Научная статья на тему 'Интеллектуал в среде протолюдинов: исторический феномен или метаморфоза культуры Возрождения? (о деятельности Бернардино сиенского)'

Интеллектуал в среде протолюдинов: исторический феномен или метаморфоза культуры Возрождения? (о деятельности Бернардино сиенского) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
44
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕРНАРДИНО СИЕНСКИЙ / ВОЗРОЖДЕНИЕ / ИТАЛИЯ / ПРОПОВЕДЬ / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / SAINT BERNARDINO OF SIENA / THE RENAISSANCE / ITALY / SERMON

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рыжкова Наталья Анатольевна

Статья посвящена анализу проповедей францисканца Бернардино Сиенского (1380-1444). Бернардино предстает высокообразованным оратором, который намеренно делал свою проповедь простой и понятной народу. Благодаря этому проповеди Бернардино отражают мир Италии XV века: экономическую и политическую жизнь, быт горожан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTELLECTUAL AMONG THE COMMON PEOPLE: HISTORICAL PHENOMENON OR METAMORPHOSIS OF THE RENAISSANCE CULTURE? (CONCERNING THE SERMONS BY BERNARDINO FROM SIENA)

The paper deals with the analysis of the sermons by Bernardino from Siena (1380 - 1444). Bernardino is described as a highly educated orator whose intention was to make his sermons easy and understandable for the common people. That is why Bernardino's sermons represent the world of Italy of the 15th c., its economic and political life as well as the everyday life of the townsfolk.

Текст научной работы на тему «Интеллектуал в среде протолюдинов: исторический феномен или метаморфоза культуры Возрождения? (о деятельности Бернардино сиенского)»

Н. А. Рыжкова

(Иваново)

ИНТЕЛЛЕКТУАЛ В СРЕДЕ ПРОСТОЛЮДИНОВ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ИЛИ МЕТАМОРФОЗА КУЛЬТУРЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ? (о деятельности Бернардино Сиенского)

Для современного исследователя Средневековья (как, впрочем, и других эпох) стало вполне привычным разделение культуры на ученую и профанную1. Ученая культура была традиционно связана с книжностью и латынью. В Западной Европе она и сама дистанцировалась от народной культуры простолюдинов, составлявших в указанную эпоху, по меткому выражению А. Я. Гуревича, «безмолвствующее большинство»2. Однако на исходе Средневековья, в XV веке в Италии мы наблюдаем явление, которое способно разрушить устоявшиеся традиционные представления о сущности различных пластов культуры, их взаимодействии и взаимовлиянии. Речь идет о деятельности знаменитого по всей Италии народного проповедника Бернардино Сиенского (1380-1444).

Бернардино прославился своим красноречием, покорявшим сердца народа. Его речи собирали толпы слушателей на городских площадях. Знаменитый оратор объездил с проповедями почти всю Италию - от Милана до Александрии, от Г енуи до Бергамо, от Мантуи до Феррары, от Пьяченцы до Перуджи3.

© Рыжкова Н. А., 2009

1 Бахтин М. М. Творчество Француа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965; Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990; Он же. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.

2 Гуревич А. Я. Средневековый мир... С. 3.

3 Сведения о биографии Бернардино см.: Bisticci V. da. Vite di uomini illustri del secolo XV. Firenze, 1859; A Documented History of the Franciscan Order (1182-1517). Washington, 1944; Dizionario biografico degli italiani. Vol. 9. Roma, 1967.

Высокообразованные люди эпохи Возрождения - гуманисты - составляли интеллектуальную среду, в целом изолированную от широких масс городского населения. На этом фоне глубоко образованный, но «идущий навстречу» народу Бернардино выглядел специфично. Оратор, прекрасно владевший латынью (судя по дошедшим до нас обширным «фолиантам» XV в., написанным его рукой) с легкостью употреблял в речи простонародную лексику. Нередко он использовал даже несколько грубые выражения: «Как только ты услышишь, что кто-нибудь говорит зло о людях, - говорил Бернардино, - зажми себе нос и скажи: “У! Воняет!”»4. Героиню одного из своих рассказов, которая, будучи неряшлива, скрывала это, он называл свиньей, которая хотела казаться крольчихой5.

