Научная статья на тему 'Интеллект фактор творческого труда'

Интеллект фактор творческого труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
179
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / ТВОРЧЕСКИЙ ТРУД / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ / ИННОВАЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пряхин Геннадий Николаевич, Ярин Геннадий Александрович

На конкретном примере (реальное изобретение, внедренное на промышленном предприятии) показано, что интеллект творческих работников как источник знаний управляет процессом приращения экономической прибыли на промышленном предприятии, а в обществе создает прибавочную стоимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пряхин Геннадий Николаевич, Ярин Геннадий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллект фактор творческого труда»

6. Волошин, И. В. Оценка банковских рисков: новые подходы / И. В. Волошина. Киев : Эльга : Ника-центр, 2004. 216 с.

7. Костина, Н. И. Моделирование процентного риска при управлении активами и пассивами коммерческого банка / Н. И. Костина, С. В. Сучок // Банк. технологии. 2006. № 2. С. 56-57.

8. Селюков, В. К. Управление рисками. Ипотечная сфера / В. К. Селюков, С. Г Гончаров. М. : Изд-во МГТУ им. И. Э. Баумана, 2001. 360 с.

9. Черненко, А. Ф. Анализ показателей финансового положения и финансовых результатов предприятия : монография / А. Ф. Черненко. Челябинск : Образование, 2006. 274 с.

10. Бухгалтерская и финансовая отчетность [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.chelinvest.ru/about/fin/finbals/2007

11. Письмо ЦБР «О применении пункта 5.1 Положения Банка России от 26 марта 2004 года № 254-П “О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности”» от 1 июня 2007 г. № 78-Т.

Г. Н. Пряхин, Г. А. Ярин ИНТЕЛЛЕКТ — ФАКТОР ТВОРчЕСКОГО ТРуДА

На конкретном примере (реальное изобретение, внедренное на промышленном предприятии) показано, что интеллект творческих работников как источник знаний управляет процессом приращения экономической прибыли на промышленном предприятии, а в обществе создает прибавочную стоимость.

Ключевые слова: интеллект, творческий труд, производственные функции, инновации, экономический эффект, прибавочная стоимость.

Жизнь человека складывается из периодов деятельности и бездействия (отдых, болезнь, сон). Труд — это деятельность (одна из форм существования человека, посредством которой реализуются его физические и умственные силы (интеллект) для удовлетворения потребностей других людей).

Весьма многообразны аспекты труда: экономический (производительность, стоимость труда, учет, организация, нормирование, занятость, рынки труда), социальный (содержательность, привлекательность, престижность, мотивация), психофизиологический (тяжесть, напряженность, гигиена), технико-технологический (оснащенность, энерговооруженность, техника безопасности), правовой (регулирование отношений в сфере труда).

В любом виде деятельности человека можно выделить два компонента труда. Первый характеризует труд, выполняемый по заданной технологии, инструкции или схеме. В этом случае исполнитель работы не вносит в нее никаких элементов новизны, собственного творчества. Такой труд называется регламентированным или а-трудом. Второй компонент характеризует труд, направленный на создание новых методов производства, материальных или духовных благ. Этот вид труда называют новационным, интеллектуальным, творческим или Р-трудом. Творческий труд сам по себе является основой внутренней (определяемой содержанием и значимостью работы) мотивации работника, одним из основных факторов эффективности труда [1]. Совершенно определенно,

что творческий работник, начиная свою деятельность в организации, хочет делать ту работу, которую ему предлагают, то есть уже имеет внутреннюю мотивацию к труду. Необходимо, чтобы мотивация сохранилась.

Работник, заинтересованный в содержании труда, должен получать поддержку в своей инициативности, отвечать за результативность, понимать, что выполняет важную работу, самостоятельно контролировать ход выполнения работы, получать непосредственную информацию о результативности своего труда. Важен и фактор, обеспечивающий сотруднику профессиональный рост и повышение квалификации, возможность самостоятельно контролировать условия труда.

Одной из основных потребностей человека является потребность в принадлежности к социальной группе, поэтому среди важнейших мотивирующих факторов можно отметить воздействие групповых норм и взаимодействий, или чувство причастности к организации.

