Научная статья на тему 'Интеллектуальная среда саморазвития студентов средствами новых информационных технологий'

Интеллектуальная среда саморазвития студентов средствами новых информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / LIBERAL EDUCATION / САМОРАЗВИТИЕ / SELF-DEVELOPMENT / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / TEACHING PRINCIPLES / МЫШЛЕНИЕ / INTELLECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коуров Андрей Владимирович

В работе изложены подходы к формированию системы саморазвития студентов на базе новых информационных технологий. Предложена модель, в которой центральное место занимает обучаемый как активная творческая личность, которая прокладывает траекторию активности в открытой операционной обстановке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The different ways of the student self-development system formation based on the new information technologies are described in the work. The model is offered where the student takes the central place. He is regarded as an active creative personality who is plotting the activity trajectory in the open operating environment

Текст научной работы на тему «Интеллектуальная среда саморазвития студентов средствами новых информационных технологий»

кий подходы интегрируемы. Так, ком-петентностный подход включает в себя культурологические факторы, культурологическую составляющую через содержание компетенций. Компетенция выступает как компонент способностей и личностных качеств человека, некая группа его свойств, «определяющих его способность (возможность, приспособленность, пригодность) выполнять определенную группу действий или определенный комплекс за-

дач того или иного вида (рода) деятельности», что неотъемлемо связано с его культурной составляющей. А культура «интегрирует разнообразные типы деятельности, доводя их до уровня, на котором достигается саморазвитие человека как высшая цель и смысл бытия» (5, с. 81).

Сущность компетентного подхода в образовании неразрывно связана с пониманием образования как социо- и культуросообразной системы.

Примечания

1. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2003. - 608 с.

2. Байденко В. И. Болонские реформы: некоторые уроки Европы / В.И. Байденко //Высшее образование сегодня. - 2004.- № 2. - С. 7-19.

3. Байденко В. И. Модернизация профессионального образования: современный этап / В.И. Байденко, Джерри ван Зантворт // Европейский фонд образования.

- М., 2003.

4. Байденко В. И. Формирование социального диалога и партнерских связей образования, органов управления и саморазвития, профессиональных объединений и предприятий / В. И. Байденко, Джерри ван Зантворт, Бианка Енеке // ТАСИС, проект ДЕЛФИ: [доклад 4]. - 2001. - апрель.

5. Горский В. С. Историко-философское истолкование текста / В. С. Горский.

- Киев: Нация Думка, 1981.

6. Иванова Е. О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентиро-ванным и культурологическим [Электронный ресурс] / Е. О. Иванова // Эйдос. - 2007.

- 30 сентября. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-23.htm.

7. Конев В. А. Курс «Философия образования» (культуро-антропологический аспект) / В. А. Конев. - Самара: СИПКРО, 1996. - Вып. 6. - 92 с.

8. Педагогика: [учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений] / В. А. Сластенин и др. - М.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с.

9. Селезнева Н. А. Размышления о качестве образования: Международный аспект / Н.А. Селезнева // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3.

10. Ялалов Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентиро-ванному образованию [Электронный ресурс] / Ф. Г. Ялалов // Эйдос. - 2007. - 15 января. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm.

А. В. Коуров

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СРЕДА САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ

СРЕДСТВАМИ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В работе изложены подходы к формированию системы саморазвития студентов на базе новых информационных технологий. Предложена модель, в которой центральное место занимает обучаемый как активная творческая личность, которая прокладывает траекторию активности в открытой операционной обстановке. Ключевые слова: образование в сфере культуры, саморазвитие, информационные технологии, обучающая среда, дидактические принципы, мышление.

The different ways of the student self-development system formation based on the new information technologies are described in the work. The model is offered where the student takes the central place. He is regarded as an active creative personality who is plotting the activity trajectory in the open operating environment. Keywords: liberal education, self-development, information technologies, educational environment, teaching principles, intellection.

Одним из существенных элементов саморазвития обучаемых является совершенствование мышления. Проблема развития мышления как сущностной характеристики человека всегда стояла перед обществом, актуальной она остается и на сегодняшний день. Большинство исследователей духовной культуры и сознания отмечают, что многие дети, будучи по своей природе весьма одаренными, постепенно теряют вкус к учению.

