Научная статья на тему 'Интегрирующая роль музейной педагогики в контексте компетентностного подхода в высшем педагогическом образовании'

Интегрирующая роль музейной педагогики в контексте компетентностного подхода в высшем педагогическом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
457
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / МУЗЕЙНЫЙ ПЕДАГОГ / ПОДГОТОВКА СЦЕЦИАЛИСТОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сечин Александр Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегрирующая роль музейной педагогики в контексте компетентностного подхода в высшем педагогическом образовании»

6. Инициированный Русским музеем уникальный семилетний опыт взаимодействия с РГПУ им. А. И. Герцена достаточно ярко продемонстрировал проблемные аспекты готовности сторон к позитивным решениям в области художественного образования.

7 См. Концепция художественного образования в Российской Федерации. Режим доступа: www businesspravo. ru/Docum/DocumContents. asp

8. Первым опытом разработки таких учебных пособий, построенных на материалах коллекций Русского музея, сегодня располагает Российский центр музейной педагогики и детского творчества Русского музея. См. Сечин А. Г. Химия и изобразительное искусство. СПб.: ГРМ, 2010; Сечин А. Г. Математика и изобразительное искусство. СПб.: ГРМ, 2010; Столяров Б. А., Сечин А. Г., Танкова А. В., Тупальская Т. Н. Физика и изобразительное искусство.

9. Послание Президента РФ Федеральному собранию России 12 ноября 2009 г. Режим доступа: http://www. kremlin. ru/transcripts/5979

10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования. См.: http://standart. edu. ru

11. На основе научно-методического сотрудничества с институтом детства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена сотрудники Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея разработали учебные курсы для дошкольников и учащихся начальной школы. См.: Мы входим в мир прекрасного / А. М. Вер-бенец, Б. А. Столяров, А. В. Зуева, М. А. Зудина. СПб.: ГРМ, 2008; Мир музея / Б. А. Столяров, О. Р. Лузе, Л. А. Гольтякова. СПб.: ГРМ, 2009.

12. См.: издания Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея: Сечин А. Г. Химия и изобразительное искусство. СПб.: ГРМ, 2010; Сечин А. Г. Математика и изобразительное искусство. СПб.: ГРМ, 2010. Готовится к изданию учебное пособие по теме «Физика и изобразительное искусство».

13. Идея создания такого ресурсного центра в РГПУ им. А. И. Герцена была высказана нами в 2006 г. В ее рамках в университете был открыт Информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал». К сожалению, своего дальнейшего развития идея не получила.

А. Г. Сечин,

кандидат искусствоведения, доцент кафедры художественного образования и музейной педагогики

ИНТЕГРИРУЮЩАЯ РОЛЬ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ВЫСШЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Музейная педагогика, об интегрирующей роли которой в образовании пойдет речь в данной статье, — явление многоплановое и еще не конца определенное, во всяком случае в отношении официального статуса. В нашей стране профессии «музейный педагог» нет даже в штатном расписании музеев, хотя в РГПУ им. А. И. Герцена на факультете изобразительного искусства уже в течение десятилетия осуществляется подготовка бакалавров и магистров профиля «Музейная педагогика» в рамках специальности «Ху-

дожественное образование». Музейное сообщество, безусловно, воспринимает саму идею всестороннего развития ребенка, особенно его визуального мышления, в музейной среде и через музейную среду положительно, но в своей реальной деятельности музеи вынуждены гнать вал экскурсантов через экспозиционные залы, таким образом исполняя свою просветительскую миссию и одновременно зарабатывая средства. С другой стороны, школа, в лице которой музейно-педагогические службы находят

естественного союзника в деле воспитания подрастающего поколения, часто воспринимает музейную педагогику лишь как поставщика дополнительной, факультативной информации учащимся в виде цикла лекций, т. е. опять же допуская ее участие в педагогическом процессе в сугубо пассивной форме.

