Научная статья на тему 'Интеграция российской банковской системы в мировую в свете предстоящего вступления страны в ВТО'

Интеграция российской банковской системы в мировую в свете предстоящего вступления страны в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / РОССИЙСКАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / ВСТУПЛЕНИЕ В ВТО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнов С. Ю.

Эффективный сектор финансовых услуг является ключевым звеном в механизме функционирования современной экономики. Он осуществляет посредническую роль между кредиторами и заемщиками, позволяя предприятиям диверсифицировать и управлять рисками, распределять капитал по разным секторам экономики и обеспечивать необходимыми услугами местные и иностранные предприятия для их эффективной деятельности. Благодаря своей инфраструктуре данный сектор является более важным для экономического роста, чем его прямое влияние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция российской банковской системы в мировую в свете предстоящего вступления страны в ВТО»

счет оптимизации количества единиц продукции размещаемой на одном квадратном метре складского помещения выбором рациональной схемы складирования товара.

Второй блок. Второй подблок. Первая группа параметров. В качестве внешнего воздействия здесь присутствует процентная ставка по обслуживанию кредитного займа и схема его погашения, в качестве параметров состояния системы — погашение по схеме кредитного займа и начисляемых по нему процентов. Как видно из сказанного схема погашения кредитного займа присутствует и в управляющем параметре и во внешнем воздействии. Это означает, что указанная схема является результатом достигнутой договоренности между кредитором и заемщиком. Разработка оптимальной схемы погашения кредитного займа является важным параметром работы системы, поскольку последняя позволяет сэкономить для предприятия значительные финансовые ресурсы (возможность досрочного погашения кредита, погашение кредита неравномерными долями и т.п.).

Дополнительные возможности руководства фирмы по оптимизации внешнего воздействия заключаются в анализе рынка банковских услуг и выборе оптимального предложения, что автоматически оптимизирует начисляемые по кредиту проценты.

Вторая группа параметров. В качестве внешнего воздействия здесь присутствует ставка налога на прибыль, в качестве параметра состояния системы — налог на прибыль. Оптимизация налога на прибыль заключается в возможности временного перераспределения выручки, за счет ее направления в большей степени на закупку материалов для производства и в меньшей — использования чистой (налогооблагаемой) прибыли.

Выводы. Проведенный анализ показал, что совершенствование системы управления фирмой сопряжено, в первую очередь, с оптимизацией принимаемых руководством фирмы параметров, уп- ^ равляющих системой. Рациональное решение данного вопроса связано с обработкой большого количества информации. Для этого необходимо построение экономико-математических моделей, способных оценивать развитие экономической ситуации в динамике, рассчитывать различные вариан- о

ты ее развития и на их основе принимать оптимальные управленческие решения. -

ВСТУПЛЕНИЯ СТРАНЫ В ВТО £

ш

СМИРНОВ с.ю.

ИНТЕГРАЦИЯ РОССИЙСКОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ1В МИРОВУЮ В СВЕТЕ ПРЕДСТОЯЩЕГО

X

^

0

1_

О х х Ф

Эффективный сектор финансовых услуг является ключевым звеном в механизме функционирования современной экономики. Он осуществляет посредническую роль между кредиторами и заемщиками, позволяя предприятиям диверсифицировать и управлять рисками, распределять капитал ^ по разным секторам экономики и обеспечивать необходимыми услугами местные и иностранные <

предприятия для их эффективной деятельности. Благодаря своей инфраструктуре данный сектор о является более важным для экономического роста, чем его прямое влияние. Объемы международ- ^ ной торговли финансовыми услугами не поддаются точным расчетам, однако существуют эксперт- о ные оценки. Так, в 1995 году трансграничный импорт финансовых услуг со стороны 30 крупных ^ развитых и развивающихся экономик оценивался не менее $48 млрд. При этом необходимо отме- § тить, что данная торговля является высококонцентрированной: около 75% всего объема услуг было £ импортировано 10 странами [22].

Россия вступает во Всемирную торговую организацию (ВТО) с 1995 года, то есть с момента ее ^ образования. А еще раньше, в 1993 году, РФ подавала заявку на присоединение к Генеральному ЕЕ соглашению о торговле и тарифах, которое предшествовало ВТО. '!