Косвенно фактор P-труда учитывается в работах К. Маркса в качестве производственного фактора — предпринимательских способностей [2. С. 463]. Однако предпринимательские способности характеризуют творческий (интеллектуальный) труд одного или нескольких предпринимателей, а не производственного коллектива в целом.

Творческий труд проявляется через инновации (англ. innovation - нововведение) — создание, распространение и внедрение нового средства (новшества), удовлетворяющего потребности человека и организации, вызывающего, вместе с тем, социальные и другие изменения.

Инновации являются результатом творческого труда, с ними связана культура управления. Инновация придает ресурсам новые возможности [3. С. 245]. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны.

В современной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.

Ранее нами была проведена оценка влияния составляющих элемента труда на результаты деятельности производственной системы посредством включения новационного фактора в производственную функцию [4]. Был предложен следующий усовершенствованный вид зависимости:

Q(t) = а(Lr(t) + 14(t -1))в1 • K(t - 1), (1)

где Q — объем выпуска продукции;

а — константа;

Pj и Р2 — коэффициенты эластичности;

K — инвестиционные затраты;

Lr — затраты на рутинный труд;

Ln — затраты на новационный труд;

----понижающий коэффициент, k>0.

k

Инвестиционные затраты K и затраты на творческий труд L берутся за предыдущий период, а затраты на рутинный труд Lr и показатель объема выпуска продукции Q — за текущий период.

Чем эффективнее осуществляется рутинная работа в текущий момент, тем больше продукции надлежащего качества производится. Результаты же инвестиций и творческого труда проявляются в будущем. Разработанные идеи становятся инновациями и дают 114

результаты в последующие периоды. Поэтому данные затраты в составе производственной функции логично оценивать на предыдущем лаге.

В затраты на творческий труд Ьп() авторы считают необходимым включать трудовые затраты на инновации в стоимостном выражении. В качестве одного из методов расчета таких затрат можно предложить сумму следующих составляющих:

средний за период фонд оплаты труда работников, занятых разработкой инноваций; сумму оплаты рабочего времени, потраченного на создание инноваций; премиальные и другие средства материального стимулирования творческого труда работников.

Именно в этих условиях наблюдается взаимодействие личности, группы, коллектива и культуры: субъекта и объекта.

Как было сказано выше, в экономической теории практически не отведено места творческому труду, интеллекту, рассматривается только живой труд. Труд как процесс полностью выключил движителя труда - интеллект, несмотря на теоретическое положение, что труд подразделяется на умственный и физический.

Интеллект — это способность к получению знаний и их выработке. В труде человека первоосновой является интеллект. На практике управленческий процесс это подтверждает: руководитель вырабатывает решение — это интеллектуальный труд, а подчиненные — исполняют. Но и у подчиненных собственный интеллект направляет и контролирует их действия. При этом интеллект и труд взаимосвязаны. Таким образом, непосредственно живому труду в экономической теории неправомерно приписывается способность производить прибавочную стоимость.

Величина интеллекта неизмеряема и безразмерна, так как неисчерпаем источник знаний. Однако результат воздействия озарения можно измерить в виде прироста части прибавочной стоимости, прибыли.

Внедрение инноваций, особенно внедрение более производительного оборудования, приводит к сокращению живого труда рабочего на единицу изделия. По мере сокращения рабочего времени и вытеснения производственного рабочего, который в экономической теории является источником стоимости, становится видно, что инновации, в которых воплощен интеллектуальный труд (знания) и его (их) применение, заменяют рабочего как источника прибавочной стоимости. Следовательно, причиной происхождения прибавочной стоимости является интеллект всего общества. Каждый человек по мере своего роста и совершенствования вносит лепту в накопление общественного интеллекта, который выступает источником прибавочной стоимости общества, а на предприятии интеллект в виде знаний, использованных при проектировании и создании машин,— источником прибыли.

Проиллюстрируем изложенную точку зрения на реальном действующем промышленном предприятии.

На ОАО «НТМК» внедрено изобретение по патенту № 2194079 «Способ выплавки стали в конвертере». Суть изобретения - использование известково-магнезиального флюса (ИМФ) при производстве стали с целью повышения стойкости футеровки конвертера. Использование ИМФ замедляет процесс перехода оксида магния из огнеупора в конвертерный шлак, тем самым футеровка конвертера меньше разрушается и выдерживает большее количество плавок стали.

