ИННОВАЦИИ № 4 (174), 2013
Интеллектуальная собственность как важный фактор инновационного развития Республики Молдовы
А. Новак, Н. П. Перчинская,
аспирант, научный сотрудник к. э. н., ведущий научный сотрудник
Института экономики финансов Института экономики финансов
и статистики Республики Молдовы и статистики (ИЭФС)
Республики Молдовы
е-таИ:паХрегсЬ@уаЬоо.сот
В статье рассмотрено общее состояние и основные проблемы интеллектуальной собственности в Республике Молдове. Проводится анализ показателейрегистрации/патентирования объектов интеллектуальной собственности (товарных знаков, промышленных рисунков и моделей, изобретений).
Ключевые слова: объекты интеллектуальной собственности, товарные знаки, промышленные рисунки и модели, изобретений.
Защита интеллектуальной собственности (ИС) является важным фактором экономической безопасности любого государства, играя активную роль в умножении интеллектуального потенциала страны. Мировой опыт показывает, что интеллектуальная собственность является мощным фактором повышения конкурентоспособности инновационной экономики и требует управляющего воздействия на процессы, связанные с ее использованием [1].
Национальная система интеллектуальной собственности в Молдове имеет свое начало в 19911992 гг., когда указом Президента республики были созданы: Государственное агентство по авторским правам и Государственное агентство по охране промышленной собственности Республики Молдовы. Начиная с 1990-х гг., можно условно выделить 3 этапа создания национальной системы интеллектуальной собственности:
Этап 1 (1992-1995 гг.) — характеризуется началом процесса по подготовке законодательных и нормативных основ охраны интеллектуальной собственности. В течение этого периода, Молдова присоединилась к большинству конвенций, договоров и международных соглашений и было подписано ряд соглашений о сотрудничестве со странами СНГ в области интеллектуальной собственности.
Этап 2 (1996-2003 гг.). На данном этапе характерно внедрение законов в области интеллектуальной собственности и реализация правовых документов, регулирующих ее защиту.
Этап 3 (2004 г. — по настоящее время). Он начался в тот период (2004), когда в соответствии с Кодексом о науке и инновациях, путем слияния Государственного агентства по охране промышленной собственности и Государственного агентства по авторским правам было создано Государственное агентство по интеллектуальной собственности (АОЕРІ). В функции агентства были добавлены задачи, непосредственно не связанные с охраной интеллектуальной собственности, такие как: сотрудничество с другими учреждениями и организациями, в целях использования научных результатах и инноваций; регистрация результатов научных исследований, продвижение творчества и т. д.
В основу защиты прав интеллектуальной собственности в Молдове положены следующие законы:
• Закон об охране топографий интегральных схем № 655-ХІУ (принят 29.10.1999 г., вступил в силу 06.01.2000 г.).
• Закон об охране промышленных рисунков и моделей № 161-ХУІ (принят 12.07.2007 г., вступил в силу 01.12.2007 г.).
• Закон об охране товарных знаков № 38-ХУІ (принят 29.02.2008 г., вступил в силу 06.09.2008 г.).
• Закон об охране сортов растений № 39-ХУІ (принят 29.02.2008 г., вступил в силу 06.09.2008 г.).
• Закон об охране изобретений № 50-ХУІ (принят
07.03.2008 г., вступил в силу 04.10.2008 г.).
• Закон об охране географических указаний, наименований мест происхождения и гарантирован-
ных традиционных продуктов № 66-ХУІ (принят
27.03.2008 г., вступил в силу 25.10.2008 г.).
• Закон Республики Молдовы об авторском праве и смежных правах № 139 (принят 02.07.2010 г., вступил в силу 01.01.2011 г.).
На национальном уровне, защита прав, приобретенных в результате регистрации прав интеллектуальной собственности, обеспечивается рядом других законов: Таможенным кодексом, Уголовным кодексом, Гражданским кодексом и т. д.
