Махова О.А.
к.э.н., доцент РЭУ
Makhova.OA@rea.ru
ИНТЕГРАЦИЯ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Ключевые слова: миграция, рабочая сила, социально-экономическое развитие, демографическая экспансия.
Keywords: migration, labor, social and economic development, demographic expansion.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года целевым ориентиром стратегического развития нашей страны является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность1. Такая трансформация социально-экономического положения может быть достигнута только в условиях высоких темпов модернизации и инновационного развития экономики. Однако на эволюцию общества и совершенствование экономической системы оказывает влияние целый ряд весомых факторов, и среди них есть имеющие неоднозначное воздействие. Одним из таких факторов является демографический, роль которого в современном мире трудно переоценить, но именно он для нашей страны является сдерживающим процесс трансформации.
Анализируя демографическую обстановку в России, сознавая прогрессирующее старение ее жителей, мы сегодня говорим не просто о кризисном демографическом состоянии, но и об угрозе национальной безопасности. Еще М.В. Ломоносов писал, что самым главным делом является сохранение и размножение российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства. Но, к великому сожалению, наша страна не может похвастаться высокой рождаемостью и, думается, что еще долго не сможет, так как на сегодня четко сформировалась неблагоприятная демографическая конъюнктура, которая не приводит даже к равноценному замещению поколений, не говоря о расширенном.
По данным Росстата, демографическая ситуация сегодня характеризуется следующими параметрами2:
1) ссуженным воспроизводством населения (нетто-коэффициент воспроизводства в 2014 г. составил 0,832, при этом ежегодные его значения за последние двадцать лет зафиксированы еще на более низком уровне),
2) сокращением рождаемости (за первое полугодие 2015 года к соответствующему периоду 2014 года уровень рождаемости упал с 12,9 до 12,8 родившихся на 1000 населения страны, что вызывает тревогу на фоне двадцатилетнего превышения уровня смертности над рождаемостью: с 1992 года лишь в двух периодах наблюдалась более высокая интенсивность рождаемости, чем смертности - 2013 и 2014 гг.);
3) увеличением смертности населения (за первое полугодие 2015 года к соответствующему периоду 2014 года зафиксирован рост на 2,3%, однако отметим, что с 2007 года в целом определена положительная динамика уровня смертности, т.к. показатель снизился до среднего уровня, в то время как в период с 2000 по 2006 гг. интенсивность смертности россиян характеризовалась как высокая);
4) ростом естественной убыли населения (за первое полугодие 2015 года к соответствующему периоду 2014 года коэффициент естественный убыли возрос в 2 раза).
Значения приведенных показателей говорят о сокращении и старении трудовых ресурсов, что затрудняет экономическое развитие, прежде всего, в связи с увеличением доли жителей старших возрастных групп. Большинство из них придерживаются консервативных взглядов, ориентированных на сохранение сложившихся традиций и устоев, а необходимость получения дополнительных знаний и освоение новых специальностей (включая информационно-коммуникационные технологии) вызывает существенные сложности. Расходы государства на социальную поддержку пенсионеров увеличиваются, что связано не только с ростом их числа, но и необходимостью обеспечения для них относительно достойного существования (не за чертой бедности), что в свою очередь приводит к перераспределению бюджетов различных уровней и уменьшает долю ресурсов, которую возможно было бы использовать на модернизацию экономики. В этой связи обостряются проблемы, связанные с поиском как работников, генерирующих идеи новаций в сфере экономики, так и работников, способных реализовать эти идей, решение которых, хоть и затруднено, но возможно при грамотной миграционной политики.
1 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») - http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n=90601;from=82134-7;rnd=184768.9812382511384475;;ts=01847688021187461284817
2 Доклад «Социально-экономическое положение России - 2015 г.». Демография. - http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_01/Iss WWW. exe/Stg/d12/4-0.doc
Ни для кого не секрет, что за годы перехода к рынку Россию покинули несколько миллионов высококвалифицированных специалистов из различных сфер экономики. Анатолий Вишневский, профессор Института демографии Высшей школы экономики, предполагает, что за последние 20 лет более миллиона человек с дипломами о высшем образовании покинули нашу страну и отток продолжается1. Им на смену прибыла рабочая сила из стран ближнего зарубежья или государств, ранее входивших в состав СССР (ежегодно на протяжении последних десятилетий в числе прибывших 85% - лица, прибывающие в Россию из стран СНГ).
