Научная статья на тему 'Интеграция рыночных и социальных компонентов бренда вуза'

Интеграция рыночных и социальных компонентов бренда вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРЕНД / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ОТРАСЛЕВАЯ ТЕОРИЯ БРЕНДИНГА / СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГА / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ БРЕНДА ВУЗА / BRAND / MARKETING RESEARCHES / THE BRANCH THEORY OF BRANDING / SOCIAL AND ETHICAL MARKETING CONCEPT / THE HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / THE SOCIAL VALUE OF THE UNIVERSITY BRAND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акопова Е. С., Борисова В. В.

Интеграция рыночных и социально-этических компонентов бренда вуза заключается в обеспечении высшей потребительской ценности и социальной ответственности, всех участников внешней и внутренней среды вуза путем формирования в их сознании, чувства уважения, восхищения и симпатии, устремления на длительное благополучие. Бренд обеспечивает вузу активную обратную связь с внешней средой и создаёт предпосылки для осуществления коррекции качественных параметров образовательного процесса – повышения качества подготовки специалистов и их специализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integrated market and social -ethical value of the university brand consists in maintenance of the higher consumer value and the social responsibility of all participants of the external and internal environment of the university by formation in their consciousness such feelings as respect, admiration and sympathy, aspiration on long wellbeing. The brand provides to university active feedback with environment and creates preconditions for realization of correction of qualitative parameters of educational process – of improvement of quality on training of specialists and their specialization.

Текст научной работы на тему «Интеграция рыночных и социальных компонентов бренда вуза»

Акопова Е.С.

д.э.н, профессор кафедры «Коммерция и логистика» РГЭУ«РИНХ»

Эл. почта: ak0D0va- sovet@rsue.ru Борисова В.В.

д.э.н., профессор кафедры «Коммерция и логистика» РГЭУ «РИНХ»

Эл. почта: veraboris- ova@jnbox.ru

ИНТЕГРАЦИЯ РЫНОЧНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ БРЕНДА ВУЗА

Интеграция рыночных и социаль- но-этических компонентов бренда вуза заключается в обеспечении высшей по- требительской ценности и социальной ответственности, всех участников процесса - повышения качества подго- товки специалистов и их специализации.

Ключевые слова: бренд, марке- тинговые исследования, отраслевая теория брендинга, социально-этическая концепция маркетинга, высшее профес- сиональное образование, социальная ценность бренда вуза.

Интеграция рыночных и социаль- но-этических компонентов бренда вуза обуславливает необходимость реализа- ции целевых установок образовательной деятельности, обеспечивающих опреде- ленную пользу, выгоду, создаваемую для общества в целом. Эта польза назы- вается социальным эффектом. Традиционно этот результат деятельности вуза, не связанный с получением прибыли и направленный на благо общества, или отдельных групп населения выражается в повышении уровня образования насе- ления, развитии интеллектуального и культурного уровня граждан и др. Дос- тижение социального эффекта может проявляться по-разному. Некоммерче- ский вуз, привлекающий абитуриентов, предлагает в качестве своих продуктов учебные специальности, специализации, программы и образовательные услуги. Ответная реакция абитуриентов (потре- бителей) выражается в количестве по- данных заявлений, а социальный эф- фект - в количестве поступивших на «актуальные» для общества специаль- ности, включая качество обучения и ка- чество выпускаемых специалистов.

Некоммерческий продукт вуза не связан с получением прибыли и предна- значен для некоммерческого обмена. Он (некоммерческий продукт) аналогично товару или услуге, производимым в процессе коммерческой деятельности, имеет определенные характеристики (ассортимент, качество, конкурентоспо- собность). Поэтому в своей маркетинго- вой деятельности вуз выполняет весь комплекс традиционных

маркетинговых функций, включая организацию марке- тинговых коммуникаций (рекламу, сти- мулирование, пропаганду, брендинг и др.). Важно различать ключевые характеристики бренда (брендинга) и товар- ного знака (знака обслуживания). Со- поставляя эти понятия отметим, что ус- луга включает такие характеристики, как область применения, функциональ- ные свойства, качество/ценность и ис- пользование (образовательные програм- мы, формы обучения, совместные меж- дународные программы, трудоустройст- во). Бренд может включать следующие элементы: пользователей марочной про- дукции; страну происхождения; ассо- циации с организацией; «личность» бренда»; символы; взаимоотношения

