EDN: ZIFPEM
А.В. Андреев - старший преподаватель, Университет «Синергия», Москва, Россия, [email protected],
A. V. Andreev - senior lecturer, Synergy University, Moscow, Russia;
B.В. Цой - преподаватель, Университет «Синергия», Москва, Россия, [email protected],
V.V. Tsoy - lecturer, Synergy University, Moscow, Russia;
А.А. Шевченко - к.э.н., доцент, Университет «Синергия», Москва, Россия, [email protected],
A.A. Shevchenko - candidate of economic sciences, associate professor, Synergy University, Moscow, Russia;
Ф.А. Мастяев - старший преподаватель, Университет «Синергия», Москва, Россия, [email protected],
F.A Mastyaev - senior lecturer, Synergy University, Moscow, Russia.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ КАК ОСНОВА РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ INTELLECTUAL PROPERTY OBJECTS AS THE BASIS FOR DEVELOPING SOFTWARE FOR MODERN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
Аннотация. Целью статьи является анализ возможностей использования программного обеспечения в современных образовательных организациях высшего образования. Проведен анализ категории «программные продукты», представлено определение, наиболее полно отражающее специфику программного обеспечения в вузах. Представлены методические основы разработки и передачи по лицензионному договору программного обеспечения как объекта интеллектуальной собственности. Тезис о том, что разработка программ и технологий информационных продуктов является ключевым фактором инновационного развития промышленно развитых стран мира, позволил сделать вывод о высокой актуальности повышения эффективности информационных систем современных образовательных учреждений. Объектом исследования в статье являются информационные программные среды, позволяющие автоматизировать процессы в современных ВУЗах, предметом - методы повышения качества и результативности использования программного обеспечения. Представлен сравнительный анализ используемых в ВУЗах программных продуктов, сделан вывод об их достоинствах и недостатках, возможностях и перспективах использования.
Abstract. The article is aimed at analyzing the possibilities of using software in modern educational organizations of higher education. The analysis of category «program products» is carried out, the definition that most fully reflects the specifics of software in universities is presented. Methodical bases of development and transfer under license contract of software as an object of intellectual property are presented. The thesis that the development of programs and technologies of information products is a key factor of innovative development of the industrialized countries of the world, led to the conclusion of the high relevance of increasing the effectiveness of information systemsthemes of modern educational institutions. The object of the study in the article are information and software environments that allow to automate the processes in modern universities, the subject - methods of improving the quality and effectiveness of the use of software. A comparative analysis of software products used in higher education institutions was presented, conclusions were made about their advantages and disadvantages, opportunities and prospects of using.
Ключевые слова: информационное обеспечение, программное обеспечение, вуз, образовательные организации, интеллектуальная собственность.
Keywords: information support, software, university, educational organizations, intellectual property.
Введение
Переход на цифровое образование - процесс необходимый, захватывающий полностью систему управления ВУЗом, как следствие управление учебным учреждением становится более демократичным и открытым для инноваций. Актуальность рассматриваемого вопроса использования интеллектуальной собственности в процессе разработки программного обеспечения связана с тем, что на сегодняшний день российские ВУЗы являются ключевыми субъектами инновационной системы. Большинство вузов сориентированы на разработку и внедрение инноваций в современных технологиях и образовательных программах. Актуальность статьи определяется, во-первых, важностью образовательной среды, соответственно необходимостью внедрения IT технологий в процессы образования в современной России. Во-вторых, актуальностью совершенствования процесса управления в ВУЗе, необходимостью оценки текущих тенденций и характеристики потребительских предпочтений в сфере образования, а также анализа и прогнозирования тенденций и процессов в сфере высшего образования. В-третьих, важностью исследования процессов управления в вузе с помощью программного обеспечения для повышения эффективности управления образовательным процессом. В-четвертых, разработкой путей совершенствования механизмов управления ВУЗа и обоснованием эффективности предложенных мероприятий.