Сейчас Россия ведет переговоры о вступлении в ВТО, желая упорядочить доступ иностранных о банков в страну. Официальная позиция государства — полный запрет на открытие в России пря- 1 мых филиалов иностранных банков и фиксация пределов участия иностранцев в капитале россий- о ской банковской системы на уровне 50% [4]. 9

Пока Россия не вступила в ВТО, расширять свой бизнес в стране иностранные банки могут в ^

соответствии с российскими законами только двумя способами. Они должны либо открыть здесь «дочерний» банк (зарегистрированную в РФ и поднадзорную российским властям компанию со 100% участием в капитале), либо приобрести местный банк [12].

Вместе с тем, принцип национального приоритета при проведении переговоров это нормальный международный подход. И чем тверже Россия будет ему следовать, тем больше ее будут уважать. Поскольку российский финансовый сектор это ключ ко всей экономике страны [20].

В процессе подготовки к вступлению в ВТО, России необходимо определить, круг предполагаемых обязательств в соответствии с требованиями ВТО: какие именно нормативно-правовые акты и их отдельные нормы не соответствуют этим требованиям и, соответственно, подлежат изменению. Кроме того, необходимо провести анализ возможных последствий внесения данных изменений и на основе этого анализа принимать меры по недопущению или минимизации негативных последствий.

Одни из наиболее существенных расхождений относятся к сфере финансовых услуг, а именно, банковской сфере. Закон РФ «О банках и банковской деятельности» содержит ряд положений, ограничивающих возможность доступа на национальный рынок иностранных банков. Так, согласно данному закону размер участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации устанавливается законом. При достижении установленной квоты Банк России прекращает выдачу лицензий на осуществление банковских операций банкам с иностранными инвестициями, филиалам иностранных банков. Таким образом, доступ на рынок банковских услуг иностранных субъектов значительно ограничен [13].

Возникает вопрос о необходимости внесения изменений в закон «О банках и банковской деятельности» в России в ходе процесса подготовки к вступлению в ВТО, с целью либерализации доступа на рынок банковских услуг, предусматривающих право иностранных банков создавать филиалы без каких-либо квот или других ограничений.

Вариантов решения данной проблемы несколько: внесение изменений в национальное законодательство с целью детальной регламентации правового статуса филиалов иностранных банков и возложения на них ряда обязанностей, например, обязанности отчисления средств в резервные фонды. В некоторых государствах подобные положения уже действуют, например, в Чехии, филиалы банков-нерезидентов производят перечисления средств в ФОР на счет в Национальном Банке Чехии [16]. Следующим вариантом разрешения данной проблемы является активное сотрудничество национальных органов по вопросам надзора за банковской деятельностью с иностранными, а также с различными международными органами. В первую очередь с Базельским комитетом банковского надзора. Таким образом, будет обеспечен более полный контроль, способствующий большей прозрачности банковской деятельности.

Несмотря на то, что программа вступления в ВТО не предусматривает полного открытия рынка в финансовом секторе, а нацелена на улучшение условий функционирования присутствующих на нем иностранных компаний, позиция России по данному вопросу является однозначной: Россия настаивает на сохранении квот в отношении филиалов иностранных банков на национальном рынке банковских услуг [3, 37].

В соответствии с соглашением о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом, Россия предоставила дочерним банкам ЕС национальный режим, то есть тот же, что и российским банкам. Однако присутствие иностранного банковского капитала на российском рынке остается довольно ограниченным не из-за существующих барьеров, а в силу достаточно высоких рисков и непредсказуемости ситуации на рынке [17, 3].

Однако фактически, сохраняется ряд других трудностей в сфере законодательства. Уже сформировалась система страхования вкладов, что, безусловно, стало хорошим импульсом повышения доверия к банковской системе. Вместе с тем популистской мерой стало поднятие в законе планки 100% страхового покрытия с 20 до 100 тыс. руб., а впоследствии и до 190 тыс. рублей. Международная практика показывает, что при достаточно высоком страховом покрытии вкладчик перестает учитывать риски самого банка. С другой стороны, несправедливое конкурентное преимущество получают банки, которые проводят особо рискованную политику или остро нуждаются в деньгах и предлагают завышенные ставки. Опыт США убедительно показывает, что в таких условиях некоторые банки начинают заниматься строительством пирамид, а это, в конечном счете, приводит к кризису системы страхования вкладов [7].