Реформа отечественного образования, свидетелями и участниками которой мы являемся, одной из своих целей провозгласила заботу о здоровье обучающихся, стремление максимально разгрузить обязательную школьную программу, поэтому музейно-педагогические предметы [12], и ранее не имевшие официального статуса школьных учебных дисциплин, теперь тем более могут рассчитывать только на преподавание в качестве факультативов и в системе дополнительного образования. Прямолинейная оценка шансов музейной педагогики на выживание в школе, таким образом, способна вызвать уныние. Но, на наш взгляд, у нее есть два неоспоримых преимущества, которые способствуют росту ее востребованности как раз для лучшей реализации компетентностного подхода в образовании.

В связи с этим необходимо отметить две важные черты музейной педагогики как совокупности технологий обучения в музейной среде. Во-первых, компетентностный подход не надо в нее привносить извне: главной целью музейно-педагогических занятий, в какой бы конкретной форме они ни проводились, является привитие обучающемуся компетентности музейного зрителя. Когда меня спрашивают о смысле музейно-педагогической деятельности, я обычно говорю, что она направлена на то, чтобы ребенок постепенно осваивался в музейном пространстве, присваивал его себе, не просто расширяя таким образом свой ареал обитания, но значительно изменяя его в качественном отношении, обогащая себя духовно, душевно, эмоционально и, главное, осознавая этот процесс общения с музеем своей постоянной, не-

обратимой потребностью, вовлекая в него своих родителей, друзей, а впоследствии и собственных детей. Во-вторых, подлинность и целостность музейного предмета способны не только вызвать к нему особое доверие со стороны ученика, но и органично подвигают учителя на интеграцию различных способов анализа действительности, организуя их в некий взаимосвязанный комплекс [8].

Подобный комплексный подход лег в основу ряда методических разработок Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея, объединенных в серию «Искусство и естественные науки»: «Химия и живопись» [9], «Математика и изобразительное искусство: симметрия в народном и профессиональном искусстве» [5], «Физика и изобразительное искусство» [13]. Инициатором данной серии и одним из активных ее разработчиков явился заведующий центром профессор Б. А. Столяров, автор данной статьи принимал непосредственное участие в реализации замысла. Все перечисленные выше публикации предназначены прежде всего для соответствующих учителей-предметников общеобразовательной школы, хотя имеют своими адресатами также преподавателей мировой художественной культуры и музейных педагогов.

Интеграция учебных курсов стала особенно насущной в связи с переходом к профильному обучению в старшей школе. С широким распространением гимназий естественнонаучного и гуманитарного профиля, в которых учебный план откорректирован соответственно в ту или иную сторону, на повестку дня в первую очередь встал вопрос создания интегративных курсов «Естествознание» и «Обществоведение». В этом деле уже накоплен значительный положительный опыт на практике, существуют заслуживающие внимания теоретические разработки [14].

Интеграция гуманитарных предметов, к кругу которых естественным образом тяго-

теет музейная педагогика, имеет на своем счету значимые успехи: уже достаточно долго в российской школе существуют и плодотворно функционируют, например, такие интегративные учебные курсы, как «Мировая художественная культура» [3; 4] и «Человек в мировой художественной культуре» [10; 11]. На региональном уровне в последнее время выросли и укрепились, обзаведясь прочной методической базой и полноценным учебно-методическим комплексом, не менее важные и успешные дисциплины — в качестве яркого примера можно привести «Историю и культуру Санкт-Петербурга» [2; 1].

