Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНОВ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ИНТЕГРАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНОВ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегия-2030 / Адыгея / Краснодарский край / ЮФО / кластер / программы взаимодействия / интеграция / strategy-2030 / Adygea / Krasnodar Krai / Southern Federal District / cluster / interaction programs / integration

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Л.Т. Тлехурай-Берзегова, Е.А. Бюллер, З.А. Водождокова, И.Б. Ахунова

Непростая экономическая и политическая обстановка в Российской Федерации и в мире в целом требует от власти определѐнных мер быстрого реагирования и эффективных методов взаимодействия между регионами в долгосрочной перспективе. Важным является не только экстренное реагирование на изменяющиеся условия, но и учѐт их воздействия в стратегическом планировании социально-экономической политики регионов. Для того, чтобы построить объективную оптимальную базу регулирования процессов интеграции регионов, необходимо связать их на основе технологического и экономического единства. Механизм формирования программ развития должен учитывать специфические особенности региона. В сегодняшних условиях целесообразно использование селективной инновационной и инвестиционной стратегий, направленных на формирование кластеров, в которых мобилизация всех имеющихся ресурсов позволит обеспечить окупаемость вложений в сравнительно короткий срок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Л.Т. Тлехурай-Берзегова, Е.А. Бюллер, З.А. Водождокова, И.Б. Ахунова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF STRATEGIC POLICIES OF THE REGIONS OF THE SOUTHERN FEDERAL DISTRICT UNDER CONDITIONS OF INSTABILITY OF ECONOMIC DEVELOPMENT

The difficult economic and political situation in the Russian Federation and in the world as a whole requires the authorities to take certain measures of rapid response and effective methods of interaction between the regions in the long term. It is important not only to respond urgently to changing conditions, but also to take into account their impact in the strategic planning of the socio-economic policy of the regions. In order to build an objective optimal basis for regulating the processes of regional integration, it is necessary to link them on the basis of technological and economic unity. The mechanism for forming development programs should take into account the specific features of the region. In today's conditions, it is advisable to use selective innovation and investment strategies aimed at forming clusters in which the mobilization of all available resources will ensure the return on investment in a relatively short time.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНОВ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-11244

Л.Т. Тлехурай-Берзегова - д.э.н, профессор, Адыгейский государственный университет,

L.T. Tlekhurai-Berzegova - Doctor of Science, Professor, Adyghe State University;

Е.А. Бюллер - к.э.н, доцент, Адыгейский государственный университет,

E.A. Buller - Cand.Econ.Sci., associate professor, Adygei state university;

З.А. Водождокова - к.э.н, доцент, Адыгейский государственный университет,

Z.A. Vodozhdokova - Cand.Econ.Sci., associate professor, Adygei state university;

И.Б. Ахунова - к.э.н, доцент, Майкопский государственный технологический университет,

I.B. Akhunova - Cand.Econ.Sci., associate professor Maikop State technological University.

ИНТЕГРАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНОВ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ INTEGRATION OF STRATEGIC POLICIES OF THE REGIONS OF THE SOUTHERN FEDERAL DISTRICT UNDER CONDITIONS OF INSTABILITY OF ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация. Непростая экономическая и политическая обстановка в Российской Федерации и в мире в целом требует от власти определённых мер быстрого реагирования и эффективных методов взаимодействия между регионами в долгосрочной перспективе. Важным является не только экстренное реагирование на изменяющиеся условия, но и учёт их воздействия в стратегическом планировании социально-экономической политики регионов. Для того, чтобы построить объективную оптимальную базу регулирования процессов интеграции регионов, необходимо связать их на основе технологического и экономического единства. Механизм формирования программ развития должен учитывать специфические особенности региона. В сегодняшних условиях целесообразно использование селективной инновационной и инвестиционной стратегий, направленных на формирование кластеров, в которых мобилизация всех имеющихся ресурсов позволит обеспечить окупаемость вложений в сравнительно короткий срок.

Abstract. The difficult economic and political situation in the Russian Federation and in the world as a whole requires the authorities to take certain measures of rapid response and effective methods of interaction between the regions in the long term. It is important not only to respond urgently to changing conditions, but also to take into account their impact in the strategic planning of the socio-economic policy of the regions. In order to build an objective optimal basis for regulating the processes of regional integration, it is necessary to link them on the basis of technological and economic unity. The mechanism for forming development programs should take into account the specific features of the region. In today's conditions, it is advisable to use selective innovation and investment strategies aimed at forming clusters in which the mobilization of all available resources will ensure the return on investment in a relatively short time.

