Научная статья на тему 'Интегрированная модель процесса формирования готовности будущих учителей физической культуры к организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников'

Интегрированная модель процесса формирования готовности будущих учителей физической культуры к организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Украинцева Ю.А.

Необходимость подготовки будущих учителей физической культуры к реализации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников обусловлена потребностью на современном этапе развития общества в необходимости формирования у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью. В статье представлена интегрированная модель процесса формирования готовности студентов будущих учителей физической культуры к организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Украинцева Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегрированная модель процесса формирования готовности будущих учителей физической культуры к организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников»

УДК 378.147

ИНТЕГРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© Ю. А. Украинцева

аспирант кафедры педагогики, старший преподаватель кафедры физического воспитания и основ медицинский знаний, e-mail: yulya-gudova@yandex.ru

Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского

Необходимость подготовки будущих учителей физической культуры к реализации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников обусловлена потребностью на современном этапе развития общества в необходимости формирования у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью. В статье представлена интегрированная модель процесса формирования готовности студентов -будущих учителей физической культуры к организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников.

Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная деятельность, будущие учителя физической культуры, младшие школьники, студенты.

В условиях модернизации системы образования необходимо быстрое реагирование на требования и вызовы современного общества. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» в качестве основных направлений воспитательного процесса предполагает необходимость формирования у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни, создание в детской и семейной среде условий для становления у подрастающего поколения мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Одним из условий достижения этого направления является организация высокопрофессиональной физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми младшего школьного возраста.

Педагогу по физической культуре необходимо использовать современные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, владеть в должной степени принципами, формами, методами и технологиями при организации физкультурно-оздоровительной деятельности в младшем школьном возрасте, призванными формировать и поддерживать мотивацию к занятиям и здоровому образу жизни, а также к потребности в регулярных занятиях физической культурой [Украинцева 2019].

Сложившаяся ситуация определила необходимость разработки интегрированной модели процесса формирования готовности будущих учителей физической культуры к организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников, отражающей достижения современного качества подготовки педагогических работников в соответствии с социальным заказом, требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Специалисты рассматривают модель как универсальный способ познания, как язык современной науки [Степченко, Ходотова 2011]. По мнению Н.А. Козырева, О.А. Козыревой [2015], М.Н. Лебедевой [2013], Т.В. Левченковой [2018], научное моделирование позволяет судить о явлениях, происходящих в действительных

объектах, по результатам изучения различных сторон оригинала создавать обобщенную, абстрактную, идеальную модель объекта.

Цель проектирования интегрированной модели процесса формирования готовности будущих учителей физической культуры к организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников - обосновать требования к личности и деятельности выпускника, способного к высокопрофессиональной организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников, а также представить этапы, методологические подходы, компоненты, принципы, формы, методы и средства этого педагогического процесса.

На основании анализа нормативно-правовой документации, научных исследований в области педагогического проектирования нами была разработана интегрированная модель процесса формирования готовности будущего учителя физической культуры к организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников. При этом мы исходили из того, что данная модель должна отражать:

- требования, предъявляемые обществом, государством, ФГОС ВО к качеству профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры к организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников;

- внутренние и внешние условия процесса формирования готовности будущего учителя физической культуры к организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников;

- психолого-педагогические основы данного процесса, включая этапы, подходы, компоненты, основные принципы, формы, методы и средства функционирования данного процесса;

- основные педагогические условия совершенствования процесса формирования готовности будущих учителей физической культуры к организации физкультурной и оздоровительной деятельности школьников младших классов;

- конечный результат данного процесса.

На основе вышеперечисленных требований спроектирована интегрированная модель процесса формирования готовности будущих учителей физической культуры к организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников (см. рис. Физкультурно-оздоровительная деятельность младших школьников на рисунке обозначена ФОД МШ).

Целью представленной модели является обеспечение готовности будущих учителей физической культуры к организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников.

На процесс формирования готовности будущих учителей физической культуры к организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников оказывают влияние внешние и внутренние факторы.

К основным внешним факторам относятся: государственное регулирование системой образования; нормативно-правовое обеспечение системы образования; региональные, научно-технологические и инновационные условия (уровень экономического и научно-технического развития региона); социально-демографические; природно-географические и другие факторы.