Сейчас в соответствии с национальным законодательством об интеллектуальной собственности, в Республике Молдове предоставляется правовая охрана таким объектам интеллектуальной собственности (ОИС) как: изобретения; товарные знаки; промышленные рисунки/модели; географические указания, наименования мест происхождения и гарантированные традиционные продукты; сорта растений; топографии интегральных схем; авторские и смежные права.
Впервые в национальном законодательстве, начиная с 2008 г., был введен краткосрочный патент на изобретение. Преимуществами краткосрочного патента являются: быстрая и упрощенная экспертиза заявки, более низкие требования к изобретательской деятельности (по сравнению с традиционными патентами), меньше финансовых ресурсов для получения защиты. И хотя защита предоставляется на 6 лет, этого достаточно, чтобы изобретение использовалась в полной мере. Срок действия краткосрочного патента на изобретение может быть продлен не более чем на
4 года.
Следует подчеркнуть, что система интеллектуальной собственности эффективна, только при условии вовлеченности всех заинтересованных структур. Одна регистрация объекта интеллектуальной собственности не достаточна: необходимы институты и механизмы, обеспечивающие соблюдение прав интеллектуальной собственности. Поэтому, помимо агентства, национальная система интеллектуальной собственности состоит из ряда учреждений с обязанностями в этой области: Таможенная служба, Министерство внутренних дел, Министерство сельского хозяйства и пищевой промышленности, Центр по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией, Агентство по инновациям и трансферту технологий, правовая система, Генеральная прокуратура, и т. д.
Защита прав интеллектуальной собственности (далее — ИС) осуществляется государственными учреждениями. Хотя в молдавской судебной системе не существуют специализированных судов, по защите прав интеллектуальной собственности, последние изменения в Гражданском процессуальном кодексе вносит свой вклад в определенную специализацию судов в разрешении споров, связанных с интеллектуальной собственностью. Однако, по мнению экспертов, количество судей с достаточным опытом и профессиональными навыками в данной области небольшое. Таможенный кодекс регулирует действия, необходимые для защиты прав интеллектуальной собственности на импортируемые и экспортируемые товары, а соблюдения прав интеллектуальной собственности на границе Республики Молдовы входит в компетенции
Таможенной службы [2]. Важную роль в обеспечение соблюдения прав интеллектуальной собственности имеет также генеральная прокуратура, Министерство внутренних дел, Центр по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией.
Кроме того, в соблюдении прав интеллектуальной собственности участвуют и другие государственные органы, не имеющие прямые обязанности в области ИС, такие как: Министерство экономики, Министерство юстиции, Министерство культуры и т. д. По мнению европейских экспертов [3] система ИС в Республике Молдове включает много заинтересованных органов, работающих на различных уровнях, что иногда создает путаницу и сокращает ожидаемое положительное влияние на экономику и областях касающихся интеллектуальной собственности.
Для поддержки создания, регистрации и использования объектов интеллектуальной собственности организациями, в том числе малого и среднего бизнеса, в Республике Молдове практикуется финансирование инновационных проектов из государственных бюджетных средств на базе конкурса. Также практикуется серия льгот на пошлины на подачу и рассмотрение заявок на выдачу охранных документов на объекты промышленной собственности: на изобретения и сорта растений (15%), промышленных рисунков и моделей (35%), товарных знаков и знаков обслуживания (50%).
В ноябре 2012 г., была утверждена Национальная стратегия в области интеллектуальной собственности на 2012-2020 гг.1, которая содержит шесть стратегических целей, в том числе «поощрение создания, охраны и использования интеллектуальной собственности в качестве ключевого инструмента в создании условий для перехода к инновационной модели экономического роста». В этом контексте, особое внимание уделяется поощрению использованию ИС малыми и средним предприятиями (МСП). Таким образом, в целях поощрения использования ИС МСП, в стратегии определены следующие меры и действия [3]:
• увеличение выгоды для малого и среднего бизнеса от использования ОИС;
• стимулирование приоритетных инновационных процессов малых и средних предприятий;
• улучшение услуг предиагностики интеллектуальной собственности для МСП;
• обеспечение доступа МСП к информации о защите интеллектуальной собственности;
• поощрение создания и функционирования спинофф-компаний и новых стартап-компаний;
• предоставление доступа инновационным МСП к финансовым ресурсам на льготных условиях (кредиты, гранты, и т. д.);
• стимулирование интереса МСП к инновационному развитию.