Усиливающаяся конкуренция и динамичная рыночная среда на рынке образовательных услуг предопределяет необходимость поиска и применения инновационно ориентированного инструментария управления ВУЗа посредством внедрения программ 1С для повышения его конкурентоспособности. Рекомендованные и обоснованные предложения, связанные с внедрением и усовершенствованием системы управления ВУЗом на основе использования современного программного обеспечения будут иметь следствием постоянный и непрерывный процесс гармонизации получения образования (переход к новым обучающим формам, общеметодическим новшествам, управленческим инновациям и пр.).
Таким образом, очевидно, что высокая актуальность использования программного обеспечения организациями высшего образования является необходимым следствием глобализации и обострения конкуренции на рынке образовательных услуг, т.к. применение новых технологий позволяет усовершенствовать процесс обучения. В этой связи необходимо обоснование ключевой роли программного обеспечения вуза в части изменения порядка его работы, совершенствования системы управления.
Материалы и методы исследования
Анализ исследований в представленной области показал, что проблемы управления информационными системами в вузе слабо изучены. Так, вопросами исследования управления информационными системами вузов занимались в различные годы следующие ученые: В. В. Андреев, Е. Ю. Бондаренко, Н. В. Герова, Ю.А. Грачёв, А. М. Махов, М.В. Скоробогатова, Е.М. Суходолова, Н.Н. Федякова, Р.С. Хатаева, В.А. Шушарин и др. Вопросами исследования интеллектуальной собственности при разработке программного и информационного обес-
печения занимались такие ученые, как И.В. Артамонов, М.Е. Дорошенко, А.Ю. Иванова, А.И. Курдюкова, Д.И. Сачков, К.Г. Скрипкин, М.Т. Шелкович и др.
С учетом сложившихся рыночных и инфраструктурных ограничений необходимы новые методические подходы к определению роли интеллектуальной собственности в обеспечении эффективной деятельности информационных систем современных организаций высшего образования.
Методы, используемые в процессе написания статьи: описательный, системно-структурный, причинно-следственный, сравнительный: сбор, изучение и анализ научной и учебной литературы, использование нормативных документов.
Результаты и обсуждения
На сегодняшний день одним из ключевых факторов успешности современных ВУЗов является качественное, функциональное программное обеспечение. Поскольку в России нет единого электронного сервиса для ВУЗов, различные организации используют комплексы программ для обеспечение учебной, образовательной и научной деятельности. Например, решения, позволяющие интегрировать различные подсистемы учебного и образовательного процесса, предоставляют «Лаборатории ММИС»[10], Moodle [11] и другие для автоматизации управления учебным процессом. Эти программные продукты позволяют, например, организовать работу приемной комиссии, осуществлять с определенной заданной периодичностью планирование учебного процесса, расчет и распределение нагрузки, управление контингентом обучающихся, работу с приказами, учет платных услуг обучающимся и интегрировать вышеназванные функции, наделяя соответствующими полномочиями ответственных за обеспечение таких функций сотрудников ВУЗов.
Поскольку для реализации выбранных стратегий необходимы IT-решения, актуален вопрос о том, насколько программное обеспечение, используемое для обеспечения различных функций ВУЗов, корректно юридически оформлено и представлено, и, соответственно, каковы правовые аспекты использования тех или иных IT - решений.
С целью формирования методологического контура дальнейших изысканий далее представлены некоторые определения программного обеспечения, представленные в международных и российских стандартах[7]:
- программное обеспечение (software) - это совокупность программ обработки данных и необходимых для их эксплуатации задач [9];
- программное обеспечение (software) - любая часть программ, процедур, правил и документации для систем обработки информации [9].
Программное обеспечение является одним из видов обеспечения программной среды наряду с техническим, информационным, математическим и лингвистическим. По правовой природе программное обеспечение, исходя из представленных определений, а также на основании положений ч.4 Гражданского кодекса РФ, является результатом интеллектуальной деятельности человека, не зависящим от средства, на котором оно записано. Согласно российскому законодательству, программы относятся к объектам авторских прав. В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, она осуществляется по желанию правообладателя в соответствии с положениями ст. 1262 ГК РФ.
