Научная статья на тему 'Интегрированный риск-менеджмент как инструмент управления совокупным финансовым риском строительной компании'

Интегрированный риск-менеджмент как инструмент управления совокупным финансовым риском строительной компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
229
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ / ФИНАНСОВЫЙ РИСК / ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО РЫНКА / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегрированный риск-менеджмент как инструмент управления совокупным финансовым риском строительной компании»

Библиографический список

1. Коростелев Д.А. Применение нечетких когнитивных моделей для формирования множества альтернатив в задачах принятия решений [Текст] / Д.А. Коростелев, Д.Г. Лагерев, А.Г. Подвесовский // Вестник Брянского государственного технического университета. - 2009. - № 4.

2. Синяев И.В. Вопросы оценки развития корпоративных структур // Вестник ГУУ. - 2013. -№ 6.

3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://regions.extech.ru/left_menu/shepelev.php.

В.В. Тютикова

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ СОВОКУПНЫМ ФИНАНСОВЫМ РИСКОМ СТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ

Ключевые слова: строительная компания, финансовый риск, оценка финансового рынка, факторный анализ.

Гарантией финансовой устойчивости любой строительной компании является достаточность ее собственных средств (в форме резервов или капитала) для покрытия убытков, которые могут возникнуть в ходе ее хозяйственной деятельности.

Как показывает практика, основные виды бизнес-процессов, в отношении которых анализируются, оцениваются и учитываются риски в строительных компаниях, -это строительно-монтажные операции. Однако в отношении совокупного финансового риска нельзя ориентироваться только на величину рисков строительно-монтажных операций. Преувеличение роли данных видов риска и нестатичность корреляций между отдельными риск-событиями на практике оборачивается нехваткой капитала в процессе реализации строительно-инвестиционных проектов. Но в современной теории рисков нет однозначного ответа на вопрос о том, как определить и оценить совокупный риск строительных компаний. Это очевидным образом продемонстрировал последний финансовый кризис, который показал, что стандартные подходы к оценке строительно-монтажных рисков, используемые строительными компаниями (далеко не всеми), не отражают реального размера совокупного финансового риска, которому они подвергаются в своей деятельности, и всех его компонентов.

В экономической теории под риском понимается чрезвычайно широкий спектр как достаточно определенных с точки зрения их финансовых последствий событий, так и событий, лишь косвенно отражающихся на денежных потоках компании. Для идентификации и оценки рисков важно провести их классификацию. Существует много системообразующих признаков, в соответствие с которыми можно решать данную задачу. Однако, для целей риск-менеджмента важно выделить такие группы рисков, для управления которыми могут использоваться сходные процедуры и методы. Поэтому целесообразно сформировать классификацию, основываясь на подобном принципе. Прежде всего, выделим две основных группы рисков:

- внутренние (регулируемые), на вероятность реализации которых строительная компания может воздействовать, применяя различные инструменты управления рисками;

© Тютикова В.В., 2013

- внешние (нерегулируемые), которые компания может наблюдать и прогнозировать, но не может повлиять на причины их возникновения. Например, риски изменения законов регулирования строительной деятельности.

Диагностированные внутренние риски должны также являться объектом как стратегического, так и операционного регулирования. Для развития методов диагностики рисков имеет смысл ввести понятие риск-фактора, который можно определить как причину возникновения определенного вида риска.

Внутренние риски, в свою очередь, можно условно разделить на финансовые и нефинансовые. Представляется целесообразным к финансовым рискам относить те, которые поддаются вероятностной количественной оценке. Под финансовые риски должны формироваться резервы (как и в отношении строительно-монтажных рисков) и резервироваться риск-капитал (в том числе, закладываться в стоимость предоставляемых строительной компанией услуг). К нефинансовым рискам можно отнести те, для оценки которых в настоящее время трудно сформировать количественную модель, но финансовые последствия которых могут проявиться в будущем. Для управления нефинансовыми рисками следует осуществлять их мониторинг, основанный на качественных методах анализа, целью которого является своевременное определение момента превращения их в финансовые или констатации факта исчерпания риск-фактора.

Таким образом, понятие «совокупный риск» в деятельности строительной компании представляется более широким понятием, чем «совокупный финансовый риск», но для построения математической модели оценки корректнее использовать именно последнее понятие, т.к. нефинансовые риски вряд ли могут быть адекватно измерены в денежной форме. Однако, не существует единого мнения и в отношении определения составляющих совокупного финансового риска. В практике управления рисками крупнейших компаний данной совокупного риска уделяется самое пристальное внимание. Так, при его расчете выделяют 4 вида: рыночный, кредитный, страновой и бизнес-риск (под последним понимаются все риски, не вошедшие в первые три категории) [1]. Однако, определение границ между традиционно выделяемыми компонентами [2, 3, 4, 5, 6] совокупного риска также проблематично: сложно провести грань между кредитным и фондовым риском, риском ликвидности и процентным риском. Поэтому иногда структурирование совокупного риска проводится по видам бизнеса. Например, в работе J.P. Morgan моделирование совокупного риска осуществляется по следующим категориям: 1) рыночный риск; 2) кредитный риск; 3) операционный риск; 4) риск долевого участия в уставном капитале других предприятий; 5) риск колебаний дохода от иных операций [5, с. 612-613].

