Научная статья на тему 'Развитие валютного рынка России в условиях вступления во всемирную торговую организацию'

Развитие валютного рынка России в условиях вступления во всемирную торговую организацию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
328
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронина Л.А., Перова А.Е.

Валютный рынок России одна из важнейших структур развивающего рыночного хозяйства нашей страны и составная часть финансового рынка. В настоящее время Россия находятся на стадии процесса присоединения к ВТО, что должно обеспечить создание более благоприятных условий доступа на мировые валютные рынки на основе предсказуемости и стабильности развития валютных отношений со странами-членами ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие валютного рынка России в условиях вступления во всемирную торговую организацию»

Валютный рынок России

развитие валютного рынка россии в условиях вступления во всемирную торговую организацию

Л.А. ВОРОНИНА,

доктор экономических наук, профессор кафедры «Мировая экономика» Кубанского государственного университета (г. Краснодар)

А.Е. ПЕРОВА,

Южный институт менеджмента, г. Краснодар

В настоящее время Всемирная торговая организация (ВТО) является крупнейшей организацией, объединяющей практически все страны мира, на которые приходится более 90 % мирового товарооборота. Поэтому вступление России в ВТО крайне необходимо для того, чтобы наша страна не осталась на обочине мирового развития, а также для:

• получения лучших в сравнении с существующими условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

• доступа к международному механизму разрешения торговых споров;

• создания более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

• расширения возможностей для российских инвесторов в странах — членах ВТО, в частности в банковской сфере;

• создания условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

• участия в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

• улучшения имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли. В 1993 г., когда Россией было принято стратегическое решение о вступлении в ВТО, начался длительный переговорный процесс, продолжающийся и по сей день.

Россия, стремясь вступить в международную организацию, ставит задачу добиться не только предоставления права на равных участвовать в международном торговом регулировании, но также и в легализации системы защиты своей национальной экономики. Такая возможность связана с тем, что ВТО как организация допускает довольно гибкий подход к индивидуальным особенностям протекционизма, обеспечивая взаимную сбалансированность различных форм.

В процессе вступления России в ВТО появилась необходимость проведения структурных изменений в валютной сфере, совершенствования банковской системы и валютного рынка в целях создания действенного механизма, направленного на эффективное включение России в мировую экономику.

Национальная валютная система России является составной частью денежной системы и в то же время обладает относительной самостоятельностью и выходит за национальные границы. Особенности валютной системы обусловливаются уровнем развития и состоянием экономики и внешнеэкономических связей страны.

Заключение в 1999 г. многостороннего соглашения между странами — членами ВТО о дальнейшей либерализации рынка финансовых услуг, оформленного пятым протоколом Генерального соглашения о торговле услугами (ГАТС), поставило Россию в сложное положение, так как среди основных положений Протокола наиболее важными являются: • обеспечение прав фирм, действующих в секторе финансовых услуг, учреждать филиалы и дочерние структуры во всех странах-участницах;

• предоставление этим фирмам национального режима на внутреннем рынке;

• свободная трансграничная торговля финансовыми услугами и свободное передвижение ключевого персонала, занятого в этом секторе экономики;

• модификация общих правил этого соглашения, учитывая специфику сектора финансовых услуг: Таким образом, в соответствии с обязательствами по Протоколу развивающиеся страны — члены ВТО предусмотрели следующие мероприятия по дальнейшей либерализации национальных финансовых рынков:

• увеличение лимитов иностранных инвестиций в банковском и/или страховом секторах (Индонезия, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Филиппины);

• увеличение лимитов на выдачу лицензий иностранным банкам (Индия) или их филиалам (Филиппины);

• отмену некоторых проверок «на экономическую целесообразность» при допуске иностранных продавцов на рынок (Республика Корея);

• отмену некоторых отечественных монополий на предоставление финансовых услуг и снижение степени государственного вмешательства в деятельность банковского сектора (Бразилия);

• снятие дискриминационных ограничений на объем капитала (Индонезия);

• либерализацию системы процентных ставок и депозитных вкладов (Республика Корея):

В переговорах по данному документу Россия не участвовала:

Основные проблемы, возникающие перед Россией в связи с вступлением в будущем в ВТО, обусловлены факторами правового и экономического характера:

Прежде всего, необходимо отметить недостаточно развитую правовую основу в России, строящуюся на общепринятых международных стандартах. Связано это с тем, что в одних секторах после разрушения централизованной системы регулирования экономики полноценный рынок еще не успел сформироваться, а в других — отсутствует конкурентная среда, благоприятствующая росту объема и повышению качества предоставляемых услуг, в том числе вследствие слабого присутствия иностранных инвесторов. На рынке финансовых услуг России сложилась ситуация, в которой регулирование доступа на рынок порой осуществляется на основе субъективных, а не объективных критериев.

