Научная статья на тему 'Интеграция содержания специальной и языковой подготовки студентов ссуз строительного профиля'

Интеграция содержания специальной и языковой подготовки студентов ссуз строительного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция содержания специальной и языковой подготовки студентов ссуз строительного профиля»

ИНТЕГРАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ И ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ССУЗ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

Ф.М. Зиннурова, аспирант ИПППО РАО

В настоящее время, когда происходят глубокие взаимопроникающие процессы в экономической, политической, информационной и других сферах нашей жизни, принцип интеграции становится системообразующим фактором социума. Естественно, что современная система образования не может оставаться в стороне от потребностей и запросов общества.

Проблема интеграции актуальна не только для российской педагогики, но и для педагогической науки в целом. Журнал «Перспективы», издаваемый Международным бюро ЮНЕСКО, на протяжении ряда лет публикует статьи ученых разных стран, пропагандирующих идею междисциплинарного подхода к современному образованию и считающих принцип междисциплинарности одним из основополагающих принципов учебного процесса (Ж.-Л. Мартинан, Ж. Фуре и

др.).

Суть интеграции - в поиске единого объединяющего начала, присущего разнохарактерному содержанию и, как следствие, в создании нового интегрированного содержания.

Специфической особенностью среднего профессионального образования является одновременное осуществление двух видов подготовки - общеобразовательной и специальной. Поэтому одной из важных проблем педагогической деятельности является установление связей в содержании, формах, методах обучения молодых специалистов.

Если рассматривать учебный процесс в ссуз как сложившуюся систему, то интеграцию следует считать одной из сторон его развития, которая способствует движению системы обучения к боль-

шей целостности, характеризующейся качественным изменением свойств элементов. Отсюда интеграция содержания обучения представляет собой процесс качественного изменения состава учебной информации, комплекса практических задач, обеспечивающих целостность и соответствие содержания подготовки требованию профессиональной деятельности.

Таким образом, интегрированное содержание является той субстанцией, в которую студент в состоянии погрузиться. Погружение возможно, если создана информационно плотная, непрерывная обучающая среда. Именно это и присуще интегрированному содержанию.

Строительство представляет собой одну из важнейших и высокоразвитых отраслей народного хозяйства. Ему принадлежит третье (после промышленности и сельского хозяйства) место в производстве валового общественного продукта, национального дохода. В настоящее время перспектива развития строительства, его приоритетность и характер перестройки на ближайшие периоды будет определять потребность в работниках строительного профиля.

В соответствии с особенностями современного этапа и перспективами развития экономики и социальной сферы происходит изменение роли, места и функции специалистов строительного профиля, повышение требований к их компетентности, технологической культуре и качеству труда, готовности успешно работать в условиях открытого мирового информационного пространства.

Предметы специального цикла занимают важное место в подготовке специалистов. В строительных специальностях

изучаются такие предметы, как «Архитектура зданий и сооружений», «Строительные материалы и изделия», «Строительные машины», «Технология строительного производства», «Охрана труда», «Экономика и планирование строительного производства» и т.д. Все эти предметы полностью охватывают строительный процесс. По цели и месту в учебном процессе, содержанию, формам и методам обучения они имеют специфические особенности в сравнении с общеобразовательными предметами. Содержание специальных предметов определяет организацию и методы обучения, характер учебной деятельности преподавателя и студентов. Задача изучения специальных предметов - приобретение студентами знаний о системе машин, механизмов, приборов и т. п., о технологии и организации строительного производства, материалах и изделиях применительно к профессии строителя. При этом у студентов формируются способности ориентироваться в современном производстве, умения решать конкретные производственные, связанные с выполнением работ, типичных для строительной специальности задачи. Важными факторами определения содержания и построения специальных предметов являются требования технологии строительного производства, а также принципы дидактики: в первую очередь систематичность и последовательность, связь теории и практики, доступность.

Реформа профессиональной школы предусматривает использование наиболее эффективных средств и методов подготовки студентов к трудовой деятельности. Овладение основами наук и орудиями труда предполагает постоянную заботу о приобретении навыков умелого обращения с другим важнейшим орудием -орудием мысли, общения, взаимодействия - языком.

Для решения проблем формирования языковой личности возникла необходимость изучать не два, а три языка (русский, татарский и один иностранный) на

уровне активного говорения. Начало цивилизованному, справедливому решению проблемы языкового строительства в многоязычной Республике Татарстан положено Декларацией «О государственном суверенитете Татарской Республики», которая была принята Верховным Советом 30 августа 1990 года. Это было начало на пути к реальному двуязычию: татарско-русскому и русско-татарскому. Русский и татарский языки стали государственными в Республике Татарстан, их изучают и русские, и татары. В то же время усилилась сфера международной активности Татарстана, появилась устойчивая потребность в хорошем знании одного из европейских языков. Специалисты разных областей человеческой деятельности потребовали немедленного обучения языкам как орудию производства. Их не интересует ни теория, ни история языка, а требуется исключительно функциональный подход, для использования в профессиональной сфере.

Современные социально-экономи-

ческие условия предоставляют широкие возможности для международного партнерства, создания совместных предприятий, обмена информацией. Современные строительные компании и предприятия нашей страны испытывают потребность в высококвалифицированных специалистах, умеющих не только читать и переводить специальную литературу, но и общаться с зарубежными коллегами.

В настоящее время в строительстве используются новые зарубежные эффективные материалы и конструкции, машины и оборудование, новые виды транспортных средств. Создаются совместные строительные комплексы с зарубежными специалистами. Огромное количество зарубежных специалистов строительного профиля работают в строительных комплексах.