Существенное и принципиальное отличие перечисленных выше методических разработок Российского центра музейной педагогики и детского творчества от уже имеющихся состоит в том, что в данном случае происходит интеграция не внутри естественнонаучного или гуманитарного циклов, а между ними. Обычно учебные гуманитарные курсы интегрируются на основе таких общих для них базовых понятий, как «человек», «общество», «культура», и музейно-педагогические занятия хорошо вписываются в круг тех школьных дисциплин, которые призваны познакомить учащихся с явлениями и фактами искусства, а также элементами искусствоведения (литературоведения, музыковедения) как науки об искусстве: литература, музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура, основы культурологии. Встраиванию музейно-педагогических занятий в другие гуманитарные курсы способствует не только общий объект изучения — человек, его социальная роль и уникальный душевный и духовный склад, нравственные и эстетические категории и ценности, но и методы познания явлений действительности: герменевтический анализ, интерпретация знания, способность критически мыслить и свободно, но аргументированно формировать собственное мнение, умение облечь последнее в выра-

зительное высказывание как устное, так и письменное. Развитие речи — важнейшая задача школьного этапа обучения человека, над решением которой педагоги бьются не только на уроках литературы и родного языка, — может быть многократно ускорено и усилено подключением процесса вербализации учеником сложных и изысканных зрительных впечатлений, полученных им в музее. В конечном счете, полноценное включение музейной педагогики в круг гуманитарных дисциплин путем интеграции не только не мешает, но существенно помогает формированию таких важных качеств современного школьного образования, как проблематизация, панорамизация, гуманизация и универсализация [7].

Проблематизация и панорамизация присущи современному образованию в целом, следовательно, являются интегративными тенденциями и школьных естественнонаучных предметов. Поэтому у гуманитарных и естественнонаучных интегративных курсов наличествует такой важный общий регулятор содержания, как структурность учебного материала, произведенная на основе выделения в нем системы «природа — человек — общество» и обособления частных и общих природных картин мира, а также социальной картины мира, установления предшествующих, сопутствующих и последующих внутрипредметных и межпредметных связей как внутри отдельных естественнонаучных и гуманитарных предметов, так и между предметами естественнонаучного и гуманитарного циклов. Кроме того, среди регуляторов содержания интегративно-го курса «Естествознание» имеется «гуманитарная компонента учебного материала и всего учебно-воспитательного процесса, сущность которой состоит в отказе от незыблемых истин, признании социокультурной и личностной направленности процесса обучения и воспитания, множественности мироощущения, мировосприятия и миропонимания личности, ценности диалогичного стиля общения, значимости рефлексии

собственных познавательных способностей и ценностно-смысловых ориентаций личности школьника» [14. № 3. С. 8]. Этот аспект, безусловно, рифмуется с такими регуляторами содержания гуманитарных интегративных дисциплин, как субъективность и аксиологическая компонента учебного материала. Параллель нравственно-этической компоненте учебного материала «Обществоведения» теория интеграции в педагогике усматривает в экологической компоненте «Естествознания», поскольку при этом в образовании происходит отказ от приоритета познавательной функции и возрастает значение эмоциональной и духовно-нравственной составляющих.

Данные теоретические выкладки, на наш взгляд, позволяют говорить об интегратив-ном потенциале музейной педагогике не только внутри гуманитарного цикла, но и в связи с естественнонаучным, что должно представлять особый интерес для школ соответствующего профиля: интегративный курс «Обществоведение» таким образом будет усилен как музейно-педагогическим компонентом изнутри, так и структурными связями с отдельными естественнонаучными дисциплинами, которые преподаются в данном случае в большем объеме и заинтересованы в расширении учебного материала за счет смежных областей знания. В конечном счете это «на руку» обоим циклам и процессу обучения в целом.

Указанные тенденции школьного образования, как выше уже отмечалось, не существуют изолированно от современного образования в целом и, безусловно, должны учитываться при подготовке педагогов в вузе. Российский центр музейной педагогики и детского творчества Русского музея уже в течение многих лет регулярно проводит специальные обучающие курсы для воспитателей детских садов и учителей общеобразовательных школ разного профиля по своим музейно-педагогическим программам, прежде всего по многоуровневой программе «Здравствуй, музей!», а также

