Научная статья на тему 'Интеграция России в Европейское исследовательское пространство'

Интеграция России в Европейское исследовательское пространство Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
201
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ НАУЧНО ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / РОССИЯ / ЕВРОПЕЙСКОЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / INTERNATIONAL RESEARCH COOPERATION / RUSSIA / EUROPEAN RESEARCH AREA / REGIONAL INTEGRATION / LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Давлетгильдеев Рустем Шамилевич, Вашурина Елена Вячеславовна, Евдокимова Яна Шамилевна

Опыт и перспективы участия России в Европейском исследовательском пространстве представляют интерес в контексте анализа международного научно технического сотрудничества РФ (МНТС РФ) в целом, и в особенности в рамках формирования различных моделей региональных интеграционных объединений. Цель данной статьи анализ и систематизация политик и механизмов МНТС РФ и ЕС с учётом новых вызовов и приоритетов развития на глобальном и национальном уровне. Рассмотрены различные схемы и механизмы научной интеграции РФ и ЕС в зависимости от состава стран участников, характера движущих сил и направленности практических инструментов. Делается вывод, что в процессе интеграции России в Европейское исследовательское пространство доминирует подход “сверху вниз” при определяющей роли государства. Для дальнейшего совершенствования российско европейских научно технических связей особое внимание должно быть уделено подходу “снизу вверх”, который предусматривает развитие различных форм научной дипломатии и прочие механизмы содействия гражданскому взаимодействию по вопросам науки, образования, трансграничной мобильности и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Давлетгильдеев Рустем Шамилевич, Вашурина Елена Вячеславовна, Евдокимова Яна Шамилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of Russia into the European Research Area

The experience and prospects of Russia's participation in the European research area are of particular interest in the context of the analysis of international research, technology and innovation (RTI) cooperation of the Russian Federation as a whole. It is especially necessary while developing various models of regional RTI integrations with Russia, taking into account new global and national challenges. Despite the general positive trend, there has been a decrease in the level of scientific cooperation between the Russian Federation and the EU over the past five years. The purpose of this article is to analyze and systematize modern policies and mechanisms of the RTI cooperation between the Russian Federation and the EU. Various schemes and mechanisms of multilateral, bilateral and unilateral levels are considered, depending on the composition and number of participating countries, and comparing top down and bottom up approaches. The authors conclude that in the process of integrating the Russian Federation into the European research area, the “top down” approach dominates with the State playing the decisive role. This approach has proved its effectiveness allowing the formation of well established procedures and mechanisms for interaction with a wide range of European actors, on a multilateral, bilateral and unilateral basis, the use of public financing tools, and focusing on global and national challenges. For further improvement and strengthening of the Russia EU RTI ties, the parties should pay more attention to the “bottom up” approach which presumes the development of various forms of scientific diplomacy, and other mechanisms for promoting civilian interaction on issues of science, education, cross border mobility, etc.

Текст научной работы на тему «Интеграция России в Европейское исследовательское пространство»

УДК 001:341.171 Рустем ДАВЛЕТГИЛЬДЕЕВ Елена ВАШУРИНА Яна ЕВДОКИМОВА

ИНТЕГРАЦИЯ РОССИИ В ЕВРОПЕЙСКОЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация. Опыт и перспективы участия России в Европейском исследовательском пространстве представляют интерес в контексте анализа международного научно-технического сотрудничества РФ (МНТС РФ) в целом, и в особенности в рамках формирования различных моделей региональных интеграционных объединений. Цель данной статьи - анализ и систематизация политик и механизмов МНТС РФ и ЕС с учётом новых вызовов и приоритетов развития на глобальном и национальном уровне. Рассмотрены различные схемы и механизмы научной интеграции РФ и ЕС в зависимости от состава стран-участников, характера движущих сил и направленности практических инструментов. Делается вывод, что в процессе интеграции России в Европейское исследовательское пространство доминирует подход "сверху вниз" при определяющей роли государства. Для дальнейшего совершенствования российско-европейских научно-технических связей особое внимание должно быть уделено подходу "снизу вверх", который предусматривает развитие различных форм научной дипломатии и прочие механизмы содействия гражданскому взаимодействию по вопросам науки, образования, трансграничной мобильности и др.

Ключевые слова: международное научно-техническое сотрудничество, Россия, Европейское исследовательское пространство, региональная интеграция, правовое регулирование.