Что касается важности программного обеспечения в контексте обеспечения эффективности деятельности любой (в том числе образовательной) организации, то взаимосвязь между разработкой новых технологий (к которым и относится программное обеспечение) и темпами инновационного развития очевидна и подтверждена, в первую очередь в странах мира, лидирующих по показателям инновационной и экономической эффективности. Например, в опубликованном отчете Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO) [5] сделан вывод о том, что на протяжении 2015-2022 г отмечается все большая активность организаций в области разработки и патентования электронных технологий и digital, что, согласно выявленным взаимосвязям между уровнем инновационной активности организаций и темпами инновационного развития государств, повышает показатели инновационного развития [2].
Различные страны имеют различные отрасли специализации в части разработки, патентования и внедрения программного обеспечения (рисунок 1).
Как очевидно из представленного рисунка, лидерами по подаче заявок в области компьютерной техники являются Китай и США; в области электрооборудования - Японии и Республики Корея. В сфере коммуникаций лидером является китайская телекоммуникационная компания Huawei Technologies, в активе которой по состоянию на конец 2022 г. было 4411 опубликованных заявок [1].
Как было показано выше на основании положений ГК РФ, для регистрации, охраны и защиты программ ЭВМ (программного обеспечения) используются положения авторского права. Зарегистрированное программное обеспечение может быть предметом лицензирования, т.е. передачи прав на его использование по лицензионным договорам. Права интеллектуальной собственности на разработанное решение представляют собой, таким образом, инструменты получения прибыли, генерируемой по результатам исполнение (оплаты покупателем) лицензионных договоров. Использование положений права интеллектуальной собственности (а конкретно, положений авторского права) дает возможность для разработчика (владельца) программного обеспечения получения определенных финансовых и нефинансовых выгод: повышения деловой репутации как следствия использование патента и производства программ; лицензирования и перекрестного лицензирования, которое позволяет получить доход; использования прав на разработанное решение в патентных спорах и пр.
Рисунок 1 - Распределение ведущих стране мира по количеству заявок на регистрацию технологий программного обеспечения в 2022 г.
Методически лицензия (от лат. Исепйа «право») на программное обеспечение представляет собой «разрешение на право» использования созданной программы или базы данных, либо «право на выполнение действий» (из определенного перечня) с разработанным программным решением; оно может подтверждаться документом, составляемым между продавцом и покупателем лицензии и предоставляющим права ее использования [3]. В частности, лицензия представляет собой право на использование интеллектуальной собственности, лежащей в основе созданной программы, лицензиатом, которое в противном случае являлось бы нарушением прав.
Лицензирование прав на созданное программное обеспечение представляет, таким образом, процесс выдачи лицензии на него. Лицензиаром является сторона лицензионного соглашения, предоставляющая другой стороне (лицензиату) право на использование программы. На практике используются следующие виды лицензий [4]:
- исключительные - лицензии, в соответствии с условиями которой лицензиар предоставляет лицензиату исключительные права на созданную разработку. Такие права ограничены, например, конкретной территорией, видом применения или группой потребителей. Лицензиар берет на себя обязательство не передавать лицензии другим потребителям и иным образом ограничивать реализацию прав самостоятельно. Возможны и другие варианты (например, совершения определенных действий, изменения охвата, территории, характера использования или применения и пр.).
- неисключительные - лицензия на созданное решение, в соответствии с условиями которой лицензиар сохраняет право выдавать другие лицензии третьим сторонам либо использовать лицензируемые права самостоятельно.
- единственная - лицензия, предоставляющая те же права, что и рассмотренная выше исключительная лицензия.
Лицензия на программное обеспечение для ВУЗа представляет собой правовой инструмент, определяющий использование и распространение программного обеспечения, защищенного авторским правом. Как правило, лицензия на программное обеспечение для ВУЗа разрешает получателю использовать одну или несколько копий программы. Для ВУЗов так же актуален перечень видов лицензионных договоров и порядок их использования, как и для других категорий российских организаций [6].