Значимыми внутренними факторами являются: личностные особенности обучающихся; профессиональный уровень педагогических кадров; состояние учебно-материальной базы и информационной образовательной среды вуза. Все эти факторы учитывались при разработке интегрированной модели исследуемого процесса. Далее рассмотрим содержательную характеристику этапов функционирования данной модели.

Интегрированная модель процесса формирования готовности будущих учителей физической культуры к организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников

На начальном этапе процесс формирования готовности будущего учителя физической культуры к организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников реализуется посредством решения преподавателями вуза нескольких задач.

Во-первых, выбор методологических подходов и принципов функционирования моделируемого процесса. Наблюдения показывают, что в ныне существующем процессе формирования готовности будущих учителей физической культуры к организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников разобщенно проявляются компетентностный, системно-деятельностный и практико-ориентированный подходы.

В проектируемой модели предлагается интеграция этих методологических подходов для взаимного дополнения и обогащения, в конечном счете - для повышения

эффективности и качества функционирования процесса формирования готовности будущих учителей физической культуры к данному виду деятельности.

При этом ведущее место среди вышеназванных подходов в предлагаемой модели отводится практико-ориентированному подходу.

Основные принципы осуществления процесса формирования готовности будущих учителей физической культуры к организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников на начальном этапе - непрерывность, информативность, связь теории с практикой, самостоятельная активность студентов.

Во-вторых, проектирование оптимального содержания процесса формирования готовности будущих учителей физической культуры к организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников с учетом современного наполнения содержательно-целевого, организационно-деятельностного, эмоционально-мотивационного и контрольно-оценочного компонентов.

В содержательном плане на начальном этапе рассматриваемой модели происходит ознакомление студентов с целью, задачами, спецификой физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников, с ходом формирования у них готовности к организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников, а также формируется устойчивая мотивация у студентов-первокурсников к учебной и будущей профессиональной деятельности. На данном этапе применяются в основном аудиторные (лекции, семинары, практические занятия) и внеаудиторные (факультативные, соревновательные) формы обучения студентов.

Основными методами обучения на этом этапе являются: традиционные словесные (лекция, рассказ, беседа), наглядного воздействия (иллюстрация, демонстрация); активные (проблемные лекции, семинары; имитационные игры; тематические дискуссии; проектная деятельность; мозговой штурм; case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ); творческие задания; коучинг (тренинг)).

На начальном этапе целесообразно использовать такие средства формирования готовности студентов к организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников, как учебные наглядные пособия, информационно-образовательные и др.

Основной результат реализации начального этапа процесса формирования готовности будущих учителей физической культуры к организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников заключается в том, что студенты узнают и начинают осознавать сущность, особенности и современные формы физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников как одного из важных средств сохранения и укрепления здоровья детей, а также у них возникает устойчивая мотивация к учебной и будущей профессиональной деятельности.

Содержанием основного этапа выступает непосредственное овладение студентами знаниями, умениями, навыками, опытом практической работы в области организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников. В рамках внедрения экспериментального курса «Дидактическое сопровождение ФОД студентов», мы реализовали два взаимосвязанных блока: теоретический и практический.

Теоретический блок означает освоение студентами - будущими учителями физической культуры теоретических положений организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников.

На данном этапе основными формами организации учебной деятельности студентов факультета физической культуры в процессе формирования их готовности к организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников являются лекционные (в том числе, проблемные лекции, лекции вдвоем, лекции -

провокации и др.), семинарские занятия в форме ролевых и деловых игр, круглых столов, диспутов, конференций и др.

В процессе формирования теоретической готовности будущих учителей физической культуры к организации физкультурно-оздоровительной деятельности применяются как педагогические методы традиционного характера, так и активные и интерактивные методы, позволяющие реализовать обучение в контексте будущей профессиональной деятельности. Среди традиционных методов используются словесные, наглядные, практические; репродуктивные, проблемно-поисковые; методы самостоятельной работы; метод работы под руководством преподавателя.

Активные методы представлены игровыми, проектными, дискуссионными, также анализом педагогических ситуаций. В теоретической подготовке студентов применяются такие средства, как электронная система обучения, информационно-образовательные и др.

Практический блок на основном этапе - это закрепление теоретических знаний, овладение практическими профессиональными навыками и умениями, приобретение навыков организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников. Она осуществляется в ходе практик студентов, участия обучающихся в спортивных соревнованиях, выполнения ими курсовых работ и в начале подготовки выпускных квалификационных работ.

