое производство и обеспечение их эффективного использования и эксплуатации [3].
При этом важно понимать, что фундаментальной основой формирования указанных выше составляющих инновационных процессов является инновационная инфраструктура, которая выполняет роль основного инструмента и механизма инновационной экономики, как «архимедовы рычаг и точка опоры», способна поднять экономику страны на значительно более высокий уровень. Именно инновационная инфраструктура предопределяет геммы (скорость) развития экономики и рост благосостояния населения территории.
В сущности, инновационную инфраструктуру допустимо определить как совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих производственно-технических систем, организаций, фирм и соответствующих организационно-управляющих структур, необходимых и достаточных для эффективного осуществления инновационной деятельности и реализации иннопродуктов.
Инновационная инфраструктура научно-технической деятельности включает: технологические инкубаторы, технопарки, информационные сети, экспертные и консультационные бюро, патентные службы, институты финансовой поддержки, развитый фондовый рынок, систему страхования рисков и другие специализированные организации. В исследуемом регионе инновационная инфраструктура формируется и создаётся с непосредственным участием Фонда развития Белгородской
интеллектуально-инновационной системы (далее - Фонд развития БИИС) - формализованного объединения, которое создано распоряжением Правительства Белгородской области от 1 августа 2011 года № 395-рп «О создании Фонда развития Белгородской интеллектуально-инновационной системы».
Основной целью деятельности Фонда развития БИИС является консолидация творческих сил, финансовых возможностей и интеллектуального потенциала области для усиления конкурентных позиций Белгородской области путём формирования инновационной модели пространственного развития Белгородской области, поддержки и развития интеллектуально-инновационной сферы, инновационного бизнеса, развития наукоёмких производств и внедрения новых прогрессивных технологий.
Содержательно деятельность Фонда развития БИИС сопряжена с разработкой и реализацией мероприятий, направленных на:
организацию системного подхода к развитию интеллектуально-инновационной системы и создание условий для инновационного предпринимательства;
содействие внедрению новых технологий и модернизации действующих производств, созданию новых высокотехнологичных рабочих мест:
участие в проведении экспертизы инновационных проектов:
содействие в формировании рынка интеллектуальной собственности, её эффективном использовании при максимальной защите прав участников данных взаимоотношений;
содействие в привлечении российских и иностранных инвестиций для создания конкурентоспособной среды и развития инновационного предпринимательства;
содействие развитию изобретательской и патентно-лицензионной деятельности в интеллектуально-инновационной сфере Белгородской области;
стимулирование создания малых инновационных предприятий в муниципальных образованиях области;
содействие в создании технопарков для продвижения инновационной культуры, а также стимулирования состязательности инновационного бизнеса и научных организаций на территории Белгородской области;
грантовую поддержку инновационных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере энергосбережения и энергоэффективности, производства энергии из возобновляемых источников (альтернативная энергетика).
Однако в настоящее время наполняемость структурных элементов инфраструктуры инновационной системы региона представляется недостаточной. Вместе с тем, для эффективного функционирования инновационной экономики инновационная инфраструктура должна быть функционально полной. А именно, должна содержать набор следующих элементов:
наличие па территории региона инновационно-технологических центров, способных решать задачи функционально полного инновационного цикла со сдачей объекта инновационной деятельности «под ключ»;
наличие системы формирования и управления развитием интеллектуального потенциала региона;
создание эффективной системы защиты интеллектуальной собственности:
образование финансово-кредитного механизма для инвестирования инновационных разработок и проектов;
формирование системы экспертизы и отбора перспективных инновационных бизнес проектов;
разработка и внедрение действенных механизмов оценки социально-экономических эффектов реализации инновационных процессов как в краткосрочной, так и в стратегической перспективе.
