Научная статья на тему 'ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИ'

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Ключевые слова
интеллектуальная собственность / технологии / инновационное развитие / интеллектуальные ресурсы / инвестиции / intellectual property / technologies / innovative development / intellectual resources / investments

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Керимбаева Р.Т.

для формирования рынка интеллектуальной собственности как важнейшего звена развития инновационной деятельности необходимо создание соответствующей законодательной основы; формирование нормативно-методической базы; изменение и дополнение действующего налогового и таможенного законодательства, поскольку основная прибыль от включения в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности образуется в процессе реализации промышленной товарной продукции и использовании промышленных технологий для выпуска новой продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL PROPERTY IN THE CONDITIONS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT

Formation of the intellectual property market as the most important link in the development of innovation activity requires the creation of an appropriate legislative framework; formation of a regulatory and methodological base; changing and supplementing the current tax and customs legislation, since the main profit from the inclusion of intellectual property in the economic turnover is generated in the process of selling industrial marketable products and using industrial technologies to produce new products.

Текст научной работы на тему «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИ»

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

Керимбаева Р.Т.

директор Госагенства интеллектуальной собственности и инноваций при кабинете

министров КР (г. Бишкек, Кыргызстан)

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО

РАЗВИТИЯ

Аннотация: для формирования рынка интеллектуальной собственности как важнейшего звена развития инновационной деятельности необходимо создание соответствующей законодательной основы; формирование нормативно-методической базы; изменение и дополнение действующего налогового и таможенного законодательства, поскольку основная прибыль от включения в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности образуется в процессе реализации промышленной товарной продукции и использовании промышленных технологий для выпуска новой продукции.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, технологии, инновационное развитие, интеллектуальные ресурсы, инвестиции

Насыщенность рынков, глобальный характер предложения товаров и услуг направляют главные инструменты завоевания рынков в плоскость динамической технологической и организационной конкуренции на основе инноваций, снижают все виды трансформационных и трансакционных издержек, а также создают возможность экономить ресурсы в процессе эксплуатации или потребления. Кроме того, инновации позволяют создавать новые рынки в случае, если в процессе их реализации удается удовлетворить новые, ранее не осознаны потребности. Институциональная динамика развитых стран в целом формирует стимулы, поощряющие инвестирования в новые знания и технологии, приносит экономическую выгоду.

В условиях жесткой конкуренции на отечественном рынке только уникальный характер интеллектуальной собственности организации может обеспечить достаточно прочные и высокие монопольные барьеры в долгосрочной перспективе, позволяющие получать стабильные доходы на рынке от монопольного использования новых технологий или продажи патентов и лицензий. Основной проблемой многих отечественных ГГ-компаний является отсутствие нормативно-правовой базы, подтверждающей разработку, создание и использование интеллектуальной собственности. Управление интеллектуальной собственностью отечественных высокотехнологичных предприятий, как правило, осуществляется специалистами, не владеющими механизмами правового регулирования для защиты от недобросовестной конкуренции. Создание эффективной системы управления интеллектуальной собственностью организации способно сократить инновационные риски и облегчить процесс вывода инновационных технологий на рынок.

В настоящее время почти каждое инновация нуждается в определении наиболее подходящего с финансово-экономической, юридической и стратегической позиций варианта организации и совершенствования управления интеллектуальной собственностью. Необходимый комплекс мероприятий для создания системы легитимного и эффективного управления имущественным комплексом компании в части нематериальных активов и интеллектуальных прав должен осуществляться группами специалистов по вопросам технического регулирования, экономики, финансов, учета и юридического сопровождения бизнеса.

Передача разработок включает предоставление прав на использование объектов интеллектуальной собственности, оказание услуг по авторскому надзору и сопровождению внедрения объектов новой техники и технологий.

Для выполнения этой задачи необходимы экспертиза разработок на определение конкурентоспособности: маркетинговые и конъюнктурные исследования, правовая и техническая экспертиза, разработка сценариев и каналов коммерциализации, в частности, заключение лицензионных соглашений, уступка прав на объекты интеллектуальной собственности, доведение разработок до состояния, пригодного к использованию, адаптация применения технологий в новых условиях, подготовка разработок к коммерциализации — разработка сбалансированной системы правовой охраны с учетом стран планируемого использования, совершение юридически значимых действий, направленных на обеспечение прав авторов и правообладателей, разработка бизнес-плана.

Развитие Кыргызстана идет за счет того, что она участвует в рынке, сформированном в Европе и в ВТО. Существуют новые подходы того, как обращаться с нематериальными активами и интеллектуальной собственностью. Мы должны быть в рынке ВТО и придавать больше значения выявлению, учету и регистрации ИС для развития отечественных компаний и их формирования как конкурентоспособных структур и улучшения их конкурентноспособных функций.

Многие технологии стран Запада ушли вперед, но и Кыргызстан сам создает интеллектуальную собственность. При вступлении в ВТО, обращаясь к этим технологиям, покупке и приобретению лицензий, выходит на совершенно другой технологичный уровень.

