Научная статья на тему 'Интегрированное профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья'

Интегрированное профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
732
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМНО ОРГАНИЗОВАННОЕ ПРЕЕМСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / УЧАЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / PEDAGOGICAL ASSISTANCE / INTEGRATED VOCATIONAL EDUCATION / SYSTEMATICALLY ORGANIZED SUCCESSIVE AREA / HANDICAPPED STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шадрин Владимир Анатольевич

Теоретически обосновывается модель педагогического содействия интегрированному профессиональному образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе принципа преемственности и систематизации, результатом которого является готовность к самостоятельной профессиональной деятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья, сопоставимой с готовностью студентов без ограничения возможностей здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шадрин Владимир Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED VOCATIONAL EDUCATION OF HANDICAPPED PEOPLE

The model of pedagogical assistance to integrated vocational education of handicapped people is theoretically substantiated on the basis of succession and systematization principles. The result of the assistance is readiness for independent professional activity of handicapped students juxtaposed with the readiness of healthy students.

Текст научной работы на тему «Интегрированное профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 376.1+612 ББК 446

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В.А. Шадрин

Шадринский филиал МГГУ им. Шолохова

INTEGRATED VOCATIONAL EDUCATION OF HANDICAPPED PEOPLE

V. Shadrin Shadrinsk Branch MSMU them Sholokhov

Теоретически обосновывается модель педагогического содействия интегрированному профессиональному образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе принципа преемственности и систематизации, результатом которого является готовность к самостоятельной профессиональной деятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья, сопоставимой с готовностью студентов без ограничения возможностей здоровья.

Ключевые слова: педагогическое содействие, интегрированное профессиональное образование, системно организованное преемственное пространство, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья.

The model of pedagogical assistance to integrated vocational education of handicapped people is theoretically substantiated on the basis of succession and systematization principles. The result of the assistance is readiness for independent professional activity of handicapped students juxtaposed with the readiness of healthy students.

Keywords: pedagogical assistance, integrated vocational education, systematically organized successive area, handicapped students.

Происходящие процессы гуманизации общественных отношений приводят к необходимости совершенствования системы образования, признания самоценности личности, приоритета общечеловеческих ценностей, что требует поиска эффективных путей образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время государство активно формирует социальный заказ по созданию новых моделей общего и профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе обеспечивающих их непрерывный, преемственный характер [3, 5]. Преемственность в образовании лиц с ограниченными возможностями включает два взаимосвязанных приоритета. Первый - это приоритет вышестоящего уровня профессионального образования над нижестоящим. Преемственность проявляется в выделении элементов образовательной

деятельности в системе более низкого уровня, способных интегрироваться в существующие элементы образовательной деятельности в системе профессионального образования более высокого уровня. Таковыми элементами являются: цели, содержания, формы, методы образовательной деятельности. Второй приоритет - это приоритет особенностей, возможностей и способностей лиц с ограниченными возможностями в освоении профессионального образования более высокого уровня. В данном случае адаптируется среда осуществления образовательной деятельности лиц с ограниченными возможностями. Она должна быть преемственна на всех уровнях образования (допрофессиональном, начальном, среднем, высшем профессиональном). Приоритетнопреемственным является характер и особенности проявления дефекта, который обусловливает особенности организации интегриро-

ванного профессионального образования в образовательной системе более высокого порядка [6].

Под преемственным профессиональным образованием мы понимаем совместную деятельность специальной школы и колледжа по осуществлению профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья - выпускников школы.

Под системно-организованным преемственным профессиональным образованием лиц с ограниченными возможностями здоровья мы понимаем систему специальным образом организованной образовательной деятельности двух учреждений: колледжа и специальной школы, ориентированной на обеспечение преемственного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Исследование проводилось на базе Зауральского колледжа физической культуры и здоровья и специальной школы № 11 (для детей с нарушениями слуха и речи) города Шад-ринска.

В рамках констатирующего эксперимента нами были решены следующие задачи.

1. Определение уровня системного, преемственного взаимодействия колледжа и специальной школы по осуществлению интегрированного профессионального образования.

2. Оценка реализации условий, обеспечивающих эффективное педагогическое содействие профессиональному образованию выпускников специальной школы - студентов колледжа.