Согласно государственной Программе поддержки развития малого и среднего бизнеса 2009-2011 гг., роль Агентства в развитии малого и среднего бизнеса,
1 Она является продолжением Стратегии развития национальной системы охраны и использования прав интеллектуальной собственности до 2010 г.
ИННОВАЦИИ № 4 (174), 2013
ИННОВАЦИИ № 4 (174), 2013
Таблица 1
Подача заявок на регистрацию объектов промышленной собственности в период 1993-2011 гг.
Объекты промышленной собственности Заявки, поданные заявителями Всего %
нацио- нальными зарубеж- ными
Товарные знаки 19686 72656 92342 85,9
Промышленные рисунки и модели 1476 6422 7898 7,3
Изобретения 5201 712 5913 5,5
Наименования мест происхождения 13 835 848 0,8
Сорта растений 253 13 266 0,2
Полезные модели 227 32 259 0,2
Всего 26856 80638 107494 100,0
°/ % 25,0 75,0 100,0
Источник: [3].
ориентировалась на развитие культуры инноваций, научных исследований для сектора малых и средних предприятий и поощрении сотрудничества с научноисследовательскими учреждениями на национальном и международном уровнях (особенно в продвижение прав интеллектуальной собственности для МСП).
В целях оптимизации потенциала малых и средних предприятий АОЕР1, в течение последних трех лет, оказывало бесплатные услуги предиагностики интеллектуальной собственности2 для 78 МСП и предоставило охранные документы для 1386 МСП.
Услуги по предиагностике обеспечивают молдавскому предприятию:
• инвентаризацию объектов интеллектуальной собственности;
• оценку инновационного потенциала;
• общую характеристику технологического уровня;
• проверку методов управления портфелем ОИС;
• оценку имиджа предприятия, созданного путем использования средств индивидуализации товаров и услуг.
Хотя услуги предиагностики предоставляются бесплатно, результаты 2010 г. о применении услуг предиагностики оказались ниже ожиданий агентства. По мнению специалистов агентства, одним из решений для повышения запросов на эту услугу является улучшение сотрудничества с государственными учреждениями, которые поддерживают и контролируют деятельность малых и средних предприятий в Республике Молдове.
Эффективность исследовательской и инновационной деятельности, измеряется результатами проделанной работы такими как: новые продукты, промышленные образцы, товарные знаки, патенты и т. д.
В течение 1993-2011 гг., в АОЕР1 было представлено 107494 заявок на регистрацию объектов промышленной собственности, наибольший удельный вес принадлежит товарным знакам (85,9%). За этот период 75,0% заявок, поданы иностранными заявителями,
2 Услуги предиагностики интеллектуальной собственности предоставляются для МСП с 2009 г.
Таблица 2
Подача заявок на регистрацию объектов промышленной собственности национальными заявителями в период 2005-2011 гг.
Заявки 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
На патент на изобретение и краткосрочный патент, из которых: 390 281 335 316 330 339 275
поданные предприятиями 25 8 7 8 3 9
Доля предприятий в общее количество национальных заявителей, % 6,4 2,8 2,1 2,5 0,9 2,65
На промышленные рисунки/модели, из которых: 141 94 66 74 67 99 80
поданные предприятиями 110 60 35 37 30 55 25
Доля предприятий в общее количество национальных заявителей, % 78 63,8 53 50 44,8 55,6 31,3
Промышленные рисунки/модели 459 353 294 383 434 514 936
На товарные знаки 2093 1520 1532 1581 1211 1455 1508
поданные предприятиями 1681 1122 994 1143 761 951 952
Доля предприятий в общее количество национальных заявителей, % 80,3 73,8 64,9 72,3 62,8 65,4 63,1
Патент на сорт растения 22 5 11 30 10 18 16
Источник: разработана на основе отчетов и данных из базы данных AGEPI [4].
