Научная статья на тему 'Интегрированный урок внеклассного чтения: «Сказка о нужде, о счастии и о правде»'

Интегрированный урок внеклассного чтения: «Сказка о нужде, о счастии и о правде» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
945
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ РЕЧИ / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / РИТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Федотова Софья Поликарповна

Автор предлагает вниманию читателя интегрированный урок из разработанной системы уроков развития связной речи, посвященных 200-летию со дня рождения В.И. Даля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегрированный урок внеклассного чтения: «Сказка о нужде, о счастии и о правде»»

____________________инновацио^^^______________________________________________________________

Автор предлагает вниманию читателя интегрированный урок из разработанной системы уроков развития связной речи, посвященных 200-летию со дня рождения В.П.Даля.

Федотова Софья Поликарповна,

учитель русского языка и литратуры МОУ «Октёмский лицей» Хангаласский УУО Республика Саха (Якутия) fsp oktem@mail.ru

Педагогическое кредо: в воспитании:

«Невозможно изменить природные задатки совершенно, но исправить их отчасти - возможно»

Не надо давать детям готовых знаний, гораздо важнее научить их учиться

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ: «СКАЗКА О НУЖДЕ, О СЧАСТИИ И О ПРАВДЕ»1

(ЛИТЕРАТУРА И РУССКИЙ ЯЗЫК. 5-6 КЛАССЫ)

Как сделать работу с текстом результативной?

Ключевые слова: формирование навыков связной речи, лингвистическая компетенция, риторический анализ текста

Г^ыбор произведения Владимира Даля1 «Сказка... о Оправде» для внеклассного чтения и анализа объясняется прежде всего тем, что, обычно, говоря о литературной сказке, мы имеем в виду детские, наиболее известные, ставшие несомненной классикой литературы для детей. Но «Мороз Иванович» Вл. Одоевского, «Аленький цветочек» С. Аксакова, равно как сказки К. Ушинского, Л. Толстого, М. Горького, А. Толстого, - только часть того явления, которое называется литературной сказкой.

В данных разработках уроков внеклассного чтения речь пойдет о литературной сказке, связанной с фольклорными традициями, которая восстанавливает общую картину развития этого жанра, у истоков которого стоял Вл. Даль.

Далее следует отметить, что В.И. Даль известен нашим детям, в основном, как создатель свода «Пословицы русского народа» и «Толкового словаря», но никак не современник Пушкина и Гоголя, известного в 30-е годы не как лексикограф и языковед, а сказочник казак Луганский.

И, наконец, считаю, что сказки казака Луганского нельзя отделять от научных трудов Владимира Даля. Сказки во многом предваряют и «Пословицы русского народа» и «Толковый словарь», в которых языковые сокровища народа собраны воедино, систематизированы, а здесь же, в сказках, они представлены в живой, естественной среде своего бытования. Инте-

1 Владимир Иванович Даль. «Сказка о нужде, о счастии и о правде»

ресно будет узнать детям и то, что Вл. Даль применил в сказках принцип, который позднее ляжет в основу «Пословиц русского народа», расположенных не в обычном азбучном порядке, а по смысловому значению.

Цели урока:

• Познакомить учащихся с автором сказки.

• Проанализировать лексику сказки при помощи словаря живого великорусского языка В.И.Даля.

• Научить использовать в речи богатый материал народных пословиц и поговорок, также лексику, выражающую нравственные категории.

• Повторить и обобщить знания и умения по теме «Фольклор» и «Лексика».

• Помочь детям почувствовать красоту и этическое значение правильной и стилистически богатой речи на неродном языке.

Технический арсенал урока: Компьютерная поддержка: Видеоархив российской истории: «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»; Электронный репетитор «Русский язык». Графопроектор.

Носители информации: Портрет В.И. Даля. Выставка книг: «Жизнь, отданная Слову». Рисунки детей к сказке и пословицам В. Даля. Структурно-логические схемы по разделам: «Лексика», «Фольклор».

Интеграция предметов: литература, русский язык, информатика.

Методический арсенал: Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

(рассказ учителя и учащихся, компьютерная поддержка, беседа, демонстрация, проблемно-поисковые методы). Методы стимулирования учебной деятельности (мотивация, формирование познавательного интереса, дидактическая игра). Методы контроля и самоконтроля (устный опрос, письменная творческая работа, компьютерное прослеживание результатов обучения.

План урока.

I. Организационная часть. Целевая установка на

конечный этап урока.

II. Подготовительная часть. (Сообщение ученика о

В.И.Дале).

III. Основная часть.

1. Разноуровневые опережающие задания (домашняя работа).

2. Составление структурной схемы текста.

3. Пересказ с опорой на рисунки.

