ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ - ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аттоева М.И.
Аттоева Мухаббат Иргашевна - учитель начального класса,
Школа №17, Район Гиждуван, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье представлены понятия и сущность интеграции. Рассмотрены уровни, а также способы интеграции. Цель данной статьи - показать значимость интеграции учебных предметов в современной начальной школе.
Ключевые слова: интеграция, интегрированные уроки, педагогическое явление, способы, младший школьник.
Несколько позже наступил новый этап подхода к единству школьных учебных предметов, когда от стадий реализации межпредметных связей, допускавших расположенность явлений из разных предметов, их независимое, как бы параллельное существование, учителю надо перейти к интеграции этих явлений, к рождению новых целостностей, т.е. подлинной интеграции.
Рассмотрим сущность понятия «интеграция» Применительно к системе обучения как понятие оно может принимать два значения. Во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения). Во-вторых, это поиск общей платформы сближения предметных знаний. Здесь интеграция учебных предметов выступает как средство обучения.
Задача педагогической науки - помочь учителю осуществлять интегрирование, направленное на восстановление и объединение отдельных элементов и частей разных предметов в единое целое при однотипности целей и функций обучения. [1]
Интеграция учебных предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических
решений, способствующих улучшению качества образования, развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного образовательного воздействия на учащихся.
В современном мире используются много различных способов интеграции. Это, прежде всего объединение нескольких учебных дисциплин в единый учебный предмет. Под этим следует иметь в виду, что различные способы осуществления интеграции не могут быть абстрактно хорошими или плохими. Суть проблемы в том, чтобы не отвергать один из них и применять другой, а ввести систему интеграционных мер с учётом возрастных особенностей учащихся всех уровней образования.
Введение такой системы, не отвергающей дифференциацию в обучении, а дополняющую её, может, быть в большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать воспитанию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно
систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.
Эффективная интеграция возможна при выполнении трёх условий: объекты исследования должны совпадать либо быть достаточно близкими; в интегрированных учебных предметах используются одинаковые или близкие методы исследования; интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях.
Создание у школьника целостного представления об окружающем мире рассматривается как цель обучения. Именно интеграция как реализация этой цели должна дать ученику те же знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить учащегося с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Реализация этой цели должна начаться уже в начальной школе.
Интеграция в начальной школе носит количественный характер, т.е. «немного обо всём». Это значит, что младшие школьники получают всё новые и новые представления о понятиях, систематически дополняя и расширяя круг уже имеющихся у них знаний. Для этого необходима способность учителя начальных классов к синтезу разрозненных знаний и умений учащихся. В этом случае результатом обучения выступает необходимость знать «всё о немногом», а это уже специализация учащихся на новом интеграционном уровне.
В практике работы по реализации идей интеграции учителя начальных классов часто обращаются к интегрированным урокам, на которых решаются дидактические задачи двух и более учебных предметов. Для интеграции в начальном обучении и воспитании существуют как благоприятные, так и неблагоприятные факторы. Эти факторы во многом определяют тактику интеграции. К позитивным факторам следует, прежде всего, отнести наличие больших потенциальных возможностей в развитии интеллекта младшего школьника, которые в традиционном начальном обучении, на наш взгляд, пока используются недостаточно.
Первый негативный фактор интеграции учебных предметов в начальной школе - ограниченное число учебных предметов, которые учитель может соединить на одном уроке. Этот фактор можно компенсировать тем, что содержание небольшого объёма усваиваемых знаний должно отражать действительную картину мира, взаимосвязь её частей. Второй негативный фактор - трудность изложения интегрированного курса так, чтобы детали для детей данного возраста были понятны и интересны.
Как видно, проблема интегрированного содержания образования имеет свои трудности. Но в то, же время есть факторы, облегчающие её решение. Одним из них можно назвать факт того, что в начальной школе основную часть всех учебных предметов, за исключением некоторых, ведёт один учитель. В этом видится положительная сторона. Учителю начальных классов легче перейти к интегрированному обучению.
Список литературы
1. Akramova G.R. MODERN APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING OF STUDENTS. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Vol 7 (10).
http://www.idpublications.org/wp-content/uploads/2019/09/.