З. Фрейд нередко отмечал контраст между блестящими способностями ребенка и оскудением разума у среднего взрослого человека (5). К такому же выводу приходит Б. Рассел, изучив процессы овладения языками детьми и взрослыми (7). Несравнимый со взрослыми уровень детского интеллекта обнаруживают Ж. Пиаже (6), Дж. Брунер (2), Л. С. Выготский (3), А. Н. Леонтьев (4) и др. Таким образом, как свидетельствуют исследования, имеющийся в детях потенциал развития мышления в большинстве случаев не реализуется в эволюции познавательной деятельности взрослого.

С. Пейперт на основе теории Ж. Пиаже о когнитивном развитии детей приходит к выводу, что «шизофреническое» разделение гуманитарной и естественно-математической областей знаний — основной недостаток современных способов познания. Кроме того, как считает ученый, одной из причин формирования у ребенка боязни учиться является разделение людей на способных и неспособных, на склонных к гуманитарным наукам и к наукам физико-математического цикла и др. Подход С. Пейперта к обучению логически исходит из теории развития Ж. Пиаже.

С. Пейперт предполагает, что все люди одинаково успешно могут овладеть любыми областями знаний; дело не в способностях, а в организации процесса обучения (9). Естественный неформализованный процесс обучения возможен, по его мнению, только с применением новых информационных технологий, которые должны рассматриваться как принципиально новое средство обучения.

Современная возрастная психология выделяет следующие периоды психического развития ребенка (5):

- младенчество (до 1 года);

- детство (от 1 до 3 лет);

- дошкольное детство (от 3 до 7 лет);

- школьное детство (с 7 до 11-12 лет);

- подростковый период (с 11-12 до 14-15 лет).

Сознание ребенка в своем развитии проходит следующие стадии:

1. Наглядно-действенное мышление. Мышление осуществляется только в ситуациях непосредственного восприятия предметов. Предмет и действие неразрывно связаны. На данном этапе из первичного нерасчлененного комплекса «действие-предмет» вычленяются неустойчивые, а затем все более и более прочные представления о предмете и действии. По-видимому, на этой основе осуществляется становление основных форм наглядно-действенного мышления.

2. Наглядно-образное мышление. Формирование наглядно-образного мышления связано с развитием идеального целеполагания, однако возникающие прообразы сознательной цели неустойчивы. По мере развития этого

мышления возникают образы, отражающие отношения между реально осуществляемыми и планируемыми действиями.

3. Понятийное (словесно-логическое) мышление. Формирование понятийного мышления опирается на развитие системно организованных языковых форм, кодирующих информацию о предметах, их связях и отношениях и дающих возможность извлекать знания о них без обращения к конкретным операциям с ними. Язык позволяет оперировать обобщенными образами как самостоятельными сущностями, замещающими реальные вещи, что составляет основу для идеально-теоретической деятельности.

Проанализируем более подробно понятийный способ мышления.

По мнению Л. С. Выготского (3), всякое значение слова во всяком возрасте представляет собой обобщение, но значения слов развиваются. По мере своего развития ребенок переходит ко все более и более высоким типам обобщений, завершая процесс образования подлинных и настоящих понятий. По мере развития мышления повышается степень проникновения в сущность обобщаемых признаков, и таким образом формируется продуктивное мышление. Л. С. Выготский отмечает, что для возникновения настоящего продуктивного акта мышления необходимо, чтобы Х, составляющий проблему размышления и входящий в структуру А, неожиданно вошел и в структуру В. Таким образом, разрушение структуры, в которой первоначально возникает пункт Х, и перенос этого пункта в совершенно другую структуру являются основными условиями продуктивного мышления. Но как возможно то, чтобы Х, входящий в структуру А, вошел одновременно и в В? Для этого необходимо выйти за пределы структурных зависимостей, вырвать Х из А и включить в В. Исследования показывают, что такое

действие возможно осуществить путем движения по линиям отношений общности, через высшее понятие, которое стоит над структурами А и В и подчиняет их себе. Мы поднимаемся над понятием А и спускаемся к В. Это преодоление структурных зависимостей становится возможным только в силу наличия определенных отношений общности между понятиями, что предполагает анализ самих понятий и установление их соотношений с другими. В этом случае происходит формирование понятий в собственном смысле слова.

Большинство психологов считают, что формирование понятийного мышления происходит благодаря активному экспериментированию и исследованию - саморазвитию.

