Научная статья на тему 'Интеграция школы и вуза: проблемы и перспективы'

Интеграция школы и вуза: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вифлеемский Анатолий Борисович, Малинин Валерий Анатольевич

Зачем школе и вузу нужна интеграция? Решение вопросов организационного и правового обеспечения этой интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция школы и вуза: проблемы и перспективы»

Анатолий Борисович Вифлеемский, действительный член Академии педагогических и социальных наук, доктор экономических наук, г. Нижний Новгород

Валерий Анатольевич Малинин, кандидат педагогических наук, директор средней школы № 187 с углублённым изучением отдельных предметов, г. Нижний Новгород

ИНТЕГРАЦИЯ ШКОЛЫ И ВУЗА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Зачем нужна интеграция школе и вузу?

Наши исследования показали, что родителями особенно востребовано массовое образование повышенного уровня — школы с углублённым изучением отдельных предметов, каковой, в частности, является школа № 187 с углублённым изучением отдельных предметов. В частности, это определяется и особенностями микрорайона, в котором находится школа. Это микрорайон университетской интеллигенции, требующей высококачественного образования для своих детей и внуков и способной дать объективную оценку работе школы.

Родители учащихся в буквальном смысле слова «голосуют ногами», стремясь направить своих детей в школы, обеспечивающие повышенный уровень образования. В Нижнем Новгороде при всех демографических проблемах отсутствуют свободные места в лицеях, гимназиях и школах с углублённым изучением отдельных предметов, а родители стремят-

ся определить своих детей именно в такие учреждения, понимая разницу в качестве образования. Требовательность родительской общественности влечёт необходимость постоянного повышения качества образования в школе. При этом возникают неизбежные проблемы, связанные с ограниченностью ресурсного обеспечения данного процесса.

Кроме того, как показали исследования учёных и практика работы средней школы № 187, современная школа одна не может подготовить конкурентоспособную, успешную, творческую, компетентную личность. Это возможно только в условиях тесного взаимодействия с вузом. Вместе с тем, нельзя не согласиться с академиком В.А. Садовничим, который не без основания заявляет, что разрыв между высшей и общеобразовательной школой сегодня достиг катастрофической глубины.

В такой ситуации интеграция школы и вуза стала очень востребованным направлением по-

вышения качества образования. Конкретных способов такой интеграции существует достаточно много: участие профессорско-преподавательского состава вуза в проведении различных занятий с учащимися школы, организация учебно-исследовательской деятельности, профориентацион-ной работы, подготовка к олимпиадам, турнирам, конкурсам, работа по повышению квалификации педагогов школы, участие педагогов в создании инновационных проектов, совместное участие в решении задач инновационного развития школы и вуза. Все эти формы совместной деятельности активно используются, в том числе, и средней школой № 187 в рамках интеграции с Национальным исследовательским университетом ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

В то же время от частных способов необходим переход к системной интеграции деятельности школы и вуза, что позволит создать образовательный комплекс «школа-вуз» уже не на как совокупность элементов совместной деятельности, а как образовательный институт, совместно реализующий основную программу общего образования.

Результатом развития интеграционных процессов, по нашему мнению, станет достижение следующих двух системных эффектов, крайне важных не только для школы или вуза, но и для общества в целом:

1. Успешная профориентация выпускника школы

Становление научного мировоззрения в школе является необходимым условием дальнейшей подготовки в университете научных работников, научно-педагогических кадров (начиная с уровня обучения в магистратуре). В нашем случае уже установлено профориен-

91

тационное значение углублённого изучения экономики и математики в школе для дальнейшего обучения в университете.