Анализ различных программных решений, используемых в современных ВУЗах, позволил сформировать перечень программных продуктов, которые, будучи разработанными для ВУЗов, могут быть, в то же время, объектами лицензионных договоров [8,12,14]:
1) разработка учебных планов; проверка их на соответствие ФГОС;
2) расчет и определение, согласование и распределение учебной нагрузки по подразделениям и отдельным специалистам;
3) создание и верификация РПД (рабочих программ дисциплин) и ФОС (фондов оценочных средств);
4) управление контингентом студентов, учет оплаты обучения, формирование отчетов по оплатам и пр.;
5) автоматизация документооборота приемной кампании, учет приема, оформления документов и пр.;
6) интеграция различных подразделений, сведений от них в единую вузовскую систему;
7) учет и анализ успеваемости студентов, формирование итогов по семестрам и пр.;
8) формирование электронных портфолио студентов, контроль их поддержания в актуальном состоянии;
9) учет публикаций, интеграция данных НИР, формирование баз для цитирования и пр.;
10) формирование перечня тестов для вступительных испытаний и пр.
Далее проведен краткий аналитический обзор программных продуктов на современном российском рынке, предоставляющих решения для ВУЗов.
1. 1С: Образовательная организация
Крупнейшим производителем программных продуктов 1С был создан и адаптирован к условиям работы современных ВУЗов и их информационным потребностям программный продукт 1С: Образовательная организация. Многообразие предоставляемых программных продуктов (1С: Предприятие 8; 1С: Бухгалтерия 8; 1С: Управление нашей фирмой 8; 1С: Гарант Правовая поддержка; Образовательные программы; Аудиокниги; Игры и т.д.) обусловили широкий функционал используемого для организаций высшего образования решения. Привычный пользователю, хорошо зарекомендовавший себя в коммерческих организациях интерфейс был адаптирован в соответствии с целями и задачами, предъявляемыми к образовательным организациям со стороны курирующих министерств и ведомств и прочих стейкхолдеров [13].
Программные продукты 1С реализуются также по лицензионной модели; составляются соответствующие лицензионные соглашения (их необходимые пункты, согласно типовой структуре таких договоров: предмет, права и обязанности сторон, срок действия, реквизиты). Приобретение прав на разработанное программное обеспечение 1С: Образование возможен посредством доступа через интернет (облачное решение; лицензия на 12 мес.) либо типовую традиционную коробочную версию.
Стоимость продукта зависит от наличия и перечня задач (потребностей) конкретного образовательного учреждения. Существует и более универсальная версия: комплексная информационно-управленческая система ВУЗа на платформе «1С: Предприятие 8» (ее состав: 1С: Университет ПРОФ, 1С: Университет, 1С: Автоматизированное составление расписания Университет (розничная цена 70 тыс. руб.), 1С: Электронное обучение (стоимость от 2900 руб. до 400000 руб.), 1С: Оперативное управление учебным центром и т.д. [13] Кроме продаж напрямую из офиса, 1С предлагает приобретение программного обеспечения через партнеров, имеющих статусом франчайзи (сублицензиатов), в т.ч. со статусом «центр компетенции по образованию».
2. Moodle
Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда) электронная информационно-образовательная среда распространяется по лицензии GNU General Public License. Имеет огромную популярность по всему миру (в 30 тыс. учебных заведениях и переведена почти на 80 языков); при этом популярность после 2020 г, по данным отдельных источников, возросла почти в 2.5 раза [11].
В России программное обеспечение, имеющее подобный функционал, называют системами дистанционного обучения (СДО). Все решения Moodle бесплатны для пользователей. Благодаря базовой комплектации с возможностью простого конфигурирования необходимых в преподавательском процессе элементов LMS Moodle преподаватель получает обширный инструментарий для проведения учебно-методических занятий, в т.ч. теоретических и практических; организации индивидуальной и групповой учебной обучающихся. Существуют возможности расширения функционала платформы, визуализации, геймификации обучающего курса.