В теории обучения Ж. Пиаже важнейшую роль в развитии мышления играют ассимиляция и аккомодация. Ассимиляция - это процесс интеграции новых знаний в сложившиеся мыслительные схемы, а процесс аккомодации представляет собой перестройку этих схем соответственно противоречивой информации.

Новые информационные технологии, в частности концепция микромира (открытой операционной обстановки), демонстрируют хорошие возможности организации процесса саморазвития, особенно студентов. Однако при создании компьютерной среды, ориентированной на саморазвитие учащегося, необходимо предусмотреть условия, в которых могли бы протекать процессы ассимиляции и аккомодации.

Микромир (обучающая среда, открытая операционная обстановка) -это среда, в которой учащийся выполняет действия и операции, воплощающие важные идеи науки. При этом предполагается, что в ходе таких действий и совершаются процессы ассимиляции и аккомодации, которые способствуют развитию более сложных структур мышления.

Таким образом, выдвинутое Ж. Пиаже понятие «обучение через открытие» в компьютерных микромирах С. Пейперта эволюционировало в теорию направленного обучения через открытия.

Далее рассмотрим дидактические принципы формирования компьютерных обучающих сред.

Одной из важнейших задач, которую призваны решать вузы и общеобразовательная школа, является всестороннее развитие личности обучаемого, другими словами - обеспечение органического единства обучения, воспитания и развития.

Эффективность обучения, отмечает Ю. К. Бабанский, зависит от выбора оптимального сочетания методов преподавания, стимулирования и контроля, а также от наличия оптимальных учебно-материальных, школьно-гигиенических, морально-психологических и эстетических условий обучения. Принцип оптимизации обучения требует из ряда возможных вариантов обучения выбрать такой, который в данных условиях обеспечит максимально возможную эффективность решения задач образования, воспитания и развития школьников при рациональных затратах времени и усилий учителей и учащихся (1, с. 34). Например, в обучении предметам естественно-математического цикла применение принципа оптимизации предполагает достижение следующих основных целей обучения:

1. Образовательных целей:

- формирования основ естественно-математических, технических и трудовых знаний, умений и навыков;

- выработки умений работать с компьютерами, приборами, простейшими орудиями труда;

- приобретения навыков измерений различных величин, а также навыков контроля над ходом технических процессов и т.д.

2. Воспитательных целей: обеспече-

ние нравственного, эстетического, трудового воспитания.

3. Целей саморазвития (в психическом смысле):

- развития навыков и умений учебной деятельности;

- развития восприятия, внимания, памяти, воли и т.д.

Необходимым условием достижения учащимися целей обучения является высокоразвитое мышление. По мнению Ю. К. Бабанского, «от уровня развития мышления человека зависят его познавательные способности в преобразовании окружающего мира, его вклад в решение социальных задач» (1, с. 63).

Высшей формой мышления и продуктом познания является понятие. Как продукт познания понятие - это «сердцевина наших знаний, всех наших наук» (1, с. 39).

Особое значение понятие имеет в обучении предметам естественно-математического цикла, так как без усвоения таких понятий, как энергия, атом, молекула и др., невозможно усвоить физические принципы действия приборов, машин, механизмов, нельзя освоить микроэлектронику и вычислительную технику. Методика формирования понятий должна обеспечивать верное их усвоение, способствовать развитию мышления учащихся.

Следовательно, при обучении предметам естественно-математического цикла формирование системы научных понятий у обучающихся должно занимать одно из центральных мест, так как «от качества усвоения научных понятий зависит усвоение законов и теорий, научной картины мира» (1, с. 66). При изучении естественно-математических предметов школьного цикла, как отмечает А. В. Усова (8), формируются следующие основные группы понятий:

- о структурных формах материи;

- о свойствах тел, веществ и полей;

- о физических, химических и дру-

гих явлениях;

- о величинах, характеризующих свойства тел и явлений;

- о машинах, приборах, установках;

- о методах научного познания.

Усвоение понятий - сложный процесс, продолжительный по времени, включающий в себя и саморазвитие. Формирование сложных понятий происходит на протяжении всего периода обучения как в школе, так и в вузе. Применение новых информационных технологий для обучения основным понятиям естественно-математического цикла позволяет оптимизировать процесс обучения, перевести его на новый качественный уровень.

В частности, применение электронно-вычислительной техники дает возможность корректировать (учителю или самому ученику) процесс усвоения содержания и объема понятий на протяжении всего периода обучения.