Вузы, в условиях захлестнувшего уровень высшего образования демографического спада, как никогда заинтересованы в абитуриентах. Однако, в условиях ставшего очевидным падения среднего уровня качества общего образования (что, с одной стороны, наглядно показывают результаты ЕГЭ, несмотря на то, что данную форму итоговой аттестации обоснованно считают одним из факторов, приведших к такому падению) для вуза становится крайне актуальным не просто увеличение числа потенциальных абитуриентов, заинтересованных в поступлении именно в эту образовательную организацию высшего образования, а увеличение числа абитуриентов, способных к обучению в вузе с учётом специфики образовательных программ и заинтересованных в получении конкретной специальности.

Особенно важным это является для более сложных специальностей, предполагающих более продолжительный срок обучения (магистратуру), для которых необходима подготовка повышенного уровня по сравнению со стандартным школьным обучением.

В условиях констатируемого многими специалистами ухудшения качества педагогических кадров в школе (вследствие тройного негативного отбора), для обеспечения более высокого качества абитуриентов вузу необходимо принимать участие в их обучении уже на уровне среднего общего образования.

2. Трудоустройство по специальности и развитие предпринимательских способностей выпускника вуза.

92

В соответствии со статьёй 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации обеспечивают открытость и доступность информации о трудоустройстве выпускников. Доля выпускников, трудоустроившихся по специальности, объективно показывает эффективность деятельности вуза, обеспечивающего подготовку специалиста по востребованной экономикой страны специальности. Трудоустройство по специальности выпускников, обучавшихся за счёт средств бюджета, говорит также и о реализации принципа эффективности использования бюджетных средств вузом, исходя из результативности (достижения наилучшего результата с использованием определённого бюджетом объёма средств1).

Как показал опыт совместной деятельности Национального исследовательского университета ННГУ им. Н.И. Лобачевского и средней школы № 187, углублённое изучение экономики может включать в себя блок раннего развития предпринимательских способностей учащихся, которые затем получают новое качественное развитие при обучении в университете по экономическим специальностям. По окончании обучения возможна работа не только по экономическим специальностям, но и самостоятельное ведение предпринимательской деятельности, что обеспечивает качественно иной уровень социализации выпускника по окончанию обучения в

1 «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-Ф3, статья 34.

вузе. Кроме того, достигается крайне важный для нашей страны социально-экономический эффект, связанный с развитием малого бизнеса.

Отметим также, что перспективным направлением является дальнейшее развитие интеграции школы и вуза, посредством включения в интеграционные процессы базового производства. Это позволит достигнуть иного уровня указанных выше системных эффектов. Обратим внимание на то, что в современных условиях необходимо прорабатывать вопросы интеграции, прежде всего с предпринимателями.

Организационно-правовые проблемы оформления интеграции «школа-вуз»

Действующее законодательство позволяет произвести юридическое оформление интеграции «школа-вуз» различными способами.

Первый, самый напрашивающийся способ— это реорганизация школы и вуза путём присоединения школы к вузу. В результате схема интеграции приобретает совершенно естественный вид — школа является частью структурного подразделения вуза, и даже де-юре мы имеем систему непрерывного образования. На практике же такая схема крайне сложно реализуема вследствие особенностей российского образовательного законодательства.

Полномочия по финансовому обеспечению предоставления различных уровней образования в российском законодательстве таковы, что федеральный государственный вуз не может получить финансирования из бюджета

на реализацию основных общеобразовательных программ. Государственные вузы, учрежденные субъектами РФ, такое финансирование получить могут, однако в качестве субъекта интеграции они почти никому не интересны, ибо такие вузы — всего лишь бывшие техникумы и в качестве полноценных высших учебных заведений они практически нигде и некем не рассматриваются.

Заметим, что авторы статьи ничего не имеют против среднего профессионального образования, считая его важным уровнем образования, обеспечивающим подготовку кадров для многих специальностей. Однако это образование имеет иные задачи, нежели высшее образование. При этом введение бакалавриата де-факто означает признание важности среднего профессионального образования. Ведь с учётом сложившегося имиджа неполноценности среднего профессионального образования, фактически его повышенный уровень назвали уровнем высшего образования — бакалавриатом, что с трудом воспринимается как работодателями, так и обществом в целом.

