Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание"
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/
RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
© Gorbaneva E.P., Lifanova E.V., Mitsulina M.P., Bakulin V.S., Ryabchuk Yu. V, 2022
и?* : http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-2-22-29
V — Ч Принята 28.02.2022 | Accepted 28.02.2022
УДК 612.1
SYNDROME OF VEGETATIVE DYSFUNCTION AMONG YOUNG STUDENTS IN VOLGOGRAD EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Gorbaneva1 E.P., Lifanova1 E. V., Mitsulina1 M.P., Bakulin2 V.S., Ryabchuk2 Yu. V.
1 Volgograd State Medical University, Volgograd, Russian Federation 2Volgograd State Physical Education Academy, Volgograd, Russian Federation
СИНДРОМ ВЕГЕТАТИВНОЙ ДИСФУНКЦИИ СРЕДИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ ВОЛГОГРАДСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Горбанёва1 Е.П., Лифанова1 Е.В., Мицулина1 М.П., Бакулин2В.С., Рябчук2 Ю.В.
1ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет», Волгоград, Российская Федерация 2ФГБОУ ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры», Волгоград, Российская Федерация
Abstract. The syndrome of autonomic dysfunction (SVD) is interpreted as a set of polysystemic disorders caused by disorders of the higher autonomic centers. Today, the number of young people who report symptoms of this dysfunction continues to increase. Thus, a significant proportion of students with SVD are at risk of developing abnormalities in their health state, due to dysregulation of vascular tone, aggravated by desynchronosis. The aim of the study studied
Аннотация. Синдром вегетативной дисфункции (СВД) интерпретируется как совокупность полисистемных расстройств, причиной которых являются нарушения высших вегетативных центров. На сегодняшний день количество молодых людей, отмечающих у себя симптомы данной дисфункции, продолжает увеличиваться. Таким образом,
существенная доля учащихся с СВД
Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—
the incidence of autonomic dysfunction syndrome among students in Volgograd educational institutions. The survey included the study of the state of balance of the autonomic nervous system using the Wayne questionnaire, as well as chronotypes using the Horn-Ostberg test. The results were processed using the methods of mathematical statistics. Installed, it was found that the highest prevalence of vegetative-vascular dystonia (VVD) is among the student youth of the Volgograd region. Among female representatives, VVD is found somewhat more often than among men. Representatives of the owners of arrhythmic and weak evening chronotypes are more susceptible to the development of autonomic dysfunctions. Systematic muscular activity is a limiting factor in the progression of the syndrome of vegetative-vascular dysfunctions. In order to preserve and improve the level of health of students actually is systematic observance of the motor activity, as well as the development of complex programs of physical education, taking into account individual daily biorhythms. Specified recommendations have a preventive focus in regard to the syndrome of autonomic dysfunction and its transformation into the pathology of a particular body system.
находится в зоне риска развития отклонений в состоянии здоровья в связи с нарушением регуляции сосудистого тонуса, усугубляющейся в условиях десинхроноза. Целью исследования являлось изучение встречаемости синдрома вегетативной дисфункции среди учащейся молодёжи волгоградских образовательных
учреждений. Обследование включало изучение состояния баланса вегетативной нервной системы с помощью опросника Вейна, а также хронотипов — посредством теста Хорна-Остберга. Полученные результаты обработаны методов математической Установлено,
что
с помощью статистики. наибольшая распространённость вегетососудистой дистонии (ВСД) имеется среди студенческой молодёжи волгоградского региона. Среди представителей женского пола ВСД встречается несколько чаще, чем у мужчин. Обладатели аритмичного и слабо-вечернего хронотипов в большей степени подвержены развитию
вегетативных дисфункций.
Систематическая мышечная деятельность является сдерживающим фактором прогрессирования синдрома
вегетососудистых дисфункций. С целью сохранения и повышения уровня здоровья обучающихся, актуальны систематическое соблюдение двигательного режима, а также разработка комплексных программ физической культуры с учётом индивидуальных суточных биоритмов. Указанные рекомендации имеют профилактическую направленность в отношении синдрома вегетативной дисфункции и его трансформации в
патологию организма.
той
или
иной
системы
Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—
Keywords: autonomic dysfunction syndrome, vegetative vascular dystonia, Vane questionnaire, chronotypes, schoolchildren, students, disadaptation, desynchronosis.
REFERENCES
[1] Anokhina, A.V. Features of the organization and content of out-of-class sectional classes in aerobics among adolescents with vegetative-vascular dystonia / A.V. Anokhina // Problems of modern pedagogical education. - 2015. - No. 47-1. - P. 3-8.