Система предоставляет возможности тестирования, сдачи заданий по времени с возможностью получения обучающимися обратной связи от преподавателя, обмена сообщениями между преподавателем и обучающимися и в группах (чатах) обучающихся определенного учебного курса, ведения блогов, в т.ч. содержащих рисунки, видео и др. Программная среда бесплатно предоставляется по лицензии всем пользователям (т.е. представляет собой продукт с открытым исходным кодом). Для регулирования использования продукта применяется лицензия на открытое программное обеспечение, - лицензия, которая дает лицензиату право использовать продукт без уплаты лицензионных платежей. Такие лицензиаты обычно лицензируют в таком формате только часть своего программного продукта, а остальные его модули остаются «закрытыми» и лицензируются на основе уплаты роялти. Цель разработчиков при создании и распространении лицензий на программное обеспечение с открытым кодом состоит в том, чтобы дать пользователям возможность на базе существующей структуры и возможностей ее дополнения и наполнения создать уникальный по содержанию и структуре образовательный контент. При этом программное обеспечение, являющееся результатом разработки преподавателем, также регулируется нормами авторского права для создания «открытости» и обеспечения повторного использования существующих работ. Это дает возможность быстрого и широкого распространения программного продукта в среде коллег и обучающихся. В то же время, разработка таких продуктов с открытым кодом дает производителям репутацию и узнаваемость на рынке, что позволяет им предлагать другие программные продукты и продавать их по «платной» лицензии целевым потребителям.
3. 3KL Русский Moodle
Представляет собой среду электронного обучения, которая также позволяет создавать учебные курсы и организовать учебный процесс, как и рассмотренная в п.2, но, в отличие от открытой Moodle, в нее включена система «Электронный деканат», модуль авторизации через социальные сети, модуль получения электронной оплаты для российских организаций, дополнительные типы заданий в тестах и др. Данная система активно применяется в корпоративном секторе, ВУЗах и организациях дополнительного образования. Стоимость лицензии по тарифу «Норм» составляет от 142 тыс.руб., «Оптима» - 202 200 руб., «Макс» 319 800 руб., срок действия лицензии 12 месяцев [8,12].
Сравнение представленных программных продуктов дает возможность выявить следующие преимущества и недостатки (таблица 1).
Таблица 1 - Сравнение программных продуктов, используемых в российских ВУЗах
Наименование Возможности Преимущества Недостатки
1С: образовательная организация Автоматизация процессов, разработка учебных планов, распределение учебной нагрузки по подразделениям и отдельным специалистам, создание и верификация рабочих программ и фондов оценочных средств, управление расписанием Многообразие предлагаемых программных продуктов Продукты платные. Распространение происходит по лицензионной модели
Moodle Электронная информационно-образовательная среда / Система дистанционного обучения Возможность тестирования, сдачи заданий по времени, возможность получения обратной связи от преподавателя, обмен сообщениями, ведение блога, в т.ч. с рисунками, видео и пр. Все решения бесплатны для конечного пользователя
3KL Русский Moodle Лекционная электронно-образовательная среда с возможностью интеграции модуля управления вузом Moodle + система «электронный деканат», модуль авторизации через социальные сети, модуль получения оплаты за обучение для российских организаций, дополнительные типы заданий в тестах и пр. Продукты платные. Распространение происходит по лицензионной модели
Источник: сформировано на основе [8,11,12,13]
Анализ данных таблицы позволяет сделать вывод о наличии на российском рынке возможности выбора для обеспечения потребностей ВУЗов в информационных системах. Выбор этот не столь широк, но основные функции представленное программное обеспечение выполняет. Налажено распределение по лицензионной модели, а также используется программное обеспечение с открытым исходным кодом.
Ключевым фактором эффективности работы представленных выше программных продуктов является техническая база образовательного учреждения и информационная компетентность сотрудников.
Выводы
В последние десятилетия понятие «рейтинг ВУЗов» активно вошло в обиход и связано с качеством образования, наличием профессиональных преподавательских кадров, безопасностью, комфортностью, информационной открытостью, социальным статусом учебного учреждения и др.
Эпоха глобальной инновационной экономики диктует требования к цифровой трансформации образовательных организаций на основе передовых достижений. На основе обобщения исследованных аспектов и тенденций использования программных продуктов в сфере высшего образования в статье сделан вывод, что наиболее перспективны инвестиции в развитие технологий (это знания, воплощенные в образовании, новых технологиях и оборудовании, а также организации и управлении).