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся:

• обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного

93

общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

• организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации.

Таким образом, если школа становится структурным подразделением федерального вуза, субъект Российской Федерации не обладает полномочиями по его финансированию. Теоретически возможно принятие регионального закона об образовании, в рамках которого такие полномочия будут определены в дополнение к федеральным. Однако на практике, с учётом дотационности субъектов РФ, за редким исключением, принятие таких законов маловероятно.

Получение же вузом финансирования из федерального бюджета на реализацию программ общего образования также маловероятно. Ведь это уже выходит за полномочия федеральных органов власти, установленные статьёй 6 Закона об образовании. Согласно данной статьи, к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся организация предоставления

94

высшего образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение на конкурсной основе бесплатно высшего образования, а также организация предоставления дополнительного профессионального образования в федеральных государственных образовательных организациях.

Впрочем, Минобрнауки вполне может выйти за рамки полномочий, установленных 3аконом об образовании. По крайней мере, ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Минобрнауки России федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, утверждённый Минобрнауки России 07.04.2014 № АП-24/18вн, включает в себя реализацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Только вот перечень наименований учреждений, которые получают соответствующие государственные задания, не превышает полутора десятков. Указание именно перечня конкретных учреждений (а не просто «организации высшего образования») свидетельствует о том, что оказание таких государственных услуг федеральными государственными учреждениями является исключением из правил.

Направление вузом на обучение детей в школе, являющейся его структурным подразделением, средств, полученных в качестве субсидии на выполнение государственного задания по обучению по программам высшего профессионального образования (и другим программам, реализуемым вузом) будет означать для вуза нецелевое использование бюд-

жетных средств. Таким образом, при отсутствии соответствующего государственного задания единственным возможным источником становятся средства от иной приносящей доход деятельности. В результате придётся либо оказывать платные образовательные услуги в этом структурном подразделении, либо искать благотворителей, которые бы оплатили обучение детей в школе.

Понятно, что реализация такого варианта, конечно, возможна, но лишь как исключение. Массовый характер подобного оформления интеграции школы и вуза невозможен.

Следовательно, необходимо присмотреться ко второму возможному варианту оформления интеграции «школа-вуз», основанному на реализации принципа сочетания государственных и договорных начал в образовании.

Второй вариант правового оформления интеграции заключается в использовании сетевой формы реализации образовательных программ, возможность которой установлена статьёй 15 Закона об образовании.

Согласно 3акону, сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения учащимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские ор-

ганизации, организации культуры, физкультур-но-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между школой и вузом. При этом школа и вуз должны совместно разработать и утвердить образовательные программы, реализуемые в сетевой форме. В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ, заключаемом школой и вузом для реализации программ общего образования, согласно установленным Законом об образовании требованиям, указываются:

1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определённогро уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

2) статус учащихся в организациях, участвующих в реализации образовательных программ в сетевой форме, правила приёма на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы;

3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, порядок реализации образовательной программы, характер и объём ресурсов, используемых каждой органи-

95

зацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

Таким образом, для сетевой реализации программы общего образования, вуз должен иметь лицензию на реализацию соответствующей образовательной программы, если предусматривается, что часть основной образовательного программы основного или среднего общего образования будет реализована вузом силами вузовских преподавателей и на площадях вуза.

При этом в рамках порядка реализации образовательной программы, характера и объёмов ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы, в таком договоре необходимо обязательно указывать место реализации образовательных программ.

Важным вопросом в рамках договора о сетевой реализации образовательной программы станет вопрос финансового обеспечения реализации такой программы. Теоретически, как и в первом варианте, возможно установление государственного задания вузу Мин-обрнауки России. Однако на практике, с учётом текущего сокращения расходов бюджета и появления приоритетов финансирования системы образования, прежде всего Крыма (за счёт остальных регионов), говорить об

96

увеличении финансирования вуза из федерального бюджета для его включения в сетевую реализацию образовательных программ не приходится.

