отвечают реалиям сегодняшнего дня, и смоделировали так называемые методы активного воспитания, необходимые для реализации социально-значимого потенциала студенческой молодёжи: (формирующие, социализирующие, проективные). Формирующие методы заключаются в передаче информации о принципах и нормах государственной политики. Они могут выражаться в разных видах групповой активности: от мозгового штурма до деловой игры. В результате использования формирующих методов происходит усвоение принципов, норм и ценностей гражданского поведения, анализ нравственного выбора. Столкновение разных точек зрения, а затем анализ определённой проблемы позволяет освободиться от стереотипного мышления и найти оптимальное решение проблемы. Перевести индивидуальную активность через ряд формирующих этапов в коллективную, то есть научить работе в команде, способствовать развитию профессиональной компетенции, способностей к креативному сотрудничеству, развитию коммуникации.
Следующий метод воспитательного воздействия - социализирующий, то есть формирующий понимание и систематизацию социальных требований. Данный метод выражается в субъектной деятельности студентов, связанной с реализацией навыков социализации. Они позволяют выстраивать модели профессиональной или общественной деятельности, в результате чего формируется психологическая готовность к таким видам деятельности, развиваются навыки организационной работы, лидерские качества. Проектный метод - это такой комплекс мер, при которых перед студентами ставится проблемная ситуация, способствующая возникновению мотивации. Происходит активизация проблемно-поисковых свойств личности, что в свою очередь приводит к мотивированному участию в самоуправлении. В результате этого формируется готовность к совместному решению учебно-воспитательных задач. Работа в коллективе способствует развитию таких важных качеств личности как умение
действовать слаженно в интересах коллектива, прислушиваться к чужому мнению и уважать позицию друг друга. Итак, использование методов активного воспитания способствует: развитию общей студенческой компетенции; интеграции индивидуальной активности в коллективную; развитию способностей от коммуникативных до организаторских; построению процесса воспитания с учётом требований современной молодёжной политики РФ; развитию личностно значимых качества студентов (навыки коммуникации, активная жизненная и гражданская позиция, умение работать в коллективе, быть востребованным на рынке профессиональных услуг); формированию гражданской позиции в соответствии с государственным заказом социума.
Таким образом, выделенные нами методы позволяют обосновать показатели гражданской позиции личности - формирование гражданской активности студентов должно проходить с использованием активных методов воспитания. Следовательно, для осуществления гражданского воспитания необходимо комплексное воздействие на личность студента. Развитие единства сознания и поведения. В целом анализ научных исследований, посвященный гражданскому воспитанию, показал, что именно в студенческом возрасте происходит расширение круга мотивов, потребностей, закрепляются способы поведения в коллективе, формируется установка на активную гражданскую позицию, проецируется на образовательную и профессиональную деятельность чувство гражданственности. Гражданственность рассматривается как обусловленная процессом воспитания внутренняя установка личности студента на социальные объекты. Опосредованная переживаниями, состраданием и совместной радостью, гордостью за свою страну, выраженную в совместной деятельности и гражданской активности через соучастие и внутреннюю потребность. То есть это комплекс таких значимых проявлений личности, как гражданское поведение и нравственные представления.
Библиографический список
1. Саенко Л.А. Институциональные факторы изменения социальных отношений безработных. Диссертация ... доктора социологических наук. Ставрополь, 2011.
2. Саенко Л.А. Молодёжь на рынке труда: предпочтения, проблемы, перспективы. Аспирантский вестник Поволжья. 2011; 3 - 4: 189 - 193.
3. Капустина З.Я. Социальный педагог: гражданственность профессионала: учебно-методическое пособие. Москва, 2012. References
1. Saenko L.A. Institucional'nye faktory izmeneniya social'nyh otnoshenij bezrabotnyh. Dissertaciya ... doktora sociologicheskih nauk. Stavropol', 2011.
2. Saenko L.A. Molodezh' na rynke truda: predpochteniya, problemy, perspektivy. Aspirantskij vestnik Povolzh'ya. 2011; 3 - 4: 189 - 193.
3. Kapustina Z.Ya. Social'nyjpedagog: grazhdanstvennost'professionala: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva, 2012.
