6. Волошин, И. В. Оценка банковских рисков: новые подходы / И. В. Волошина. Киев : Эльга : Ника-центр, 2004. 216 с.
7. Костина, Н. И. Моделирование процентного риска при управлении активами и пассивами коммерческого банка / Н. И. Костина, С. В. Сучок // Банк. технологии. 2006. № 2. С. 56-57.
8. Селюков, В. К. Управление рисками. Ипотечная сфера / В. К. Селюков, С. Г Гончаров. М. : Изд-во МГТУ им. И. Э. Баумана, 2001. 360 с.
9. Черненко, А. Ф. Анализ показателей финансового положения и финансовых результатов предприятия : монография / А. Ф. Черненко. Челябинск : Образование, 2006. 274 с.
10. Бухгалтерская и финансовая отчетность [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.chelinvest.ru/about/fin/finbals/2007
11. Письмо ЦБР «О применении пункта 5.1 Положения Банка России от 26 марта 2004 года № 254-П “О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности”» от 1 июня 2007 г. № 78-Т.
Г. Н. Пряхин, Г. А. Ярин ИНТЕЛЛЕКТ — ФАКТОР ТВОРчЕСКОГО ТРуДА
На конкретном примере (реальное изобретение, внедренное на промышленном предприятии) показано, что интеллект творческих работников как источник знаний управляет процессом приращения экономической прибыли на промышленном предприятии, а в обществе создает прибавочную стоимость.
Ключевые слова: интеллект, творческий труд, производственные функции, инновации, экономический эффект, прибавочная стоимость.
Жизнь человека складывается из периодов деятельности и бездействия (отдых, болезнь, сон). Труд — это деятельность (одна из форм существования человека, посредством которой реализуются его физические и умственные силы (интеллект) для удовлетворения потребностей других людей).
Весьма многообразны аспекты труда: экономический (производительность, стоимость труда, учет, организация, нормирование, занятость, рынки труда), социальный (содержательность, привлекательность, престижность, мотивация), психофизиологический (тяжесть, напряженность, гигиена), технико-технологический (оснащенность, энерговооруженность, техника безопасности), правовой (регулирование отношений в сфере труда).
В любом виде деятельности человека можно выделить два компонента труда. Первый характеризует труд, выполняемый по заданной технологии, инструкции или схеме. В этом случае исполнитель работы не вносит в нее никаких элементов новизны, собственного творчества. Такой труд называется регламентированным или а-трудом. Второй компонент характеризует труд, направленный на создание новых методов производства, материальных или духовных благ. Этот вид труда называют новационным, интеллектуальным, творческим или Р-трудом. Творческий труд сам по себе является основой внутренней (определяемой содержанием и значимостью работы) мотивации работника, одним из основных факторов эффективности труда [1]. Совершенно определенно,
что творческий работник, начиная свою деятельность в организации, хочет делать ту работу, которую ему предлагают, то есть уже имеет внутреннюю мотивацию к труду. Необходимо, чтобы мотивация сохранилась.
Работник, заинтересованный в содержании труда, должен получать поддержку в своей инициативности, отвечать за результативность, понимать, что выполняет важную работу, самостоятельно контролировать ход выполнения работы, получать непосредственную информацию о результативности своего труда. Важен и фактор, обеспечивающий сотруднику профессиональный рост и повышение квалификации, возможность самостоятельно контролировать условия труда.
Одной из основных потребностей человека является потребность в принадлежности к социальной группе, поэтому среди важнейших мотивирующих факторов можно отметить воздействие групповых норм и взаимодействий, или чувство причастности к организации.
Косвенно фактор P-труда учитывается в работах К. Маркса в качестве производственного фактора — предпринимательских способностей [2. С. 463]. Однако предпринимательские способности характеризуют творческий (интеллектуальный) труд одного или нескольких предпринимателей, а не производственного коллектива в целом.
Творческий труд проявляется через инновации (англ. innovation - нововведение) — создание, распространение и внедрение нового средства (новшества), удовлетворяющего потребности человека и организации, вызывающего, вместе с тем, социальные и другие изменения.
