Научная статья на тему 'ИНТЕГРИРОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ГОРОДА ВОЛГОГРАДА'

ИНТЕГРИРОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ГОРОДА ВОЛГОГРАДА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / САМОКОНТРОЛЬ / ВИДЕОИНСТРУКЦИЯ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Горбанёва Елена Петровна, Мицулина Мария Петровна, Рябчук Юлия Васильевна

В исследовании поднимается проблема ухудшения общего состояния здоровья молодёжи на фоне недостаточной двигательной активности и внешних негативных факторов. Разработана программа физических упражнений с использованием дистанционных и цифровых технологий, позволяющая на основе комплекса методов самоконтроля более эффективно корректировать функциональное и физическое состояние организма занимающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Горбанёва Елена Петровна, Мицулина Мария Петровна, Рябчук Юлия Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF REMOTE TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OFPHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS OF VOLGOGRAD STATE MEDICAL UNIVERSITY

The study raises the problem of deterioration in the general health of young people against the background of insufficient physical activity and external negative factors. The program of physical exercises has been developed by using remote and digital technologies, which allows, on the basis of the complex of self-control methods, to more effectively correct the functional and physical state of the body of those involved.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРИРОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ГОРОДА ВОЛГОГРАДА»

разнообразных физических качеств, в первую очередь ловкости и общей выносливости, скоростно-силовых качеств, а также гибкости, координированности и точности действий.

Понятно, что дети в 4-5 лет не научатся сразу сложным элементам. Акцентировать внимание нужно на самом основном, на базовой технике ключевых действий. Первично, когда дети делают приседание и как они при этом работают руками. Рекомендации педагогам после проведения эксперимента:

- правильно построить занятия с детьми 6 лет;

- сохранить интерес на протяжении всего занятия;

- знать какими упражнениями можно развивать координацию и ловкость;

- знать какие игры подходят для этого возраста;

- знать, как привить любовь к занятиям и активному образу жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арутюнян К.А. Физическое развитие ребенка : учебное пособие / К.А. Арутюнян, А.Ф. Бабцева, Е.Б. Романцова. - Благовещенск : Буквица, 2011. - 35 с.

2. Тимофеева В. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. - Москва : Просвещение, 1986. - 67 с.

REFERENCES

1. Harutyunyan, K.A., Babtseva, A.F. and Romantsova, E.B. (2011), Physical development of the child: textbook, Letter, Blagoveshchensk.

2. Timofeeva, V.A. (1986), Outdoor games with children of younger preschool age, Enlightenment Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.07.2022

УДК 796.011.3:004

ИНТЕГРИРОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

ГОРОДА ВОЛГОГРАДА

Елена Петровна Горбанёва, доктор медицинских наук, доцент, Мария Петровна Ми-цулина, кандидат биологических наук, доцент, Волгоградский государственный медицинский университет, Волгоград; Юлия Васильевна Рябчук, студент, Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград

Аннотация

В исследовании поднимается проблема ухудшения общего состояния здоровья молодёжи на фоне недостаточной двигательной активности и внешних негативных факторов. Разработана программа физических упражнений с использованием дистанционных и цифровых технологий, позволяющая на основе комплекса методов самоконтроля более эффективно корректировать функциональное и физическое состояние организма занимающихся.

Ключевые слова: физическая культура, самоконтроль, видеоинструкция, дистанционные технологии, студенты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p111-116

INTEGRATION OF REMOTE TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS OF VOLGOGRAD STATE MEDICAL UNIVERSITY

Elena Petrovna Gorbaneva, the doctor of medical sciences, docent, Maria Petrovna Mitsulina,

the candidate of biological sciences, docent, Volgograd State Medical University; Yuliya Vasi-

lyevna Ryabchuk, the student, Volgograd State Physical Education Academy

Abstract

The study raises the problem of deterioration in the general health of young people against the background of insufficient physical activity and external negative factors. The program of physical exercises has been developed by using remote and digital technologies, which allows, on the basis of the complex of self-control methods, to more effectively correct the functional and physical state of the body of those involved.

