IX. Россия и Западная Европа: взаимовлияние в архитектуре и искусстве
А.К. Конёнкова
(Ггосударственная академия славянской культуры, Москва)
Западноевропейские традиции в русской архитектуре XVII в.
Abstract:
Konenkova A.K. Western European tradition, in Russian architecture of XVII century.
The article describes the Western European tradition in Russian architecture of XVII century .
Ключевые слова: архитектура, XVII в., русско-английские связи.
Начало русско-английских взаимоотношений в области культуры можно символически отнести к моменту, когда 24 августа 1553 г. у южного берега Белого моря недалеко от Карельского устья Двины, против Николо-Карельского монастыря стал на якорь корабль «Edward Bona venture» под командованием Ричарда Чанслера и Стефена Боро1.
Исследователи, занимавшиеся этим вопросом, отмечали влияние англичан на развитие в России горного и железоплавильного дела, кораблестроения, производства канатов, что стимулировало развитие промышленности и торговли. Однако, работавшие в России англичане оставили заметный след также и в сложении архитектурных ансамблей Москвы в первой половине XVII в.
Отмечая высокий уровень развития архитектуры XVI в. и появление новых архитектурных конструкций, развитие которых продолжилось в XVII в., обычно обращают внимание на деятельность в России в к. XV-XVI вв. итальянских архитекторов, принесших в русскую архитектуру как новые строительные приемы, так и новые декоративные мотивы, распространенные в это время в Западной Европе. Между тем, своим обновлением русская архи-
тектура обязана также и английским архитекторам, приглашенным в Россию в начале XVII в. царем Михаилом Федоровичем.
Так, в 1621 г. по приглашению царя Михаила Федоровича и поручению английского короля Якова I, который в это время налаживал торговые отношения с Россией, в Москву прибыл Христофор Галовей, механик и архитектор родом из Шотландии2. По сведениям он пробыл в Москве до 1645 г. О его жизни до приезда в Россию ничего не известно. В России он сначала работал как часовых дел мастер. Согласно документам, он починил старые часы на Фроловской (Спасской) башне. Через некоторое время эти часы было решено заменить на новые, и они были проданы на вес Спасо-Яковлевскому монастырю. Взамен был собран новый часовой механизм, для устройства и размещения которого Галовей произвел реконструкцию Фроловской (Спасской) башни3.
Первоначальный облик Кремлевских башен, построенных в период с 1485 по 1495 год итальянскими архитекторами, был совершенно иным. Их примерный вид отмечен на Сигизмундовом плане 1610 г. На плане можно видеть, что башни Кремля не имеют привычных для нас высоких шатровых завершений, а вместо них - невысокие пирамидальные деревянные верхи. Такие же завершения башен мы видим и на известном плане «Кремленаград», созданном на рубеже ХЖ-ХЖП вв., а также на реконструкциях А.М. Васнецова. Исследователь архитектуры Кремля И.А. Бондарен-ко так описывал внешний вид кремлевской крепости: «Контраста больших и малых башен, который бросается в глаза сейчас, в XVI в. не было, так как и те и другие имели относительно невысокие шатровые венчания и не столь сильно выделялись на общем спокойном силуэте Кремля, тем более что деревянной кровлей были покрыты и сами стены»4. Исследуя архитектурные особенности Фроловских ворот, он писал, что судя по чертежам конца ХЖТ-ХЖП вв., ворота «имели над деревянным четырехскатным покрытием небольшую, очевидно, так же деревянную шатровую надстройку, на которой помещался колокол. Увенчивал башню заимствованный Москвой императорский герб - двуглавый орел»5. Сообразно этому описанию была составлена реконструкция башни известным художником и архитектором Карлом Карловичем Лопяло.
По свидетельству И.Е. Забелина, Галовей приступил в перестройке Фроловской башни в 1624 г., и к 1625 г. она была закончена. Для того, чтобы организовать помещение для часового меха-
низма, а также помещение для колоколов, и добиться хорошего акустического звучания при колокольном звоне, Галовеем на прежнем мощном четверике башни был выстроен двухуступчатый четверик меньшего размера. На последнем ярусе этого четверика расположился восьмерик, затем восьмерик звона и восьмигранный шатер6. Следы перестройки отчетливо видны и сегодня при визуальном осмотре башни - примерно с середины большой стрельчатой арки в центре можно заметить кладку кирпича другого размера. Кладка этого нового кирпича идет до самого верха. Циферблат часов был размещен в верхней части малого четверика, который практически не виден из-за резного фигурного парапета. Вместе с Христофором Галовеем в документах по поводу строительства башни упоминается русский мастер Бажен Огурцов.
В результате перестройки приземистая и тяжеловесная Фроловская башня стала стройной и приобрела острый, устремленный вверх силуэт. Такая форма башни перекликалась с высоким центральным шатром построенного в 1555-1561 гг. на Красной площади Покровского собора (храмом Василия Блаженного) и расположенной у Троицких ворот на Троицком подворье шатровой церковью Прп. Сергия Радонежского, выстроенной в 1560-х годах (не сохранилась). Центральную высотную доминанту Кремля составлял Ивановский столп (колокольня «Иван Великий»), построенный в 1505-1508 гг. итальянским архитектором Боном Фрязиным и достроенный по указу Бориса Годунова в 1600 г. «государевым мастером» Федором Конем.