Статья поступила в редакцию 30.04.15
УДК 004.7:37.02:378.016
Konopko E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Computer Science, North-Caucasus Federal
University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Khudoverdova S.A., senior teacher, North-Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
AN OVERVIEW OF OPEN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN UNIVERSITIES. In this article we have presented an overview of open educational technologies used in the educational process in a university. We have also analyzed modern educational organizations, which have electronic systems and learning platforms that meet the necessary requirements, forms and methods of teaching students in the modern system of education. In the course of the work we have analyzed free software that is usually used in educational organizations. The investigation of the application of computer training programs and electronic educational resources has been done. As a result, we concluded that the use in higher education e-learning technologies is beneficial to the psychological and pedagogical aspect of the educational process, including the development of individual abilities of students and teachers.
Key words: open educational technology, free software, information and learning environment, computer programs, electronic educational resources.
Е.А. Конопко, канд. пед. наук, доц. каф. информатики, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь,
E-mail: [email protected]
С.А. Худовердова, ст. преп. каф. информатики, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь,
E-mail: [email protected]
ОБЗОР СИСТЕМ ОТКРЫТЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗЕ
В данной статье представлен обзор систем открытых образовательных технологий, применяемых в образовательном процессе вуза. В статье также проанализированы используемые в настоящее время образовательными организациями электронные системы и платформы обучения, отвечающие требованиям, формам и методам обучения студентов в современной
системе образования. Проанализировано свободное программное обеспечение (СПО), используемое в образовательных организациях с целью применения компьютерных обучающих программ и электронных образовательных ресурсов. В результате был сделан вывод, о том, что применение в высших учебных заведениях электронных технологий обучения благоприятно сказывается на психолого-педагогическом аспекте образовательного процесса, в том числе способствует развитию индивидуальных способностей студентов и преподавателей.
Ключевые слова: открытые образовательные технологии, свободное программное обеспечение, информационно-образовательная среда.
Развитие аналитических способностей является одним из наиболее приоритетных направлений в современном процессе образования. Прогресс в сфере информационных технологий позволяет применять персональные компьютеры в качестве наиболее эффективного средства обучения. Автоматизация процесса обучения осуществляется с использованием компьютерных обучающих программ и электронных образовательных ресурсов, которые используются не только с применением локальных дисков, но и с применением компьютерных сетей. В последнем случае происходит формирование специализированной информационно-образовательной среды, позволяющей реализовать современные технологии обучения.
Для наполнения информационно-образовательной среды, а также для эффективного использования локальных и глобальных компьютерных сетей необходима оперативная разработка электронных образовательных ресурсов высокого качества, отвечающих современному состоянию науки в данной предметной области. Но для того, чтобы разрабатывать эти качественные ресурсы, нам нужно правильно выбрать те системы, в которых их можно разрабатывать. Для этого нами был проведён анализ необходимого программного обеспечения по экономическим и технологическим составляющим, которые делятся на закрытые/ несвободные и свободные/ открытые [1].
Так, например, применяя закрытое/несвободное ПО мы можем отметить следующее: пользователь, приобретая это ПО, получает ограниченные права на использование программного продукта, он также не имеет права передавать его другим лицам и обязан использовать ПО в рамках лицензионного соглашения. Лицензионное соглашение, как правило, регламентирует цели применения (например, только для обучения) и место применения (например, только для домашнего компьютера). В отличие от закрытого, открытое программное обеспечение имеет открытый исходный код, который позволяет любому человеку судить о методах, алгоритмах, интерфейсах и надёжности программного продукта. Открытость кода не подразумевает бесплатное распространение программы. Лицензия оговаривает условия, на которых пользователь может изменять код программы с целью её улучшения или использовать фрагменты кода программы в собственных разработках. Ответственность за нарушение условий лицензионного соглашения для открытого ПО аналогична закрытому/ несвободному.
Свободное программное обеспечение предоставляет пользователю права или свободы на неограниченную установку и запуск, свободное использование и изучение кода программы, его распространение и изменение. Авторы свободных программ передают любому пользователю следующие права и свободы:
1. Программу можно свободно использовать с любой целью.
2. Можно изучать работу программы и адаптировать её для своих целей. Условием этого является доступность исходного кода программы.
3. Можно свободно распространять копии программы.
