ГЕОПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Экономические риски банковской системы при вступлении России в ВТО
В.Г. Степанов
Членство в ВТО является заманчивой перспективой для любой страны с развивающейся экономикой. Курс развития России также рассчитан на достижение этой цели. Но ситуация в ряде стран, недавно вступивших в ВТО, осталась прежней, рынок финансовых услуг остался слабым, неконкурентоспособным, а иностранные инвестиции в важнейшие производственные отрасли не возросли. Таким образом, при форсировании вступления России в ВТО иностранные банки получат контроль над финансовыми потоками российской экономики, а риски лишь возрастут.
Ключевые слова: Всемирная торговая организация; иностранный капитал; национальные интересы страны; экспортные отрасли; банковское сообщество; конкуренция; рентабельность; акционирование банков; банковские группы; риски; государственный контроль.
Д.А. Кочетков
Членами Всемирной торговой организации являются уже 153 страны мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.
Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:
• получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
• доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
• создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в резуль-
© Степанов В.Г., Кочетков Д.А., 2010
тате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
• расширение возможностей для российских инвесторов в странах—членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
• создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
• участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
• улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.
Задача ведущихся переговоров о присоединении — добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.
Как сказал в одном из интервью бывший министр экономического развития и торговли Герман Греф, «баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот».
Банковский сектор в условиях вступления в ВТО
В интегрированной финансовой системе важнейшей проблемой банковского сектора является использование иностранного капитала. Причинами, требующими реформирования политики в отношении международной финансовой системы, являются устойчивая повторяемость финансовых и валютных кризисов в последние годы; увеличение численности офшорных зон, снижающих эффективность государственного регулирования рынков, развивающихся стран; отток частного капитала; возросшие опасения неадекватности поведения иностранного капитала; слабость финансового сектора в странах с развивающимися рынками.
Вступление в ВТО отвечает стратегическим интересам России, и правительству необходимо проводить весь ряд мер, чтобы переговоры о присоединении Российской Федерации к организации увенчались успехом. Россия уже достигла двусторонних договоренностей, необходимых для вступления в организацию, со всеми 153 членами ВТО, в том числе США и Грузией, хотя последняя впоследствии не раз пыталась обвинить нашу страну в нарушении договора по членству в торговом клубе. Отношения России и США резко обострились в связи с войной в Южной Осетии. В частности, министр торговли США Карлос Гутьеррес заявил, что военные действия России на территории Грузии поставили под угрозу как ее вступление
в ВТО, так и ее членство в «большой восьмерке». Впрочем, урегулирование разногласий по оставшимся вопросам, учитывая их значение для российской экономики (в частности, это вопрос о возможности открытия в России прямых филиалов иностранных банков), представляет, как правило, и наибольшие трудности. Таким образом, тема присоединения России к ВТО останется в повестке дня российской дипломатии.
Одновременно важным аспектом является рост иностранного участия в банковских системах как развивающихся стран, так и стран с развитой рыночной экономикой. Стандартный аргумент при этом заключается в том, что иностранные банки следуют за иностранными инвесторами из своих собственных стран.
Проблема использования иностранного капитала в банковском секторе является принципиальной для любой страны. Она особенно обострилась в последние годы в связи с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО). При этом активно дискутируются на разных уровнях следующие вопросы: в чем состоят национальные интересы страны? как их отстаивать? готова ли Россия принять чрезмерно жесткие условия вхождения в ВТО?
«Россия, — сказал Кудрин, — собирается вступать в ВТО, поскольку мировой рынок требует глобальных регуляторов. Россия рискует оказаться на задворках установления новых, посткризисных правил мировой экономики, если не станет членом Организации. При этом страна будет вступать в ВТО на новых, согласованных с Казахстаном и Белоруссией условиях. Однако когда это может произойти, пока не известно» (см. коммент. 1).
