УДК 378.14:338.24 С.М. Никитенко, Л.П. Патракова ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
Объем реализуемой наукоемкой продукции на мировом рынке доходит до 2,3 триллионов долл. в год (на долю России приходится только 0,3% этого рынка). В настоящее время
уровень капитализации доходов от интеллектуальной собственности в России, накопленной за 13 лет действия Патентного закона Российской Федерации, составляет не более 2 процентов [1]. Именно поэтому формирование и развитие системы управления объектами интеллектуальной собственности (ОИС) напрямую связано с основными стратегическими целями государственной политики.
Патентные портфели предприятий и регионов - это проявление высокого уровня квалификации специалистов и инновационного потенциала, который способствует повышению рыночной стоимости предприятий, инвестированию, формированию новых секторов рынка. Многообразие форм
коммерческой реализации прав на ОИС, которые вытекают из специфики и многоаспектного характера этих объектов, позволяют их неоднократно эксплуатировать с получением прибыли путем: использования объектов интеллектуальной собственности в собственном производстве и реализации на внутреннем и внешнем рынках инновационной продукции; реализации прав в виде предоставления лицензий на использование или уступки патента; внесения в уставный капитал стоимости прав на запатентованные продукты и технологии с образованием новых наукоемких компаний.
Исследование состояния патентной защиты и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности в Кеме-
ровской области показало, в Сибирском федеральном округе (СФО), который включает 16 регионов РФ, Кемеровская область входит в состав определяющих изобретательскую активность, занимая ведущие позиции по количеству поданных заявок на все виды промышленной собственности (1-7 места).
Ежегодно кузбасскими заявителями подается в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам более 250 заявок на изобретения и от 80 до 100 заявок на полезные модели. За период 2000-2005 г.г. в Кемеровской области в общей сложности поданы в РОСПАТЕНТ 1356 заявок на изобретения и 491 заявка на полезную модель. При этом в Кемеровской области в 2004 г. были использованы в производстве только 19 изобретений, в 2003 г.
- 47 изобретений. В 2004 г. в Кемеровской области использовались 8 полезных моделей и всего один промышленный образец.
Проведенные исследования свидетельствуют о высоком изобретательском и инновационном потенциале региона, грамотное управление которым на системной основе предполагает вполне определенные экономические преимущества. Были исследованы 92 предприятия и организации региона, патентующих разработки. Из анализа следует, что более половины (52%) патентов получили образовательные учреждения, где сосредоточен основной научный потенциал региона (причем, из образовательных учреждений наибольшее количество патентов получили ВУЗы региона - около 30%). Создаваемые ими ОИС часто основаны на новых фундаментальных исследованиях и могут отно-
ситься к области высоких технологий, способных создать прорывные направления и формировать новые секторы рынка региона, но чаще всего ВУЗы не имеют средств на подготовку созданных инноваций к реализации, без чего невозможна их передача в производство и затруднена продажа лицензий.
Задачи управления интеллектуальной собственностью в целом включают выявление ОИС в соответствии с принятой стратегией бизнеса, выбор оптимальной формы их правовой охраны и эффективное использование [2]. Основной задачей региональной инфраструктуры управления ОИС является эффективная система выявления, защиты и реализации объектов интеллектуальной собственности в интересах технического и экономического развития региона. При разработке модели региональной системы управления объектами интеллектуальной собственности (СУОИС) авторами используется системный подход с формированием структурно - элементного состава объекта [ 3 ].
Система управления в целом отражает основные этапы и подсистемы формирования,
коммерциализации и управления ОИС. В функциональной модели отражены: влияние
окружающей среды X^), результативные показатели системы управления ОИС у(^), формирование управляющих решений на уровне региона
и (?) . Подсистема управления
ОИС отражена введением элементов: мониторинга формирования ОИС на уровне региона
(подсистема контроля), коммерциализации ОИС (выработка решений по коммерциализации ОИС на уровне Совета,
130
С.М. Никитенко, Л.П. Патракова
Коллегии), подсистемы управления (Совет по управлению ОИС) - формирует управляющие решения.
Входные х(1) и выходные
показателями у(:), которые в системах контроля, в элементах и подсистемах аккумулируется в измерителях информации и подаются в подсистему по управлению ОИС, в котором находится сравнивающий элемент, функционирование которого выявляет проблемные ситуации. Выбор желаемого состояния системы для аналитического мониторинга определяется выходными показателями
системы у(1), по которым осуществляется сравнение с желаемым (заданным) показателем в блоке сравнения. Если
...ж и , Г\
у — у ф 0, для данного объекта управления выявляется проблемная ситуация и формулируется цель и ограничения (финансовые, временные, кадровые, организационно-
методические) для определения путей выхода из проблемной ситуации.
Определение желаемого состояния обуславливается задачами экономического развития на данном этапе. Управленческие решения (законодательные, нормативно- правовые, постановления, программы, меры и т.д.) реализуются в специально сформированных структурах и требует участия специалистов, имеющих необходимые знания,
опыт и соответствующие полномочия.