Другая проблема заключается в допуске иностранных банков в приемлемом для России объеме и требуемых формах, потенциальная угроза «борьбы» за российских клиентов с иностранными банками.

Банковский вопрос остается основным в переговорах России по вступлению во Всемирную торговую организацию. Например, американская сторона требовала открытия финансовых рынков для иностранцев, российская — настаивала на запрете работы филиалов иностранных банков в России.

Между тем в мире почти не осталось стран, которые напрямую запрещают открытие филиалов. Например, доля иностранных банков в банковских активах Чехии составляет 80 %, Польши — 69 %, в Латвии в настоящее время работает шесть различных иностранных банков или их дочерних структур, что составляет 25 % от общего количества банков и около 50 % активов. В России — лишь около 10 %.

Тем не менее такое решение вопроса, по мнению специалистов, вполне оправданно: отечественная банковская система еще слишком уязвима, чтобы безболезненно принять огромные объемы международного капитала, которые могут хлынуть сюда в случае открытия филиалов иностранных банков. По подсчетам Андрея Козлова, этот объем может составить более 10 млрд долл. США ежегодно. В таких обстоятельствах малые и средние банки, которые составляют значительную часть российского банковского сектора, просто не выдержат конкуренции. Это при том, что большая его часть и сейчас не вполне конкурентна: 40 % всех банковских активов принадлежит трем государственным банкам.

Но российский банковский рынок не будет полностью принадлежать иностранным филиалам из-за следующих причин:

• по-прежнему будут доминировать государственные банки. Необходимо отметить, что в банковской сфере иностранное участие разрешается только в форме создания в России банков с иностранными инвестициями или приобретение существующих российских банков. Следует отметить, что сейчас допускается 100 %-ное иностранное участие в капитале каждого отдельного банка. Деятельность в России филиалов иностранных банков не допускается. Российские обязательства не предполагают никаких переходных периодов, по истечении которых доступ на рынок прямых филиалов будет обязательно открыт.

Сохраняется предусмотренная действующим законодательством возможность введения квоты иностранного участия в банковской системе. Такая квота может быть установлена на уровне 50 %-ного иностранного участия в совокупном уставном капитале российских банков;

• на рынке останутся отечественные лидеры (в различном кредитовании, в секторе работы с малым бизнесом), которые сейчас работают с хорошей рентабельностью, привлекают выгодные кредиты из-за рубежа.

Но при этом влияние Банка России на рынок ограничится, что и прогнозируют представители ЦБ РФ. У крупнейших банков практически нет проблем при взаимодействии с Банком России, и вероятность возникновения претензий к ним после их выхода на западные рынки и повышения прозрачности снижается. Также снижается возможность критического воздействия со стороны Банка России на зарубежные банки и их дочерние структуры в России.

Таким образом, присоединение России к ВТО позволит придать дополнительный импульс развитию российского рынка банковских услуг, поскольку привнесет на него новые капиталы, мировые стандарты качества предоставления услуг, оздоровит ситуацию путем повышения степени конкуренции, а также облегчит выход российских банков на мировой рынок финансовых услуг. Также присоединение значительно укрепит статус остальных членов организации. При этом необходимо отметить возможные негативные последствия прихода на российский рынок иностранных банков, которые можно сгруппировать следующим образом:

• деятельность банков будет регулироваться российскими банковскими требованиями и руководствоваться указаниями своих головных контор;

• в случае доминирования банки смогут диктовать процентную политику на российском банковском секторе;

• контролируя потоки крупнейших российских производителей, в частности экспорт, банки получат контроль за финансовыми потоками и состоянием платежеспособной основы российской экономики уже не только по экспортным платежам, но и по внутренним1.

Во избежание упомянутых негативных пос-

1 Всемирная торговая организация: механизмы функционирования и практика вступления / Под ред. д-ра экон. наук А. Е. Дайнеко / Минск «Дикта», 2006.