Бернардино дополнял свои выступления мимикой, жестами, звукоподражанием, что превращало их в настоящие спектакли. «Видел ты, как кто-нибудь сердится на другого? - спрашивал проповедник, и сам отвечал: - Он показывает это свиным рылом, вот так, видишь?»6. Или еще: «Те, которые так сплетничают, и желают остаться незамеченными, похожи на лягушку. Знаешь, как квакает лягушка? Лягушка делает /так/: qua, qua, qua, qua. Я уже шел к вам, - добавил он, - когда они /лягушки/ так квакали: ква, ква»7. Звукоподражание мы встречаем и в других текстах: «Гусь взлетает, и кричит, и бежит: “Га, га, га, га”, - а потом садится на землю»8.

Отметим эту готовность высокообразованного оратора использовать сугубо простонародные речевые приемы и яркое, но превращавшее оратора в «шута» невербальное общение.

4 Bernardino da Siena. Le prediche volgari di S. Bernardino da Siena, dette nella Piazza del Campo l’anno 1427. Vol. 1-3. Siena, 1880-1888. Vol. 1. P. 154.

5 Ibid. Vol. 2. P. 130-131. Искусство красноречия Бернардино в исторической литературе общепризнано. Из зарубежных исследований см., напр.: Cantini G. S.Bernardino da Siena perfetto predicatore // San Bernardino da Siena. Saggie e ricerche pubblicati nel quinto centenario della morte (1444-1944). Milano, 1945.

6 Bernardino da Siena. Le prediche... Vol. 1. P. 154.

7 Ibid. P. 184.

8 Ibid. P. 337.

Автор солидных трудов по экономической теории9, он активно обсуждал в проповедях темы повседневной жизни горожан. Его речи были посвящены самым разным вопросам - религиозным, бытовым, нравственным, экономическим, социальным, иногда политическим (проблеме преодоления раздробленности Италии, в частности). Он говорил об искусстве проповеди; две большие речи посвятил пороку содомии. Иногда он специально обращался к темам, которые были более интересны женщинам. Много внимания уделял женской роскоши, приводя колоритные описания женских нарядов, которые можно было увидеть в его время на улицах итальянских городов.

Обращаясь к мужчинам, Бернардино говорил о честной и неправедной торговле, приводил примеры того, как некоторые лавочники обманывали покупателей; призывал слушателей быть бдительными. Он красочно описывал, как торговцы обвешивали или обсчитывали покупателя, растягивали ткань, чтобы искусственно удлинить ее, или увлажняли товар, чтобы увеличить его вес. Проповедник рассматривал различные виды коммерческих сделок, в том числе ростовщические.

9 В своих латинских сочинениях Бернардино подробно рассматривал проблемы займов, процента, ростовщичества, а также понятия денег и капитала, справедливой цены и другие вопросы экономики: Bernardinus Senensis. Quaddragessimale de cristiana religione. Basel, 1490; Idem. Ser-mones de Evangelio aeterno. Basel, 1490-1495, Idem. De contractibus et usuris. Strassburg, 1474. Недаром некоторые исследователи называли его «лучшим экономистом средних веков» и «одним из числа величайших экономистов всех времен» (Gilchrist J. L’applicazione pratica delle teorie// L’etica economica medievale. Bologna, 1974. P. 170; RooverR. de.

