Научная статья на тему 'Интегрированное занятие с детьми старшей группы на тему: «Моя Россия»'

Интегрированное занятие с детьми старшей группы на тему: «Моя Россия» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5331
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСУНОК / ГРАЖДАНИН / ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ / СПОСОБНОСТИ / ИНТЕГРАЦИЯ / ТВОРЧЕСКАЯ ИГРА / РОДИНА / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лаврухина Ольга Викторовна, Карягина Светлана Валентиновна, Услугина Ольга Николаевна, Чванова Юлия Ивановна

В статье авторы предлагают интегрированное занятие учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателя в старшей группе дошкольного структурного подразделения, направленное на патриотическое воспитание. В статье представлены разные формы организации занятия: игры, беседы, виртуальная экскурсия, рисование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Лаврухина Ольга Викторовна, Карягина Светлана Валентиновна, Услугина Ольга Николаевна, Чванова Юлия Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегрированное занятие с детьми старшей группы на тему: «Моя Россия»»

Педагоги России против фашизма

Лаврухина Ольга Викторовна

воспитатель, Карягина Светлана Валентиновна

воспитатель, Услугина Ольга Николаевна

учитель-логопед, Чванова Юлия Ивановна

педагог-психолог ГБОУ СОШ № 863 Дошкольное структурное подразделение № 2 г. Москва

e-mail: ds-lavruhina@yandex.ru

J ^

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «МОЯ РОССИЯ»

Л

г

Аннотация. В статье авторы предлагают интегрированное занятие учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателя в старшей группе дошкольного структурного подразделения, направленное на патриотическое воспитание. В статье представлены разные формы организации занятия: игры, беседы, виртуальная экскурсия, рисование.

Ключевые слова: рисунок, гражданин, природа родного края, способности, интеграция, творческая игра, Родина, государство.

Во все времена и в любом обществе воспитанию подрастающего поколения уделялись особое внимание и забота, так как от этого зависит будущее общества, его процветание. Подрастающее поколение воспитывается в социуме под воздействием объективных и субъективных факторов, в том числе и под влиянием воспитательных институтов: семьи, школы, внешкольных организаций и организаций культуры [2,3]. Мы воспитываем у дошкольников уважительное отношение к символам своего государства, патриотические чувства, развиваем познавательный интерес к своей Родине, формируем чувство гордости за свою страну. Мы знакомим ребят с Россией - одним из самых больших государств во всём мире.

Цель нашего занятия: учить детей передавать в рисунке характерные особенности своей малой Родины.

Занятие также способствует:

• формированию интереса и любви к красоте родного края;

• развитию наглядно-образного мышления, сюжетного замысла;

• совершенствованию умения самостоятельно передавать содержание рисунка;

• воспитанию маленького гражданина своего города и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей;

• занятие прививает желание посещать достопримечательности Москвы, получая моральное, эстетическое удовлетворение;

• занятие развивает мышление, внимание, сообразительность;

• занятие помогает воспитывать умение быстро подбирать близкие по смыслу слова - синонимы; обогащать словарный запас детей; приучать детей беречь природу родного города;

• занятие помогает воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей; учить различать отличительные особенности разных людей; воспитывать внимательное отношение к сверстникам, их внешности, мимике, жестам;

• занятие также помогает развивать способность увидеть другого, почувствовать общность.

Интеграция областей: коммуникация, социализация, художественное творчество, музыка, труд, познание.

Форма проведения: творческая игра.

Материалы и оборудование: игрушка «Белый голубь», сюжетные карточки, видеоролик «Москва», аудиозапись с песнями о России, иллюстрации,

Эксперимент и инновации в школе 2014/4

37

Педагоги России против фашизма

чистые листы бумаги А4, цветные карандаши, мелки, краски гуашь, кисточки, стаканчики для воды, влажные салфетки, простые салфетки, фартуки.

Ход занятия

1. Оргмомент

Воспитатель обращает внимание детей на Белого голубя.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на нашего голубя. Знаете, как называют его в Мире? (Ответы детей). Птицей Мира. Видите, он белый. А белый цвет, вы уже знаете, означает мир во всем Мире. Он готовится к кругосветному полету и хочет рассказать детям разных стран о том, как мы живем, какая у нас замечательная страна! Но Голубь не может говорить, а может передать от нас рисунки, которые мы с вами сегодня нарисуем. В своих рисунках вы расскажете ребятам далеких стран о своей Родине, о своем городе и его достопримечательностях.