Инновации являются результатом творческого труда, с ними связана культура управления. Инновация придает ресурсам новые возможности [3. С. 245]. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны.
В современной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.
Ранее нами была проведена оценка влияния составляющих элемента труда на результаты деятельности производственной системы посредством включения новационного фактора в производственную функцию [4]. Был предложен следующий усовершенствованный вид зависимости:
Q(t) = а(Lr(t) + 14(t -1))в1 • K(t - 1), (1)
где Q — объем выпуска продукции;
а — константа;
Pj и Р2 — коэффициенты эластичности;
K — инвестиционные затраты;
Lr — затраты на рутинный труд;
Ln — затраты на новационный труд;
----понижающий коэффициент, k>0.
k
Инвестиционные затраты K и затраты на творческий труд L берутся за предыдущий период, а затраты на рутинный труд Lr и показатель объема выпуска продукции Q — за текущий период.
Чем эффективнее осуществляется рутинная работа в текущий момент, тем больше продукции надлежащего качества производится. Результаты же инвестиций и творческого труда проявляются в будущем. Разработанные идеи становятся инновациями и дают 114
результаты в последующие периоды. Поэтому данные затраты в составе производственной функции логично оценивать на предыдущем лаге.
В затраты на творческий труд Ьп() авторы считают необходимым включать трудовые затраты на инновации в стоимостном выражении. В качестве одного из методов расчета таких затрат можно предложить сумму следующих составляющих:
средний за период фонд оплаты труда работников, занятых разработкой инноваций; сумму оплаты рабочего времени, потраченного на создание инноваций; премиальные и другие средства материального стимулирования творческого труда работников.
Именно в этих условиях наблюдается взаимодействие личности, группы, коллектива и культуры: субъекта и объекта.
Как было сказано выше, в экономической теории практически не отведено места творческому труду, интеллекту, рассматривается только живой труд. Труд как процесс полностью выключил движителя труда - интеллект, несмотря на теоретическое положение, что труд подразделяется на умственный и физический.
Интеллект — это способность к получению знаний и их выработке. В труде человека первоосновой является интеллект. На практике управленческий процесс это подтверждает: руководитель вырабатывает решение — это интеллектуальный труд, а подчиненные — исполняют. Но и у подчиненных собственный интеллект направляет и контролирует их действия. При этом интеллект и труд взаимосвязаны. Таким образом, непосредственно живому труду в экономической теории неправомерно приписывается способность производить прибавочную стоимость.
Величина интеллекта неизмеряема и безразмерна, так как неисчерпаем источник знаний. Однако результат воздействия озарения можно измерить в виде прироста части прибавочной стоимости, прибыли.
Внедрение инноваций, особенно внедрение более производительного оборудования, приводит к сокращению живого труда рабочего на единицу изделия. По мере сокращения рабочего времени и вытеснения производственного рабочего, который в экономической теории является источником стоимости, становится видно, что инновации, в которых воплощен интеллектуальный труд (знания) и его (их) применение, заменяют рабочего как источника прибавочной стоимости. Следовательно, причиной происхождения прибавочной стоимости является интеллект всего общества. Каждый человек по мере своего роста и совершенствования вносит лепту в накопление общественного интеллекта, который выступает источником прибавочной стоимости общества, а на предприятии интеллект в виде знаний, использованных при проектировании и создании машин,— источником прибыли.
Проиллюстрируем изложенную точку зрения на реальном действующем промышленном предприятии.
На ОАО «НТМК» внедрено изобретение по патенту № 2194079 «Способ выплавки стали в конвертере». Суть изобретения - использование известково-магнезиального флюса (ИМФ) при производстве стали с целью повышения стойкости футеровки конвертера. Использование ИМФ замедляет процесс перехода оксида магния из огнеупора в конвертерный шлак, тем самым футеровка конвертера меньше разрушается и выдерживает большее количество плавок стали.
Экономический эффект достигается в результате следующих факторов:
1) снижения затрат на огнеупорную футеровку (огнеупоры) вследствие увеличения длительности работы конвертеров от начала футеровки до ее выработки и замены;
э=
2) стоимостного изменения затрат на материалы по уходу за футеровкой в процессе ее эксплуатации при использовании материалов, повышающих стойкость футеровки;
3) относительной экономии на условно-постоянной части расходов по переделу вследствие увеличения производства стали из-за уменьшения времени на перефутеровках.
