Научная статья на тему 'Моделирование педагогического содействия в получении профессионального обра- зования студентов колледжа с ограниченными возможностями здоровья'

Моделирование педагогического содействия в получении профессионального обра- зования студентов колледжа с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шадрин Владимир Анатольевич

В статье показана значимость педагогического содействия для преодоления различных барьеров в профессиональном становлении обучающихся с ограниченными возможностями. На основе принципов систематизации и преемственности представлена модель педагогического содействия профессиональному образованию студентов с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шадрин Владимир Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование педагогического содействия в получении профессионального обра- зования студентов колледжа с ограниченными возможностями здоровья»

3. Якиманская, И. С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников[Текст]/ И. С. Якиманская. // Вопросы психологии. 1994. -№2.- С. 134).

УДК 378.147.88

Шадрин ВладимирАнатольевич

Соискатель кафедры педагогики Курганского государственного университета, О^а^ cheldiplom.ru, Челябинск

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ В ПОЛУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Shadrin Vladimir Anatolyevich

Competitor of pedagogic chair, the Kurgan State University, Olga@cheldiplom.ru, Chelyabinsk

MODELLING OF PEDAGOGIC ASSISTANCE IN PROFESSIONAL EDUCATION OF HEALTH HANDICAPPED

STUDENTS

Современные тенденции гуманизации, непрерывности, доступности и личной ориентации в образовании актуализируют проблему профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В нормативных документах к «лицам с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ) относят людей, имеющих физические или психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальной материально-пространственной среды.

Обучающиеся специальных (коррекционных) школ, приходя на обучение в колледж, не только получают программу, но и выстраивают социальные отношения с преподавателями и со студентами. Для человека с ограниченными физическими возможностями это более затруднительно. В этой связи очевидна необходимость создания комплексной системы мер для преодоления различных барьеров. Эффективная деятельность такой системы невозможна, если не реализовано взаимодействие и преемственность образовательных систем разного уровня [1; 3; 4; 6; 9]. Таковыми уровнями в нашем изыскании являются коррекционная школа и колледж.

Как верно отмечает Г. К. Зайцев, «мы имеем все основания говорить о сложности и многомерности изучаемого явления ОВЗ, которое порождает логико-смысловой ряд более частных понятий: культура здорового образа жизни, валеологическое здоровье, физическое здоровье, культура физического труда» [2, с. 17]. В то же время, с точки зрения этимологии, психолого-педагогическая сущность самого феномена ОВЗ остаётся сегодня раскрытой недостаточно.

Отсюда и вытекает ключевая задача исследования, которая заключается в моделировании педагогического содействия в получении профессионального образования студентов с ОВЗ, обеспечивающее осуществление, преемственного профессионального образования на основе взаимодействия специальной (коррекционной) школы и колледжа.

Проанализировав роль физического воспитания в укреплении здоровья студентов колледжа с ОВЗ, мы обозначили организационно-содержательные особенности занятий физической культуры в образовательном учреждении:

Построение отношений в системе «преподаватель - студент» на субъект-субъектной основе, представление каждой личности возможности овладения основами физической культуры на путях свободной реализации физических способностей;

- гармонизация содержания физического воспитания, позволяющая обеспечить соразмерное представление в нём процессов духовного и телесного развития студента, использование средств физической культуры как социально-культурной предпосылки для гармоничного формирования и реализации всего спектра способностей индивида с ОВЗ;

- непрерывность процесса физического воспитания, представляющего собой динамическое движение многовариантного педагогического процесса, построенного на использовании гибких методов и средств обучения, обусловливающего творчество и новаторство преподавателей -тренеров, а также самостоятельность и инициативу занимающихся;

- обязательный учёт индивидуальных особенностей каждого студента, развитие самостоятельности личности, приобщение к ценностям здорового образа жизни, эстетическим идеалам и этическим нормам поведения в обществе (И. А. Коновалова).

Реализация основного замысла нашего исследования нам видится через разработку и внедрение моделирования педагогического содействия в получении профессионального образования студентов колледжа с ОВЗ.

Моделирование всегда определяется через понятие «модель». Как отмечает В. А. Штофф, модель - это такой материально или мысленно представленный объект, который в процессе познания замещает объект - оригинал, сохраняя некоторые важные для данного исследования типичные черты. При этом учёный понимает под моделью «мысленно представляемую или материально реализуемую систему, которая, отражая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что её изучение даёт нам новую информацию об объекте» [10, с. 19].

Структура модели построена на единстве и взаимосвязи составляющих её компонентов: целевой, процессуально-содержательный, критериально-оценочный и, наконец, результативный, отражающий переход с несистемного уровня организации педагогического содействия на системный (рисунок 1).

Взаимодействие структурных компонентов модели носит системный характер и обладает следующими признаками [5; 7; 8]:

- определённость и сопоставимость целей участников взаимодействия;

- разграниченность их участия;

- координированность совместной деятельности;

- подготовленность участников к осуществлению медико-психолого-педагогического сопровождения инвалидов в системе преемственного образования;

- создание необходимых организационно-педагогических условий для получения профессионального образования студентов с ОВЗ.