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 144

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ

между брендом и потребителями; эмо- циональные выгоды; выгоды самовыра- жения. Генезис терминологической, со- держательной сущности брендинга свя- зан с формированием и развитием ры- ночных отношений, обострением кон- куренции в различных сферах экономи- ки, в том числе и в сфере высшего про- фессионального образования. Изучение научных и практических публикаций о брендинге, как составной части теории маркетинга, дает основание утверждать, что, несмотря на сравнительно большую историю, многие теоретические про- блемы, касающиеся базисных понятий бренда и брендинга, по-прежнему нахо- дятся под пристальным вниманием отечественных и зарубежных ученых.

Выделим главные рубежи перехода маркетинговых концепций из одного ка- чественного состояния в другое, более совершенное, поскольку определение та- ких рубежей необходимо для понимания особенностей формирования и продви- жения бренда ВУЗа. Так, начало форми- рования концептуальных идей маркетин- га, как правило, связывают с проблемами, возникшими в сбытовой деятельности, когда кризис перепроизводства товаров потребовал изучения конъюнктуры рын- ка, исследования потребностей потребителей и поставил промышленные пред- приятия перед необходимостью произво- дить то, что продается, а не то, что уже произведено. На первоначальном этапе своего развития маркетинговые концеп- ции носили сугубо прикладной характер и в большинстве случаев рассматрива- лись, как управленческие функции в об- ласти сбыта. Результатом реализации этих теорий стало создание на крупных предприятиях новых подразделений, за- нимающихся исследованием рынка и по- явление принципиально новых методик, используемых при проведении маркетин- говых исследований потребителей, това- ров, конкурентов.

В истории развития маркетинга

важную роль сыграла и распределитель- ная концепция, вобравшая в себя идеи, связанные, прежде всего с необходимо- стью анализа товародвижения. Акцент этой концепции на товародвижение про- является в развитии таких функций мар- кетинга как изучение конъюнктуры рын- ка, планирование товародвижения, орга- низация рекламы и др.

Понимание маркетинга как рыноч- ной концепции управления связано с соз- данием в промышленно развитых странах новой системы регулирования производ- ственно-сбытовых процессов, и обуслов- лено значительным увеличением товаров, объем производства которых. на опреде- ленном историческом этапе существенно превышал спрос. Это стало импульсом дальнейшего развития теоретических ос- нов и методического обеспечения марке- тинга. В результате эволюции этой кон- цепции маркетинг стал направлять эко- номику на удовлетворение множества потребностей

потребителей.

Восьмидесятые годы двадцатого столетия ознаменовались появлением концепции социально-этического или со- циально-ответственного маркетинга. Это концепция наряду с удовлетворением потребностей потребителей в качестве ведущей идеи рассматривает проблемы ресурсосбережения, социально-этические стороны жизнедеятельности человека, охрану окружающей среды.

В последние годы, происходящие процессы глобализации мировой эконо- мики создали определенные предпосылки для развития принципиально новой мар- кетинговой концепции, которая получила названия - маркетинг взаимодействия. Эта концепция базируется на идеях парт- нерства, сотрудничества субъектов ры- ночных отношений и дополняет марке- тинговый инструментарий социально- этического воздействия методами коор- динации, интеграции, сетевого анализа, многоуровневыми коммуникационными моделями.

Преимущества концепций социаль-

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 145

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ

но-этического маркетинга и маркетинга взаимодействия очевидны. Особенно результативны эти идеи в сфере высшего профессионального образования. Обу- словлено это тем, что именно в сфере об- разовательных услуг объектом управле- ния маркетинга выступает не совокупное решение, а коммуникации между субъек- тами рынка образовательных услуг. От- ношения (коммуникации) становятся важнейшим ресурсом образовательного учреждения наряду с материальными, финансовыми, трудовыми, информаци- онными и другими ресурсами. И строить- ся эти отношения должны на социально- этической основе.

С точки зрения социально- этической концепции маркетинга важ- ную роль играет психико- эмоциональ- ный срез бренда. Бренд включает в себя два компонента: познавательный и эмо- циональный.

