Научная статья на тему 'Экономические риски банковской системы при вступлении России в ВТО'

Экономические риски банковской системы при вступлении России в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЙ КАПИТАЛ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ СТРАНЫ / ЭКСПОРТНЫЕ ОТРАСЛИ / БАНКОВСКОЕ СООБЩЕСТВО / КОНКУРЕНЦИЯ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / АКЦИОНИРОВАНИЕ БАНКОВ / БАНКОВСКИЕ ГРУППЫ / РИСКИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / WORLD TRADE ORGANIZATION / FOREIGN CAPITAL / NATIONAL INTERESTS OF A COUNTRY / EXPORT INDUSTRIES / BANK COMMUNITY / COMPETITION / PAYABILITY / BANKS CORPORALIZA-TION / GROUP BANKING / RISKS / GOVERNMENT CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанов Владимир Григорьевич, Кочетков Дмитрий Александрович

Членство в ВТО является заманчивой перспективой для любой страны с развивающейся экономикой. Курс развития России также рассчитан на достижение этой цели. Но ситуация в ряде стран, недавно вступивших в ВТО, осталась прежней, рынок финансовых услуг остался слабым, неконкурентоспособным, а иностранные инвестиции в важнейшие производственные отрасли не возросли. Таким образом, при форсировании вступления России в ВТО иностранные банки получат контроль над финансовыми потоками российской экономики, а риски лишь возрастут.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic risks of banking system in the time of entrance of Russia to WTO

Membership in WTO is a delightful prospect for any country with developing economy. Path of Russia development is also rated at achievement this aim. But situation in several countries, which recently came into WTO, remained the same, the market of financial services stayed weak, noncompetitive and foreign investments into the most important real sectors didn't grow. Thus while forcing coming Russia into WTO, foreign banks will get the control under financial flows of Russian economics, and risks will only grow.

Текст научной работы на тему «Экономические риски банковской системы при вступлении России в ВТО»

ГЕОПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Экономические риски банковской системы при вступлении России в ВТО

В.Г. Степанов

Членство в ВТО является заманчивой перспективой для любой страны с развивающейся экономикой. Курс развития России также рассчитан на достижение этой цели. Но ситуация в ряде стран, недавно вступивших в ВТО, осталась прежней, рынок финансовых услуг остался слабым, неконкурентоспособным, а иностранные инвестиции в важнейшие производственные отрасли не возросли. Таким образом, при форсировании вступления России в ВТО иностранные банки получат контроль над финансовыми потоками российской экономики, а риски лишь возрастут.

Ключевые слова: Всемирная торговая организация; иностранный капитал; национальные интересы страны; экспортные отрасли; банковское сообщество; конкуренция; рентабельность; акционирование банков; банковские группы; риски; государственный контроль.

Д.А. Кочетков

Членами Всемирной торговой организации являются уже 153 страны мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.

Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

• получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

• доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

• создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в резуль-

© Степанов В.Г., Кочетков Д.А., 2010

тате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

• расширение возможностей для российских инвесторов в странах—членах ВТО, в частности, в банковской сфере;

• создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

• участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

• улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

Задача ведущихся переговоров о присоединении — добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.

Как сказал в одном из интервью бывший министр экономического развития и торговли Герман Греф, «баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот».

Банковский сектор в условиях вступления в ВТО

В интегрированной финансовой системе важнейшей проблемой банковского сектора является использование иностранного капитала. Причинами, требующими реформирования политики в отношении международной финансовой системы, являются устойчивая повторяемость финансовых и валютных кризисов в последние годы; увеличение численности офшорных зон, снижающих эффективность государственного регулирования рынков, развивающихся стран; отток частного капитала; возросшие опасения неадекватности поведения иностранного капитала; слабость финансового сектора в странах с развивающимися рынками.

Вступление в ВТО отвечает стратегическим интересам России, и правительству необходимо проводить весь ряд мер, чтобы переговоры о присоединении Российской Федерации к организации увенчались успехом. Россия уже достигла двусторонних договоренностей, необходимых для вступления в организацию, со всеми 153 членами ВТО, в том числе США и Грузией, хотя последняя впоследствии не раз пыталась обвинить нашу страну в нарушении договора по членству в торговом клубе. Отношения России и США резко обострились в связи с войной в Южной Осетии. В частности, министр торговли США Карлос Гутьеррес заявил, что военные действия России на территории Грузии поставили под угрозу как ее вступление

в ВТО, так и ее членство в «большой восьмерке». Впрочем, урегулирование разногласий по оставшимся вопросам, учитывая их значение для российской экономики (в частности, это вопрос о возможности открытия в России прямых филиалов иностранных банков), представляет, как правило, и наибольшие трудности. Таким образом, тема присоединения России к ВТО останется в повестке дня российской дипломатии.