S. Bernardino of Siena and Antonino of Florence the Two Great Economic

Thinkers of the Middle Ages. Boston, 1967. P. 41). В западной исторической

литературе концепции капитала, справедливой цены Бернардино Сиен-

ского вполне серьезно рассматривают в рамках изучения экономической мысли позднего Средневековья (Baldwin J. W. The medieval theories of the Just Price // Transactions of the American Philosophical society. Vol. 49. P. 4. Philadelphia, 1959; Barbieri G. Le dottrine economiche medioevale // Citta mercanti dottrine nell’economia europea dal IV al XVIII secolo. Milano, 1964;

Trugenberger A. S. Bernardino da Siena. Considerazioni sullo sviluppo dell’etica economica cristiana nel primo Rinascimento. Roma, 1951).

Бернардино поднимал даже такие специфические темы, как кормление младенца грудью и его совместный сон с матерью, приглашение в дом кормилицы10 и многое другое. Казалось бы, что мог знать обо всем этом монах, не имевший собственной семьи? Но сказывался, видимо, его богатый опыт общения с людьми самых разных социальных слоев.

Проповедник красочно описывал быт и нравы торговоремесленного населения итальянских городов (таверну, аптеку, торговую лавку). Он рассказывал множество случаев из жизни простых горожан и крестьян, пришедших в город. Героями его историй были дети и старики, мужчины и женщины, купцы и мелкие лавочники, ремесленники и монахи.

Итальянские гуманисты в своих сочинениях не затрагивали всего спектра вопросов, к которым обращался сиенский проповедник. Правда, они обсуждали темы семьи и воспитания детей, поднимали вопрос о социальной роли женщины11. Но, так или иначе, гуманисты не отражали в своих сочинениях всех аспектов современной им городской жизни. Напротив, речи Бернардино можно считать своеобразной энциклопедией повседневной жизни, быта и нравов итальянского города XV в.

Имея знатное происхождение и будучи высоко образован-ным12, Бернардино достаточно близко общался с простыми горожа-

10 Bernardino da Siena. Le prediche. Vol. 1. P. 108-109, 174-175; Vol. 2. P. 81-85, 103, 157-160; Vol. 3. P. 253, 360.

11 Альберти Л. Б. О семье // Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: Быт, нравы, идеалы. М., 1996; Palmieri M. Vita civile. Firenze, 1982; Фичино М. В чем состоит счастье, какие оно имеет ступени, о его вечности // Опыт тысячелетия. С. 442-450. Примечательно, что в этих вопросах высказывания гуманистов часто были вполне созвучны с позицией их идейных оппонентов - представителей католической церкви, в частности, Бернардино.

12 Проповедник получил прекрасное образование. Он интенсивно изучал философию, право, теологию и Священное Писание, латинский язык. Есть сведения, что его наставником в искусстве риторики был гуманист Гуарино да Верона (Tiraboschi G. Storia della letteratura italiana. T. VI, pars. 2. Modena, 1776. P. 364; Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения: опыт исследования. М., 1996. С. 208). Исследователи приводят данные о том, что в юности он увлекался античной поэзией, в частности, лирикой

нами и жителями сельской округи. Есть сведения, что проповедник нередко сам отправлялся в среду городских ремесленников, чтобы встречаться с ними, изучать их нравы и наставлять в благочестии13.

Мезини утверждает, что Бернардино даже овладел несколькими рабочими специальностями: он был каменщиком, слесарем, портным, и даже санитаром14. По некоторым данным, во время чумы 1400 г. Бернардино ухаживал за больными. Столь разносторонняя деятельность в целом не была свойственна интеллектуалам того времени.

Важно отметить, что многие из занятий знаменитого оратора скорее подошли бы простому горожанину, чем ученому монаху. Примечателен уже сам факт, что отпрыск древнего итальянского рода, прекрасно знавший латынь, изучавший философию и право, овладел столь неблагородными профессиями. Здесь, как и в его проповеднической деятельности на городских площадях, ярко проявилось стремление Бернардино идти «в самую гущу народа». Тем самым он приближал себя, яркого представителя ученой культуры эпохи, к массовой культуре городской среды, к уровню запросов простолюдинов.

