Научная статья на тему 'Бренд ВУЗа: социально-этический аспект'

Бренд ВУЗа: социально-этический аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРЕНД / СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГА / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ БРЕНДА ВУЗА / BRAND / SOCIAL AND ETHICAL MARKETING CONCEPT / THE HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / THE SOCIAL VALUE OF THE UNIVERSITY BRAND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акопова Е. С., Ванюшкина В. В.

Конструктивную роль в формировании и развитии бренда ВУЗа играют идеи социально-этического, социально ответственного маркетинга. В сфере образовательных услуг объектом управления маркетинга выступает не совокупное решение, а коммуникации между субъектами рынка образовательных услуг. Социально-этическая ценность бренда ВУЗа заключается в обеспечении высшей потребительской ценности и социальной ответственности, всех участников внешней и внутренней среды ВУЗа путем формирования в их сознании, чувства уважения, восхищения и симпатии, устремления на длительное благополучие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ideas of socially-ethical, socially responsible marketing play constructive role in the formation and development of the university brand. Unlike communications between market subjects of educational services, the cumulative decision is not the object of marketing management in sphere of educational services. Social and ethical value of the university brand consists in maintenance of the higher consumer value and the social responsibility of all participants of the external and internal environment of the university by formation in their consciousness such feelings as respect, admiration and sympathy, aspiration on long wellbeing.

Текст научной работы на тему «Бренд ВУЗа: социально-этический аспект»

Акопова Е.С.

д.э.н., профессор кафедры «Коммерция и логистика» РГЭУ «РИНХ» Эл. почта:

[email protected] Ванюшкина В.В.

аспирант кафедры «Коммер- ция и логистика» РГЭУ «РИНХ», преподаватель кафедры «Менедж- мент и маркетинг» Института Управления Бизнеса и Права

Эл. почта: [email protected] БРЕНД ВУЗА:

СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Конструктивную роль в формиро- вании и развитии бренда ВУЗа играют идеи социальноэтического, социально ответственного маркетинга. В сфере образовательных услуг объектом управ- ления маркетинга выступает не сово- купное решение, а коммуникации между субъектами рынка образовательных ус- луг.

Социально-этическая ценность бренда ВУЗа заключается в обеспече- нии высшей потребительской ценности и социальной ответственности, всех участников внешней и внутренней сре- ды ВУЗа путем формирования в их соз- нании, чувства уважения, восхищения и симпатии, устремления на длительное благополучие.

Ключевые слова: бренд, социаль- но-этическая концепция маркетинга, высшее профессиональное образование, социальная ценность бренда ВУЗа.

Россия всё интенсивнее внедряет- ся в международные экономические процессы. Поддержка и развитие собственных брендов позволяет российским оферентам - продавцам, заявляющим о своем желании продать товар, услуги на определенных условиях, участвовать в конкурентной борьбе не только на внутреннем, но и на международных рынках.

В сфере услуг отрасль «образова- ние» и ее важнейшая подотрасль «выс- шее профессиональное образование», зачастую рассматриваются оторвано от нужд и потребностей трансформируе- мой российской экономики, что не со- ответствует реалиям социально- экономического развития страны. Об- щественная значимость сферы образова- тельной деятельности в современной России особенно велика и воздействие образования на развитие различных от- раслей экономики и других сфер дея- тельности не вызывает сомнения.

Брендинг в высших учебных заве- дениях, отражает интеграцию товарной и социальной составляющих по созда- нию долгосрочного потребительского предпочтения к определенному продук- ту (услуге). Важно отметить, что ВУЗы реализуют целевые

установки, обеспе- чивающие определенную пользу, выго- ду, создаваемую для общества в целом. Эта польза называется социальным эф- фектом. Традиционно этот результат деятельности ВУЗа, не связанный с по- лучением прибыли и направленный на благо общества, или отдельных групп населения выражается в повышении уровня образования населения, разви- тии интеллектуального и культурного уровня граждан, способствует удовле- творению потребности в самореализа- ции и самоудовлетворению личности. Достижение социального эффекта мо- жет проявляться по-разному. Высшее учебное заведение предлагает потреби- телям в качестве своих продуктов учеб- ные специальности, специализации, программы и образовательные услуги. Ответная реакция абитуриентов (потре- бителей) выражается в количестве по-