В этом случае годовой экономический эффект определяется по формуле
£ А С, - Е (К2 - *,)] д, (2)
=1 н _
где Э — годовой экономический эффект, р.;
i = от 1 до п — статьи эксплуатационных затрат, на которые влияет внедрение новой техники;
А Сг. — изменение затрат по ;'-й статье, р./ед.;
Ен — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;
К2 — удельные капитальные вложения (фондоемкость) по варианту новой техники, р.;
К1 — удельные капитальные вложения (фондоемкость) по базовому варианту, р.;
А2 — годовой объем производства продукции (работы) с помощью новой техники в расчетном году, в натуральных единицах.
Примечание. Если внедрение новой техники приводит к увеличению годового выпуска продукции и это увеличение не может быть достигнуто с использованием базовой техники, годовой экономический эффект определяется с учетом относительной экономии на условно-постоянной части расходов по переделу.
Внедрение изобретения по патенту № 2194079 не потребовало дополнительных капитальных затрат в производство, поэтому произведение Ен х К принимается равным нулю.
Таким образом, формула 1 принимает вид
Э = £ С1 баз - £ С1 нов А2, (3)
п _, = 1 , = 1 _
где £С1 баз — сумма изменяющихся затрат по базовому варианту:
, =1
1) затраты на огнеупорную футеровку (огнеупоры), р./т стали;
2) затраты на материалы по уходу за футеровкой, р./т стали;
3) относительная экономия на условно-постоянной части расходов по переделу (упущенная прибыль), р./т стали;
п
£ С1 нов — то же по варианту новой техники, р./т стали;
,=1
Л2 — годовой объем производства стали в конвертерном цехе по варианту новой техники, т.
В конвертерном цехе ОАО «НТМК» использовались и другие мероприятия по повышению стойкости футеровки конвертеров. Поэтому экспертная комиссия определила, что доля влияния патента № 2194079 составляет 25 %. Корреляционный анализ показал долю влияния 22 %. В расчете эффекта принято 22 %. Результаты интеллектуального труда приведены в таблице.
Сумма изменяющихся затрат по базовому варианту (по сопоставимым ценам) составила 144,83 р./т стали, а по варианту новой техники — 105,26 р./т стали. Производство стали за период использования патента составило 3 366 987 т. Экономический эффект и, соответственно, прирост прибыли составил:
(144,83 - 105,26) 3 366 987 • 0,22 = 29 310 968 р., где 144,83 — затраты на огнеупорную футеровку (огнеупоры), на материалы по уходу за футеровкой, относительная экономия на условно-постоянной части расходов по переделу до внедрения, р./т стали;
116
105,26 — то же за период внедрения, р./т стали;
3 366 987 — производство стали в конвертерном цехе за период внедрения, т;
0,22 — доля влияния изобретения по патенту № 2194079 в экономическом эффекте от всех мероприятий по увеличению стойкости конвертеров и снижению расхода огнеупоров в конвертерном цехе.
Результаты интеллектуального труда
№ п/п Фактор Базовый вариант Вариант новой техники
1 Производство стали, т 3 366 987
2 Стойкость футеровки, количество плавок стали 732 2375
3 Затраты на огнеупорную футеровку (огнеупоры), р./т стали 69,98 26,70
4 Затраты на материалы по уходу за футеровкой, в том числе на ИМФ, р./т стали 8,97 61,58
5 Относительная экономия на условно-постоянной части расходов по переделу (упущенная прибыль), р./т стали 65,88 16,98
Итого: сумма изменяющихся затрат 144,83 105,26
В соответствии со ст. 32 Закона СССР «Об изобретениях в СССР» вознаграждение за использование изобретения в течение срока действия патента выплачивается автору в размере не менее 15 % прибыли (соответствующей части дохода), ежегодно получаемой патентообладателем от его использования (в ГК РФ в четвертой части не указана доля вознаграждения). Таким образом, практикой установлено и закреплено в нормативных документах, что изобретатель продает (заключается договор на передачу авторских прав) результат своего интеллектуального труда по цене не менее 15 % экономической прибыли, получаемой предприятием — потребителем его изобретения. Остальные 85 % экономической прибыли — доля предприятия.