Комплексный подход к обучению с применением новых информационных технологий предполагает использование общедидактических принципов: научности, связи обучения с жизнью, систематичности, доступности, стимулирования положительного отношения учеников к учению, сознательности, активности и самостоятельности учащихся в обучении при руководящей роли учителя, наглядности, а также принципов оптимального сочетания общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса, создания благоприятных условий для эффективного обучения, оперативного контроля за процессом получения обучаемыми знаний, формирования умений, навыков социального и учебного характера, для проверки прочности результатов учебного процесса.

Все эти принципы реализуются при разработке конкретных программных средств саморазвития (далее - ПСС). Независимо от ПСС, применяемых для саморазвития, в них должны быть пре-

дусмотрены следующие основные способы их оптимизации:

- комплексное планирование и конкретизация задач образования и воспитания студентов;

- выделение в материале главного, существенного звена;

- выбор наиболее удачной структуры урока;

- выбор рациональных методов и средств обучения;

- дифференциальный и индивидуальный подход к студентам;

- создание благоприятных учебно-материальных, школьно-гигиенических, морально-психологических и эстетических условий для обучения;

- выбор оптимального темпа обучения.

Таким образом, обучающая среда, ориентированная на саморазвитие, должна формироваться с учетом психологических и дидактических принципов обучения.

Реализация рассмотренных выше способов оптимизации и опыта использования новых информационных технологий в саморазвитии предполагает следующие принципы формирования интеллектуальной среды саморазвития:

1. Центральное место в человеко-машинной системе должен занимать обучаемый как активная творческая личность, способная самостоятельно определить траекторию активности в открытой операционной обстановке. Операционная обстановка-модель учебной среды включает в себя объекты, процессы, явления, понятия, которые ученики должны познать и осмыслить естественным путем - посредством общения с ЭВМ, с преподавателем, с другими обучаемыми.

2. Работа с открытой операционной обстановкой предполагает:

- осмысление студентами основных понятий, принципов, теорий и других основных элементов предметной области;

- ознакомление студентов с различными разделами предметной области и ее приложениями;

- усвоение студентами методологии предметной области;

- студенты должны научиться самостоятельно или коллективно решать проблемы предметной области с применением ЭВМ, изучить межпредметные связи и эффективно использовать методы изучения одной предметной области при изучении другой;

- преподаватель должен осуществлять индивидуальный подход к каждому из студентов, непосредственно наблюдать за их развитием и изменять в случае необходимости содержание материала предметной области и режим работы студентов.

Открытая операционная обстановка должна:

- обслужить все этапы обучения;

- обеспечивать использование системного подхода к обучению, с охватом всех его этапов;

- облегчить труд преподавателя и студента;

- способствовать использованию современных методов обучения;

— иметь различные режимы работы студента и преподавателя (справочника, обучения, контроля и др.);

— предусматривать все технические возможности современных ЭВМ (интерактивная компьютерная графика, генерация звуков и речи, использование универсальных интерфейсов, использование Internet и т.д.);

— служить средой для развития творческого мышления и решения проблем предметной области;

— быть легко расширяемой и модифицируемой.

В результате открытая операционная обстановка должна дать каждому обучаемому средство, которое отвечало бы его интересам и уровню подготовки.

Таким образом, использование новых информационных технологий для саморазвития обучаемых, с одной стороны, должно опираться на общедидактические принципы обучения, а с другой — на современный математический аппарат предоставления знаний, в частности применение Интернет-технологий, ориентированных на дидактический процесс.

Примечания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабан-ский. — М., 1982.

2. Брунер Дж. Психология познания / Дж. Брунер. — М., 1977.

3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. — М., 1982.

4. Леонтьев А. Н. Философия психологии / А. Н. Леонтьев. — М., 1994.

5. Назиров А. Э. Проблемы развития детского мышления. Методология и социология педиатрии / А. Э. Назиров. — СПб., 1991.

6. Пиаже Ж. Логика и психология / Ж. Пиаже // Избранные психологические труды. — М., 1969.

7. Рассел Б. Человеческое познание: Его сфера и границы / Б. Рассел. — М., 1957.

8. Усова А. В. Воспитание учащихся в процессе обучения физике / А.В. Усова, В.В. Завьялов. — М., 1984.

9. Papert S. Mindstorms: Children, Computers and Powerful Ideas / S. Papert. — Brighton, 1980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.