Этот факт сближения двух пластов культуры в личности Бернардино нашел прямое отражение в неоднозначности оценки в историографии его места и роли в культуре Возрождения. Сиенского проповедника традиционно относят в народным пластам ренессансной культуры. При этом подчеркивают простонародный язык его речей, ораторские приемы (мимику, жесты, звукоподражание), а также тематику итальянских проповедей, максимально приближенную к интересам простолюдинов15. Однако не учитывается ни уровень его образования, ни его латинские сочи-

Овидия (Краснова И. А. Образ жизни и строй чувств женщин в итальянских проповедях эпохи раннего Возрождения // Человек в культуре Возрождения. М., 2001. С. 65). По некоторым источникам, Бернардино обучался в столь любимом им сиенском университете.

13 Mesini C. La sociologia di San Bernardino da Siena // San Bernardino da Siena. Saggie e ricerche pubblicati nel quinto centenario della morte (1444-1944). Milano, 1945. P. 348.

14 Ibid.

15 Гуковский М. А. Указ. соч. С. 553-554.

нения, значительные по объему и глубине разработки разных вопросов, прежде всего, вопросов экономической теории. Но ведь по этим признакам Бернардино прямо можно отнести к представителям ученой культуры эпохи.

Тем не менее, практически все исследователи признают влияние Бернардино (и других народных проповедников Средневековья и Возрождения) на образ жизни и формирование стереотипов сознания городской среды эпохи16. Это также выделяет его из народной культуры, поскольку влиять на нее он мог лишь в том случае, если не был ее частью.

Другое дело, что и сам проповедник испытывал влияние простонародной городской культурной среды, стремясь адаптировать свои речи к потребностям и уровню восприятия его аудитории. Нам представляется более обоснованным считать Бернардино представителем той части ученой культуры, которая сознательно взаимодействовала с народной средой, заимствовала у нее тематику и внешние формы речи, одновременно оказывая прямое влияние на ее содержание.

Рассматривая личность Бернардино как представителя образованных слоев населения, нельзя не затронуть вопрос о его взаимоотношениях с гуманистами. Ведь именно они сознавали себя представителями интеллектуальной элиты изучаемой эпохи. И здесь обнаруживаются интересные детали.

Примечательно, что многие гуманисты относились к Бернардино с большим почтением. Его красноречием и убедительностью восхищались Франческо Барбаро, Бернардо Джустиниани, Амброджио Траверсари. Бартоломео Фацио писал: «Сиена снискала [себе] немало славы [деятельностью] Бернардино, теолога и философа. <...> Он был человеком красноречивым и искусным в рассуждениях, обладал невероятной памятью и столь изящной манерой говорить, что никогда не вызывал у слушателей чувства пресыщения. <.> Он оказал помощь и поддержку душам многих

16 Краснова И. А. Брак и семья в городе: Флоренция XIV-XV вв. // Город в средневековой цивилизации Западной Европы. В 4 т. М., 1999. Т. 1. С. 213-220; Она же. Деловые люди Флоренции XIV-XV вв.: В 2 ч. М.; Ставрополь, 1995. Ч. 2. С. 154; Гуковский М. А. Указ. соч. С. 553554; Mesini C. Ор. С! Р. 348-349.

людей»17. Леонардо Бруни в одном из писем благодарил Бернардино за его проповеди - «Божественные трапезы, которыми нельзя насытиться»18.

Если проанализировать конкретные черты сиенского проповедника, ставшие привлекательными для гуманистов, можно заметить, что это, прежде всего, его ораторское искусство. Именно красота его речи, яркое, живое и эмоциональное изложение мыслей, включение в проповедь рассказов, басен, анекдотов, применение жестов и мимики привлекло внимание гуманистов. Возникает ощущение, что они увидели в нем, прежде всего, ритора, а не религиозного деятеля. Поджо даже обвинил Бернардино в том, что тот, увлекаясь красноречием, мало значения придавал содержанию проповеди19. Это обвинение, на наш взгляд, прямо связано со спецификой восприятия гуманистами речей Бернардино. Оно не имеет отношения к личности самого проповедника, чья искренность усилий по восстановлению нравов не вызывает особых сомнений (хотя формат статьи не позволяет нам аргументировать этого утверждение).

