Анализируя полученные данные работы на спортивной площадке с детьми разного возраста в течении трех месяцев, можно определенно сказать, что показатели второго тестирования по всем параметрам превосходят первое. Из четырех тестов наибольший рост наблюдается в 1-ом и 4-ом, затем - в 3-ем, и самый незначительный - во 2-ом.
Таким образом, развитие физических способностей детей возможно лишь в процессе целенаправленной двигательной деятельности, через выполнение определенных физических упражнений, с помощью которых создаются необходимые физические нагрузки (в данном случае увеличение количества занятий в неделю и продолжительности по времени).
Резюме. Несомненно, одной из главных обязанностей инструктора работающего на спортивных площадках по месту жительства является обеспечение высокой эффективности занятий, которую можно достичь, если использовать достаточно разнообразные физические упражнения. Физкультурно-спортивная работа является составной частью единой системы политико-воспитательной и культурно-просветительной работы, которую призваны проводить все государственные и общественные организации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Лебединская, И.Г. Использование подвижных игр на занятиях по физической культуре в высших учебных заведениях // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2011. - № 1. - С. 176-189.
2. Лебединская И. Г., Сыроваткина И. А., Занина Т. Н., Быков Н. Д. Влияние подвижных игр и игровых упражнений на общую физическую подготовку студентов в вузе / Ю.И. Евсеева, И.А. Потапова, С.Н. Пожидаева.- Ростов н/Д., 2011. - Т. 1. - С. 350-354.
УДК 378.016 ББК 74.262.21
И.И. Мещерякова, И.В. Наливайченко, Л.Д. Полякова
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ, МХК, ИСТОРИИ
Аннотация. Статья посвящена одной из актуальных проблем современного образования -реализации интегрированного подхода в общеобразовательной школе, описываются методы проведения интегрированных уроков.
Ключевые слова: интеграция, функции интегрированного урока, технологии, мультимедийные презентации.
I.I. Meshcheriakova, I.V. Nalivaychenko, L.D. Polyakova
INTEGRATED EDUCATION AS A MEANS OF STRENGTHENING TEACHING AND LEARNING PROCESS IN MATHEMATICS LESSONS, WORLD CULTURE AND HISTORY
Abstract. The text is dedicated to one of the most urgent problems of modern education - the implementation of an integrated approach in secondary school, description of methods of integrated lessons.
Key words: integration, integrated lesson function, technology, multimedia presentations.
Актуальность проблемы интегрированного обучения обусловлена объективными процессами в глобализирующемся мире. В ходе внутренних перемен в России меняются: социально-экономический уклад; политическая система; геополитическая структура; характер внешних границ; выбранный исторический курс страны.
Одновременно с большинством стран мира Россия находится в потоке планетарных изменений характера и содержания экономического развития, связанных с расширением и усилением роли, так называемой экономики знаний. По сути, в мировом масштабе идет интенсивное движение новой цивилизации-цивилизации знаний. Человеческий потенциал становится составляющим фактором естественных производительных сил.
Основным содержанием когнитивной деятельности является построение целостной системы знаний. Количественное нарастание знаний проходит в качественное изменение их роли в об-ществе.Изменение роли знаний в обществе требует и перестройки системы образования, которая определяется междисциплинарной интеграции различных областей знаний. Способность оперировать различными типами знаний в решении практических и теоретических проблем становится фундаментальным ресурсом постиндустриальных обществ. Традиционные предметные знания
исчерпывают свои потенциалы. Интеграция научных знаний предъявляет новые требования к специалистам, возрастает потребность в людях, обладающих мультипредметными знаниями и умениями комплексно применять их при решении различных задач. Интегративное обучение является наиболее эффективным способом повышения качества подготовки обучающихся, связанного со способностью целевого осмысления применение комплекса знаний, умений и способов деятельности.
«Интеграция» (лат. integratio - восстановление, восполнение, от integer - целый, полный) -целесообразное объединение и координация действий разных частей целостной системы [7, 427].
Интегрированные уроки - уроки изучения определенных тем на основе двух-трех учебных предметов. Например, уроки, подготовленные совместно преподавателями МХК, истории, математики и т.п.
Интегрированное обучение на уроках математике, МХК, истории способствует развитию мышления обучающихся. На данных уроках осуществляется синтез деятельности двух, трех преподавателей, направленный на взаимоформирование целостной системы знаний.
Независимо от типа, формы, вида интегрированные уроки несут в себе три основные функции: образовательную, воспитательную, практическую. Интегрированные уроки способствуют социализации учащихся.
Образовательная функция стоит на первом месте в учебном процессе, так как без элементарных знаний остальные функции не могут быть реализованы.
Образовательная функция- это возможности различных форм видов занятий, сочетаемые с замыслом учителя по их реализации, обеспечивающие восприятие и усвоение учащимися соответствующего объема знаний.
Образовательная функция обеспечивает:
• развитие аналитического мышления школьников;
• формирование у учащихся понимания исторического прошлого в связи с тенденциями современного развития России и мира;
• воспитание современного исторического сознания и развитие самостоятельного, персонифицированного мышления;
• восприятие отечественных и мировых культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим;
• знакомство с основными концепциями и теориями, описывающими и объясняющими развитие общества.
Воспитательная функция обеспечивает выработку у учащихся морально-нравственных качеств, свойственных достойному гражданину Отечества. В современных условиях требуется углубить воздействие на учащихся с целью выработки у них уважительного отношения к своей семье и формирование личной самостоятельности.