В частности, в отношении банковских услуг от России требуют дать возможность зарубежным коммерческим банкам без ограничений оказывать услуги клиентам, находящимся на территории Российской Федерации, в том числе трансгранично (с территории иностранного государства без учреждения кредитной организации на российской территории и по российскому законодательству), а также предоставлять банковские услуги в любой форме коммерческого присутствия, включая открытие на территории России филиалов, учреждаемых не на основе российского законодательства.
При этом называются следующие преимущества вступления России в ВТО для развития банковских услуг:
• привлечение в банковскую сферу иностранного капитала для повышения капитализации российских банков;
• новые банковские технологии;
• передача местным кадрам опыта, специальных навыков и знаний, новых методов управления;
• масштабная ресурсная база для инвестиций в экономику;
• стимулирование национальных банков к усилению конкурентоспособности за счет использования новых услуг, повышения их качества, снижения тарифов и совершенствования менеджмента.
Против таких аргументов нет особых возражений. Однако посмотрим, как они преломляются в реальности на опыте ряда стран, недавно вступивших в ВТО. Например, в Венгрии, где в 1997 году была проведена либерализация финансового сектора, было снято большинство барьеров, ограничивавших доступ на венгерский рынок и свободу деятельности на нем. И хотя иностранные банки приобрели контроль примерно над 70% всех банков, рынок финансовых услуг остался слабым, в международном масштабе неконкурентоспособным.
В Польше зарубежные инвесторы контролируют почти 80% капитала и 70% активов. Однако приход западных банков не принес существенного увеличения инвестиций, прежде всего в развитие ключевых отраслей Польши: сельского хозяйства и малого бизнеса. Западные банки не спешат вкладывать в них средства, поскольку это невыгодно их государствам, поставляющим в Польшу сельскохозяйственную продукцию. Анализ деятельности одного из крупнейших банков Польши — Kredyt Bank S.A., имеющего значительную филиальную сеть в сельской местности, показал, что при общем увеличении ссудной задолженности в 2001 году на 16,2% объем кредитов сельскохозяйственному сектору сократился почти вдвое.
Уже сегодня банки с иностранным участием за счет конкурентных преимуществ привлекли на обслуживание подавляющее число зарубежных и отечественных фирм, традиционно ориентирующихся на сотрудничество с западными банками, а также часть экспортоориентированных отраслей. Контролируя потоки крупнейших российских производителей (в первую очередь экспортные), иностранные банки получат контроль над финансовыми потоками российской экономики уже не только по экспортным, но и по внутренним платежам.
Чрезмерная либерализация доступа на отечественный финансовый рынок может привести к доминированию иностранных банков. А это обращает преимущества международной конкуренции в их противоположность: снижение капитализации национальной банковской системы и «вырождение» национальных банков, увод внутренних инвестиционных ресурсов на международные финансовые рынки, падение эффективности банковского надзора, снижение конкуренции и т.п.
В ряду проблем следует особо выделить возрастание риска подверженности российского рынка колебаниям мирового финансового рынка и международным финансовым спекуляциям. Очевидно, что форсированное вступление России в ВТО может негативно отразиться на развитии отечественной банковской системы.
Потенциальные экономические риски банковской системы России в свете ее вступления в ВТО
Перспективы развития российской банковской системы в связи с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию зависят прежде всего от того, насколько точно будут определены основные проблемы в банковской сфере и установлены реальные объективные и субъективные причины существования этих проблем. Лишь поставив правильный диагноз, можно вылечить, а не залечить банковскую систему. Вступление России в ВТО делает названную задачу чрезвычайно актуальной.
Самыми острыми проблемами в банковской сфере являются следующие.
1. Банковская система России развивается как ведомая, второстепенная, а не ведущая, системообразующая отрасль российской экономики.
Причины:
а) экономический рост, исполнение бюджета, платежеспособный спрос и инвестиции в России поддерживаются главным образом за счет энерго-сырьевого экспорта;
б) экспортные отрасли не требуют от правительства развития национального банковского сектора;
в) Банк России также не ставит перед собой задачи создания банковской системы как самостоятельной рыночной отрасли экономики.
2. Банковская сфера России не является рыночно структурированной системой и поэтому не обладает внутренним потенциалом эффективного саморазвития.