Посмотрим на ситуацию, связанную с отменой обязательной продажи валютной выручки. Обязательная продажа валюты это гарантированный поток. И когда он существует, не нужен гарантированный запас [8]. Но если норматив, после ряда снижений, в мае 2006 года устанавливается его в размере 0%, то, обязательно нужно расплачиваться дополнительным запасом. Что и делает сейчас РФ, наращивая средства Стабилизационного фонда.

Действующая редакция Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», разрешает резидентам РФ открывать счета за границей, привлекать оттуда кредиты, размещать средства, рассчитываться там по своим обязательствам. По замыслу авторов, Закон должен обеспечить реализацию единой государственной валютной политики и стабильность внутреннего валютного рынка. Считается, что «смягчение режима» позволит нормализовать деловой оборот бизнеса во внешнеэкономической сфере, устранить необоснованные административные барьеры, защитить от вывоза капитала, способствовать ускорению темпов экономического роста и притоку инвестиций [10].

Однако поскольку в законе использован принцип «разрешено все, что не запрещено», есть сомнения в достаточности прописанных в нем инструментов оперативного регулирования трансграничных потоков спекулятивных денег. Сейчас деньги сравнительно свободно перемещаются через нашу границу. Так, до 40% всех заимствований крупнейших предприятий (нефтегазовых, металлургических) делается в зарубежных банках [11]. В условиях трансграничной конкуренции российская банковская система, может быть вытеснена в высокорисковые сегменты кредитования. Нельзя также забывать опыт Восточной Европы, где произошло практически полное исчезновение собственного банковского сектора [10].

При анализе данного вопроса специалисты, к сожалению, часто начинают с «чистого листа», тогда как в мире накоплено большое количество примеров, позволяющих сделать определенные выводы. В авторитетном издании Принстонского университета Essays in International Finance, подчеркивается, что либерализация капитальных операций и особенно либерализация краткосрочных потоков, сыграли важную роль в распространении кризиса в Восточной Азии в 1997 году. Сохранение контроля над капитальными операциями было причиной, которая позволила странам Южной Азии выйти из кризиса с наименьшими потерями, тогда как гораздо более сильные экономики стран Восточной Азии значительно больше пострадали от кризиса [19].

Известно, что иностранные участники пока не торопятся разворачивать свою деятельность на российском финансовом рынке. Это, однако, совсем не означает, что они являются его пассивными участниками. В их стратегии нынешний период и те процессы, которые сейчас происходят в России, рассматриваются как очень важный и обязательный первый этап. Этап формирования законодательного поля, которое приемлемо и понятно иностранным банкам и финансовым компаниям, в котором они знают, как действовать, и могут развернуть привычные для них технологии. Чтобы реализовать эту задачу, достаточно простого присутствия на рынке, которое позволяет обеспечить лоббирование нужных законодательных актов.

Второй этап (об этом позволяет судить опыт наблюдения за другими отраслями) будет обязательно связан с воздействием на правоприменительную практику. На стадии формирования законодательства иностранные банки заинтересованы в том, чтобы государство приняло нормы и требования, заведомо завышенные для российских банков, но легко исполнимые для иностранных финансовых институтов. На этапе правоприменения это непременно обернется тем, что ряд российских банков не сможет в своей практике соблюдать эти нормы.

Например, уже сейчас встал вопрос капитализации банков. Вновь зарегистрированные банки должны иметь капитал не ниже "5 млн. А действующие банки, имеющие на 1 января 2007 года капитал ниже "5 млн., могут продолжать деятельность при условии, что их капитал не снижается ниже уровня, который был достигнут на момент введения указанных требований [18].

Такова общая стратегия, существенно облегчающая вхождение на рынки других стран. Вот почему, представители банковского сообщества должны сформировать упреждающее видение происходящего сейчас законотворческого процесса и анализировать каждый принимаемый нормативный акт с точки зрения стратегии и интересов завтрашних конкурентов [21].

Все эти обстоятельства формируют, качественно новую ситуацию, главная особенность которой — совпадение интересов государства и частного капитала в том, чтобы возможные деформации конкурентного пространства не были использованы во вред национальной экономике.

Снижение процентных ставок на мировых финансовых рынках, а также увеличение спроса на кредиты со стороны предприятий способствовали тому, что объем средств, привлеченных банками из-за рубежа, за год превысил прирост их иностранных вложений. В 2003 году прямые инвестиции в Россию составили $8,0 млрд., в 2004 году — $11,7 млрд., а в 2005 году — $14,2 млрд. Очевидна положительная тенденция привлечения ресурсов в экономику страны [1].

