Научная статья на тему 'Интегрированный образовательный комплекс «Школа вуз предприятие»'

Интегрированный образовательный комплекс «Школа вуз предприятие» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегрированный образовательный комплекс «Школа вуз предприятие»»

Из жизни вуза

43

К. МАРКОВ, доцент, декан М. ТОКМАН, профессор, декан М. ФАДДЕЕВ, доцент

Высокий уровень и международное признание физико-математического образования в нашей стране общеизвестны. Физики, математики и специалисты в области информационных технологий - выпускники университетов России - успешно работают во многих странах мира, а в России пользуются спросом не только в научных сферах, но и в административных органах и финансовых структурах.

Однако в настоящее время в стране сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, быстрыми темпами развиваются наукоемкие отрасли, основанные на самых высоких технологиях и последних достижениях науки. Соответственно к уровню подготовки выпускников вузов (и, как следствие, абитуриентов этих вузов)предъяв-ляются все более высокие требования. С другой стороны, у значительной части молодежи наблюдается падение интереса к точным наукам, являющимся базой современной цивилизации. Поддержание преподавания этих дисциплин на должном уровне для многих средних общеобразовательных учреждений представляет собой сложную задачу. К числу трудностей, с которыми сталкиваются школы, относятся стареющая экспериментально-лабораторная база, недостаточная компьютеризация, сокращение учебного времени, отведенного на изучение физики и математики, уменьшение числа молодых учителей, способных решать эти задачи на современном уровне.

В последние годы ситуация меняется к лучшему. К настоящему моменту на высшем государственном уровне определены приоритетные направления развития науки, технологий и техники в РФ, осуществляются такие проекты, как Федеральная це-

Интегрированный образовательный комплекс «школа - вуз - предприятие»

левая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ на 2008-2010 годы», приоритетный национальный проект «Образование». Нижегородский государственный университет является одним из 17 вузов-победителей первого этапа ПНП «Образование » с проектом «Образовательно-научный центр “Информационно-телекоммуникационные системы: физические основы и математическое обеспечение. Повышение качества и увеличение масштабов подготовки специалистов на основе интеграции образовательной, научной и инновационной деятельности” ».

Для обеспечения передовых позиций отечественных вузов в области подготовки профессиональных кадров для приоритетных областей современной науки, конку-

44

Высшее образование в России • № 4, 2008

рентоспособных на региональном, российском и мировом рынках труда, выполнения научных исследований и разработок мирового уровня, внедрения перспективных разработок в промышленность необходимо качественное повышение уровня физикоматематического образования.

Одним из наиболее перспективных путей является создание и развитие интегрированного образовательного комплекса «школа - вуз - исследовательские центры и наукоемкие промышленные предприятия».

Такая образовательная структура, реализуя образовательные программы разных уровней, позволит решить следующие задачи:

1) профессионально ориентировать и целенаправленно готовить выпускников средних образовательных учреждений к дальнейшему обучению в вузах по актуальным направлениям подготовки и перспективным специализациям;

2) обеспечить выстраивание вертикали подготовки «специалиста будущего» в области естественно-научных дисциплин;

3) повысить уровень и качество подготовки выпускников вузов;

4) создать условия для развития системы переподготовки (повышения квалификации) инженерно-технического персонала инновационных наукоемких промышленных предприятий.

Первый этап подобной схемы взаимодействия «школа - вуз» уже на протяжении десятка лет реализуется в ННГУ в области теоретической физики, спинтрони-ки, физики низкоразмерных систем и нанотехнологий, кристаллофизики, рентгеноструктурного анализа, нелинейной оптики, электроники больших мощностей, физики лазеров, материалов для нелинейной оптики, биомедицинской оптики. Соответствующую работу проводят сотрудники физического,радиофизического факультетов ННГУ и факультета «Высшая школа общей и прикладной физики » (ВШ ОПФ). При этом реализуется тесное взаимодействие с подразделениями и лабораториями

Института прикладной физики РАН, Нижегородского физико-технического института (НИФТИ) и Научно-образовательного центра «Физика твердотельных наноструктур» (НОЦ ФТНС).

Начиная с 1994 г. ННГУ организовал регулярную работу со специализированными физико-математическими классами в некоторых средних школах Нижнего Новгорода. Накопленный организационно-методический опыт позволил в 1996 г. создать на базе физического факультета ННГУ, НИФТИ и гимназии № 2 Малую школьную академию (МША).