4. Чтение фрагмента сказки

5. Анализ.

6. Выполнение дифференцированных заданий.

IV. Заключительная часть.

1. Возвращение к целевой установке урока.

2. Итоги урока

3. Домашнее задание

Разноуровневые опережающие задания:

I уровень: Почему каждую часть своей сказки В. Даль начинает пословицами? Выпишите из сказки В. Даля «Сказка о нужде, о счастии и о правде» понравившиеся пословицы о правде и лжи. Объясните их смысл.

II уровень: Докажите, что произведение В. Даля -сказка. Почему это литературная сказка?

III уровень: Ответьте на вопросы: Чем отличается народная сказка от литературной? Как связана сказка В. Даля с устным народным творчеством?

Эпиграф урока «В ком честь, в том и правда.

Пословица.

Сильна правда, а деньга сильней.

Пословица.

Молвить правду, не знать дружбы.

Пословица.

Правда - подлинная цена человека.

Пословица.

Ход урока.

I. Организационная часть. Целевая установка на конечный этап урока.

Сегодня на уроке мы проанализируем отрывок из сказки В.Даля «Сказка о нужде, о счастии и о правде». Работая с текстом сказки, узнаем происхождение и значение многих слов. Обратите внимание на эпиграфы к сегодняшнему уроку: к концу урока вы должны будете выбрать одну из них, наиболее подходящую, передающую основную мысль прочитанной вами сказки. ( Эпиграфы отобраны из опережающего задания I уровня).

II. Подготовительная часть. (Сообщение ученика

о В.И.Дале).Кто такой Владимир Иванович Даль? Мы узнаем о нём из сообщения «Человек, который собирал слова». (Выступает ученик)

Примечание: Учеником использованы материалы видеоархива «Большая энциклопедия Кирилла и Ме-фодия».

- Послушайте, что говорит в наши дни о словаре Даля писатель В.Порудоминский, автор ряда книг и очерков о В.И.Дале (проецируется через графопроектор): «Не ставьте Словарь Даля на полку, а положите рядом, под рукой...если однажды открыл... - Словарь не отпускает: одно слово тянет за собой другое, подталкивает к третьему, рядом с привычным толкованием объясняется такое, что поражает неожиданностью, вдруг поворачивает знакомое слово совершенно по-новому, едва не к каждому слову нижутся рядком пословицы - одна, другая, третья - слово движется, сверкает оттенками, пробуждает в воображении все новые картины». Может, и сегодняшний урок станет для кого-то «открытием» Словаря Даля, и желающих обращаться к ней станет ещё больше.

Дома вы познакомились с необычной сказкой: читали 3-ю часть сказки «Сказка ... о правде». В чём её необычность? (Дети отмечают обилие незнакомых слов, пословиц, которые затрудняют чтение сказки. Некоторые в недоумении: сказка ли это?)

Примечание: Учащимся 6 класса (в сильном классе) можно предложить прочитать всю сказку.

III. Основная часть.

1. «Защита» творческих работ (разноуровневых опережающих заданий)

I уровень: Действительно, в сказке очень много пословиц. Почему же В. Даль начинает каждую новую часть своей сказки с пословиц? Нам кажется, что В.Даль создавал образ народного сказочника, который в совершенстве знал бытовую речь народа. Ведь обыденная бытовая речь народа также бывает унизана пословицами и поговорками. Каждый знает, что в пословицах сконцентрирован ум, жизненные наблюдения народа, его вера в правду, добро, любовь к родине.

Перед нами очень умный сказочник. Если внимательно прочитать эти пословицы, то можно обнаружить странную вещь: они антонимичны! (Через графопроектор проецируется таблица пословиц-антонимов) Вот, например, на вопрос: что такое правда? сказочник даёт варианты ответов-пословиц: «Сильна правда, а деньга сильней» или «Дороги твои сорок рублей, а на правду и цены нет». Пожалуйста, рядом и правда и кривда - выбирай сам!

II уровень: Несомненно, перед нами - сказка! На это указывает, прежде всего, сказочный зачин: «Жил-был во земле далёкой, иноязычной, иноверческой, пастырь духовный,... по-нашему поп...» и поучительная концовка: «Падок человек на ложь, а на золото и того пуще: оно сильнее лжи, сильнее правды». По содержанию эту сказку можно отнести к социально-бытовым: в нём описывается жизненная история; героями являются реальные люди: пастырь и старик; в сказке осуждается ложь и жадность. Но можно в нём найти и признаки волшебной сказки. Назовём основные: поиск ответа на вопрос: что такое правда?; сказочный помощник-старик; главное событие в сказке - путешествие героя; чудесное воскрешение двух царевен. Вот мы и доказали, что произведение В. Даля - сказка, причём сказка литературная, так как она создана одним человеком, автором -сказочником Владимиром Ивановичем Далем.