ледствий предлагается сформировать гибкую политику прихода иностранных участников на финансовый рынок России, включающую следующие мероприятия:

1) стимулирование прихода иностранных банков на российский рынок в форме банков-резидентов как наиболее способствующее одновременному параллельному развитию отечественных производителей банковских услуг и улучшению качественных характеристик данного сектора;

2) предоставление национальных условий функционирования финансового рынка банкам-резидентам;

3) постепенное снятие в среднесрочной перспективе (2 — 3 года после присоединения) ограничений на операции с физическими лицами, а в долгосрочной (5 — 7 лет) — увеличение до 40 % квоты участия иностранного капитала в отечественной банковской системе;

4) защита участников финансового рынка с помощью включения в условия присоединения России положения, допускаемого в рамках ГАТС, которое закрепляет «статус-кво», существовавшее на национальном рынке услуг до вступления ГАТС в силу, и тем самым в определенной степени защищает уже работающих на внутреннем рынке поставщиков услуг (и национальных, и иностранных). Так как такая защита дает право на сохранение существующих на сегодняшний момент доминирующих положений российских участников финансового рынка.

После августовского кризиса 1998 г. еще более очевидной стала необходимость присоединения России к финансовым документам в рамках ВТО с точки зрения улучшения конъюнктуры на российском рынке капитала и банковских услуг, а также облегчения выхода российских банков на мировой рынок финансовых услуг. Во время кризиса российский бизнес потерял значительные капиталы, что сократило возможности интенсивного развития экономики. Существуют оценки, что с 1 августа 1998 г. по 1 марта 1999 г. совокупный капитал российских банков уменьшился почти на 60 %. Поэтому Россия нуждается в частичном пересмотре действующих ограничений. Характерно, что в то время председатель Банка России В. В. Геращенко неоднократно заявлял, что российское правительство положительно отнесется к филиалам иностранных банков на финансовом рынке страны.

При решении этой проблемы важно соблюсти баланс интересов поставщиков и потребителей финансовых услуг и предусмотреть одновременно

с либерализацией допуска иностранных банков и меры защиты национальных банков.

Допуск иностранцев к операциям с физическими лицами на определенных условиях может оказаться фактором, способствующим укреплению доверия населения к банковской системе. Эта мера, кроме того, положительно скажется на ассортименте предлагаемых услуг и на динамике процентных ставок.

Одним из важных путей повышения конкурентоспособности российских коммерческих банков на пути присоединения России к ВТО представляется поощрение процесса их слияний и поглощений, с тем чтобы повысить степень капитализации банковской системы. Это позволило бы российским учреждениям на следующем этапе, возможно, через пять — семь лет конкурировать с иностранными и на рынке финансовых услуг, предоставляемых частным лицам. Но в то же время многие страны — члены ВТО сохранят контроль за деятельностью иностранных поставщиков финансовых услуг на внутреннем российском рынке, так как степень открытия рынков финансовых услуг характеризуется:

• большой дифференцированностью по странам в зависимости от потребности отечественных производителей финансовых услуг в экспорте последних;

• необходимостью поддержания полноценной конкурентной среды на внутреннем рынке;

• представлением правительства о допустимом уровне либерализации финансового рынка без нанесения ущерба национальной экономической безопасности.

Суммируя вышесказанное, можно отметить, что основной тактической задачей России в ходе проводимых переговоров о присоединении к ВТО должно стать достижение договоренности с торговыми партнерами о соразмерной с возможностями и поэтапной либерализации национального рынка финансовых, в том числе банковских, услуг.

Как показывает практика, глобальная цель Банка России — снижение участия на валютном рынке, что приведет к постоянному фоновому дефициту ликвидности и сделает возможным регулирование денежной массы посредством механизма процентных ставок, как это происходит в развитых странах. Краткосрочная цель Банка России — сделать так, чтобы функционирование рынка рубль-евро по всем параметрам (объем, открытый интерес, продолжительность торгов, наличие производных инструментов и т. д.) не отличалось от рынка рубль-доллар.

Таким образом, снижается необходимость значительных интервенций на рынке доллар-рубль для регулирования уровня корзины валют, и делаются успешные шаги в сторону Европы, что в свете присоединения России к ВТО выглядит особенно актуальным.

Монополизм доллара, наблюдающийся на мировом рынке, в России приобрел гипертрофированные масштабы. Перекос в сторону долларизации российской экономики очевиден, поэтому Банк России стремится поднять роль евро.

В последнее время доллар постепенно теряет свои лидирующие позиции в мировой экономике. Мировая валютная система вступила в эпоху конкуренции двух валют. Об этом свидетельствует постепенно растущая роль евро в ряде сфер мировой экономики. Особенно заметен этот процесс в банковской системе и на мировых финансовых рынках.

Рост роли евро для российских импортеров на фоне роста показателей импорта в 2005 г. на 25 % стимулировал Банк России к изменению своей курсовой политики. Так, с февраля 2005 г. в действие была введена бивалютная модель, используемая Банком России как операционный ориентир в своей работе. Согласно многочисленным разъяснениям руководства Банка России, бивалютная модель используется для определения ценовых параметров по собственным операциям покупки и продажи доллара США и евро за российские рубли. Банк России принял на себя обязательства в течение одного операционного дня сохранять стабильной стоимость корзины валют в рублях, сформированной из доллара и евро в определенных пропорциях.