Одновременно важным аспектом является рост иностранного участия в банковских системах как развивающихся стран, так и стран с развитой рыночной экономикой. Стандартный аргумент при этом заключается в том, что иностранные банки следуют за иностранными инвесторами из своих собственных стран.

Проблема использования иностранного капитала в банковском секторе является принципиальной для любой страны. Она особенно обострилась в последние годы в связи с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО). При этом активно дискутируются на разных уровнях следующие вопросы: в чем состоят национальные интересы страны? как их отстаивать? готова ли Россия принять чрезмерно жесткие условия вхождения в ВТО?

«Россия, — сказал Кудрин, — собирается вступать в ВТО, поскольку мировой рынок требует глобальных регуляторов. Россия рискует оказаться на задворках установления новых, посткризисных правил мировой экономики, если не станет членом Организации. При этом страна будет вступать в ВТО на новых, согласованных с Казахстаном и Белоруссией условиях. Однако когда это может произойти, пока не известно» (см. коммент. 1).

В частности, в отношении банковских услуг от России требуют дать возможность зарубежным коммерческим банкам без ограничений оказывать услуги клиентам, находящимся на территории Российской Федерации, в том числе трансгранично (с территории иностранного государства без учреждения кредитной организации на российской территории и по российскому законодательству), а также предоставлять банковские услуги в любой форме коммерческого присутствия, включая открытие на территории России филиалов, учреждаемых не на основе российского законодательства.

При этом называются следующие преимущества вступления России в ВТО для развития банковских услуг:

• привлечение в банковскую сферу иностранного капитала для повышения капитализации российских банков;

• новые банковские технологии;

• передача местным кадрам опыта, специальных навыков и знаний, новых методов управления;

• масштабная ресурсная база для инвестиций в экономику;

• стимулирование национальных банков к усилению конкурентоспособности за счет использования новых услуг, повышения их качества, снижения тарифов и совершенствования менеджмента.

Против таких аргументов нет особых возражений. Однако посмотрим, как они преломляются в реальности на опыте ряда стран, недавно вступивших в ВТО. Например, в Венгрии, где в 1997 году была проведена либерализация финансового сектора, было снято большинство барьеров, ограничивавших доступ на венгерский рынок и свободу деятельности на нем. И хотя иностранные банки приобрели контроль примерно над 70% всех банков, рынок финансовых услуг остался слабым, в международном масштабе неконкурентоспособным.

В Польше зарубежные инвесторы контролируют почти 80% капитала и 70% активов. Однако приход западных банков не принес существенного увеличения инвестиций, прежде всего в развитие ключевых отраслей Польши: сельского хозяйства и малого бизнеса. Западные банки не спешат вкладывать в них средства, поскольку это невыгодно их государствам, поставляющим в Польшу сельскохозяйственную продукцию. Анализ деятельности одного из крупнейших банков Польши — Kredyt Bank S.A., имеющего значительную филиальную сеть в сельской местности, показал, что при общем увеличении ссудной задолженности в 2001 году на 16,2% объем кредитов сельскохозяйственному сектору сократился почти вдвое.

Уже сегодня банки с иностранным участием за счет конкурентных преимуществ привлекли на обслуживание подавляющее число зарубежных и отечественных фирм, традиционно ориентирующихся на сотрудничество с западными банками, а также часть экспортоориентированных отраслей. Контролируя потоки крупнейших российских производителей (в первую очередь экспортные), иностранные банки получат контроль над финансовыми потоками российской экономики уже не только по экспортным, но и по внутренним платежам.

Чрезмерная либерализация доступа на отечественный финансовый рынок может привести к доминированию иностранных банков. А это обращает преимущества международной конкуренции в их противоположность: снижение капитализации национальной банковской системы и «вырождение» национальных банков, увод внутренних инвестиционных ресурсов на международные финансовые рынки, падение эффективности банковского надзора, снижение конкуренции и т.п.