[2] Gorbaneva, E.P. Diagnosis of vegetative balance disorders in senior schoolchildren according to the questionnaire of A.M. Vein / E.P. Gorbaneva, Yu.V. Ryabchuk // THEORY, PRACTICE AND SCIENCE, Abstracts of XXIII International Scientific and Practical Conference, Tokyo, Japan, April 27-30. -2021. - P. 234-238.
[3] Koshukova, G.N. Assessment of vegetative changes in patients with rheumatoid arthritis based on the use of the questionnaire A. M. Vein / G.N. Koshukova // Crimean therapeutic journal. - 2011. - No. 2 (17).
[4] Postnova, M.V. Mechanisms of the formation of circadian rhythms of human behavioral activity / M.V. Postnova, Yu.A. Mulik // Bulletin of the Volgograd State. university. - 2009. - No. 2 (15).
[5] Chutko, L.S. Autonomic dysfunction syndrome in children and adolescents / L.S. Chutko, T.L. Kornishina, S.Yu. Surushkina // Journal of Neurology and Psychiatry. C.C. Korsakov. - 2018. - Vol. 118. -No. 1. - P. 43-49. DOI 10.17116/jnevro20181181143-49.
Ключевые слова: синдром вегетативной дисфункции, вегетососудистая дистония, опросник Вейна, хронотипы, школьники, студенты, дизадаптация, десинхроноз.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
[1] Анохина, А. В. Особенности организации и содержания внекласных секционных занятий по аэробике у подростков с вегето-сосудистой дистонией / А. В. Анохина // Проблемы современного педагогического образования. -2015. - № 47-1. - С. 3-8.
[2] Горбанёва, Е.П. Диагностика нарушений вегетативного баланса у школьников старших классов по данным опросника Вейна А.М. / Е.П. Горбанева, Ю.В. Рябчук // THEORY, PRACTICE AND SCIENCE, Abstractsof XXIII International Scientificand Practical Conference, Tokyo, Japan, April 27 - 30. - 2021. - С. 234-238.
[3] Кошукова, Г.Н. Оценка вегетативных изменений у больных ревматоидным артритом на основе применения опросника А. М. Вейна / Г.Н. Кошукова // Крымский терапевтический журнал. - 2011. - №2 (17).
[4] Постнова, М.В. Механизмы формирования циркадианных ритмов поведенческой активности человека / М.В. Постнова, Ю.А. Мулик // Вестник Волгоградского гос. ун-та. -2009. - №2 (15).
[5] Синдром вегетативной дисфункции у детей и подростков / Л. С. Чутко, Т. Л. Корнишина, С. Ю. Сурушкина [и др.] // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. - 2018. - Т. 118. -№ 1. - С. 43 -49. DOI 10.17116/jnevro20181181143-49.
Author Contributions. Gorbaneva E.P. - writing a text, processing of materials, research
concept and design; Lifanova E.V. - statistical data processing; Mitsulina M.P. - literature review; Bakulin V.S. -literature review; Ryabchuk Yu. V. - collection and processing of materials, writing a text. Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.
Gorbaneva E.P. - SPIN ID: 5925-9239; ORCID ID: 0000-0003-1598-6194
Research interests, number of main publications: Study of physiological mechanisms and features of the functional capabilities of the human body in the process of adaptation to specific types of activity and environmental factors, more than 90 works were published, 9 of them in Scopus, 1 in WoS, 54 in the journals of the Higher Attestation Commission and 28 in conference proceedings.
Lifanova E.V. - SPIN ID: 8471-5935; ORCID ID: 0000-0001-5741-9134
Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—
Research interests, number of main publications: Study ofpsychophysiological aspects and possibilities of correcting addictive behavior by means of art and sports activities, more than 50 works were published, 1 of them in Scopus, 29 in the journals of the Higher Attestation Commission and 22 in conference proceedings.
Mitsulina M.P. - SPIN ID: 7489-4544; ORCID ID: 0000-0003-0211-0476
Research interests, number of main publications: Study of technologies of health-preserving education of students, more than 80 works were published, 10 in the journals of the Higher Attestation Commission and 89 in conference proceedings.
Bakulin V.S. - SPIN ID: 4600-4627
Research interests, number of main publications: Study of physiological aspects of optimization of post-exercise recovery and an increase in ergo-thermal resistance of a person during strenuous physical activity, more than 50 works were published, 5 of them in Scopus, 33 in the journals of the Higher Attestation Commission and 8 in conference proceedings.