оказывает всестороннюю консультативную помощь педагогам, работающим по этим программам или использующим в своей преподавательской деятельности музейно-педагогические разработки и технологии, например, музейное ориентирование. При этом очевидно, насколько выросла соответствующая компетентность и учеников, и самих воспитателей и учителей, их восприятие изобразительного искусства, художественный вкус, потребность в регулярном посещении музея уже не только ради прохождения той или иной учебной темы, но и для себя. Ведь художественный музей как особая рафинированная визуальная среда, созданная и постоянно воссоздаваемая поколениями людей с высокоразвитым эстетическим чувством, в основе которого лежит прежде всего феномен зрения, — художниками и искусствоведами, — способен привить основы визуальной культуры, научить опыту умного всматривания, поставить нужный угол и определить оптимальную точку зрения на видимый вокруг мир, обнажить и взлелеять ростки подлинного художественного вкуса со стороны глаза как у подростка, так и у взрослого. Давно замечено, что человек, освоивший мир изобразительного искусства и присвоивший себе мир музея как особое эстетическое пространство, более креативен и конкурентоспособен, т. е. более успешен в жизни, чем его обездоленные в этом смысле современники. Причем вовлеченными в музейно-педагогические эксперименты оказываются и «лирики», и «физики»: и учителя-гуманитарии, и преподаватели естественнонаучных дисциплин — математики, физики, химики, биологи и т. п. Более того, некоторые из них в конечном счете переквалифицировались в музейных педагогов по преимуществу.

Если попытаться выразить эффективность занятий в музейной среде, используя научную терминологию, то следует акцентировать два очень важных момента. Во-первых, общение с музейным предметом в контексте той или иной науки в прямом смысле слова

опредмечивает полученные обучающимися на уроках знания. Например, после изучения соответствующих тем на занятиях по химии наблюдение школьниками в музее красок «ультрамарин» и «киноварь» на византийской или русской иконе, где они приобретают глубокий смысл, выражают собственной чистотой цвета духовную чистоту изображенных персонажей, способно наглядно показать им преображение сознанием человека мертвой материи в художественный образ, исполненный большой эстетической и этической силы [9. С. 25—32; 6. С. 283—284; 8]. Во-вторых, проведенное таким образом опредмечивание теоретических знаний со стороны разных наук в едином, целостном музейном экспонате собирает их в фокус, учит не только анализировать явления природы и артефакты культуры, но и постигать их всестороннюю взаимосвязанность, синтезировать новые смыслы на основе идей холизма и синергии, в чем, по нашему мнению, заключается метаметодическая сущность музейной педагогики [8].

В контексте компетентностного подхода, который теперь уже законодательно внедряется в российском высшем образовании, а для педагогической высшей школы имеет вообще первостепенное значение в виду пос-

ледующей трансляции усвоенных будущими учителями компетенций своим ученикам, описанная нами интегрирующая роль музейной педагогики представляется особенно важной. Как известно, компетентностный подход предполагает не усвоение учащимися отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе, а компетенция — это, скорее, процедурное умение (как делать? как мыслить?), а не декларативное знание (что?). При этом компетентность как совокупность компетенций включает в себя не только когнитивную и операциональную — технологические составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую, а также, добавим, эстетическую, ибо последнее присуще художественному, но шире его. Выпускник вуза по направлению «Педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «бакалавр» или «магистр» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы должен обладать многими общекультурными и профессиональными компетенциями, в привитие и развитие которых музейная педагогика, безусловно, может внести существенный вклад, независимо от предметной области будущего педагога.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ермолаева Л. К. Страницы жизни нашего края (С древнейших времен до современности): Учеб. пособие для учащихся основной школы / Л. К. Ермолаева, И. М. Лебедева, И. З. Захваткина. СПб.: СпецЛит, 2000.

2. Образовательные стандарты петербургской школы: Предметная область «История и культура Санкт-Петербурга» / Комитет по образованию Санкт-Петербурга. СПб.: ЦПИ, 1998.

