Актуальные проблемы педагогики
А.В. Коуров
Управление саморазвитием студентов
В работе изложены подходы к формированию системы саморазвития студентов на базе новых информационных технологий. Предложена модель, в которой центральное место занимает обучаемый. Он рассматривается как активная творческая личность, прокладывающая траекторию активности в открытой операционной обстановке. Операционная обстановка - модель учебной среды -включает в себя объекты, процессы, явления, понятия, которые студенты должны познать и осмыслить естественным путем - посредством общения с ЭВМ, преподавателем, другими студентами.
Ключевые слова: саморазвитие студентов, компьютерная модель, траектория активности, операционная обстановка, понятийное мышление, концепция микромира, программные средства саморазвития.
Одним из существенных элементов саморазвития обучаемых является совершенствование мышления. Проблема развития мышления как сущностной характеристики человека всегда стояла перед обществом, актуальной она остается и на сегодняшний день. Большинство исследователей духовной культуры и сознания отмечают, что многие дети, будучи по своей природе весьма одаренными, постепенно теряют вкус к учению.
З. Фрейд нередко отмечал контраст между блестящими способностями ребенка и оскудением разума у среднего взрослого человека [5]. К такому же выводу приходит Б. Рассел, изучая процессы овладения языками детьми и взрослыми [7]. Несравнимый со взрослыми уровень детского интеллекта обнаруживают Ж. Пиаже [6], Дж. Брунер [2], Л.С. Выготский [3], А.Н. Леонтьев [4] и др. Таким образом, как
Актуальные проблемы педагогики
свидетельствуют исследования, имеющийся в детях потенциал развития мышления в большинстве случаев не реализуется в эволюции познавательной деятельности взрослого.
С. Пейперт на основе теории Ж. Пиаже о когнитивном развитии детей приходит к выводу, что «шизофреническое» разделение гуманитарной и естественно-математематической областей знаний - основной недостаток современных способов познания. Кроме этого, как считает ученый, одной из причин формирования у ребенка боязни учиться является разделение людей на способных и неспособных, на склонных к гуманитарным наукам и к наукам физико-математического цикла и др. Подход С. Пей-перта к обучению логически исходит из теории развития Ж. Пиаже.
С. Пейперт предполагает, что все люди одинаково успешно могут овладеть любыми областями знаний; дело не в способностях, а в организации процесса обучения [9]. Естественный неформализованный процесс обучения в обществе возможен, по его мнению, только с применением компьютеров, которые должны рассматриваться как принципиально новое средство обучения.
Современная возрастная психология выделяет следующие периоды психического развития ребенка:
- младенчество (до 1 года);
- детство (от 1 до 3 лет);
- дошкольное детство (от 3 до 7 лет);
- школьное детство (с 7 до 11-12 лет);
- подростковый период (с 11-12 до 14-15 лет) [5].
Сознание ребенка в своем развитии проходит следующие стадии.
1. Наглядно-действенное мышление. Мышление осуществляется только в ситуациях непосредственного восприятия предметов. Предмет и действие неразрывно связаны. На данном этапе из первичного нерас-члененного комплекса «действие-предмет» вычленяются неустойчивые, а затем все более и более прочные представления о предмете и действии. По-видимому, на этой основе осуществляется становление основных форм наглядно-действенного мышления.
2. Наглядно-образное мышление. Формирование наглядно-образного мышления связано с развитием идеального целеполагания, однако возникающие прообразы сознательной цели неустойчивы. По мере развития этого мышления возникают образы, отражающие отношения между реально осуществляемыми и планируемыми действиями.
3. Понятийное (словесно-логическое) мышление. Формирование понятийного мышления опирается на развитие и системно организованные языковые формы, кодирующие информацию о предметах, их связях
и отношениях и дающие возможность извлекать знания о них без обращения к конкретным операциям с ними. Язык позволяет оперировать обобщенными образами как самостоятельными сущностями, которые замещают реальные вещи, что составляет основу для идеально-теоретической деятельности.
Проанализируем более подробно понятийный способ мышления.
По мнению Л.С. Выготского, всякое значение слова во всяком возрасте представляет собой обобщение, но значения слов развиваются. По мере своего развития ребенок переходит ко все более и более высоким типам обобщений, завершая процесс образования подлинных и настоящих понятий. По мере развития мышления повышается степень проникновения в сущность обобщаемых признаков, и возникает продуктивное мышление. Л.С. Выготский отмечает, что для возникновения настоящего продуктивного акта мышления необходимо, чтобы Х, составляющий проблему размышления и входящий в структуру А, неожиданно вошел и в структуру В. Таким образом, разрушение структуры, в которой первоначально возникает пункт Х, и перенос этого пункта в совершенно другую структуру являются основными условиями продуктивного мышления. Но как возможно то, чтобы Х, входящий в структуру А, вошел одновременно и в В? Для этого необходимо выйти за пределы структурных зависимостей, вырвать Х из А и включить в В. Исследования показывают, что это осуществляется путем движения по линиям отношений общности, через высшее понятие, которое стоит над структурами А и В и подчиняет их себе. Мы поднимаемся над понятием А и спускаемся к В. Это преодоление структурных зависимостей становится возможным только в силу наличия определенных отношений общности между понятиями, что предполагает анализ самих понятий и установление их соотношений с другими. В этом случае происходит формирование понятий в собственном смысле слова [3].