© Давлетгильдеев Рустем Шамилевич - доктор юридических наук, директор Научно-образовательного центра прав человека, международного права и проблем интеграции юридического факультета Казанского федерального университета, Адрес: 420008, Россия, г. Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: roustem.davletguildeev@kpfu.ru Вашурина Елена Вячеславовна - кандидат экономических наук, ведущий специалист Департамента внешних связей Казанского федерального университета. Адрес: 420008, Россия, г. Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: evashuri@mail.ru Евдокимова Яна Шамилевна - кандидат экономических наук, ведущий специалист Департамента внешних связей Казанского федерального университета. Адрес: 420008, Россия, г. Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: Jana.Akhmetzianova@kpfu.ru Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-29-15046 "Региональные модели международно-правового регулирования научно-исследовательских пространств в регионах Европы и Евразии ". DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope120201424

Введение

Российский национальный проект "Наука"1 призван обеспечить прорывное научно-технологическое и социально-экономическое развитие страны, повысить уровень жизни и создать условия для самореализации граждан. Ставится амбициозная цель для России войти в пятёрку ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития. Достижение поставленных целей и задач возможно при условии формирования новой модели международного научно-технического сотрудничества и эффективной интеграции в мировое исследовательское пространство посредством расширения научных связей с различными странами, международными организациями и региональными объединениями стран [Соколова, 2018: 48; Ануфриева, 2018: 177; Абдуллин и др., 2019: 3].

Анализ МНТС России показывает, что европейский вектор сотрудничества продолжает оставаться определяющим в рамках интеграции страны в глобальное исследовательское пространство. Её участие в Европейском исследовательском пространстве (European Research Area - ERA) закреплено соответствующими соглашениями и активно развивается на современном этапе:

- шесть стран ЕС (Германия, Франция, Великобритания, Италия, Испания и Польша) входят в первую десятку стран - партнёров РФ по числу совместных публикаций [Индикаторы науки, 2018: 224-225];

- среди ведущих иностранных и российских учёных, проживающих за рубежом, ставших победителями конкурса мегагрантов, более половины - сотрудники европейских университетов и научных центров2;

- в ходе 7-й Рамочной программы ЕС (2007-2013 гг.) Россия выступила второй страной - партнёром ЕС, после США, по количеству организаций-участниц и совместных исследовательских проектов [Seventh FP7 Monitoring, 2015: 23].

Опыт и перспективы участия РФ в европейском интегрированном исследовательском пространстве находятся в фокусе внимания ряда исследований, посвященных, в первую очередь, эволюции развития Рамочных программ, выявлению наиболее значимых направлений и механизмов кооперации, анализу основных принципов и форм сотрудничества [Ануфриева, 2018; Балашова и др., 2016; Ибрагимова, 2017; Соколова, 2018; Талагаева, 2018].

Методологическую базу данной статьи составило сопоставление подходов "сверху вниз" и "снизу вверх" в отношении характера движущих сил и направленности практических инструментов развития МНТС [Suntharasaj, 2013: 18-20]. Рассмотрены также схемы и механизмы интеграции многостороннего, двухстороннего и одностороннего характера в зависимости от состава стран-участников. Полученные результаты представляют интерес в контексте анализа международного научно-технического сотрудничества РФ в рамках региональных объединений и могут

1 Паспорт Национального проекта "Наука" утверждён президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16.

2 Информация о проектах, получивших финансирование в рамках постановления №220, представлена на сайте URL: http://www.p220.ru/ (дата обращения: 26.08.2019).

быть использованы при разработке оптимальной модели интеграции Российской Федерации в региональные исследовательские пространства Европы и Евразии.

Основа научного сотрудничества России и ЕС: подход "сверху вниз"

Развитие научно-технического и научно-технологического сотрудничества России и ЕС имеет многолетнюю историю, в процессе которой формировалась "надежная правовая и институциональная база партнёрства" [Гутникова и др., 2014: 109] на основе разного уровня инициатив и подходов многостороннего, двухстороннего и одностороннего характера [Towards a Vision..., 2013: 10-12]. Эта база позволяет формировать новые направления сотрудничества в рамках трансформации научной повестки на европейском континенте с бережным сохранением преемственности в отношениях [Рыжков, 2019: 22].

Многостороннее сотрудничество. РФ и Евросоюз продолжают развивать партнёрство на многосторонней основе в области исследований и инноваций, несмотря на введение ограничительных мер ЕС с 2014 г. и ответных ограничительных мер со стороны России. Если ранее наука рассматривалась в качестве одного из четырёх общих пространств углубленного сотрудничества, то в настоящее время Брюссель действует на основе руководящих принципов, определяющих политику ЕС в отношении России. Одним из них является готовность все больше поддерживать российское гражданское общество и вкладывать средства в контакты между людьми, обмены и политику, включая сферу исследований и технологий [Roadmap for EU-Russia, 2018].

В Дорожной карте ЕС - Россия по научно-техническому сотрудничеству на 2018-2020 гг. (далее - ДК ЕС - Россия 2018) [Roadmap for EU-Russia, 2018], помимо развития научно-исследовательского диалога в рамках 8-й Рамочной программы Horizon 2020 ("Горизонт 2020") и сети ERA.Net RUS Plus, особое внимание уделяется выбору приоритетных областей. К ним отнесены: исследовательские инфраструктуры мирового уровня (установки класса "мегасайенс"); здравоохранение; гражданская аэронавтика; другие тематические области (полярные исследования, нано- и биотехнологии; математика, суперкомпьютеры и "большие данные" и др.).