Для определения эффективного педагогического содействия профессиональному образованию выпускников специальной школы -студентов колледжа, на развитие готовности к самостоятельной профессиональной деятельности нами были сформированы три контрольные и одна экспериментальная группа. На этапе констатирующего эксперимента это была выпускная группа студентов колледжа без ограничения возможностей здоровья и выпускная группа студентов колледжа с ограниченными возможностями здоровья, обучающаяся в условиях несистемного, непреемственного взаимодействия колледжа и специальной школы. Два образовательных учреждения, по существу, не взаимодействовали друг с другом. Колледж, набрав группу студентов с ограниченными возможностями здоровья, самостоятельно, без участия школ, формировал специальную среду профессионального

образования, социально-бытовые условия, разрабатывал систему педагогических, психологических, медицинских, социальных услуг студентам с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо отметить, что практического опыта положительного решения проблемы осуществления интегрированного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях колледжа было недостаточно и многие вопросы были инновационными, как и весь проект в целом. Не было и опыта взаимодействия образовательных учреждений различного уровня, типа и вида по осуществлению единого образовательного проекта подобного рода.

Формирующий эксперимент проводился в несколько этапов и ставил своей целью повышение уровня готовности студентов колледжа с ограниченными возможностями здоровья - выпускников специальной школы к самостоятельной профессиональной деятельности. Основным средством повышения готовности в нашем эксперименте являлось педагогическое содействие колледжа и специальной школы интегрированному профессиональному образованию выпускников школы - студентов колледжа. В ходе формирующего эксперимента были решены следующие задачи:

1. Создание единого системно-организо-ванного пространства осуществления интегрированного профессионального образования выпускников специальной школы - студентов колледжа.

2. Реализация комплекса условий, обеспечивающих перевод совместной деятельности колледжа и специальной школы на сис-темно-организованный, преемственный уровень взаимодействия по осуществлению интегрированного профессионального образования выпускников школы - студентов колледжа.

3. Достижение в процессе профессиональной подготовки в колледже студентами с ограниченными возможностями здоровья уровня готовности к самостоятельной профессиональной деятельности, сопоставимого с уровнем готовности студентов без ограничения возможностей здоровья.

Обязательным требованием осуществления педагогического содействия интегрированному профессиональному образованию является создание специальных условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья: обеспечение системного

уровня организации взаимодействия колледжа и специальной школы; создание преемст-

венной специальной среды интегрированного профессионального образования и среды жизнедеятельности выпускников специальной школы - студентов колледжа; учет особенностей ограничений возможностей здоровья студентов колледжа.

Формирующий эксперимент осуществлялся в несколько этапов:

1. Организационно-нормативный. На данном этапе приказом Главного управления образования Курганской области на базе Шад-ринского колледжа физической культуры и здоровья создан образовательно-оздоровитель-ный центр реабилитации детей-инвалидов. Затем были сформированы экспериментальные группы из выпускников специальных школ с ограниченными возможностями здоровья с начальной профессиональной подготовкой в области физической культуры и спорта. Целью создания группы являлась социально-трудовая адаптация глухих и глухонемых детей на базе учреждения среднего профессионального образования. Результатом данного этапа эксперимента являлась проверка возможности освоения учащимися с ограниченными возможностями здоровья программ начального профессионального образования в области физической культуры и спорта (инструктор лечебной физической культуры и специалист лечебного массажа). Профессиональная подготовка учащихся, преподавание учебных дисциплин в экспериментальной группе осуществлялось на основе нормативных документов и договора о взаимодействии школы и колледжа.

2. Дальнейшим содержанием экспериментальной работы была совместная деятельность колледжа и учреждений специального образования по переводу профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья с начального уровня на средний.

3. Дальнейшее взаимодействие в рамках проводимого нами эксперимента было направлено на создание преемственного пространства осуществления среднего профессионального образования студентов с ограниченными возможностями - выпускников специальной школы. Содержанием деятельности явилось создание специального интегрированного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями в колледже с учетом опыта его формирования, имеющегося в специальной школе [4]. В ходе экспериментальной работы преподаватели колледжа

прошли специальную переподготовку, на работу в колледж были приняты специалисты по сурдокоммуникации и логопедии, была закуплена специальная аппаратура и учебные пособия для обучения глухих и слабослышащих учащихся. Создание реабилитационной среды: классы оборудованы компьютерами, поставлено специальное программное обеспечение, закуплена партия современных слуховых аппаратов, звонок на занятие дублировался звуковым сигналом.

4. В целях социальной, коммуникативной адаптации студентов-инвалидов, их психологической поддержки проводились регулярные дополнительные занятия в бассейне, в тренажерном зале, походы, выезды на загородную лыжную базу, участие в спортивных соревнованиях наравне со здоровыми студентами, включение студентов с ограниченными возможностями здоровья в воспитательноразвивающие мероприятия, проводимые в колледже (КВН, трудовые десанты, спартакиады и т. д.) [1].