2. Словесная игра «Подбери словечко» [1,3,6] .

Воспитатель: Давайте вспомним знакомое вам

уже слово «родной» и откроем его секрет. Нужно придумать к словам «родной», «родная» подходящее по смыслу слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать «родным».

Ответы детей: (мама, папа, сестра, город, детский сад)

Воспитатель: «Родимая, родная сторона» -как вы думаете, что это? (Ответы детей). «Родная сторона» - это место, где нам все дорого и близко, где мы родились и выросли, где все для нас родное. Поэтому его называют Родина. Хорошо, когда люди любят свою Родину. От этой любви она становится богаче и сильнее.

Кто из вас знает, как называется наша огромная страна, в которой мы живем? (Россия) .

Да, наша Родина - Россия. У каждой страны есть главный город - столица. А как называется главный город в нашей стране? (Москва) . Россия - самая богатая страна на свете! Границы ее проходят и по суше, и по морю. Наша страна очень красива и богата! И все это наша Родина. Что же такое для человека Родина? Что мы считаем своей Родиной: страну, в которой живем; дом, улицу, березку у родного порога, то есть родное место. Вот мы и отгадали секрет слова «родной». Какое оно оказывается объемное!

3. Беседа о богатстве русского языка [5]. Игра «Скажи по-другому» (Проводит логопед) .

- Ребята, скажите, пожалуйста, в какой стране вы живете? (В России).

- На каком языке разговариваете? (На русском).

- Молодцы, правильно. А вы знаете, как велик и богат русский язык? Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выраже-

ния. (К. Паустовский) А как красив русский язык! Как много в нем слов, которые звучат по- разному, а обозначают часто одно и то же действие, явление или предмет...

- Давайте, вы сейчас сами в этом убедитесь? Поиграем в игру «Скажи по- другому». В русском языке есть слова, которые звучат и пишутся по-разному, но имеют похожее значение. Такие слова называются «синонимы».

Я вам буду показывать картинку, и назову слово, которым обозначается то, что на ней изображено. А вы подберете мне слова, близкие по смыслу, например, посмотрите: на этой картинке мы видим на карте наше великое государство. Это Россия. А как по-другому можно назвать Россию? (Страна). Правильно, вот вы мне сами подобрали сейчас синоним к слову «государство» - «страна»! Эти слова звучат по-разному, но имеют один смысл. Играем? (Да)

(Работа с визуальным материалом «Скажи по-другому». Бурдина С. В. Игра «Забавы в картинках») .

Речевой и визуальный материал [3,7]:

Страна - государство, ребенок - малыш, автомобиль - машина, кривая - извилистая (дорога), думать - размышлять, пища - еда, дом - жилище, умный - смышленый, бросать - кидать, друг - товарищ, школьник - ученик, работа - труд, холод -мороз, красивый - прекрасный, турист - путешественник, жара -зной, метель -пурга, храбрый -смелый, смеяться -хохотать.

4. Физминутка. Русская народная игра «Бояре» [4] .

Воспитатель: Какой богатый русский язык! Но не

только языком богата наша страна, но и народными играми. А какие игры вы знаете?

Ответы детей: («Гуси-лебеди», «Кошки-мышки», «Салочки») .

Воспитатель: Какие вы молодцы! Я знаю, что вы эти игры не только знаете, но и играете в них!

А сейчас давайте поиграем в игру «Бояре, а мы к вам пришли!»

Дети под аудиозапись играют на ковре вместе с педагогами в игру.

5. Беседа о различиях разных народов. Игры «Общий круг» и «Передай движение»

(Проводит педагог-психолог) .

- Все детки из разных стран и народов любят играть, и у них есть свои любимые народные игры. Этим мы с ними похожи. А есть ли у нас различия, как вы думаете?

- Давайте подумаем, чем же отличаются люди разных стран?

Ответы детей: (Цветом кожи, говорим на разных языках...)

- Люди разных народов отличаются цветом кожи, у людей из жарких стран темный цвет кожи, так организм защищается от солнечных лучей. В умеренных и холодных районах солнечный свет слабее, и у людей светлый цвет кожи.

38

Эксперимент и инновации в школе 2014/4

Педагоги России против фашизма

- У всех разные обычаи и традиции, это знания и умения, которые передаются из поколения в поколение, т.е. от бабушки к маме, от мамы к дочке и т.д.