Экономический эффект достигается в результате следующих факторов:

1) снижения затрат на огнеупорную футеровку (огнеупоры) вследствие увеличения длительности работы конвертеров от начала футеровки до ее выработки и замены;

э=

2) стоимостного изменения затрат на материалы по уходу за футеровкой в процессе ее эксплуатации при использовании материалов, повышающих стойкость футеровки;

3) относительной экономии на условно-постоянной части расходов по переделу вследствие увеличения производства стали из-за уменьшения времени на перефутеровках.

В этом случае годовой экономический эффект определяется по формуле

£ А С, - Е (К2 - *,)] д, (2)

=1 н _

где Э — годовой экономический эффект, р.;

i = от 1 до п — статьи эксплуатационных затрат, на которые влияет внедрение новой техники;

А Сг. — изменение затрат по ;'-й статье, р./ед.;

Ен — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;

К2 — удельные капитальные вложения (фондоемкость) по варианту новой техники, р.;

К1 — удельные капитальные вложения (фондоемкость) по базовому варианту, р.;

А2 — годовой объем производства продукции (работы) с помощью новой техники в расчетном году, в натуральных единицах.

Примечание. Если внедрение новой техники приводит к увеличению годового выпуска продукции и это увеличение не может быть достигнуто с использованием базовой техники, годовой экономический эффект определяется с учетом относительной экономии на условно-постоянной части расходов по переделу.

Внедрение изобретения по патенту № 2194079 не потребовало дополнительных капитальных затрат в производство, поэтому произведение Ен х К принимается равным нулю.

Таким образом, формула 1 принимает вид

Э = £ С1 баз - £ С1 нов А2, (3)

п _, = 1 , = 1 _

где £С1 баз — сумма изменяющихся затрат по базовому варианту:

, =1

1) затраты на огнеупорную футеровку (огнеупоры), р./т стали;

2) затраты на материалы по уходу за футеровкой, р./т стали;

3) относительная экономия на условно-постоянной части расходов по переделу (упущенная прибыль), р./т стали;

п

£ С1 нов — то же по варианту новой техники, р./т стали;

,=1

Л2 — годовой объем производства стали в конвертерном цехе по варианту новой техники, т.

В конвертерном цехе ОАО «НТМК» использовались и другие мероприятия по повышению стойкости футеровки конвертеров. Поэтому экспертная комиссия определила, что доля влияния патента № 2194079 составляет 25 %. Корреляционный анализ показал долю влияния 22 %. В расчете эффекта принято 22 %. Результаты интеллектуального труда приведены в таблице.

Сумма изменяющихся затрат по базовому варианту (по сопоставимым ценам) составила 144,83 р./т стали, а по варианту новой техники — 105,26 р./т стали. Производство стали за период использования патента составило 3 366 987 т. Экономический эффект и, соответственно, прирост прибыли составил:

(144,83 - 105,26) 3 366 987 • 0,22 = 29 310 968 р., где 144,83 — затраты на огнеупорную футеровку (огнеупоры), на материалы по уходу за футеровкой, относительная экономия на условно-постоянной части расходов по переделу до внедрения, р./т стали;

116

105,26 — то же за период внедрения, р./т стали;

3 366 987 — производство стали в конвертерном цехе за период внедрения, т;

0,22 — доля влияния изобретения по патенту № 2194079 в экономическом эффекте от всех мероприятий по увеличению стойкости конвертеров и снижению расхода огнеупоров в конвертерном цехе.

Результаты интеллектуального труда

№ п/п Фактор Базовый вариант Вариант новой техники

1 Производство стали, т 3 366 987

2 Стойкость футеровки, количество плавок стали 732 2375

3 Затраты на огнеупорную футеровку (огнеупоры), р./т стали 69,98 26,70

4 Затраты на материалы по уходу за футеровкой, в том числе на ИМФ, р./т стали 8,97 61,58

5 Относительная экономия на условно-постоянной части расходов по переделу (упущенная прибыль), р./т стали 65,88 16,98

Итого: сумма изменяющихся затрат 144,83 105,26

В соответствии со ст. 32 Закона СССР «Об изобретениях в СССР» вознаграждение за использование изобретения в течение срока действия патента выплачивается автору в размере не менее 15 % прибыли (соответствующей части дохода), ежегодно получаемой патентообладателем от его использования (в ГК РФ в четвертой части не указана доля вознаграждения). Таким образом, практикой установлено и закреплено в нормативных документах, что изобретатель продает (заключается договор на передачу авторских прав) результат своего интеллектуального труда по цене не менее 15 % экономической прибыли, получаемой предприятием — потребителем его изобретения. Остальные 85 % экономической прибыли — доля предприятия.