III уровень: В содержании, построении, языке литературных и народных сказок бывает много общего: использование присказок и концовок, типичных ска-

зочных выражений, неоднократные повторения, преувеличения, описания волшебных событий и образов. Так, в своей сказке В. Даль в качестве присказок использует народные пословицы; сказочные выражения, например, «утро вечера мудренее»; повторы схожих событий (несколько раз допытывается правды старик у пастыря: ты съел лепешку?) и т. д. Изобилие в сказке и просторечных слов и выражений, который употреблял народ в быту: «горе мыкать пополам»; «хват - ан её уж и нет»; «ты съел намедни лепешку?»; «беда неминучая» и т. д. Итак, прочитав сказку В. Даля «Сказка о нужде, о счастии и о правде, мы приходим к выводу, что хотя у литературной сказки есть автор, в его содержании, построении, языке очень заметно сходство с народными сказками.

Составление структурной схемы текста.

- Какие части можно выделить в тексте? Каким предложением, словосочетанием или словом из текста можно передать смысл каждой части?

(Схема составляется в ходе коллективной работы) Общий вид записи на доске:

Примерная структурная схема текста:

1. Вводная часть. (Пословицы)

2. «Жил-был... пастырь...»

3. «Не хочу жить!...» (Монолог)

4.«Пойдём, куда господь поведёт...»

5. «Ты съел лепёшку?...»

6. «Давай делить казну!...»

8. Нравоучения автора.

Пересказ с опорой на рисунки:

- Теперь разберемся, как вы говорите, с незнакомыми словами. При чтении вы пользовались словарем? (Да, но многих слов в словаре Ожегова нет)

Промежуточный вывод: Словаря С.И.Ожегова для объяснения значения многих слов сказки недостаточно.

- Попытаемся, опираясь на текст сказки и обращаясь к словарю живого великорусского языка В.Даля, проследить за поведением главных героев: пастыря и старика. Кстати, а кто такой пастырь? (Даль в самом начале сказки сам дает объяснение этого слова) А как объясняет? Как называется такой способ объяснения слов? (Путём подбора синонимов: пастырь - мулла, поп, пастор, ксёндз) И только ли? А «по-турецки», «по-нашему», «по-немецки», «по-польски»? (Да, и путём перевода на другой язык) В словаре Ожегова это слово дается с пометой устар. Что это значит? (Повторяют по таблице (проецируется через графопроектор), какие слова называются устаревшими) Запишите в тетрадь: пастырь (устар.) - священник, поп.

Примечание: Для учащихся 6 класса предлагается подумать над вопросом: а почему не просто поп, «по-нашему», а пастырь? Чем предпочтителен Далю такой вариант?

Чтение фрагмента сказки

- Прочитаем выразительно текст со слов: «Пойдем,

- сказал старик товарищу своему, - попытаемся!...» до слов: «... не оживает царевна!...

Анализ текста

Товарищ золоту и рад бы, да смерти боится; сам идёт, сам хоронится за старика.

Какие слова передают состояние пастыря? (рад бы да боится, хоронится) Что значит хоронится? (Работают по словарю В. Даля, убеждаются, что слово многозначное, повторяют по таблице многозначные слова) Здесь: скрывается, прячется. Для какого стиля характерно это слово? (Для разговорного) В словаре Ожегова это слово даётся со стилистической пометой: просторечное. Прочитайте по таблице о просторечных словах. (Это слова шутливого, пренебрежительного, ироничного, грубоватого и других оттенков) А здесь какой оттенок имеет?

Запишите в тетради: хорониться (прост.)- скрываться, прятаться.

Взял одну обмершую.... Обмершая, по словарю Даля,

- «умершая по виду, впавшая в обморок, в бессознательность, в бесчувственность». Подберите и запишите однокоренные слова к этому слову. (Через графопроектор -условное обозначение орфограммы: «Выбор букв е-и в корнях -мер-мир-) От чего зависит выбор букв?

Сравните некоторые действия старика и пастыря при «оживлении» царевен. Есть ли различия? Почему?

(Работа с таблицей, которая проецируется через графопроектор)

Старик «...попытаемся!» - сказал старик

«...положил её...» «...очистил...»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«...продул их, налил снова, составил...»

Сравните значения словарю Ожегова.

Составить - «собрав, соединив, образовать нечто целое

Пастырь «... подумал - рукой махнул...» (После чего махнул?) «...распластал...»

«... облупил и выскреб...»

«... продул и налил и сложил...»