Keywords: physical education, self-control, video instruction, remote technologies, students.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Исследования последних лет подтверждают отрицательную динамику в состоянии здоровья населения страны, в особенности молодёжи. Одной из ведущих проблем по-прежнему остаётся недостаточная двигательная активность молодых людей, вызванная рядом причин [2]. Так, для современных студентов зачастую характерно отсутствие времени на активный отдых, совмещение учёбы и работы, не соблюдение режима сна и бодрствования, что в конечном итоге негативно отражается на состоянии их здоровья. В первую очередь возникает напряжение регуляторных механизмов и изменение баланса отделов вегетативной нервной системы. Накопление стрессовых факторов приводит к истощению функциональных резервов организма и развитию дизадаптации, сопровождающейся вегетососудистыми дисфункциями, которые относятся к полисистемным расстройствам [3, 4].

В тоже время, по данным Шутовой Т.Н. (2021) студенты желают контролировать уровень своей двигательной активности и здоровья в целом, понимая важность вышеперечисленных негативных последствий. Поскольку в жизни учащихся всё больше увеличивается доля использования дистанционных технологий и мобильных приложений, актуальным является разработка комплексных персонифицированных тренировочных программ для самостоятельных занятий физической культурой, направленных на коррекцию физических и функциональных кондиций [1].

Цель исследования - разработать комплексную программу по физическому воспитанию с элементами дистанционных технологий и апробировать её среди студентов медицинского вуза. Выявить степень вовлеченности участников эксперимента в предлагаемый формат занятий.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование было организовано с участием 166 студентов различных групп здоровья Волгоградского медицинского университета в возрасте 18-20 лет. Испытуемые занимались по разработанной программе с использованием дистанционных технологий 2 раза в неделю в течение полутора месяцев.

Одним из основных компонентов программы являлся самоконтроль состояния организма занимающихся, заключавшийся в регистрации морфофункциональных параметров в дневниках самоконтроля. Связующими элементами всех компонентов программы являлись матричные штриховые коды типа «QR-код» (Quick Response code). Доступ к видеоинструкциям, а также электронной форме дневника самоконтроля предоставлялся по ссылке на Яндекс-диск и Гугл-таблицы. С целью оценки удовлетворенности студентов разработанной программой применялся метод анкетирования с использованием Гугл-формы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Программа, реализованная применительно к занятиям по физическому воспитанию студентов основного и специального медицинского отделения, соответствовала принципу доступности и индивидуальности.

Одно занятие в неделю студенты занимались в очном формате под руководством преподавателя. Второй раз студентам предлагалось выполнить программу самостоятельно по аналогичной очному занятию видеоинструкции. В зависимости от исходного уровня физических и функциональных возможностей организма, выявленного при предварительном тестировании, студентам предлагались 3 варианта занятий, отличающихся по сложности элементов и общему объёму физической нагрузки.

Основной формой организации занятий являлась фронтальная, то есть все студенты, построенные в несколько шеренг, выполняли упражнения одновременно с преподавателем. Программа включала следующие компоненты (рисунок 1):

1. Оценка текущего психоэмоционального состояния с помощью опросника Самочувствие -активно сть -настроение (САН).

2. Пульсомстрия. выполняемая после каждой части занятия (рисунок 2).

Рисунок 1 - Содержание экспериментального занятия по физической культуре

3. Индивидуальное прослушивание функциональной музыки с целью оптимизации текущего психоэмоционального состояния по результату опросника САН.

4. Подготовительная часть (разминка) - общеразвивающие упражнения на месте.

5. Основная часть - 1) выполнение связок шагов классической аэробики; 2) комплекс упражнений для развития силовых способностей.

6. Заключительная часть - упражнения на гибкость с элементами хореографии низкой интенсивности.

Вначале, студентам, как при очной, так и при дистанционной форме занятия предлагалось занять исходное положение сидя и пройти онлайн-тест «Самочувствие-активность-настроение» (САН) по QR-коду, появившемуся на экране.