С нашей точки зрения, человек является источником интеллектуальной энергии, которая по субстратному составу представляет собой разновидность биохимических и других процессов, а по качественному проявлению — энергию научной мысли, которую измерить невозможно (может быть, сейчас). Это не энергетические затраты человека на физический труд, как, например, у землекопа и молотобойца, а энергия разума, направленная на разработку инновации — на интеллектуальный труд.

Отсюда логически выстраивается механизм создания экономической прибыли. Энергия разума идет на увеличение знаний, используемых в разработке нового оборудования и технологии. Используя новое оборудование и новые технологии, предприятие либо снижает затраты на производство, либо переходит на выпуск новой или более качественной продукции, которая имеет большую потребительную стоимость и цену, а при реализации дает большую экономическую прибыль. Другими словами, основной прирост экономической прибыли обеспечивает интеллектуальный (творческий) труд, воплощенный в новом оборудовании и технологии [5; 6. С. 108].

Список литературы

1. Андреева, Т. Почему уходят лучшие: проблема демотивации персонала / Т. Андреева // Упр. персоналом. 2004. № 4. С. 30-32.

2. Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. Т. 26, ч. 3.

3. Друкер, П. Ф. Рынок: как выйти в лидеры: Практика и принципы : пер. с англ. / П. Ф. Друкер. М. : Бук Чембэр Интернэшнл, 1992. 352 с.

4. Пряхин, Г. Н. Оценка результатов деятельности производственной системы с учетом культуры управления / Г. Н. Пряхин, А. М. Набиев // Вестн. Челяб. гос. ун-та. Экономика. 2007. № 10 (88). С. 132-136.

5. Ярин, Г А. Теория создания экономической прибыли на предприятии : монография / Г А. Ярин. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 1998.

6. Ярин, ГА. Экономика предприятия : учебник / Г. А. Ярин. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2000.

Е. В. Веселов

ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ МАРКЕТИНГОВОГО КОМПЛЕКСА малых промышленных предприятий КОСТАНАйСКОй ОБЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КАзАХСТАН

Представлена разработанная автором классификация малых промышленных предприятий. Приводятся результаты исследования структуры и степени развития элементов маркетингового комплекса отдельных видов малых промышленных предприятий, дается краткий анализ полученных результатов.

Ключевые слова: маркетинговый комплекс, промышленные предприятия, малый бизнес.

Перед автором стояла задача исследования маркетингового комплекса малых промышленных предприятий и оценка степени использования различных элементов в структуре маркетинговых комплексов разных видов малых предприятий, иными словами - выявление такой комбинации элементов маркетингового комплекса, управляя которыми малое предприятие может успешно существовать, стабильно реализуя свою продукцию при высоком уровне рыночной конкуренции [1].

Для систематизации исследования была проведена классификация малых предприятий по методам их работы. За основу взята классификация малых предприятий, предложенная Т. П. Данько [2] (рис. 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

О

К

а

5 ¡2

О

ё

о

£

а

в

*

в

а

а

п

£

Цель: высокая прибыль в

Цель: рост фирмы Метод: разработка нового продукта короткий срок Метод: удовлетворение наиболее острых потреб-

ностей

«Венчурные

фирмы»

курентная деятельность Метод: кооперация («симбиоз») с крупной фирмой

Цель: удовлетворение долговременного и устойчивого, но узкого спроса Метод: производство уникального

товара

г«Микй

«Традиционалисты»

■монополисты»

Цель: прибыль Метод: удовлетворение постоянного спроса

Цель: высокая прибыль Метод: лицензионное производство

«Хамелеоны»

«Генерики»

«Массовики»

Ограниченный

Массовый

Пока отсутствует

Относительно массовый

Величина потребительского спроса Рис. 1. Типы предприятий малого бизнеса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.