Большинство психологов считают, что формирование понятийного мышления происходит благодаря активному экспериментированию и исследованию-саморазвитию.
В теории обучения Ж. Пиаже важнейшую роль в развитии мышления играют ассимиляция и аккомодация. Ассимиляция - это процесс интеграции новых знаний в сложившиеся мыслительные схемы, а процесс аккомодации представляет перестройку этих схем соответственно противоречивой информации. Следовательно, при создании компьютерной среды, ориентированной на саморазвитие учащегося, необходимо предусмотреть условия, в которых могли бы протекать аналогичные процессы.
Педагогика и психология
Актуальные проблемы педагогики
Новые информационные технологии, в частности, концепция микромира, способствуют саморазвитию обучаемых.
Микромир (обучающая среда, открытая операционная обстановка) -это среда, в которой учащийся выполняет действия и операции, воплощающие важные идеи науки. При этом предполагается, что в ходе действий совершаются процессы ассимиляции и аккомодации, которые способствуют развитию более сложных структур мышления.
Таким образом, выдвинутое Ж. Пиаже понятие «обучение через открытие» в компьютерных микромирах С. Пейперта эволюционировало в теорию направленного обучения через открытия.
Далее рассмотрим дидактические принципы формирования компьютерных обучающих сред.
Одной из важнейших задач, которую призваны решать вузы и общеобразовательная школа, является всестороннее развитие личности обучаемого, обеспечение органического единства обучения, воспитания и развития.
Эффективность обучения, отмечает Ю.К. Бабанский, зависит от выбора оптимального сочетания методов преподавания, стимулирования и контроля, а также от наличия оптимальных учебно-материальных, школьно-гигиенических, морально-психологических и эстетических условий обучения. Принцип оптимизации обучения требует из ряда возможных вариантов обучения выбор такого, который в данных условиях обеспечит максимально возможную эффективность решения задач образования, воспитания и развития школьников при рациональных затратах времени и усилий учителей и учащихся [1, с. 34]. Например, в обучении предметам естественно-математического цикла применение принципа оптимизации предполагает достижение следующих основных целей обучения.
1. Образовательные цели:
- формирование основ естественно-математических, технических и трудовых знаний, умений и навыков;
- выработка умений работать с компьютерами, приборами, простейшими орудиями труда;
- приобретение навыков измерений различных величин, а также навыков контроля над ходом технических процессов и т.д.
2. Воспитательные цели:
- нравственное воспитание;
- эстетическое воспитание;
- трудовое воспитание.
3. Цели саморазвития (в психическом смысле):
- развитие навыков и умений учебной деятельности;
- развитие восприятия, внимания, памяти, воли и т. д.
Необходимым условием достижения учащимися целей обучения является высокоразвитое мышление. «От уровня развития мышления человека зависят его познавательные способности в преобразовании окружающего мира, его вклад в решение социальных задач» [1, с. 63].
Высшей формой мышления и продуктом познания является понятие. Как продукт познания понятие - это «сердцевина наших знаний, всех наших наук» [Там же, с. 39].
Особое значение понятие имеет в обучении предметам естественноматематического цикла, т. к. без усвоения таких понятий, как энергия, атом, молекула и др., невозможно усвоить физические принципы действия приборов, машин, механизмов, нельзя освоить микроэлектронику и вычислительную технику. Методика формирования понятий должна обеспечивать верное их усвоение, способствовать развитию мышления учащихся.
Следовательно, при обучении предметам естественно-математического цикла формирование системы научных понятий у обучающихся должно занимать одно из центральных мест, т. к. «от качества усвоения научных понятий зависит усвоение законов и теорий, научной картины мира» [Там же, с. 66]. При изучении естественно-математических предметов школьного цикла, как отмечает А.В. Усова, формируются следующие основные группы понятий:
- структурные формы материи;
- свойства тел, веществ и полей;
- физические, химические и другие явления;
- величины, характеризующие свойства тел и явлений;
- машины, приборы, установки;
- методы научного познания [8].
