Научная статья на тему 'Интеграция российских компаний в мировую экономику: конвергентный подход'

Интеграция российских компаний в мировую экономику: конвергентный подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
315
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / УПРАВЛЕНИЕ / КОНВЕРГЕНТНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / INFRASTRUCTURE / MANAGEMENT / CONVERGENCE / COMPETITIVENESS / INFORMATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пинчук Виктор Николаевич

В статье рассматриваются проблемы повышения международной конкурентоспособности российских компаний в ходе интернационализации и глобализации хозяйственной жизни путем достижения нового качества трансграничного управления. Для этого необходимо формирование конвергентной управленческой инфраструктуры, которая является закономерным этапом электронной информатизации управления с выходом уровня управления базовыми информационными факторами на единый образ управленческой ситуации. В результате будет достигнуто формирование организационной основы кооперационных действий государственных органов и бизнес-структур на российских и международных рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пинчук Виктор Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of Russian companies in the world economy: convergent approach

The article deals with the problems of international competitiveness of Russian companies in the internationalization and globalization in economy by achieving a new quality of cross-border management. This requires the formation of a converged management infrastructure, which is a logical step in electronic information management with access control level baseline information on the factors in a single image of the managerial situation. As result there is a formation of the institutional framework for cooperative actions of state structures and business organizations in Russian and international markets.

Текст научной работы на тему «Интеграция российских компаний в мировую экономику: конвергентный подход»

ПРОБЛЕМЫ МИРОХОЗЯЙСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

ИНТЕГРАЦИЯ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ В МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ: КОНВЕРГЕНТНЫЙ ПОДХОД

В.Н. Пинчук

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматриваются проблемы повышения международной конкурентоспособности российских компаний в ходе интернационализации и глобализации хозяйственной жизни путем достижения нового качества трансграничного управления. Для этого необходимо формирование конвергентной управленческой инфраструктуры, которая является закономерным этапом электронной информатизации управления с выходом уровня управления базовыми информационными факторами на единый образ управленческой ситуации. В результате будет достигнуто формирование организационной основы кооперационных действий государственных органов и бизнес-структур на российских и международных рынках.

Ключевые слова: инфраструктура, управление, конвергентность, конкурентоспособность, информационная система.

Формирование эффективных механизмов интеграции российских компаний в мировую экономику является одной из наиболее важных задач при повышении международной конкурентоспособности экономики России в условиях глобализации и интернационализации экономических отношений. В связи с этим необходимо исследование проблем достижения нового качества трансграничного управления деятельностью российских компаний и их структур на российских и международных рынках для реализации международно-адаптированных стратегий координированного экономического развития.

Фундаментальные теоретические основы изучения рассматриваемых проблем были заложены российскими учеными Л.И. Абалкиным, С.Ю. Глазьевым, А.А. Дынкиным, Д.С. Львовым, А.Д. Некипеловым, В.М. Полтерович, С.А. Сита-рян и др. Различные аспекты повышения международной конкурентоспособности путем реализации рыночных стратегий внешнеэкономической деятельности хозяйственных образований при интеграции России в систему мирохозяйственных связей рассматривали А.И. Агеев, А. А. Кокошин, Л.В. Краснов, Е.Л. Логинов, А.И. Михайлов, А.А. Хачатуров, Ю.В. Яковец, Е.Г. Ясин и др.

Глобальный финансово-экономический кризис создал новую ситуацию в мировой и российской экономике. Динамика изменений в ходе интернационализа-

ции и глобализации хозяйственной жизни и с учетом отсутствия эффективных механизмов координации международно рассредоточенных российских компаний в кризисных и посткризисных условиях требует дальнейшего исследования возможностей использования конвергентного подхода к интеграции российских компаний в мировую экономику.

Необходимость достижения нового качества трансграничного управления деятельностью российских компаний и их структур на российских и международных рынках. Достижение высокой международной конкурентоспособности российской экономики в условиях предстоящего вступления в ВТО, завершения глобального финансово-экономического кризиса и перспектив посткризисного развития требует координации деятельности российских компаний и их зарубежных структур при встраивании в систему мирохозяйственных связей и деятельности на международных рынках, что должно опираться на соответствующие изменения в организационных структурах и управленческих технологиях российских органов государственного управления и бизнес-структур. Цель таких изменений не просто внести необходимые усовершенствования, достигаемые различными методами в экономике России и за рубежом, но интегрировать имеющиеся управленческие ресурсы в рамках международно-адаптированной модели управления и перевести их на качественно новый уровень конвергентности механизмов управления совокупностью глобально взаимосвязанных и синхронизированных экономических пространств международно-рассредоточенных российских компаний и их зарубежных структур для деятельности на российских и международных рынках.