Одним из путей адаптации строителей к современным рыночным условиям становиться практическое овладение русским, татарским, иностранным языками, которые позволят им использовать языки

как средство информационной деятельности, систематического пополнения своих профессиональных знаний, профессионального общения.

Специалисты строительного профиля, не имеющие специальной языковой подготовки, сталкиваются со значительными трудностями. Языковая подготовка, прежде всего, должна обеспечивать специалисту доступ к зарубежным источникам информации, без чего в настоящее время немыслима не только исследовательская деятельность специалиста, но во многих случаях и чисто практическая. Необходимостью является получение информации об исследованиях в области строительства, о совершенствовании технологии из зарубежных источников, применении новых эффективных импортных строительных материалов, конструкций, строительных машин и высокопроизводительного оборудования, а также возможность общения с зарубежными коллегами. Овладение языками специалистами строительного профиля - это одно из условий успешной деятельности в данной сфере производства на современном этапе.

Таким образом, соединение в одно целое содержания специальной и языковой подготовки - это цель, достижение которой позволит улучшить качество подготовки квалифицированных специалистов строительного профиля.

Обучение русскому, татарскому и иностранным языкам в профессиональной школе предполагает достижение студентами несколько продвинутого, по сравнению с общеобразовательным, профильного уровня, ориентированного на выбранную профессию. Использование специфики языков как учебных предметов с их ярко выраженными межпредметными характерами позволяет рассматривать их как «средство реализации профильного обучения».

Под содержанием обучения понимается все то, чему следует учить студентов, оно целиком и полностью определяется целями и условиями обучения. Со-

держание обучения языкам не может не считаться с перспективой профессионального роста будущих специалистов. Программы в целом, каждые разделы, темы, вопросы не могут быть произвольными, не могут мотивироваться какой-то абстрактной идеей, они диктуются совершенно конкретными условиями и социальными требованиями. Отбор содержания языковой подготовки определяет создание условной языковой среды.

При некотором переструктурирова-нии содержания обучения, а именно сокращении общеобразовательной тематики и введении за этот счет профильного обучения предметам языкового цикла, может быть придана определенная профильная направленность. Как считает И.Л. Бим, и в этом случае может быть достигнут пороговый уровень обученности студентов при определенной специализации обучения языку в соответствии с профилем ссуз.

Обучение татарскому, русскому и иностранным языкам в ссуз строительного профиля имеет свою специфику как в отношении конечных целей, объекта изучения, так и отбора методов и приемов работы. Определение конечных целей представляет собой результат моделирования профессиональной деятельности специалиста строительного профиля в ситуациях, где необходимы умения и навыки владения языками. К основным умениям, определяемым действующими Программами, относятся умения работать с технической литературой (владение ознакомительным, изучающим и поисковым видами чтения), поддерживать беседу в ситуациях профессионального общения, понимать на слух сообщения на профессиональные темы.

Таким образом, новая социальноэкономическая и политическая ситуации обусловливает повышение требований к уровню языковой подготовки студентов строительного профиля, поскольку знание иностранного языка превращается на современном этапе развития общества в категорию реально востребованную.

Социальное воспитание

В профессиональной деятельности владение языком становится не только требованием времени, жизни, но и неотъемлемой частью культуры труда специалиста. Специалисты ссуз строительного профиля, не имеющие специальной языковой подготовки, сталкиваются со значительными трудностями в условиях быстрого развития элементов рыночной экономики.

Проведенный опрос в Политехническом колледже г. Нижнекамска выявил то, что студенты желают владеть свободно тремя языками (русским, татарским и каким-либо иностранным) - 72%. 28% респондентов хотят свободно владеть двумя языками (русским и иностранным). Только 57% студентов реально владеют двумя языками (русским и татарским). 43% - одним языком.

Однако анализ опыта преподавания предметов языкового цикла позволяет судить, что в ссуз мало внимания уделяется вопросам языковой подготовки специалистов строительного профиля. Наблюдения за процессом обучения и за его результатами позволили сделать вывод, что специалисты строительного профиля не могут применить языки (русский, татарский, иностранный) в сфере своей профессиональной деятельности, не мо-

гут пользоваться полученными знаниями и умениями на практике. Известны трудности «вхождения» в язык. Даже владея неплохо лексикой, грамматикой и видами речевой деятельности (слушание, понимание, разговорная речь, чтение, письмо) в учебных условиях, выпускник строительного профиля оказывается несостоятельным в реальных условиях, когда требуется использовать язык как средство решения профессиональных задач.

Умения и навыки чтения литературы по строительной специальности, обсуждение информации по специальности, составление и предъявление в устной форме сообщений по общим вопросам специальности, умение активно владеть языком специальности являются необходимыми составляющими профессиональной конкурентоспособности современных специалистов строительного профиля.

В условиях постоянного изменения в технике и технологии строительного производства, создания совместных

строительных предприятий с иностранными коллегами специалисты строительного профиля имеют большую потребность в языковой подготовке, поэтому специальная языковая подготовка является одним из основных элементов конкурентоспособности специалиста.

РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕДИАТОРОВ В РАЗВИТИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

Н.П.Митюхина, аспирант ИПППО РАО

Понятие «духовность» связано с понятиями «дух», «душа», «внутреннее», «душевность», «нравственность», «мо-

раль», «самосознание» и др.

По мнению ряда исследователей, охарактеризовать дух, духовность как понятия можно лишь ассоциативно, метафорически, поскольку современный понятийный уровень познания слишком груб и примитивен для этой сферы.

Духовность — это весьма сложное многомерное качество человека, которое проявляется в следующих моментах:

- восхождении к высшим человеческим идеалам и ценностям;

- единстве эмоционального и рационального, материального и идеального;

- стремлении постичь истину, осознании самого себя как части космического, единении с миром природы;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.