Социальная ценность бренда вуза заключается в обеспечении высшей по- требительской ценности и социальной ответственности, всех участников про- цесса предоставления, получения и ис- пользования образовательных услуг. Высшие учебные заведения имеют ряд существенных отличий, которые делают их весьма специфическими организа- циями: вузы ответственны за воспроиз- водство научно-технического (интел- лектуального) потенциала, без них этот процесс просто невозможен; целью су- ществования вузов не является получе- ние и максимизация прибыли (как большинства прочих организаций); ву- зы являются не только учебными цен- трами, но и исторически совмещают эту роль с ведением научно- исследовательской и инновационной деятельности. Внутренняя среда вуза образуется в результате внутренних си- туационных факторов: цели вуза; струк- тура вуза; технологии вуза; задачи вуза; персонал.

В последние годы в среде, которая является для вуза внешней, произошли существенные изменения. Надо отме- тить, что, не смотря на некоторые зна- чимые характеристики, упомянутые выше, внешняя среда любой организа- ции, в том числе и вуза, является весьма неоднородной. С точки зрения интен- сивности взаимодействия организации с внешним окружением принято выделять три среды воздействия: локальная (среда прямого воздействия) - это факторы, которые непосредственно влияют на процессы, происходящие внутри организации, и испытывают на себе прямое воздействие от нее. Обычно к объектам этой среды относят - потре- бителей, конкурентов, законы, государ- ственные органы и профсоюзы; гло- бальная (среда косвенного воздействия)

- наиболее общие силы, события и тен- денции, которые не оказывают прямого влияния на деятельность организации, но, тем не менее, формируют контекст работы. Обычно различают: социокуль- турные, технологические, экономиче- ские, экологические, политические и правовые факторы; международ- ная (среда бизнеса многонациональных компаний) - когда организация выходит за пределы своей страны и начинает ос- ваивать зарубежные рынки, в действие вступают следующие факторы: уни- кальные особенности культуры, эконо- мики, государственного или иного ре- гулирования, а также политической об- становки. Радикально изменилась внешняя среда вузов. Наиболее сущест- венные перемены произошли в сле- дующих сферах. Управление системой высшего образования. Произошла опре- деленная децентрализация, повысилась самостоятельность вузов в принятии решений. Особенно значительные изме- нения в перераспределении полномочий произошли в начале - середине 1990- х годов. Ныне наметилась тенденция повышения роли центра, однако вузы по-прежнему имеют высокий уровень самостоятельности по широкому кругу вопросов своей деятельности. В части

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 146

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ

финансирования высшего образования государство перестало выступать в роли главного и единственного инвестора. Возникли разные группы заказчиков и потребителей образовательных услуг со своими финансовыми возможностями, запросами и интересами. Появились но- вые источники финансовых средств в лице благотворительных организаций и фондов. Сформировалась конкурсная система получения финансирования на выполнение заказов. Укрепил свои по- зиции негосударственный сектор выс- шего образования. Появление негосу- дарственных вузов привело к конкурен- ции по ряду конъюнктурных специаль- ностей. Игнорировать эти изменения невозможно, и все вузы, так или иначе, более или менее успешно, вынуждены пересматривать систему формирования бренда вуза. Итак, факторы внешней макро -и микросреды вуза во многом пре- допределяют особенности формирования и продвижения его бренда. При этом, результат эффективно выстроенной полити- ки брендинга во многом зависит от внутреннего социально-этического потенциала самого вуза, что находит отражение и в политике бренда. Систему материальных и духовных ценностей вуза, отражаю- щих его индивидуальность и воспри- ятие в социальной и вещественной сре- де определяют как его организацион- ную культуру. Она представляет собой совокупность моральноэтических норм и деловых качеств профессорско- преподавательского состава, сотрудников, контингента студентов, опреде- ляющих внутренний климат и рабочую атмосферу вуза. Социальная ориентация брендинга находит свое проявление в следующих функциях современного ву- за: образовательной, воспитательной, научной, исследовательской, иннова- ционной. При этом вуз играет особую роль в системе социальных отношений, так как вносит значительный вклад в становление социально ответственной личности и в результате формирует

культуру социально ответственного общества.