Рассмотренные выше положения позволяют однозначно утверждать, что применение любого программного обеспечения и использование современных образовательных технологий является залогом фактором успешной работы ВУЗов. Цифровизация является основным фактором успешности, который выражается в трансформации образования с точки зрения повышения качества предоставления услуг, а, следовательно, происходит поиск и модернизация новых каналов с потребителями (абитуриентами, учащимися); информатизация, которая поддерживается техническими средствами; развитие индивидуализации отношений с потребителем, рост и расширение рынка предоставляемых образовательных услуг.
Совершенствование системы управления в ВУЗах с целью повышения конкурентоспособности возможно с использованием программного обеспечения. Краткий обзор программных продуктов, проведенный в статье, позволил сделать вывод о наиболее целесообразных для применения в условиях современных ВУЗов.
Источники:
1. Huawei Technologies [Электронный ресурс] - URL: https://www.huawei.ru/?ysclid=lskvrgxv4m70732439.
2. Zakon.ru [Электронный ресурс] - URL: https://zakon.ru/blog/2020/06/15/opublikovana_statistika_vsemirnoj_organizacii_intellektualnoj_sobstvennosti.
3. Артамонов И.В. Государственная политика в области свободного программного обеспечения: Международный опыт // Известия БГУ. - 2013. - №3. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n7gosudarstvennaya-politika-v-oblasti-svobodnogo-programmnogo-obespecheniya-mezhdunarodnyy-opyt.
4. Артамонов И.В. Свободное программное обеспечение: преимущества и недостатки // Известия БГУ. - 2012. - №6. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svobodnoe-programmnoe-obespechenie-preimuschestva-i-nedostatki.
5. Всемирная организация интеллектуальной собственности [Электронный ресурс] URL: https://www.wipo.int/.
6. Дорошенко М.Е., Скрипкин К.Г. Развитие национального рынка программного обеспечения: альтернативы государственной политики // Форсайт. -2013. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-natsionalnogo-rynka-programmnogo-obespecheniya-alternativy-gosudarstvennoy-politiki.
7. Зубкова Т.М. Технология разработки программного обеспечения: учебное пособие / Т.М. Зубкова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный университет», Кафедра программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем. - Оренбург: ОГУ, 2017. - 469 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=485553.
8. Иванова А.Ю. Организационно-правовые методы защиты интеллектуальной собственности на созданные программные средства // Правовая информатика. - 2012. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pravovye-metody-zaschity-intellektualnoy-sobstvennosti-na-sozdannye-programmnye-sredstva.
9. Информационные технологии - словарь - часть 1 : фундаментальные условия - третий выпуск ISO ISO/IEC 2382-1-1993 Information Technology - Vocabulary - Part 1: Fundamental Terms - Third Edition [Электронный ресурс]. - URL: http://db3.mc.m:8080/jspui/bitstream/SBRAS/9193/1/IS0-IEC_2382-1.pdf
10. Официальный сайт «Лаборатория ММИС» [Электронный ресурс]. - - URL: https://www.mmis.ru/?ysclid=lskv47kc6s570153271.
11. Официальный сайт Moodle [Электронный ресурс]. - - URL: https://moodle.org/.
12. Сачков Д.И. Свободные программные продукты как объект интеллектуальной собственности // Baikal Research Journal. - 2012. - №5. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svobodnye-programmnye-produkty-kak-obekt-intellektualnoy-sobstvennosti.
13. Фирма 1:С. Каталог продуктов [Электронный ресурс] - URL: https://1c.ru/rus/products/products.htm?ysclid=lskwjwi7d9473290909.
14. Шелкович М.Т., Курдюкова А.И. Проблемы правового регулирования интеллектуальной деятельности программных комплексов искусственного интеллекта // Юридическая наука. - 2021. - №12. - URL: https://cyberleninka.ru/article/nyproblemy-pravovogo-regulirovaniya-intellektualnoy-sobstvennosti-rezultata-deyatelnosti-programmnyh-kompleksov-iskusstvennogo.