Требуется трансформация механизмов управления встраиванием российских компаний в систему мирохозяйственных связей на основе использования распределенных трансграничных электронных управленческих сред. Такая трансформация должна обеспечивать возможность практической реализации комплексного подхода к решению задачи формирования многофункционального комплекса кон-вергентно-информационных технологий, лежащих в основе повышения эффективности деятельности российских органов государственного управления и бизнес-структур в нашей стране и за рубежом. Необходимо изменение траектории развития российской экономики на принципах интернационализации и глобализации экономических отношений путем развития управленческих механизмов для интеграции управления российскими компаниями и их зарубежными структурами как в России, так и за рубежом с одновременным упрощением процедур согласования и координации их деятельности, нивелирования ресурсов и средств по звеньям и уровням управления и т.п. [1. С. 82].

Таким образом, разработка конвергентно-модернизационного методологического подхода к достижению нового качества трансграничного управления деятельностью российских компаний и их структур на российских и международных рынках для реализации международно-адаптированных стратегий координированного экономического развития соответствует потребностям теории и практики управления процессами интеграции в мировую экономику и требует соответствующего научного обоснования.

Важная предпосылка повышения международной конкурентоспособности в ходе интернационализации и глобализации хозяйственной жизни при переходе российской экономики на инновационный путь развития — эффективная коммуникация и комбинированная деятельность российских компаний и их зарубежных структур на российских и международных рынках, которая дает начало инновационному скачку на основе электронно-информационного генезиса эффективности процессов встраивания российских компаний в систему мирохозяйственных связей на национальном и глобальном уровнях.

Поле государственного и корпоративного управления в его классическом двухмерном представлении постепенно уходит в прошлое. На смену ему грядет новое системное понятие — конвергентное управленческое пространство трансграничного характера, которое охватывает не только непосредственных участников процессов управления, но и всю инфраструктуру, включая информационные и телекоммуникационные системы, т.е. фактически всю экономическую совокупность деятельности.

На рис. 1 показана динамика глобальных трендов развития электронной информатизации управления в СССР и России. Конвергентная управленческая инфраструктура является закономерным этапом электронной информатизации управления с выходом уровня управления базовыми информационными факторами на единый образ управленческой ситуации.

Единый электронный образ управленческой ситуации

Многомерный анализ данных

Базы данных, нейросети

Математическое моделирование

Задачи оптимального планирования

Информационные задачи

Расчетные задачи

Источник: разработано автором.

2000 2010 2020

Рис. 1. Динамика глобальных трендов развития электронной информатизации управления в СССР и России

В этих условиях повышение эффективности процессов глобализации экономических отношений и встраивание российских компаний в систему мирохозяйственных связей на национальном и глобальном уровнях может быть достигнуто путем внедрения конвергентной управленческой инфраструктуры как базового инструмента для трансграничной сетецентрической синхронизации экономических процессов деятельности российских компаний и их зарубежных структур на российских и международных рынках.

Конвергентный генезис формирования организационных и информационных систем управления в экономике. Сложившаяся к настоящему моменту общая структура информационно-коммуникационных систем российских компаний и их структур в нашей стране и за рубежом крайне разнородна по широкой совокупности технологических и иных параметров и характеристик, что сдерживает процесс повышения эффективности управления их деятельностью на российских и международных рынках как единым мультикорпоративным комплексом.

Такая ситуация требует формирования соответствующих информационных систем для обеспечения эффективности работы российских компаний в экономике России и за рубежом путем совершенствованиях управления на новых — конвергентных — принципах построения информационных систем и взаимодействия компаний.

В последние годы конвергентные подходы к формированию организационных и информационных систем управления реализуются в большинстве развитых (лидируют США) и новых индустриальных стран, а также международных организаций (рис. 2).