«надселся..., всё дул да подувал...» слов составил и сложил по

Сложить - «положить вместе в определенном порядке

- А что значит надселся? Значение этого слова вы в словаре Ожегова не найдёте. Найдём и объясним по Далю это ещё одно незнакомое нам слово. Запись в тетрадях надсесться (прост.) - делать через силу, силиться изо всей мочи, надрываться. (Вот как старался наш пастырь!)

Примечание: Для шестиклассников предлагается дальше поработать с синонимами: надсесться-силиться-надрываться. Дополните синонимический ряд примерами, найдите среди синонимов нейтральное «холодное» слово, без оценки. (Работают со словарём синонимов) Находят слова: стараться, рваться, стремиться и т. д. Приведите теперь сами по словарю синонимов лексические синонимы с эмоциональной окраской. (Для примера: спать-почивать - дрыхнуть; все три слова называют действие «находиться в состоянии сна»; из них оценочные слова - почивать и дрыхнуть. Слово почивать

- вызывает уважение, слово дрыхнуть - неодобрение, а вот слово спать объективно называет действие, без оценки, оно «холодное», нейтральное.

- К какому выводу мы приходим? Как эти действия характеризуют пастыря? А чьи это слова: «...Золото ослепило его, оглушило, смутило, отуманило....» (Автора!) Может, этим и объясняются действия и по-

ступки пастыря? Что двигало пастырем: жажда наживы или желание помочь?

- Что же произошло дальше? (Читают сказку до конца)

«И пришла отцу беда неминучая: уж его и взяли, и засадили, и присудили, уж и вывели на лобное место, уж и за плахой пошли, а кто сказывает, что уж и петлю на шею закинули...»

- Какие слова и выражения вы считаете в этом абзаце разговорными? (Беда неминучая, засадили, присудили, сказывает)

Примечание: Задание для учащихся б класса: Из данных слов и частей слов (морфем) составьте другие слова, употребительные в речи, (за-, при-, под-, в-, с-; -уч-(-ий)

Обратите внимание на устаревшее словосочетание лобное место. Словарь Даля нам объясняет следующее: «возвышенность, холм, курган, сопка; место казни, видное со всех сторон». (Далее, опираясь на словарь Даля, подготовленный ученик рассказывает происхождение этого словосочетания)

Выполнение дифференцированных заданий

На доске: «Пословица не сочиняется, а вынуждается, как крик или возглас, невольно сорвавшийся с души. Сборник же пословиц- свод народной опытной премудрости и премудрия. Это стоны и вздохи, плач и рыдания, радость и веселие, горе и утешение в лицах, это цвет народного ума, самобытной стати. Это житейская правда, своего рода судебник, никем не судимый.» (В.И.Даль)

I уровень: Найдите: пословицу-совет, пословицу-шутку, пословицу-вздох, пословицу-огорчение, плач, рыдание.

Материал для иллюстраций:

1.

2.

3.

4.

есть

5.

6. 7.

Волка бояться - и от белки бежать.

Не ищи моря, и в луже утонешь.

Вот тебе кукиш, чего хочешь, того и купишь. Слава богу, не без доли: хлеба нету, так дети

Камня на зуб не положишь.

Хоть песни пой, хоть волком вой.

Гэре наше - ржаная каша, а поел бы и такой, да нет никакой.

II уровень: Найдите примеры пословиц с метафорой, аллегорией, гиперболой, олицетворением.

Материал для иллюстраций:

1. У каменного попа ни железной просвиры.

2. Хорошо пахать на печи, да заворачивать круто.

3. Доброе дело само себя хвалит.

4. Языком тарелку проломил.

5. Где слыхано - на вербе груши? А где видано -приказный, да добр человек?

III уровень: Пользуясь словарями (школьным фразеологическим, этимологическим, словарём Ожегова) объясните значение фразеологических оборотов, взятых из текста сказки. «Отец поведал старику всё, от аза до ижицы... « ; «...Наконец - не житницы ж египетские у старика за пазухой... « Подберите к фразеологизмам синонимичные пары.

IV. Заключительная часть.

Итак, ребята, в течение двух уроков мы работали над словом сказки. С какой целью использует автор в сказке устаревшие, просторечные слова, фразеологизмы?

Основные выводы урока:

- В. Даль хотел подчеркнуть связь своей сказки с народной.

- Перед нами человек, влюблённый в народный язык, пропагандирующий его (Можно зачитать слова В.Даля, которые проецируются через графопроекгор): «Не сказки сами по себе были мне нужны, а русское слово, которое у нас в таком загоне, что ему нельзя было показаться в люди без особого предлога и повода - сказка послужила поводом. Я задал себе задачу познакомить земляков своих сколько-нибудь с народным языком и говором, которому открывается такой вольный простор и широкий разгул в народной сказке «)

- В. Даля привлекает простота и искренность речи простых людей, их живой язык. Он хотел, чтобы эти слова жили, поэтому создал Словарь живого великорусского языка, которым мы пользуемся сейчас.