3. Рапацкая Л. А. Мировая художественная культура. 11 класс: Учебник по мировой художественной культуре / Л. А. Рапацкая. М.: ВЛАДОС, 2007.

4. Рапацкая Л. А. Русская художественная культура. 11 класс: Учебник / Л. А. Рапацкая. М.: ВЛАДОС, 2006.

5. Сечин А. Г. Математика и изобразительное искусство: симметрия в народном и профессиональном искусстве. На материале коллекции Русского музея: Методическая разработка для учителя средней общеобразовательной школы (математика, мировая художественная культура) / А. Г. Сечин; Министерство культуры РФ, ФГУК «Государственный Русский музей», Российский центр музейной педагогики и детского творчества. [CD-ROM]. СПб. : Русский музей, 2010. (Искусство и естественные науки).

6. Сечин А. Г. Мировоззренческие аспекты интеграции школьных дисциплин естественнонаучного цикла с педагогикой искусства // Проблемы искусства в XXI в.: задача школы: Сборник статей по

материалам научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 22—23 ноября 2010 г.) / Под научн. ред. О. Б. Островского. СПб.: Полторак, 2010.

7. Сечин А. Г. Музей и школа: интегративный потенциал музейной педагогики // Музей. 2010. № 11.

8. Сечин А. Г. Музейная педагогика как основа междисциплинарного взаимодействия школьных дисциплин естественнонаучного цикла: Текст выступления на VIII Всероссийской научно-практической конференции «Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик обучения» (Санкт-Петербург, 9—10 декабря 2010 г.).

9. Сечин А. Г. Химия и живопись. На материале коллекции Русского музея: Методическая разработка для учителя средней общеобразовательной школы (химия, физика, мировая художественная культура) / А. Г. Сечин; Министерство культуры РФ, ФГУК «Государственный Русский музей», Российский центр музейной педагогики и детского творчества. [CD-ROM]. СПб.: Русский музей, 2010. (Искусство и естественные науки).

10. Солодовников Ю. А. Мировая художественная культура. 7 класс: человек в мировой художественной культуре: Метод. пособие / Ю. А. Солодовников. М. : Просвущение, 2005.

11. Солодовников Ю. А. Мировая художественная культура: человек в мировой художественной культуре: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. А. Солодовников. М.: Просвещение, 2005.

12. Столяров Б. А. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!»: Концепция, структура, содержание / Б. А. Столяров, А. Г. Бойко, А. Г. Сечин. 3-е изд., испр. и доп. СПб.: Русский музей, 2008.

13. Столяров Б. А. Физика и изобразительное искусство: Методическая разработка для учителя средней общеобразовательной школы (физика, мировая художественная культура) / Б. А. Столяров, А. Г. Сечин, А. В. Танкова, Т. Н. Тупальская; Министерство культуры РФ, ФГУК «Государственный Русский музей», Российский центр музейной педагогики и детского творчества. [CD-ROM]. СПб.: Русский музей, 2010. (Искусство и естественные науки).

14. Теремов А. В. Интеграция естественнонаучных и гуманитарных учебных предметов в условиях профильного обучения // Профильная школа. 2007. № 3.

Н. О. Верещагина,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры геологии и геоэкологии

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА И МАГИСТРА В ОБЛАСТИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сегодня, в связи с началом реализации Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 гг., переходом на федеральные государственные образовательные стандарты общего (среднего) образования второго поколения и внедрением федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения по направлению «Педагогическое образование», перед педагогическим сообществом довольно остро встает проблема методической подготовки бакалавров

и магистров в области естественнонаучного образования для развивающейся системы общего среднего образования. Опережающий характер методической подготовки будущих учителей в области естественнонаучного образования объективно необходим в связи с усилением динамики всех процессов, которые протекают сегодня в стране, обществе и образовании в целом. Только за годы подготовки бакалавров и магистров в высшей школе происходят значительные изменения в сфере его будущей профессиональной деятельности. Такие тенденции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.