Эти направления соответствуют как приоритетам научно-технологического развития РФ, так и основным задачам, заявленным в рамках нацпроекта "Наука", что позволяет России обеспечивать свои национальные интересы, используя международную кооперацию. Одновременно эти области находятся в фокусе новой 9-й Рамочной программы ЕС Horizon Europe ("Горизонт-Европа"), которая должна быть введена в действие с 1 января 2021 г. и нацелена на ещё большее укрепление связей с третьими странами. Ст. 12 Предложения по Регламенту для Рамочной программы по исследованиям и инновациям - Горизонт-Европа, 2018 г. в п. d) предусматривает включение в круг третьих стран, имеющих отношение к программе, государств или территорий, которые удовлетворяют трём критериям: 1) хороший потенциал в области науки, технологий и инноваций; 2) приверженность открытой рыночной экономике, основанной на правилах; 3) активная пропаганда политики, направленной на улучшение экономического и социального благополучия граждан [Proposal for a Regulation..., 2018: 34-35]. Такие страны могут заключать специальные соглашения об участии в программе "Горизонт-Европа" на условиях софинансирова-

ния, впрочем, без права принятия обязательных решений по программе. Гипотетически такая возможность присутствует и у России при наличии политической воли.

В настоящее время основными инструментами интеграции России в Европейское исследовательское пространство на уровне многосторонних программ и инициатив выступают Рамочные программы ЕС и российская сеть ERA.Net Rus Plus. Эта сеть, по мнению европейских экспертов, является наиболее успешной среди сетей ERA.NET с третьими странами [Strategic Research and Innovation Agenda..., 2016: 10]. Кроме того, РФ принимает участие в работе многих европейских научно-исследовательских центров и региональных научных организаций, включая Европейскую организацию по ядерным исследованиям (ЦЕРН) в Швейцарии, Европейский центр синхротронного излучения во Франции, Европейский рентгеновский лазер на свободных электронах в Германии, Балтийскую научную сеть и ряд других.

Участие РФ в деятельности ERA.Net1 наиболее активно стало развиваться с 2011 г., когда ряд национальных европейских агентств и российских научных фондов подписали соглашение о создании российской сети ERA.Net Rus, целью которой являлось включение российских исследований и разработок в научно-технологическое пространство Европы. Данная программа, как и другие программы ERA.Net, основана на равноправии и взаимной выгоде всех участников - национальных финансирующих организаций, использовании "виртуального бюджета" и финансовой поддержки из бюджета 7-й Рамочной программы и программы "Горизонт 2020".

Среди основных преимуществ механизма ERA.Net Rus Plus эксперты [Лукша и др., 2013: 43] выделяют следующие:

- выработку тематических направлений конкурсов совместно с финансирующими организациями из стран ЕС с учетом российских приоритетов;

- совместное управление конкурсами на всех этапах;

- финансирование российских команд из российских источников с учётом национальных процедур.

Со времени старта инициативы каждые три года проводятся конкурсы инновационных и научно-технологических проектов, которые выполняются в сотрудничестве с коллективами из Бельгии, Болгарии, Германии, Латвии, Молдавии, Румынии, Сербии, Словакии, Турции, Финляндии, Швейцарии и Эстонии. За весь период действия программы было подано 785 заявок, из которых 140 проектов получили финансирование в размере 43,830 млн евро. При этом из российских источников на проекты ERA.Net Rus Plus выделяются довольно скромные суммы. Например, в 2017 г. - 4,72 млн евро, т.е. 1,5% от всех внутренних грантов из фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, на которые в РФ было потрачено 22597,5 млн рублей [Наука. Технологии. Инновации: 2019: 44]. Средний объём финансирования одного трёхлетнего проекта ERA.Net Rus составил порядка 300-400 тыс. евро, что в два-три раза меньше, чем, например, объём финан-

1 В рамках ERA.NET действует 123 сети - по аэронавтике, борьбе с загрязнением мирового океана, биотехнологиям, разным типам энергетики и многие другие. Цель - объединение национальных финансовых институтов стран-участниц для финансирования международных многосторонних проектов научно-технологического сотрудничества в различных областях [The ERA-NET scheme..., 2014].

сирования трёхлетних проектов на модернизацию образовательного процесса с участием России в сфере высшего образования по программе Erasmus+ [Erasmus+ Programme..., 2019].