Подобные изменения являются основной предпосылкой формирования стратегии управления совершенствованием — на конвергентной организационно-информационной базе — национального и глобального управления в условиях нарастания влияния неравномерных и несбалансированных глобальных мирохозяйственных трансформаций путем выстраивания конвергентной информационной инфраструктуры управления российскими компаниями, встроенными в систему мирохозяйственных связей с учетом особенностей выхода из глобального кризиса и посткризисного развития.

Цель таких изменений — не просто объединить достижения, полученные различными методами, но интегрировать имеющиеся российские и зарубежные управленческие ресурсы и перевести их на качественно новый уровень конвергентности совокупности глобально взаимосвязанных и синхронизированных экономических пространств российских компаний и их зарубежных структур с повышением международной конкурентоспособности в рамках глобализационно-ориентированной модели управления интеграцией российских компаний в мировую экономику.

СОПК-анализ наиболее динамично развивающихся стран мировой экономики. В табл. 1 приведен СОПК-анализ (СОПК: С — среда, О — организация, П — продукт, К — конкурентоспособность).

Концепция «Геопространственная разведка» (Geo-spatial Intelligence — Gl) регламентировала создание в структуре федеральной власти США нового органа Агентство геопространственной разведки (National Geospatial Intelligence — NGA)

Концепция «25 пунктов плана реализации реформы управления федеральными информационными технологиями» («25 Point Implementation Plan to Reform Federal Information Technology Management») регламентирует утверждение только IT-проектов, обладающих модульной структурой и приносящих новые готовые к использованию функции каждые шесть месяцев

Концепция «Федеральная облачная компьютерная стратегия («Federal Cloud Computing Strategy»)» регламентирует внедрение облачных вычислений в госаппарат США со смещением фокуса внимания от технологий как таковых к базовым компетенциям и миссии управления

Концепция проникающих компьютерных систем (pervasive computing) регламентирует проникновение в системы управления во взаимосвязи в среде датчиков, исполнительных механизмов, компьютеров и других устройств инженерной инфраструктуры на основе программируемых проникающих пространств (programmable pervasive space)

/Концепция «Сетецентри-ческой войны» («Network-centric war») регламентирует поставку третьим странам технологий электронного управления, которые как правило, включающие в себя сегменты позволяющие отключать их из США дистанционным образом, а также снимать информацию со спутника или по интеллектуальным (активно-адаптивным) сетям общего пользования

Концепция «Комплексные сетевые возможности» (NATO Network Enabled Capabilities), регламентирует развертывание современных систем связи и передачи данных; разработку перспективных систем обработки, анализа и распределения информации, использующих унифицированные инструментарии ее обработки и форматы передачи; формирование современной когнитивной сферы, затрагивающей вопросы реформирования и оптимизации организационных структур органов управления, обработки и анализа информации, а также подготовку личного состава и пересмотр уставных и доктри-нальных информации

/Концепция сетецентрического^ управления («network-centric management») регламентирует формирование и поддержание в актуальном состоянии единого для всей системы образа ситуации реальной в максимально документальном, не опосредованном картографическими либо иными условностями виде, позволяющем осуществлять чувственное восприятие (perception) этого образа

Концепция «Глобальная информационная решетка» «GIG: Global Information Grid» регламентирует создание мощной группировки разведывательных, коммуникационных и навигационных космических летательных аппаратов США на околоземной орбите

Концепция АРРРЗ-12 «Операции в киберпространстве» регламентирует оперативное превосходство в кибер-пространстве и посредством киберпространства, позволяющее проводить операции с заданной пространственно-временной локализацией

/Концепция «Эффект сов- N местных операций» («Effects-Based Approach to Joint Operations») регламентирует системный подход к анализу оперативного пространства, предусматривающий моделирование и вскрытие отношений между взаимосвязанными системами, отражающими их политические, военные, экономические, социальные, информационные и инфраструктурные характеристики.

Рис. 2. Тенденции достижения США геоэкономического доминирования в мировой экономике на основе использования информационно-электронных факторов модернизации государственного и корпоративного управления Источник: разработано автором.