Ryabchuk Yu. V. - SPIN ID: 8411-9843; ORCID ID: 0000-0001-6229-7637
Research interests, number of main publications: Physiological processes in human body during physical education and sports, more than 10 works were published, 2 of them in the journals of the Higher Attestation Commission, 5 in the RSCI, 5 in conference proceedings.
Вклад авторов. Горбанёва Е.П. - написание текста, обработка материалов, концепция и дизайн исследования; Лифанова Е.В. - статистическая обработка данных; Мицулина М.П. - обзор литературы; Бакулин В. С. - обзор литературы; Рябчук Ю.В. - сбор и обработка материалов, написание текста. Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Горбанёва Е.П. - SPIN ID: 5925-9239; ORCID ID: 0000-0003-1598-6194
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: физиологические механизмы и особенности функциональных возможностей организма человека в процессе адаптации к специфическим видам деятельности и факторам внешней среды, опубликовано более 90 работ, в том числе 9 — в Scopus, 1 — в WoS, 54 — в журналах ВАК, 28 — в сборниках материалов конференций.
Лифанова Е.В. - SPIN ID: 8471-5935; ORCID ID: 0000-0001-5741-9134
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: психофизиологические аспекты и возможности коррекции аддиктивного поведения средствами искусства и спортивной деятельностью, опубликованы более 50 работ, в том числе 1 — в Scopus, 29 — в журналах ВАК, 22 — в сборниках материалов конференций.
Мицулина М.П. - SPIN ID: 7489-4544; ORCID ID: 0000-0003-0211-0476
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: изучение технологий здоровьесберегающего обучения студентов, опубликованы более 80 работ, в том числе 10 — в журналах ВАК, 89 — в сборниках материалов конференций.
Бакулин В.С. - SPIN ID: 4600-4627
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: физиологические аспекты оптимизации постнагрузочного восстановления и повышения эрготермической резистентности человека при напряжённой двигательной деятельности, опубликованы более 50 работ, в том числе — 5 в Scopus, 33 — в журналах ВАК, 8 — в сборниках материалов конференций.
Рябчук Ю.В. - SPIN ID: 8411-9843; ORCID ID: 0000-0001-6229-7637
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: физиологические процессы в организме человека при занятиях физической культурой и спортом, опубликованы более 10 работ, в том числе 2 — в журналах ВАК, 5 — в РИНЦ, 5 — в сборниках материалов конференций.
Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—
For citation: Gorbaneva E.P., Lifanova E.V., Mitsulina M.P., Bakulin V.S., Ryabchuk Yu. V. SYNDROME OF VEGETATIVE DYSFUNCTION AMONG YOUNG STUDENTS IN VOLGOGRAD EDUCATIONAL INSTITUTIONS // Educational bulletin "Consciousness". - 2022. - №2. Vol.24. - C. 22-29. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-2-22-29.
Для цитирования: Горбанёва Е.П., Лифанова Е.В., Мицулина М.П., Бакулин В.С., Рябчук Ю.В. СИНДРОМ ВЕГЕТАТИВНОЙ ДИСФУНКЦИИ СРЕДИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ ВОЛГОГРАДСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ // Образовательный вестник "Сознание". - 2022. - №2. Т.24. - С. 22-29. Doi: 10.26787/^Иа-2686-6846-2022-24-2-22-29.
Введение. Синдром вегетативной дисфункции (СВД) интерпретируется как совокупность полисистемных расстройств, причиной которых являются нарушения высших вегетативных центров. При этом, в патологический процесс вовлекается целый ряд систем организма, однако ведущее место в возникновении СВД отводится расстройствам сердечно-сосудистой
системы, точнее - нарушениям регуляции сосудистого тонуса.
Чутко Л.С. с соавторами также подчёркивают, что вегетативные
расстройства не ограничиваются одной системой — в приоритете выступают психические нарушения, соматизация которых приводит к нарушениям на физиологическом уровне [5].
На сегодняшний день количество молодых людей, отмечающих у себя симптомы вегетососудистой дистонии, продолжает увеличиваться. Это может быть спровоцировано хроническими учебными стрессами, которые в свою очередь могут привести к изменению уровня активности симпатоадреналовой системы, что является одним из самых распространённых факторов развития вегетативных нарушений.