Последнее представляется особо значимым, так как инновационное планирование в регионе имеет смысл только в случае, когда есть возможность отследить достижение заданных целей и принимать необходимые корректирующие управленческие решения, т. е. существенным является вопрос о системе показателей и организации мониторинга инновационного развития территорий. Выполнение обозначенных выше задач в Белгородской области заложено в рамках принятого к реализации долгосрочною проекта по созданию особой инновационной территории комплекса «Аврора Парк», концепция которого утверждена распоряжением Губернатора области в сентябре 2011 г. Целевым ориентиром проектных работ является создание особой площадки нового типа, обеспечивающей функционирование системы информационно-коммуникативных взаимодействий между участниками инновационных процессов, наукой и бизнесом, по вопросам коммерциализации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, а также реализации инновационных разработок.
Таким образом, только наличие развитой региональной инновационной инфраструктуры обеспечивает эффективную реализацию всех этапов инновационною процесса вплоть до успешной коммерциализации разработок.
В данном аспекте представляется уместным сосредоточение усилий в направлении создания комплекса взаимосвязанных организационных структур, занятых производством и коммерционализацией знаний и технологий, а также формированием институтов правового, материально-финансового, информационного и социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и структур на региональном уровне.
Опыт. В мировой практике структуры поддержки инноваций объединяются в национальные и международные сети, например, «Европейская сеть деловых инновационных центров» (The European Business & Innovation Centers Network - EBN), которая осуществляет поддержку и развитие инновационной деятельности в малом и среднем предпринимательстве в странах Европейского Союза [4]. Так, в рамках EBN активно взаимодействуют инкубаторы, технопарки, инновационные и технологические центры, исследовательские институты, информационные системы (Euro Info Centres - EIC), центры трансферта технологий (Innovation Relay Centres - IRC).
Как известно, реализация любых инновационных проектов связана с множеством рисков, поэтому огромное значение имеет чёткая государственная техническая политика, выраженная в системе мер правового регулирования и стимулирования научно-технической активности во всех сферах и секторах экономической деятельности. Однако государственное финансирование инновационной деятельности, обладая огромным ресурсным потенциалом, страдает и рядом недостатков, связанных с большой инерционностью всех процессов, вызванной вовлеченностью многих организаций в реализацию проектов.
Как решать проблему? Перевод принятого в последние время комплекса управленческих решений по созданию Белгородской интеллектуально-инновационной системы (БИИС) из декларативной в практическую плоскость сопряжён, как минимум, с фундаментальной проработкой предложенного концепта БИИС, с формулировкой чётких целевых ориентиров, указанием
механизмов их достижения, определением конечных результатов на основе детального анализа ресурсного обеспечения данного вида деятельности и, в целом, региональных возможностей. Как показывает опыт ведущих мировых стран, наиболее успешной формой организации развития является тесное партнёрство государства и бизнеса, в котором именно государство обеспечивает фундаментальную науку и стратегические разработки, а прикладная наука и практическое внедрение остаётся прерогативой бизнес-сообщества.
Сейчас же в стране делается ставка на государственное финансирование научно-технического прогресса, в то время, как эффективные инновации должны инициироваться бизнесом. Если внимательно изучить зарубежный опыт, то 65-67 % инноваций в Европе и США создаются за счёт частного капитала. В России совершенно обратная ситуация: большая часть финансирования инновационного процесса лежит на государстве. И хотя Россия входит в десятку стран по финансированию инноваций, по экспорту высокотехнологической продукции мы проигрываем буквально всем [5].
Переход на инновационный путь развития невозможен без инициативы снизу. Задача развития инноваций может дать больший положительный эффект, если запустить систему регионального инновационного предпринимательства.
Практика внедрения технологий инновационного развития в ряде регионов и стран показывает, что одна из основных трудностей разработки и освоения прогрессивных технологий в этой сфере заключается не только в том, что бизнес не располагает для этого солидной лабораторно-исследовательской базой и научным персоналом. Бизнес-сообществу пора избавляться от устоявшихся стереотипов, что «всё уже или изобретено, или будет изобретено не нами», которые, по сути, представляют собой комплекс интеллектуальной неполноценности [6, 7].
