ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ЦЕНТРАХ СТАНДАРТИЗАЦИИ, СЕРТИФИКАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ
А.Г. Егорова, магистрант Рязанский государственный радиотехнический университет
По признанию многих ученых, специалистов, руководителей предприятий и государственных деятелей, наступивший XXI век станет веком качества во всех его проявлениях - качество труда, продукции и услуг, качество окружающей среды и в целом - качество жизни.
Качество - это то, в чем мы все заинтересованы, но достижение качества - это нечто большее, чем просто слова, оно требует планирования, системного подхода, подготовленного персонала и тяжелой работы.
Одним из способов укрепления позиций предприятия на мировом рынке в условиях растущей конкуренции является быстрое распространение систем менеджмента качества и их сертификация.
Из этого вытекает важность единства в подходе к оценке различных систем менеджмента качества, критериев аудита, равнозначного и независимого взгляда другой стороны. Поэтому Международная организация по стандартизации (ISO) при разработке международных стандартов в области менеджмента особое внимание уделяет качеству (о чем свидетельствуют стандарты серии 9000, их новая версия 2000 года), а также системе охраны труда.
С помощью этих систем учитываются различные области интересов предприятия и его партнеров, клиентов, государства и общественности. Требованиям в области защиты окружающей среды и охраны труда придается особое значение, так как эти вопросы являются жизненно важными и регулируются законодательством. В последнее время возникла необходимость во внедрении систем менеджмента качества, связанных с информационной безопасностью и рациональным использованием зданий и сооружений.
Опыт показывает, что внедрение систем менеджмента качества дает нашим предприятиям определенные преимущества:
- уменьшение общих затрат для обеспечения качества и снижение себестоимости продукции, что чрезвычайно важно в сложной экономической обстановке;
- снижение общих затрат благодаря уменьшению расходов при производстве продукции (услуг);
- облегчение интеграции в международную экономику и доступа к европейскому и мировому рынку;
- возможность успешного участия в международных тендерах на поставку продукции или оказание услуг.
Однако многие предприятия стоят на начальном этапе развития систем менеджмента качества, и по-
этому предстоит большая работа на пути их развития и совершенствования.
Чтобы соответствовать законодательным и рыночным требованиям, компании в мире должны внедрять одновременно несколько систем менеджмента.
Западноевропейский опыт показывает, что предприятия переходят к внедрению интегрированных систем менеджмента, выполняющих различные требования клиентов, законов, стандартов и основывающихся на реальных процессах. Такая тенденция свидетельствует о создании новых корпоративных систем предприятия, являющихся интегрированными системами менеджмента. Этот подход позволяет предприятиям соответствовать всем требованиям сегодняшнего дня: требованиям ISO серии 9000 в системах управления качеством, ISO серии 14000 в системах экологического менеджмента, BS 8800 SCC в системе охраны труда и здоровья. Интегрированные системы - мощный инструмент повышения производительности труда и эффективности производства, максимального удовлетворения потребности заказчика, то есть реализации принципов Всеобщего управления качеством (TQM).
Чтобы отвечать требованиям различных систем менеджмента, необходимо найти эффективный подход к их внедрению и использованию. На данном этапе наблюдается три различных варианта внедрения:
- создание параллельных (независимых от других) систем менеджмента, например, система менеджмента качества и система экологического менеджмента;
- аддитивные системы (от латинского additio -прибавление, получаемый путем сложения). Это означает, например, что система экологического менеджмента является одним из добавочных элементов системы менеджмента качества;
- интегрированные системы менеджмента качества (ИСМК) - объединение частей в одно новое целое, с целью устранения противоречий, с одной стороны, и дублирования - с другой.
В зависимости от сферы деятельности, размера предприятия, специфических законодательных требований и опыта в менеджменте предприятия выбирают наиболее приемлемую форму внедрения систем менеджмента.
Можно выделить 13 этапов создания интегрированной системы менеджмента качества (рисунок).
Порядок создания интегрированной системы качества на предприятии
Для определения стратегии документирования процессов ИСМК необходимо:
- поставить задачу формирования стратегии внедрения ИСМК;
- классифицировать процессы (направления деятельности) с помощью диаграммы Исикавы;
- ранжировать процессы (направления деятельности) методом парных сравнений;
- ранжировать процессы (направления деятельности) с помощью диаграммы Парето.
Одна из важнейших задач построения ИСМК в соответствии с методологией - обучение персонала.
Для того чтобы внедрение интегрированных систем обеспечивало ожидаемые результаты, есть смысл рассматривать предприятие как живой организм, который может расти и нормально развиваться только последовательно. Такой подход обеспечивает постоянное расширение рынков сбыта, стабильное увеличение прибыли, а потребителям - более полное
удовлетворение их потребностей и ожиданий в качественных товарах и услугах.
Мировой опыт убедительно свидетельствует, что внедрение на предприятии систем качества по стандартам ISO серии 9000 должно предшествовать внедрению других корпоративных систем, только тогда оно будет успешным.
Важно понять, что правильно сформированная система, как вспомогательное средство, должна обеспечить развитие организации, удовлетворение потребностей клиентов, выполнение законодательных требований и отсюда - вытекающих производственных задач. Для любого предприятия в любой области деятельности общепроизводственными задачами являются качество, защита окружающей среды и охраны труда. Важно понимание руководителями организаций, что необходимо декларирование политики не только в области качества, но и охраны труда и окружающей среды.
Именно органы Госстандарта взяли на себя инициативу по созданию интегрированных систем менеджмента как у себя в организациях, так и на предприятиях своего региона, поскольку создание интегрированной, ориентированной на реальные производственные процессы системы менеджмента дает ряд преимуществ:
- внедрение, документирование, развитие одной системы проще, чем нескольких параллельных систем;
- совместный аудит систем;
- содействует равноправию экологии в производственном процессе и принятии решений;
- способствует улучшению экологического состояния предприятия и окружающей среды;
- предотвращает несчастные случаи на производстве, обеспечивает соответствие законодательству.
Международный опыт показывает, что только те предприятия, которые сумели внедрить эффективные системы менеджмента качества, достигают устойчивых успехов на мировом рынке.
Успех внедрения системы менеджмента во многом зависит от участия руководства, квалификации и опыта специалистов и вовлечения всего персонала предприятия в процесс непрерывного развития и совершенствования. Поэтому для успешной работы необходимо формировать новые направления обучения по стандартизации, метрологии и сертификации.
Используя собственный научный потенциал, а также используя опыт зарубежных коллег, необходимо переходить к обучению специалистов, способных внедрить интегрированные системы менеджмента качества у себя на предприятии. Если анализировать опыт обучения специалистов системам менеджмента в других странах (например, Германии), то там проводится обучение в области интегрированных систем менеджмента.
Переход к внедрению интегрированных систем менеджмента качества - это перспектива, над которой необходимо начинать работать сейчас. Процессно-ориентированная интегрированная система менеджмента качества дает неоспоримые преимущества в осуществлении качественного менеджмента всей организации.