5. Создание бытовой среды жизни сту-дентов-инвалидов. На первом этапе студенты колледжа продолжали жить в специальной школе, на учебу их привозили на школьном автобусе, затем им был выделен специальный блок в общежитии колледжа, а для занятий построен новый специализированный корпус (см. рисунок).

В ходе эксперимента в Зауральском колледже физической культуры и здоровья была осуществлена тщательная разработка программно-методического материала, в котором последовательно реализовывалась концепция оздоровления и социально-педагогической, профессиональной реабилитации детей-инвалидов [2]. Определены следующие основные направления организационной, учебной и научно-методической работы:

1. Разработка учебных программ, учебных планов, программно-методических пособий, которые обеспечивают решение образовательных задач.

2. Разработка научно-методических критериев эффективности реабилитационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

3. Организация учебной работы в колледже по подготовке специалистов по специальностям: «Преподаватель адаптивной физической культуры», «Методист по реабилитации детей-инвалидов».

Организационная структура единой преемственной среды школы и колледжа по осуществлению интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья

4. Обучение родителей, работников дошкольных учреждений и специальных школ-интернатов, учреждений социальной защиты методике работы по реабилитации детей-инвалидов.

5. Повышение квалификации работников образования, специалистов физической культуры по работе с детьми-инвалидами.

6. Обоснование подготовки специалистов по специальностям: «Социально-реабилита-ционная работа с глухими и слабослышащими детьми», «Социально-реабилитационная работа со слепыми и слабовидящими детьми», «Социальный педагог-организатор физкультурно-оздоровительной и реабилитационной работы».

7. Необходимость организации постоянной работы с детьми - воспитанниками детских домов, интернатов, специальных школ.

Целенаправленное создание резервов здоровья, образовательной подготовки при постоянном индивидуальном стимулировании личной заинтересованности детей с ограниченными возможностями здоровья, при единстве требований педагогов, врачей, специалистов, вытекает из их совместной работы.

Результатом формирующего эксперимента стало создание преемственного взаимодействия колледжа и специальной школы по интегрированному профессиональному образованию, что позволило значительно увеличить количество обучающихся в колледже студентов с ограниченными возможностями здоровья практически из всех специальных школ области, а также Уральского региона (Тюменской, Свердловской, Челябинской областей, Республики Казахстан).

Таким образом, закрытая система специализированных учреждений профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья не позволяет в полной мере решить проблему подготовки инвалидов к профессиональной деятельности [7]. Эффективным стратегическим направлением решения проблемы профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья является создание интегрированного профессионального образования, признаками которого являются: совместное обучение, преемственный непрерывный характер, наличие

необходимых условий (адаптированные учебные программы, технологии обучения, методы, индивидуализированные средства реабилитации и коррекции, подготовленность педагогических кадров и т. д.).

Литература

1. Агавелян, P.O. Психологическое сопровождение интегрированного обучения инвалидов в университете / P.O. Агавелян, Е.А. Мартынова, B.C. Агавелян. — Челябинск: ЧелГУ, 2002. - 231 с.

2. Батухтин, В.Д. Прием и сопровождение учебы инвалидов в Челябинском государственном университете: метод, рекомендации / В.Д. Батухтин, Ю.Н. Мануйлова. -Челябинск: ЧелГУ, 1999. - 12 с.

3. Довузовский этап непрерывного образования инвалидов / Н.Д. Бизякова, Е.А. Мартынова, Л.Н. Смирнова, Д.Е. Филиппов // Стратегии обучения студентов-инвалидов: материалы междунар. конф., Челябинск, 7-8 июня 2000 г. / под ред. В.Н. Севастьянова. -Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2001. — С. 87-91.

4. Великжанина, Н.М. Коррекционная школа как составная часть единого образовательного пространства / Н.М. Великжанина // Довузовское образование - проблемы и перспективы развития: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. по проблемам довуз. образования и подготовки абитуриентов, Сочи, 14-17 окт. 2000 г. - М.: Уникум-Центр, 2000. - С. 41—46.

5. Малофеев, Н.Н. Западноевропейский опыт сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения (по материалам Доклада Европейского агенства по развитию специального образования) / Н.Н. Малофеев // Дефектология. — 2005. —№ 5. - С. 3—18.

6. Мартынова, Е.А. Социальные и педагогические основы построения и функционирования системы доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями / Е.А. Мартынова. -Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002. — С. 383.

7. Чепурных, Е.Е. Основные проблемы профессионального образования инвалидов / Е.Е. Чепурных // Профессиональное образование инвалидов: сб. докл. / под ред. проф. Л.А. Саркисяна. - М.: МИИ, 2000. - С. 3-9.

Поступила в редакцию 5 ноября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.