Научная статья на тему 'ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ'

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фархутдинова Светлана Гусмановна, Круговой Рустам Бейкесович

Современная дошкольная педагогика затрагивает основные вопросы, связанные с процессами целостного видения передачи учебного материала в воспитании детей старшего дошкольного возраста. Важным условием становится взаимодействие взрослых и детей, при котором формируются практически все знания о самом себе и окружающем мире, стимулируется познавательная активность ребенка в практической деятельности музыкального творчества и исполнительства.Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько целесообразно будут реализованы компоненты объединяющие многофункциональную направленность музыкально-творческого исполнительства. Прежде всего, это творчески-развивающий процесс интегрированных занятий с различными формами организации музыкально-творческих мероприятий, раскрывающие природные задатки детского творчества в художественно-эстетическом восприятии мира. В этом смысле совместная деятельность является наиболее целесообразной и культуротворческой, поскольку дает возможность воздействовать на эмоционально-чувственное развитие детей дошкольного возраста, пробуждать в них художественно-эстетические переживания, вести к преобразованию самого себя в восприятии произведений искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фархутдинова Светлана Гусмановна, Круговой Рустам Бейкесович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED CLASSES AS A MEANS OF DEVELOPING CHILDREN’S MUSICAL AND CREATIVE PERFORMANCE OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN IN PRE-SCHOOL CONDITIONS

Modern preschool pedagogy touches on the main issues related to the processes of a holistic vision of the transfer of educational material in the upbringing of older preschool children. An important condition is the interaction of adults and children, in which almost all knowledge about oneself and the world around is formed, the cognitive activity of the child in the practical activities of musical creativity and performance is stimulated.The success of working with children largely depends on how well the components combining the multifunctional orientation of musical and creative performance will be implemented. First of all, it is a creatively developing process of integrated classes with various forms of organizing musical and creative events, revealing the natural makings of children’s creativity in the artistic and aesthetic perception of the world. In this sense, joint activity is the most appropriate and culturally creative, since it makes it possible to influence the emotional and sensory development of preschool children, awaken artistic and aesthetic experiences in them, and lead to the transformation of oneself in the perception of works of art.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ»

Интегрированные занятия как средство развития детского музыкально-творческого исполнительства детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Фархутдинова Светлана Гусмановна,

кандидат культурологии, доцент кафедры музыкального образования, ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» E-mail: sve10.71@mail.ru;

Круговой Рустам Бейкесович,

магистрант, ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет»

E-mail: krugovay-war2011@mail.ru

Современная дошкольная педагогика затрагивает основные вопросы, связанные с процессами целостного видения передачи учебного материала в воспитании детей старшего дошкольного возраста. Важным условием становится взаимодействие взрослых и детей, при котором формируются практически все знания о самом себе и окружающем мире, стимулируется познавательная активность ребенка в практической деятельности музыкального творчества и исполнительства. Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько целесообразно будут реализованы компоненты объединяющие многофункциональную направленность музыкально-творческого исполнительства. Прежде всего, это творчески-развивающий процесс интегрированных занятий с различными формами организации музыкально-творческих мероприятий, раскрывающие природные задатки детского творчества в художественно-эстетическом восприятии мира. В этом смысле совместная деятельность является наиболее целесообразной и культуротворческой, поскольку дает возможность воздействовать на эмоционально-чувственное развитие детей дошкольного возраста, пробуждать в них художественно-эстетические переживания, вести к преобразованию самого себя в восприятии произведений искусства.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, интегрированные занятия, музыкальное творчество, исполнительство, музыкальные компоненты.

о с

U

со см о см

<3

Современные научные исследования утверждают, что воспитание чувств человека, его музыкальной культуры, необходимо начинать с дошкольного возраста. Детский возраст - это возраст, целесообразный период в развитии эмоционально-чувственной природы, способной к восприятию произведений искусства, посредством художественно-эстетическое восприятия мира. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов, как утверждает Л.С. Выготский необходимо с одной стороны культивировать творческое воображение, с другой стороны, суметь воплотить художественно-эстетическую концепцию образов создаваемых творчеством [3]. Только в этом случае детское творчество может развиваться успешно и культу-ротворчески.