Причины:
а) первые двенадцать лет современная российская банковская система строилась совершенно хаотично, в отсутствие какой-либо внятной политики или стратегии;
б) государство до сих пор не сформулировало четкую, строго структурированную модель построения необходимой ему банковской системы;
в) точно не определены место и роль банковского сектора в стратегии экономического развития страны;
г) не созданы условия развития банковской системы на рыночной основе — в банковской сфере преобладают монополизм и внеэкономические способы «конкуренции»;
д) не сформирована комплексная правовая база, обеспечивающая построение современной цивилизованной и эффективной банковской системы.
3. Банковская система не является инвестиционно привлекательной сферой, и ее капитализация находится на недопустимо низком уровне.
Причины:
а) низкий общий уровень в России преобразования сбережений в инвестиции;
б) запредельно большой объем функционирования нелегального (теневого) капитала, дающего очень высокий доход, не обремененный налогообложением;
в) банковские вклады вследствие отсутствия налогообложения в два раза выгоднее вложений в капитал кредитных организаций;
г) высокие накладные расходы банковской деятельности из-за завышенных требований к ее организации, приводящие к низкой рентабельности банковского бизнеса;
д) экономическая дискриминация кредитных организаций;
г) бесплатное использование государством банков для выполнения его контрольных функций.
4. Недопустимо низкий уровень монетизации экономики и банковской системы, не обеспечивающий ускоренного экономического роста.
Причины:
а) архаичность денежной базы: сегодня объем наличных денег в обращении почти в два раза превышает сумму всех денежных средств кредитных организаций;
б) стремление денежных властей к сбережениям в ущерб инвестициям;
в) предельно высокий уровень обязательного резервирования, лишающий банки самых стабильных долгосрочных пассивов и снижающий возможность кредитной эмиссии;
г) высокий уровень монополизации экономики и банковской сферы, что препятствует свободному и эффективному межотраслевому и межбанковскому переливу капитала;
д) необоснованное размещение Банком России всех валютных резервов лишь в банках-нерезидентах;
е) отсутствие развитой и эффективной системы институционных инвесторов, аккумулирующей и преобразующей сбережения в инвестиции;
ж) отсутствие системы жилищного (прежде всего, ипотечного) кредитования населения, позволяющей включить значительную часть наличных сбережений населения в цивилизованный финансовый оборот;
з) неразвитость сферы и инфраструктуры безналичных расчетов.
5. Остается недостаточно развитой система и инфраструктура оказания банковских услуг.
Причины:
а) высокая стоимость создания банковской инфраструктуры;
б) большие накладные расходы банковской деятельности, формирующие высокие тарифные ставки за услуги;
в) недостаточная экономическая эффективность банковской деятельности во многих регионах страны;
г) работа некоторых коммерческих банков сводится в основном к сбору денежных средств в регионе, а не к расширению кредитования местной экономики;
д) значительная зависимость банков от местных администраций, принуждающих кредитные организации к необоснованной «благотворительности»;
е) повсеместное широкое распространение депозитно-кредитных и расчетных операций, осуществляемых некредитными организациями по демпинговым ценам и без соответствующего обеспечения.
6. Банки, являющиеся центральным элементом национальной кредитной системы, не обеспечены адекватной защитой государства.
Причины:
а) высокий общий уровень криминализации общества и бизнеса в России;
б) в органах власти и управления нет осознания того, что защита законных прав и интересов частной банковской системы есть вопрос обеспечения экономической безопасности государства;
в) определенное негативное общественное мнение о порядочности банковских акционеров и менеджеров и необходимости защиты интересов банков как кредиторов;
г) неэффективность и определенная коррумпированность правоохранительных и судебных органов.
7. Банковское сообщество не является равноправным участником процесса реформирования банковского сектора.