Практики в процессе формирования готовности будущих учителей физической культуры к организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников включают:

- практикум по общей физической подготовке будущих учителей физической культуры (проводится во 2-м семестре);

- учебную практику. В настоящее время она проводится в 4-м семестре на факультете физической культуры с целью получения студентами первичных профессиональных умений и навыков организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников. В нашей модели предлагается проводить учебную практику в общеобразовательных школах с целью ознакомления студентов с передовым опытом организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников;

- производственную (педагогическую) практику. Проводится в 6-м семестре обучения в общеобразовательных школах №1, 45, 67, гимназии №7 г. Брянска с учащимися начального звена с целью применения полученных знаний, умений и навыков организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников. В конце 3 курса обучения студенты факультета физической культуры проходят практику в летних лагерях.

В модели предлагается на протяжении всего периода обучения в учебное и во внеучебное время с целью формирования и развития практических навыков и умений организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников студентам не только участвовать в спортивных мероприятиях и состязаниях (например, «Майский переполох», «Калейдоскоп», «Спорт против наркотиков» и др.), но и непосредственно их организовывать. При этом у обучающихся происходит формирование и развитие организаторских способностей и личностных качеств, они приобретают практический опыт организации и проведения физкультурно-оздоровительной деятельности школьников в младших классах.

Основной результат данного этапа заключается в том, что студенты, будущие учителя физической культуры, овладевают основными знаниями и навыками организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников, а

также получают первичный опыт применения приобретенных умений в ходе квазипрофессиональной деятельности.

Заключительный этап включает подготовку и проведение государственной итоговой аттестации, в том числе подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (ВКР). Среди тем ВКР проблематика исследований в сфере организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников занимает значительное место.

На данном этапе реализации модели происходит определение результатов процесса формирования готовности студентов к организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников. Эти результаты диагностируются при помощи таких методов, как анкетирование, тестирование, в том числе компьютерное, а также метода анализа продуктов деятельности студентов.

Теоретический анализ процесса формирования готовности будущих учителей физической культуры к организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников позволил установить, что его интегрированная модель может быть успешно реализована в образовательном процессе вуза при создании нескольких педагогических условий. К основным из них относятся:

1) подбор оптимального содержания процесса формирования готовности будущих учителей физической культуры к организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников;

2) применение практико-ориентированного подхода в процессе формирования готовности студентов к организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников;

3) осуществление рассматриваемого процесса на основе этапной педагогической технологии;

4) использование в образовательном процессе современных форм физкультурно-оздоровительной деятельности взрослых и детей младшего школьного возраста.

Таким образом, спроектированная интегрированная модель процесса формирования готовности будущих учителей физической культуры к организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников - это объединение структурных элементов и определенного способа функционирования на разных курсах обучения студентов - будущих учителей физической культуры. Данная модель направлена на подготовку конкурентоспособного выпускника вуза - учителя физической культуры, готового к организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников.

Библиографический список

Антюхов А.В., Фомин Н.В. Инновационные подходы к уровневой подготовке специалистов в системе высшего профессионального образования: учеб.-метод. пособие. Брянск: Брянск. гос. ун-т, 2009. 212 с.

Асташова Н.А. Инновационные процессы в педагогическом образовании как основа подготовки современного учителя // Актуальные проблемы педагогики и образования: сб. науч. ст. Брянск: БГУ, 2016. С. 6-13.

Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791 (дата обращения: 07.02.2019).

Лебедева М.Н. Педагогическое моделирование адаптивного дополнительного профессионального образования: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08. Барнаул, 2013. 233 с.

Левченкова Т.В. Структурно-содержательная модель повышения профессиональной компетентности специалистов в детском фитнесе: дис. ...д-ра пед. наук: 13.00.08. М., 2018. 240 с.

Степченко Т.А., Ходотова М.И. Модели формирования информационной компетентности выпускников физкультурных вузов // Материалы Международной научной конференции. Педагогика: Традиции и инновации. 2011. Т. II. С. 97-100.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный источник]. URL: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf (дата обращения: 07.02.2019)

Украинцева Ю.А. Подготовка будущего учителя физической культуры к реализации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников // Стратегия и тактика подготовки современного педагога в условиях диалогового пространства образования. Брянск, 2019. С. 228-231.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.