И все же некоторые гуманисты отметили значимость содержания его проповедей, посредством которых сиенский проповедник «оказал помощь и поддержку душам многих людей»20.

Возникает закономерный вопрос: феномен Бернардино, который был заметной фигурой в среде образованных представите-

17 Цит. по: Tiraboschi G. Op. cit. P. 365. Ту же цитату на латыни приводит Р. Гвиди: Guidi R. L. Il dibattito sull’uomo nel Quattrocento. Roma, 1998. P. 1025.

18 S. Bernardino da Siena. Introduzione // Prosatori volgari del Quattrocento. Milano-Napoli, 1955. P. 41.

19 Браччолини П. Застольный пир о жадности, расточительстве, о брате Бернардино и других проповедниках // Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV в.). М., 1985. С. 73-107.

20 Мы говорим о Бартоломео Фацио, слова которого цитирует Тира-боски (Tiraboschi G. Op. cit. P. 365). Ту же цитату на латыни приводит Р. Гвиди: Guidi R. L. Op. cit. P. 1025). Хотя нельзя точно утверждать, что всех остальных гуманистов привлекла лишь форма речей Бернардино, а их содержание никак не тронуло. Ведь уже сам факт того, что столько гуманистов восхищались проповедником, свидетельствует о том, что они посещали его выступления.

лей церкви и, в то же время, создал целый пласт городской народной культуры, - это единичное явление или, напротив, характерное для его эпохи? Прямо и однозначно ответить на него сложно. С одной стороны, народная проповедь как жанр была известна еще с периода классического Средневековья21. И она всегда была способом воздействия ученой культуры на народную. Хотя уровень образованности конкретного проповедника в каждом отдельном случае проследить трудно. Тем более, что нам известно не так много проповедников в средневековой Европе, которые говорили со слушателями не на латыни, а на понятном всем народном языке. А. Я. Гуревич обстоятельно изучал деятельность немецкого народного проповедника - францисканца второй половины XIII в. Бертольда Регенсбургского22.

Отметим, что у Бертольда в Германии второй половины XIII в. и Бернардино в Италии XV в. есть немало общего. Оба они после себя оставили латинские сочинения, хотя прославились в своих странах проповеднической деятельностью на городских площадях. Оба оратора произносили свои речи на народном языке, использовали приемы красноречия в народных проповедях. Только немецкие проповеди Бертольда дошли до нас в записи, созданной уже после его смерти, и выявить в этих текстах живую речь проповедника гораздо сложнее. Хотя, как подчеркивает А. Я. Гуревич, записи немецких проповедей явно были сделаны одним из учеников Бертольда, хорошо знакомым с живой речью проповедника при его жизни23.

Напротив, тексты проповедей Бернардино сохранились в записи, сделанной при его жизни. Это дает исследователю замечательную возможность «услышать» проповеди сиенского оратора, прочитанные на площади перед жителями итальянских городов. М. А. Гуковский подчеркивает, что дошедшие до нас тексты про-

21 Обычно под термином «народная проповедь» понимают проповедь, которая произносилась не на латыни, а на одном из простонародных языков (в данном случае - итальянском), и была адресована самой широкой аудитории. Теоретически этот термин был разработан в трудах А. Я. Гуревича. См.: Гуревич А. Я. Средневековый мир.; Он же. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.

22 Гуревич А. Я. Средневековый мир... С. 178-264.

23 Там же. С. 184-185.

поведей сохранили весь их колорит: «Когда читаешь эту запись, кажется, что стоишь в густой толпе народа, ловящей каждое слово, произносимое любимым учителем», - пишет исследователь24.