Практическая функция требует реализации знаний. Применяются знания на практике и к практике. Приложение знаний к практике - это высокий уровень их учебной реализации.
Реализации интегративного обучения способствует формированию личности школьника как субъекта и объекта обучения.
В основе интегрированных уроков лежит интенсивное использование межпредметных связей. Межпредметные связи не являются системой, а интегрированные уроки представляют систему. Интегрированные уроки истории могут быть стержнем, наиболее объединяющим предметом учебной системы.
Можно выделить различные типы интегрированных уроков: урок объяснения нового материала, повторительно-обобщающие уроки, контрольно-проверочные.
Формы проведения интегрированных уроков могут быть как традиционными, так и нетрадиционными: лекции, семинары, деловые игры, театрализованные представления, практикумы, мультимедийные презентации, брифинг, пресс-конференция, круглый стол.
Важное место в обучении учащихся математике занимают задачи исторического содержания. При решении таких задач обучающиесяне только усваивают текущий материал, но и расширяют свой кругозор. Обращение к родной истории не только побуждает детей глубже и подробнее изучить прошлое Отчизны, но и заставляет внимательнее и бережнее относиться к тому, что их окружает.
Использование задач исторического содержания на уроке позволяет учителю процесс обучения сделать более интересным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, способствует развитию и воспитанию учащихся.Задачи указанной целевой направленности могут быть весьма разнообразны: по форме, в которой они поставлены, по дидактической цели, которой они служат; по месту в процессе обучения. На уроках истории в 5-8 классах учащиеся активно включаются в работу по решению математических задач. Учебник Вигасина А. Л. История Древнего мира. 5 класс. М.: Просвещение, 2014 открывает единую линию учебников по Всеобщей
истории для основной школы. Учебник создан с учетом достижений современной исторической науки. Материал о возникновении и развитии древних цивилизаций содержит потенциальные возможности для интегративного обучения, так как включает вопросы и задания двух уровней сложности, а также творческие проекты, предполагает интерактивные формы освоения информации, которые можно использовать как фрагментарно на определенном этапе урока, так и в течение всего урока повторения и контроля, в том числе для самопроверки.
Тема урока «Счет лет в истории».
Задачи для самопроверки.
Задание 1 2015
До нашей эры
Наша эра
Первое упоминание в летописи о Москве относится к 1147 году. Отметьте на «линии времени» этот год. Подсчитайте, сколько лет исполнилось Москве в нынешнем году (вычисления делайте письменно).
Задание 2. Отметьте на «линии времени» 100-й год до н.э. и 100-й год н.э. Подсчитайте, какой год был раньше. Насколько раньше?
Задание 3. Отметьте на «линии времени» год основания города Рима-753-й год до н.э. Подсчитайте, в каком году жители Рима смогут отметить трехтысячелетие своего города (вычисления сделайте письменно).
Задание 4. Найдите ошибку. Представьте себе, что в один музей принесли древний меч. На мече была вырезана надпись: «Этим оружием Спартак поражал врагов. Надпись сделана друзьями Спартака через два дня после его гибели в 71 году до Рождества Христова». Осмотревшие меч ученые знали, что вождь восставших рабов по имени Спартак действительно погиб в 71 году до н.э. Несмотря на это, они заявили, что надпись фальшивая: она сделана не друзьями Спартака, а много-много лет позже. Объясните, почему ученые пришли к такому выводу.
Тема «Древний Египет».
Задание 1. Отметьте на «линии времени» год образования единого государства в Египте. Подсчитайте, сколько лет назад это было (вычисления делайте письменно).
Задание 2. Заполните «линию времени». Отметьте на «линии времени» даты, связанные с правлением фараонов Хеопса и Тутмоса. Могли ли эти владыки Египта что-нибудь знать друг о друге? Объясните, почему вы так думаете.
Задание 3. Решите древнюю задачу и ответьте на вопросы.
В написанном на папирусе древнеегипетском задачнике для школы имеется такая задача: «Было семь домов, в каждом семь кошек, каждая кошка съела семь мышей, каждая мышь съела семь колосков, каждый съеденный колосок мог бы дать семь мер зерна. Найдите сумму общего числа домов, кошек, мышей, колосков и мер зерна».
1. Давайте вместе найдем эту сумму. Сколько кошек обитало в семи домах? Сколько мышей съели кошки? Сколько колосков съели мыши, прежде чем были съедены кошками? Сколько мер зерна дали бы колоски, съеденные мышами? Теперь сложите числа: домов, кошек, мышей, колосков, мер зерна. Итак, чему равна общая сумма?
2. Кошки почитались египтянами как священные животные. Если бы не они, то всему населению Египта угрожал бы голод. Подумайте почему.
3. Кем становились выпускники школы в Древнем Египте? Где им могло ежедневно пригодиться умение умножать, складывать, вычитать и делить?
Тема «Западная Азия в древности».
Задание 1. Ответьте на вопрос. Представьте себе, что в музей попала глиняная табличка, будто бы найденная при раскопках. А на табличке надпись на древнем языке, из которой следует, что это письмо вавилонского царя Хаммурапи фараону-завоевателю Тутмосу. Признают ли ученые находку подлинной или же заявят, что это подделка? Чтобы найти правильный ответ, обозначьте на «линии времени» годы правления Хаммурапи и Тутмоса.
Задание 2. Заполните «линию времени». Отметьте на «линии времени» годы правления Хаммурапи в Вавилоне. Сколько лет правил этот царь? Сколько лет назад он умер? (Вычисления делайте письменно).