Тем не менее, в данном случае обоснованным становится оплата непосредственно школой вузу части образовательной программы, реализуемой им в рамках сетевого взаимодействия за счёт средств норматива финансового обеспечения, выделяемых из бюджета соответствующего субъекта РФ. При этом такое финансовое обеспечение возможно произвести пропорционально доле реализуемой в рамках сетевого взаимодействия основной образовательной программы общего образования.

Кроме того, практика показывает, что существуют попечительские советы — некоммерческие организации родительской общественности, готовые осуществлять финансовую поддержку сотрудничества вуза и школы, так как родители прекрасно понимают пользу такого взаимодействия для своих детей.

В то же время сетевая реализация образовательных программ пока ещё не имеет должного регулирования в подзаконных нормативных правовых актах, что вызывает определённые проблемы в её практической реализации.

Так, Приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1320 «Об утверждении формы лицензии на осуществление образовательной деятельности, формы приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности и технических требований к указанным документам» никоим образом не учитывает возможность реализации образовательных программ в сетевой форме.

Между тем, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» для образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с использованием сетевой формы реализации образовательных программ при лицензировании предъявляются дополнительные требования, установленные п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности — наличие договора, заключённого между организациями, осуществляющими образовательную деятельность, о сетевой форме реализации образовательных программ, а также совместно разработанных и утверждённых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьёй 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

При лицензировании такой программы необходимо представить копию договора о сетевой форме реализации образовательных программ, заключённого в соответствии со ст. 15 3акона № 273-Ф3 (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена), а также копии разработанных и утверждённых совместно с другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ (при наличии образовательных программ, реализуемых с использованием сетевой формы).

При дословном прочтении Положения о лицензировании получается, что в случае сетевой реализации образовательной программы необходимо представлять соответствующие договора и получать лицензию с учётом вы-

полнения дополнительных требований. Это приводит к выводу о том, что реализация образовательных программ в сетевой форме является отдельной разновидностью образовательной деятельности, которая подлежит дополнительному лицензированию.

При этом в Законе об образовании вроде как говорится про сетевую форму реализации образовательной программы, однако эта форма реализации образовательной программы не является формой получения образования или формой обучения (статья 17 Закона об образовании). Требуются разъяснения Мин-обрнауки России по поводу того, необходимо ли получение лицензии для сетевой формы реализации образовательной программы в случае, если у образовательной организации имеется лицензия о реализации аналогичной образовательной программы в обычной форме. Хотя таких разъяснений мы ждём с большой опаской: Минобрнауки умудряется издавать крайне противоречивые нормативные акты, в том числе по вопросам сетевой формы реализации образовательных программ.

В частности, так называемые ФГОС второго поколения имеют массу недостатков, а их отдельные требования противоречат текстуально соседствующим требованиям. Например, согласно п. 22. Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утверждённого Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413, требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы включают следующие:

«Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу,

97

должно быть укомплектовано квалифицированными кадрами. Уровень квалификации работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности».

«В образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу, должны быть созданы условия для: ....реализации электронного обучения, применения дистанционных образовательных технологий, а также сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями, обеспечивающими возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов».

На наш взгляд, совершенно очевидно, что невозможно одновременно обеспечить и укомплектованность учреждения кадрами (полную укомплектованность!) и сетевое взаимодействие для «восполнения недостающих кадровых ресурсов». Либо одно, либо другое. При этом сетевое взаимодействие возможно не только для «восполнения недостающих кадровых ресурсов», но и для привлечения кадровых ресурсов совершенно иного уровня, а также привлечения иных ресурсов сторонней организации.

Дистанционная довузовская подготовка как перспектива интеграции школы и вуза

Учитывая, что имеются определённые проблемы с финансовым обеспечением реализации образовательных программ в сетевой форме, необходимо искать способы оптимизации затрат.