В ряду проблем следует особо выделить возрастание риска подверженности российского рынка колебаниям мирового финансового рынка и международным финансовым спекуляциям. Очевидно, что форсированное вступление России в ВТО может негативно отразиться на развитии отечественной банковской системы.

Потенциальные экономические риски банковской системы России в свете ее вступления в ВТО

Перспективы развития российской банковской системы в связи с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию зависят прежде всего от того, насколько точно будут определены основные проблемы в банковской сфере и установлены реальные объективные и субъективные причины существования этих проблем. Лишь поставив правильный диагноз, можно вылечить, а не залечить банковскую систему. Вступление России в ВТО делает названную задачу чрезвычайно актуальной.

Самыми острыми проблемами в банковской сфере являются следующие.

1. Банковская система России развивается как ведомая, второстепенная, а не ведущая, системообразующая отрасль российской экономики.

Причины:

а) экономический рост, исполнение бюджета, платежеспособный спрос и инвестиции в России поддерживаются главным образом за счет энерго-сырьевого экспорта;

б) экспортные отрасли не требуют от правительства развития национального банковского сектора;

в) Банк России также не ставит перед собой задачи создания банковской системы как самостоятельной рыночной отрасли экономики.

2. Банковская сфера России не является рыночно структурированной системой и поэтому не обладает внутренним потенциалом эффективного саморазвития.

Причины:

а) первые двенадцать лет современная российская банковская система строилась совершенно хаотично, в отсутствие какой-либо внятной политики или стратегии;

б) государство до сих пор не сформулировало четкую, строго структурированную модель построения необходимой ему банковской системы;

в) точно не определены место и роль банковского сектора в стратегии экономического развития страны;

г) не созданы условия развития банковской системы на рыночной основе — в банковской сфере преобладают монополизм и внеэкономические способы «конкуренции»;

д) не сформирована комплексная правовая база, обеспечивающая построение современной цивилизованной и эффективной банковской системы.

3. Банковская система не является инвестиционно привлекательной сферой, и ее капитализация находится на недопустимо низком уровне.

Причины:

а) низкий общий уровень в России преобразования сбережений в инвестиции;

б) запредельно большой объем функционирования нелегального (теневого) капитала, дающего очень высокий доход, не обремененный налогообложением;

в) банковские вклады вследствие отсутствия налогообложения в два раза выгоднее вложений в капитал кредитных организаций;

г) высокие накладные расходы банковской деятельности из-за завышенных требований к ее организации, приводящие к низкой рентабельности банковского бизнеса;

д) экономическая дискриминация кредитных организаций;

г) бесплатное использование государством банков для выполнения его контрольных функций.

4. Недопустимо низкий уровень монетизации экономики и банковской системы, не обеспечивающий ускоренного экономического роста.

Причины:

а) архаичность денежной базы: сегодня объем наличных денег в обращении почти в два раза превышает сумму всех денежных средств кредитных организаций;

б) стремление денежных властей к сбережениям в ущерб инвестициям;

в) предельно высокий уровень обязательного резервирования, лишающий банки самых стабильных долгосрочных пассивов и снижающий возможность кредитной эмиссии;

г) высокий уровень монополизации экономики и банковской сферы, что препятствует свободному и эффективному межотраслевому и межбанковскому переливу капитала;

д) необоснованное размещение Банком России всех валютных резервов лишь в банках-нерезидентах;

е) отсутствие развитой и эффективной системы институционных инвесторов, аккумулирующей и преобразующей сбережения в инвестиции;

ж) отсутствие системы жилищного (прежде всего, ипотечного) кредитования населения, позволяющей включить значительную часть наличных сбережений населения в цивилизованный финансовый оборот;

з) неразвитость сферы и инфраструктуры безналичных расчетов.

5. Остается недостаточно развитой система и инфраструктура оказания банковских услуг.

Причины:

а) высокая стоимость создания банковской инфраструктуры;

б) большие накладные расходы банковской деятельности, формирующие высокие тарифные ставки за услуги;

в) недостаточная экономическая эффективность банковской деятельности во многих регионах страны;

г) работа некоторых коммерческих банков сводится в основном к сбору денежных средств в регионе, а не к расширению кредитования местной экономики;

д) значительная зависимость банков от местных администраций, принуждающих кредитные организации к необоснованной «благотворительности»;

е) повсеместное широкое распространение депозитно-кредитных и расчетных операций, осуществляемых некредитными организациями по демпинговым ценам и без соответствующего обеспечения.