Ниже, более подробно остановимся на представленных в модели структурных компонентах.

На рисунке 1 выделены три взаимодействующих между собой участника образовательного процесса: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) школа и колледж.

Каждый из участников имеет как специфические, так и преемственные цели. Так, например, целью колледжа является подготовка кадров для различных отраслей страны в рамках программы среднего профессионального образования. В ходе исследовательской работы нами было выявлено, что его деятельность не была нацелена на профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья. В этой связи в процессе опытно-экспериментальной работы была произведена коррекция не только функционирования, но и названия самого образовательного учреждения. Шадринский техникум физической культуры был переименован в «Зауральский колледж физической культуры и здоровья», а в его функции системно введено профессиональное обучение инвалидов (слабослышащих и глухих).

Таким образом, цель стала носить сопоставимый характер. Целью учащихся специальной (коррекционной) школы является осознание и реализация потребности в профессиональном и жизненном самоопределении. Целью общеобразовательного учреждения выступает образование, коррекция, подготовка к самостоятельной жизни и деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. В качестве сопоставимой цели специальной (коррекционной) школы нами выделена подготовка учащихся к профессиональному обучению в Зауральском колледже физической культуры и здоровья.

Целевой компонент

>^11

Цели специальной (коррекционной) школы

Цели обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

О

Цели колледжа

Процессуально-содержательный компонент

Содержание преемственного взаимодействия

1. Поддержка студентов с ограниченными возможностями здоровья:

- организационно-педагогическое,

- психо-коррекцион-ное,

- медико-реабилитационное.

2. Создание рефлексиивно-преемственной среды:

- социально-бытовой,

- профессионально-образовательной;

- эмоционально-привлекательной.

Этапы взаимодействия коррекционной школы и колледжа

1. Профильно-подготовительный.

2. Адаптационный.

3.

Профессионально-образовательный.

4. Преемственной образовательно-кор-рекционной и профессионально-коррекционной деятельности.

Комплекс педагогических условий

• обеспечение системного уровня взаимодействия колледжа и коррекционной школы;

• направленность взаимодействия на создание преемственной специальной среды образовательной деятельности и социально-бытовой среды выпускников школы - студентов колледжа;

• учёт особенностей характера студентов с ОВЗ;

• создание и

Критериальный компонент

Критерии оценки преемственности:

Результативный компонент

Преемственное пространство осуществления интегрированного профессионального образования студентов с ОВЗ

Готовность студентов с ОВЗ к самостоятельной профессиональной деятельности

Рисунок 1 - Схема модели педагогического содействия в получении профессионального образования студентов колледжа с ограниченными возможностями здоровья

Интегративной целью явилось в этой связи обеспечение преемственного обучения детей-инвалидов в условиях взаимодействия специальной (коррекционной) школы и колледжа.

Следующий компонент модели получил название - процессуально-содержательный. Он, в свою очередь, включает такие содержательные характеристики как: содержание преемственного взаимодействия коррекцион-

ной школы и колледжа, этапы взаимодействия, комплекс педагогических условий.

В модели представлены две содержательные характеристики преемственного взаимодействия:

1) поддержка студентов с ОВЗ, включающая такие направления как организационно-педагогическое, психо-коррекционное и медико-реабилитационное;

2) создание рефлексивно-преемственной среды (социально-бытовой, профессионально-образовательной и эмоционально-привлекательной).

Педагогическое содействие в получении профессионального образования студентов с ограниченными возможностями здоровья, согласно разработанной модели, проходит поэтапно.

1. Профильно-подготовительный этап. В образовательно-коррекционном процессе специальной (коррекционной) школы, совместно с администрацией данного учреждения, был выделен подпроцесс углублённой профильно-ориентированной подготовки учащихся. Его основной целью является подготовка к выполнению профессионально-образовательных требований при поступлении для обучения в колледже. Содержанием педагогического сопровождения на данном этапе являлась деятельность по формированию положительной мотивации у учащихся, осознанию потребности в своём профессиональном самоопределении, формированию у них намерений в поступлении и обучении в профессиональном колледже, медико-психолого-профориентологическая диагностика по определению профессиональной пригодности, образовательной возможности обучения в профессиональном колледже, наличие у них профессионально необходимых качеств, углублённая образовательная подготовка, воспитание необходимых профессиональных качеств, развитие умений.

2. Адаптационный этап взаимодействия содержательно включает следующие виды совместной деятельности: знакомство с содержанием и режимом деятельности колледжа физической культуры; проведение совместных мероприятий профориентационного содержания; обеспечение поступления в колледж; обеспечение бесконфликтной смены среды жизнедеятельности; бесконфликтное вхождение в профессионально-образовательный процесс колледжа [5, с. 46-47].