Задание 3. Ответьте на вопрос. Известно, что главную роль в гибели Ассирийского царства и разрушении Ниневии сыграли вавилоняне. Мог ли вавилонский царь Хаммурапи участвовать в празднике по случаю этой победы? Чтобы найти правильный ответ, обозначьте на «линии време-
ни» годы правления Хаммурапи и год разрушения Ниневии.
Тема «Индии и Китай».
Задание 1. Заполните «линию времени».
Отметьте на «линии времени» в хронологической последовательности: Примерное время возведения пирамиды Хеопса; Примерное время начала строительства Великой Китайской стены (ответом на это задание служит год объединения Китая под властью «Первого властелина Цинь»). Подсчитайте: Сколько приблизительно лет прошло между этими событиями? Сколько приблизительно лет назад построили пирамиду Хеопса? Сколько приблизительно лет назад начали возводить Великую Китайскую стену?
Тема «Древний Рим».
Задание 1. Заполните «линию времени» и ответьте на вопросы.
Могли ли римляне в год установления республики что-нибудь слышать о Солоне? Мог ли о нем знать легендарный Ромул? Чтобы найти правильный ответ отметьте на «линии времени» даты основания Рима, установления в Риме республики, правления Солона в Афинах.
Тема «Древняя Греция».
Задание 1. Рассмотрите рисунки, выполните задания и ответьте на вопросы.
Рис. 1 Рис. 2
В 79 году н.э. в результате извержения вулкана Везувий погиб небольшой итальянский город Помпей. В XVIII (18-м) веке археологи раскопали Помпеи: его улицы, площади, дома, мастерские. Город имел амфитеатр и два театра (так они выглядят в наши дни). Предположите, на каких рисунках изображены театры. Какие зрелища могли устраиваться в здании театра? Какие три части театра видны на рисунках? Какие геометрические фигуры они напоминают? Какие зрелища устраивались в амфитеатре? Сопоставьте число мест в театрах и амфитеатре: большой театр вмещал 7 тысяч зрителей; малый театр - 2 тысячи зрителей; амфитеатр - 20 тысяч зрителей. Почему в одном и том же римском городе количество мест в амфитеатре намного превышало количество мест в обоих театрах, вместе взятых?
Помогает ли этот факт оценить вкусы и пристрастия римской публики?
Активизации учебно-познавательного процесса на уроках истории, МХК, математики в 6-7 классах способствует решение следующих заданий.
Задание 1. В 1586 г. в Москву пришло тревожное известие: на город движется крымский хан со своей ордой. В связи с этим, русский мастер Андрей Чохов отлил огромное по размерам орудие, которое стреляло каменной картечью и было предназначено для защиты Кремля. Изначально пушку установили на возвышенности для защиты моста через Москву-реку и обороны Спасских ворот. Чохов отлил из бронзы самую большую по тем временам Царь-пушку весом в 2400 пудов (38,5 тонн), установленную ныне тоже в Кремле. Бронза - это сплав меди и олова. Каково процентное содержание меди в ее сплаве с оловом, если в 50 кг сплава содержится 44 кг меди (88 %). Каково процентное содержание олова в ее сплаве с медью, если в 50 кг сплава содержится 5 кг олова (10 %). Пушечным металлом называют разновидность бронзы - сплав меди, олова и цинка, используемого для отливки орудий (88 % меди и 10 % олова). Каково процентное содержание цинка в пушечном сплаве (2 %). Сколько весит Царь-пушка, если цинка при ее отливки ушло 786,24 кг (39312).
Задание 2. Вызывает интерес у учащихся 7 класса решение задач о Царь-колоколе. Бывало не раз, что и колокола переливали в случае нужды на пушки, а порою «провинившимся» колоколам вырывали язык или сбрасывали их на землю. Самым знаменитым является Царь-колокол в Кремле. Отлит он в 1735 году мастерами И. и М. Материными и весит 12 тысяч пудов (почти 200 тонн!). Несомненно, колокола своему широкому распространению обязаны, прежде всего, церковному применению. Колокольчики известны человечеству давно, но в христианском мире в первые четыре столетия они использовались редко. Они делались литыми, кованными, клепанными, имели небольшие размеры и самую различную форму, но главное, они плохо звучали. Но вот в начале V века в провинции Кампания, центре медеплавильной промышленности бывшего Неаполитанского государства, стали отливать изделия в форме полевых колокольчиков. Колокола «за-
звучали» и стали быстро распространяться по всей Европе. Оптимальный состав колокольной бронзы определился уже тысячу лет назад - это 80 % меди и 20 % олова. Именно при таком соотношении сплав, имея достаточную жесткость и прочность, обладает хорошими звуковыми качествами. Сколько меди нужно добавить к 150 кг олова, чтобы получилась бронза для колокола с содержанием меди 80 % (600). Найдите, сколько потребовалось олова мастерам, если вес Царь-колокола составляет 200000 кг. Из пушек колоколов почему-то не лили, но в дни военных торжеств из захваченных у врага пушек победители создавали себе бронзовые памятники. Для этого к пушечной бронзе добавляли меди (до 10 %) и свинца (до 3 %). Получалась художественная бронза, содержащая около 5 % олова. Имеются два сплава. Первый содержит 5 % меди, второй - 11 % меди. Масса второго сплава больше массы первого на 8 кг. Из этих сплавов получили третий сплав, содержащий 10 % меди. Найдите массу третьего сплава. Ответ дайте в килограммах.