- В. Даля привлекает меткость и образность, простота и искренность речи простых людей, их живой язык. Он хотел, чтобы эти слова жили, поэтому создал Словарь живого великорусского языка, которым мы пользуемся сейчас. Не было бы такого словаря - значение многих слов мы не смогли бы объяснить сегодня.

Итоги урока:

Да, ребята, вы правы: анализ лексики сказки, действительно, подтверждает её стилистическую принадлежность к народным социально-бытовым сказкам. И еще: о том, насколько удалось Владимиру Далю выполнить «задачу», о которой он говорил, лучше всего судить по отзывам современников. Например, Н.В. Гоголя, признававшегося: «Каждая его строчка меня учит и вразумляет. Придвигает ближе к познанию русского быта и нашей народной жизни». (Проецируется через графопроектор).

Как вы думаете, можно ли сказать, что у автора тоже есть своя роль в сказке? (Да. Мы постоянно чувствуем его присутствие: он постоянно спорит с нами, следит за нашим выбором правильного ответа. Выражает своё авторское отношение к героям: их поведению и характерам)

- Какой же «урок» преподал вам сказочник казак Луганский?

Автор взывает: будьте правдивы! Он осуждает поступок пастыря и даёт нам моральный «урок:» «В ком честь, в том и правда». Он поведал нам ту правду, без которой, по его словам, «никто на свете веку не доживает, про которую придумали люди столько поговорок, о которой говорят, что она и на золото всплывает»... Да, так и есть: и в нашей сказке всплыла она на золото, а без него как-то не подавалась!

Вернёмся к эпиграфу нашего урока. Давайте выберем из них одну, которая, на ваш взгляд, наиболее точно передаёт основную мысль прочитанной нами сказки.

Домашнее задание: Сочините маленькую сказку по понравившейся пословице, только сначала подумайте, кого и чему будет учить ваша сказка и какой урок можно извлечь из неё.

Примечание: В перерывах между уроками можно предложить детям игру В. Даля «Кузовок». (См. иллюстративные материалы)

- Попробуйте изменить условия игры так, чтобы «выкуп» был связан с выполнением заданий по раз-

делу «Лексика» и с повторением других разделов курса русского языка.

Приложение

Иллюстративные материалы:

Текст - отрывок из сказки В.Даля «Сказка о нужде, о счастии и о правде» (III часть сказки: «Сказка ... о правде»)

<...>А и то еще говорят, барин, - сказал Игнашка, -где правда, там и счастье.

Правда? А что такое правда? Это что за зверь, птица или рыба! Что такое на свете правда? Правда - вещь совсем иная; это не нужда и не счастье и не им чета, ниже ровня. Правда мирская - это вещь потешная. Правда светлее солнца; что правда, то не грех; да зачем же правда глаза колет? Правдою жить - с людьми не знаться; неправдою жить - бога полневить; как же тут быть? Стой за правду горой, и бог с тобой; знай бога да сказывай правду: кто правдою живет, тому бог дает; это бы и ладно, да говорят: правда по миру ходит; молвить правду, не знать дружбы: а по миру ходить, да без друга жить, сам себе опостынешь; а это уже и не ладно. Говорят: хлеб ешь, а правду режь; а говорят и так: хлеб режь, а правду ешь; то есть сам глотай, да про себя и знай. Да опять и то сказать: ино правду говорить большому человеку - не легче лжи; и правдою ину пору подавишься. Говорят, все на свете сгинет, одна правда останется; да куда же она после всего этого годится? Сами же говорите вы: правда к добру не доведет; правдою не обуешься, сыт не будешь! Вы мне на это молвите: да в ком честь, в том и правда; ладно, да не вы ли сказывали намедни: глупый да малый говорят правду: какая ж честь, скажите, в глупом да в малом? Грек, жид да армянин молвят правду по одному разу в год. Это что? Да разве они живут хуже нашего? Или они верят тому, что сильна правда, а деньга сильней? Так за что же, коли так, говорится: засыпь правду золотом, она всплывет; правда и в золоте не тонет; дороги твои сорок соболей, а на правду и цены нет, а на что опять вы же говорите: хороша правда, годится и неправда? Это что? Или вот это: одно слово правды весь свет перетянет; да коли оно по золоту плавает, как вы сейчас же говорили, так, стало быть, золото будет потяжелее правды вашей? Куда ни сунься, кого ни послушай - все его правда, словно ее на откупу держат; а где двое сойдутся, там и две правды, да каждый хвалит свое; что же она за оборотень такой, что за двойник, и за что же она дорога, коли у всякого есть своя, и всякий с нею носится и нянчится? Живи правдой в людях, живи правдой дома; а между тем, не всякую правду жене сказывай; не солгать, так и правды не молвить; не будь лжи, не стало бы и правды; хорошая ложь дороже плохой правды; стало быть, сами учите лгать; а соври кто, хоть один раз на веку своем, так вы же, махнув рукой, скажете: кто один раз соврет, тот веку без другой неправды не доживет. Неправда отшельником не живет: где одна, там и другая, а где две, там плодятся они и множатся, как змеи около Знаменья. От лжи не мрут, да вперед веры неймут; да коли стародавние пророки померли, а новые правды не сказывают, так тогда как быть? Где добудешь ее, коли без нее, как говорится, веку не изживешь? Где она, правда эта, и где ее взять? И какая ж это правда, которая на свете надобна, без которой веку изжить нельзя, которую свет пройдешь, да только назад не воротишься. Эта правда, сказывают, вещь потешная.