4. Программу можно свободно улучшать и публиковать свою улучшенную версию - с тем, чтобы принести пользу всему сообществу. Условием этой свободы является доступность исходного текста программы и возможность внесения в них модификаций и исправлений.
Наш выбор применения СПО был продиктован также в соответствии с законодательством РФ, в котором порядок передачи прав на использование ПО регулируется действующими законами «Об авторском праве и смежных правах» и «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», а также Законом «О защите прав потребителей» [2; 3; 4].
Нами также были проанализированы используемые в настоящее время ведущими российскими и зарубежными образовательными организациями электронные системы и платформы обучения, отвечающие нашим интересам в соответствии с принадлежностью к свободному программному обеспечению, а также следующим основным характеристикам: модульность;
безопасность; обеспечение доступа; надёжность в эксплуатации; совместимость (соответствие стандартам); удобство использования и администрирования; стоимость ПО. Рассмотренные нами электронные системы управления обучением - это IT-решение для предоставления всем обучаемым дистанционного доступа к электронным учебным материалам и контроля эффективности обучения, управления документооборотом и отчётностью по тре-нинговым программам, реализации учебных мероприятий в режиме on-line. Такие системы позволяют организовывать полный цикл электронного и дистанционного обучения. К ним относятся:
Efront e-Learning platform. Поставщиком «eFront» является компания EPIGNoSiS Ltd, основанная в ноябре 2003 года в Афинах (Греция). Платформа предусматривает электронное обучение в качестве доминирующего подхода для развития человеческого капитала, образования и профессиональной подготовки кадров.
Moodle - Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment, т.е. модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда - свободная система управления обучением (LMS). Это действующий и постоянно развивающийся проект. Проект был внедрён Мартином Дугиамасом (Martin Dougiamas) в 90-х годах прошлого столетия. В настоящее время используется более чем в 100 странах 20 000 пользовательскими сообществами. Наиболее важной особенностью Moodle является то, что система создаёт и хранит портфолио каждого обучающегося: сданные работы, оценки и комментарии преподавателя, сообщения в форуме.
A-Tutor - канадская образовательная система (e-learning CMS). Применяется в разных странах, имеет локализацию более чем на 15 языках, насчитывает более 40 дополнительных языковых модулей и в настоящее время находятся в стадии разработки. В систему включены компоненты всех необходимых степеней сложности, по которым ранжируются образовательные среды. По словам разработчиков и пользователей, Система ATutor может претендовать на звание универсальной.
Claroline (Classroom Online) - платформа для электронного обучения (eLearning) и электронной деятельности (eWorking), первоначально создана в Бельгии в Институте педагогики и мультимедиа католического университета в Лувене (Catholic University of Louvain, Belgium). Она позволяет учителям создавать эффективные онлайн-курсы и управлять процессом обучения и совместными действиями через веб. Переведена на 35 языков, обладает обширным сообществом пользователей и разработчиков.
ILIAS Open Source LMS - свободная система управления обучением (LMS) и поддержки учебного процесса. Проект развивается с 1998 года. Система распространена в основном в высших учебных заведениях.
The Manhattan Virtual Classroom - это быстрый, стабильный и эффективный курс систем управления, которые работают на Linux и других Unix-подобных операционных системах. Написан на языке Си. Программное обеспечение распространяется под лицензией GPL (General Public License).
DodeboLMS - «Я научу» - обладает открытым исходным кодом учебной платформы. Система разработана в Италии.
LON-CAPA. Осенью 1992 года система CAPA (с помощью компьютерного индивидуального подхода) была апробирована в небольшом физическом институте на 92 студентах. Через 5 лет - в 1997 году - было начато обучение по курсу физики уже для 770 студентов. Сегодня, LON-CAPA является одним из двух централизованно поддерживающих курсов систем управления Московского государственного университета. Используется более чем в ста других учреждениях, начиная от уровня средней школы до аспирантуры.
Dokeos - платформа построения сайтов дистанционного обучения. Является результатом работы некоторых членов первоначальной команды разработчиков Claroline. Dokeos больше ориентирован на профессиональную клиентуру, например, на персонал предприятия. Название Dokeos относится как к прило-
жению, так и к сообществу, которое предлагает набор различных сервисов к платформе: хостинг, интегрирование контента, разработка дополнительных модулей, техническая поддержка и т.д.