Эффективность бренда, опреде- ляющаяся, по мнению Ф. Котлера, ше- стью характеристиками: атрибутами, выгодами, ценностями, культурой, пер- сонализацией и предпочтительностью для пользователя; зависит от глубины распознавания бренда, направленности и интенсивности потребительских мыс- лей, чувств и ассоциаций, а также коли- чества лояльных потребителей и степе- ни преданности потребителей своему бренду и его ценностям[1, с. 45].

При формировании и продвиже- нии бренда вуза актуализируется выбор и обоснование

методики оценки его эф- фективности. В настоящее время выде- лилось несколько методик оценки эф- фективности бренда. Каждая из них ха- рактеризуется как положительными, так и отрицательными качествами. Симбиоз этих методов позволяет оценить эффек- тивность бренда вуза на основе исполь- зования интегрального коэффициента, определяющего его результативность[2, с. 494]. Этот коэффициент рассчитыва- ется на основе оценки ресурсной, ком- муникативной, экономической, социальной и функциональной эффективно- сти бренда.

Ресурсная эффективность бренда характеризуется степенью интенсивно- сти использования ресурсов вуза для осуществления процессов брендинга, включая как затраты непосредственно связанные с формированием, развитием и продвижением бренда целевым груп- пам, так и издержки на организацию, планирование, регулирование и контроллинг системы брендинга. Ресурсная эффективность бренда может оцени- ваться такими показателями как удель- ные затраты на бренд- мероприятия, рентабельность затрат на маркетинго- вые исследования, на коммуникации и др.

Коммуникативную эффективность бренда вуза определяет такое понятие

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 147

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ

как «сила бренда». Оно отражает его способность доминировать в опреде- ленной категории брендов. Можно го- ворить о коммуникативной ценности бренда вуза, которая, в свою очередь выступает индикатором коммуникатив- ной эффективности брендинга, которая характеризует степень охвата целевых групп данным брендом в условиях действия той или иной силы бренда. То есть сила бренда вуза выступает резуль- татирующим следствием процессов по продвижению бренда и характеризуется уровнем динамики положительного имиджа бренда, сформировавшегося вследствие планомерных действий вуза в процессе управления брендом.

Экономическая эффективность бренда вузахарактеризуется соотноше- нием объёма продаж образовательных услуг, генерируемых брендом за счёт его потребительской ценности, и затрат на принятие и реализацию соответст- вующих мероприятий, способствующих инициированию этого уровня объёма продаж. Показателями оценки экономи- ческой эффективности вузовской поли- тики брендинга могут выступать динамика объёма продаж, рост доли рынка, занимаемой брендом и др.

Социальную эффективность брен- да мы связываем с его социальным воз- действием на благо общества в целом и отдельных групп населения. Социаль- ный эффект может выражаться в насы- щении рынка высококачественными об- разовательными программами, образо- вательными услугами, что повышает интеллектуальный потенциал общества, способствует реализации стратегии ин- новационного развития страны и др. Функциональная эффективность бренда вуза определяет степень его воз- действия на протекание экономических и социальных процессов. Например, сильный бренд вуза может определять динамику соотношения спроса и пред- ложения на рынке образовательных ус- луг, сложность входных барьеров на рынок и др. Сильные международные бренды определяют тенденции развития мировых глобализационных процессов. Показателем оценки такой эффективно- сти может быть вклад бренда как нема- териального актива в уровень капитали- зации вуза, в повышение его интеллектуального потенциала.

Таким образом, эффективность бренда вуза определяет интегрирован- ный комплексный критерий, учиты- вающий ресурсную, коммуникативную, экономическую, социальную и функ- циональную эффективности различных процессов, входящих в систему брен- динга

вуза. Основной акцент в вузе должен быть сделан на социально- экономическую эффективность бренда.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Котлер Ф., Картаджайя Х., Сетиаван А. Маркетинг 3.0: от продуктов к по- требителям и далее - к человеческой душе/Пер. с англ. А. Заякина. - М.: Эксмо. 2012.- 240 с.

2.Борисова В.В. Моделирование маркетинга. Раздел в коллективной монографии //Маркетинг взаимодействия. Концепция. Стратегия. Эффективность. - СПб.:Изд-воСПбГУЭФ, 2009, С.494.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.