Даже с учётом скромных вложений в инициативу ERA.Net Rus Plus со стороны всех финансирующих сторон, её результаты вносят достойный вклад в развитие МНТС России и повышение её академической репутации. Интерес к участию в программе не ослабевает: каждый новый конкурс мотивирует порядка 250-300 смешанных научных коллективов на подачу проектных заявок. Даже если учесть, что поддерживается, как правило, лишь 15-20% из них, сам факт объединённой подготовительной работы говорит о серьёзных намерениях со стороны как российских, так и европейских учёных. Поэтому, невзирая на сложный политический контекст российско-европейских отношений, Европейская комиссия приняла решение о продлении срока действия проекта ERA.Net Rus Plus до октября 2019 г. и анонсировала третий (а по сути уже четвёртый) конкурс научно-технологических проектов, признавая данную сеть флагманским проектом всей системы ERA.NET.

Двустороннее сотрудничество. Базу для развития двустороннего научного сотрудничества РФ с отдельными государствами - членами ЕС составляют соглашения о научном и научно-техническом сотрудничестве между профильными национальными министерствами, национальными академиями наук и научными фондами, а также утвержденные на их основе дорожные карты [Towards a Vision., 2013: 11]. Такое сотрудничество поддерживается и экспертами в условиях неопределённости взаимоотношений по линии Москва - Брюссель [Энтин и др., 2017: 23]. Одним из принципов, предложенных российскими экспертами, выступает субсидиарность и решение каждого вопроса на оптимальном для этого уровне: Россия - страны-члены ЕС либо Россия - Европейский союз [Россия и Европейский союз, 2016: 16].

Среди недавних правительственных инициатив на уровне двустороннего сотрудничества необходимо отметить подписание Российско-французской дорожной карты "Высшее образование и научные исследования"1 и Российско-германской дорожной карты сотрудничества в области образования, науки, научных исследований и инноваций2, в которых обозначены основные приоритеты и механизмы развития сотрудничества на среднесрочную и долгосрочную перспективы. Выбранные направления сотрудничества соответствуют как национальным приоритетам стран-участниц, так и тематике общеевропейского партнёрства с Россией в контексте рекомендаций ОЭСР по взаимодействию в сфере науки и технологий и целей устойчивого развития ООН. Особое внимание в рамках дорожных карт уде-

1 Российско-французская дорожная карта "Высшее образование и научные исследования" подписана 25 мая 2018 года между Министерством науки и высшего образования РФ и Министерством высшего образования, науки и инновацией Французской республики URL: http://rfu-ufr.org/files/docs/Scan.pdf (дата обращения: 26.08.2019).

2 Российско-германская дорожная карта сотрудничества в области образования, науки, научных исследований и инноваций подписана 10 декабря 2018 г. между Министерством науки и высшего образования РФ и Федеральным министерством образования и научных исследований ФРГ. URL:

https ://minobrnauki. gov. ru/common/upload/library/2018/12/Rossij sko -Germanskaya_dorozhnaya_karta.pdf (дата обращения: 26.08.2019).

лено развитию крупной исследовательской инфраструктуры класса "мегасайенс", которая рассматривается сторонами, как необходимая база развития науки и технологий.

О важности развития российско-германского научного диалога свидетельствует ряд совместных правительственных инициатив, принятых в последние два года:

- проведение Российско-Германского "перекрёстного" года научно-образовательных партнёрств 2018-2020 гг. под совместным патронатом министров иностранных дел двух стран1 (декабрь 2018 г.);

- продление специализированных соглашений по отдельным направлениям российско-германского научно-технического сотрудничества: о сотрудничестве в области морских и полярных исследований; об инновационных стратегиях и технологиях устойчивого развития в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов; о сотрудничестве в области лазерных исследований и лазерной техники и ряда других (июнь 2019 г.);

- подписание Берлинской министерской декларации о намерениях, в которой зафиксирован взаимный интерес сторон в развитии сотрудничества в рамках проектов ПИК и NICA, а также в создании Международной организации по использованию нейтронов в научных исследованиях2 (июнь 2019 г.).

Меры, принимаемые на национальном уровне. В последние два десятилетия Россия на государственном уровне в одностороннем порядке предпринимает активные шаги по интеграции в международное научное сообщество и расширению научных связей. Так, можно отметить разработку новой Концепции МНТС РФ как важного инструмента государственной научной политики. Сформулированы предложения, характеризующие смену парадигмы научно-технологического лидерства страны, получившие свое отражение в национальном проекте "Наука", а именно:

- лидерство в определении глобальной исследовательской повестки и решении глобальных научно-технологических задач;

- локализация международной исследовательской и цифровой инфраструктуры на своей территории;

- создание благоприятных условий для исследований, в том числе в рамках МНТС;

- привлечение лучших мировых умов и талантов [Белякин и др., 2018: 663].