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 149

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ

данных заявлений, а социальный эффект - в количестве поступивших на

«актуальные» для общества специаль- ности, включая качество обучения и ка- чество выпускаемых специалистов. Не- коммерческий продукт Вуза не связан с получением прибыли и предназначен для некоммерческого обмена. При этом некоммерческий продукт ВУЗа анало- гично товару или услуге, производимой в процессе коммерческой деятельности, имеет определенные характеристики (ассортимент, качество, конкурентоспо- собность). Поэтому в своей маркетинго- вой деятельности ВУЗ выполняет весь комплекс традиционных маркетинговых функций, включая организацию маркетинговых коммуникаций (рекламу, сти- мулирование, пропаганду, брендинг и др.). Исследуя бренд ВУЗа в разрезе идей социально-этической концепции маркетинга необходимо исходить из теоретико-методологических положе- ний классического маркетинга. Генезис терминологической, содержательной сущности маркетинга и брендинга как его составной части, связан с формиро- ванием и развитием рыночных отноше- ний, обострением конкуренции в раз- личных сферах экономики, в том числе и в сфере высшего профессионального образования. Изучение научных и прак- тических публикаций по проблеме фор- мирования и продвижения бренда, дает основание утверждать, что, несмотря на сравнительно большую историю, мно- гие теоретические проблемы, касаю- щиеся базисных понятий бренда и брендинга, по-прежнему находятся под пристальным вниманием отечественных и зарубежных ученых[1,2,3,4,5].

Ряд исследователей характеризуют бренд, с точки зрения ассоциаций воз- никающих в сознании у потребителей. Например, с по мнению К. Келлера «бренд - набор ассоциаций, возникающих в сознании у потребителей, которые добавляют воспринимаемую цен- ность к товару или услуге»[3. с. 28] Не- которые авторы связывают бренд с не- осязаемыми свойствами продукта влияющими на потребителя. Так, Д. Капферер отмечает: «бренд - название, обладающее силой влияния на покупа- телей» [4 с.22].

Необходимо отметить, что в со- временной научной литературе опреде- ление сущности маркетинга становится значительно шире, чем первоначальное его рыночное толкование. Не углубля- ясь в исторический экскурс - генезис сущности маркетинга достаточно подробно изложен в трудах российских и зарубежных ученых, отметим лишь то, что в настоящее время все больше вни- мания уделяется социально-этическим аспектам маркетинга [2, с. 61-75].

В последние годы маркетинг как философия и инструментарий предпри- нимательства

продолжает свое эволю- ционное развитие. Теоретические, ме- тодологические и методические основы маркетинга разрабатываются учеными и практиками крупных научных школ ве- дущих университетов. Познание глу- бинного смысла маркетинга постоянно сопровождаются изменением концеп- ций его развития, методов, приемов и сфер применения.

Бренды не существуют вне време- ни. И постепенно набирая популяр- ность, чтобы удержать ее, ВУЗам необ- ходимо формировать и поддерживать ценность бренда. При этом бренды с историческим наследием вызывают эмоциональные реакции, рождающие чувства доверия и уважения. Бренд бла- годаря своим отличительным свойствам приобретает в глазах потребителей до- полнительную полезность, становится символом ценности.

Трех уровневая структура процесса формирования комплексной ценности бренда представлена на рисунке 1.

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 150

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ

Первый уровень

Социальная ценность бренди

Второй уровень

Анализ потребительской ценности бренда

Третий уровень

Долгосрочная ценность бренда

Рис.1. Процесс формирования комплексной ценности бренда

Первый уровень обусловлен по- ниманием социальной ценности абиту- риентом при выборе ВУЗа, учетом этой ценности работодателем при приеме выпускника ВУЗа на работу, приорите- том социальных характеристик над «денежной» оценкой выпускника-специалиста.

Социальная ценность бренда ВУЗа заключается в обеспечении высшей по- требительской ценности и социальной ответственности, всех участников внешней и внутренней среды ВУЗа пу- тем формирования в их сознании, чув- ства уважения, восхищения и симпатии, устремления на длительное благополу- чие, что, в конечном итоге, приведет к повышению интеллектуального потен- циала общества.

В социальную ценность бренда ВУЗа входят:

- исторические ценности;

- легенды, связанные с вузом;

- социальные программы образо-

вания;

- выдающиеся личности, закончившие ВУЗ.

Второй уровень. Анализ воспри- ятия потребительной ценности бренда абитуриентами по показателям осве- домленности, отношения, восприни- маемого качества и лояльности. Абитуриент должен быть осве- домлен, обо всей внутренней и внешней среде ВУЗа, иметь положительное мне- ние о ВУЗе, быть уверенным в том, что получит качественное образование и будет востребован на рынке труда. На рисунке 2 схематично представлены по- казатели потребительской ценности бренда ВУЗа.