По мнению директора департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Алексея Симановского, достижение к 2010 году доли иностранных банков в банковской системе России на уровне 20% «было бы желательно» (сейчас 11,7%). От западных банков, считает чиновник, вообще очень много пользы: «Иностранные банки приносят технологии, уважение к законодательству и регулятивным нормам, то есть некий уровень культуры — банковской и деловой» [4].

В отечественных общественных кругах нередко можно услышать мнение, что иностранные банки используют местный рынок как ресурсную базу и вывозят капиталы за рубеж, «обескровливая» экономику. Эта точка зрения легко разбивается о факты [15]. Внутренний рынок развивающихся стран обладает столь малыми сбережениями, что нисколько не привлекателен для иностран-^ ных банков. Настоящим кладезем ресурсов выступают рынки развитых стран. Кроме того, норма ^ доходности для домохозяйств США, Еврозоны, Великобритании и Японии столь низка, что ресурсная ^ база развивающихся стран никак не может конкурировать с развитыми странами. Скорее напротив, и иностранные банки на внутреннем рынке выступают как «стабилизаторы», а не «эксплуататоры» местного рынка. В силу своих специфических особенностей они менее подвержены политическому ^ давлению и национальному экономическому циклу.

^ На внутренний рынок проникают, преимущественно, крупные иностранные банки, что объяс-

няется несколькими факторами. Во-первых, крупные банки вынуждены диверсифицировать свои о риски. Во-вторых, крупные банки имеют специфическую клиентуру. Для полноценного обслуживания международных компаний банк должен расширять географию деятельности и предоставлять услуги там, где интересы клиента. В-третьих, для открытия дочернего банка или филиала иност-□ ранного банка нужны значительные капитальные расходы. Соответственно, позволить себе суще-2ственные расходы в состоянии только крупный банк.

^ Безусловно, вступление в ВТО значительно повысит инвестиционный рейтинг России. К тому

а же, на долю членов ВТО сегодня приходится 97% мировой торговли и отсутствие России в этой орга-® низации ведет к существенным потерям. Страна ежегодно теряет до $3,5 млрд. из-за дискримина-

0 ционных мер [11].

ф Как известно, Правительство РФ и часть бизнес-сообщества во главе с Ассоциацией российс-

1 ких банков аргументировали свои возражения против открытия в России филиалов иностранных о банков и страховых компаний тем, что новые банкиры не будут обязаны подчиняться нормативным о требованиям ЦБ, что деньги клиентов будут храниться за рубежом и что отечественные банки мо-ф гут потерпеть поражение в борьбе за клиента, который непременно предпочтет иностранцев [9].

Ш

о Довольно странно беспокоится о том, что часть денег будет переведено на западные счета, когда

о Правительство держит на них $60 млрд. стабилизационного фонда и кредитует денежные власти

и США и Европы, закупив для своих резервов их валюты на общую сумму в $200 млрд. Первый заме-

£2 ститель председателя ЦБ Алексей Улюкаев в газете «Известия» подчеркивает, что «нам надо бороться

2 с избытком денег» (Газета «Известия» от 11.04.2006). Если задача такова, то приход западных бан-* ков нужно было бы приветствовать.

о Как правило, в качестве основного показателя, оценивающего прямой эффект от либерализа-

о ции рынка банковских услуг выступает снижение цены банковских услуг, определяемая как чис-

^ тая процентная маржа. К примеру, оценки влияния вступления в ВТО российского банковского сек-

х тора, сделанные согласно данной методике, говорят о том, что либерализация должна привести к

ф снижению цены банковских услуг в России на 21-27%. При этом 8-9% от этого снижения приходится на устранение ограничений доступа иностранных банков на рынок, 7-8% — устранением

| ограничений текущих операций банков с иностранным капиталом и 6-10% — повышение эффек-

^ тивности деятельности российских банков [6].

2 Вместе с тем, неразвитость финансовых институтов очень дорого обходится экономике. Для

§ российской экономики надежные расчеты провести невозможно, поэтому можно сослаться на иссле-

(Г) дования для других стран. По оценкам американских экономистов Раджана и Зингалеса, с учетом

межстрановых и межотраслевых различий, отрасли в странах с высоким уровнем финансового развития растут в долгосрочной перспективе в среднем на 1% в год быстрее [14].