SAKAI - виртуальная среда для организации обучения и совместной работы. Среди крупнейших университетов, использующих Sakai, можно назвать Стэнфордский университет, Мичиганский университет, Университет Калифорнии - Беркли, Йэльский университет др. В России система внедрена в СПбГУ и поддерживается Центром информационных ресурсов Смольного института свободных искусств и наук (факультет филологии и искусств) в сотрудничестве с компаниями «Би-Эй-Си», SUN Microsystems и Elluminate.
OLAT (Learning Management System (LMS) OLAT) - разрабатывается в Университете Цюрих с 1999 года, где она является основной образовательной платформой электронного обучения. В России система активно применяется в Ростовском государственном строительном университете.
Нельзя не отметить замеченные не только нами, но и многими исследователями [1; 5; 6] этой проблемы основные недостатки многих систем, которые можно разделить на три основные группы в связи с отсутствием:
1) возможности электронного документооборота,
2) поддержки русского языка,
3) российских сертификатов по защите информации.
Безусловно, навыки использования любой образовательной
среды или системы без существенных затруднений позволят не только перейти на другую систему, но и интегрировать имеющуюся информацию, что является, на наш взгляд, самым основным аспектом. Проанализировав все системы, мы остановили свой выбор на модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде MOODLE (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) [6]. На наш взгляд, Moodle является тем самым необходимым программным средством для автоматизации не только дистанционного обучения, очного и заочного, но и электронного в том числе. Немаловажными характеристиками системы Moodte являются возможности эффективного создания курсов и управления сложными проектами, а так же возможность работы под управлением LAMP.
LAMP - аббревиатура, обозначающая набор серверного программного обеспечения, широко используемый во Всемирной паутине. LAMP назван по первым буквам входящих в его состав компонентов:
Linux - операционная система GNU/Linux; Apache - веб-сервер; MySQL - Системы управления базами данных (СУБД); PHP - язык программирования для создания веб-приложений.
Практический опыт показал, что именно Moodle, несмотря на ряд несущественных замечаний, вполне отвечает всем требованиям, предъявляемым к таким системам. Свободные коды позволяют корректировать необходимые тонкости и нюансы, возникающие в ходе апробирования и внедрения того или иного модуля системы.
Итак, для более эффективного использования образовательной среды вуза нами была решена ещё одна задача - это обеспечение качественных образовательных услуг в удалённых регионах, не имеющих доступа к всемирной сети Internrt с помощью технологии Live CD.
Live CD (также LiveCD и CD Live Distro - англ. живой компакт-диск, произносится «лив си-ди») - операционная система, загружающаяся со сменного носителя (CD, DVD, USB-накопи-тель и т.д.), не требующая для своего функционирования установки на жёсткий диск. Этим же понятием обозначают и носители с такими ОС (иногда различают LiveCD, LiveDVD и LiveUSB в зависимости от носителя).
Библиографический список
Live CD позволяют быстро начать работу с компьютером, избегая длительного процесса установки ОС в постоянную память компьютера - винчестер. Запуск Live CD занимает обычно несколько минут, в то время, как первый запуск (установка) традиционных ОС зачастую требует от одного до нескольких часов. Некоторые Live CD созданы на основе операционных систем семейства Unix: GNU/Linux, FreeBSD, OpenBSD, NetBSD. OpenSolaris. Большинство же используемых LiveCD созданы на основе Linux. Использование Windows Live-CD является нарушением лицензии, да и возможности «живых» дисков на базе Windows минимальны.
Тем самым, Live CD можно представить в виде сборки операционной системы, которая не требует установки на винчестер, а для её запуска требуется лишь вставить в привод CD-ROM диск с операционной системой и настроить в BIOS загрузку с CD-ROM, после чего следует перезагрузить компьютер.
Так как комплекты Live CD могут включать в себя несколько носителей одновременно - на первом диске, к примеру, содержится сама ОС, графическая оболочка и базовые утилиты, а на всех последующих - специализированные приложения, расширяющие возможности ОС, то мы использовали предоставленные возможности ОС GNU/Linux и внедрили кейс-технологию, разместив на CD-диске или флеш-носителе (в зависимости от потребителя) образовательную среду Moodle [5].