6. Банки, являющиеся центральным элементом национальной кредитной системы, не обеспечены адекватной защитой государства.

Причины:

а) высокий общий уровень криминализации общества и бизнеса в России;

б) в органах власти и управления нет осознания того, что защита законных прав и интересов частной банковской системы есть вопрос обеспечения экономической безопасности государства;

в) определенное негативное общественное мнение о порядочности банковских акционеров и менеджеров и необходимости защиты интересов банков как кредиторов;

г) неэффективность и определенная коррумпированность правоохранительных и судебных органов.

7. Банковское сообщество не является равноправным участником процесса реформирования банковского сектора.

Причины:

а) до недавних пор денежные власти не имели желания привлекать банковское сообщество к выработке политики формирования и модернизации банковского сектора;

б) в течение длительного времени многие коммерческие банки, в том числе крупнейшие, вели себя социально безответственно;

в) Банк России в своем стремлении к полной независимости нередко принимал решения независимо от интересов и мнения кредитных организаций;

г) эклектичность банковской системы, противоречивость и даже противоположность интересов различных групп кредитных организаций часто не позволяют выработать единое мнение банковского сообщества;

д) некоторые коммерческие банки стремятся решать свои проблемы приватно, на индивидуальной, а не коллективной основе.

Финансовая безопасность банковской системы

В настоящее время можно с уверенностью констатировать: случилось то, чего с большим опасением ожидали отечественные финансисты.

Процесс численного сокращения элементов отечественной банковской системы ускоряется, приобретая необратимый характер. Количество финансовых институтов уменьшается, конкуренция в большинстве сегментов финансового рынка усиливается, а рентабельность сокращается.

Способствовать росту капитализации банковской системы будет и поощрение процессов слияния и поглощения финансовых институтов. Потенциальные собственники, как никто другой, заинтересованы в реальности капитала банка, рассматриваемого ими в качестве предмета покупки. Это действенный способ борьбы с искусственным завышением величины капитала коммерческими банками, против чего Банк России ведет достаточно активную кампанию. Обеспечить транспарентность капитализации банковского сектора помогут ограничение количества лицензий финансовых институтов, действующих на территории Российской Федерации, и акционирование банков.

Положение об обязательном акционировании финансовых институтов, занимающихся работой с населением, эмитирующих собственные ценные бумаги и привлекающих депозиты от различных групп клиентов, — серьезный шаг в направлении реальной секьюризации капиталов банков. Акционирование банков упростит процесс вхождения и выхода из их состава собственников, позволит привлекать дополнительные капиталы, что самым позитивным образом скажется на процессе развития банковской системы. Поэтапное открытое сокращение числа банковских лицензий будет стимулировать процесс слияний и поглощений, способствовать созданию банковских групп.

Количество банковских групп, как зарегистрированных, так и неявно существующих в виде банковского холдинга, быстро увеличивается. Также меняется и структурный состав участников подобных групп банков. Одним из требований, предъявляемых экономикой к банковской системе, является изменение характера взаимодействия между финансовыми институтами и прочими субъектами хозяйствования.

Функционирование национальный банковской системы в большинстве секторов экономики в настоящее время носит ярко выраженный подчиненный характер по отношению к клиентам. Банковская система пока не в состоянии подпитывать спрос и являться движущей силой экономического развития. Трансформировать данную ситуацию можно лишь в том случае, если банковская система станет распределительным и генерирующим центром финансовых потоков. Экономическая конъюнктура и общее состояние экономики благоприятствуют подобной трансформации. В настоящее время серый денежный оборот сокращается, и все новые объемы ресурсов вовлекаются в цивилизованную и легитимную сферу.

При построении концепции современной банковской системы важнейшим является вопрос доверия населения к финансовым институтам. Можно предположить, что завершение формирования системы страхования вкладов позволит наращивать приток средств, принадлежащих физическим лицам, в банковскую систему. Но уже сейчас можно констатировать, что без увеличения размеров государственных гарантий по вкладам она не принесет позитивных результатов в ближайшее время.