Таким образом, существенная доля учащихся с СВД находится в зоне риска развития отклонений в состоянии здоровья, одним из этиологических факторов которых
может выступать нарушение регуляции сосудистого тонуса. Развитие заболевания в молодом возрасте по мере взросления индивида имеет вероятность перейти в хроническую форму, что отрицательно скажется как на системном уровне организации жизнедеятельности, так и на общем состоянии здоровья организма [1].
Данная проблема особенно остро стоит в современном обществе, где в процесс обучения всё больше интегрируются дистанционные программы, как следствие нестабильной эпидемиологической
обстановки в стране, вызванной СОУГО-19, так и модернизации, цифровизации образовательного процесса. К постепенно увеличивающимся требованиям
образовательных программ добавляется состояние гиподинамии, которое вынуждены испытывать учащиеся в условиях изоляции.
Цель настоящего исследования — изучение встречаемости синдрома вегетативной дисфункции среди учащейся молодёжи волгоградских образовательных учреждений.
Материалы и методы. Исследование было организовано с участием 59-ти школьников с 7 по 11 класс лицея № 2 города Волгограда и 166-ти студентов в возрасте 18-21 года. В группу студентов вошли обучающиеся медицинского университета и академии физической культуры. Обследование включало изучение состояния баланса
Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—
вегетативной нервной системы с помощью опросника Вейна, а также хронотипов посредством теста Хорна-Остберга. Полученные результаты были обработаны с помощью методов математической статистики.
Результаты и обсуждение. В зависимости от степени вегетативных нарушений Кошукова Г.Н. предлагает выделение трёх типов дизадаптации по опроснику Вейна: нет признаков ВСД (менее 15 баллов), средняя степень выраженности (15-35 баллов) и выраженная степень (более 35-ти баллов) [3].
Данные, полученные в исследовании, подтверждают общую статистику о приросте числа молодых людей с синдромом вегетативной дисфункции с увеличением их возраста. Так, наименьший процент опрошенных с выявленными предпосылками к нарушениям вегетативного баланса был среди школьников 7-8 классов. У половины из них отсутствовал СВД, 28 % имели явные проявления вегетососудистой дистонии (1535 баллов) и только у двоих наблюдалась дисфункция выраженной степени, при этом один испытуемый знал, что у него имеется данный диагноз [2].
В 9-11-х классах выявлено увеличение количества школьников с вегетативной дисфункцией. Установлено, что у 43 % опрошенных в группе результаты были в пределах от 15 до 35 баллов, что на 15 % больше чем у 7-8-классников. Данный диапазон свидетельствует о дисбалансе вегетативной регуляции функций. При этом в сумме с выраженными дисфункциями общий процент вегетативных отклонений составил 60 %, а у младшего возраста — 50 %. Вероятно, выявленный прирост ВСД в группе старшеклассников связан с увеличением
учебной нагрузки и повышением психоэмоционального напряжения в связи с предстоящими выпускными экзаменами и выбором будущей профессиональной деятельности. Вместе с тем, по сравнению с группой студентов процент обучающихся подростков без признаков ВСД существенно выше, чем у представителей студенческой молодёжи, — 40 % и 19 %, соответственно. Количество студентов с симптомами ВСД на 20 % выше, чем у старшеклассников.
При этом значительный процент студентов (41 %), у которых выявлены ярко выраженные признаки вегетативной дисфункции, может свидетельствовать об усугублении уже имевшихся в школьном возрасте нарушениях со стороны сосудистого тонуса, с большей вероятностью спровоцировавших возникновение
соматического заболевания и переход патологии в хроническую форму.
При выяснении встречаемости ВСД у представителей разного пола в группе студентов выяснилось, что симптоматика вегетативных дисфункций среди
представителей мужского пола
прослеживается несколько в меньшей степени. В группе девушек практически у половины наблюдаются явные признаки ВСД (48 %), и только у 16 % представительниц данной группы количество баллов не превысило 15. У мужчин здоровыми были 21 %.
Биоритмы являются биологическими часами организма и подвержены воздействию экзогенных и эндогенных факторов. Существуют три основных хронотипа, подразделяемые в зависимости от фаз работоспособности: «жаворонки», «голуби» и «совы» [4].
Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—
Социальный биоритм, порождаемый требованиями современного
образовательного процесса, зачастую противоречит биологическому ритму обучающейся молодёжи. Это в свою очередь может привести к нарушениям сна, а затем при систематическом недовосстановлении организма — к дисбалансу, проявления которого негативным образом могут отразиться на вегетативной регуляции физиологических систем организма.
Поскольку хронотип человека является одним из определяющих факторов вегетативной реактивности, студентам также было предложено пройти тест Хорна-Остберга.