История обогащает математику гуманитарным и эстетическим содержанием, развивает образное мышление обучающихся.
Материал программы изучения истории России в 6 классе можно широко использовать для проведения интегрированных уроков.
Так, например, целью урока «Соборно-дворцовый ансамбль Московского Кремля» является формирование представления о богатстве русской архитектуры на примере Московского Кремля; повторение с обучающимися действий с десятичными дробями; развитие творческого мышления с помощью заданий, направленных на активную работу воображения и логики.
Образовательные задачи урока направлены на формирование у обучающихся представления о роли истории и математики в развитии общества, обобщение и закрепление вычислительных навыков, умений работы с дробями; развивающие задачи урока направлены на развитие ассоциативного мышления, применение знаний на практике; реализация воспитательных задач должна способствовать воспитанию патриотизма.
Учитель истории:
Современная Москва - большой, красивый, многолюдный город. И трудно представить, что когда-то она была маленьким поселком. Впервые поселение Москва упоминается в летописи 1147 г. в связи с именем суздальского князя Юрия Долгорукого. Принято от этой даты отсчитывать возраст нашей столицы, а князя называть ее основателем. Но археологические раскопки показали, что уже в XI в., лет за сто до рождения Ю. Долгорукого, в месте впадения реки Неглинной в Москву-реку стояло селение с небольшим укреплением.
Укрепленная часть поселения, которую теперь бы назвали Кремлем, размещалась на высоком Боровицком холме - от нынешних Боровицких ворот до Государственного Кремлевского дворца, подступы к крепости с двух сторон преграждали воды Москвы-реки и Неглинной, а с третьей - ров. Из безвестного поселения XI в. Москва в XII в. выросла в пограничный городок Владимирского княжества. За стенами крепости укрывались горожане при появлении врага. Маленькая крепость не могла вместить всех жителей быстро растущего города, и князь Юрий приказал поставить новый Кремль, больших размеров.
Учитель математики: Решим задачу № 1. Кремль XI в. занимал 1,5 га. Площадь Кремля при Ю. Долгоруком, была на 7,5 га больше. Вычислите площадь нового Кремля.
Учитель истории: Как и предыдущий, новый Кремль со стороны поля, был защищен валом, рвом и деревянными стенами. Археологи нашли остатки этого вала. 12 в. был труден для страны. Русские княжества вели между собой бесконечные войны. Несколько раз сражения шли в самой Москве. Сгорали дома, церкви, Кремль. Но самые страшные испытания обрушились на Москву в 1238 г., когда под ее стены пришли войска Батыя. Осталась от Москвы лишь груда пепла.
Учитель истории: Шли годы. При Иване Калите (1325-1341) размеры Московского княжества выросли. Он повелел поставить на Боровицком холме каменные храмы: Успенский и Архангельский соборы, церковь - колокольницу Ивана Лествичника и храм Спаса, а вокруг них возвести новые стены. Всего за несколько зимних месяцев 1339-1340 гг. мастера поставили прочную крепость - «град Москва-Дубов». Стены Кремля были образованы срубами - городнями. Внутри го-родни заполняли камнями и землей, а снаружи обмазывали глиной для защиты от пожара.
Учитель математики: Задача № 2. При Иване Калите длина стен была 1,67 км, что на 0,47 км больше, чем при Ю. Долгоруком и на 0,309 км меньше, чем при Дмитрии Донском, а длина стен современного Кремля на 1,035 м больше, чем при Ю. Долгоруком. Определите длину стен Кремля в различные эпохи.
Учитель истории: 30 лет дубовые стены защищали москвичей. Но ситуация изменилась с появлением у татар мощных камнеметов. Новая осадная техника привела московского князя Д. Донского к необходимости построить каменный Кремль. В 1367 г. на Боровицком холме поднялись белые стены первого каменного Московского Кремля. Из этого нового кремля русские воины отправились в 1380 г. на битву с татарами.
Учитель истории: Иван 3 (1462-1505) начал строить новый Кремль. За 10 лет поднялась
грозная крепость. Она хорошо сохранилась и уже 500 лет украшает Москву.
Учитель математики: Задача № 3. Белокаменный Кремль имел длину стены 1,979 км. Современный Кремль имеет стены на 0,256 км длиннее. Вычислите длину стен современного Кремля. Деревянный Кремль Ивана Калиты имел площадь 19,9 га, а современный - на 6,6 га больше. Вычислите площадь современного Кремля.
Ученик: Все башни Кремля построены выше его стен. Расстояние между башнями не пре-вышало200 м. Форма башен тоже диктовалась местом их возведений и ролью в обороне: угловые башни - для кругового обстрела, возводились круглыми или многогранными, а остальные - четырехгранными (представлена презентация).
Учитель математики: Задача № 4. Из 20 башен Кремля круглых в 2 раза больше, чем многогранных, четырехгранных - в 8 раз больше, чем круглых, а одна - Кутафья - неправильной формы. Сколько башен каждой формы имеет Кремль?
Пусть многогранных башен - х, тогда круглых башен - 2х, а четырехгранных - 16х. По условию задачи составляем уравнение: х + 2х + 16х + 1 =20.
х = 1 - многогранные.
Ответ: в Кремле 1 многогранная башня, 2 круглых, 16 четырехгранных башен.