но только около четверти принадлежат национальным заявителям. Иностранные заявители показали большую заинтересованность в регистрации знаков (78,7%), промышленных рисунков и моделей (81,3%) и наименования мест происхождения (98,5%). И только в плане регистрации заявок на изобретения и сорта растения наибольший удельный вес принадлежит национальным заявителям (88 и 91,5%) (табл. 1).
Анализ показателей интеллектуальной собственности в Республике Молдове свидетельствует, что в 2011 г. в АОЕРІ были поданы 6831 заявок на регистрацию объектов интеллектуальной собственности, из которых 6391 заявок на объекты промышленной собственности. Национальные заявители подали 29% от общего числа заявок, на 1,5% меньше чем в предыдущий год [4].
В табл. 2 показана динамика подачи заявок на регистрацию объектов промышленной собственности национальными заявителями. Доля патентных заявок, поданных предприятиями незначительна, варьируя в 2006-2010 гг. между 0,9 и 2,8% (только в 2005 г. она достигла 6,4%). Низкая активность патентования малых и средних предприятий может иметь две основные причины: или компании не готовы к инновационной деятельности или считают, что процедура патентования и поддержания патента в силе дорогостоящая.
Внешний вид продукта является одним из факторов, который влияет на решение потребителя отдать предпочтение одному продукту или другому. Если технические характеристики различных продуктов от разных производителей относительно близки, то внешний вид определит решение потребителя. Таким образом, правовая охрана промышленных образцов служит важной функцией защиты одного из отличительных элементов, определяющих в значительной степени успех продуктов на рынке. Заметна тенденция к снижению доли заявок промышленных рисунков и моделей, представленных молдавскими предприятиями в течение 2005-2011 гг. (снижение с 78 до 31,3%), только в 2010 г. количество заявок незначительно увеличилось (табл. 2).
Аналогичная тенденция наблюдается и среди заявок на товарные знаки, поданных отечественными предприятиями в период 2005-2011 гг. (доля, варьируя от 80,3% в 2005 г. до 63,1% в 2011 г. — на 17,2 п.п. меньше, чем в 2005 г.).
Патенты/заявки на патент служат в качестве индикаторов для оценки результатов научных исследований и разработок, производительности труда, развития какой-то технологий или отрасли. Эти показатели используются для определения изобретательского потенциала страны, региона, отрасли или фирмы, соответственно уровня распространения знаний в различных областях техники и уровня интернационализации инновационной деятельности. Патентные заявки позволяют провести оценку инновационной деятельности близко к моменту создания, но без уверенности, что все заявки становятся патентами.
На рис. 1 отраженно распределение патентных заявок, поданных отечественными заявителями в период 2006-2011 гг., по типу заявителя.
Известно, что изобретения, которые имеют непосредственное применение в промышленности приходят от предприятий и научных исследованиях. Тем не менее, статистический анализ заявок подданными национальными заявителями, в течение этого периода, показывает, что доля заявок от компаний составляет в среднем 3%, по сравнению с 40% от физических лиц. В развитых странах, доля заявок, поданных физическими лицами, составляет менее 20% (например, в Германии 17%).
В настоящее время в Молдове доля зарегистрированных эффективно использованных патентов составляет 2-3% (для сравнения: среднее значение этого показателя Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) составляет 7-8%), хотя в некоторых секторах, в частности, фармацевтических, темп использования составляет 90% [2].
Доля заявок на краткосрочные патенты в общем количестве заявок на патенты больше, чем количество заявок на обычные патенты. Растущий интерес заявителей на краткосрочный патент на изобретение объясняется тем, что критерии патентоспособности изобретения и процедура регистрации упрощена и требует меньше финансовых расходов. Наблюдаются значительные различия на патенты, выданные в разделах А и С. Таким образом, в раздел А заявители решили запатентовать изобретение посредством краткосрочных патентов (44,2% краткосрочных патентов) и 13,1% патентов. Ситуация обратная по разделу С (химия и металлургия), к которой относится 14,1% краткосрочных патентов и 45,9% патентов (рис. 2).