СD-диск с установленным на него необходимым курсом в образовательной среде MOODLE выдаётся студенту, нуждающемуся в локальной версии, т.е. не имеющему возможности (по причинам удалённости или каким-либо другим) работы в Internet-œm Так как диск снабжён не только учебным курсом, но и непосредственно операционной системой Linux, то мы тем самым решаем ещё одну задачу по ознакомлению пользователей (в нашем случае - студентов) с возможностями работы со свободным программным обеспечением и, таким образом, расширяем его профессиональные навыки, развиваем инфоком-муникационную компетентность и повышаем информационную культуру [6].
Для профессорско-преподавательского состава формируется флеш-носитель, идентичный CD, выдающемуся студентам, но с отличными от них правами доступа к курсам. Преподаватель получает возможность создания или редактирования своего курса на любом доступном для него компьютере и в любое удобное для него время, что на наш взгляд, является актуальным, в связи с загруженностью ППС. После полной доработки курса, автор формирует архивный файл, который в дальнейшем добавляется к общей базе учебных курсов вузовской образовательной системы, и записывается, по мере необходимости, на CD для самостоятельной локальной работы студентов. Конечно, преподаватели, как и студенты, получают непосредственную возможность работы в новой для многих операционной системе, что позволяет совершить безболезненный переход работы персонала всего высшего учебного заведения на программное обеспечение нового типа.
На сегодняшний момент вышеизложенная технология проходит первоначальную апробацию, но уже имеет положительные результаты. Наиболее существенным из них является интенсивная наполняемость дисциплинарных курсов и повышение качества их содержания. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что применение в высших учебных заведениях электронных технологий обучения благоприятно сказывается на психолого-педагогическом аспекте образовательного процесса, в том числе способствует развитию индивидуальных способностей студентов и преподавателей, формирует навыки целепола-гания.
1. Богомолов В.А. Обзор бесплатных систем управления обучением. Educational Technology & Society. 2007: 188.
2. О защите прав потребителей. Закон РФ. 7.02.1992; № 2300-1 (ред. от 23.11.2009).
3. О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Закон РФ (в ред. Федеральных законов от 24.12.2002; № 177-ФЗ; от 02.11.2004 № 127-ФЗ; от 02.02.2006; № 19-ФЗ).
4. Об авторском праве и смежных правах. Закон РФ. 09.07.1993; № 5351-1.
5. Конопко Е.А., Худовердова С.А. Организация системы обучения с использованием открытых образовательных технологий в вузе. Модернизация системы непрерывного образования: сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. Махачкала, 2014: 609-615.
6. Преимущества Moodle. Available at: http://www.opentechnology.ru/info/moodle_about.mtd.
References
1. Bogomolov V.A. Obzor besplatnyh sistem upravleniya obucheniem. Educational Technology & Society. 2007: 188.
2. O zaschite pravpotrebitelej. Zakon RF. 7.02.1992; № 2300-1 (red. ot 23.11.2009).
3. O pravovoj ohrane programm dlya 'elektronnyh vychislitel'nyh mashin i baz dannyh. Zakon RF (v red. Federal'nyh zakonov ot 24.12.2002; № 177-FZ; ot 02.11.2004 № 127-FZ; ot 02.02.2006; № 19-FZ).
4. Ob avtorskom prave i smezhnyh pravah. Zakon RF. 09.07.1993; № 5351-1.
5. Konopko E.A., Hudoverdova S.A. Organizaciya sistemy obucheniya s ispol'zovaniem otkrytyh obrazovatel'nyh tehnologij v vuze. Modernizaciya sistemy nepreryvnogo obrazovaniya: sbornik materialov VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Mahachkala, 2014: 609-615.