3. Профессионально-образовательный этап является основополагающим и самым продолжительным, включающим период профессионального обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья с первого по четвёртый курс. На этом этапе основными направлениями деятельности являлась организация образовательного процесса в соответствии с возможностями студентов и особенностями проявления нарушения, формирование межличностных отношений в группе, взаимоотношений со студентами, не имеющими отклонений в состоянии здоровья, поддержание положительной мотивации у педагогов колледжа в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

4. Этап преемственной образовательно-коррекционной и профессио-нально-коррекционной деятельности педагогов и специалистов специальной (коррекционной) школы и профессионального колледжа. Особенностью её осуществления в школе является коррекция нарушения как такового, без определённой профессиональной направленности. На подготовительном этапе коррекция нарушения осуществлялась уже с учётом профессионально-образовательных требований обучения в колледже, а в период обучения в колледже коррекция нарушения осуществляется в соответствии с требованиями будущей профессиональной деятельности.

Разработанная в исследовании модель педагогического содействия в получении профессионального образования студентов колледжа с ОВЗ связана с изменением свойств модели применительно к тем или иным условиям. Формируя комплекс педагогических условий, мы изучали и фиксировали изменения, возникающие в модели; выявляли взаимосвязь условий и результатов; анализировали тенденции, проявляющиеся в результате этой работы; определяли наиболее оптимальные соотношения между результатами и методами воздействия на профессиональное образование; осуществляли отбор наиболее оптимальных результатов. На основании проделанной работы, был выделен комплекс педагогических условий содействия в получении профессионального образования студентов с ОВЗ:

- обеспечение системного уровня взаимодействия колледжа и специальной (коррекционной) школы;

- направленность взаимодействия на создание преемственной специальной среды образовательной деятельности и социально-бытовой среды выпускников школы - студентов колледжа с ограниченными возможностями здоровья;

- учёт особенности характера ограничений возможностей здоровья студентов колледжа;

- создание и реализация системы поддержки студентов с ограниченными возможностями.

Эффективность организуемого педагогического содействия определяется благодаря выявленным в исследовании критериям, которые в конечном итоге определяют результативный компонент по:

а) оценке уровня преемственного взаимодействия колледжа и специальной (коррекционной) школы (определённость и преемственность цели взаимодействия, разграниченность полномочий субъектов взаимодействия, координированность, подготовленность кадров, преемственность форм и методов медико-реабилитационной деятельности, преемственность в создании специальной среды образования и жизнедеятельности);

б) оценке уровня образовательной готовности выпускников колледжа с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной профессиональной деятельности (профессионально-образовательная успешность, профессиональная умелость, профессиональная мотивированность, профессиональная компенсаторность, профессиональная работоспособность).

Завершая описание содержания модели педагогического содействия в получении профессионального образования студентов с ОВЗ, сформулируем выводы:

- представленная модель фиксирует ряд общих и специфических характеристик для эффективного: а) обеспечения преемственного обучения детей-инвалидов в условиях взаимодействия специальной (коррекционной) школы и колледжа; б) развития готовности студентов с ОВЗ к самостоятельной профессиональной деятельности;

- структура модели построена на единстве и взаимосвязи составляющих её компонентов и отражает переход с несистемного уровня организации педагогического содействия на системный, обеспечивающий достаточно эффективное изучение профессионального образования студентов колледжа с ограниченными возможностями здоровья.

Библиографический список

1. Виленский, М. Я. Физическая культура в профессионально-ценностных ориентациях студентов и процесс их формирования [Текст]/ М. Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. - 1991. -№ 11.-С. 27-30.

2. Зайцев, Г. К. Здоровье школьников и учителей : опыт валеологического исследования [Текст]/ Г. К. Зайцев. - СПб. : СПбГУМП, 1995. - 53 с.

3. Зарецкий, В. К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей - десять шагов от инновации к норме [Текст]/ В. К. Зарецкий // Психологическая наука и образование. - 2005. -№1.- С. 83-95.

4. Интернет-конференция: Вклад НКО в реформу социальной сферы: улучшение здоровья населения, внедрение инклюзивного образования и жилищная реформа // socpolitika.ru/rus/conferences/3985/3986.

5. Карпова, О. Л. Теоретические основы профориентации учащихся / Инновационная деятельность в учреждениях профессионального образования : педагогический вестник [Текст]: сб. научно-методических работ. / О. Л. Карпова. - Магнитогорск: МГППК, 2010. - Вып. 20. - С. 45-49.

6. Конькина, Е. В. Воспитание культуры здоровья старшего подростка в специализированной школе-интернате [Текст]: дис. .. .канд.пед.наук / Е. В. Конькина. - Оренбург, 2006. - 191 с.

7. Найн, А. Я. Рефлексивное управление педагогическим образовательным учреждением [Текст]/ А. Я. Найн, О. Л. Назарова, В. И. Кондрух. - Челябинск: Челябинский рабочий, 2006. - 368 с.

8. Психолого-педагогические инновации в коррекционных классах: диагностика, рекомендации, разработки уроков и внеклассных занятий [Текст]/ авт.-сост. Т. Н. Гордеюк, Л. И. Егошкина; под ред.проф. Ю. В. Егошкина. - Волгоград: Учитель, 2009. - 182 с.

9. Ратнер, Ф. Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей [Текст]/ Ф. Л. Ратнер, А. Ю. Юсупов. - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, - 2006. - 176 с.

10. Штофф, В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. [Текст]/ В. А. Штофф. - М.: Наука, 1987. - 248 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.