В качестве инициатив РФ на национальном уровне следует упомянуть запущенный в 2010 г. Проект "Мегагранты" (Постановление 2203), а также Проект по-

1 Совместное заявление С.В. Лаврова и Х. Мааса о проведении в 2018-2020 гг. российско-германского "перекрестного" Года научно-образовательных партнёрств, 6 декабря 2018 г. URL: https://russische-botschaft.ru/ru/2018/12/06/sovmestnoe-zayavlenie-s-v-lavrova-i-kh-ma.

2 Российско-германское научно-техническое сотрудничество: в Берлине обсудили новые горизонты и перспективы кооперации, 28 июня 2019 г. URL: https://minobmauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=1596

3 Постановление Правительства РФ от 9.04.2010 г. № 220 "О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные организации высшего образования, научные учреждения, подведомственные федеральному агентству научных организаций, и государственные научные центры РФ в рамках подпрограммы "Институциональное развитие научно-исследовательского сектора" государственной программы РФ "Развитие науки и

вышения конкурентоспособности российских университетов (Проект 5-1001), нацеленные на привлечение ведущих, в том числе иностранных учёных в российские научно-образовательные организации.

Активное участие государства в развитии МНТС через постановку конкретных целей и задач на долгосрочную перспективу, формирование международной научной повестки и приоритетных направлений сотрудничества, а также создание соответствующих институтов государственной поддержки говорят о доминирующем подходе "сверху вниз" (top-down) в процессе интеграции РФ в Европейское исследовательское пространство. Такой подход подтвердил свою эффективность, позволив сформировать отлаженные процедуры и механизмы взаимодействия с широким кругом европейских акторов на многосторонней, двусторонней и односторонней основе, использовать инструменты государственного финансирования, а также сфокусироваться на глобальных и национальных вызовах.

Решение проблем российско-европейского научно-технического сотрудничества: подход "снизу вверх"

Несмотря на оптимистичный фон политических решений и инициатив российско-европейской научной интеграции, можно констатировать заметное снижение сотрудничества за последние пять лет. Если обратиться к такой значимой инициативе, как программа "Горизонт 2020", обозначенная в ДК ЕС-Россия 2018, то сравнение с объёмами участия РФ в предыдущей 7-й Рамочной программе ЕС показывает многократное их падение: общее количество российских организаций-участников сократилось с 693 до 72, число российских исследователей, участвующих в программе "Мария Склодовская-Кюри", снизилось с 1558 до 275 [H2020 -Marie Sklodowska..., 2018; Ramanauskas, 2017].

Среди возможных причин следует упомянуть новые условия участия Москвы в программе "Горизонт 2020", а также субъективное мнение исследователей, что сотрудничество РФ и ЕС не приветствуется на высшем уровне. Россия, вместе с США, Китаем, другими странами БРИКС, включена в группу промышленно развитых стран, участие которых в программе не предполагает автоматического финансирования со стороны Брюсселя, а строится на принципах равноправного научного, технологического и инновационного партнёрства. Отладка механизма поддержки российского участия в совместных проектах через ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 гг." заняла определённое время и сопровождалась рядом дополнительных сложностей на этапе подачи проектной документации, что вызвало снижение количества заявок с российской стороны.

Несмотря на то что текущая политическая ситуация и введённые двусторонние ограничительные меры напрямую не касаются сферы науки и образования, по мне-

технологий" на 2013-2020 годы". URL:

http://www.p220.ru/phocadownload/pp_%2009_04_2010_N_220.pdf (дата обращения: 26.08.2019).

1 Постановление Правительства РФ от 16.03.2013 № 211 (ред. от 05.10.2018) "О мерах государственной поддержки ведущих университетов РФ в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров".

нию экспертов, они могут оказывать косвенное негативное влияние на МНТС [Strategic Research and Innovation..., 2016: 3]. "Жёсткая пропагандистская конфронтация"1 заставляет многих, в первую очередь, европейских исследователей, и администрации научно-образовательных организаций занять выжидательную позицию в отношении дальнейшего сотрудничества.

Пути решения указанных проблем предлагаются в Европейской стратегической программе исследований и инноваций в отношениях России с государствами-членами ЕС и Европейской комиссией, принятой в 2016 г. [Strategic Research and Innovation., 2016]. В Программе проанализированы направления и механизмы сотрудничества на различных уровнях, в том числе описанные выше, которые могут быть использованы для дальнейшего укрепления и расширения российско-европейского научного партнёрства. Кроме того, декларируется поддержка действий европейских исследователей, институтов и инновационных компаний по усилению их присутствия в России (например, через финансирование новых программ мобильности). Предлагается явное укрепление подхода "снизу вверх" (bottom-up) в развитии российско-европейского научного сотрудничества, когда основные инициативы, обсуждения и меры по развитию международного партнёрства инициируются и осуществляются непосредственно самими исследователями в процессе личных контактов. Формируемые на этой основе сети взаимодействия становятся одной из форм научной дипломатии, которая рассматривается в качестве важного инструмента развития МНТС [Ибрагимова, 2017: 152].