Учитель истории: У Кремля есть три угловые башни, из которых две - круглые (Водо-взводная и Москворецкая), а одна - многогранная (Угловая Арсенальная). Остальные башни - четырехгранные.
В XVII в. Кремль потерял военное значение, граница государства отодвинулась далеко от Москвы. Тогда из башен вывезли пушки, а над башнями стали строить декоративные каменные шатры. С этого времени башни из обороняющих Кремль превратились в сооружения, украшающие его. На пяти башнях в 1935 г. установили звезды.
Учитель математики: Задача № 5. Боровицкая башня в XVII в. имела высоту 50,7 м. С 1935 г., когда над ней установили звезду, она стала на 3,35 м выше. Вычислите высоту Боровицкой башни со звездой.
Ученик представляет презентацию о Спасских воротах: Спасские ворота исстари были главными, парадными воротами Кремля. Первоначально они назывались Фроловскими, так как через них ходили в церковь Фрола и Лавра. В годы Алексея Михайловича над воротами была помещена икона Спасителя, и они стали именоваться Спасскими. Народ почитал Спасские ворота и поэтому, проходя через них, снимал шапку.
Построили Спасскую башню русские мастера под руководством итальянского архитектора Пьера Антонио Соларио в 1493 г. Нижняя часть Спасской башни состоит из двух прямоугольных параллелепипедов. Башня имела шесть этажей, на которых стояли орудия. Стрельница не имела ярусов, ратники ходили по верхнему, боевому ходу ее стен.
В 2014 году по приказу президента В.В. Путина Спасские ворота стали открытыми для туристов.
Учитель математики: Задача № 6. Спасская башня и ее стрельница в плане являются квадратными со сторонами14,2 м и 13, 46 м. Вычислите площадь башни и ее стрельницы.
Учитель истории: В начале XVII в. на Спасской башне поставили деревянную башенку с часами. Во время пожаров она сгорала, поэтому в1625 г. мастер Б. Огурцов построил для часов каменную башню с шатром. Его творение украшает Спасскую башню и сегодня.
Учитель истории: Башню много раз перестраивали, Современная ее высота до звезды -67,3 м, со звездой - 71 м.
Сейчас Спасская башня является украшением Кремля и символом нашей столицы.
Учитель математики представляет мультимедийную презентацию и предлагает из башен Кремля выделить различные геометрические фигуры.
Учитель истории: Итак, мы заглянули в колодец времени и узнали о том, как из маленькой крепости на окраине Владимиро-Суздальского княжества вырос красивый многолюдный город Москва. Дивные творения русских зодчих, мастеров, и прежде всего иконы и храмы, донесли до нас из прошлых эпох мечту народа о том, чтобы любовь, согласие и красота преодолели братоубийственные распри.
Изучая развитие западной культуры в средние века так же осуществляем межпредметные связи с математикой при решении задач в разделе «Изобретение книгопечатания».
Учитель истории: С развитием государства и городов, науки и мореплавания возрастал объем знаний и, одновременно, нужда в образованных людях, в расширении обучения и в книгах, в том числе учебниках.
Сначала перепиской книг были заняты монахи.
В XIV веке в Европе стали изготовлять более дешевый писчий материал - бумагу, но книг по-прежнему не хватало. Чтобы размножить текст, делали оттиски с деревянной или медной доски с вырезанными на ней буквами, но этот способ был очень несовершенным и требовал боль-
ших затрат труда.
В середине XV века немец Иоганн Гуттенберг (ок. 1399-1468) изобрел книгопечатание. После долгих и упорных трудов и поисков он стал отливать из металла отдельные литеры (буквы); из них изобретатель составлял строки и страницы набора, с которого делал оттиск на бумагу. С помощью разборного шрифта можно было набрать сколько угодно страниц любого текста. Гуттенберг изобрел и печатный станок.
В 1456 году Гуттенберг выпустил первую печатную книгу - Библию, которая в художественном отношении не уступала лучшим рукописным книгам. С тех пор книгопечатание стало быстро распространяться в Европе. До конца XV века было издано 40 тысяч книг общим числом до 20 миллионов экземпляров. Полки библиотек наполнились книгами по разным отраслям знаний на всех европейских языках. Книг стало больше, и они уже были не такие дорогие, как рукописные.
Изобретение книгопечатания - одно из величайших открытий в истории человечества. Оно способствовало развитию образования, науки и литературы. Благодаря печатной книге знания, накопленные людьми, вся необходимая информация, стали распространяться быстрее. Они полнее сохранялись и передавались следующим поколениям людей. Успехи в распространении информации» важной части развития культуры и всех отраслей жизни общества, сделали в позднее Средневековье свой очередной важный шаг - шаг к Новому времени.
Учитель математики: Знания о математике в это время носили чисто практический характер. Поэтому давайте почувствуем себя средневековыми математиками и реши аналогичные задачи.
№ 1. В книге 120 страниц. Профессор прочитал в первый день 2/3 всех страниц книги, а во второй - одну четверть оставшихся страниц. Сколько страниц ему осталось прочитать?
Ответ. 30 страниц.
№ 2. В библиотеку поступили книги с синими, зелёными и красными обложками. Синих -20 штук, причём они составили 5/12 всех книг. Красных было на 2 больше, чем синих, а остальные - зелёные. Сколько книг с зелеными обложками?
Ответ: 6 зеленых книг.