Полученные данные свидетельствуют о преобладании в группе исследуемых аритмичного и слабо-вечернего типов суточного биоритма. Количество обучающихся с аритмичным типом максимально и составило половину всех исследуемых. Значительно меньшее количество испытуемых были отнесены к вечернему, утреннему и слабо выраженному утреннему типам.
Анализ результатов проведённого исследования позволяет выдвинуть предположение об ухудшении состояния здоровья молодёжи по мере взросления и перехода на последующую ступень образования. Резкое увеличение учащихся с выраженным СВД, в частности, студентов, также может быть вызвано явлением десинхроноза вследствие нарушения режима дня, поскольку многие студенты параллельно с учёбой начинают работать. Известно, что десинхроноз — расстройство организма, патологический синдром, сопровождающий десинхронизацию циркадных (суточных) биоритмов. Среди типичных симптомов
десинхроноза выделяют: накопление усталости, снижение умственной и физической работоспособности, нарушения сна, расстройство пищеварения. При хроническом десинхронозе возможно развитие неврозов. Десинхроноз может лежать в основе заболеваний сердечнососудистой, репродуктивной и эндокринной систем.
Явление десинхроноза также связано с нарушением хронобиологического ритма. В этой связи был проведён анализ частоты встречаемости ВСД у обучающейся молодёжи с такими типами суточных биоритмов, как аритмичный и слабовечерний, поскольку эти хронотипы преобладали у обследуемого контингента.
Среди аритмичного типа и слабовечернего 43 % и 41 % обследуемых, соответственно имели выраженные признаки вегето-сосудистых дисфункций, а 42 % и 48 % — вегетативный дисбаланс средней степени тяжести. Таким образом, у 85 % аритмиков и 89 % представителей слабовечернего хронотипа выявлена симптоматика нарушения вегетативного баланса. В этой связи можно предположить, что особенности функциональной организации у аритмичного и слабо-вечернего хронотипов наиболее предрасположены к возникновению вегето-сосудистых дисфункций в сочетании с факторами, обусловливающими десинхроноз индивидуальных суточных биоритмов.
Помимо представленного анализа было выполнено сравнение студентов физкультурного и медицинского вузов по результатам опросника Вейна. Полученные данные демонстрируют различия вегетативного статуса среди студентов двух вузов. В обследуемой группе обучающихся медицинского университета симптомов ВСД
Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—
не выявлено только у 16 %. При этом, из остальных 84 % студентов с признаками ВСД, 44 % имели баллы выраженных вегетативных дисфункций.
Особенностью результатов студентов физкультурного вуза было отсутствие студентов с ярко выраженной дисфункцией вегетативной регуляции. У половины студентов было выявлено отсутствие каких-либо признаков ВСД. Остальные 50 % составили студенты, которые в опросе набрали баллы в пределах от 15 до 35, что указывает на проявления вегетососудистой дистонии в лёгкой и средней степени тяжести.
Выводы. Таким образом, на основании полученных результатов исследования можно констатировать, что наибольшая распространённость ВСД выявлена среди студенческой молодёжи волгоградского региона. Среди представительниц женского пола ВСД встречается несколько чаще, чем у мужчин. Представители аритмичного и слабо-вечернего типов в большей степени подвержены развитию вегетативных
дисфункций. Систематическая мышечная деятельность является сдерживающим фактором прогрессирования синдрома вегетососудистых дисфункций. Кроме того, систематическая адекватная физическая нагрузка, способствует снятию умственного утомления, усиливая как региональный цереброваскулярный кровоток, так и системное кровообращение, обеспечивая нормализацию обменных процессов головного мозга и организма в целом.
В этой связи с целью сохранения и повышения уровня здоровья обучающихся, необходимо систематическое соблюдение двигательного режима, а также разработка комплексных программ физической культуры, имеющих профилактическую направленность в отношении синдрома вегетативной дисфункции и его трансформации в патологию той или иной системы организма. Кроме того, представителям аритмичного и слабовечернего хронотипов организовывать свой режим дня, а именно степень активности, сна и бодрствования с учётом индивидуальных суточных биоритмов.
Corresponding Author: Ryabchuk Yulia Vasiliyevna-student, Department of Theory and Methods of Adaptive Physical Education, Volgograd State Physical Education Academy, Volgograd, Russian
Federation
E-mail: [email protected]
Ответственный за переписку: Рябчук Юлия Васильевна — студент, кафедра теории и методики адаптивной физической культуры, ФГБОУ ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры», Волгоград, Российская
Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—