Причины:
а) до недавних пор денежные власти не имели желания привлекать банковское сообщество к выработке политики формирования и модернизации банковского сектора;
б) в течение длительного времени многие коммерческие банки, в том числе крупнейшие, вели себя социально безответственно;
в) Банк России в своем стремлении к полной независимости нередко принимал решения независимо от интересов и мнения кредитных организаций;
г) эклектичность банковской системы, противоречивость и даже противоположность интересов различных групп кредитных организаций часто не позволяют выработать единое мнение банковского сообщества;
д) некоторые коммерческие банки стремятся решать свои проблемы приватно, на индивидуальной, а не коллективной основе.
Финансовая безопасность банковской системы
В настоящее время можно с уверенностью констатировать: случилось то, чего с большим опасением ожидали отечественные финансисты.
Процесс численного сокращения элементов отечественной банковской системы ускоряется, приобретая необратимый характер. Количество финансовых институтов уменьшается, конкуренция в большинстве сегментов финансового рынка усиливается, а рентабельность сокращается.
Способствовать росту капитализации банковской системы будет и поощрение процессов слияния и поглощения финансовых институтов. Потенциальные собственники, как никто другой, заинтересованы в реальности капитала банка, рассматриваемого ими в качестве предмета покупки. Это действенный способ борьбы с искусственным завышением величины капитала коммерческими банками, против чего Банк России ведет достаточно активную кампанию. Обеспечить транспарентность капитализации банковского сектора помогут ограничение количества лицензий финансовых институтов, действующих на территории Российской Федерации, и акционирование банков.
Положение об обязательном акционировании финансовых институтов, занимающихся работой с населением, эмитирующих собственные ценные бумаги и привлекающих депозиты от различных групп клиентов, — серьезный шаг в направлении реальной секьюризации капиталов банков. Акционирование банков упростит процесс вхождения и выхода из их состава собственников, позволит привлекать дополнительные капиталы, что самым позитивным образом скажется на процессе развития банковской системы. Поэтапное открытое сокращение числа банковских лицензий будет стимулировать процесс слияний и поглощений, способствовать созданию банковских групп.
Количество банковских групп, как зарегистрированных, так и неявно существующих в виде банковского холдинга, быстро увеличивается. Также меняется и структурный состав участников подобных групп банков. Одним из требований, предъявляемых экономикой к банковской системе, является изменение характера взаимодействия между финансовыми институтами и прочими субъектами хозяйствования.
Функционирование национальный банковской системы в большинстве секторов экономики в настоящее время носит ярко выраженный подчиненный характер по отношению к клиентам. Банковская система пока не в состоянии подпитывать спрос и являться движущей силой экономического развития. Трансформировать данную ситуацию можно лишь в том случае, если банковская система станет распределительным и генерирующим центром финансовых потоков. Экономическая конъюнктура и общее состояние экономики благоприятствуют подобной трансформации. В настоящее время серый денежный оборот сокращается, и все новые объемы ресурсов вовлекаются в цивилизованную и легитимную сферу.
При построении концепции современной банковской системы важнейшим является вопрос доверия населения к финансовым институтам. Можно предположить, что завершение формирования системы страхования вкладов позволит наращивать приток средств, принадлежащих физическим лицам, в банковскую систему. Но уже сейчас можно констатировать, что без увеличения размеров государственных гарантий по вкладам она не принесет позитивных результатов в ближайшее время.
Проблемы построения сбалансированной системы привлечения коммерческими банками ресурсов населения не ограничиваются вопросом доверия со стороны последних. На прогнозируемость ситуации и точность планирования ресурсов банка отрицательно влияет возможность досрочного изъятия вклада. По мнению большинства участников рынка, страхование вкладов и законодательное решение введения безотзывных вкладов являются двумя необходимыми условиями для построения устойчивой системы сбережений. Поступательное развитие отечественной банковской системы, сопровождающееся очищением, проводимым Банком России посредством отзыва лицензий у ряда проблемных кредитных организаций, позволит в недалеком будущем обеспечить достаточно высокие стандарты обслуживания и надежности при проведении операций.