Анализ деятельности в РФ банков с участием нерезидентов свидетельствует об их значительном потенциале. Собственный капитал иностранных банков в среднем составляет 1,2 млрд. рублей, тогда как для всей российской банковской системы этот показатель равен 0,5 млрд. рублей. Для банков с иностранным участием менее актуальна проблема формирования ресурсной базы. Если отечественным банковским институтам приходится опираться в своей деятельности на счета предприятий и физических лиц, являющиеся скорее ресурсами до востребования, то иностранные банки имеют свободный доступ на внешний рынок заимствований.

Международная деятельность отечественных банков в данный момент выглядит достаточно скромной. На сегодня 35 российских банков открыли 49 зарубежных представительств. Из них 20 — в странах СНГ, в том числе 10 в Украине и 6 в Белоруссии. За единичными исключениями открытие представительств российских банков в странах «дальнего» зарубежья также объясняется экономическими соображениями: 8 — в Великобритании, 4 — в Германии и 3 — в Китае. Гораздо слабее представлены за рубежом филиалы российских банков. Всего их четыре: три на Кипре и один в Монголии [1, № 6 (157), с.84-86].

А зачем вообще вступают в ВТО? Ответ на вопрос прост: чтобы обеспечить более благоприятные условия для продажи на внешнем рынке своих товаров и услуг. Непонятно только, какими услугами собираются торговать на внешних рынках наши банкиры. Металлурги, например, активно ратуют за вступление в ВТО, так как они рассчитывают получить от этого выигрыш. А поскольку никак нельзя сделать так, чтобы металлурги вступали в ВТО, а банкиры нет, то получается, что одни будут получать доходы, а другие — убытки [8].

Глава Всемирного банка Пол Вулфовиц считает, что российской банковской системе понадо бится как минимум несколько лет для адаптации на мировом рынке. «В принципе, когда развиваю- о щиеся страны вступают в ВТО, они обязательно оговаривают необходимость введения переходного периода для финансового сектора. Причем если для автомобильной промышленности этот переход- □ ный период составляет в среднем 7 лет, то для банков и страховых компаний он должен быть боль- О ше» [18].

Логично предположить, что чрезмерная либерализация доступа на отечественный финансовый ^ рынок может привести к доминированию иностранных банков. А это обращает преимущества меж- о дународной конкуренции в их противоположность: снижение капитализации национальной банков- £ ской системы и «вырождение» национальных банков, увод внутренних инвестиционных ресурсов о на международные финансовые рынки, падение эффективности банковского надзора, снижение кон- ® куренции и другие. В ряду проблем следует особо выделить возрастание риска подверженности х российского рынка колебаниям мирового финансового рынка и международным финансовым спе- о куляциям [20].

Ш

о

х

Не случайно, из 140 стран членов ВТО только 31 не имеет ограничений в финансовом секторе. В США, например, действует закон о региональных реинвестициях, который вынуждает всех участ- о ников рынка финансировать различные программы регионального развития, кредитования отстаю- о

щих регионов. А в Японии реальная либерализация финансового сектора стала осуществляться лишь во второй половине 1990-х годов. К этому периоду японская экономика устойчиво занимала вторые позиции в группе промышленно развитых стран мира. При этом даже после либерализации доля ^ иностранных банков в Японии не превышает 5-6% [19]. о

m

Совокупный капитал российской банковской системы составляет, по мировым меркам, ничтож- °

но малую величину — $21 млрд. Стал уже хрестоматийным тот факт, что капитал одного среднего о

европейского банка больше капитала всех банков России, включая Сбербанк. Известно и то, что ^ собственный капитал многих наших банков уже много лет никак не достигнет "5 млн., да и против

этой цифры очень многие возражают, считая ее недоступной. Норматив же собственного капитала, ф в частности китайского банка, не может быть меньше $340 млн. [11]

Вместе с тем, далеко не все эксперты единодушны в оценке благ вступления в ВТО в целом. g

Европейский центр политических исследований, который обещал нам 23% прирост ВВП, оговарива- ®

ет, что это дело будущего, а в переходной период он может даже сократиться на 1-2% из-за появле- g

ния на отечественном рынке большого количества импортных товаров. Что же касается банков, то о

дело здесь еще сложнее — мнения настолько неоднозначны, что просто неясно, что же нас ждет. ö

о

Бывший первый заместитель председателя ЦБ Андрей Козлов признавал, что позиция российских властей осложняет переговоры с Всемирной торговой организацией: «Наши партнеры считают это большой проблемой для иностранных банков, а мы считаем, что если бы мы разрешили прямые филиалы, то это было бы большой проблемой для банков, инкорпорированных на российской территории» [5]. Финансовый рынок России это очень маленькая величина, мы нельзя время путать его с размером территории, поэтому приход-уход относительно небольших по мировым понятиям сумм может вызывать очень серьезные потрясения.