Из всех объектов промышленной собственности знаки наиболее часто представляются для регистрации. МСП должны быть в состоянии эффективно реализовать свои товары и услуги. Это неизменно требует создания одного или нескольких товарных знаков.
Тенденция подачи заявок на регистрацию товарных знаков положительна. В 2011 г. в АОЕР1 было подано 5794 заявок, на 6,2% больше, чем в предыдущем году. Доля заявок на регистрацию товарных знаков в 2011 г. примерно как в прошлом году: 26% национальные заявители и зарубежные — 74%, увеличившись на 3,6% число заявок, поданных отечественными заявителями и 7,1% поданных иностранными заявителями, по сравнению с 2010 г. [4].
В 2011 г. АОЕР1 получило заявки на регистрацию товарных знаков от заявителей 72 стран, включая Молдову. Наибольший удельный вес, независимо от процедуры подачи заявок, принадлежит (за исключе-
Рис. 1. Распределение патентных заявок, поданных отечественными заявителями в 2006-2011 гг. (научноисследовательские учреждения* — институты Академии наук, другие научно-исследовательские учреждения, научно-исследовательские институты министерств) Источник: разработан на основе отчетов AGEPI [4].
Рис. 2. Патенты, выданные в 2011 г. национальным заявителям по разделам Международной классификации патентов Источник: разработан на основе отчета AGEPI.
ИННОВАЦИИ № 4 (174), 2013
ИННОВАЦИИ № 4 (174), 2013
нием Молдовы) России (7,9%), Германии (7,2%), США (5,8%), Швейцарии (5,4%), Италии (4,5%).
Классы продуктов/услуг, для которой регистрируются знаки, является полезной информации для маркетингового исследования, показывая, области деятельности местных поставщиков товаров и услуг.
В каждой заявки на регистрацию товарных знаков могут быть указаны один или несколько классов. Доля классов, связанных с услугами составляет 44% из всех классов, указанных в зарегистрированных сертификатах товарных знаков в 2011 г. Из класса товаров, наиболее востребованный класс в заявках на регистрацию товарных знаков относится к классу 5, который включает в себя среди прочего, фармацевтические, ветеринарные и гигиенические препараты, детское питание.
В 2011 г. в АОЕР1 было представлено 280 заявок на регистрацию промышленных рисунков и моделей и 1790 промышленных рисунков и моделей, в том числе на национальных заявителей пришлось 80 заявок (28,6% от общего числа) с 936 промышленными рисунков и моделей (52,3%). По сравнению с 2010 г., в 2011 г. количество заявок от национальных заявителей уменьшилось на 19,2%, а количество востребованных в них промышленных рисунков и моделей увеличилось на 82% [4].
Большинство заявок на промышленные рисунки и модели, поданные иностранными заявителями посредством Гаагского соглашения, приходят из Швейцарии, Германии, Австрии, Турции, Греции. Среди наиболее востребованных товаров, включающих промышленные рисунки и модели, входят: ювелирные изделия и украшения, часы и другие аксессуары, бытовая техника и посуда, декоративные мотивы.
В 2011 г. АОЕР1 выпустило 2232 охранных документов объектов промышленной собственности: 1446 (65%) национальным заявителям и 786 иностранным заявителям (35%). По данным АОЕР1, из общего выданных числа патентов, на 31.12.2011 г. были действительны 1140 патенты, и только четвертая часть из них (324 патентов) поддержаны в силе после 5-го года. Среди национальных патентообладателей, которые сохранили патенты в силе в течение более чем пяти лет, первенство составили: физические лица — 107 (41%), далее следуют юридические лица — 152 (59%), в том числе 118 (46%) (25% — в 2010 г.) организаций в области науки и инноваций [4].
Следует отметить, что патентообладатели из области научных исследований и инноваций, освобождаются от уплаты пошлин за поддержание в силе патента на первые 5 лет. Таким образом, если патенты, остаются в силе после 5 лет, это свидетельствует об их реальной экономической стоимости [3]. К сожалению, в республике, доля поддержанных в силе патентов, все еще относительно не слишком высокая, особенно в академических и научно-исследовательских учреждений. И это связано не столько с пошлинами, сколько с недостаточным экономическим потенциалом патента.
