Научная статья на тему 'Интеллектуальная собственность как продукт разваития инновационной образовательной среды'

Интеллектуальная собственность как продукт разваития инновационной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / INNOVATION / INNOVATIVE LEARNING ENVIRONMENT / COMPETENCE / INTELLECTUAL PRODUCTS / INTELLECTUAL PROPERTY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кязимов Карл Гасанович

В статье излагаются принципы формирования в профессиональных образовательных организациях (ПОО) инновационной образовательной среды (ИОС), способной воспроизводить для отраслей экономики высококвалифицированные кадры. ИОС должна использовать не только свой внутренний потенциал, но и потенциал работодателей, формировать у выпускников общие и профессиональные компетенции, а у преподавателей компетентность, способность создавать интеллектуальную научно-образовательную продукцию и интеллектуальную собственность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кязимов Карл Гасанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL PROPERTY AS A PRODUCT OF DEVELOPMENT INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article outlines the principles of professional educational institutions innovative educational environment that can play for highly skilled sectors of the economy. It should use not only their inner potential, but potential of employers. It should form general and professional competence of the graduates, and competence of the teachers, the ability to create intellectual scientific educational products and intellectual property.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальная собственность как продукт разваития инновационной образовательной среды»

ВОПРОСЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

УДК 330

К.Г Кязимов

Интеллектуальная собственность как продукт развития инновационной образовательной среды

В статье излагаются принципы формирования в профессиональных образовательных организациях (ПОО) инновационной образовательной среды (ИОС), способной воспроизводить для отраслей экономики высококвалифицированные кадры. ИОС должна использовать не только свой внутренний потенциал, но и потенциал работодателей, формировать у выпускников общие и профессиональные компетенции, а у преподавателей — компетентность, способность создавать интеллектуальную научно-образовательную продукцию и интеллектуальную собственность.

Ключевые слова: инновация, инновационная образовательная среда, компетенции, компетентность, интеллектуальная продукция, интеллектуальная собственность.

В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года заложена инновационная стратегия развития страны, что обусловливает необходимость модернизации системы профессионального образования, формирования в ней инновационной образовательной среды, способной готовить для отраслей экономики высококвалифицированные кадры, инновационную продукцию и интеллектуальную собственность.

Применительно к процессу профессионального образования инновация означает введение нового в содержании, формах, методах, технологиях, средствах обучения. Понятие «инновационная образовательная среда» отражает комплекс взаимосвязанных условий, обеспечивающих формирование личности студентов и преподавателей с инновационным мышлением, профессиональные и социальные компетенции студентов и профессиональную компетентность преподавателей.

В профессиональных образовательных организациях (ПОО) научно-образовательный потенциал представляет собой совокупность двух частей: научной, ориентированной на проведение научно-практических исследований и разработок, и образовательно-инновационной, направленной на передачу учащимся знаний о достижениях науки.

© Кязимов К.Г., 2013

40

Интеллектуальная собственность как продукт развития...

Инновационная образовательная среда будет качественно развиваться на основе создания интеллектуальной собственности, меняющей культуру отношений в образовательной среде, в ключевых направлениях развития инноваций. В то же время возникает необходимость защиты интеллектуальной собственности сотрудников ПОО, создающих интеллектуальные продукты.

Сопровождение научно-образовательных разработок преподавателей, защита их авторских прав у нас законодательно до последнего времени отсутствовали. Создание Суда по интеллектуальным правам поможет эффективно бороться с нарушителями авторских прав.

Важным условием защиты интеллектуальной собственности является Концепция государственной стратегии интеллектуальной собственности, подготовленная специалистами ЗАО «Федеральный институт сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса» при участии Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по интеллектуальной собственности [1].

Основной целью стратегии является ускорение формирования инноваций на основе высокого потенциала российских ученых и специалистов, способных создавать интеллектуальные продукты.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивается, что основным результатом деятельности образовательных организаций должны стать не только система знаний, умений и навыков, но и набор ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах [2].