Жил-был во земле далекой, иноязычной, иноверческой, пастырь духовный, по-турецки мулла, по-

нашему поп, по-немецки пастор, по-польски ксендз. Он славился на весь мир правдою и благочестием и сам хвалился повседневно, что терпит напраслину за одну только правду; а он был убог и скуден до крайности. Однажды взяло его горе тугое и раздумье бедовое: «Плачусь я, - говорит, - богу, бог не слышит; плачусь людям - люди веры неймут; а голод не угар, от него не переможешься, не переспишь. Что я буду делать и как мне быть? По миру ходить с котомкой -грешно, да и не велят, не приказывают, - попадешься, так не разведаешься; идти молотить за хлеб насущный, так сил нету, дело непривычное; духом я бодр, а телом слаб, потому что морил плоть свою, как велит закон. Взаймы никто не дает; сидел бы дома да ждал, покуда господь что пошлет, .так скоро пропаду я и сам, замерзнут и вымрут голодом и холодом ребятишки мои, — не сидится, нет больше сил».

Так рассуждал, окропив черствую краюшку хлебца горючими слезами, заморской земли пастырь, когда вдруг вошел к нему зажиточный мужичок, помолился, поклонился, подошел под благословение и звал дать имя новорожденному; другой вошел, хочет дочь под венец вести; третий пришел с заплаканными очами, зовет хоронить отца. Пастырь вымолвил теплое моление к небесам: послал-де господь, за правду мою, хлеба насущного, и, как дело было почитай натощах, то пастырь наш и стал рассчитывать, сколько мерочек муки, да сколько яиц, пирогов, уток, кур возьмет он на крестинах, сколько на свадьбе, сколько на похоронах. Рассчитав все это, стал уже думать, как поправится он помаленьку из нищеты своей и заживет домком с чадами и домочадцами своими. Но думай да гадай, а конца поджидай: у новорожденного поднес ему кум лыковых лаптей пару; за то, что повенчал, насыпали ему в берестовый кошель смородины да лесной малины; на похоронах - напоили, накормили, да с тем и домой отпустили.

«Не хочу жить! - сказал отец. - Пойду утоплюсь. Мне ли домой показаться опять ни с чем и плач и жалобу слушать спокон веку одну и ту же, жалобу горькую: тятя, дай хлебца? Мне ли пропадать и высыхать по капле, что ду-пловому пню, без радости, без утех, без хлеба, с одною правдою? А уж я ль не молился тепло и правдиво; я ль не терпел, в чаянии лучшего, смиренно, безропотно? Нет сил больше, ни за себя, ни за своих! Дары мирян вложу я у подножия символа веры своей, как последнюю дань отходящего, а сам я... Пойте после по мне, коли кто на селе без меня споет вечную память!»

Пошел, дождался ночи, сложил дары мирян, еще-жды помолился и с твердою решимостью вышел на росточь побережную, на крутояр; и видит, идет к нему, в теми ночной, белобородый старец. «Что делаешь, отец?»

Отец поведал старцу все, от аза до ижицы. Вы уже знаете, что иноверческий пастырь наш-любил правду; он не утаил ничего, во всем признался, что на исповеди, держал ответ, как перед богом. «Не топись, - сказал ему старик, - смерть от тебя не уйдет, ниже ты от нее; и я такой же, как и ты, бобыль; станем горе мыкать пополам; у меня за пазухой ржаная лепешка есть; уломил ее на полы, что тебе, то и мне, поровну, да и пойдем, куда господь поведет: утро вечера мудренее!»