Что касается объектов авторского права и смежных прав, то в 2011 г., по просьбе авторов и правообладателей, АОЕР1 выдало 440 свидетельств о регистрации объектов авторского права и смежных прав, на 39,6%
больше, чем в предыдущем году [4]. При этом 95% заявок относятся к местным авторам, а остальные — авторам других стран: Украины, Италии, Румынии, России и Франции. Наибольшую долю составляют сертификаты на аудиовизуальные произведения, литературные, научные произведения.
Анализ статистических данных об охране интеллектуальной собственности в Республике Молдове, показывает положительную тенденцию важности интеллектуальной собственности для молдавского общества. Тем не менее, национальная система интеллектуальной собственности сталкивается с рядом проблем.
Интеллектуальная деятельность тесно связана с сектором науки и образования. Считаем, что главная проблема создания интеллектуальной собственности в Молдове, связанна с существующей системой образования. В настоящее время существующая система высшего образования в Молдове не является достаточно эффективной, специалисты не востребованы на рынке труда. Часто требования бизнеса не могут быть удовлетворены молодыми специалистами, выпускниками высших учебных заведений Молдовы, чьи приобретенные знания пока не соответствуют потребностям компании.
Для исследовательской и инновационной деятельности более релевантными считаются специальности точных наук, такие как: математика, науки, технология и инженерия. Хотя доступ к высшему образованию в Молдове растет, согласно данным Национального бюро статистики, большим интересом пользуются специальности, считающиеся более «простыми» и которые являются менее значимыми с точки зрения инноваций. К сожалению, в 2011/2012 учебном году по сравнению с 2005/2006, в Молдове зарегистрировано снижение на 27% числа учащихся в высших учебных заведениях на специальностях точных наук. Наша страна достаточно плохо позиционируется относительно выпускников науки и техники на 1000 человек населения в возрасте 20-29 лет по сравнению с государствами Центральной Европы, в том числе в отношении ЕС. В 2010 г. этот показатель в Республике Молдове составил 4,7, по сравнению с ЕС-27 (12,5).
Молдова также имеет относительно небольшое число выпускников аспирантуры в этих областях. В 2004-2011 гг. доля выпускников аспирантуры в области науки и техники снизилась на 4,2 процентных пункта (с 20,3 до 16,0%), на фоне роста общего числа аспирантов (за исключением 2011 г.). Недостаточное внимание уделяется поддержанию и улучшению профессиональных навыков человеческого капитала на рабочем месте, поскольку в условиях изменения и быстрого прогресса, обучение взрослых имеет особую важность. Согласно отчету о глобальной конкурентоспособности 2012-2013 (The Global Competitiveness Report 2012-2013), по показателю «Обучение на рабочем месте», Молдова позиционируется хуже стран ЕС и СНГ (кроме Киргизской Республики).
Одним из важных аспектов разработки объектов интеллектуальной собственности является финансирования интеллектуальной деятельности. С 2005 г. финансирование науки и инноваций, происходит в
Таблица 3
Развитие расходов на науку и инновации в Республике Молдове
Годы 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Расходы из консолидированного бюджета на науку и инновации, млн лей 139,5 199,5 307,7 394,8 353,8 357,0 336,8
ВВП, млн лей 37651,9 44754,4 53429,6 62921,5 60429,8 71885,5 82348,7
Расходы на науку и инновации, % от ВВП 0,37 0,45 0,58 0,63 0,59 0,50 0,41
Источник: разработана на основе отчетов об исполнении государственного бюджета http://www.minfin.md/ro/raportinfo/budget/state/year.
Рис. 3. Рейтинг ВЭФ по корпоративным расходам на НИОКР
Примечание: Рейтинг был основан на ответах на вопрос «Сколько тратят компании в вашей стране на НИОКР?» [1 = не тратят; 7 = тратят значительные средства на НИОКР]
Источник: разработан на основе [5].
соответствии с Кодексом о науке и инновациях РМ и Соглашении о партнерстве между Правительством и Академией наук Молдовы, исполнительным органом Ассамблеи АНМ.