Таблица 1

Матрица СОПК-анализа наиболее динамично развивающихся стран мировой экономики

Среда С Организация О

США Завершение формирования национальной конвергентной управленче- США Гипер-ТНК американского происхождения, распределенные

ской среды, переход к интеграции- центры прибыли

поглощению секторов зарубежных

национальных управленческих сред

разного уровня развития

Япония Идущее формирование национальной конвергентной управленческой Япония Мега-ТНК японского происхождения, распределенные центры

среды, постепенная интеграция- прибыли

присоединение к управленческой среде США

Ю.Корея Переход к формированию национальной конвергентной управленче- Ю. Корея Национальные сверхкорпорации, национальные центры при-

ской среды от информационной были

среды управления индустриальной

экономики, постепенная интегра-

ция-присоединение куправленче-

ской среде США

Китай Завершение формирования национальной информационной среды управления индустриальной экономики, разработка проектно-концеп- Китай Национальные корпорации и иностранные ДЗО (дочерние зависимые организации/центры), национальные центры при-

туальных основ конвергентной были

управленческой среды

Россия Завершение формирования национальной информационной среды управления индустриальной (рыночной) экономики, разработка сегмен- Россия Национальные корпорации и иностранные ДЗО, национальные и зарубежные центры прибыли

тов конвергентной управленческой

среды

Продукт П Конкурентоспособность К

США Инновационные разработки, финан- США Мировое конкурентное лидер-

совые макроманипуляции ство

Япония Инновационные разработки и высо- Япония Конкурентное лидирование

котехнологичные товары на интегрированном межсекто-

ральном уровне

Ю.Корея Высокотехнологичные товары и оборудование Ю.Корея Высокая межсекторальная конкурентоспособность

Китай Промышленные товары и оборудо- Китай Высокая узкосекторальная кон-

вание курентоспособность

Россия Сырьевые и энергетические ресур- Россия Низкая узкосекторальная конку-

сы и низкотехнологичные сырье рентоспособность

и энергоемкие товары

Источник: разработано автором.

Направления оптимизации динамического взаимодействия российских компаний и их зарубежных структур на российских и международных рынках. В современной российской и мировой экономике необходимо формирование организационной основы кооперационных действий государственных органов и бизнес-структур на российских и международных рынках с опорой на новые технологии конвергентного управления. Для повышения эффективности процессов интернационализации хозяйственной жизни и расширения доли российских произ-

водителей на международных рынках требуется стратегическая международная инновационная кластеризация российских компаний и их зарубежных структур в рамках корпоративных и межкорпоративных финансово-хозяйственных циклов в экономике России и за рубежом для формирования на их основе интегрированного мультикорпоративного комплекса компаний в единый распределенный научно-производственный кластер высоких технологий или группу таких кластеров.

Для реализации возможностей конвергентных информационных методов оптимизации динамического взаимодействия на российских и международных рынках российских компаний и их зарубежных структур необходимо формирование механизма комплексирования разнородных и разнофункциональных информационных систем управления и обеспечения согласованного российского и международного взаимодействия оргструктур российских органов государственного управления и бизнес-структур, находящихся в России и за рубежом.

Согласованное взаимодействие требует достижения национальной и международной ситуационной осведомленности и межорганизационного операционного восприятия единого образа мирохозяйственной управленческой ситуации на всех уровнях органов государственного управления и бизнес-структур в экономике России и за рубежом. Актуальность такой постановки показал глобальный финансово-экономический кризис.

Важнейшим фактором, определяющим возможности специализации российских компаний и их зарубежных структур на производстве высокотехнологичной продукции и товаров с высокой степенью переработки, а также на предоставлении интеллектуальных услуг, является обеспечение актуализированной информацией по вертикали всех уровней управления с требуемым уровнем детализации, полноты и целостности на основе конвергентной управленческой инфраструктуры как трансграничного интегратора международной и российской экономической информации [2. С. 15].

Конвергентные императивы интеграции различных уровней иерархии национального и глобального управления. Устойчивое достижение российскими компаниями и их зарубежными структурами лидирующих позиций в мировой экономике для перераспределения в пользу России «инновационной ренты» зависит от успешности формирования конвергентного виртуального пространства с учетом задач интеграции в рамках единой информационной среды различных проблемно ориентированных информационных систем, сервисов и информационных ресурсов (баз данных, баз знаний и т.д.) [3. С. 36].