Культуротворческая среда полноценная организованная технология, представляющая деятельный процесс взаимодействия с окружающей действительностью, в ходе которого обогащается художественно-эстетический опыт и развивается личностный потенциал. Научная основа куль-туротворческой среды поднимается в работах Е.И. Григорьевой, С.Л. Новоселовой, В.А. Петровским, авторами выявлены конкретные параметры адекватные творческому характеру деятельности дошкольников, а именно: проблемная насыщенность, открытость к изменению, четкая оформ-ленность в среде предметных источников развития, многофункциональность, приспособленность к совместной деятельности детей и взрослых [4]. Основанием культуротворческой среды служат три базовых принципа, на которых построена вся технология по развитию у дошкольников культуро-творческого потенциала. Первый принцип основывается на интегрированном построении музыкальной и внемузыкальной деятельности, дающая возможность детям независимо от их музыкальных природных возможностей, иметь свободу выбора из музыки то, что им ближе и понятнее. Второй принцип основывается «от действия к познанию». Данная позиция направлена на концентрацию внимания детей на действие, когда сам процесс обучения музыке обнаруживается в момент детского физического переживания, действие повышает восприимчивость музыкально-ритмических последовательностей. Третий раскрывает индивидуализацию в обучении музыке, которое позволяет развить не только музыкально-природные способности, но также сформировать позитивное отношение к занятиям музыкой.

В настоящее время, просматривать проблему развития музыкально-творческого исполнительства детей старшего дошкольного возраста необходимо через призму современных условий и стандартов. В Законе «Об образовании в РФ» № 273-Ф3 в статье 64. изложено направление дошкольного образования: «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» [8].

Разнообразие форм музыкально-творческого исполнительства выполняет многофукциональную направленность, объединяющее и музыкальные компоненты (музыкальный слух, музыкальный ритм, музыкальная память, музыкальное мышление), культуротворческие формы организации (творчески-развивающие, формирующие и т.д).

Каждое музыкальное занятие, а именно его организация учебного материала решается по принципу блоков позволяющее объединить детей и взрослых единым интересом. Содержание концентрируется в блоке занятий объединяющих тематический цикл в единый комплекс разноплановых, но похожих по смыслу идей. В каждом блоке можно использовать разные виды работы направленные на свободную детскую музыкально-творческую деятельность. Такая форма музыкальных занятий группирует разные виды творческой деятельности, в комплексном своеобразии и интегрировании видов художественных занятий (музыкальные, речевые, по ознакомлению с художественной литературой, а также ее героями и персонажами, событиями и увлекательными историями).

На занятиях необходимо обращать внимание на формирование трех основных аспектов познания: созерцания, созидания и творческого моделирования. Каждый аспект развивается в активном эмоционально-волевом постижении музыкального искусства, путем накопления музыкально-эстетического и духовного опыта. Путь созидания и творческого моделирования возникает в моменте осознанного чувственно-эмпирического взаимодействия с музыкальными произведениями. Личностные познания и опыт становятся неотьем-лемой частью самореализации творческого потенциала.

В дошкольном образовании обращение к понятию интегрированные занятия в ДОУ раскрывается в работах С.Д. Сажиной По мнению автора, интегрированные занятия, это развивающий комплекс занятий, объединяющий знания из разных образовательных областей, дополняющие друг друга посредством произведений музыки, литературы, живописи. Педагог решает несколько развивающих задач образовательного процесса: отбирает необходимый материал, объединяет различные области знаний в единстве и содержании конкретной темы, определяемой образователь-

ным учреждением, что позволяет сформировать целостную картину мира [6].

В исследованиях В.С. Безруковой и Ю.С. Тюн-никова определены понятия и признаки интегрированного процесса, а также ключевые моменты интеграции. Целью интегрированного подхода становится объединение ранее разобщенных элементов посредством синтеза, свойствами целостности [7]. Поиском целостности и является важное условие интеграции - объединение и синтез. Перспективным методологическим направлением современного образования авторы О.В. Петров и А.В. Петрова, считают интегративный способ передачи целостного видения учебных дисциплин путем синтеза научных знаний. Авторами интерпретируется понятие «интеграция» в контексте интеграции наук и интеграции содержания образования, обращая внимание, на специфику этих понятий отдавая приоритет межпредметным связям [9, С. 396-398].

С точки зрения В.С. Безруковой педагогическая интеграция высшая форма взаимосвязей вступающих с новыми этапами и разделами образования, преобразовывающие их в ведущие идеи гарантирующие реализацию высоких и позитивных результатов в научной и педагогической деятельности. Системность, продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов на каждом занятии, четкость, компактность, сжатость учебного материала, автор считает одним из основных требований к структуре интегрированных занятий [2, С. 3-25].