6. Preimuschestva Moodle. Available at: http://www.opentechnology.ru/info/moodle_about.mtd.
Статья поступила в редакцию 12.05.15
УДК 378
Kostova S.A., teaching assistant, Sterlitamak branch of Bashkir state University, (Sterlitamak, Russia),
E-mail: [email protected]
FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF PROJECT ACTIVITIES. The article reveals the basics of ecological culture of personality, the characteristic of its basic components. In the context of the research, the author pays attention to the process of formation of ecological culture of younger schoolchildren in the course of project activities. Generalization and systematization of work experience in the primary school allowed the author to present and provide a theoretical justification for the algorithm of formation of ecological culture of pupils and to identify factors that influence the effectiveness of this process. The analysis fund of scientific and technical literature on the issue of research shows that environmental education develops in the world practice as a most important measure to overcome environmental hazards. The author lists and describes the stages in the formation of responsible attitude of students to nature. The work discusses the issues of project activities for primary school environmental content, which was carried out in the framework of the module "Environmental Health".
Key words: ecological culture, ecological education, project method, concept of project activities, stages of formation of ecological culture of personality, environmental activities.
С.А. Косцова, ассистент Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета,
г. Стерлитамак, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье раскрыта сущность экологической культуры личности, дана характеристика её базовых компонентов. В контексте своего исследования автор уделяет большое внимание процессу формирования экологической культуры младших школьников в ходе проектной деятельности. Обобщение и систематизация опыта работы в начальной школе позволила автору представить и теоретически обосновать алгоритм формирования экологической культуры учащихся и выявить факторы, которые оказывают влияние на эффективность этого процесса. Анализ фонда научной и специальной литературы по проблеме исследования показывает, что экологическое образование развивается в мировой практике как важнейшая мера преодоления экологической опасности. Приведены и описаны этапы формирования ответственного отношения школьников к природе. Рассмотрены вопросы организации проектной деятельности младших школьников экологического содержания, которая осуществлялась в рамках модуля «Здоровье окружающей среды».
Ключевые слова: экологическая культура, экологическое образование, метод проектов, концепция проектной деятельности, этапы формирования экологической культуры личности, экологическая деятельность.
Сегодня большинство учёных рассматривают экологическое образование как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориента-ций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде[1]. Реальное выражение ответственного отношения к природе - это овладение экологической культурой.
Необходимо отметить, что формирование экологической культуры личности - главная цель экологического образования, поскольку культура личности выступает регулятором отношений человека (общества) и природы. Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов: систему экологических знаний (естественнонаучных, ценностно-нормативных, практических); экологическое мышление; культуру чувства (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма и др.); культуру экологически оправданного поведения, характеризующего степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка. Проявлением экологической культуры является экологически обусловленная деятельность.
Важно подчеркнуть, что формирование экологической культуры личности как цели экологического образования предполагает комплексное воздействие на сферы сознания личности: когнитивную, аффективную и деятельностную. В связи с этим, экологическая культура формируется как качественное новообразование личности, ибо личность - понятие социального происхождения.
В контексте своего исследования под экологической культурой мы понимаем часть общей культуры - совокупность гармонично развитых интеллектуальной, деятельностной, эмо-
ционально-чувственной сфер, обеспечивающих экологически обоснованное взаимодействие человека с окружающим миром (природной и социальной средой, людьми, самим собой).
Общее представление об экологической культуре конкретизируется на каждом этапе развития личности определёнными показателями, что обусловлено психологическими особенностями возраста. Уровень развития экологической культуры выступает, таким образом, в качестве критерия экологической воспитанности ребёнка.
Понятие экологической культуры - комплексное, распространяющееся на весь спектр взаимоотношений человека с окружающей средой и пронизывающее всю личностную структуру. Оно включает в себя бережное, ответственное отношение к окружающему миру, любовь к природе и ряд других понятий, которые неоднократно выдвигались как самостоятельные цели экологического воспитания. Целевая установка определяет сущность понятия «экологическое воспитание» (употребляемое в данном случае и далее в более узком смысле - как целенаправленный педагогический процесс).
Учитывая непрерывный характер развития личности, необходимость придания педагогическому процессу целостного характера, мы считаем целесообразным в качестве целевой установки определить развитие экологической культуры личности и в процессе образования, и воспитания. Именно поэтому, наиболее эффективным методом в формировании экологической культуры личности может выступать проектный метод.
Здесь мы считаем возможным рассмотреть методические особенности формирования экологической культуры учащихся начальной школы с использованием названного метода.
Метод проектов рассматривается как способ организации совместной учебно-познавательной, творческой или игровой