С наращиванием темпов инновационного развития заметно возрастает и роль Кыргызстана, что является прямым механизмом привлечения инвестиций, так как в области высокотехнологичного бизнеса очень высоко развита конкуренция, в том числе между функционирующими на отечественном рынке зарубежными 1Т-компаниями.

И здесь особенно остро встает вопрос регистрации прав на интеллектуальную собственность компаний, ведущих свою деятельность в высокотехнологичных сферах, вопрос создания системы контроля и систематизации интеллектуальных ресурсов. Ранее отечественные, да и многие зарубежные компании не придавали этому серьезного значения, не учитывали при планировании бюджетов необходимость создания механизма регистрации интеллектуальной собственности, считая данный вопрос недостаточно прагматичным для развития бизнеса.

Однако, со вступлением Кыргызстана в ВТО наши организации, не имеющие механизма систематизации интеллектуальной собственности, несомненно, будут проигрывать и не найдут иного выхода, кроме как формирование авторизованного механизма предложения на рынок своих высокотехнологических продуктов. Соответствующие права должны быть закреплены за этими компаниями, эти объекты интеллектуальной собственности должны быть коммерционализированы для цивилизованной продажи, передачи партнерам, в том числе для создания и ведения совместных проектов с другими компаниями. Важно, чтобы нормативно-правовая база работы с интеллектуальной собственностью соответствовала мировому качеству.

Уделяя все больше внимания защите интеллектуальной собственности и затрачивая средства на развитие этой составляющей, Кыргызстан становится перспективной и инвестиционно-привлекательной экономикой, оставляя под надежной охраной, собственные интеллектуальные достижения и продукты интеллектуального труда. Отечественные компании смогут непосредственно сами в этом случае принимать участие в приобретении технологий, необходимых для их развития. Станет возможным достаточно дешево приобретать технологии и адаптировать их к нашему рынку. На следующем этапе отечественная экономика будет поддерживаться активной деятельностью компаний полноценного цикла (перестанет быть только сырьевым придатком) и будет соответствовать всемирным стандартам.

В частности, ГГ-компании проявляют большую заинтересованность в закреплении за собой интеллектуальных прав на имеющиеся разработки. Отметим, что ранее руководство этих компаний с финансовой точки зрения не придавало большого значения имеющимся

нематериальным активам. Очень большой массив интеллектуальной собственности, созданный еще в советские времена, постоянно дорабатывался и постепенно перешел в нашу действительность. Все взаимоотношения такого рода необходимо грамотно прописать в нормативно-правовом соотношении, сделать все, чтобы защитить отечественные компании имеющие свои технологии, чтобы не получалось так, что мы лишь покупаем технологии, но не создаем их сами. Необходимо, чтобы компания соответствовала уровню правовых экономических отношений своих клиентов, партнеров, конкурентов на рынке, и чтобы ее интеллектуальная собственность оставалась защищенной.

Если у высокотехнологичных компаний, планирующих вести научную и инновационную деятельность, будут отлаженные механизмы защиты их интеллектуальной собственности, они смогут применить и вложить серьезные технологии в развитие государства как его полноценные партнеры. Государство, таким образом, получит серьезную основу для сохранения своих технологий внутри страны, таких, например, как Электронное Правительство1. В соответствии с его концепцией, с учетом масштабов страны, у Кыргызстана нет другого пути, кроме как использование новых технологий для связи между ее гражданами, что поможет им не чувствовать себя оторванными друг от друга и от центра. В свою очередь именно основы обеспечения защиты интеллектуальной собственности делают развитие таких технологий гармоничным и обеспечивают неприкосновенность прав их создателей.

Таким образом, по мере совершенствования и развития экономики, внедрения наукоемкой продукции и новых технологий, интеллектуальная собственность и нематериальные активы становятся наиболее важной составляющей всех активов предприятия. В ряде случаев нематериальные активы превосходят по стоимости материальные, и могут быть использованы для повышения конкурентноспособности. Как правило, такое утверждение справедливо, когда у компании устойчивая деловая репутация, она владеет распространенными популярными товарными знаками, и в особенности — для высокотехнологичных компаний.

INTELLECTUAL PROPERTY IN THE CONDITIONS OF INNOVATIVE

DEVELOPMENT

Kerimbayeva R.T.

Director of the State Agency for Intellectual Property and Innovation under the Cabinet of Ministers of the Kyrgyz Republic (Bishkek, Kyrgyzstan)

Abtract: Formation of the intellectual property market as the most important link in the development of innovation activity requires the creation of an appropriate legislative framework; formation of a regulatory and methodological base; changing and supplementing the current tax and customs legislation, since the main profit from the inclusion of intellectual property in the economic turnover is generated in the process of selling industrial marketable products and using industrial technologies to produce new products.

Key words: intellectual property, technologies, innovative development, intellectual resources, investments

Для цитирования: Керимбаева Р.Т. Интеллектуальная собственность в условиях инновационного развития// Архонт, 2023. № 6(39). С. 66-68.

1 Под «Электронным правительством КР» понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счёт широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

68

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.