Требование США об открытии банковского рынка России, в качестве одного из условий для вступления в ВТО, лежит, скорее, в сфере политики. При этом, по-видимому, американская сторона не хочет создавать прецедент, поскольку ранее такого исключения не делалось никому, тем более, почти не осталось стран, для которых его можно было бы сделать.

В целом, сам факт, что иностранные банки или иностранный капитал приходят в российский финансовый сектор, является скорее подтверждением его привлекательности и потенциала роста, который в нем заключен. И здесь следует отметить, что иностранные инвестиции, безусловно, важны с точки зрения применения новых банковских технологий, поддержания конкуренции между ^ банками. Однако когда уровень монетизации экономики низок, а внутренние каналы расширения ^ ликвидности практически не используются, то при опоре на внешние ресурсы иностранные банки ^ окажутся в заведомо более благоприятном, по сравнению с российскими, положении [19]. и С учетом этого стабильность национальной экономики и финансового сектора должна опирать-

ся, во-первых, на рычаги, предотвращающие дестабилизирующее воздействие краткосрочных «го-^ рячих» денег, а во-вторых, на системные механизмы формирования инвестиционных ресурсов. Это ^ особенно актуально, когда к российской экономике демонстрируется все больший интерес иностранных инвесторов, что, вероятно, еще более усилится по мере повышения кредитного рейтинга Рос-о сии.1

Вопросы выгод и убытков от вступления России в ВТО анализировались в докладах Всемирного банка, Российской Академией наук, Высшей школой экономики и ряда других организаций. Вме-□ сте с тем заметим, что составить точный прогноз выигрышей и потерь невозможно в принципе, так ^ как конкурентоспособность российских товаров при прочих равных условиях зависит не столько от ^ внешнеторговых барьеров, сколько от валютного курса.

0 В сегодняшней структуре российских экспортных потоков доминирующее положение занима-

ли ют углеводородное топливо, черные и цветные металлы и прочие виды сырья. Несмотря на то, что

0 данные категории товаров составляют значительную часть мирового товарооборота, эти специалист зированные рынки не подпадают под действие основополагающих документов ВТО. Таким образом,

1 при текущей товарной номенклатуре экспорта, России будет весьма затруднительно реализовать о возможные экономические выгоды от вступления в ВТО. Напротив, открытие внутренних рынков для о иностранных производителей грозит усугубить положение ряда российских обрабатывающих от-ф раслей [2].

Ш

о Для того чтобы повысить степень конкурентоспособности наших кредитных организаций, как

о и банковской системы в целом, существуют три пути. Во-первых, можно идти по пути наращивания и капитала за счет той прибыли, которая остается в банках. Но это очень долгий путь, так как при-

£2 быльность в банковском секторе у нас невысокая. Во-вторых, можно привлечь внешних инвесторов,

2 как российских, так и иностранных. И, наконец, есть третий путь — это путь слияния и поглоще-* ния. Именно он является одним из самых быстрых и эффективных путей привлечения капитала, если о судить по западной практике. Рано или поздно Россия пойдет по этому пути, если мы хотим строить о сильные, крупные российские банки, которые смогут выходить на международные рынки и доби-

О-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ ваться там успехов.

х С учетом того огромного обеспечения природными ресурсами, которыми располагает Россия и

ф которые сопоставимы с ресурсным обеспечением всех стран ВТО вместе взятых, совершенно оче-

о 1 В сентябре 2006 года международное рейтинговое агентство Standard & Poor's (последним из трех самых авто® ритетных рейтинговых агентств в мире) повысило долгосрочные кредитные рейтинги России по обязательствам 2 в иностранной валюте — с «ВВВ» до «ВВВ+», по обязательствам в национальной валюте — с «ВВВ+» до «А-», а х также подтвердило краткосрочные рейтинги России по обязательствам в иностранной и национальной валюте * на уровне «А-2» // www.business.km.ru/magazin/view.asp?id={21B7D80A-0161-4C80-8457-47D482198FA6}

видно, что Россию в ВТО примут. Страны-члены ВТО не могут оставить без внимания тот огромный потенциал и те огромные возможности, которые откроются для членов организации в результате полномасштабной интеграции и открытости экономики России [19].