История и МХК - близкие учебные предметы. Огромное значение в формировании мировоззрения учащихся имеет искусство изучаемой исторической эпохи: Искусство является одной из форм общественного сознания. Оно отражает общественное бытие в художественных образах, представляющих обобщение типических явлений действительности с позиций автора произведения искусства. Свои наблюдения - исходный материал для общества - мастера черпали из окружающей жизни и отражали ее в своих творениях. Нередко одно и то же произведение искусства рассказывает о различных сторонах жизни своего времени и выступает как многоплановое свидетельство исторической эпохи. Произведение искусства изучаемой эпохи выступает и как источник знаний о материальной жизни общества (орудиях труда, оружии, одежде, внешнем облике людей) и как источник знаний о духовной жизни общества. Произведения изобразительного искусства выступают и в своем непосредственном качестве - как памятники искусства, как выражение этического и эстетического идеала своего времени.
В понятие античного искусства включают искусство древней Греции и древнего Рима. Архитектурные новшества и реалистические скульптурные портреты римлян составляют крупнейший вклад в сокровищницу мировой цивилизации. Римская архитектура предстает перед нашими учениками как новое слово в развитии строительного искусства, ибо она охватила балочную конструкцию, характерную для архитектуры древнего Египта и Греции, систем арочно-сводчатых перекрытий, что позволило создать новый вариант перекрытий - свод и купол, венчающие колоссальные сооружения типа терм и Пантеона. Произведения изобразительного искусства становятся важным элементом иллюстрирования курса истории Древнего Рима, передающим своеобразие изучаемой эпохи (внешней и внутренний вид дома римского рабовладельца, амфитеатры и термы).
Мы неоднократно используем на уроках портреты, с большой степенью достоверности рассказывающие о том или ином историческом деятеле и позволяющие зрительно подтвердить даваемую учителем характеристику. Особое место занимает римский протокольный рельеф триумфальных арок и колонн с батальными сценами и торжественными процессиями, прославляющие победы, одержанные под руководством триумфатора - полководца или императора.
Искусство исторической эпохи, изучаемое на уроках МХК и истории в 10 кл., выступает в преподавании истории и как средство обучения, выражающее в художественных образах типические явления, и как предмет изучения, раскрывающий активную роль искусства в жизни общества.
На уроках изучения новой истории в 8 кл. в разделах «Культура» целесообразно использовать интеграцию: история + МХК + математика. Исторический материал искусно вплетается в урок математики и МХК при изучении темы «Культура индустриального общества».
Цель урока: рассмотрение ключевых достижений европейской культуры XIX века.
Задачи: охарактеризовать основные особенности XIX века как поворотного этапа в развитии мировой культуры, привлекая материал таких дисциплин, как история и мировая художественная культура, а также используя знания, умения и навыки учащихся в области точных наук (алгебра, геометрия); воспитать чувство толерантности; развить навыки логического мышления.
Средства обучения: учебник истории («Новая история, 1800-1913», А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина), учебник МХК (Г.И. Данилова), учебник алгебры (Г.К. Муравин), учебник геометрии (Л.С. Атанасян), презентация («XIX век в зеркале художественных изысканий»), раздаточный материал (кроссворд), мультимедийные презентации.
План изучения нового материала:
1. Литература.
2. Изобразительное искусство.
3. Музыка.
Учитель истории: Развитие индустриального общества сопровождалось драматическими событиями - войнами, революциями, восстаниями. Это было время изменения социального состава общества и острых противоречий между различными его слоями, время формирования новых ценностей и норм поведения.
Учитель МХК: XIX век в сфере литературы ознаменовался появлением трех новых течений: романтизма, критического реализма и натурализма.
Романтики не стремились к переустройству общества. Презирая мир разбогатевших лавочников, они противопоставляли ему мир выдуманной прекрасной мечты, в котором видели царство добра и искренности. Идеальными казались Средневековье с его культом рыцарства и служения Прекрасной Даме, неиспорченная цивилизацией жизнь первобытных народов или экзотические восточные страны. В реальном мире романтическому герою нет места. Представители направления: Джордж Байрон (1788-1824), Виктор Гюго (1802-1885).
Реалисты, напротив, пытались понять современное общество, вскрыть причины уродливых явлений жизни, отобразить окружающее во всей неприглядности и остроте конфликтов. Искусству они отводили роль критика тайных и явных пороков, связывали с ним надежды на оздоровление человечества. Представители направления: Оноре де Бальзак (1799-1850), Чарлз Диккенс (1812-1870).
Во второй половине XIX века из реализма развилось такое направление, как натурализм. Натурализм поднял темы, считавшиеся неприличными и запретными: уродливые стороны бытия, жизнь «людей дна». Важное место в произведениях натуралистов занимает жизненная среда, нарисованная с фотографической точностью, - малозначительные факты, мелочи быта, окружающие героев детали. На всеобщее обозрение выставлялась неприглядная изнанка жизни. Это воспринималось как вызов общественной системе.
Представители направления: Эмиль Золя (1840-1902), Джек Лондон (1876-1916).
Ученик представляет презентацию: Давайте подробнее остановимся на представителе первого направления - Джордже Гордоне Байроне. Английский поэт-романтик покорил воображение всей Европы своим «мрачным эгоизмом». Его персонаж Чайльд-Гарольд стал прототипом бесчисленных байронических героев в различных странах Европы.
Байрон принимал участие в Греческой войне за независимость и потому считается национальным героем Греции.
Поэмы Байрона более автобиографичны, чем сочинения других английских романтиков. Он острее многих чувствовал безнадёжное несоответствие романтических идеалов и действительности. В отличие от большинства романтиков, Байрон с уважением относился к наследию английского классицизма, к каламбурам и едкой сатире.