С нашей точки зрения, человек является источником интеллектуальной энергии, которая по субстратному составу представляет собой разновидность биохимических и других процессов, а по качественному проявлению — энергию научной мысли, которую измерить невозможно (может быть, сейчас). Это не энергетические затраты человека на физический труд, как, например, у землекопа и молотобойца, а энергия разума, направленная на разработку инновации — на интеллектуальный труд.
Отсюда логически выстраивается механизм создания экономической прибыли. Энергия разума идет на увеличение знаний, используемых в разработке нового оборудования и технологии. Используя новое оборудование и новые технологии, предприятие либо снижает затраты на производство, либо переходит на выпуск новой или более качественной продукции, которая имеет большую потребительную стоимость и цену, а при реализации дает большую экономическую прибыль. Другими словами, основной прирост экономической прибыли обеспечивает интеллектуальный (творческий) труд, воплощенный в новом оборудовании и технологии [5; 6. С. 108].
Список литературы
1. Андреева, Т. Почему уходят лучшие: проблема демотивации персонала / Т. Андреева // Упр. персоналом. 2004. № 4. С. 30-32.
2. Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. Т. 26, ч. 3.
3. Друкер, П. Ф. Рынок: как выйти в лидеры: Практика и принципы : пер. с англ. / П. Ф. Друкер. М. : Бук Чембэр Интернэшнл, 1992. 352 с.
4. Пряхин, Г. Н. Оценка результатов деятельности производственной системы с учетом культуры управления / Г. Н. Пряхин, А. М. Набиев // Вестн. Челяб. гос. ун-та. Экономика. 2007. № 10 (88). С. 132-136.
5. Ярин, Г А. Теория создания экономической прибыли на предприятии : монография / Г А. Ярин. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 1998.
6. Ярин, ГА. Экономика предприятия : учебник / Г. А. Ярин. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2000.
Е. В. Веселов
ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ МАРКЕТИНГОВОГО КОМПЛЕКСА малых промышленных предприятий КОСТАНАйСКОй ОБЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КАзАХСТАН
Представлена разработанная автором классификация малых промышленных предприятий. Приводятся результаты исследования структуры и степени развития элементов маркетингового комплекса отдельных видов малых промышленных предприятий, дается краткий анализ полученных результатов.
Ключевые слова: маркетинговый комплекс, промышленные предприятия, малый бизнес.
Перед автором стояла задача исследования маркетингового комплекса малых промышленных предприятий и оценка степени использования различных элементов в структуре маркетинговых комплексов разных видов малых предприятий, иными словами - выявление такой комбинации элементов маркетингового комплекса, управляя которыми малое предприятие может успешно существовать, стабильно реализуя свою продукцию при высоком уровне рыночной конкуренции [1].
Для систематизации исследования была проведена классификация малых предприятий по методам их работы. За основу взята классификация малых предприятий, предложенная Т. П. Данько [2] (рис. 1).
и
О
К
а
5 ¡2
О
ё
о
£
а
в
*
в
а
а
п
<и
£
Цель: высокая прибыль в
Цель: рост фирмы Метод: разработка нового продукта короткий срок Метод: удовлетворение наиболее острых потреб-
ностей
«Венчурные
фирмы»
курентная деятельность Метод: кооперация («симбиоз») с крупной фирмой
Цель: удовлетворение долговременного и устойчивого, но узкого спроса Метод: производство уникального
товара
г«Микй
«Традиционалисты»
■монополисты»
Цель: прибыль Метод: удовлетворение постоянного спроса
Цель: высокая прибыль Метод: лицензионное производство
«Хамелеоны»
«Генерики»
«Массовики»
Ограниченный
Массовый
Пока отсутствует
Относительно массовый
Величина потребительского спроса Рис. 1. Типы предприятий малого бизнеса