А то, что мы наблюдаем на данном этапе переговоров по вступлению России в ВТО, — нормальный политико-экономический прессинг со стороны некоторых членов ВТО, который присущ всем международным переговорам. Но если страны Запада почувствуют, что их позиция может действительно подтолкнуть Россию к пересмотру своих подходов и само вступление станет проблематичным, то, как представляется, все их требования будут резко смягчены. И если в ходе переговоров Россия будет прочно отстаивать те позиции, которые для нее крайне важны, то очень вероятно, что в конечном итоге такие претензии со стороны западных государств будут сняты.

При обосновании защитных мер можно было бы по аналогии ссылаться на применяемую в ВТО практику так называемых компенсационных мер, распространяющихся на торговлю. Эти меры, по сути, носят выравнивающий характер и допускают применение импортных пошлин, если иностранные производители использовали субсидии в отношении экспортируемой продукции. И хотя по «букве» речь в данном случае не идет о субсидиях иностранным банкам, по «духу» и общему смыслу указанная аналогия может вписываться в рамки рассматриваемых банковских вопросов. ^ Также следовало бы опираться на некоторые оценки, иногда применяемые в рамках ВТО, в ча- ^ стности, на критерий «молодых отраслей», допускающий возможность ограничений для защиты финансовых компаний и финансовых рынков, находящихся на стадии развития. Существует также ^ возможность использования принципов «благоразумного отклонения», допускающих возможность применения особых подходов к регулированию финансовых услуг. 2 Применительно к банковскому сектору использование указанных подходов целесообразно ^ рассматривать более широко, давая возможность не только банкам входящей стороны, но и бан- ^ ковскому сектору принимающей стороны пользоваться такими рычагами. В частности, речь шла о об установление переходного периода на срок не менее 10-15 лет после вступления России в ВТО, в течение которого Россия могла бы воспользоваться мерами по ограничению доступа иностран- □ ных банков на рынок банковских услуг и адекватно подготовиться к полномасштабной конкурен- О ции [19].

В целом, государство должно проводить политику патернализма, поддерживая национальную ^ банковскую систему. В частности: снизить нормы отчислений в Фонд обязательных резервов, ком- о пенсировать часть процентной ставки при выдаче крупных инвестиционных кредитов, запустить £ механизм рефинансирования коммерческих банков со стороны ЦБ, отменить нормативы, практически о

ЛИТЕРАТУРА.

запрещающие выдавать кредиты ниже ставки рефинансирования. Если весь этот комплекс мер будет осуществлен, то отечественные банки будут более подготовлены к приходу зарубежных конкурентов и смогут помочь российской экономике, кредитуя ее в больших объемах и по более низким ставкам.

о

х

Ф

1. Бюллетень банковской статистики, Москва 2003-2005 // http://www.cbr.ru/BBS/bank_bulletin.asp о

2. Анализ последствий вступления России в ВТО // ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент». 2004. 23.07.

3. Емшанов Ю. Быть или не быть России в ВТО (Аналитический обзор основных аспектов вступления) // Закон и право. 2001. № 11.

4. Забор в поле // Время новостей. 2006. 12.04.

5. Западным монстрам не отдадут российского вкладчика // Независимая газета. 2005. 04.03.

6. Земницкий А.В. Оценка возможных последствий присоединения России к ВТО // Экономический о журнал ВШЭ. 2001. Т. 5. № 4. *

7. Иванов Е. Количество будет прирастать — качеством // Банковское дело в Москве. 2004. № 1.

8. Ивантер В. Прежде чем требовать от других, хорошо бы самим договориться // Банковское дело в Москве. 2003. № 10.

9. Иноземцев В. Банковская система: Страхи и угрозы // http://www.livejournal.com. 2006. 19.04. ^

10. Максутов Ю. Инвестиционный рейтинг и валютная либерализация: источник новых рисков // ® Банковское дело в Москве. 2004. № 1. 2

11. Милюков О. Банки и ВТО // Московская промышленная газета. 2004. 13.08. о

12. Отберут ли иностранные банки клиентов у наших // Финансовые известия. 2006. 15.03. о

<

о

0

1_

0

1_

о о

ш

о

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.