Учитель математики: Чтобы узнать общее количество написанных Джорджем Байроном произведений, решим небольшую задачу.
В треугольнике ABC AD - биссектриса, угол C равен 135°, угол CAD равен 7°. Найдите угол В. Ответ дайте в градусах.
Ш.В = САО = 7° => САВ = 14°;Угол В = 180-14-135 = 31°
Ответ: 31 произведение.
Учитель МХК: Под влиянием Байрона в начале XIX века возник байронизм. Для байронистов свойственно разочарование в обществе и мире, настроения «мировой скорби», резкий разлад
между поэтом и окружающими, культ сверхчеловека (под определение которого идеально подходил Наполеон). Лирический герой их произведений получил название байронического.
Учитель МХК: Говоря об изобразительном искусстве XIX века, невозможно обойти стороной фигуру Клода Моне (1840-1926) - французского живописца-пейзажиста.
Картины Моне породили новые течения в живописи - импрессионизм, а сам Моне признан величайшим представителем этого направления.
Клод Моне воспринимал мир как постоянный поток света и движения, стремился без опоры на чужой опыт или традицию восславить постоянное, непрекращающееся движение природы, отраженное во времени и зрительных образах.
Ученик представляет презентацию: «Впечатление. Восходящее солнце» (фр. impression, soleillevant) - картина Клода Моне, написанная с натуры в старом аванпорте Гавра и давшая название художественному направлению «импрессионизм».
Полотно впервые экспонировалось на выставке 1874 года в бывшей мастерской фотографа Надара. С лёгкой руки журналиста Л. Леруа название произведения стало именем направления, представители которого принимали участие в этой выставке.
Учитель математики: Чтобы узнать, в каком году бьла написана эта картина, год создания которой можно считать датой появления импрессионизма, решим уравнение.
12А3=Х - 12А2.
Ответ: 1872 год.
Учитель МХК: Ярким представителем музыкальной культуры XIX века был Франц Петер Шуберт (1797-1828) - австрийский композитор, основоположник романтизма. Первые произведения Шуберта были написаны в 1814 году. Песенная музыка Шуберта была продолжением стиля Бетховена. Первую популярность композитор Шуберт ощутил в 1816 году после написания баллады «Лесной царь». Дальнейшее творчество Шуберта еще более раскрыло его мелодический талант. Особенно отмечены песни, симфонии Шуберта из сборников «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь».
Великий композитор написал около 600 композиций. Несмотря на это, почти всю биографию Франца Шуберта преследовал недостаток средств. Скончался Шуберт 19 ноября 1828 года на 32 году жизни от тифа.
Учитель математики: Давайте прослушаем одно из произведений этого замечательного композитора и постараемся определить год его создания. Для этого нам необходимо решить четыре примера, используя формулы сокращенного умножения.
Г Vie
(6+4)(6-4) 63-42
3) /юо 10 — 2 Ответ: 1827 год.
Учитель математики: Для закрепления изученного материала учащимся предлагается работа над кроссвордом. Для того чтобы правильно расположить слова в кроссворде, необходимо решить примеры, соответствующие каждому вопросу.
A. Данное течение в литературе - поздняя стадия развития реализма конца XIX - начала
XX вв.
Вычислить квадратный корень:
т/45 (« г.... р "'
Б. «Первое» имя знаменитого художника Ван Гога, полученное в честь деда по отцовской линии, который также всю свою жизнь посвятил протестантской церкви. Решить: При у = 9
у29 Су-3)СУ + 3)_ СУ + 3) V2 — буч- 9 (у- 3)(у-3) Су — 3} 9 + 3
B. Австрийский композитор и музыкант ... Шуберт, живший в одно время с великим Бетховеном.
Найдите значение алгебраической дроби С*2-!) при х=9.
(х+1)(.к2-2х+1) _ (х + 1)(ж2-2х+1) _ ж2-2х+12 _(х-1)2
О2 -1) (х-1)(т+1) (х-1) (х-1) = X — 1
9 - 1 = 8.
Г. Кому принадлежат данные строки? О, пусть я кровью изойду, Мне страшно задыхаться здесь Но дайте мне простор скорей. В проклятом мире торгашей... Решить:
б4 = ^64 = 4.
Д. Прослушайте запись и назовите фамилию композитора.
Сколько корней имеет данное уравнение: X - 6х + 9 = 0. Дискриминант равен нулю - корень будет один.
Е. Это направление в литературе и искусстве, последовавшее за эпохой романтизма и предшествовавшее символизму, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. Назовите его. Решить уравнение:
х2 - 12х + 36 = 0, а = 1; Ь = -12; с = 36;
В = 122 -4 1-36 = 0.0 = 0=> уравнение имеет один корень.
Ж. В 1857 году в Салоне было представлено полотно Жана Милле, которое называлось «... колосьев».
Решить: V3125 = 5.
3. Название картины «Весенний букет» (1866). Назовите фамилию художника.
Найти сумму корней.'Х' - 7х = 0 =>х ■ (х - 7) = 0 =>хг = 0; х2 = i =7.
И. Один из самых значительных представителей реализма второй половины XIX века -вождь и теоретик так называемого натуралистического движения, стоял в центре литературной жизни Франции последнего тридцатилетия XIX века.
Збц-4 Зби-4
Найти значение выражения: п = 0, 17 = 0-17,36и -4 = 0, 36и = 4, и = 9.