Ключевые слова: стратегия-2030, Адыгея, Краснодарский край, ЮФО, кластер, программы взаимодействия, интеграция.

Keywords: strategy-2030, Adygea, Krasnodar Krai, Southern Federal District, cluster, interaction programs, integration.

Проблема интеграции регионов Южного федерального округа является актуальной и в контексте развития самого региона, и в контексте развития страны в целом. Следует отметить, что неравенство социально -экономического развития отдельных регионов ЮФО влияет на экономический рост и макроэкономическую стабильность в регионе.

Особенно актуальной данная проблема видится в условиях нестабильности экономики.

2020 год по ряду причин стал довольно сложным для России. Сильно пострадала область экономики и на восстановление её прежнего уровня потребуются значительные затраты времени.

Для начала разберём данные обстоятельства для того, чтобы оценить действия региональной власти по их стратегическому решению.

Начало 2020 года ознаменовало собой начало текущих проблем. Главным триггером нынешней ситуации послужило, обусловленное сокращением спроса на нефть со стороны США, Китая и стран Евросоюза, являющихся ключевыми игроками мирового рынка, падение цен на «чёрное золото».

В первые месяцы 2020 года Китай боролся с распространением COVID-19, сокращая объемы транспортировки и производства. После чего подобное произошло со странами Европы и США. Крах соглашения с Саудовской Аравией привел к дальнейшему обвалу цен на нефть и снижению курса российского рубля: цены на евро и доллар в определенный период выросли на 15-20 рублей.

Затем последовало введение режима самоизоляции в апреле 2020 года, связанного с необходимостью противодействия распространению коронавирусной инфекции, что тоже не поспособствовало росту экономики. Впервые в новейшей истории было осуществлено преднамеренное приостановление (по решению почти всех правительств) деятельности значительной части секторов экономики.

Только стратегически важные (оборонная промышленность, ТЭК, коммуникации и т.п.) и жизненно необходимые (агропромышленный комплекс, торговля продовольственными товарами и медикаментами) от-

расли находились в действующем режиме во время пика карантинных мер. Работа остальных сегментов была остановлена, в результате чего они оказались в удручающем положении.

Наибольшие потери понесли туризм, гостиничный бизнес и гастрономия, индустрия красоты, транспорт. Большинство компаний данных направлений еще не восстановили свою деятельность или и вовсе её прекратили. Конечно, сложившаяся ситуация сказалась на занятости населения и получении им доходов. Очевидным стал рост безработицы, повлиявший на потерю доходов гражданами, которые работали в наиболее пострадавших сферах (туризм, общепит). Что, в свою очередь, оказало влияние на потребительский спрос: люди покупают наиболее необходимые товары по самой дешёвой цене. Сегмент теневых услуг вырос.

Подчёркнуто отсутствие конкретных мер по внесению изменений в структуру экономики, которые бы обеспечивали увеличение темпов роста ВВП в долгосрочной перспективе, что даже слишком оптимистично прогнозирует нам Минэкономразвития. Вопросы снижения рисков государственного вмешательства, защиты инвесторов и дерегулирования экономики на данный момент находятся на стадии пустого обсуждения, при этом видны проблемы в защите прав на собственность и высокие риски инвестирования для частного малого бизнеса, в отличие от госпредприятий и крупных игроков, нет никаких лоббистских возможностей [5].

Без освоения новых видов производства, выхода на новые рынки сбыта экономике России в долгосрочном периоде будет недоступна нормализация и увеличение темпов экономического роста при падении спроса на «чёрное золото» и сокращения рентных доходов. Ректор РЭШ считает, что только изменение модели экономики поможет избежать застоя в производстве и общественной жизни стране. Россия на данный момент не имеет чёткого видения касательно стратегии социально-экономического развития.

В связи с этим анализ изменений в стратегии социально-экономического развития регионов Южного полюса, которые бы способствовали решению ряда новых ключевых проблем, не представляется возможным, поэтому интеграция между ними будет рассматриваться по утвержденной политике на период до 2030-го года. Позднее, по мере поступления новой информации, исследование будет продолжено.