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
г^сое^от-чсчсп^ьп^ог^сое^от-чсчсп^ 999000000000011111 999000000000000000 111222222222222222
Годы
Удельный вес прибывших из стран СНГ в Россию,%
Удельный вес прибывших из стран дальнего зарубежья в Россию,%
Рисунок 1.
Удельный вес численности прибывших в Россию по основным группам стран
за 1997-2014 гг. в России, %
В последние годы масштабы прибытия в нашу страну настолько велики, что полностью перекрывают имеющийся отток из страны, а также компенсируют естественные потери населения (за январь - июль 2015 г. миграционный прирост почти в 4 раза превысил естественную убыль населения и это без учета нелегальной миграции, которая не поддается точной оценке).
В целом за период с 1997 по 2014 гг. в Россию из стран СНГ:
- въехали около 5 мил. 152 тыс. чел.,
- выехали чуть более 1 мил. 361 тыс. чел.
900000 -
800000 700000 600000 500000 -
о ш
g 400000
Прибыло в Российскую Федерацию из стран СНГ Выбыло из Российской Федерации в страны СНГ
Рисунок 2.
Абсолютные характеристики миграции России со странами СНГ за 1997-2014 гг., чел.
1 The Russians are leaving ... Russia. - http://www.thehindu.com/opinion/lead/article2880044.ece?homepage=true
461
Численность прибывших в нашу страну из стран СНГ в 2014 г. по официальным данным составила 517,5 тыс. чел. (рис.2), что меньше годового притока мигрантов за 1997 г. на 29,9 тыс. чел. или на 5,46% (в 1997 г. число прибывших было равно 547,4 тыс. чел.). При этом динамика годового объема прибытия в рассматриваемые семнадцать лет носит колеблющийся характер, имея то значительные спады, то периоды роста. Период политического правления Б.Н. Ельцина, который носил сложный и непростой характер, безусловно, обладал всеми признаками кризисной ситуации в стране, в том числе высокими объемами миграции. С приходом в 2000 г. к власти В. В. Путина в стране качественно изменилось управление социально-экономическими, демографическими процессами, что повлекло за собой сокращение масштабов миграции как прибытия (которое попросту стало более жестко регулироваться), так и выбытия (что определялось улучшением экономического состояния и ростом благосостояния россиян). Однако в последние годы зафиксирован значимый рост объемов миграции. В 2014 г. существенный поток приехавших в Россию с территории Украины из-за социально-политической нестабильности на Украине увеличил масштабы прибытия в нашу страну мигрантов из стран СНГ на 22,41% в сравнении с 2013 г. Доля мигрантов из Украины в числе всех прибывших из стран СНГ составила 22,32 против 13,02% в 2013 г. Помимо роста масштабов прибытия в Россию в 2014 г. также зафиксирован рост (на 74 в сравнении с 2013 г.) численности выбывающих из нее в страны СНГ, что увязывается с создавшимися экономическими условиями (введение санкций и ответные меры повлекли рост инфляции, курса валют и т. п.), а также с ужесточением контроля за соблюдением миграционного законодательства. Сегодня, боясь депортации, Россию покидают нелегальные мигранты. В интервью ТАСС глава Федеральной миграционной службы России Константин Ромодановский отметил, что увеличение выезда иностранцев «связано не с экономическими факторами, а с нашей работой по противодействию незаконной миграции. У нас действует автоматизированная система контроля за сроками пребывания иностранцев, благодаря которой удалось добиться реализации важнейшего принципа - неотвратимости наказания»1.
Указанные изменения привели к тому, что на каждую 1000 выбывающих из России в страны СНГ в 2014 г. приходилось чуть более 2011 прибывающих в нашу страну из указанных стран, тогда как в 1997 г. приходилось чуть более 3800 прибывающих.
Несмотря на все изменения в объемах миграции, Россия является принимающей стороной. При этом в 2014 г. прирост характерен в отношении каждой из стран СНГ, в то время как в 1997 г. единственной страной, в которую из России больше эмигрировало, была Беларусь (рис. 3).