До нас дошли тексты 45 проповедей Бернардино, прочитанных в Сиене в период с середины августа до конца сентября 1427 г. Они сохранились в записи одного из его слушателей и почитателей, стригальщика шерсти Бенедетто ди Бартоломео25. Нанесенные на покрытые воском таблички, эти тексты передают всю специфику живой речи проповедника.

Г. Кантини подчеркивает, что tachigraphi (быстрые записи), которые практиковались в XV в., были очень точными26.

Нам совсем немного известно о человеке, сохранившем в записи тексты проповедей Бернардино Сиенского. Но, несмотря на то, что он был «человеком из народа» (судя по роду его занятий), мы можем утверждать, что он был достаточно образованным. Ведь он сумел не только очень скрупулезно и точно стенографировать речи проповедника на простонародном итальянском языке. Он также фиксировал цитаты на латыни, которые довольно часто использовал Бернардино в своих проповедях. Конечно, это невозможно было сделать без собственного знания латинского языка.

Однако, несмотря на распространенность в средние века и эпоху Возрождения практики использования tachigraphi, записи речей Бернардино оказались в числе немногих дошедших до нас народных проповедей XV в. И хотя известны имена некоторых других итальянских проповедников указанного периода, это были, главным образом, ученики Бернардино. Архиепископ Флоренции Антонино, современник сиенского оратора, сочинения которого сохранились, был видным церковным деятелем, но не проповедовал на городских площадях.

Все это позволяет утверждать, что деятельность Бернардино не была типичным явлением эпохи Возрождения. Специфичность положения высокообразованного оратора, постоянно вращавшегося в народной культурной среде, побуждает считать его историческим и культурным феноменом.

24 Гуковский М. А. Указ. соч. С. 553.

25 Bernardino da Siena. Le prediche... Vol. 1-3.

26 Cantini G. Op. cit. P. 229.

Однако, это же утверждение можно отнести и к другим образованным народным проповедникам средних веков и Возрождения. И тот факт, что мы знаем их не так много, только подтверждает специфичность изучаемого явления. Нам кажется, что это связано не столько с ограниченностью дошедших до нас сведений, сколько с немногочисленностью таких ораторов. Ведь подобная деятельность требовала от человека и высокого уровня знаний, и ораторского мастерства, и умения убедить в правоте своих суждений и воздействовать на аудиторию. Проповедник также должен был быть яркой личностью, способной «зажечь» своими слушателей идеями.

Бернардино Сиенский, бесспорно, был такой личностью. Известно, что после его проповедей против излишеств, роскоши и моды во Флоренции и в Сиене пылали roghi di уапйа (костры для суетного), в которых женщины, будучи под впечатлением от услышанного, сжигали свои роскошные наряды27. К. Мезини утверждает, что знаменитый оратор также заставил сиенские власти в июне 1425 г. принять меры против ростовщичества. В результате ростовщики-bistractieri, а также скупщики пшеницы на корню были сняты с государственных должностей, а их контракты были объявлены недействительными28. Речи сиенского проповедника нашли отклик и в Перудже, где были изданы статуты, названные его именем29.

Значимость деятельности Бернардино для его эпохи и высокий уровень его образования позволяет нам сделать вывод о том, что понятие интеллектуальной элиты Возрождения следовало бы расширить. Оно должно относиться как к гуманистам, так и к высокообразованным представителям других социальных сил и идейных течений, в частности, к некоторым религиозным деятелям.

27 Mesini C. Op. cit. P. 358; S. Bernardino da Siena. Introduzione // Prosatori volgari... P. 41.

28 Mesini C. Op. cit. P. 369.

29 Ibid. (К. Мезини опирается здесь на утверждения П. А. Фантоцци и Л. Фуми: Fantozzi P. A. Documenta perusina de S. Bernardino Senensi // Arch. Franc. Hist. Vol. XV. 1922. P. 103-153; Fumi L. S. Bernardino da Siena // Orvieto e Porano. Siena, 1888).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.