Таким образом очевидно, что эволюционный рост отечественной банковской системы, активно интегрирующейся в мировой финансовый рынок, следует подкрепить действенной государственной политикой. Ускорение бизнес-процессов и рост потребностей в качественном банковском сервисе, базирующемся на серьезных ресурсных возможностях, стимулируют развитие банковской системы. Адекватная реакция на потребности бизнес-сообщества, связанная с реализацией ряда законодательных инициатив, повысит конкурентоспособность национальной банковской системы и послужит хорошим стимулом для развития экономики.
Очевидно, что форсированное вступление России в ВТО может негативно отразиться на развитии национальной банковской системы, поэтому необходимо очень детальное и всестороннее предварительное изучение и обсуждение возможных негативных последствий.
С учетом рассмотренных позиций следует сделать вывод о том, что в целом открытие национального рынка для иностранных банков может позволить повысить капитализацию и емкость национальной банковской отрасли за счет средств иностранных банков, усилить конкуренцию в секторе банковских услуг. Это может привести к повышению качества и снижению цены банковских услуг. Результатом должно стать повышение открытости и инвестиционной привлекательности России, возможности использования передовых банковских технологий и ноу-хау, осуществлению инвестиций в масштабах, значительно превышающих возможности российских банков.
Вместе с тем при анализе негативных последствий, возникающих при вступлении страны в ВТО, необходимо учитывать следующие системные риски, на которые указывают отечественные специалисты:
1) прямые риски собственно банковской системы (риски оттока капитала, демпингового снижения процентных ставок, сравнительной потери деловой репутации, утраты контроля за платежеспособной системой и другие);
2) риски, возникающие при дальнейшей либерализации других секторов экономики;
3) социальные и другие риски.
Угрозы этих рисков связаны с тем, что банковская система России еще достаточно слаба по сравнению с банковскими системами развитых стран. На решение этих проблем потребуется время. Поэтому при присоединении к ВТО следует предусмотреть поэтапную либерализацию рынка банковских услуг.
Применительно к российской действительности необходимо предусмотреть следующее.
1. Основой для реформирования банковской сферы Российской Федерации, в том числе в части привлечения иностранного капитала, должна выступать четкая, предсказуемая и последовательно реализуемая программа действий на долгосрочную перспективу, нацеленную на выполнение основных задач среднесрочной экономической политики страны и учитывающая оценку возможного поведения иностранных банков в зависимости от типа их страновой принадлежности. Стратегической линией в сфере регулирования деятельности иностранных банков должно стать постепенное открытие российского финансового рынка, которое должно способство-
вать усилению конкуренции на национальном банковском рынке и осуществляться в интересах общества и при решающей роли государства.
2. Важным является сохранение государственного контроля наднациональной платежной системы (обеспечение ее бесперебойного функционирования как одной из целей Банка России).
3. Необходимо повышение качества банковского надзора и изменения его содержания (переход от формальных методов к содержательному контролю).
4. Требуется усиление роли Банка России, действующего в интересах общества и государства, не только как основного надзорного органа, но и как ключевого регулятора допуска и функционирования иностранных банков.
Комментарий
1. Эфир радиостанции «Голос России», от 28 января 2010 года.
Литература
1. Верников А.В. Оценка масштабов присутствия иностранных банков // Деньги и кредит. 2002. № 1.
2. Верников А.В. Стратегии иностранных банков а России// Вопросы экономики. 2002. № 12.
3. Зражевский В. Сегодня и завтра российской банковской системы // Вопросы экономики. 2006. № 10.
4. Мурычев А. Российский банковский сектор: вопросы консолидации и корпоративного управления // Вопросы экономики. 2005. № 5.
5. Саркисянц А. Текущие тенденции развития российского банковского сектора // Вопросы экономики. 2006. № 10.
6. Чиркин А. Предстоящее вступление России в ВТО и потенциальные экономические риски // Вопросы экономики. 2005. № 5.
7. Финогенов И. Вступление России в ВТО и банковская система // Банковское дело в Москве. 2002. № 10.
8. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 03 февраля 1999 г. №17-ФЗ.
9. Официальный сайт Всемирной торговой организации www.wto.ru