12000 11000 10000 9000 8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000
■/ о** ***
/ ✓ / у / / у / ^
1997 4 2014
Рисунок 3.
Относительное сальдо миграции России и стран СНГ за 1997-2014 гг., %
Детальный анализ миграционных потоков по каждой из стран СНГ, позволил выявить следующие существенные изменения.
Значимо сократилась относительное сальдо миграции между Россией и большинством стран СНГ: Азербайджан, Армения, Казахстан, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан.
Республика Казахстан в 1997 г. занимала лидирующую позицию по прибытию в Россию (доля прибывших из неё в общей численности прибывших из стран СНГ была равной 43,10%). На каждую 1000 уезжающих из России в Казахстан приходилось 9300 приезжающих в нашу страну. К 2014 г. число приезжих из Казахстана в Россию сократилось на 80,71% и составило 45506 человек (в 1997 г. - около 254 тыс. человек), что привело к снижению вклада в об-
1 Добрососедство. Константин Ромодановский: ФМС закрыла въезд в Россию более 1,2 млн. иностранцев. -
dobro-sosedstvo.rU/dobro/ru/information/n 125/о 47189
щие объемы прибытия из стран СНГ (в 2014 г. доля прибывших из Казахстана в общей численности прибывших равнялась 11,42%).
Особо отметим значимые изменения вклада мигрантов из Узбекистана и Таджикистана в общую численность прибывших из стран СНГ - доля мигрантов из указанных республик в числе мигрантов из стран СНГ за 17 лет увеличилась в соответственно в 3,5 и 2,5 раз. Численность мигрантов из Республики Узбекистан в 2014 г. составила 25,30% от общей численности мигрантов из стран СНГ. Узбекистан занял лидирующую позицию по масштабам прибытия в Россию среди стран СНГ.
Такие изменения в структуре прибытия по странам СНГ говорят о наличии существенной трансформации миграции за рассматриваемый период (1997-2014 гг.), что подтверждается значением рассчитанного интегрального коэффициента структурных сдвигов, который составил 0,63 (стремление значения показателя к 0 говорит о несущественных или слабых структурных сдвигах, при значении более 0,5 о существенных, стратегических сдвигах в структурах).
На первый взгляд, количественная проблема решена - мигранты закрывают вопрос с дефицитом трудовых ресурсов. Однако мы вновь и вновь говорим о нехватке специалистов. Почему? Ответ прост - рабочая сила, прибывающая в нашу страну, низко квалифицированная и не отвечает современным требованиям к работнику, которые формируются на фоне всеобщей компьютеризации и глобальной информатизации общества, развития высокотехнологичных производств. Основная численность приезжих из стран СНГ имеет среднее общее (полное) и среднее профессиональное (среднее специальное) образование (рис. 4), то есть это неквалифицированные и низкоквалифицированные работники, которые не вписываются в концепцию модернизации и инновационного развития общества. Наиболее образованные среди приезжих - это люди из Киргизии, однако их доля среди всех приезжих из стран СНГ невелика - 9,51%. Основная часть прибывающих в Россию из Киргизии имеет высшее профессиональное (24,62%) и среднее профессиональное образование (27,28%).
Также достаточно высок уровень образования приезжающих из Таджикистана и Казахстана.
" уровень образования неуказан
ж начальноеобщее(начальное) и не имеющие образования
' . основное общее (среднее общее неполное)
среднее общее (полное)
: начальноепрофессиональное
= среднее профессиональное (среднее специальное)
неполноевысшее
профессиональное (незаконченное высшее) >' высшеепрофессиональное (высшее)
Рисунок 4.
Структура прибывших в Россию из стран СНГ по уровню образования за 2014 г, %
Низкий уровень образования у приезжих из Узбекистана и Украины, а ведь их вклад в прибытие в 2014 г. был весьма весом (около 50%), а также Туркменистана и Армении. В численности прибывших из Узбекистана доля лиц с высшим профессиональным образованием составляет чуть менее 10, а более 45% - имеют среднее общее (полное). Среди мигрантов из Украины наибольший вес (36,58%) имеют лица со средним общим (полным) образованием, и лишь 6,74% из них - лица с высшим образованием.