98

Согласно статьи 13 3акона об образовании, образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий регламентируется статьёй 16 3акона об образовании.

Под «электронным обучением» понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие учащихся и педагогических работников. Под «дистанционными образовательными технологиями» понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии учащихся и педагогических работников.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установ-

ленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

В России дистанционное образование ассоциируется преимущественно с обучением лиц с ограниченными возможностями на дому. Об этом говорится, в частности, в федеральных программах в области модернизации образования, в некоторых федеральных нормативных правовых актах. Так, например, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 года № 1112 устанавливались правила определения порядка и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов на дому по образовательным программам общего образования в целях: оснащения компьютерным, телекоммуникационным и специализированным оборудованием и программным обеспечением для организации дистанционного образования детей-инвалидов и подключения к сети Интернет рабочих мест для детей-инвалидов и педагогических работников, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов; обучения педагогических работников и родителей детей-инвалидов по вопросам организации дистанционного образования детей-инвалидов и организационно-методического обеспечения указанного обучения.

Такое отношение к дистанционному образованию нельзя признать обоснованным. Дистанционное образование захватывает сего-

дня миллионные аудитории. Более того, современное дистанционное образование — это не видеолекция, а целый комплекс роликов с иллюстративными материалами, тестами, форумами для обсуждений и интерактивным общением с преподавателями. Электронные дистанционные курсы сегодня включают в себя видеолекции с субтитрами, презентации, ин-фографику, текстовые конспекты лекций, домашние задания, виртуальные лаборатории, тесты и итоговые экзамены.

Появление массовых открытых онлайн-курсов (МООК) означает коренную автоматизацию сферы образования со всеми вытекающими последствиями (в том числе — качественное образование, соответствующее определённым стандартам, становится более доступным).

Перспективы интеграции «школа-вуз» на данном этапе, по нашему мнению, связаны с использованием дистанционных технологий. МООК кардинально снижают издержки вуза (единожды прочитав курс, его можно использовать для десятков тысяч студентов). Однако такие курсы могут быть использованы и в рамках довузовской подготовки в системе «школа-вуз».

Отмечается, что «для сильных университетов МООК — эффективный инструмент маркетинга, позволяющий привлекать лучших абитуриентов и увеличивать отрыв. Это обостряет конкуренцию на рынке образования»2.

При этом МООК в рамках системы «школа-вуз» будет также прекрасным средством приучения учащихся к дистанционному обучению. Навыки онлайн-обучения позволят повысить их мобильность при получении выс-

99

шего профессионального образования, сформировать индивидуальные образовательные маршруты в вузе (при предоставлении вузом возможностей зачёта курсов других учебных заведений).

Онлайн-обучение позволяет вести детальный анализ усвоения материала с учётом особенностей каждого учащегося. Это даст возможность вузу в дальнейшем более обоснованно отбирать лучших абитуриентов, учитывая, в том числе результаты предшествующего онлайн-обучения (актуально для программ, требующих хорошей довузовской подготовки).

Для контроля знаний можно использовать автоматическую систему и перекрёстную проверку учащимися друг друга, что означает снижение затрат на реализацию образовательных программ с использованием таких технологий.

Отметим, что перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ, по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. В настоящее время утверждены лишь перечни профессий и специальностей среднего профессионального обра-

2 Сараев В. Неленинский университет миллионов. Эксперт. №28, 2014. С. 49— 54, С. 51.

100

зования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных техно-логий3. На довузовскую подготовку указанный перечень никаких ограничений не накладывает.

Довузовскую подготовку с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ необходимо осуществлять с выполнением требований Приказа Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». В то же время данные правила не содержат ника-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ких новых требований, по сравнению с уже установленными Федеральным законом от 29 декабря 2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

Ключевым при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий является создание условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение учащимися образовательных программ в полном объёме независимо от места их на-хождения4.

3 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 января 2014 г. № 22.

4 Часть 3 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.