К. Этому писателю принадлежит книга под названием «Человеческая комедия». Назовите фамилию.
10(502-32:' _ 10(50 —3)(50+3) _ 10-47-53 _
Найти значение выражения: 2491 ~~ 2491 ~~ 47-53 ~~ КЛЮЧИ
По горизонтали: По вертикали:
2. Винсент 1. Шопен
3. Натурализм 6. Реализм
4. Гейне 7. Ренуаре
5. Собирательницы 9. Эмиль
8. Франц
10. Бальзак
В канун празднования 70-летия победы советского народа в ВОВ большое воспитательное значение содержат интегрированные уроки МХК + история в 11 классе: «Искусство в годы ВОВ», «Образование и наука в годы войны», «Деятели культуры - фронту», «Возрождение религиозной жизни в годы ВОВ» и др.
Стремительное развитие научно-технического прогресса диктует необходимость интенсивного использования интегративного обучения в образовательном процессе. Учителя не могут находиться в стороне от новых тенденций в методике и практике школьного обучения. Использование технологий интегративного обучения создает условие организации исследовательской творческой работы учащихся, направленной на интеграцию и актуализацию знаний, полученных по различным предметам. Интегративные уроки представляют собой шаг вперед в обучении учащихся средней школы, решая при этом важные методические задачи.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
1. Алексашина, И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования (Гуманизация образования как предмет педагогической рефлексии и практического усвоения учителем): монография / И.Ю. Алексашина. - СПб., 1997. - 153 с.
2. Алексашина, И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение: практическая методология решения педагогических задач / И.Ю. Алексашина. - СПб.: СпейЛит, 2000. - 223 с.
3. Безрукова, В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике / В.С. Безрукова. - Свердловск, 1990. - 128 с.
4. Волошинов, А.В. Математика и искусство / А.В. Волошинов. - М.: Просвещение, 1992. - 335 с.
5. Гельман, З. Интеграция общего среднего образования на базе идей интеграции науки и культуры // Вестник высшей школы. - 1991. - № 12. - С. 16-29.
6. Дененчук, Н.П. Особенности интеграционного процесса в науке и формы его реализации // Единство и многообразие мира, дифференциация и интеграция знаний. - М.: ИФАИ, 1981. - С. 19-22.
7. Осипов, Ю.С. Большая Российская энциклопедия: в 30 т. / Ю.С. Осипов, С.Л. Кравец. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - Т. 11. Излучение плазмы - Исламский фронт спасения.
УДК 373.1 ББК 74.261.7
Н.И. Мирошниченко
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ДИАЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ НА ПЕРВОМ ГОДУ ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация. В статье говорится о необходимости целенаправленного и систематического формирования у учащихся умений диалогической речи с первых шагов изучения ими иностранного языка, представлены ход и результаты исследования по формированию элементарных диалогических умений, особое внимание при этом уделяется вопросам неподготовленной диалогической речи.
Ключевые слова: диалогическая речь, подготовленная, не подготовленная речь, сверхфразовое диалогическое единство, специфика начального этапа обучения, количественные и качественные показатели диалогической речи.
N.I. Miroshnichenko
FORMING OF ELEMENTARY SKILLS OF GERMAN DURING THE FIRST YEAR OF STUDIES IN THE SECONDARY SCHOOL
Abstract. In this paper the author speaks about the necessity of systematic and purposeful forming of dialogue skills from the very beginning of learning a foreign language. We present the procedure and the results of the research done on the peculiarities of forming elementary dialogue skills. Special attention is paid to the problem of spontaneous dialogue.
Key words: dialogue speech, prepared, spontaneous speech, paragraph, peculiarities of the beginners, qualitative and quantitative data of dialogue.
Социальный заказ современного общества выражается в умении использовать языки в реальной коммуникации, что находит свое отражение в Государственном стандарте, а также в разработанных на его основе требованиях к базовому уровню владения иностранным языком. Цели и содержание обучения определяются с точки зрения возможного более раннего выхода учащихся на реальное общение с носителями иностранного языка, речь идет о подготовке учащихся к диалогу культур, где наблюдается перевес в сторону диалога (а не в сторону монолога, как это было раньше).
Говорению на начальной ступени отводится особенно большая роль, поскольку именно в данном возрасте закладываются основы овладения иностранным языком. В соответствии с программой, первое, что необходимо делать, обучая иностранному языку - это формировать у школьников умение общаться, а именно, коммуникативные диалогические умения, необходимые для человека как члена общества, члена коллектива, предполагающие, в свою очередь, умение слушать собеседника, вступать в общение, поддерживать его и т.д.
Однако до настоящего времени выход в практику преподавания немецкого языка в области формирования умений диалогической речи (ДР) в младших классах общеобразовательной школы сравнительно невелик. Несмотря на все усилия школьных учителей, им не удается в равной мере успешно формировать у всех учащихся диалогические умения. Причина, на наш взгляд, кроется в неэффективной организации всего процесса обучения ДР, особенно в непонимании важности роли неподготовленной речи в формирования ДР у младших школьников, в почти полном отсутствии в учебном процессе приемов по ее формированию, позволяющих учащимся максимально приблизиться к естественной форме коммуникации.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития у младших школьников умений говорения как речевой деятельности (в нашем конкретном случае, умений диалогической речи) посредством немецкого языка, с одной стороны, и отсутствием четко разработанной системы организации данного процесса, особенно процесса обучения неподготовлен-