В настоящее время на зону евро приходится 15,3 % мирового ВВП и свыше 31 % мирового экспорта2.

На сегодняшний день в свете особого внимания, уделяемого Банком России и ММВБ статусу евро как инструменту биржевой и в целом государственной финансовой политики, следует говорить о реализации специального проекта по евро в рамках ММВБ. Банк России перешел к использованию би-валютного операционного ориентира при определении курсовой политики (в структуре бивалютной корзины сейчас 30 % приходится на евро и 70 % — на доллар), что создало объективные предпосылки для роста объемов операций и ликвидности в сегменте евро-рубль на российском валютном рынке. Этот факт является важным шагом на пути достиже-

2 IMF World Economic Outlook. 2005. April. P. 193, 201.

ния конвертируемости рубля. А конструктивные изменения на биржевом валютном рынке будут способствовать росту устойчивости национального валютного рынка в целом.

В 2004 г. суммарный объем торгов биржевого валютного рынка составил 350 млрд долл. США, что в 2,4 раза больше показателя 2003 г. Эти рекордные цифры достигнуты в условиях продолжающейся либерализации валютного рынка, снижения норматива обязательной продажи валютной выручки до 10 % и свободного выбора места ее реализации. Предоставляемая биржей гарантия завершения расчетов способствует поддержанию высокой ликвидности в торговой системе.

Оборот рынка в четвертом квартале 2005 г. на 40 % превысил показатель четвертого квартала 2004 г. Безусловное влияние на увеличение оборота рынка оказал приток валютных средств в Россию по каналам экспортной выручки и внешних заимствований финансовых институтов и крупных компаний.

Так, сальдо текущих операций (товары и услуги) за первые 9 мес. 2005 г. составило 78 млрд долл., а чистые ссуды и займы за этот же период составили около 8 млрд долл. Однако значительная часть валютных средств была аккумулирована в государственном валютном резерве, который, по официальным данным, за этот же период вырос на 40,5 млрд долл. США. Фактически же объем покупок Банком России валютных средств за рубли был еще больше, так как часть средств валютного резерва была направлена на платежи по внешним обязательствам РФ3.

Таким образом, можно говорить о росте оборотов рынка как о положительном факторе, отражающем общие позитивные настроения банковского сектора экономики.

Подавляющее большинство стран осуществляет конвертацию валют при посредничестве доллара и евро. Пара «доллар—евро» это основной мост между иностранными валютами — на нее приходится 28 — 30 % оборота мирового рынка.

Вообще мировая структура валютообменных операций достаточно консервативна. Доля иены в обороте валютного рынка устойчиво держится на уровне 20 — 22 %, швейцарского франка — 6 %, в то время как фунт стерлингов увеличил свое значение с 11 до 13 % мирового оборота. Постепенно наращивают обороты валюты развивающихся рынков. Так, российский рубль укрепил свои позиции на мировом рынке с 0,3 % в 1998 г. до 0,7 % в 2004 г.

3 Аналитический доклад ACI Russia «Развитие валютного рынка РФ в 2005 году».

Реальное эффективное укрепление рубля в первом полугодии 2006 г. составило 6,65 %. Определяющим фактором стало значительное укрепление евро по отношению к доллару (с 1,1855 долл. /евро в среднем за декабрь 2005 г. до 1,2675 долл. /евро в среднем за июнь 2006 г.). В результате в целом за январь — июнь 2006 г. реальное укрепление курса российской национальной валюты (из расчета июнь 2006 года к декабрю 2005 г.) к доллару составило, по оценке Минэкономразвития, 9,8 %, к евро — 4,4 %, реального эффективного курса — 6,65 %.

Но в то же время глава Минфина Алексей Кудрин4, говоря о неудачах 2006 г., в первую очередь упомянул высокие темпы укрепления рубля. «В прошлом году он укрепился на 10 %. И в этом уже на 8,3 %. Столь высокие темпы можно допустить только на один год для какой-то страны, а не на два-три года подряд. В том случае если укрепление национальной валюты составляет 50 % за пять лет, это существенное ухудшение для российской экономики», — заявил министр.

По его словам, на фоне такого роста рубля теряют смысл все переговоры с ВТО по поводу протекционистских мер по защите внутреннего рынка. «Наше вступление в ВТО, где мы обсуждаем снижение тарифных ставок по импорту на 3 — 5 %, — цветочки по сравнению с тем, что укреплением рубля мы этот барьер снижаем на 50 % за пятилетку. Упираться по поводу снижения или неснижения тарифных ставок и протекционистской защиты нужно только в том случае, если у тебя стабильная валюта» 5, — отметил министр А. Кудрин.