В Молдове, расходы, выделенные из государственного бюджета на науку и инновации, с 2005 по 2008 гг. медленно увеличились, незначительно снижаясь в 2009 г.
Разработка объектов интеллектуальной собственности тесно связана с расходами на исследование и инновационую деятельность предприятий. В Молдове отсутствует официальная статистика по расходам на исследование и инновационную деятельность предприятий. Расходы в этой области незначительные. Согласно классификации Всемирного экономического форума (ВЭФ) по показателю «Корпоративные расходы на НИОКР», Молдова находится далеко позади стран ЕС, и даже СНГ (рис. 3) [5].
Среди проблем интеллектуальной собственности в нашей стране, можно отметить слабую реализацию объектов интеллектуальной собственности на рынке. Причины этой проблемы могут быть разными: недостаточное развитие рыночных институтов, отсутствие или недостаток специалистов в области коммерциализации интеллектуальной собственности. Один из аспектов использования объектов интеллектуальной собственности молдавскими предприятьями может рассматриваться в зависимости от рынка объектов интеллектуальной собственности. Некоторые тенденции рынка объектов интеллектуальной собственности могут быть оценены на основе данных, внесенных в Реестр договоров передачи прав, управляемым АОЕР1. Эти данные не обеспечивают полную картину, поскольку регистрация договоров передачи прав ИС, как и в большинстве государств, необязательна. Анализ данных, передачи прав на ОИС показывает, что в 2011 г. в АОЕР1 было зарегистрировано 242 сделок (в прошлом году — 147), из которых наибольшую долю составляет контракт о переуступке — 219 (90,4%) [4].
Также, одной из актуальных проблем предприятий и организаций в Молдове является эффективное управление интеллектуальной собственностью. К сожалению, большинство молдавских предприятий не за-
интересовано в управлении объектами интеллектуальной собственности. Согласно [6, 7] были обнаружены несколько препятствий, с которыми сталкиваются молдавские предприниматели в развитии своих инновационных проектов. Основными барьерами, ограничивающими доступ МСП к инновациям, являются: высокие цены на новое оборудование и технологии, нехватка квалифицированного персонала (инженеры, технологи, высококвалифицированные программисты), отсутствие информации о рынке сбыта. Выводы.
1. Действующая система интеллектуальной собственности в Республике Молдове практически отвечает современным требованиям. Созданная относительно недавно система охраны интеллектуальной собственности в настоящее время постепенно адаптируется к ценностям рыночной экономики в соответствии со стандартами ЕС.
2. Анализ статистических данных о регистрации/ патентирования объектов интеллектуальной собственности в Республике Молдове, указывает на положительную тенденцию важности интеллектуальной собственности для молдавского общества. Тем не менее, национальная система интеллектуальной собственности сталкивается с рядом проблем (низкая заинтересованность предприятий в использовании системы интеллектуальной собственности, слабая реализация объектов интеллектуальной собственности на рынке, недостаточное развитие рыночных институтов, и т. д.).
3. Несмотря на то, что МСП имеют ряд льгот на пошлины регистрации объектов интеллектуальной собственности, они не проявляют большого интереса к разработке и организации эффективного управления интеллектуальной собственности.
4. Эффективное управление результатами интеллектуальной собственности позволит предприятиям Республики Молдовы:
• получить конкурентные преимущества от монополии на передовые технологии и дополнительные доходы от передачи прав на объекты ИС;
• реализовать эффективную научно-техническую политику республики;
• оптимизировать налоговую базу;
ИННОВАЦИИ № 4 (174), 2013
ИННОВАЦИИ № 4 (174), 2013
• скорректировать размер чистых активов предприятий;
• использовать права на объекты ИС в качестве объектов залога;
• повысить инвестиционную привлекательность предприятий.
5. Активно продолжается и процесс повышения осведомленности общественности о преимуществах и возможностях системы интеллектуальной собственности. Поддержка вовлечения системы интеллектуальной собственности в развитии предприятиях может исходить как от AGEPI, так и от организаций, поддерживающих бизнес.