Мигранты с учетом их низкого образовательного уровня готовы работать за меньшее денежное вознаграждение по сравнению с местной рабочей силой, что провоцирует рост безработицы на национальном рынке труда, ведь в погоне за прибылью бизнес стремится использовать дешевую низкоквалифицированную рабочую силу. Помимо того, что рабочая сила, представленная мигрантами, по указанным причинам не вписывается в концепцию модернизации и инновационного развития общества, создается и угроза снижения интеллектуального потенциала российского общества в целом. В этой связи особую значимость для интеграции трудовых мигрантов в российское общество приобретает создание приезжим условий для овладения русским языком и возможностей для их профессионального обучения и повышения квалификации. Отметим, что данные вопросы активно решаются на государственном уровне, так 1 января 2015 года вступил в силу федеральный закон РФ «О внесении изменений в федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в РФ"», согласно которому иностранные граждане при получении разрешения на работу
должны будут подтверждать знания русского языка, истории и законодательства России1. Однако для получения сертификата предлагается пройти систему тестов с уплатой государственной пошлины в размере от 3000 рублей. Говоря об изменениях в миграционном законодательстве, необходимо отметить введение патентной системы вместо квотирования. Патент на работу является документом, предоставляющим возможность гражданину, прибывшему из страны СНГ в порядке, не требующем получения визы, законно находящемуся на территории РФ, устроится на работу к физическому или юридическому лицам Российской Федерации. Процедура получение патента не бесплатная. Цена патента будет варьировать в зависимости от необходимости труда мигрантов в регионе. Государственный налог на доходы физического лица, работающего по патенту (так называемая государственная пошлина за патент), в настоящее время составляет 4000 руб. При этом для его получения необходим пакет документов: полис добровольного медицинского страхования иностранных граждан, медицинские сертификаты об отсутствии у мигранта определенных заболеваний (наркомании и других заболеваний из установленного списка), а также ВИЧ-инфекции и др. В целом общая сумма по скромным расчетам составляет 11 000 руб. плюс государственная пошлина2.
Не высока ли цена на прибытие в Россию с целью участия в трудовой деятельности и с учетом необходимости мигранту в дальнейшем при работе уплачивать налоги? Не усугубит ли это проблему роста нелегальной миграции, а также роста коррупции, что и в том и в другом случае негативно скажется на государственном бюджете? Ответ отчасти уже получен на основе информации о приобретении сертификатов: «Пока что на проблемах мигрантов наживаются мошенники. Вокруг экзаменов возник настоящий черный рынок», - рассказал член Общественной палаты Владимир Шапошников. Он продемонстрировал снятый скрытой камерой видеоролик: руководитель одного из региональных центров за 25 тыс. руб. предлагал работодателю сделать сертификаты для группы мигрантов без тестирования»3.
В отношении нелегальной миграции необходимо понимать, с какими негативными последствиями ее роста и потерями сталкивается общество. Среди основных проблем, связанных с нелегальной миграцией, выделяют наличие экономических потерь. Занимаясь трудовой деятельностью, мигранты, незаконного находящиеся на территории страны, получают за свою работу определенные денежные средства, но не платят с них налоги. В результате бюджет недополучает доходы с данной части производственной деятельности, которая по существу остается в тени.
Нерегулируемая массовая миграция является фактором усиления социальной напряженности в стране, она обостряет отношения между иммигрантами и местным населением, что представляет угрозу государственной безопасности. Эта категория мигрантов не стремится к ассимиляции, а создает общины и анклавы, в которых сохраняются самобытность и традиции. Тем самым они сознательно отчуждаются от других этносов и противопоставляются им. Эти люди преимущественно имеют низкий уровень образования, порой даже не знают русского языка, они не стремятся адаптироваться к местной культуре, традициям и обычаям.
В связи с этим возникли и усугубляются такие проблемы, требующие незамедлительных управленческих мер, как проблемы этнической и демографической экспансии. Этническая экспансия основана на расширении этноса за пределами своего первоначального ареала (то есть характеризуется образованием диаспор, этнической колонизации определенных территорий). Демографическая экспансия обеспечивается высокой рождаемостью, характерной для населения, прибывающего из стран СНГ4.