Проблемы построения сбалансированной системы привлечения коммерческими банками ресурсов населения не ограничиваются вопросом доверия со стороны последних. На прогнозируемость ситуации и точность планирования ресурсов банка отрицательно влияет возможность досрочного изъятия вклада. По мнению большинства участников рынка, страхование вкладов и законодательное решение введения безотзывных вкладов являются двумя необходимыми условиями для построения устойчивой системы сбережений. Поступательное развитие отечественной банковской системы, сопровождающееся очищением, проводимым Банком России посредством отзыва лицензий у ряда проблемных кредитных организаций, позволит в недалеком будущем обеспечить достаточно высокие стандарты обслуживания и надежности при проведении операций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом очевидно, что эволюционный рост отечественной банковской системы, активно интегрирующейся в мировой финансовый рынок, следует подкрепить действенной государственной политикой. Ускорение бизнес-процессов и рост потребностей в качественном банковском сервисе, базирующемся на серьезных ресурсных возможностях, стимулируют развитие банковской системы. Адекватная реакция на потребности бизнес-сообщества, связанная с реализацией ряда законодательных инициатив, повысит конкурентоспособность национальной банковской системы и послужит хорошим стимулом для развития экономики.

Очевидно, что форсированное вступление России в ВТО может негативно отразиться на развитии национальной банковской системы, поэтому необходимо очень детальное и всестороннее предварительное изучение и обсуждение возможных негативных последствий.

С учетом рассмотренных позиций следует сделать вывод о том, что в целом открытие национального рынка для иностранных банков может позволить повысить капитализацию и емкость национальной банковской отрасли за счет средств иностранных банков, усилить конкуренцию в секторе банковских услуг. Это может привести к повышению качества и снижению цены банковских услуг. Результатом должно стать повышение открытости и инвестиционной привлекательности России, возможности использования передовых банковских технологий и ноу-хау, осуществлению инвестиций в масштабах, значительно превышающих возможности российских банков.

Вместе с тем при анализе негативных последствий, возникающих при вступлении страны в ВТО, необходимо учитывать следующие системные риски, на которые указывают отечественные специалисты:

1) прямые риски собственно банковской системы (риски оттока капитала, демпингового снижения процентных ставок, сравнительной потери деловой репутации, утраты контроля за платежеспособной системой и другие);

2) риски, возникающие при дальнейшей либерализации других секторов экономики;

3) социальные и другие риски.

Угрозы этих рисков связаны с тем, что банковская система России еще достаточно слаба по сравнению с банковскими системами развитых стран. На решение этих проблем потребуется время. Поэтому при присоединении к ВТО следует предусмотреть поэтапную либерализацию рынка банковских услуг.

Применительно к российской действительности необходимо предусмотреть следующее.

1. Основой для реформирования банковской сферы Российской Федерации, в том числе в части привлечения иностранного капитала, должна выступать четкая, предсказуемая и последовательно реализуемая программа действий на долгосрочную перспективу, нацеленную на выполнение основных задач среднесрочной экономической политики страны и учитывающая оценку возможного поведения иностранных банков в зависимости от типа их страновой принадлежности. Стратегической линией в сфере регулирования деятельности иностранных банков должно стать постепенное открытие российского финансового рынка, которое должно способство-

вать усилению конкуренции на национальном банковском рынке и осуществляться в интересах общества и при решающей роли государства.

2. Важным является сохранение государственного контроля наднациональной платежной системы (обеспечение ее бесперебойного функционирования как одной из целей Банка России).

3. Необходимо повышение качества банковского надзора и изменения его содержания (переход от формальных методов к содержательному контролю).

4. Требуется усиление роли Банка России, действующего в интересах общества и государства, не только как основного надзорного органа, но и как ключевого регулятора допуска и функционирования иностранных банков.

Комментарий

1. Эфир радиостанции «Голос России», от 28 января 2010 года.

Литература

1. Верников А.В. Оценка масштабов присутствия иностранных банков // Деньги и кредит. 2002. № 1.

2. Верников А.В. Стратегии иностранных банков а России// Вопросы экономики. 2002. № 12.

3. Зражевский В. Сегодня и завтра российской банковской системы // Вопросы экономики. 2006. № 10.

4. Мурычев А. Российский банковский сектор: вопросы консолидации и корпоративного управления // Вопросы экономики. 2005. № 5.

5. Саркисянц А. Текущие тенденции развития российского банковского сектора // Вопросы экономики. 2006. № 10.

6. Чиркин А. Предстоящее вступление России в ВТО и потенциальные экономические риски // Вопросы экономики. 2005. № 5.

7. Финогенов И. Вступление России в ВТО и банковская система // Банковское дело в Москве. 2002. № 10.

8. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 03 февраля 1999 г. №17-ФЗ.

9. Официальный сайт Всемирной торговой организации www.wto.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.