Усвоение понятий - сложный процесс, продолжительный по времени, включающий в себя и саморазвитие. Формирование сложных понятий происходит на протяжении всего периода обучения как в школе, так и в вузе. Применение компьютерных технологий для обучения основным понятиям естественно-математического цикла позволяет оптимизировать процесс обучения, перевести его на новый качественный уровень.
В частности, применение электронно-вычислительной техники дает возможность корректировать (учителю или самому ученику) процесс усвоения содержания и объема понятий на протяжении всего периода обучения.
Комплексный подход к обучению с применением компьютеров предполагает использование общедидактических принципов: научности, связи обучения с жизнью, систематичности, доступности, стимулирования
Педагогика и психология
Актуальные проблемы педагогики
положительного отношения учеников к учению, сознательности, активности и самостоятельности учащихся в обучении при руководящей роли учителя, наглядности, а также принципов оптимального сочетания общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса, создания благоприятных условий для эффективного обучения, оперативного контроля за ходом и усвоением обучаемыми знаний, умений, навыков социального и учебного характера, прочности результатов учебного процесса.
Все эти принципы реализуются при разработке конкретных программных средств саморазвития (далее - ПСС). Независимо от ПСС, применяемых для саморазвития, в них должны быть предусмотрены следующие основные способы их оптимизации:
- комплексное планирование и конкретизация задач образования и воспитания студентов;
- выделение в материале главного, существенного звена;
- выбор наиболее удачной структуры урока;
- выбор рациональных методов и средств обучения;
- дифференциальный и индивидуальный подход к студентам;
- создание благоприятных учебно'-материальных, школьно-гигиенических, морально-психологических и эстетических условий для обучения;
- выбор оптимального темпа обучения.
Таким образом, обучающая среда, ориентированная на саморазвитие, должна формироваться с учетом психологических и дидактических принципов обучения.
Реализация рассмотренных выше способов оптимизации и опыта использования компьютерных технологий в саморазвитии предполагает следующие принципы формирования интеллектуальной среды саморазвития.
1. Центральное место в человеко-машинной системе должен занимать обучаемый. Он рассматривается как активная творческая личность, которая прокладывает траекторию активности в открытой операционной обстановке. Операционная обстановка - модель учебной среды включает в себя объекты, процессы, явления, понятия, которые ученики должны познать и осмыслить естественным путем - посредством общения с ЭВМ, преподавателем, другими обучаемыми.
2. Работа с открытой операционной обстановкой предполагает:
- осмысление студентами основных понятий, принципов, теорий и других основных элементов предметной области;
- ознакомление студентов с различными разделами предметной области и ее приложениями;
- усвоение студентами методологии предметной области;
- умение студентами самостоятельно или коллективно решать проблемы предметной области с применением ЭВМ, изучение межпредметных связей и эффективное использование методов изучения одной предметной области в другой;
- осуществление преподавателем индивидуального подхода к каждому из студентов, непосредственное наблюдение за их развитием и изменение в случае необходимости содержания материала предметной области и режим работы студентов.
Открытая операционная обстановка должна:
- обслуживать все этапы обучения;
- обеспечивать использование системного подхода к обучению, с охватом всех его этапов;
- облегчить труд преподавателя и студента;
- способствовать использованию современных методов обучения;
- иметь различные режимы работы студента и преподавателя (режим справочника, режим обучения, режим контроля и др.);
- предусматривать все технические возможности современных ЭВМ (интерактивная компьютерная графика, генерация звуков и речи, использование универсальных интерфейсов, использование Ыете! и т.д.);
- служить средой для развития творческого мышления и решения проблем предметной области;
- быть легко расширяемой и модифицируемой.
В конечном итоге открытая операционная обстановка должна дать каждому обучаемому средство, которое отвечала бы его интересам и уровню подготовки.
Таким образом, использование электронно-вычислительной техники для саморазвития обучаемых, с одной стороны, должно опираться на общедидактические принципы обучения, с другой - на современный математический аппарат представления знаний - систему с применением Шете^технологий, ориентированных на дидактический процесс.
Библиграфический список
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1982.
2. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.
3. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982.
4. Леонтьев А.Н. Философия психологии. М., 1994.
5. Назиров А.Э. Проблемы развития детского мышления // Методология и социология педиатрии: Сб. научных тр. СПб., 1991.
6. Пиаже Ж. Логика и психология. Избр. психол. тр. М., 1969.
7. Рассел Б. Человеческое познание: Его сфера и границы. М., 1957.
Педагогика и психология
26
Актуальные проблемы педагогики
8. Усова А.В., Завьялов В.В. Воспитание учащихся в процессе обучения физике. М., 1984.
9. Papert S. Mindstorms: Children, Computers and Powerful Ideas. Brighton, 1980.