В течение трёх минут, пока студенты проходили тест, их функциональное состояние стабилизировалось на уровне относительного покоя организма. В этой связи, далее каждый студент (предварительно обучившись) пальпаторным методом регистрировал свой пульс на лучевой артерии в течение 1 минуты (рисунок 2). После измерения результат записывал в дневник самоконтроля, созданный в сервисе «гугл-таблицы» с переходом по_0^коду.__

Следующий шаг - прослушивание функциональной музыки с целью коррекции текущего психоэмоционального состояния обучающихся и более эффективной подготовки физиологических систем организма к занятию. Студентам предлагалось в зависимости от результата теста САН и своего субъективного самочувствия в течение 10 минут прослушать соответствующий трек активизирующей либо успокаивающей музыки.

Затем студенты приступали непосредственно к практической части занятия. Перед разминкой в исходном положении стойка ноги вместе, руки вдоль туловища проверяли осанку - необходимый компонент правильного выполнения всех упражнений. В разминочный комплекс, длившийся 3,5 минуты, были включены элементы на активацию подвижности суставов, эластичности мышц, разновидности наклонов, поворотов, скручиваний, приседания, выпады в разные стороны, ходьба на месте. Завершалась разминка повторным измерением пульса за 10 секунд с последующим пересчетом в минуту и фиксацией результата в дневнике.

Задачей основной части занятия являлось непрерывное разучивание и объединение в связку шагов оздоровительной аэробики с интенсивностью, соответствующей режиму аэробного энергообеспечения двигательной деятельности. Продолжительность данной части составляла 20 минут.

По окончании её, также проводился контроль частоты сердечных сокращений

Следующая часть занятия была направлена на тренировку силовых способностей отдельных мышечных групп. Упражнения на мышцы пресса, спины и рук выполнялись студентами из положения лёжа на полу в течение 20 минут. По окончании части осуществлялась регистрация ЧСС и растяжка для восстановления работавших мышц.

Заключительная часть (10 минут) представляла собой упражнения стретчинга. Небыстрые плавные движения способствовали снижению активности функциональных систем до исходного уровня.

В качестве альтернативного варианта заключительной части применялись элементы танцевальной хореографии. Использовались низкоинтенсивные движения под музыку, нормализующие психоэмоциональное состояние студентов и работу физиологических систем организма. Восстановительная часть занятия завершалась измерением ЧСС и фиксацией результата в дневнике.

Рисунок 2 - Кадр видеоинструкции, на котором продемонстрировано пальпаторное измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС)

Общая продолжительность тренировки составляла 75-80 минут, что соответствует временным рамкам учебного занятия физической культурой в вузе.

По окончании экспериментальных занятий по разработанной программе было проведено анкетирование на платформе «гугл-формы» с целью получения обратной связи от участников исследования.

Анкета включала в себя 14 вопросов, позволяющих выявить субъективное отношение студентов к предложенной программе. Большинство студентов дали оценку занятиям «хорошо» и «отлично» - 43% и 47% соответственно, меньшая часть - 10% оценили программу «удовлетворительно». Неудовлетворительным занятие не оказалось ни для одного студента.

На вопрос «Что Вам больше всего понравилось в дистанционных занятиях?» большая часть студентов отметила удобство в выборе времени самостоятельного прохождения программы, а также возможность регулирования нагрузки относительно самочувствия (рисунок 3).

Что Вам больше всего понравилось в дистанционных занятиях?

Индивидуальный гибкий график

Возможность самостоятельно регулировать нагрузку по самочувствию

Спокойная домашняя атмосфера

Предпочитаю очные занятия дистанционным

0

2

4

6

10

12

14

16

Рисунок 3 - Скриншот ответа на вопрос

В конце исследования 70% студентов отметили субъективное улучшение общего состояния здоровья, 30% на данном этапе исследования не отмечали каких-либо изменений. При этом все студенты подтвердили, что дистанционные занятия были им интересны и 92% хотели бы продолжить заниматься по предложенной программе.