Проведение анализа потребитель- ской ценности позволит определить слабые стороны программы продвиже- ния бренда. И в дальнейшем сделать упор на выявленные недостатки, при составлении коммуникационной про- граммы.

Третий уровень. На третьем уров- не обеспечивается долгосрочная цен- ность бренда как симбиоз его рыночных и социальных параметров, через мони- торинг динамики общественного мне- ния о ВУЗе.

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 151

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ

Анализ потребительской ценности

Ососдогш л енность

о ИУЗе

ОтИП1ЫЕ.ьМИ(.' к

ВУЗУ

Й1.1Г11 Пи м и МН ['МП

качество вуза

Рис.2 Показатели анализа потребительской ценности

С помощью определенных показа- телей, выявленных путем мониторинга, можно сформировать долгосрочную ценность бренда.

Сформировать имидж вуза в гла- зах общественности можно с помощью их носителей: сотрудников, студентов, выпускников.

Принятие абитуриентом реше- ния о выборе вуза ускорит и грамотно структурированный фирменный стиль вуза, к которому можно отнести совре- менные аудитории, оборудования, биб- лиотеку, столовую, внешний вид со- трудников верхнего, среднего и низше- го звена, единообразие во всех рыноч- ных атрибутах бренда.

ФирМ(,>|Ш^1И Н^ТМ-РЧ 1^

ВУЗа

О брээ-о вэтел Ь нь( е услуги

НЧЯИ ГЛООТНСИ ]|р“НИ е с внешней

Имидж ЕУ!5Л

г Г д. элг осрочн. ццннисть

Трудоугтройствп

Рис. 3 Показатели, обеспечивающие долгосрочную ценность ВУЗа

Предоставляемые образователь- ные услуги должны быть востребованы рынком труда, для этого ВУЗ должен обеспечивать своевременное совершен- ствование качества учебного и воспита- тельного процесса. Взаимоотношение с внешней средой должно быть достигну- то, путем информирования общества и потенциальных потребителей о мероприятиях, достижениях и работе ВУЗа.

Процесс трудоустройства, дости- гается с помощью мониторинга выпу- скников для дальнейшего сотрудниче- ства, содействием в трудоустройстве выпускников, сотрудничеством с кадро- выми агентствами, совместными соци- альными проектами. Бренд, как общественное мнение, не редко бывает решающим при оценке ВУЗа и его выпускников (при поступ-

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 152

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ

лении их на работу). В то же время, ка- ждый выпускник должен считаться (соответствовать) этому общественному мнению, именно эту линию должен проводить социально-этический марке- тинг и брендинг, как составная часть этой концепции, т.е. не порочить доброе имя ВУЗа, которое завоевано трудом многих тысяч людей (профессорско- преподавательского состава, выпускни- ков). Внутривузовская культура представ- ляет собой совокупность социально- этических норм и правил, определяющих внутренний климат ВУЗа. Внутривузов- ской культуре должна отводиться особая роль, поскольку она призвана выполнять важные социальные функции, удовлетво- ряя особые общественные потребности. Отсюда задача ВУЗа - работать над своим имиджем и соответствовать, от- стаивать свое доброе имя, поддерживать постоянно свой бренд. Это элемент внутрикорпоративного маркетинга, на- целенный на коллектив студентов, профессорско-преподавательского состава и всех работников ВУЗа.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Аакер Д. Создание сильных брендов: пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Издательский дом Гребенникова, 2008.

- 440с.

2.Афанасенко И.Д. «Мышление и маркетинговая концепция влияния» с.61-75 Монография Маркетинг взаимодействия. Концепция. Стратегии. Эффективность. -СПб:Изд-во СПбГУЭФ,2009. -672с.

3.Келлер К.Л. Стратегический бренд менеджмент: Создание, оценка и управление марочным капиталом / Изд.

2-е / Пер. с англ. - К, М. СПб: Вильямс,

2005. -704с.

4. Капферер Ж.-Н. Бренд навсегда: создание, развитие, поддержка ценности бренда. / Пер. с англ. - М.: Вершина,

2006. - 448с.

5.Домнин В.Н. Брендинг: Новые техно- логии в России: Новая идентичность в эпоху глобальных маркетинговых ком- муникаций./ Изд.2-е, испр., доп.-СПб: Питер, 2004. -381с)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.