В отличие от трех названных высотных построек Кремля, Фроловская башня после перестройки приобрела заметный готический характер. Однако, Христофор Галовей, стараясь согласовать декор башни с окружающими постройками, вместо стрельчатых использовал традиционные для московской архитектуры ки-левидные очертания архивольтов арок. О готике напоминают только вытянутые башенки-пинакли по углам четверика, перекликающиеся своими формами с острой формой шатра. На готическую основу конструкции башни указывают также хорошо заметные аркбутаны, связывающие парапет со стенами верхнего четверика.
Парапет галереи украшен белокаменными резными деталями, представляющими различного вида изящные башенки, розетки, тонко переплетенные орнаментальные пояса, раковины, скульп-
турные изображения стоящих на задних лапах львят и медвежат, а также сидящих уточек. По документам известно, что в нишах аркады были установлены изваяния обнаженных человеческих фигур - «болванов», как их прозвали москвичи. По настоятельным требованиям московских жителей «болваны» были облачены в суконные кафтаны, но в пожаре 1628 г. они сильно обгорели и вскоре были убраны с башни и более не восстанавливались7.
В сложный декор Спасской башни превосходно вписывались часы - знаменитые куранты. Первые часы были установлены по проекту Христофора Галовея. В 1707 г. их сменили голландские куранты с музыкой. В 1763 г. часы вновь были заменены, а в 1851 г. эти последние куранты XVIII в. были капитально отремонтированы братьями Н. и П. Бутеноп8.
Забелин пишет, что «когда была окончена постройка и часы стали указывать время и производить игру колоколами, Государь очень щедро наградил строителя», «а пожаловал Государь его за то, что он сделал в Кремле - городе на Фроловских воротах башню и часы»9.Для хорошего звучания музыкального боя часов русский колокольный мастер Кирилл Самойлов отлил к часам 13 колоколов10.
В мае 1625 г. башня сгорела в пожаре и Христофор Галовей вновь работал над починкой часов и башни. Эти работы были закончены уже к 1628 г.
Прибывший в 1656 г. с посольством антиохийского патриарха Макария архидиакон Павел Алеппский записал: «Над воротами возвышается громадная башня, высоко возведенная на прочных основаниях, где находились чудесные городские железные часы, знаменитые во всем свете по своей красоте и устройству и по громкому звуку своего большого колокола, который слышен был не только во всем городе, но и в окрестных деревнях, более чем на 10 верст»11.
В 1685 г. по образцу Спасских готическим шатром были также украшены Троицкие ворота, а к концу XVII в. все башни получили высотные надстройки, и Кремль приобрел хорошо знакомый всем стройный вид, который заметно отличает его от европейских крепостей.
Второй постройкой Христофора Галовея в Москве явилось строительство в 1644 г. вместе с Иваном Неверовым здания Государева Печатного двора. Тогда им были построены выходящие на Никольскую улицу парадные ворота, увенчанные высокой шатровой
башней. В результате этих работ ансамбль Печатного двора, как и ансамбль Кремлевской крепости, приобрел вид одного из величественных общественных сооружений Москвы середины XVII в.
К сожалению, постройка не сохранилась. В 1811-1815 гг. этот корпус был перестроен архитектором И.Л. Мироновским и сдвинут в сторону двора. Основные элементы древних ворот: трехчастное членение фасада коринфскими колоннами, увенчанными шпилями, размещение льва и единорога, богатую белокаменную резьбу архитектор сохранил, но высокий шпиль не был восстановлен12. Его реконструкция в гравюре была выполнена археологом Румянцевым Василием Егоровичем, который в течение нескольких лет был инспектором Синодальной типографии и работал над восстановлением ее здания. В процессе подготовки им были тщательно изучены архивные материалы, на основании которых ему удалось восстановить прежний вид постройки Христофора Галовея. По результатам исследований В.Е. Румянцевым была написана книга «Древние здания Московского Печатного двора», изданная в Москве в 1870 г.
В итоге совместной архитектурно-строительной деятельности Галовея и русских мастеров в начале XVII в. было положено начало формированию своеобразного величественного силуэта архитектурного ансамбля Московского Кремля. Сложился также архитектурный ансамбль центральной части Москвы: Китай-город и Кремль были объединены общими архитектурно-художественными решениями. Русская архитектура обогатилась новыми конструктивными и декоративными приемами. Высокий шатер Спасской башни с ярусом звона, создавал хороший акустический эффект звучания колоколов установленных там часов, недаром москвичи утверждали, что звук боя разносился на 10 верст. В связи с этим, можно предположить, что возможно, Спасская башня послужила образцом при создании конструкции шатровых колоколен - самых распространенных колоколен при церквах в течение всего последующего времени.
Примечания
1 Гамель И.Х. Англичане в России в XVI и XVII ст. В 2-х тт. СПб, 1865-1869. С.1-2.
2
Материал из Википедии - свободной энциклопедии.
3 Забелин И.Е. История Москвы. Ч.1. Изд.2-е. М., 1905. С.187-191.
4
Бондаренко И.А. Красная площадь Москвы. М.: Стройиздат, 1991. С.22-23.
5 Бондаренко И.А. Ук.соч. С.25.
6 Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай-город. Центральные площади. М.: «Искусство»,1982. С.302-303.
7 Памятники архитектуры Москвы. Ук соч. С.302-303
8 Памятники архитектуры Москвы. Ук соч. С.302-303.
9
Забелин И.Е. История Москвы. Ук соч. С.187-191.
10 Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII ст. Т.1. Домашний быт русских царей в XVI и XVII ст. Ч. 1. М.: Изд. А.Д. Ступина, 1918. С.110-113.
11 Забелин И.Е. История Москвы. Уксоч. С.188-189.
12 Памятники архитектуры Москвы. Уксоч. С.415-416.