- Все народы говорят на разных языках. Так как же мы сможем подружиться с детьми из других стран, если мы не знаем языка, на котором они говорят, и не понимаем их речь? Оказывается, ребята, и без слов можно подружиться и выразить свое доброе отношение к другим людям!

И сейчас мы будем учиться общаться без слов.

Игра «Общий круг»

- Давайте сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех ребят и меня; по кругу. А теперь мы с вами поздороваемся друг с другом, только без слов. Нужно обязательно смотреть друг другу в глаза и улыбаться: так мы показываем свое доброе отношение друг к другу. А поздороваться можно, кивнув головой, помахать ручкой, пожать руку. Итак, я начну первая, продолжит мой сосед, он поздоровается со своим соседом и так далее, по кругу, другой мой сосед передает привет мне.

Дети играют в игру.

- Хорошо!

Игра «Передай движение»

- А теперь мы поиграем в игру, которая называется «Передай движение». Встаем в круг и закрываем глаза. Я придумываю какое-нибудь движение, затем «разбужу» своего соседа, похлопаю его по плечу и покажу ему это движение, он, в свою очередь, «будит» следующего и показывает ему, и так далее, пока все детки не «проснутся».

Дети играют в игру.

- Хорошо! Ребята, все догадались, что мы показывали?

- Молодцы, мы с вами научились общаться с помощью движений, знакомиться и выражать свое доброе отношение к человеку!

6. Игра «Экскурсия по Москве» (видеоролик)

Воспитатель: Ребята, помните, что нас ждет

Голубь. Он ждет ваши рисунки о нашей стране, городе, улице, о том, что вам очень близко и дорого! Но, прежде чем начать рисовать, я предлагаю отправиться на экскурсию по Москве!

Итак, занимайте места в нашем автобусе и в путь!

Дети садятся на стульчики перед компьютером и смотрят музыкальный ролик о Москве.

7. Послание другим детям о России «Дети рисуют свой русский мир»

Воспитатель: Давайте вспомним все, о чем мы с вами сегодня говорили и что видели. Наша большая Родина - это Россия. А малая Родина - Москва!

О чем вы хотите рассказать детям других стран? Это может быть любимая улица, парк, театр или памятник. Москва славится своей красотой и величием -Красная площадь, Кремль; своими традициями - хлеб да соль; природой - березовые рощи, ромашковые поля! Выбор за вами!

Наденьте фартучки, выберите то, чем будете рисовать: цветные карандаши, мелки, краски - и за работу!

Дети садятся за столы и самостоятельно рисуют. На доске вывешены иллюстрации. Звучат песни о России.

8. Итог. Выставка рисунков.

Воспитатель: Вот мы с вами и закончили рисовать! Рисунки получились замечательные! Вы очень постарались!

Рисунки вывешиваются на доске. Каждый ребенок рассказывает о содержании своего рисунка.

Воспитатель: А в завершении я предлагаю всем вместе сфотографироваться на фоне ваших рисунков и отправить эту фотографию вместе с рисунками. Пусть дети других стран знают авторов послания! В Добрый путь, наш голубь! Возвращайся скорее и расскажи нам о жизни тех детей, в гостях у которых ты побываешь! Счастливого пути!

Литература

1. Анисимова А. А. Использование игровой технологии как средства билингвального обучения. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2012. № 3.С. 49-52.

2. Ардашева Л. В. Формирование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения на основе традиций и ценностей отечественной и мировой культуры. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 5.С. 24-30.

3. Бурдина С. В. Глаголы в картинках. Развивающая игра-лото.- М.: Весна-дизайн, 2012

4. Васильева С. В., Балебанова Е. В. Современные формы патриотического воспитания в образовательном учреждении дополнительного образования детей. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2011. № 2.С. 16-19.

5. Кильпио Н. Н. 80 игр для детского сада.- М.: Просвещение, 2008, 95с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Никифорова Ф. В. Развитие и формирование мотивации учения. // Эксперимент и инновации в школе 2011. № 3. С. 53-56.

7. Панова В. М. Раскрытие творческого потенциала учащихся средствами искусства. // Эксперимент и инновации в школе 2011. № 3. С. 61-63.

8. Стрельцов В. Н. Уроки тематического рисования: каждый ребенок - одаренный. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 5. С.53-56.

Эксперимент и инновации в школе 2014/4

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.