Тезис об усилении подхода "снизу вверх" в развитии российско-европейского научного сотрудничества получил своё отражение также в упомянутых ранее многосторонних и двусторонних дорожных картах, что свидетельствует о его приоритете для европейских коллег. Фактически этот подход служит краеугольным камнем новой Рамочной программы ЕС "Горизонт-Европа", в которой запланированы новые исследовательские и инновационные миссии, нацеленные на борьбу с изменением климата и содействие достижению целей устойчивого развития ООН, а также на повышение конкурентоспособности и роста ЕС.

По мнению разработчиков программы, успех управления миссиями возможен только при радикальном изменении подхода правительств к бизнесу и рискам, пересмотре механизмов выбора тем для финансирования, а также активном вовлечении граждан в процессы формирования тематик миссий, их реализации и мониторинга полученных результатов [Mazzucato, 2019].

Заключение

К лучшим практикам ЕС в рамках создания Европейского исследовательского пространства можно отнести: создание европейских технологических платформ, реализацию рамочных программ по развитию научных исследований и технологий, развитие эффективного сотрудничества с международными ключевыми партнёрами и группами стран в рамках регулярно актуализируемых дорожных карт и мно-

1 Кортунов А.В. Россия и Европейский союз: четыре сценария на будущее. Аналитическая статья. Российский совет по международным делам, 18 января 2018 г. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/rossiya-i-evropeyskiy-coyuz-chetyre-stsenariya-na-budushchee/ (дата обращения: 26.08.2019).

гое другое. Российская Федерация и её академические институты продолжают оставаться полноправными участниками этих процессов и, следовательно, выгодоприобретателями научной интеграции с Евросоюзом при активном развитии инициатив и подходов многостороннего, двустороннего и одностороннего характера.

Дальнейшее развитие научного партнёрства России и ЕС должно опираться на заложенный фундамент и удачный опыт совмещения двух классических подходов международного сотрудничества "снизу вверх" и "сверху вниз", служащих необходимым условием формирования новой модели МНТС и эффективной интеграции Российской Федерации в мировое исследовательское пространство.

В отношениях Москвы и Брюсселя следует шире использовать существующие механизмы содействия гражданскому взаимодействию по вопросам науки, образования, трансграничной мобильности и др. [Выборочное сотрудничество между ЕС и Россией, 2018: 9], в том числе в рамках 9-й Рамочной программы на 2021-2027 гг. "Горизонт-Европа", а также включить науку и технологии в сферы выборочного взаимодействия как наименее политизированную область для многостороннего сотрудничества. В этой связи России необходимо последовательно придерживаться принципа свободы научного творчества и открытой модели исследовательского взаимодействия без ущерба для приоритетов национальной безопасности.

Список литературы

Абдуллин А.И., Ситдикова Р.И., Тюрина Н.Е. (2019) Правовые основы и особенности международного регионального сотрудничества в области научных исследований, Российский юридический журнал, № 3 (126), с. 21-26.

Ануфриева Л.П. (2018) Принципы и правовые формы сотрудничества в области науки, техники и инноваций между Россией и странами ЕС, Актуальные проблемы российского права, № 12 (97), с. 175-185.

Балашова М.В., Бжания М.И., Куклина И.Р., Кутырев Г.И. (2016) Новые горизонты российско-европейского научно-технологического сотрудничества, Перспективы науки, № 10(85), с. 27-37.

Белякин А.А., Задорина А.К., Куклина И.Р., Малышев А.С., Тараненко С.Б. (2018) Позиционирование научно-технического сотрудничества в правовых документах стран-участников научной глобализации, ВестникРУДН. Серия: Социология, т. 18 (4), с. 651-667.

Выборочное сотрудничество между ЕС и Россией. Промежуточный доклад EUREN - октябрь 2018, 11 с.

Городникова Н.В., Гохберг Л.М., Дитковский К.А. и др. (2018) Индикаторы науки 2018: статистический сборник, Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики", НИУ ВШЭ, Москва, Россия, 320 с.

Городникова Н.В., Гохберг Л.М., Дитковский К.А. и др. (2019) Наука. Технологии. Инновации 2019: краткий статистический сборник, Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики", НИУ ВШЭ, Москва, Россия, 84 с.

Гутникова А.С., Насыбулина Е.Г., Пикалова А.Г. (2014) Инструменты научно-технического сотрудничества России и ЕС, Вестник международных организаций, т. 9 (№ 1), с. 107-123.

Ибрагимова К.А. (2017) Научная дипломатия и рамочные программы ЕС как инструменты взаимодействия в области НИП и инноваций, ВестникМГИМО-Университета, 5(56), с. 151-168.

Лукша О.П., Пильнов Г.Б, Шписбергер М., Яновский А.М. (2013) Новая модель многостороннего российско-европейского научно-технического сотрудничества по схеме ERA-Net, Инновации, № 5 (175), с. 39-44.