Повторное тестирование морфофункционального статуса студентов, занимавшихся по экспериментальной программе, показало достоверные (р<0,05) улучшения показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, психоэмоционального статуса, уровня физической подготовленности студентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, с внедрением цифровых технологий в процесс физического воспитания обучающихся высших учебных заведений становится возможным повысить интерес студентов к занятиям физическими упражнениями, задействовать в преподавании коммуникации современной молодёжи, рационально использовать время занятий, применить персонифицированный подход с учетом уровня физической и функциональной подготовленности, осуществлять систематический контроль и анализ состояния организма занимающихся студентов с использованием электронного документооборота и ресурсов информационно-коммуникационной интернет-сети, получать оперативную обратную связь, что особенно актуально для студентов специального медицинского отделения, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горбанёва, Е.П. Программа "Спорт всегда под рукой" как средство оздоровления населения на основе самоконтроля / Е.П. Горбанёва, Ю.В. Рябчук // Велес. - 2020. - № 7 (85). - С. 109-

8

116.

2. Синдром вегетативной дисфункции среди учащейся молодёжи волгоградских образовательных учреждений / Е.П. Горбанёва, Е.В. Лифанова, М.П. Мицулина, В.С. Бакулин, Ю.В. Рябчук // Образовательный вестник Сознание. - 2022. - Т. 24, № 2. - С. 22-29.

3. Штина И.Е. Особенности вегетативного статуса у школьников с различной напряженностью учебного процесса / И.Е. Штина // Актуальные вопросы анализа риска при обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей : материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Пермь, 2018. - С. 406-411.

4. Шутова Т.Н. Современные зарубежные исследования в повышении физической активности студенческой молодежи / Т.Н. Шутова // Актуальные проблемы, современные тенденции развития физической культуры и спорта с учетом реализации национальных проектов : материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 22-23 апреля 2021 года. - Москва : РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2021. - С. 165-172.

REFERENCES

1. Gorbaneva, E.P. and Ryabchuk, Yu.V. (2020), "The program "Sport is always at hand" as a means of improving the health of the population based on self-control", Veles, No. 7 (85), pp. 109-116.

2. Gorbaneva, E.P., Lifanova, E.V., Mitsulina, M.P., Bakulin, V.S. and Ryabchuk, Yu.V. (2022), "Syndrome of vegetative dysfunction among students of Volgograd educational institutions", Educational Bulletin Consciousness, Vol. 24, No. 2, pp. 22-29.

3. Shtina, I.E. (2018), "Features of the vegetative status in schoolchildren with different intensity of the educational process", Actual issues of risk analysis in ensuring the sanitary and epidemiological welfare of the population and protecting consumer rights: Proceedings of the VIII All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation, Perm, pp. 406-11.

4. Shutova, T.N. (2021), "Modern foreign research in increasing the physical activity of student youth", Actual problems, modern trends in the development of physical culture and sports, taking into account the implementation of national projects: Proceedings of the III All-Russian scientific and practical conference with international participation, Moscow, April 22-23, 2021, Moscow: Plekhanov Russian University of Economics, pp. 165-172.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 04.07.2022

УДК 796.83

ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ БОКСЕРОВ-ЮНОШЕЙ 13-14 ЛЕТ НА ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ

Сергей Игоревич Горелкин, преподаватель, Алексей Алексеевич Коник, кандидат педагогических наук, доцент, Владимир Евгеньевич Дыбов, преподаватель, Иван Сергеевич Беляев, преподаватель, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, г. Белгород; Татьяна Анатольевна Селитреникова, доктор педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург

Аннотация

На сегодняшний день подготовка спортсмена для выступления на соревнованиях различного уровня в течение года требует от тренеров включения в этап подготовки актуальных методик и способов проведения тренировочных мероприятий. Такая тенденция связана с необходимостью не только повышения мастерства спортсменов, но и формирования у них специальных умений и навыков, улучшения психологической и физической подготовленности, что особенно актуально в юном возрасте. Одним из ключевых моментов в подготовке к соревнованиям является предсорев-новательный этап, который обычно представляет собой двух недельное планирование. Данный этап характеризуется снижением общей нагрузки и времени тренировочных мероприятий, а также увеличением специальной подготовки и ее интенсивности, где особое внимание уделяется работе с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.