ББК 65.29
Л. П. Казимова
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КАНАЛОВ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящее время возрастает роль логистики распределения для производственных и товаропроводящих структур, т. к. организация сбыта продукции является одной из главных проблем для достижения эффективных результатов хозяйствования. В связи с этим необходимо разрабатывать новые, более эффективные логистические подходы к формированию каналов распределения.
Это обусловлено следующими факторами:
— расширением товарно-денежных отношений между контрагентами;
— ужесточением конкуренции на рынке;
— заинтересованностью в повышении качества продукции и оказываемых услуг;
— развитием аутсорсинга;
— расширением горизонтальных и вертикальных хозяйственных связей;
— взаимодействием производственных и товаропроводящих структур, связанным с расширением их хозяйственной самостоятельности и инициативы совершенствованием договорных отношений;
— возникновением условий для формирования новых организационных структур (ассоциации, консорциумы, союзы, в том числе межотраслевого характера).
Интегрированный логистический подход к формированию каналов распределения состоит:
— из маркетингового подхода, который направлен на управление спросом потенциальных потребителей;
— логистического подхода, который направлен на управление предложением производственных и товаропроводящих структур.
Управление спросом предполагает предоставление конечным потребителям качественной продукции и услуг по конкурентоспособной цене на комфортных условиях (с минимальными сложностями). Поэтому знание потребностей покупателей предполагает самый важный этап -анализ и планирование рынков сбыта продукции, с последующим составлением предложения, которое будет соответствовать потребностям предполагаемых покупателей. Повышение качества готовой продукции является залогом успеха на рынке, способствуя увеличению заказов покупателей, снижению затрат на продвижение продукции и повышению прибыли компании [1].
Следует также обратить внимание на систему обслуживания покупателей, которая представлена следующие факторами:
— доступностью товаров и оказываемых услуг;
— номенклатурой и ассортиментом продукции;
— скоростью и надежностью доставки товаров;
— гибкостью;
— информационной поддержкой товара;
— ценой;
— репутацией;
— послепродажным обслуживанием;
— складским хранением.
Управление предложением предполагает формирование структуры канала распределения. Каналы распределения - это путь, по которому товары и услуги движутся к конечному потребителю. Таким образом, необходимо точно знать спрос на предлагаемый товар, а также правильно определить рынок сбыта. Не следует забывать о позитивной репутации и конкурентоспособных характеристиках и цене предлагаемого товара или оказываемой услуги.
Разработка структуры логистического канала является сложным управленческим решением, которое влияет на общую стратегию компании, и зависит от следующих факторов:
— область рынка сбыта продукции;
— возможность контролировать продажу определенного объема товаров или услуг;
— способность взаимодействовать в каналах распределения [2].
Реализация продукции в большинстве случаев проводится через посредников, каждый из которых, формирует соответствующий канал распределения.
Производственные и товаропроводящие структуры, распространяющие свою продукцию через различные каналы распределения и формирующие свой ассортимент, закупая товары или услуги у разных поставщиков, используют каналы в качестве конкурентоспособных организационных единиц. Главная проблема состоит в жизнеспособности формы канала, которая зависит от согласованных действий между производителями и посредниками. Их целью является снижение совокупных затрат и (или) повышение удобства канала и, как результат, - получение взаимной выгоды.
Следовательно, можно выделить основные факторы, влияющие на жизнеспособность логистических каналов:
— признание взаимозависимости участников канала;
— сотрудничество участников канала;
— точное распределение прав и обязанностей каждого участника логистического канала;
— согласованные действия, обеспечивающие максимальную эффективность общей системы распределения;
— доверие и взаимодействие участников канала.
Таким образом, эффективность жизнеспособного логистического канала связана с представлением о такой структуре, в которой все отделы и подразделения стремятся согласовывать друг с другом свои задачи, планы и программы, а также обеспечить высокий уровень обслуживания потребителей, в результате чего стираются их организационные очертания, т. е. в таком канале исчезают границы между его участниками.
Следовательно, особенностью современного интегрированного логистического подхода к формированию каналов распределения является переход от традиционных принципов и методов решения задач логистики распределения к новому подходу, основанному на управлении маркетинговой стратегией и тактикой объектов хозяйствования и комплексного внедрения приемов и методов из инструментария логистики:
а) по внутреннему контуру предприятия:
— доставка сырья, материалов и топлива;
— выполнение погрузочно-разгрузочных работ;
— приемка по количеству и качеству;
— доставка на места хранения;
— учет и управление запасами;
— выпуск готовой продукции;
— упаковка;
— управление складским хозяйством;
— др.
б) по внешней зоне коммерческих отношений:
— анализ рынка потенциальных поставщиков сырья, материалов и топлива;
— анализ рынков сбыта готовой продукции;
— выбор и оценка поставщика;
— управление сбытом готовой продукции и дистрибьюцией;
— выбор каналов распределения;
— управление транспортировкой готовой продукции;
— совершенствование хозяйственных связей;
— др.
Особое внимание при этом необходимо обратить на то, что критериями эффективности реализации интегрированного логистического подхода к формированию каналов распределения являются:
— минимизация удельных совокупных затрат на передвижение продукции от поставщика к покупателю;
— долгосрочные отношения с поставщиками;
— сокращение сроков поставки;
— оптимальная величина партии поставки продукции;
— повышение качества готовой продукции;
— оптимальное размещение складов;
— комплексное взаимодействие между функциональными циклами логистики;
— сокращение времени доставки продукции конечному потребителю;
— сокращение запасов;
— повышение гибкости предприятия;
— создание интегрированной цепочки управления поставками;
— аутсорсинг;
— повышение качества обслуживания клиентов;
— эффективное информационное обеспечение;
— внедрение современных технологий.
На рисунке представлен алгоритм реализации интегрированного логистического подхода к формированию каналов распределения производственного предприятия.
1______________________
Анализ спроса на продукцию и планирование рынков сбыта продукции
_________________Д_________________
Составление предложения продукции
Производственное предприятие
Система Система Система
снабжения производства распределения
Алгоритм реализации интегрированного логистического подхода к формированию каналов распределения
В результате применения на практике интегрированного логистического подхода к формированию каналов распределения обеспечивается эффективное взаимодействие производственных и товаропроводящих структур в каналах распределения и, как следствие, улучшаются конечные результаты их хозяйственной деятельности, повышается конкурентоспособность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Основы логистики: учеб. для вузов / под ред. В. Щербакова. - СПб.: Питер, 2009. - 432 с.
2. Штерн Л., Эль-Ансари А., Кофлан Э. Маркетинговые каналы. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2002. - 624 с.
Статья поступила в редакцию 30.05.2011
INTEGRATED LOGISTIC APPROACH TO FORMATION OF DISTRIBUTION CHANNELS
L. P. Kazimova
Marketing and logistic approaches to formation of distribution channels are considered. The factors, which must be considered during the development of the structure of the distribution channel, are listed. Particular attention focuses on efficiency criteria for implementing of an integrated logistic approach to the formation of distribution channels. An algorithm for implementing of an integrated approach to the formation of distribution channels is given.
Key words: marketing approach, logistic approach, efficiency criteria for implementing of an integrated logistic approach, integrated logistic approach.