Таблица 1
Динамика коэффициента суммарной рождаемости в странах СНГ за 2000-2014 гг.
Страны Коэффициент суммарной рождаемости (среднее число детей на одну женщину) Темп прироста, %
2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2014/2010 гг.
Армения 1,7 1,7 1,7 1,6 1,5 -11,76
Азербайджан 2,2 2,3 2,3 2,2 2,2 0,00
Казахстан 2,7 2,7 2,6 2,6 3,0 11,11
Киргизия 2,8 3,0 2,7 3,2 4,0 42,86
Таджикистан 3,4 3,4 3,3 3,7 3,8 11,76
Туркмения 2,5 2,4 2,4 2,4 2,3 -8,00
Узбекистан 2,8 2,7 2,6 2,3 2,4 -14,29
Белоруссия 1,4 1,5 1,5 1,7 1,7 21,43
Республика Молдова 1,3 1,3 1,3 1,2 1,3 0,00
Россия 1,5 1,6 1,6 1,7 1,8 20,00
Украина 1,5 1,4 1,5 1,5 1,5 0,00
Суммарный коэффициент рождаемости в Киргизии возрос с 3,2 в 2013 году до 4 в 2014 году, что не просто превышает уровень простого воспроизводства (2,15), но быстрыми темпами увеличивает численность тюркоязычного народа, который в скором времени будет расширять многочисленные общины и ареалы проживания в России, Китае, Казахстане и других странах мира. Россия такими значениями суммарного коэффициента рождаемости похвастаться не может, в 2014 году показатель составил 1,8 ребёнка на женщину. Рост суммарного коэффициента рождаемости к
1 ТАСС. Мигранты в России: что изменилось с 1 января 2015 года. - http://tass.ru/obschestvo/1648164
2 Центр Миграционной Помощи. Патент на работу для граждан СНГ. - http://fms777.ru/patent-na-rabotu
3 Добрососедство. Мигрантам не дается русский. - http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/information/n_125/o_46813
4 Карманов М.В., Кучмаева О.В., Егорова Е.А., Смелов П.А., Махова О .А., Петрякова О. Л. Демография: учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2015.
2014 году был зафиксирован также в Таджикистане с 3,7 до 3,8; в Казахстане с 2,6 до 3,0; в Узбекистане с 2,3 до 2,4. Женщины-мигранты указанных стран рожают в нашей стране, несмотря на социально-бытовые условия, и остаются в ней, часть женщин-мигрантов прибывает с семьей вслед за мужем, уехавшим в Россию на заработки, то есть нарастает интенсивность расширения этноса за пределами его первоначального ареала, образуются диаспоры, этнические колонии, что обусловливает демографическую экспансию.
Демографический прогноз Росстата до 2030 г. показывает увеличение численности населения страны на 1 млн. человек за 2016-2030 гг. при выполнении заложенного миграционного прироста. Он также определяет в перспективе сокращение численности населения в трудоспособном возрасте1. Следовательно, решение как социально-экономических проблем (прежде всего, нехватки трудовых ресурсов), так и демографических основано на необходимости прибытия в нашу страну людей из стран СНГ. Однако при существующих диспропорциях миграционных потоков в некоторых регионах это приводит к достаточно быстрому изменению этнического баланса, что ведет к нарастанию напряженности в межнациональных отношениях. Поэтому с учетом сложившейся миграционной обстановки действующие мероприятия являются недостаточными, должны быть оперативно приняты дополнительные меры, позволяющие ускорить процесс ассимиляции приезжих так, чтобы в последующих поколениях произошла полная смена национальной самоидентификации некоренного населения.
Обращаясь к истории, мы видим, что Россия никогда не была однонациональной страной. Наша страна многонациональна, по данным переписи 2010 года в России проживает 193 народа и народности, говорящих на 171 языке. Россией накоплен многовековой опыт по сохранению единого государства в условиях межэтнического, межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, который всегда являлся и является по сей день основным ресурсом развития российской цивилизации, укрепления ее государственности. В условиях интернационализации мировой экономики этот опыт должен определять состояние и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в Российской Федерации.
1 Росстат. Демографический прогноз до 2030 года. - http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/popula tion/demography/#