Следующая проблема, которая стоит перед финансовым рынком, — отток российского капитала за рубеж в том случае, если будет разрешено беспрепятственное открытие филиалов и будет либерализована трансграничная поставка финансовых услуг.

Одной из причин оттока капитала из госсектора являются выплаты по внешнему долгу. Дополнительным фактором стало то, что правительство продолжило досрочное погашение внешних долгов. И хотя величина выплат меньше, чем в 2005 г., это стало одной из серьезных причин оттока капитала из страны (10 — 15 млрд долл. США в рамках досрочных выплат и около 8 млрд долл. США в рамках плановых платежей).

Для решения данной проблемы, как отмечалось ранее, необходимо усовершенствование законодательства, переход российских банков на

4 Россия и Всемирная торговая организация // www. wto. ru.

5 Россия и Всемирная торговая организация // www. wto. ru.

более строгие международные стандарты, большая прозрачность их деятельности позволят укрепить позиции российских банков и снизить вероятность того, что риски, принимаемые сегодня российскими банками в силу несоответствия отдельных аспектов их деятельности мировым стандартам, могут стать системными.

В 2006 г. произошли изменения на валютном рынке, являющиеся снятием запрета на проведение трансграничных операций российскими компаниями и физическими лицами, которое прописано в Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле». Итоговые и окончательные положения этого закона начали действовать с 1 января 2007 г. Отмена основных ограничений на проведение валютных и трансграничных операций российскими компаниями связана с планами вступления в ВТО — планируя дату вступления в ВТО задолго до 2006 года, Россия заранее внесла меры в законодательство, которые будут способствовать успеху на переговорах.

Вступление России в ВТО уже сейчас зависит от исхода переговоров с двумя-тремя странами. Ключевым вопросом переговоров становится открытие российского финансового рынка для иностранцев. Позиции государственных банков на российском рынке достаточно прочны, более того, государственные банки начинают экспансию на рынки ближнего зарубежья.

Валютная политика сегодня уже не приведет к таким катастрофическим последствиям, как, например, в 1990-е гг. Высокие золотовалютные резервы России, наличие Стабилизационного фонда, высокие цены на товары сырьевого экспорта — все это оказывает мощную поддержку российской экономике и денежно-кредитной сфере.

Либерализация валютного регулирования, переход Банка России от прямого вмешательства в курсообразование к управлению процентными ставками ведет к необходимости усиления мониторинга на биржевом рынке и перемещению ряда контрольных функций к организаторам торгов.

Таким образом, в процессе движения к свободной конвертируемости именно стабилизирующие функции биржевой инфраструктуры и ее современные технологии должны всячески содействовать постепенной интеграции России в мировую финансовую систему.

При подготовке вступления в ВТО российским

банкам необходимо:

• устанавливать более прозрачные и цивилизованные правила регулирования валютного рынка, что сделало бы рублевый рынок гораздо привлекательнее и прозрачнее с точки зрения инвестиций;

• использовать меньшую волатильность курса доллар/рубль по сравнению с курсом евро/доллар, которая делает российскую валюту существенно менее привлекательной для спекулянтов;

• постепенная адаптация к более жестким условиям конкуренции, что позволит экономике избежать кризисов;

• поддерживать интерес стратегических инвесторов к рынку, что снижает рублевые ставки и стимулирует заимствования в национальной валюте;

• политическая и экономическая стабильность в стране (а также возможная амнистия капитала), что способствует притоку капитала. Вступление в ВТО, безусловно, представляет собой сложный процесс, но Россия не может себе позволить его провалить. Необходимо снижать потери времени на согласования. Членство в ВТО откроет новые возможности для роста экономики и притока инвестиций, облегчит доступ российских товаров к западным рынкам. Правительство РФ заняло вполне взвешенную позицию на переговорах о вступлении России в ВТО. Необходимо и в дальнейшем ее последовательно отстаивать, не уступая по принципиальным для развития страны вопросам, для достижения максимального позитивного эффекта.

Литература

1. Аналитический доклад ACI Russia «Развитие валютного рынка РФ в 2005 году».

2. Всемирная торговая организация: механизмы функционирования и практика вступления. / Под ред. д-ра экон. наук А. Е. Дайнеко. — Минск «Дикта», 2006.

3. Россия и Всемирная торговая организация // www. wto. ru.

4. IMF World Economic Outlook. 2005. April. P. 193, 201.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.