Интегрируя во все образовательные области, музыка оказывает огромное влияние на весь организм ребенка. Использование всей совокупности названных форм приобщения старших дошкольников к музыкальному искусству в конечном счете приводит к полноценному телесному, душевному и духовному благополучию, способствуя развитию личности [6, С. 52].

Проблема формирования творческих задатков, одна из актуальных в психолого-педагогической литературе. Поднимаются вопросы творческого потенциала детей, их заинтересованности и желания заниматься музыкой. Многое зависит от природных способностей и индивидуально-волевых, интеллектуальных качеств личности. Каждый дошкольник креативен, считает Е.В. Авдонина, следовательно, творческие проявления зависят от характера и структуры деятельности каждого ребенка [1, С. 3].

Интегрированное обучение приобщает детей к дисциплине мышления и помогает овладеть сравнением, сопоставлением, анализом, синтезом, обобщением. Интегрированные занятия обусловливают взаимосвязь музыкального, пластического, танцевально-двигательного искусства с изобразительным творчеством и литературой. Взаимосвязь этих компонентов дает еще больший эффект в формировании духовного начала ребенка.

В музыкально-творческих занятиях основой художественно-эстетической интеграции, высту-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

пает художественный образ, который создают дошкольники в музыкально-творческом исполнительстве:

- художественная деятельность - творческое воплощение художественного произведения, в слове чтеца посредством выразительного чтения, живого и волнующего (с чувством);

- музыкальная деятельность - игра на детских музыкальных инструментах (ложки, трещотки, бубны и т.д.)

- театральная деятельность - передача выразительными средствами драматизации пластика, движения, мимика, голос, интонации.

На основе теоретических положений предложена многофункциональная направленность интегрированных занятий в развитии музыкально-творческого исполнительства. Проектирование музыкальных занятий начинается с вспомогательных видов деятельности, таких как: художественная и театральная деятельность, театр и развитие речи. Объединение театра и театрализованной деятельности способствует углублению представлений о возможности передачи художественного образа через интонацию, мимику, движений и жестов. Данный вид способствует развитию исполнительских умений в нахождении новых оттенков и нюансов образа, расширяет кругозор, формирует умение сравнивать, сопоставлять и делать выводы. Во время чтения целесообразно будет использовать музыкальные фрагменты из произведений П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова и других композиторов для создания у детей более точного и полного художественного образа. Эффективным приемом на занятиях устного народного творчества будет слушание русских народных песен, мотивов, закличек и потешек, которые в дальнейшем будут разучиваться с детьми в целях ознакомления с культурно-речевыми эталонами русских традиций.

Для успешного проявления детского творчества и исполнительства необходимо каждому дошкольнику накапливать музыкальные впечатления, эмоции, чувства посредством общения с музыкой. В науке, как и в искусстве, считается, что высокоразвитая способность устанавливать внутренние связи с разнородными явлениями и образами, является природным дарованием. Умение закономерно закреплять в сознании связи между отдельными фактами, событиями предметами или явлениями и есть способность к творчеству. Если дети различают смену настроения музыки, могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, хорошо ориентируются в средствах музыкальной выразительности, используют опыт восприятия музыки при исполнении музыки, можно утверждать о целесообразности использованных технологий в обучении и воспитании дошколь-5 ников.

§ Интегрированные занятия, проводимые в сиЯ стеме, эффективны, дают высокие результаты, по® -г*

е^ вышают продуктивную деятельность детей. С их ав помощью решаются следующие задачи развития

музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста:

- воспитание интереса к музыке путем развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребенку почувствовать и осмыслить содержание услышанных произведений.

- развитие эмоциональной отзывчивости и выразительности движений;

- развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передача характерных образов в играх и хороводах; использование выученных танцевальных движений в новых самостоятельно найденных сочетаниях; импровизация маленьких песен, попевок;

- формирование самостоятельности, инициативы и стремления применять выученный репертуар в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать [5, С.. 25-26]. Интегрированные занятия дают возможность

использовать в различных сочетаниях много интересных и действенных приемов обучения детей. Однако следует учитывать, что ни одна интеграция не может заменить классический образовательный процесс в ДОУ по основным разделам программы, она лишь соединяет знания. Это значит, что дети смогут получить все новые и новые представления о понятиях, систематически дополняя и расширяя круг уже имеющихся знаний и представлений.