Список использованных источников
1. Н. П. Перчинская. Управление инновационной деятельностью и учет результатов научно-исследовательской деятельности в Республике Молдове. Conferinta çtiintificâ international «Aspecte economico-financiare çi sociale ale economiei Republicii Moldova în contextul transformärilor sistemice çi integrärii în spatiul european», Chisinau, USM, 26-27 noiembrie 2010.
2. E. Stuart, E. Fano, L. Scales, G. Leonaviciene, A. Lazareva. Legislatia çi Politicile în domeniul Proprietätii Intelectuale. Armonizarea Legislatiei Republicii Moldova cu Standardele UE. Trad.: Coman, I., Iarincovschi, S., Chironda-Lone, A. Chisinau: Sinectica-Com SRL, 2010.
3. Проект национальной стратегии в области интеллектуальной собственности на 2012-2020 гг. http://www.agepi.md/pdf/ public.../Proiect_Strategie_ru_2012-2020.pdf.
4. Годовой отчет AGEPI, 2011. http://agepi.gov.md/pdf/raport/ ra_2011/ra_2011.pdf.
5. The Global Cornpetitiveness Report 2012-2013. http://reports. weforum.org/global-competitiveness-report-2012-2013.
6. Fundamentarea mecanismului de sustinere a întreprinderilor mici çi mijlocii exportatoare de märfuri çi servicii de productie proprie/ Proiectul pentru tineri savanti. Raport çtiintific (final). Director de proiect E.Aculai. Nr. de înregistrare: 110.IND. Ch^inäu: IEFS, 2009.
7. Identificarea problemelor principale ale IMM din Moldova si elaborarea materialelor metodice pentru crearea si dezvoltarea clusterelor. Raport çtiintific (final). Director de proiect E.Aculai. CZU 34.7.012.6 (478) (047.31). Nr. de înregistrare 10.817.08.04А. Chiçimu: IEFS, 2010.
Intellectual property as an important factor of innovative development of the Republic of Moldova
N. Perchinskaya, PhD, senior scientific researcher of the Institute of Economics, Finance and Statistics of the Republic of Moldova.
A. Novac, PhD student, scientific researcher of the Institute of Economics, Finance and Statistics of the Republic of Moldova.
In the article, it was considered the general state and basic problems of intellectual property in the Republic of Moldova. In particular, the analysis of indicators of the registration/patenting of intellectual property objects (trademarks, industrial designs, inventions) was given.
Keywords: intellectual property objects, trademarks, industrial designs, inventions.
ТАЛОН ПОДПИСКИ ЖУРНАЛА
Подписка в редакции — это получение журнала сразу после тиража. Подписка в первом полугодии (январь-июнь) 2013 года (12 номеров) 13200 руб. 00 коп. (Тринадцать тысяч двести рублей 00 коп.), в том числе НДС — 1200руб. 00 коп.
Название организации __________________________________________________
Фамилия, имя, отчество_________________________________________________
Должность__________________________
Почтовый адрес (адрес доставки).
Просим высылать нам журнал «Инновации» в количестве _______________экземпляров.
Нами уплачена сумма __________________________________________________________________________
Платежное поручение №_________ от ___________________ 20___ г.
Панковские реквизиты редакции :
ОАО «ТРАНСФЕР», ИНН 7813002328, КПП 781301001 р/с 40702810727000001308 в Приморском филиале ОАО «Банк Санкт-Петербург», г. Санкт-Петербург»,
к/с 30101810900000000790, БИК 044030790
Дата заполнения талона подписки________________ Подпись_________________
Подписка на год, а также полугодие оформляется с любого месяца.
Заполненный талон подписки мы принимаем по факсу: (812) 234-09-18 Контактное лицо: А. Б. Каминская.
По каталогу «Агентство “РОСПЕЧАТЬ"» ГАЗЕТЫ. ЖУРНАЛЫ-2012 (Москва) подписка принимается на общих основаниях.
Подписной индекс: 38498.
ТАЛОН ПОДПИСКИ ЖУРНАЛА
«ИННОВАЦИИ»
«ИННОВАЦИИ»