Россия и Европейский союз: три вопроса о новых принципах отношений. (2016) Доклад международного дискуссионного клуба "Валдай", Москва, Россия, 17 с.

Рыжков В. (2019) Отношения России и ЕС: текущий кризис и возможности нормализации, Современная Европа, № 3, с. 13-24.

Соколова Н.А. (2018) Международное сотрудничество в сфере науки, инноваций и образования Российской Федерации со странами Европейского союза, LexRussica, № 12 (145), с. 48-55.

Талагаева Д.А. Европейское исследовательское пространство в действии: программа "Горизонт 2020" (2018), Полис. Политические исследования, № 1. с. 175-183.

Энтин М., Энтина Е. (2017) К конструированию будущего отношений между Россией и ЕС, Современная Европа, № 5, с. 16-26.

References

Abdullin A.I., Sitdikova R.I., Tyurina N.E. (2019) Pravovye osnovy i osobennosti mezhdunarodnogo region-al'nogo sotrudnichestva v oblasti nauchnyh issledovanij, Rossijskij yuridicheskij zhurnal, no. 3 (126), pp. 21-26.

Anufrieva L.P. (2018) Principy i pravovye formy sotrudnichestva v oblasti nauki, tekhniki i innovacij mezhdu Rossiej i stranami ES, Aktual'nye problemy rossijskogo prava, no. 12 (97), pp. 175-185.

Balashova M.V., Bzhaniya M.I., Kuklina I.R., Kutyrev G.I. (2016) Novye gorizonty rossijsko-evropejskogo nauchno-tekhnologicheskogo sotrudnichestva, Perspektivy nauki, no. 10(85), pp. 27-37.

Belyakin A.A., Zadorina A.K., Kuklina I.R., Malyshev A.S., Taranenko S.B. (2018) Pozicionirovanie nauchno-tekhnicheskogo sotrudnichestva v pravovyh dokumentah stran-uchastnikov nauchnoj globalizacii, Vestnik RUDN. Seriya: Sociologiya, Tom. 18 (4), pp. 651-667.

Gorodnikova N.V., Gohberg L.M., Ditkovskij K.A. et al. (2018) Indikatory nauki 2018: statisticheskij sbornik, Nac. issled. un-t "Vysshaya shkola ekonomiki", NIU VSHE, Moscow, Russia, 320 p.

Gorodnikova N.V., Gohberg L.M., Ditkovskij K.A. et al. (2019) Nauka. Tekhnologii. Innovacii 2019: kratkij statisticheskij sbornik, Nac. issled. un-t "Vysshaya shkola ekonomiki", NIU VSHE, Moscow, Russia, 84 p.

Entin M., Entina E. (2017) K konstruirovaniyu budushchego otnoshenij mezhdu Rossiej i ES, Sov-remennaya Evropa, no. 5, pp. 16-26.

Erasmus+ Programme Guide 2019. Available at: https://ec.europa.eu/programmes/erasmus-plus/resources/documents/erasmus-programme-guide-2019_en (accessed: 26.08.2019)

Gutnikova A.S., Nasybulina E.G., Pikalova A.G. (2014) Instrumenty nauchno-tekhnicheskogo sotrudnichestva Rossii i ES, Vestnik mezhdunarodnyh organizacij, vol. 9 no. 1, pp. 107-123.

H2020 - Marie Sklodowska-Curie Action. Country Fact sheet: Russian Federation. Last refresh day: 5/12/2018. URL: https://ec.europa.eu/research/mariecurieactions/resources/document-libraries/h2020-marie-sklodowska-curie-actions-msca-country-factsheet-russia_en (accessed: 26.08.2019).

Ibragimova K.A. (2017) Nauchnaya diplomatiya i ramochnye programmy ES kak instrumenty vzai-modejstviya v oblasti NIP i innovacij, Vestnik MGIMO-Universiteta, 5(56), pp. 151-168.

LAB-FAB-APP-Investing in the European Future We Want. Report of the Independent High Level Group on Maximising the Impact of EU Research &Innovation Programmes (2017) European Commission, 36 p.

Luksha O.P., Pil'nov G.B, Shpisberger M., Yanovskij A.M. (2013) Novaya model' mnogostoronnego rossijs-ko-evropejskogo nauchno-tekhnicheskogo sotrudnichestva po skheme ERA-Net, Innovacii, no. 5 (175), pp. 39-44.

Mazzucato M. Governing Missions in the European Union. Independent Expert Report (2019) European Commission, 32 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council establishing Horizon Europe -the Framework Programme for Research and Innovation, laying down its rules for participation and dissemination, European Commission, Brussels, 7.6.2018 COM (2018) 435 final. URL: https://eur-lex.europa.eu/resource.html?uri=cellar:b8518ec6-6a2f-11e8-9483-01aa75ed71a1.0001.03/D0C_1&format=PDF (accessed 30.10.2019).