Но, несмотря на то, что в документы о стратегическом развитии ещё не внесены изменения, которые бы учитывали влияние последствий пандемии и снижения цен на нефть, нельзя обвинить региональную власть в бездействии. Так, совместную инициативу выдвинули законодатели Республики Крым и Краснодарского края - ввести меры дополнительной государственной поддержки для санаторно-рекреационной и туристской сфер, пострадавших впоследствии распространения новой коронавирусной инфекции. Данные предложения были выдвинуты на майской конференции Южно-российской парламентской ассоциации (ЮРПА), которую было решено в формате видео-встречи [4].

На встрече рассмотрели проблему распространения СОУГО-19 и её колоссальное отрицательное влияние на состояние экономики регионов. Было отмечено падение продаж в туристической сфере, которое составило 95-100 процентов по сравнению с предыдущим периодом. Налоговые поступления в бюджет Крыма упали на 504,1 млн руб. (с учётом мультипликативного эффекта - на 2,1 млрд) из-за потерянных за период карантинных мер в апреле-мае 2020 года 18,7 млрд руб. Отраслевые предприятия Краснодарского края за те же месяцы потеряли в среднем более 11 млрд руб., что сократило налоговые поступления на 2,26 млрд руб.

Была поддержана инициатива крымских и кубанских депутатов направить правительству Российской Федерации обращение с предложением оказать отрасли дополнительную поддержку. В частности, говорилось о таких мерах, как: налоговые послабления, субсидии и других инструментах, которые позволят улучшить положение в этой сфере.

Комитет направил обращение к председателю правительства РФ Михаилу Мишустину, содержащее предложение об увеличении действия единого налога на вмененный доход (который ранее можно было применять лишь до 1 января 2021 года). Инициатива была вызвана тем, что ЕНВД показал свою эффективность во многих регионах. Переход к другому виду налогообложения в нестабильной на данный момент экономической ситуации может навредить малому и среднему бизнесу.

В стратегии развития регионов Южного федерального округа, закреплённой на данный момент в постановлениях «О стратегии социально-экономического развития регионов ЮФО», главная цель и приоритетные направления развития выглядят следующим образом.

Главная цель - существенное и постоянное повышение уровня и качества жизни населения, прежде всего на основе эффективного использования природно-ресурсного, транспортно-географического и социально-демографического потенциала путем реализации сценария устойчивого инновационного развития.

Для того, чтобы построить объективную оптимальную базу регулирования процессов интеграции регионов, необходимо связать их на основе технологического и экономического единства.

Механизм формирования программ развития должен учитывать специфические особенности региона. В сегодняшних условиях целесообразно использование селективной инновационной и инвестиционной стратегий, направленных на формирование кластеров, в которых мобилизация всех имеющихся ресурсов позволит обеспечить окупаемость вложений в сравнительно короткий срок.

Долгосрочное планирование, отраженное в документальной базе, способствует формированию комплексного видения перспективного развития территорий сразу нескольких муниципальных образований, а также выявляет основные межрегиональные инициативные проекты, способные усилить синергетические эффекты. При этом очень важно повышать привлекательность территориальных единиц для бизнес-сообщества, улучшать такие значимые аспекты, как уровень благосостояния населения, степень его социальной защищенно-

сти, экономической и психологической безопасности. Также важным является развитие культуры, социальной среды, инфраструктуры, обеспечивая при этом сохранность экологии и природных ландшафтов.

В последние годы успешно реализуются следующие направления развития: туризм, рекреация, агропромышленный комплекс и транспортная инфраструктура. Однако идёт работа по совершенствованию других направлений: социальное развитие (образование, здравоохранение, культура) и промышленность [2].

Социально-экономическая политика Южного федерального округа в Стратегии-2030 будет основываться на кластерном подходе через определение конкретных направлений развития и работы над ними с помощью ряда флагманских проектов.

«Торгово-транспортно-логистический кластер «Южный экспортно-импортный хаб» (South ExIm Hub). Данный проект путём реализации ряда подпроектов призван превратить Кубань в один из ключевых евразийских транспортных узлов. Результатом осуществления всех заложенных в проект задач будет лидерство региона в рамках так называемого Южного полюса роста.