Попробуем структурировать риски строительной компании на основе компонентов ее прибыли. Для этого вспомним, что под совокупным финансовым риском понимают отклонение прибыли от первоначально планируемой величины в результате воздействия различных факторов риска. И, наконец, представим стандартную структуру базовых бизнес-процессов. Стандартная структура базовых бизнес-процессов составляет алгоритм реализации строительного проекта на инвестиционном этапе после первой декомпозиции и выделяет все возможные риски:

- кредитные риски (a);

- операционные риски (b);

- бизнес-риски (c);

- инновационные риски (d) .

Бизнес-процессы риск-менеджмента определяют сценарий перехода компании от текущего уровня неопределенности к перспективному, определяемому реализуемыми решениями в сфере управления рисками компании. Данные процессы определяют преобразования как бизнес-, так и риск-архитектуры компании. Данное определение свидетельствует о том, что процесс риск-менеджмента может быть описан некой моделью - целевым функционалом и множеством ограничений, а это является важнейшим условием для постановки управленческой задачи - оптимизации. Ключевым элементом здесь является определение «проблемного пространства». Поскольку, любую строительную компанию можно рассматривать в виде бизнес-модели, то управление компанией - это управление системой бизнес-процессов, а «проблемное пространство» - есть степень неопределенности, выходящая за пределы допустимых значений параметров этих бизнес-процессов и зоны ответственности системы риск-менеджмента.

Для того, чтобы оценить распределения различных видов риска в разрезе отдельных бизнес-процессов, может быть использован единый подход, предполагающий представление их величины в виде произведения относительного изменения фактора риска, являющегося случайной величиной и представляющего изменение финансового результата, приходящегося на единицу позиции, подверженной риску, на детерминированную величину данной позиции:

dFR FR

AOP1 =--• PRfr,

где АОР* - изменение операционной прибыли (риск); dFR7.FR- относительное изменение значения фактора риска в момент ^ PRtFR- позиция, подверженная риску.

Данное представление риска (потерь) дает возможность использовать для расчетов VaR следующую аппроксимацию относительного изменения фактора риска [1]:

dFR FR

■ Ln

1 +

dFR FR

= Ln

r FR+1Л FR

= Z

Ln

FR'

Из практики известно, что случайная величина ^ fr' j часто имеет нормальное распределение N(0,^), что позволяет использовать дельта-нормальную методологию в моделях оценки рисков.

Если предположение о том, что совокупность наблюдаемых в рассматриваемом периоде значений фактора риска Z' является выборкой из нормального распределения, не подтверждается, можно строить иные модели, аппроксимирующие интересующую нас функцию распределения и такие ее характеристики, как EAR и VAR. В современной теории риск-менеджмента для решения данной задачи используются:

- исторический метод;

- параметрические методы, в т.ч.:

- дельта-нормальная методология и ее модификации;

- модели, построенные на основании иных параметрических случайных распределений;

- метод стохастического моделирования (метод Монте-Карло).

Для последовательной реализации процедуры агрегации рисков важно установить однозначное соответствие между различными риск-событиями, изменяющими прибыль на уровне одного бизнес-процесса, и выделенными видами риска. Для реализации модели, представленной выражением, необходимо накапливать и оценивать отдельно отклонения приведенных денежных потоков :

- текущих операций;

- планируемых операций;

- инновационных инициатив, инициируемых компанией.

Библиографический список

1. Вальравен К.Д. Управление рисками в коммерческом банке.// Институт экономического развития мирового банка. 1997. - С.15-33.

2. Ван Грюнинг Хенни, Соня Брайтович Братанович. Анализ банковских рисков. - М.: «Весь Мир», 2003. - 44 с.

3. Материалы на основе монографий профессора Базельского университета. Хенне-ра Ширенбека. Банковский менеджмент, ориентированный на доход. Ertragsorientiertes Bankmanagment, 7 Aufl., Wiesbaden, 2001.

4. Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы Базельского комитета по банковскому надзору (Базель II).

5. Энциклопедия финансового риск-менеджмента / Под ред. А.А. Лобанова и А.В. Чугунова. - М.: «Альпина-паблишер», 2003. - С.612-613.

6. Philippe Jorion. GARP. Financial risk manager. Handbook. Second edition. Published by John Wiley & Sons, Inc., 2003. - С. 12.

7. James C. RAROC based capital budgeting and performance evaluation: a case study of bank capital allocation. Working paper 96-40. The Wharton Financial Institutions Center, University of Pennsylvania, 1996.

А.В. Курбатова Э.В. Фурего

ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, транспортная инфраструктура, риски проектов, государство, бизнес.

Состояние транспортной инфраструктуры современной России требует существенного обновления и модернизации. Транспортная инфраструктура - капиталоемкая отрасль, поэтому решение этой важнейшей задачи невозможно без широкого привлечения частного капитала, в первую очередь отечественного.

Транспорт является одним из классических секторов, в котором традиционно развиваются различные формы государственно-частного партнерства (ГЧП). Еще в XIX веке

© Курбатова А.В., Фурего Э.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.