Ramanauskas G. The Role of Science and Research Cooperation in Strengthening Russia-EU Cooperation. Baltic Sea Science Day, St. Petersburg, 8 February 2017, available at: https://www.cbss.org/wp-content/uploads/2016/12/Gediminas-Ramanauskas.pdf (accessed 26.08.2019).

Roadmap for EC-Russia S&T Cooperation, October 2018, available at: http://ec.europa.eu/research/iscp/pdf/policy/ru_roadmap_2018._(accessed: 26.08.2019)

Rossiya i Evropejskij Soyuz: tri voprosa o novyh principah otnoshenij. (2016) Doklad mezhdunarodnogo diskussionnogo kluba "Valdaj", Moscow, Russia, 17 p.

Ryzhkov V. (2019) Otnosheniya Rossii i ES: tekushchij krizis i vozmozhnosti normalizacii, Sovremen-naya Evropa, no. 3, pp. 13-24.

Seventh FP7Monitoring Report. Monitoring Report 2013 (2015), European Commission, March 2015, 174 p.

Sokolova N.A. (2018) Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v sfere nauki, innovacij i obrazovaniya Ros-sijskoj Federacii so stranami Evropejskogo soyuza, Lex Russica, № 12 (145), pp. 48-55.

Strategic Research and Innovation Agenda (SRIA) towards Russia of EU Member States and the European Commission organized in SFIC (2016), ERAC-SFIC 1356/16. Brussels, June 2016.

Suntharasaj, P. (2013) Bridging the Missing Link between "Top-down" and "Bottom-up". A Strategic Policy Model for International Collaboration in Science and Technology, Portland State University, PDXScholar, Paper 1077.

Talagaeva D.A. Evropejskoe issledovatel'skoe prostranstvo v dejstvii. programma "Gorizont 2020" (2018), Polis. Politicheskie issledovaniya, no. 1, pp. 175-183.

The ERA-NET scheme from FP6 to Horizon 2020. Report on ERA-NETs, their calls and the experiences from the first calls under Horizon 2020, Directorate-General for Research and Innovation, 2014, 28 p.

Towards a Vision for Research, Technology and Innovation Cooperation between Russia and the EU, Its Member States and Associated Countries (2013), Working Document. European Commission Joint Research Center.

Vyborochnoe sotrudnichestvo mezhdu ES i Rossiej. Promezhutochnyj doklad EUREN - oktyabr' 2018. 11 p.

Integration of Russia into the European Research Area

Authors: Davletgildeev R., Doctor of Sciences (Law), Director of Scientific and Educational Center for Human Rights, International Law and Problems of Integration, Kazan Federal University. Address. Krem-lyovskaya st. 18, Kazan, Russia, 420008. E-mail. roustem.davletguildeev@kpfu.ru

Vashurina E., Candidate of Sciences (Economics), Leading Specialist, Department of External Affairs, Kazan Federal University. Address. Kremlyovskaya st. 18, Kazan, Russia, 420008. E-mail. evashuri@mail.ru

Evdokimova Ya., Candidate of Sciences (Economics), Leading Specialist, Department of External Affairs, Kazan Federal University. Address: Kremlyovskaya st. 18, Kazan, Russia, 420008. E-mail. Ja-na.Akhmetzianova@kpfu.ru

Abstract. The experience and prospects of Russia's participation in the European research area are of particular interest in the context of the analysis of international research, technology and innovation (RTI) cooperation of the Russian Federation as a whole. It is especially necessary while developing various models of regional RTI integrations with Russia, taking into account new global and national challenges. Despite the general positive trend, there has been a decrease in the level of scientific cooperation between the Russian Federation and the EU over the past five years. The purpose of this article is to analyze and systematize modern policies and mechanisms of the RTI cooperation between the Russian Federation and the EU. Various schemes and mechanisms of multilateral, bilateral and unilateral levels are considered, depending on the composition and number of participating countries, and comparing top-down and bottom-up approaches. The authors conclude that in the process of integrating the Russian Federation into the European research area, the "top-down" approach dominates with the State playing the decisive role. This approach has proved its effectiveness allowing the formation of well-established procedures and mechanisms for interaction with a wide range of European actors, on a multilateral, bilateral and unilateral basis, the use of public financing tools, and focusing on global and national challenges. For further improvement and strengthening of the Russia-EU RTI ties, the parties should pay more attention to the "bottom-up" approach which presumes the development of various forms of scientific diplomacy, and other mechanisms for promoting civilian interaction on issues of science, education, cross-border mobility, etc.

Key words: international research cooperation, Russia, European Research Area, regional integration, legal regulation.

DOI: http.//dx.doi.org/10.15211/soveurope120201424__

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.