В этой связи планируется построение оптимальной сбалансированной системы взаимоотношений между грузоотправителями и грузополучателями, между органами государственной власти и всеми участниками транспортной инфраструктуры:

— Девять портов Краснодарского края и порты соседних регионов (Ростовская область, Крым);

— Автомобильные компании-грузоперевозчики;

— Налоговая инспекция;

— ОАО «РЖД»;

— Аэропорты Краснодарского края и Ростовской области;

— Администрации регионов.

В рамках реализации данного проекта предполагается создание оптимальных условий для эффективного развития комплекса государственных и частных субъектов, которые реализуют транспортные и логистические функции и, при этом конкурентоспособны на мировом рынке.

Выдвигаемый проект предполагается определять в качестве приоритетного для РФ, ориентированного на наиболее полное раскрытие потенциала Краснодарского края в системе Международных транспортных коридоров [3].

«Кластер экологизированного агропромышленного комплекса с глубокой умной переработкой» подразумевает развитие сотрудничества и слаженной совместной работы между сельскохозяйственными товаропроизводителями и переработчиками (участниками рынка). В него же включен вопрос поддержки приоритетных инвестиционных проектов. Результат реализации — расширение несырьевой составляющей экспорта и увеличение процента получаемой добавленной стоимости.

В рамках работы по данному направлению предполагается выявление наиболее значимых и потенциально результативных инвестиционных идей и проектов, активизация развития приоритетных научно -технических направлений в сфере агропромышленного комплекса, которые позволят нарастить объемы и повысить эффективность производства сельскохозяйственной продукции в среднесрочной перспективе, обеспечат устойчивость развития АПК, а в перспективе — обеспечат инновационной развитие комплекса.

Субкластеры, входящие в состав данного комплекса проектов: «Умная переработка», «Экологизированное» сельское хозяйство», рыбохозяйственный и виноградно-винодельческий.

Также одним из ключевых направлений развития комплекса является реализация проектов, направленных на повышение доступности энергетической, газораспределительной инфраструктуры с целью упрощения, ускорения и удешевления процедур подключения промышленных объектов и объектов капитального строительства к электрическим и тепловым сетям, повышение прозрачности и уровня комфорта взаимодействия потребителей и поставщиков электрической и тепловой энергии.

«Туристско-рекреационный кластер» — единая платформа сервисов для отдыхающих и туристов. Главным в реализации данного проекта является создание специальной информационной системы, которая бы обеспечивала эффективное взаимодействие между игроками и тем самым продвигала турпродукт.

Необходимо заметить, что совершенствование развития данного кластера предусматривает развитие туризма с точки зрения использования всего многообразия современных наукоемких технологий, а также интеграцию технологических систем таких сопряженных с туризмом отраслей как связь, транспорт, культура, сельское хозяйство (натуральные продукты) и прочее.

В направлении развития туризма серьезный потенциал имеется в Республике Адыгея, входящей в ЮФО [1].

Одним из проектов республики является проект «Развитие туристско-рекреационного комплекса Республики Адыгея».

При реализации данного проекта предполагается мобилизовать все имеющиеся ресурсы и усилия региональных властей, органов местного самоуправления, бизнес-сообщества на тех проектах и направлениях, которые признаны наиболее значимыми.

Инструментами реализации проекта «Развитие туристско-рекреационного комплекса Республики Адыгея» являются: формирование конкурентоспособного продукта, совершенствование коммунальной системы и социальной инфраструктуры мелких поселений, создание современной комфортной среды.

Центральным проектом развития туризма в Адыгее является создание и развитие горнолыжного курорта «Лаго-Наки», а также активное вовлечение левобережья Кубани в общий туристический оборот Юга России. При этом необходимо активно использовать инструменты и механизмы государственно-частного партнерства.

При условии эффективного сотрудничества Республики Адыгея с Краснодарским краем и другими регионами Южного федерального округа, туристско-рекреационный комплекс Республики Адыгея станет одним из ключевых звеньев Южного полюса роста.

Разработка и внедрение региональной туристской технологической платформы является пилотным проектом, который, вполне возможно, выйдет на уровень федеральной технологической платформы с привлечением федерального финансирования.