Высшей ступенью интеллектуального развития общества является переход территории из разряда потребителей чужих знаний в генератор новых знаний. И здесь важнейшим инструментом интеллектуализации населения Белгородщины должно стать целенаправленно формируемое интеллектуально-инновационное пространство. Интеллектуализация населения и появляющиеся на её основе различные инновации не могут возникнуть в короткое время. Требуется относительно длительный период, включающий сначала накопление знаний, а затем превращение их в образ мышления основной массы населения. Интеллектуальные одиночки могут лишь предложить оригинальные идеи, описать их и даже изготовить опытные образцы, но перевести их в ранг массового потребления под силу только коллективным усилиям.
Не менее значимой является интеллектуальная безопасность, определяющая способность к самостоятельному технологическому развитию. Это задача государственного уровня, которая решается главным образом посредством формирования благоприятного инвестиционного климата.
В данном направлении проведена достаточно активная работа на федеральном уровне. В частности, созданы и обеспечены ресурсами федеральные институты инновационного развития и т. д. В этих условиях задачей регионального значения является создание программ и структур, способных с помощью имеющегося ресурсного обеспечения развернуть эффективную инновационную деятельность на своих территориях. При этом первостепенным объектом государственной поддержки должны стать разработки, близкие к завершению, реально применимые в производстве, осваиваемые в сжатые сроки.
Наряду с этим в условиях развития инновационной деятельности, в обществе с инновационной экономикой должно кардинально измениться отношение к главной производительной силе общества - человеку высокоинтеллектуального, высокопроизводительного труда. Роль высококвалифицированных специалистов в инновационной экономике очень велика и постоянно будет расти. Поэтому подготовка кадров, способных эффективно руководить инновационными процессами, разрабатывать и внедрять инновационные проекты, является приоритетной региональной и федеральной проблемой.
В данной связи особо следует подчеркнуть, что объективная потребность инновационного развития, становления инновационной экономики требуют разработки новой концепции подготовки кадров.
Таким образом, можно говорить, что в настоящее время жизнеспособной является новая модель экономического развития региона с доминирующей составляющей в виде инновационно-интеллектуального развития, которую допустимо определить как «новая интеллектуально-инновационная экономика».
Развитие данного вида экономики требует формирования и внедрения новых управленческих механизмов, способных обеспечить конкурентное преимущество региона и страны в целом.
Литература
1. Федермеер Е.А. Укрепление конкурентоспособности российской экономики посредством развития инноваций: дис. ... канд. экон. наук [Текст]. - Воронеж, 2007.
2. Бизнес счёл стратегию инновационного развития оторванной от реальности [Электронный ресурс] -Режим доступа к изд.: http://www.rbcdaily.ru/20ll/02/23/focus. (дата обращения: 11.04.2014).
3. Карлинская Е.В., Катанский В.Б. Управление инновациями в России: знания и выгоды применения [Текст] / Е.В. Карлинская. Б.В. Катанский // Биотехнология и Общество: материалы 2- го Международного Конгресса «ЕвразияБио-2010». - М., 2011.
4. Основные составляющие инновационной деятельности [Электронный ресурс] - Режим доступа к изд.: http://www.allmedia.ru/newsitem, (дата обращения: 15.04.2014).
5. Позиция России па рынках высокотехпологической продукции [Электронный ресурс] - Режим доступа к изд.: http://www.protown.ru/information/hide/4451.html, (дата обращения: 07.05.2014).
6. Акчулпанов К.К. Проблемы и перспективы инновационного развития экономики регионов России [Текст] // Вектор науки ТГУ. - 2012. - № 3. - С. 105-107.
7. Бекетов Н. Государственное стратегирование инновационного развития российской экономики [Электронный ресурс] / Н. Бекетов - Режим доступа к изд.: http://viperson.ru/wind.php. (дата обращения: 07.05.2014).