Таким образом, понятие системы управления объектами интеллектуальной собственности может быть определено, как управление процессами формирования и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, включающее мониторинговую часть, контролирующую изменение параметров системы (сбор, оценка текущего состояния объекта и выявление проблемных ситуаций) и управляющую часть, включающую выработку и реализацию целенаправленных воздействий на объект для достижения поставленной цели, которая определяется желаемым (заданным) состоянием выходных показателей систем управления.
В рамках реализации системы управления (СУ) ОИС предлагается создание и развитие недостающих элементов инфраструктуры, обеспечивающих ее функционирование:
- учет и инвентаризацию ОИС, формирование баз данных;
- мониторинг и ситуационный анализ динамики защиты и коммерциализации ОИС Кемеровской области (подсистема контроля) по выходным показателям функционирования системы управления ОИС;
- обеспечение консалтинговой поддержки функционирования системы управления объектами интеллектуальной собст-
венности - региональные консалтинговые центры правовой защиты и коммерциализации ОИС;
- обеспечение образовательной поддержки функционирования системы управления объектами интеллектуальной собственности (подготовка и повышение квалификации кадров, в том числе управленческих, в области управления ОИС, повышение уровня инновационной культуры в компаниях малого бизнеса);
- подготовка профессиональных кадров: патентоведов, патентных поверенных, менеджеров по управлению ОИС, лицензированных оценщиков (недостаток профессионально подготовленных кадров сказывается на качестве оформления патентов и, как правило, ведет к потере или сужению секторов рынка инновационной продукции);
- обеспечение финансовой поддержки в т.ч. формирование региональных фондов поддержки охраноспособных наукоемких разработок.
Реализация СУ ОИС предполагает создание:
- Коллегии экспертиз - экспертиза и выработка решений по коммерциализации ОИС на уровне региона, обоснование управляющих решений на основе анализа результативных показателей системы управления и сравнения с желаемыми (заданными) показателями СУ ОИС;
- Совета по управлению ОИС при АКО - формирование законодательных в т.ч. налоговых, финансовых управляющих воздействий;
- региональных программ, обеспечивающих систему мероприятий поддержки и развития инфраструктуры управления ОИС, введения налоговых льгот
правообладателям, вводящим в хозяйственный оборот ОИС, формирование цивилизованного рынка лицензий, интегрирование СУ ОИС в стратегию инновационного развития региона.
Предлагается так же уделить особое внимание внедрению локальных систем управления ОИС в вузах и научно-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
исследовательских организациях, как основных элементов инфраструктуры, формирую-
щих инновационный потенциал региона, путем создания и развития офисов защиты и коммерциализации ОИС, центров трансфера технологий, инновационных центров.
1. Промышленная собственность. 2005. № 9. С. 5-8.
2. Зинов В Симонов Б.П. Патентной системе страны -50 лет //Интеллектуальная собственность..Г. Управление интеллектуальной собственностью. Учеб. Пособие. - М: Дело, 2003. 512 с.
3. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. Учеб. пособие для вузов.- М.: Высш. шк., 1989. 367 с.
□ Авторы статьи:
Никитенко Сергей Михайлович
- канд.экон.наук, начальник научно-исследовательского сектора Куз-
ГТУ
УДК 332.14 (571.17)
Патракова Людмила Петровна ■ начальник отдела защиты и коммерциализации ОИС КемГУ
Т.А.Козел
РАЗВИТИЕ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РАБОТНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ г. КЕМЕРОВО)
Постепенная адаптация отечественных производителей к конкуренции внутри страны и за ее пределами требует решения широкого комплекса задач по структурной и институциональной перестройке экономики страны в соответствии с требованиями международного рынка. Одним из требований для вступления России в ВТО является не только высокое качество продукции, но и потребность в конкурентоспособных работниках. Для этого целесообразно сформировать разветвленную систему рыночной инфраструктуры, которая бы реагировала на изменения конъюнктуры спроса и предложения на рынке труда и воспроизводила для него конкурентоспособных работников.
Сегодня активно формируются рыночные инфраструктуры подготовки конкурентоспособных работников, способные вести подготовку и переподго-
товку за короткий период времени для новых секторов экономики (основанной на знаниях, интеллектуальной собственности и др.), характеризующихся большой долей человеческого капитала и обладающих конкурентными преимуществами. Они обеспечат эффективное функционирование системы повышения конкурентоспособности работников, в том числе со среднеспециальным и высшим образованием.
Под конкурентоспособным работником следует понимать лицо, обладающее конкурентным преимуществом перед работниками (конкурентами) своей профессии, полученное путем предоставления потребителям (работодателям) больших благ. Конкурентное преимущество возникает у работника за счет полученных им новых знаний, основанных на информационных и компьютерных технологиях, ко-
торые легко адаптируются к изменяющимся условиям рынка. Показателями конкурентоспособности работника являются: качественные характеризующие полезный эффект профессии -совокупность свойств измеряемые нормативным, экспериментальным, экспертным методами; количественные показатели, оценивающие профессии по однородным параметрам.
На рынке труда г. Кемерово существует разрыв между спросом и предложением [1].
Несбалансированность спроса и предложения рабочей силы на регистрируемом рынке труда выразилась в профессиональноквалификационном несоответствии структуры вакансий составу граждан, ищущих работу, что обусловлено многими причинами, среди которых: реструктуризация отраслей экономики, сопровождающаяся высвобождением занятого персонала; изме-