«Кластер умной промышленности» предполагает создание системы обеспечения всех других кластеров Южного полюса роста высококачественными средствами производства и промышленной продукцией, произведенными в субъектах Южного Федерального Округа. Основным направлением станет: быстро развивающиеся агропромышленный, торгово-транспортно-логистический, санаторно-курортный и туристский комплексы. Мощный импульс в развитии предприятий комплекса отраслей промышленности края обусловлен потребностью растущего агропромышленного комплекса в сельхозмашиностроении, оборудовании по переработке сельхозпродукции, таре и упаковке. А развитие санаторно-курортного и туристского комплекса в процессе создания объектов туризма и рекреации, в процессе эксплуатации этих объектов открывает новые пути для поставок машин, оборудования, материалов и продукции многим предприятиям машиностроения, лесной, легкой промышленности, химической, металлообработки, промышленности строительных материалов.

«Кластер социальных и креативных индустрий». Данный флагманский проект направлен на создание системы развития и творчества человека. Основой служит осуществление ряда проектов на базе спектра продуктов и услуг социальной сферы, которые создают комфортные для развития как в личностном, так и в профессиональном плане, в форме творческой самореализации. Главный упор сделан на эффективную реализацию услуг в сфере образования, здравоохранения и культуры, социальные, финансовые, деловые и персональные услуги

Важной особенность кластера - сервисный характер функционирования. Качество человеческих ресурсов, работающих над реализацией флагманского проекта является основой деятельности по его осуществлению. Здесь выявляется определённая взаимозависимость между качеством человеческого капитала и процессом осуществления успешной работы над кластером: развитие кластера прямо связано с профессиональной подготовкой задействованного персонала, которая является результатом всей работы над группой проектов; что является непосредственной причиной решения проблемы обеспечения экономики региона персоналом с высоким уровнем квалификации.

Реализация проекта будет достигнута через осуществление следующих программ, имеющих приоритетный статус: «Здоровье и долголетие», «Обучение через всю жизнь», «Культура Кубани - развитие творческих индустрий», «Повышение производительности», а также «Кадровое обеспечение отраслей экономики».

Таким образом, стратегия развития региона разрабатывается для определения приоритетных направлений работы, как для всего округа, так и для отдельных его образований, программ и проектов для их взаимодействия, которые бы усиливали синергетические эффекты, то есть стратегия развития всего Южного федерального округа не идёт вразрез с долгосрочными планами отдельных его субъектов, имея общие цели и направления развития.

Проекты, декларируемые документами долгосрочного планирования регионов ЮФО, разработаны совместно для повышения привлекательности территории для бизнеса, улучшения качества жизни населения (в части благосостояния, социальной защищенности, безопасности, развития культурной, социальной и инфраструктурной среды) и определения условий обеспечения сохранности природных ландшафтов.

В свете укрепление межрегиональной интеграции регионов Южного федерального округа, приоритетным видится создание межрегиональных инновационных систем, ведущих к формированию экономических кластеров.

Качественная система управления развитием территорий, высокий уровень подготовки персонала, налаженное взаимодействие между ведомствами, отраслями и муниципальными учреждениями, а также учёт специфики системы средств и методов установления меры и правил территориального развития - ключевые моменты для успешной реализации деятельности по флагманским проектам.

Все это должно учитываться и реализовываться совместными усилиями властей Республики Адыгея, Краснодарского края и других регионов ЮФО.

Источники:

1. Алексеев А.В. Мониторинг социально-экономического развития регионов ЮФО России // Экономика и управление: ключевые проблемы и перспективы развития : материалы VIII Международной научно-практической конференции / отв. ред. Е.В. Королюк. Краснодар, 2018. C. 11-16.

2. Жигна Ю.А. Анализ социально-экономического положения Южного федерального округа // Молодой ученый. 2017. № 26 (160). С. 117-121.

3. Закон Краснодарского края «О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года» от 21 декабря 2018 года N 3930-КЗ (с изменениями на 14 октября 2020 года) // Техэксперт: [сайт]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/550301926 (дата обращения: 14.11.2020).

4. Лисицина Д. Инициативы с Юга // Российская газета. - 2020, 19 июня. - № 8187.

5. Полонский И. Что произошло с российской экономикой с начала 2020 года: события и показатели // Военное обозрение: сетевое издание: сайт. - https://topwar.ru/172334-chto-proizoshlo-s-rossijskoj-jekonomikoj-v-2020-godu-vse-ploho-ili-est-nadezhda.html (дата обращения: 13.11.2020).