Таким образом, необходим переход от бизнес-модели корпоративно-сегментной информатизации управления к модели конвергентной информатизации управления, т.е. смена реагирующих мер информатизации управления на упреждение появления проблемы путем конвергентной информатизации.

Необходимо обеспечить расширение взаимодействия смежных информационных сегментов организационных структур органов государственного управления и бизнес-структур в экономике России и за рубежом, в частности, введение единых стандартов, осуществление взаимосвязанного комплекса организационных, аппа-

ратных, программных инструментов экономического мониторинга мирохозяйственного развития, соответствующих международно-адаптированных моделей управления при гипердинамичности и слабой предсказуемости экономической ситуации в мировой экономике [4. С. 27].

Такая ситуация решается путем выстраивания иерархической последовательности модернизационно-обусловленных организационных трансформаций на национальном и международном уровнях управления российскими компаниями и их международными структурами на основе формирования электронных операционных матриц международно-адаптированных базисных управленческих функций, позволяющих решать задачи управления с целевой ориентацией на модернизацию и обеспечение международной трансляции инноваций на принципиально новом организационно-структурном уровне.

Операционные матрицы базисных управленческих функций — это своего рода электронные шаблоны «упаковки» управленческих функций во взаимосвязке с оргструктурами управления, позволяющие осуществлять динамическую перестройку системы управления любого уровня.

Задачи, решаемые на основе конвергентной управленческой инфраструктуры. В ходе проектирования и внедрения международно-апробированных моделей и систем управления инновационным развитием на основе конвергентной управленческой инфраструктуры необходимо решить следующие задачи:

1) создать оргструктуры, способные сформировать современную базу эффективной инновационной стратификации российских компаний и международных корпораций с российским участием в условиях обострения международной конкуренции на основе реализации системного внедрения в организационных структурах управления конвергентных управленческих механизмов;

2) сформировать комплекс организационных, аппаратных, программных инструментов и соответствующих международно-адаптированных моделей управления для формирования и адаптивной оптимизации цепочек управленческих транзакций российских органов государственного управления и бизнес-структур, находящихся в нашей стране и за рубежом, используемых для стратегической трансформации процессов и процедур встраивания российских компаний в систему мирохозяйственных связей на национальном и глобальном уровнях;

3) создать оптимальные условия для взаимодействия различных оргструктур в целях воздействия на многочисленные российские компании и международные корпорации с участием российских собственников по реализации наиболее важных инновационных проектов формирования и развития организационно-информационной конвергенции как основы конвергенции методов и систем управления, наук и технологий;

4) обеспечить доступ к разнородным структурированным и неструктурированным данным, когнитивной обработке информации в сфере национального и глобального управления путем переноса процессов и процедур управления в трансграничную конвергентную управленческую инфраструктуру;

5) обеспечить последовательное развитие сетевых структур и инновационно-технологических сетей российского и международного характера с учетом возрастания степени интеграции управления разнородными по составу, средствам, уровню организации, масштабу и характеру деятельности международно-рассредоточенными российскими и зарубежными корпорациями с участием российских собственников.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Агеев А., Логинов Е. «New Deal — 2008 — „новая сдача". Блудные ученики Франклина Рузвельта» // Экономические стратегии. — 2009. — № 2.

[2] Логинов Е.Л., Логинов А.Е. Глобальный кризис как новый формат борьбы за мировое экономическое лидерство // Финансы и кредит. — 2010. — № 18.

[3] Полтерович В. Гипотеза об инновационной паузе и стратегия модернизации // Вопросы экономики. — 2009. — № 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[4] Краснов Л.В., Шуйский В.П., Алабян С. С., Комиссаров А.В., Морозенкова О.В. Россия на мировых рынках интеллектуальных услуг // Проблемы прогнозирования. — 2009. — № 1.

INTEGRATION OF RUSSIAN COMPANIES IN THE WORLD ECONOMY: CONVERGENT APPROACH

V.N. Pinchuk

Peoples' Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article deals with the problems of international competitiveness of Russian companies in the internationalization and globalization in economy by achieving a new quality of cross-border management. This requires the formation of a converged management infrastructure, which is a logical step in electronic information management with access control level baseline information on the factors in a single image of the managerial situation. As result there is a formation of the institutional framework for cooperative actions of state structures and business organizations in Russian and international markets.

Key words: Infrastructure, management, convergence, competitiveness, information system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.