В этой связи важной проблемой является обеспечение высокого качества и оптимальных пропорций всех уровней подготовки кадров. Однако, по оценкам специалистов, отечественный рынок труда перегружен специалистами с высшим образованием: их в 4,5 раза больше, чем необходимо. При этом не хватает специалистов со средним профессиональным в 2 раза и начальным профессиональным образованием в 6—7 раз [3]. В то же время поступают в вузы в Российской Федерации — 80% выпускников средних школ, в США — 44%, в Германии — 38% [4]. Российская Федерация занимает первое место в мире по числу студентов на 10 тысяч населения, но не все вузы готовят специалистов, которые нужны современной экономике. Во многих регионах на каждого рабочего готовится по 3—4 юриста, экономиста, менеджера, что приводит к разбалансированности спроса и предложения рабочей силы, увеличению напряженности на рынке труда.

Американские исследователи отмечают, что перепроизводство юристов на 1% тормозит экономическое развитие страны. По данным отечественных экспертов в результате недоиспользования потенциала молодежи страна теряет около 10—15% ВВП.

В настоящее время существует противоречие между требованиями рыночной экономики к качеству подготовки выпускников и слабым уровнем развития инновационной образовательной среды ПОО.

41

Интеллектуальная собственность как продукт развития...

Разрешение этого противоречия обусловливает необходимость создания в ПОО инновационной образовательной среды, способной обеспечивать качественное профессиональное образование и генерировать интеллектуальную продукцию, в том числе и на правах интеллектуальной собственности.

Компетентностный подход и введение в практику новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нацеливают на проектирование результата профессионального образования в терминах «компетенция», «компетентность», что становятся важнейшим критерием профессионального образования и основным показателем качества рабочей силы.

Исследователи полагают, что компетентность определенного вида характеризуют от 5 до 15 компетенций [5]. В образовательных стандартах компетенции делятся на общекультурные и профессиональные.

Общекультурные компетенции необходимы выпускникам ПОО для успешной деятельности как в профессиональной, так и во вне профессиональной сферах. Профессиональные компетенции необходимы для реализации профессиональной деятельности.

Наиболее полное определение компетенции и компетентности предложено в макете ФГОС высшего профессионального образования, где компетенция характеризуется как способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных профессиональных либо жизненных ситуациях; компетентность как уровень владения выпускниками совокупностью компетенций, отражающий степень готовности к применению знаний, умений, навыков и сформированных на их основе компетенций для успешной деятельности в определенной области деятельности [6].

В результате перехода Российской Федерации на двухуровневую систему высшего образования (бакалавриат и магистратура) степень магистра становится необходимой ступенью для успешной карьеры в различных отраслях бизнеса. Основной задачей магистерских программ является углубленная профессиональная подготовка студентов на базе высшего образования. На уровне бакалавриата студенты приобретают необходимые универсальные знания, умения и компетенции в рамках выбранного направления, на уровне магистратуры доминирует профессиональный элемент.

Масштабные задачи по реализации компетентностного подхода обусловливают необходимость создания в ПОО инновационной образовательной среды, способной использовать не только их внутренний потенциал, но и потенциал работодателей, формировать у выпускников общие и профессиональные компетенции, творческие способности, а у преподавателей — компетентность, способность создавать интеллектуальную научно-образовательную продукцию.

42

Интеллектуальная собственность как продукт развития...