Литература

1. Авдонина Е.В. Интегрированные занятия в детском саду // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2011. - № 6.

2. Безрукова В.С. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации/В.С. Безрукова/Интенграционные процессы в педагогической теории и практике: сб. науч. Трудов. Вып. 1/Свердл. инж.-пед. ин-т; ред. В.С. Безрукова - Свердловск: Издательство СИПИ, 1990. - с. 3-25.

3. Выготский Л.С. О психологических системах [Текст] // Психология развития как феномен культуры: избранные психологические труды. М.: Изд-во института практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. - 331-357 с.

4. Григорьева Е.И. Генезис и эволюция народных промыслов и ремесел (региональный историко-культурологический аспект): монография. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1999. 287 с.

5. Мерзлякова С. Комплексные и интегрированные занятия // Музыкальный руководитель, 2008. № 3, С. 25-26.

6. Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: Методическое пособие / Сажи-на С.Д. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.

7. Тюнников, Ю.С. Методика выявления и описания интегративных процессов в учебно-

воспитательной работе / Ю.С. Тюнников. - М.: Изд-во. Акад. пед. наук, 2001. - 300с

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N1155)

9. Цит по: Хуцишвили, Л.Т. Развитие творческих способностей дошкольников через организацию интегрированных музыкальных занятий / Л.Т. Хуцишвили. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 4 (138). - С. 396398.

INTEGRATED CLASSES AS A MEANS OF DEVELOPING CHILDREN'S MUSICAL AND CREATIVE PERFORMANCE OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN IN PRE-SCHOOL CONDITIONS

Farkhutdinova S.G., Krugovoy R.B.

Nizhnevartovsk State University

Modern preschool pedagogy touches on the main issues related to the processes of a holistic vision of the transfer of educational material in the upbringing of older preschool children. An important condition is the interaction of adults and children, in which almost all knowledge about oneself and the world around is formed, the cognitive activity of the child in the practical activities of musical creativity and performance is stimulated.

The success of working with children largely depends on how well the components combining the multifunctional orientation of musical and creative performance will be implemented. First of all, it is a creatively developing process of integrated classes with various forms of organizing musical and creative events, revealing the natural makings of children's creativity in the artistic and aesthetic perception of the world. In this sense, joint activity is the most appropri-

ate and culturally creative, since it makes it possible to influence the emotional and sensory development of preschool children, awaken artistic and aesthetic experiences in them, and lead to the transformation of oneself in the perception of works of art.

Keywords: senior preschool age, integrated classes, musical creativity, performance, musical components.

References

1. Avdonina E.V. Integrated classes in kindergarten // Handbook of the senior teacher of a preschool institution, 2011. - No. 6.

2. Bezrukova V.S. Pedagogical integration: essence, composition, implementation mechanisms / V.S. Bezrukova/Integration processes in pedagogical theory and practice: Sat. scientific Proceedings. Issue. 1/Sverdl. eng.-ped. in-t; ed. V.S. Bezrukov -Sverdlovsk: SIPI Publishing House, 1990. - p.3-25.

3. Vygotsky L.S. About psychological systems [Text] // Psychology of development as a phenomenon of culture: selected psychological works. M.: Publishing House of the Institute of Practical Psychology; Voronezh: MODEK, 1996. - 331-357 p.

4. Grigoryeva E.I. Genesis and evolution of folk crafts and crafts (regional historical and cultural aspect): monograph. Tambov: Publishing House of TSU im. G.R. Derzhavina, 1999. 287 p.

5. Merzlyakova S. Complex and integrated classes // Musical director, 2008. No. 3, pp. 25-26.

6. Quoted from: Sazhina S.D. Technology of an integrated lesson in a preschool educational institution: Methodological guide / Sazhina S.D. - M.: TC Sphere, 2008. - 128 p.

7. Sazhina S.D. Technology of an integrated lesson in a preschool educational institution: Methodological guide / Sazhina S.D. -M.: TC Sphere, 2008. - 128 p.

8. Federal state educational standard for preschool education (approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 17, 2013 N1155)

9. Cited by: Khutsishvili, L.T. Development of creative abilities of preschoolers through the organization of integrated music classes / L.T. Khutsishvili. - Text: direct // Young scientist. - 2017. -No. 4 (138). - S. 396-398.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.