Шли, шли они вместе, не день и не два; старик, что заря, что сумерки из-за пазухи лепешку тащит и делит

пополам. Наконец - не житницы ж египетские у старика за пазухой - ложатся они в чистом поле спать, а старик и достал было лепешку, да и положил опять назад. «Последняя, - говорит, - только одна и осталась; уж лучше мы ее наутро оставим да и поделимся». Утро фасное взошло- старик проснулся, богу помолился. «Ну, - говорит, - односум, давай поделим теперь последнюю лепешку нашу; а там - что бог даст». Хвать - ан ее уж и нет.

- Товарищ, - сказал старик, - ты съел лепешку? Наш пастырь крестился и божился, на чем свет стоит:

- Не я.

- Ну, ладно, - говорит старик, - не ты, так не ты, пойдем дальше. Правда - слово великое, ему верю и без божбы.

Шли, шли они опять, с утра до поздней ночи; отец духовный голодом изныл.

- Нет сил, - говорит, - издохну здесь, на месте! Старик полез за пазуху - нашел еще лепешку; а путник его рукой за нею тянется да уж и слова не вымолвит, уморился на смерть!

- Ты, что ли, съел лепешку, так сказывай лучше; я не взыщу: не бось, только признайся!

- Чтоб мне на месте, тут же, растянуться, - отвечал тот, - коли я без ведома твоего хоть одну кроху насущную подобрал!

- Ну, не ты, так не ты; я только спросил. Вот тебе половина лепешки моей.

И шли они опять, подновив силы свои, поколе не дошли до реки. Старик, подобрав ризы свои до колен, пошел вброд; духовный пастырь за ним, да вдруг и начал тонуть. Захлебываясь, задыхаясь, боролся он с мокрою смертью и молил старика о помощи. «Ты, что ли, съел лепешку?» - спросил опять старик; и снова спутник его стал заклинаться всеми святыми и отрекаться от лепешки и еще похвалился, что всегда говорил правду. «Не ты, так не ты, - сказал старик, - на что божишься?» Сам подал ему руку, вытащил его и вывел, вслед за собою, на сухой берег.

К ночи залегли они в солому, к мужику на ток, среди чистого поля, да развели огонек и стали сушиться. Не успели они заснуть, как пламень обнял их со всех сторон: кругом них стлался клубом огонь и дым и смрад и жупел ' и, с треском приближаясь, смыкал пламенною ужицею своею роковой круг теснее и теснее. Старик толкнул и разбудил товарища; он вскочил и, заломав пальцы, прощался с жизнью: лютое пламя пожирало уже ризы его.

- Не ты ли, отец, съел намедни лепешку нашу?

- Не я, - отвечал тот, - отходя от мира сего в царство вечности, завещаю тебе, благодетелю моему, слово правды: не я.

- Коли так, - сказал старик, - господь с тобой.

Накрыл его полою ризы своей и вывел из огня невредима.

И шли они, доколе не пришли в заморское царство, где объезжали глашатаи царские по городам, пригородам, селам, выселкам, слободам и разглашали:

«Известно и ведомо будет всякому и каждому, что будь кто на свете живой человек найдется сведущ и могуч в тайне бытия и смерти, и, изыскав ключ жизни живой, ключ мертвой и живой воды, воззовет из мертвых двух царевен царских, вдохнув в бренные останки их жизнь и дыхание, тот на-градится, за каждую, таким количеством злата чеканного, каковое силою мышц своих поднять и вы-

нести из казнохранилища царского возможет; буде же кто ложными снадобьями и не животворящими обманами единую токмо безуспешную проволочку времени учинит, то таковой неминуемо имеет сложить с плеч главу свою на плаху. Дан во граде нашем престольном таком-то - и прочая».

«Пойдем, - сказал старик товарищу своему, - попытаемся!» Товарищ золоту и рад бы да смерти боится; сам идет, сам хоронится за старика. Этот взял одну обмершую, не то покойницу, не знаешь, как и честить, - положил ее в чан, обварил кипятком, ровнял на части, очистил косточки, продул их, налил снова мозжечком, составил, одел живым, кровяным телом, жилами и прожилками, одел и тонкой белой пеленою с алым отливом, кожицею; дунул - и девица, пригожее зари утренней, встала и пошла, только застыдилась да зарумянилась. Старику отсыпали мешок червонцев: столько золота, сколько он на себе унес!

«Что ж, - сказал он товарищу, - берись ты теперь за другую царевну; что я взял, то пополам; а возьмешь один, так все твое; ведь видал, чай, как дело делается!»