Успешное функционирование и развитие инновационной образовательной среды ПОО может осуществляться на основе реализации следующих принципов:

1) создание и применение профессорско-преподавательским составом инновационной научно-образовательной продукции, в том числе с правами интеллектуальной собственности;

2) стратегическое управление развитием ПОО и управление качеством профессионального образования. Система принципов управления качеством призвана выполнять регулятивную функцию на общенаучном, стратегическом, тактическом уровнях;

3) повышение квалификации преподавателей и внедрение инновационных образовательных технологий. Формировать у студентов общие и профессиональные компетенции могут преподаватели, обладающие профессиональной компетентностью, владеющие глубокими педагогическими, психологическими, методическими знаниями и умениями;

4) особенности формирования общих и профессиональных компетенций выпускников обусловливают необходимость разработки комплекса инновационных взаимосвязанных средств обучения. Эффективной формой осуществления этих связей является разработка учебного комплекта для студентов и учебно-методических пособий для преподавателей. Инновационные учебники должны разрабатываться специально для бакалавров и магистрантов, при этом для магистрантов — по укрупненным группам родственных дисциплин, что позволит сократить количество учебников и повысить научный уровень их содержания;

5) разработка основных профессиональных образовательных программ (ОПОП). Внедрение государственных образовательных стандартов на мо-дульно-компетентностном подходе изменяет нормативную базу обучения и дает ПОО дополнительные свободы в формировании содержания и организации учебного процесса;

6) инновационная образовательная среда должна располагать современной учебно-материальной базой и информационной инфраструктурой как совокупность кабинетов, лабораторий, учебно-методических и технических средств, обеспечивающая высокий уровень оснащенности информационно-коммуникационными технологиями всех студентов и преподавателей;

7) формирование корпоративной культуры в ПОО. Основой компетентности работника является его общекультурное развитие, поэтому необходимо создать условия, при которых каждый преподаватель и студент будут осуществлять поступки в соответствии с общечеловеческими и нравственно-этическими нормами;

8) превращению ПОО в инновационную образовательную среду способствует реализация стратегических программ с помощью социально -го партнерства. Инновационная образовательная среда должна взаимодей-

43

Интеллектуальная собственность как продукт развития...

ствовать с производственной и трудовой средой организаций, особенно в вопросах формирования заказа на подготовку кадров, определения содержания обучения, организации практик, стажировок, трудоустройства выпускников и повышения ответственности работодателей за их профессиональный и карьерный рост.

Отечественный психолог Рубинштейн С.Л. обосновал четыре этапа формирования профессиональной компетентности выпускников профессиональных образовательных организаций:

• этап адаптации;

• этап самоактуализации в специальности;

• этап свободного владения специальностью на уровне мастерства;

• этап свободного владения специальностью на уровне творчества. Социальное партнерство в эффективном использовании образовательной среды ПОО и производственной среды предприятий может обеспечить эти этапы формирования профессиональной компетентности выпускников, создавать условия для разработки профессорско-преподавательским составом инновационной научно-образовательной продукции, в том числе с правом интеллектуальной собственности.

Литература

1. Интеллектуальная собственность. Концепция государственной стратегии интеллектуальной собственности. 2012. № 3.

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: 2013.

3. Полина Сапаниди. Молодежь на рынке труда // Человек и труд. 2011. № 4. С. 55.

4. Кузьминов Я. Новые известия (Москва). № 167. 2011. 19 сентября.

5. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие и реализация. М.: Когино-Центр, 2002. 394 с.

6. Челышкова М.Б., Звонников В.И., Давыдова О.В. Оценивание компетенций в образовании. М.: Издательский дом ГОУ ВПО «ГУУ», 2011.

References

1. Intellectual property. Concept of State Intellectual Property Strategy. 2012. № 3.

2. The Federal Law «On Education in the Russian Federation», M.: 2013.

3. Pauline Sapanidi. The youth labor market // Rights and Labor. 2011. № 4. Р. 55.

4. Kouzminov Ya, Novye Izvestia (Moscow). № 167. 2011. 19 September.

5. Raven J, Competence in modern society: the identification, development and implementation. Moscow: Kogino Center, 2002. 394 р.

6. Chelyshkova M.B., Zvonnikov V.I., Davydova O.V., Assessing competencies in education. Moscow: Publishing House HPE «SUM», 2011.

44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.