6. Постановление кабинета министров республики Адыгея «О Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года» от 26 декабря 2018 года N 286 // Техэксперт: [сайт]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/550299565 (дата обращения 14.11.2020).

References:

1. Alekseev A.V. Monitoring of the socio-economic development of the regions of the Southern Federal District of Russia // Economics and Management: Key Problems and Development Prospects: Proceedings of the VIII International Scientific and Practical Conference / otv. ed. E.V. Korolyuk. Krasnodar, 2018. P. 11-16.

2. Zhigna Yu.A. Analysis of the Socio-Economic Situation of the Southern Federal District // Young Scientist. 2017. No. 26 (160). S. 117-121.

3. Law of the Krasnodar Territory "On the Strategy of Social and Economic Development of the Krasnodar Territory until 2030" dated December 21, 2018 N 3930-KZ (as amended on October 14, 2020) // Techexpert: [site]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/550301926 (date of access: 11/14/2020).

4. Lisitsina D. Initiatives from the South // Rossiyskaya Gazeta. - 2020, June 19. - No. 8187.

5. Polonskiy I. What happened to the Russian economy since the beginning of 2020: events and indicators // Military Observation: network edition: website. - https://topwar.ru/172334-chto-proizoshlo-s-rossijskoj-jekonomikoj-v-2020-godu-vse-ploho-ili-est-nadezhda.html (access date: 11/13/2020).

6. Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Adygea "On the Strategy of Socio-Economic Development of the Republic of Adygea until 2030" dated December 26, 2018 N 286 // Techexpert: [site]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/550299565 (date of treatment 11/14/2020).

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-11245

Т.Е. Хорольская - к.э.н., доцент кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, khorolskaya77@mail.ru,

T.E. Khorolskaya - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of accounting theory, Kuban state agrarian University;

Л.В. Папова - старший преподаватель кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, larapapova@yandex.ru,

L. V. Papova - senior lecturer of the Department of accounting theory, Kuban state agrarian University.

Е.А. Пустовалова - магистрант, Кубанский государственный аграрный университет Elena12.1996@mail.ru,

E.A. Pustovalova - undergraduate, Kuban state agrarian University.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОПЛАТЫ ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ РАБОТНИКОВ THE RELATIONSHIP BETWEEN WAGES AND PROFESSIONAL COMPETENCIES OF EMPLOYEES

Аннотация. Во все времена перед работодателем всегда стоял вопрос повышения производительности труда, отдачи работников. Регулирование данного процесса возможно при помощи внедрения и использования эффективных, работающих схем мотивации персонала. Работодатель должен стремиться повышать стимулирующую функцию заработной платы путем разработки новых, современных подходов. При этом должна учитываться способность персонала принести положительный экономический эффект компании, которая заключается в наличии у каждого члена трудового коллектива компетенций и практических навыков, соответствующих занимаемой должности.

Профессиональные компетенции выступают одним из главных параметров, по которым дается оценка человеческого капитала конкретной предпринимательской структуры. Владение в полной мере профессиональными компетенциями говорит о способности индивида решать задачи и знать стандарты их выполнения, принятые в организации или отрасли. Сотрудники, обладающие в полной мере всем необходимым набором не только общих, но и профессиональных компетенций, способны значительно повысить эффективность деятельности компании, что несомненно должно отразиться и на их заработной плате.

Abstract. At all times, the employer has always been faced with the question of increasing labor productivity, the return of workers. Regulation of this process is possible through the introduction and use of effective, working staff motivation schemes. The employer should strive to enhance the incentive function of wages by developing new, modern approaches. At the same time, the ability of personnel to bring a positive economic effect to the company should be taken into account, which consists in the presence of each member of the workforce with the competencies and practical skills corresponding to the position held.

Professional competencies are one of the main parameters for assessing the human capital of a specific entrepreneurial structure. Fully possessing professional competencies indicates the ability of an individual to solve problems and know the standards for their implementation adopted in an organization or industry. Employees who fully possess all the necessary set of not only general, but also professional competencies are able to significantly increase the efficiency of the company, which should undoubtedly be reflected in their salaries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.