Тот подумал - и рукой махнул. Золото ослепило его, оглушило, смутило, отуманило. Он взял другую обмершую царевну, распластал ее на части, рознял по суставчикам, облупил и выскреб косточки, продул и налил и сложил - а дух и жизнь - бог даст; надселся товарищ, все дул да подувал - нет! не берет; не оживает царевна!..

И пришла отцу беда неминучая: уж его и взяли, и засадили, и присудили, уж и вывели на лобное место, уж и за плахой пошли, а кто сказывает, что уж и петлю на шею закинули...

- Ты, что ли, - шепнул ему старик, - съел лепешку-то? Так скажи; ты знаешь, что я тебя не обманывал; признайся, коли ты, никто за это пальцем тебя не тронет!

- Не я, - ответил тот, -умираю за грехи свои, а в этом не грешен, я бы тебе покаялся. И старик опять спасает товарища своего от беды неминучей, от позорной смерти. Царевна повелением старика ожила, встала и пошла, будто ни в чем не бывало, и странникам нашим опять отмерили мешок чеканного монетного золота. Забрав казну свою, вышли они оба из города того и снова пустились в путь.

- Ну, - сказал старик, - теперь нам с тобой пришлось расставаться: мне путь предстоит одинокий, а ты больше плакаться на меня не будешь, домой пойдешь не без копейки; пора тебе припомнить и своих. Давай делить казну. От этого попутчик наш не прочь:

- Давай.

Старик начал раскладывать золото на три кучки.

- Для чего же на три, а не на две? - кричит запальчивый товарищ его. - Нас только двое, а ты же сам сказывал: все пополам!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Постой, - отвечает этот, - дай срок, дай мне управиться, твое не пропадет. Ну, гляди, вот эта кучка - моя; вот эта - твоя; а эта пусть достанется тому, кто съел лепешку!

- Я! - вскричал спутник его громким и твердым голосом и накрыл золото обеими руками...

Итак, вы видели, сударь, нужду, спознались, на загадочках, со счастьем; - а вот вам и мирская правда. Такова-то она живет в людях, такова и в поговорках их, такова жила она и спокон веку.

Вот вам та самая правда, без которой никто на свете веку не доживает, про которую придумали

люди столько поговорок, о которой говорят, что она и на золоте всплывает... да оно так и есть: и в нашей сказке всплыла она на золото, а без него как-то не подавалась! Падок человек на ложь, а на золото и того пуще: оно сильнее лжи, сильнее правды.

Жупел - горючая сера; горящая смола, жар и смрад.

Место урока в общей системе уроков по разделу «Лексика и фразеология»

1. Развитие речи: Текст.

2. Развитие речи: Стили речи. Словарная статья в толковом словаре как пример научного стиля.

Раздел: «Лексика и фразеология»

3. Вводное повторение по разделу.

4. Внеклассное занятие: Школьные словари.

5. Общеупотребительные, диалектные, профессиональные слова.

6. Заимствованные слова.

7. Устаревшие и новые слова.

8. Развитие речи: Развитие темы о стилях речи. Лексика нейтральная, разговорная и книжная. Углубление знаний учащихся о словарной статье в толковом словаре.

9. Фразеологизмы. Фразеологизмы нейтральные, разговорные и книжные.

10. О лексических и фразеологических синонимах.

11. Интегрированный урок внеклассного чтения. Анализ лексики сказки В.И. Даля.

12. Контроль: Изложение. Собиратель русских слов.

13. Коррекция.

Словарная работа как элемент системы.

«Словарь В.И. Даля в контексте изучения литературного произведения XIX века»

(Фрагменты) 5 класс

Урок-подготовка к восприятию литературного произведения с архаизмом. (А.С.Пушкин Вступление к поэме «Руслан и Людмила «У лукоморья дуб зеленый...»

Алгоритм действий: Найти архаизмы - удостовериться, что их в современном словаре нет - обратиться к словарю В. Даля - непреходящее значение Словаря -сравнительный анализ одного и того же слова в современном и устаревшем значении - выводы.

«Словарь В.И. Даля в контексте изучения литературного произведения XX века» 10 класс

Словарная работа при изучении поэзии С.А. Есенина.- Развивающее дифференцированное обучение. -Исследование: «Диалектизмы в поэзии С.А. Есенина».

Кузовок (игра)

Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзинку и говорит соседу:

- Вот тебе кузовок, клади в него что есть на ОК, обмолвишься - отдашь залог. Дети по очереди говорят слова в рифму на ОК: «Я положу в кузовок клубок; а я платок; я замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок» и прочее.

По окончании разыгрываются залоги: покрывают корзинку, и один из детей спрашивает:

Чей залог вынется, что тому делать?

Дети по очереди назначают каждому залогу выкуп - например... басенку сказать, загадку загадать, или сказочку рассказать, или песенку спеть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.