Важной частью деятельности МША является организация научной работы учащихся (НОУ). Она развернута в основном на базе лабораторий физического факультета ННГУ, НИФТИ и НОЦ ФТНС. Контингент участников формируется из учащихся физико-математических классов МША, однако членом НОУ физического факультета ННГУ может стать ученик любой школы Нижнего Новгорода. Большинство участников являются учениками 10-х и 11 -х классов, хотя некоторые школьни-

Из жизни вуза

45

ки начинают заниматься наукой уже в 7-м классе.

В ННГУ издается ежегодный сборник научных трудов школьников, студентов и молодых ученых физического факультета и НИФТИ «Структура и свойства твердых тел », в ко-торомпубликуются лучшие работы.

Результативная подготовка школьников к поступлению в вузы невозможна без научнометодической работы с учителями-пред-метниками средних школ. Для решения этой научно-методической задачи физический факультет ННГУ начиная с 2000 г. активно сотрудничает с Нижегородским центром непрерывного образования (НЦНО), который объединяет 45 средних общеобразовательных учебных заведений Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Опытные преподаватели физического факультета регулярно проводят семинары по

повышению квалификации для учителей физики и математики.

С 2004 г. на базе НЦНО стали формироваться объединенные физико-математические классы, которые вошли в систему МША. Это нововведение является чрезвычайно полезным для тех школ, в которых по различным причинам не может быть организован полный физико-математический класс. Для поступления в сборный физико-математический класс НЦНО каждый желающий должен успешно пройти входное тестирование.

Эффективная деятельность организаторов МША - ряда учителей средних школ и преподавателей физического факультета ННГУ - в 2002 г. была отмечена городской премией в области образования.

Практически все выпускники физикоматематических классов поступают в вузы на госбюджетные места. Квалифицированная довузовская подготовка позволяет студентам- первокурсникам при обучении в университете демонстрировать успеваемость выше среднего уровня. Большинство бывших участников НОУ продолжают с интересом заниматься научной работой.

Российское образование всегда базировалось на научных достижениях и на-

46

Высшее образование в России • № 4, 2008

учных методах, и этим определяется его высокий уровень и широкое международное признание. Несмотря на усилия ряда средств массовой информации, части чиновников и некоторых общественных деятелей внедрить в сознание наших детей элементы суеверия, религиозности, псевдонаучных представлений, многие школьники проявляют искренний интерес к науке и пытаются с ее помощью разобраться в устройстве окружающего мира и человеческого общества. Мы полагаем, что важнейшей задачей вузов является сохранение и поддержка этого интереса.

Литература

■ Катышева Н.М., Стронгин Р.Г., Чупрунов Е.В. Малая школьная академия - первые пять лет // Вестник ННГУ. Сер. Инновации в образовании. - 2002. - Вып. 1(3).

■ Гребенев И.В., Масленникова Ю.В., Фаддеев М.А., Чупрунов Е.В. Дифференциация обучения физике в системе непрерывного образования «школа -вуз». - Н. Новгород, 2005.

■ Масленникова Ю.В., Чупрунов Е.В. О преподавании физики в инновационных учебных заведениях // Физика в школе. - 2005. - №2.

Б. БЕДНЫЙ, профессор, директор Института аспирантуры и докторантуры

Совершенствование подготовки специалистов высшей научной квалификации является одним из важнейших направлений деятельности университетов исследовательского типа. Эта деятельность нацелена на воспроизводство кадрового потенциала науки и высшей школы, подготовку высококвалифицированных специалистов для наукоёмких секторов экономики, управления и социально-культурной сферы.

Модернизацию системы послевузовского профессионального образования Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского начал около десяти лет назад одним из первых в стране. Ставка делалась на высокий интеллектуальный потенциал преподавателей и научных сотрудников, организационное развитие университета, стимулирование инноваций. Прогнозируя последствия старения научно-педагогических работников и осознавая реальную угрозу утраты преемственности поколений и распада научных школ, руководство университета в конце 90-х гг. поставило задачу существенного увеличения численности ас-

Воспроизводство кадров для науки и высшей школы

пирантов, докторантов и соискателей. Необходимо было привлечь к работе с аспирантами активно работающих в науке про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.